Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПО КИБЕРФИТНЕСУ'

ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПО КИБЕРФИТНЕСУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберфитнес / цифровые тренажеры / цифровые упражнения / средства исследования / cyber fitness / digital simulators / digital exercises / research tools

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косьмина Елена Алексеевна

Представлена оценка информативности цифровых тренажеров для киберфитнеса. Выявлены различия между классическими общепринятыми и цифровыми средствами исследования. Определена направленность цифровых упражнений и подобраны упражнения, позволяющие получить количественную оценку тренируемых способностей. Проведено исследование, результаты которого доказывают, что цифровые тесты информативны и перспективны в использовании и могут выступать в качестве педагогических средств и альтернативы общепринятым классическим средствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косьмина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE INFORMATIVENESS OF DIGITAL SIMULATORS FOR CYBERFITNESS

An assessment of the information content of digital simulators for cyber fitness is presented. Differences between classical conventional and digital research tools are revealed. The direction of digital exercises has been determined and generally accepted exercises have been selected, allowing to obtain a quantitative assessment of the trained abilities. A study has been conducted, the results of which prove that digital tests are informative and promising in use and can act as pedagogical tools and alternatives to conventional classical tools.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПО КИБЕРФИТНЕСУ»

УДК 796.011:796.05 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-25-31

ОЦЕНКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ЦИФРОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПО КИБЕРФИТНЕСУ

Е.А. Косьмина

Представлена оценка информативности цифровых тренажеров для кибер-фитнеса. Выявлены различия между классическими общепринятыми и цифровыми средствами исследования. Определена направленность цифровых упражнений и подобраны упражнения, позволяющие получить количественную оценку тренируемых способностей. Проведено исследование, результаты которого доказывают, что цифровые тесты информативны и перспективны в использовании и могут выступать в качестве педагогических средств и альтернативы общепринятым классическим средствам.

Ключевые слова: киберфитнес, цифровые тренажеры, цифровые упражнения, средства исследования.

ESTIMATION OF THE INFORMATIVENESS OF DIGITAL SIMULATORS FOR CYBERFITNESS

Kosmina E.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, e.kosmina@lesgaft. spb.ru, Russia, Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

An assessment of the information content of digital simulators for cyber fitness is presented. Differences between classical conventional and digital research tools are revealed. The direction of digital exercises has been determined and generally accepted exercises have been selected, allowing to obtain a quantitative assessment of the trained abilities. A study has been conducted, the results of which prove that digital tests are informative and promising in use and can act as pedagogical tools and alternatives to conventional classical tools.

Key words: cyber fitness, digital simulators, digital exercises, research tools.

Косьмина Елена Алексеевна, канд. пед. наук, доц., e.kosmma@^esgaft.spb.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Развитие физической культуры и спорта входит в число стратегических задач развития государства [1], в связи с этим все чаще современные авторы говорят о целесообразности преобразования данной отрасли в русле современных цифровых тенденций. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (от 24 ноября 2020 г. № 3081-р), касающимся стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране на период до 2030 года, цифровые технологии в области физической культуры и массового спорта опре-

деляются как ключевой вызов настоящего времени [2]. Безусловно, это ставит перед специалистами в области спорта задачи использования современных цифровых средств. В помощь тренерам по различным видам спорта разрабатываются компьютерные программы, сайты, мобильные приложения, позволяющие сэкономить время и сделать тренировочный процесс доступным и увлекательным для занимающихся.

В настоящее время в сети Интернет в свободном доступе существует достаточно большое количество различных тестов, упражнений и

игр, стало модным включать в тренировочный процесс упражнения для развития когнитивных и психомоторных способностей. Так, сотрудниками Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) разработана авторская программа для развития когнитивных и психомоторных способностей в онлайн-среде, получившая название «киберфитнес». Для проведения тренировок по ки-берфитнесу разработан специальный тренировочный портал - cyberten.ru. Нередко подобные цифровые упражнения используются не только в тренировочных целях, но и в качестве средств оценки конкретных способностей занимающихся. В спортивной метрологии среди требований, предъ -являемых к любому тесту, выделяются такие, как стандартность, надежность и информативность, вне зависимости от среды их реализации [3].

Целью исследования являлась оценка информативности цифровых тренажеров для киберфитнеса по сравнению с классическими общепринятыми методиками.

Задачи исследования:

1) определить направленность цифровых упражнений, подобрать общепринятые упражнения, позволяющие получить количественную оценку тренируемых способностей;

2) обосновать информативность цифровых тестов по сравнению с общепринятыми.

Методика и организация исследования. Исследование проходило с марта 2021 г. по май 2022 г. на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Для оценки информативности были выбраны 13 цифровых тренажеров, размещенных на онлайн-портале по киберфитнесу - cyberten.ru. В рамках решения задач исследования для каждого цифрового упражнения были подобраны от одного до трех аналоговых упражнений (тестов), позволяющих получить количественную оценку показателя, на тренировку и оценку которого направлено цифровое упражнение. В исследовании приняли участие 126 юношей в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2020 году авторами производилась оценка надежности предлагаемых цифровых тренаже -ров [4]. В ходе исследования были выявлены очень сильные, достоверные коэффициенты корреляции (р<0,01), свидетельствующие о высокой надежности тестов оценки простой зрительной реакции, памяти, скорости стрельбы, скорости печати, теппинг-тест и оценки контроля цели (оценка информативности ранее не проводилась).

Все представленные на сайте упражнения условно разделили на 2 группы: основанные на классических общепринятых методиках и автор -ские упражнения. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты сравнения цифровых и классических тренажеров

Название цифрового теста Кол-во проб Классический тест Кол-во проб Тесты, M±m

n Цифровой Классический К

Время простой зрительной 1260 Психотест 2.0, мс 1260 126 0,237±0,005 0,256±0,009 0,856***

реакции, мс

Чувство вре- 630 10 с 630 126 1,8±0,3 0,8±0,3 0,893***

мени, величина 630 30 с 630 126 4,3±0,9 4,5±1,0 0,679*

ошибки 504 60 с 504 126 12,6±2,9 16,3±4,1 0,351

Скорость

Восприятие, очки 252 восприятия, кол-во символов 252 126 1948±311 188,8±9,3 0,564

Глазомер и па- 630 Восприятие длины линии, см 630 126 65,5±4,9 0,5±0,07 0,815**

мять, % воспроизведения

630 Тест А.Р. Лурия, кол-во слов 630 126 65,5±4,9 7,3±0,2 0,493

Концентрация 252 Скорость переработки 252 126 1,04±0,3 1,16±0,5 0,865**

внимания 252 Ошибки 252 126 1,1±0,1 0,8±0,1 0,976***

(10 мин) 252 Пропущено 252 126 76,4±4,9 73,1±5,1 0,751**

252 Просмотрено 252 126 1560±219 1612±306 0,953***

Мелкая мото- Мелкая мото-

рика, ведущая 630 рика, ведущая 630 126 43,2±2,0 19,0±1,0 0,711*

рука, с рука, с

Мелкая мото-

Моторная асимметрия, с 630 рика, разница между результатами двух рук, с 630 126 14,8±2,1 3,1±0,8 0,416

Классический

Теппинг-тест 630 теппинг-тест Е.П. Ильина 630 126 135,4±3,6 160,3±10,9 0,901***

Зрительная память, очки 630 Тест А.Р. Лурия, кол-во слов 630 126 3297±348 7,3±0,2 0,395

Переключение внимания, с 630 Классические таблицы 630 126 11,1±1,8 16,9±2,0 0,776***

Шульте, с

Специальная координация, с 630 Коэффициент креативной гибкости 630 126 8,6±1,8 0,38±0,02 0,412

Примечание: от 0,9 до 1 - очень высокая связь, от 0,7 до 0, 9 - высокая связь, от 0,5 до

0,7 - средняя связь, *** - различия достоверны на уровне значимости р<0,001, ** - различия достоверны на уровне значимости р<0,01, * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05, К - коэффициент корреляции.

Так, в группе упражнений, основанных на классических общепринятых тестах, таких как «время простой зрительной реакции», «чувство времени» (кроме интервала 60 с), «концентрация внимания», «теппинг-тест», «переключение внимания» выявлены достоверные (р<0,01) очень сильные и сильные корреляционные связи. Это объясняется тем, что реализация подобных упражнений наиболее проста и алгоритм их функцио -нирования имеет схожесть c общепринятыми.

Для оценки информативности цифрового теста простой зрительной реакции на изменение цвета использовался аналогичный тест, представленный в программно-аппаратном комплексе «Психотест 2.0» (Нейро-софт).

Классическим аналогом цифрового теста для оценки чувства времени была выбрана общепринятая методика оценки длительности индивидуальной минуты [5]. По сигналу исследуемому предлагалось нажать кнопку «старт» на электронном секундомере «Интеграл С-01» и нажать кнопку «стоп» через заданный промежуток времени, тест проводился отдельно для интервалов 10, 30 и 60 секунд. Фиксировался модуль отклонения от заданного значения времени.

На следующем этапе исследуемым предлагалось после 2 попыток выполнения цифрового упражнения «Восприятие» прочитать фрагмент текста с экрана электронного устройства, оценивалось количество знаков в минуту [6].

Альтернативными тесту «Глазомер и память» были подобраны модифицированный тест А.Р. Лурия и упражнение «восприятие длины линии». В модифицированном тесте А.Р. Лурия исследуемому предлагалось прочитать один раз 10 слов, напечатанных на листе бумаге, и воспроизвести их спустя 1 минуту. Оценивалось количество безошибочно воспроизведенных слов. Также оценивалось наличие корреляционных связей между результатами, полученными в данном упражнении и в цифровом упражнении «зрительная память». Для оценки восприятия пространственных отрезков применялся тест «восприятие длины линии» [7].

Поскольку в основе цифрового теста для оценки концентрации внимания лежит модифицированная методика «кольца Ландольта», было принято решение произвести сравнение с результатами данного классического теста. Аналогичное сопоставление результатов осуществлялось и в цифровом упражнении «переключение внимания», основанном на таблицах Шульте, с его классическим бумажным аналогом, а также в упражнении «Теппинг-тест» с классической методикой теппинг -теста Е.П. Ильина.

Для оценки количественного показателя мелкой моторики выбрали, упражнение, заключающееся в манипулировании 15 карандашами, которые необходимо было собрать в кулак со стола по одному предмету, по

очереди, затем также по одному положить на стол. Выполняется без помощи второй руки [8]. Фиксировалось время, за которое исследуемый справлялся с задачей каждой рукой. Результат, показанный ведущей рукой, рассчитывался для оценки мелкой моторики. Разница между результатами, показанными ведущей и неведущей руками, рассчитывалась для оценки моторной асимметрии следующего цифрового упражнения, к которому переходили исследуемые.

Для проверки информативности теста «специальная координация» было выбрано классическое упражнение для оценки «гибкости мышления» по методике А.С. Лачинса с последующим расчетом коэффициента креативной гибкости.

В ходе исследования были выявлены закономерности, при выполнении классического варианта «теппинг-теста» на бумаге исследуемые в каждой попытке показывали гораздо более высокие результаты. Если учитывать, что нажатие на кнопку самых «медленных» компьютерных мышей регистрируются персональным компьютером в среднем за 0,025 с, а с точки зрения биомеханики нажатие указательным пальцем на кнопку манипулятора является выигрышным относительно варианта поднятия и опускания пера, где изменение положения звеньев биокинематической цепи происходит в суставе с большим количеством степеней свободы, то явление можно признать своего рода парадоксальным. Меньшее число задействованных в движении мышц требует меньше времени для сона-стройки психофизиолого-биомеханических параметров, обеспечивающих результирующее действие.

Обратная закономерность прослеживается в упражнении «переклю -чение внимания» в цифровом тесте, исследуемые в каждой попытке демонстрировали наилучшие результаты.

При сравнении второй группы тестов - авторских, выявлены достоверные (р<0,05), сильные корреляционные связи лишь упражнений «мелкая моторика» и «глазомер и память» с упражнением «восприятие длины линии». Отсутствие взаимосвязей в остальных упражнениях, а именно: «специальная координация», «зрительная память», «моторная асимметрия», «восприятие», может быть связано с тем, что данные упражнения являются комплексными и направлены на оценку сразу нескольких спо -собностей. В связи с этим необходим более глубокий анализ их направ -ленности с последующим подбором большего количества классических упражнений для сравнения их информативности.

Заключение. Определена направленность цифровых тренировочных упражнений для киберфитнеса. Предложено разделение цифровых упражнений на два типа: основанные на классических, общепринятых методиках и авторские упражнения. Подобраны общепринятые упражнения, позволяющие получить количественную оценку тренируемых способностей.

Степень информативности упражнений, основанных на классических общепринятых методиках, при реализации в цифровой среде составляла 100 %. Авторские цифровые тесты не всегда позволяют оценить локально один исследуемый показатель, в большинстве случаев данные упражнения являются комплексными и направлены на тренировку одновременно нескольких способностей.

Список литературы

1. Рапопорт Л.А., Томилова С.В., Энгин Ю.В. Цифровизация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне // Теория и практика физической культуры. 2020. № 5. С. 9-11.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081 -р, от 24.11.2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/docs/all/ 131173/ (дата обращения: 22.08.2022).

3. Бейсенова Г.К. Использование методов математической статистики в тестировании физической подготовленности спортсменов // Вестник спортивной науки. 2012. № 6. С. 65-68.

4. Косьмин И.В., Косьмина Е.А. Аппаратно-программный комплекс «Cyber10» для оценки психофизиологических качеств киберспортсменов // Олимпийский спорт и спорт для всех: сб. науч. трудов XXIV Междунар. науч. конгресс. Казань: Изд-во ПГАФКСиТ, 2020. С. 653-655.

5. Методические подходы к исследованию чувства времени у чело -века / О.Н. Кузнецов [и др.] // Вопросы психологии. 1985. Т. 31. № 4. С. 140.

6. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера) / В.Р. Кучма [и др.] // Гигиена и санитария. 2013. № 1. С. 22-26.

7. Проломова М.В., Глебко Т.В. Совершенствование подачи мяча у волейболисток 12-13-летнего возраста путем тренировки глубинного глазомера // Современные вопросы биомедицины. 2021. Т. 5. № 2 (15). С. 249259.

8. Бут-Гусаим В.В., Ярош А.С. Методы оценки мелкой моторики и силы кисти у пациентов с центральными и периферическими парезами, возможности их использования // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2017. № 3. С. 356-359.

References

1. Rapoport L.A., Tomilova S.V., Engin Yu.V. Cifrovizaciya otrasli fizicheskoj kul'tury i sporta na regional'nom urovne [Digitalization of the branch of physical culture and sports at the regional level] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 5. P. 9-11.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 3081-r, ot 24.11.2020 g. [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r, dated November 24, 2020] [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/all/131173/ (date of access: 22.08.2022).

3. Bejsenova G.K. Ispol'zovanie metodov matematicheskoj statistiki v testirovanii fizicheskoj podgotovlennosti sportsmenov [Using the methods of mathematical statistics in testing the physical fitness of athletes] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2012. No. 6. P. 65-68.

4. Kos'min I.V., Kos'mina E.A. Apparatno-programmnyj kompleks «Cyber10» dlya ocenki psihofiziologicheskih kachestv kibersportsmenov [Hardware-software complex "Cy-ber10" for assessing the psycho-physiological qualities of cybersportsmen] // Olympic sport and sport for all: coll. scientific proceedings of the XXIV Intern. scientific congress. Kazan: Publishing House of PGAFKSiT, 2020. P. 653-655.

5. Metodicheskie podhody k issledovaniyu chuvstva vremeni u cheloveka [Methodical approaches to the study of the sense of time in humans] / O.N. Kuznecov [et al.] // Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 1985. V. 31. No. 4. P. 140.

6. Fiziologo-gigienicheskaya ocenka vospriyatiya informacii s elektronnogo ustrojstva dlya chteniya (ridera) [Physiological and hygienic assessment of the perception of information from an electronic device for reading (reader)] / V.R. Kuchma [et al.] // Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 2013. No. 1. P. 22-26.

7. Prolomova M.V., Glebko T.V. Sovershenstvovanie podachi myacha u volejbolistok 12-13-letnego vozrasta putem trenirovki glubinnogo glazomera [Improving the ball serve in female volleyball players aged 12-13 by training the deep eye] // Sovremennye voprosy biomediciny [Modern issues of biomedicine]. 2021. V. 5. No. 2 (15). P. 249-259.

8. But-Gusaim V.V., Yarosh A.S. Metody ocenki melkoj motoriki i sily kisti u pacientov s central'nymi i perifericheskimi parezami, vozmozhnosti ih ispol'zovaniya [Methods for assessing fine motor skills and hand strength in patients with central and peripheral paresis, the possibility of their use] // Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University]. 2017. No. 3. P. 356-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.