Научная статья на тему 'Цифровые трансформации книжной культуры как предмет научных исследований'

Цифровые трансформации книжной культуры как предмет научных исследований Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сфера культуры
ВАК
Область наук
Ключевые слова
книга / книжная культура / книжное дело / книжный рынок / цифровизация / цифровые трансформации / книговедение / book / book culture / book business / book market / digitalization / digital transformations / bibliology

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Лопатина Наталья Викторовна, Воропаев Александр Николаевич

В настоящее время особенности цифровой трансформации книжной культуры – одна из актуальных проблем научных книговедческих исследований. На основе анализа данных статистики печати, показателей динамики книжного рынка авторы выделяют фиксируемые и прогнозируемые изменения книжной культуры, произошедшие под влиянием цифровых технологий. Определена необходимость опережающего теоретического осмысления и научно-обоснованного проектирования новых явлений и технологических решений в книжном деле. Проведена оценка способности современных наук о книге решать стоящие перед отраслью задачи цифрового развития. Разработана тематика перспективных исследований цифровых трансформаций книжной культуры в книговедении и междисциплинарном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Лопатина Наталья Викторовна, Воропаев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATIONS OF BOOK CULTURE AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

Nowadays, specifics of the digital transformation of book culture are one of the topical issues of scientific book research. Basing on the analysis of print¬ing statistics data, indicators of the book market dynamics, the authors identify the in book business has been determined. The assessment of ability of modern book sciences to solve the challenges of digital development facing the industry has been made. The subject matter of perspective studies of digital transformations of book fixed and predicted changes in book cul-ture that have occurred under the influ¬ence of digital technologies. The need for advanced theoretical understanding and scientifically based design of new phenomena and technological solutions culture in bibliology and in the interdisci¬plinary field has been developed.

Текст научной работы на тему «Цифровые трансформации книжной культуры как предмет научных исследований»

УДК 002.2+004.032.6

001: 10.48164/2713-301Х_2024_17_99

Н.В. Лопатина

Московский государственный институт культуры

lis.mgik0yandex.ru

А.Н.Воропаев

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

av240yandex.ru

ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В настоящее время особенности цифровой трансформации книжной культуры -одна из актуальных проблем научных книговедческих исследований. На основе анализа данных статистики печати, показателей динамики книжного рынка авторы выделяют фиксируемые и прогнозируемые изменения книжной культуры, произошедшие под влиянием цифровых технологий. Определена необходимость опережающего теоретического осмысления и научно-обоснованного проектирования новых явлений и технологических решений в книжном деле. Проведена оценка способности современных наук о книге решать стоящие перед отраслью задачи цифрового развития. Разработана тематика перспективных исследований цифровых трансформаций книжной культуры в книговедении и междисциплинарном поле.

Ключевые слова: книга, книжная культура, книжное дело, книжный рынок, цифровизация, цифровые трансформации, книговедение.

Актуальные геополитические вызовы обусловили смену модели государственной культурной политики1, новые задачи которой определяют приоритеты развития книжной индустрии в части направленности и содержания социально-информационного воздействия, ценностных установок традиционного и электронного контента, целевых аудиторий. Изменяющаяся парадигма функционирования и развития книжной культуры не только не снимает задачи ее цифрового преобразования, но и акцентирует значимость этих процессов, а также целесообразность управления ими на уровне государства.

1 Стратегия государственной культурной

политики на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 года № 2501-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/52710/ (дата обращения: 16.09.2024).

Тенденции книжного рынка [1; 2 и др.], характер и масштабы цифровых трансформаций отрасли [3; 4 и др.] требуют научного осмысления и конкретизации позиций книжной культуры в новой архитектуре информационного пространства, актуализации понимания современных производственных отношений в книжном деле, формирования обоснованных моделей книгоиздания и книгораспространения, адекватных цифровой экономике.

Проблема отставания книговедения от потребностей развития отраслевой практики, сведение теоретических разработок «к осмыслению уже свершившегося» [5, с. 3], отсутствие нацеленности на конструктивные преобразования и теории, и практики неоднократно отмечались М.П. Ельниковым, Н.В. Лопатиной, С.Н. Лютовым,

К.М. Сухоруковым и другими авторами на протяжении четверти века [5-9 и др.].

Более 10 лет назад, изучая материалы по состоянию книжного рынка [10; 11], С.Н. Лютов акцентировал внимание исследователей на том, что «сложившаяся... ситуация требует принципиально новых подходов не только от специалистов-практиков книгоиздательской отрасли и книжной торговли, но и настоятельно актуализирует новые задачи перед книговедением как наукой о книге и книжном деле» [7, с. 18]. На наш взгляд, сложно констатировать сформированность соответствующего исследовательского фронта в науках о книге: корпус книговедческих публикаций не позволяет выявить тенденцию количественного роста исследовательских работ, посвященных цифровизации книжной культуры и представляющих значимые теоретические результаты по этой тематике. Вместе с тем можно говорить о появлении новой предметной области, трансдисциплинарный характер которой определяется интенсивностью и направленностью изменений онтологии книжной культуры в условиях цифровых трансформаций. Ключевой задачей нашего исследования является определение фокусных точек данных процессов, требующих выявления и концептуального решения в предметном поле наук о книге. Современная книжная индустрия формирует онтологию нового качества, что заставляет задуматься о специфике современного этапа в истории книги, учитывая композитный характер наблюдаемых изменений для основания периодизации. Применение методов статистики печати позволяет выявить тенденции к изменениям не только на уровне производства книги, но и всей системы ее существования в масштабах современного общества. Это не нарушает позиций книжной культуры как социального института и демонстрирует эффективные механизмы воспроизводства данной сферы в условиях цифровой экономики и цифровых трансформаций культуры.

В первую очередь, речь идет о повышении востребованности электронной книги, о чем свидетельствует ежегодное увеличение емкости этого сектора книжного рынка, который по итогам 2023 г. составил около 10,4 % от общего объема отечественного книжного рынка [2, с. 5] и превысил показатели 2022 г. в денежном выражении на 19 % (с 10,56 млрд руб. до 12,57 млрд руб.) [2, с. 26]. Ежегодный рост объема В2С-сегмента рынка электронных книг в России (в 2023 г. на 17 % больше, чем в 2022 г. [2, с. 46-47], в 2022 г. увеличение на 7,8 % к обороту 2021 г. [1, с. 61] и т. д.) свидетельствует об изменениях читательского поведения в ракурсе предпочитаемых форматов восприятия контента и позволяет прогнозировать дальнейшее укрепление позиций электронной книги в повседневных читательских практиках.

Основным фактором роста рынка электронных книг в 2023 г. стали ауди-окниги, интерес к которым вырос сильнее, чем к текстовым электронным книгам. По данным компании «ЛитРес», объем продаж аудиокниг в 2023 г. увеличился на 24 % по сравнению с 2022 г. [2, с. 46-47]. Это подтверждает предположения о том, что точки развития современных читательских практик связаны с мультимодальными знаковыми комплексами [12], расширяющими традиционные трактовки чтения и представления о его границах в междисциплинарном исследовательском поле. Совершенствование технологий создания мультимодальных книжных продуктов, в частности технологии Тех^ (TTS), активно используемой для производства аудиокниг, выступает не просто стимулом развития товара и расширения рынка, но и фактором влияния на потребительскую аудиторию, требующим многоаспектного исследования.

Интенсивность диффузии электронных форматов книжного контента в читательские практики, на которую указывают показатели роста рынка

электронных книг, стимулируется новыми технологиями книгораспро-странения, реализующими в цифровой среде апробированные традиционным книжным делом инструменты подписки. Согласно данным, представленным компанией «ЛитРес», рост сегмента подписки в 2023 г. составил около 62 % по сравнению с аналогичным показателем в 2022 году. Именно подписка оценивается как драйвер развития рынка электронных книг и рассматривается в качестве ключевого фактора прогнозируемого роста рынка электронных книг в 2024-2025 гг. [2, с. 46].

Перспективы развития книжного дела связываются аналитиками с активизацией внедрения технологий искусственного интеллекта в редакци-онно-издательский процесс и организацию книжной торговли [2, с. 61], что определяет необходимость разработки данного вопроса в правовом и экономическом ракурсе. Кроме того, «отрасли предстоит большая дискуссия о границах использования генеративных моделей ИИ, то есть моделей, способных создавать новый контент» [2, с. 64].

Несмотря на сохранение устойчивых позиций традиционной книги на отечественном рынке и в читательских практиках населения, сохраняется обнаруженная ранее тенденция к цифровым трансформациям системы книжной торговли. По данным 2023 г. доля интернет-продаж в общем объеме реализации печатных книг (без учета сектора электронных книг и сектора продаж бюджетным организациям) составила 50,1 % [2, с. 5]. В денежном выражении оборот российской книжной торговли в Интернете составил 45,72 млрд рублей, что на 25,3 % больше, чем в предыдущем году [2, с. 26]. Тенденцию подтверждают данные других национальных рынков: в 2022 г. интернет-продажи принесли примерно две трети общего дохода издательской индустрии в Швеции (59,3 %), Великобритании (59,1 %), Италии (52,3 %) [2, с. 59].

Одним из показателей выступает новая «иерархия» каналов продаж бумажных книг, сохраняющаяся в течение двухлетнего периода. Лидерские позиции по объему продаж с долей 41,46% рынка занимают маркетплейсы, демонстрируя и в первой половине 2024 г. тенденции к росту. Именно этот канал определил увеличение объемов интернет-продаж по сравнению с предыдущими периодами [2, с. 26]. Основными факторами популярности этого канала называются ценовой демпинг со стороны маркетплейсов, удобство получения заказов, возможность покупки разных категорий товаров на единой интернет-площадке [2, с. 29].

Второе место с тенденцией к росту удерживают платформы и сервисы, объединяющие социальную сеть, короткие видео и интернет-магазин ШкТок, Xiaohongshu, Weibo и WeChat) (26,67 % рынка в 2023 г., 16,4 % в 2022 г.). Активность именно этих новых игроков книжного рынка снижает долю специализированных онлайн-площадок книжной торговли (сайты традиционных книгораспространителей): в 2023 г. она составила 19,93 %, что на 3,27 % меньше, чем в 2022 г. [2, с. 62]. Предвидимый характер усиления позиций собственных интернет-площадок отдельных издательств подтверждает увеличение доли продаж в этом канале реализации на 7,7 % и сокращение интернет-продаж у книжных магазинов на 16,3 % [2, с. 43].

Одной из устойчивых тенденций выступает снижение доли рынка традиционных книжных магазинов. В 2023 г. на этот канал пришлось лишь около 11 % продаж по сравнению с 15,3 % в 2022 г. и 19,6 % в 2019 году. Падение доли продаж в 2023 г. относительно 2019 г. составило более 60 % [2, с. 62]. Согласно данным, предоставленным представителями офлайн-розницы, посещаемость магазинов снизилась в среднем на 5,9 %, при зафиксированном рядом сетей более значительном снижении - до 16 % [2, с. 29], что обусловлено обращением покупателей к онлайн-каналам книжной

торговли, высокой конкуренцией с рынком цифровых книг, ростом операционных затрат и снижением выручки [2, с. 40]. Следствием этих изменений читательских практик выступают обозначаемые некоторыми региональными сетями риски дальнейшего закрытия книжных магазинов в 2024 г. [2, с. 41].

Принципиальной характеристикой этапа цифровых трансформаций книжной культуры выступает тенденция к укреплению позиций и расширению разнообразия предложений книжного рынка в форматах издательских проектов, генерирующих и распространяющих продукты нового качества, например самопубликаций [13]; интерактивных книжных приложений, конвергирующих различные виды контента [14]1; платформенных сервисов для создания, публикации и дистрибуции книжного и иного медийного контента. Цифровой самиздат выступает одним из наиболее динамично развивающихся направлений книжного рынка, который демонстрирует в последние годы увеличение аудитории авторов и потребителей контента, ассортимента продукции, объемов продаж и гонораров. По оценке компании J'son and Partners Consulting, объем рынка самиздата в России в 2023 г. вырос на 30-35 % по сравнению с 2022 г. и достиг 5,17 млрд рублей. Средний тираж «сетевых» авторов составляет 3,5 тыс. экземпляров, что сопоставимо с показателями традиционного книгоиздания [2, с. 51]. По прогнозам агрегаторов платформ самиздата, представленным на отраслевых практических конференциях, ожидаемый рост этого направления книжного рынка до конца 2024 г. составит в денежном выражении 30-40 %, в объеме потребления соответствующего контента прогнозируются более высокие показатели роста.

Трансформации в условиях новых технологических режимов традици-

1 Появление интерактивных книжных приложений точно объяснила Л.В. Зимина: «новые носители (книжные технологии) породили новое поколение книг» [15, с. 20].

онных механизмов книжного дела и базовых отношений акторов книжной культуры требуют организации полноценного систематического анализа всего разнообразия новационных явлений не только в ракурсе цифровой экономики, но и в силу социальных эффектов креативных составляющих современной книжной индустрии.

Фиксируемые и прогнозируемые изменения книжного рынка доказательно обосновывают особенности современного этапа развития книжной культуры, которые четко сформулированы в работе И.В. Лизуновой и С.В. Павленко: «...видоизменяются форматы книги, формируются новые уникальные сегменты книжного рынка, расширяются и усложняются практики медиапотребления, возникают и развиваются новые медийные компетенции у всех участников кодирования, медиации и раскодирования текстов. В цифровое пространство уходит не только сама книга, но и коммуникационная среда, существующая вокруг книги, формируется ее новая инфраструктура» [15, с. 21-22].

Если следовать книговедческой исследовательской традиции, то результатом изучения цифровых трансформаций книжной культуры должна стать «обобщенная теоретическая модель наиболее общих закономерностей дви-жения,развития, смены форм книги как объективного явления социальной действительности» [16, с. 182]. Несмотря на понятность исследовательских целевых ориентиров, подобная научная задача представляется достаточно сложной в силу целого ряда онтологических, гносеологических, методологических и организационных проблем, с которыми сталкиваются современные науки о книге. Очевидность новой онтологии определяет отказ от науко-центризма, что объясняется не только отмеченным отставанием наук о книги от насущных проблем отраслевой практики, но и необходимостью ревизии их методологического аппарата, а также

инструментов теоретического познания и конструирования на предмет соответствия актуальным исследовательским задачам.

Результативность исследований цифровых трансформаций книжной культуры зависит от определения того, что выступает предметом изучения:

а) новая онтология книги и книжного дела, которая уже настолько сильно интегрирована в повседневные практики, что создает иллюзию разработанности. Изменения границ и структуры книжного дела актуализируют выработку адекватных настоящему этапу методов изучения системы создания, распространения и использования книжной продукции, модернизацию инструментов книжной статистики (обоснование дополнительных индикаторов и информативных показателей динамики, характеризующих современное состояние книжного дела), а также методов определения направлений цифрового развития книжной культуры, требующих государственной поддержки в силу высокой социальной значимости;

б) произошедшие изменения, констатируемые и фиксируемые посредством количественных методов в русле статистики печати, цифровой экономики и социометрии читательских практик. В данном случае внимание акцентируется на переходе «от перечисления преимуществ и недостатков книги в традиционной или цифровой форме к взвешенному анализу различных аспектов их развития» [17, с. 208], к переосмыслению ряда ключевых положений книговедения. Эта научная задача определяется необходимостью выработки инструментов изучения социального бытования книги, данные об изменениях которого не всегда поддаются формализованному сбору и анализу;

в) сам процесс цифровых трансформаций как фрагмент эволюции книжной культуры и возможности его целенаправленного регулирования. В данном случае книжная культура рассматривается в русле предложенного

С.А. Пайчадзе определения как «уровень, достигнутый книжным делом в сочетании с исторически сложившимися традициями и реалиями в отношении народа к книге в конкретной стране (или регионе) на определенной ступени развития общества», как «показатель уровня технологического развития государства» и «свидетельство об интеллектуальном потенциале населения» [18, т. 1, с. 4].

Не меньшую важность представляет выбор методологической платформы изучения цифровых трансформаций книжной культуры, ибо динамика понятия «книга» в цифровой среде и, соответственно, необходимость уточнения всего понятийного аппарата, показывает исследовательскую неэффективность документоведческой парадигмы. В то же время невозможно отрицать целесообразность применения ее отдельных положений, а также традиций деятельностной методологии, коммуни-цируемой с культурологическими подходами, с общей теорией чтения [19]. Эта логика определяется пониманием того, что «глобальные изменения в способах создания, производства, фиксации и репродуцирования книг, появление электронных текстов неизбежно влекут за собой фундаментальные культурные и социальные последствия» [15].

В силу трансдисциплинарного характера изучения цифровых трансформаций трудно не согласиться с И.В. Лизуновой относительно эвристич-ности понятия «медиасреда» для исследований книжной культуры [20]. Вместе с тем это не просто случай интервенции в теоретическое конструирование некоторого промежуточного понятия. Категоризация книжной культуры в рамках медиалогии как комплексной научной дисциплины о средствах массовой коммуникации1, по сути дела, представляет вызов для современных наук

Категоризация книжной культуры в рамках медиалогии еще находится на этапе институционализации и не имеет четко установленных границ и структуры, но которую образно называют «наукой будущего» [22].

о книге, вписывая ее саму, и, следовательно, ее объект, круг приоритетных научных задач не только в новый познавательный контекст, но и в новую научную метасистему, что подразумевает фокусирование исследовательских усилий на несколько иных аспектах книги, книжного дела, книжной культуры. Следует обратить внимание на то, что этот процесс прослеживается в и отраслевом образовании, что вполне закономерно в силу интеграции издательских практик в экосистемы нового качества.

Интеграция в медиалогию действительно дает приращение познания книжной культуры в условиях глобальных, цивилизационных трендов, причем не только в ставшем уже привычным констатирующем ключе, но и в преобразующем. В этом контексте правомерно мнение Д.А. Эльяшевича относительно перспективности медиалогического подхода в современных исследованиях книги и книжного дела в силу его способности «снять многие проблемы и превратить книговедческое знание в более или менее стройную непротиворечивую систему» [22].

Новые форматы и технологии производства и распространения «книжного» контента объективно выходят за рамки традиционного книговедческого дискурса, но рассмотрение их только в культурологическом русле - методологическая ловушка для развития книговедения. Изучение книжной культуры в рамках медиалогии, культурологических приоритетов ее методологии эвристично для определения онтологического статуса книги в структуре современных социальных коммуникаций, для осмысления социальных и культурных следствий бытования книги (традиционной и электронной). Между тем медиалогия не владеет достаточным арсеналом теоретических конструкций для формирования новой онтологии книжной культуры1, для проектирования адекватных современному этапу инстру-

В том числе форматов существования книги, которые придут на смену существующим сегодня.

ментов книжного дела и новых моделей управления книжной отраслью.

В этой связи не теряет актуальности вопрос будущего наук о книге, имеющий несколько ракурсов, но требующий системного решения, в первую очередь, определения их метасистемы, которая на сегодняшний день не идентична официальной номенклатуре научных специальностей, включающей исследования всей отраслевой проблематики в раздел наук о культуре.

Логика наблюдаемых изменений существования и функционирования книги в новых реалиях усиливает необходимость исследований фундаментального характера, концентрирующих внимание ученых на уточнение категориального аппарата современного книговедения; на понимание природы книги в рамках книговедческого дискурса с учетом трансформации технологий производства и форматов бытования; на определение новых границ и архитектуры книжного дела в структуре формирующейся цифровой экономики и построение научно-обоснованной системы его регулирования.

В этой связи актуальность и теоретическую значимость демонстрируют фундаментальные исследования, направленные на получение новых теоретических результатов и дальнейшее развитие книговедческих знаний, в том числе, на определение / уточнение / разграничение бытующих сегодня понятий «цифровое издание», «электронное издание», «электронная книга», «цифровая книга», «цифровые жанры», «контент», «файл для скачивания» и т. п., а также на разработку проблемы соотношения понятий «текст», «произведение», «книга» в контексте современных технологических, правовых и экономических режимов.

Отдельную теоретическую задачу составляет изучение конвергенции книгоиздания и книгораспространения, механизмов создания систем нового качества, в которых дифференциация компонентов книжной культуры по преж-

ним критериям невозможна. Наблюдая формирование практикой первичного уровня этого процесса как в формате прототипов, так и в формате готовых продуктов и решений, можно говорить о том, что без изучения перехода этих ключевых компонентов книжного дела в смешанное качество затрудняется прогнозирование дальнейших изменений субъектных отношений в книжной культуре. Экстраполируя тенденции, констатируемые в отраслевом докладе (хотя данный метод нельзя считать достаточно эффективным для прогнозирования критических направлений книжной отрасли), можно предвидеть появление новых конвергентных образований, в которые будут входить автоматическое производство контента, изменение логики метаданных и их распространения, расширение разнообразия форм книгораспространения в рамках формирующихся экосистем и т. д.

На стыке фундаментальных и прикладных книговедческих исследований актуализируется блок задач, направленных на обеспечение книжной индустрии, производственных и экономических процессов наукоемкими разработками и интеллектуальными решениями, учитывающими отраслевую специфику. Практическое значение приобретает осмысление природы и механизмов трансформации производственных циклов в условиях цифровой экономики, теоретической и практико-ориентиро-ванной реализации идеологии платформенной экономики в книжном деле, в том числе книговедческая разработка понятия «издательская платформа» в качестве нового объекта исследований наук о книге и как результата цифровых трансформаций, изменивших традиционную систему книжного дела.

Композитная природа цифровых издательских платформ как информационно-экономических систем, реализующих новые модели взаимодействия акторов книжной культуры, требует выхода за пределы гуманитарных дискурсов и рассмотрения их на стыке

книговедения, информатики (теории информационных систем и процессов), а также экономики для получения результативного ответа на потребности отраслевой практики. В числе наиболее актуальных задач - создание моделей (алгоритмов, логики), повышающих эффективность взаимодействия участников создания цифрового книжного контента, дистрибуции, производства и обмена метаданными и т. д.; вопросы редакционной политики издательских платформ; развитие «книжных» компонентов цифровых экосистем; разработка соответствующих бизнес-моделей и проектирование участия в них государства. Новые бизнес-модели обусловили концентрацию усилий современной книжной индустрии на создание среды, обеспечивающей не только производство и реализацию книжной продукции, но и привлечение создателей нового контента, на формирование цифровой инфраструктуры чтения. Это выводит на позиции актуальных задач разработку новых цифровых издательских сервисов; инструментов усиления (расширения) метаданных рекомендательного характера и дополнительного интерактивного контента с целью увеличения доступности предложений и объема продаж. Предметом таких исследований и разработок выступают новые модели дистрибуции, стратегии цифрового маркетинга книжного рынка, механизмы рынка В2В в условиях цифровой экономики, коммерциализация книжного контента.

В ряду приоритетных научных задач, которые стоят сегодня перед науками о книге - содействие развитию национального библиографического института в условиях цифровых трансформаций. Ориентация на опыт подобных институций в других государствах вне учета национальных традиций книжной культуры - особая характеристика его функционирования в прошедшее десятилетие. Она доказывает риски оторванности этой структуры от актуальных тенденций отраслевого развития.

Принципиальный характер приобретают вопросы о том, в какую экосистему цифрового мира должен быть встроен национальный библиографический институт, какими путями оптимизации механизмов сбора метаданных и организации их социально значимого и коммерчески эффективного функционирования руководствоваться; какие векторы развития статистики печати избрать в условиях смены доминирующих форматов функционирования книги в обществе, муль-тимодальности, размывания критериев изучаемых явлений и необходимости определения показателей, устойчивых к континууму трансформаций книжной сферы и позволяющих собирать сопоставимые данные.

В русле гуманитарных книговедческих исследований актуальными остаются изучение современной потребительской аудитории с учетом генерационной специфики в аналитическом и прогностическом ракурсе; научно обоснованное проектирование издательского репертуара, соответствующего стратегической повестке развития государства; задачи вовлечения молодой аудитории в читательские практики и литературный процесс; создание социально-ориентированных технологий продвижения чтения и индивидуальной сегментации рекомендательных сервисов. Особого внимания на стыке наук о книге и наук об образовании требует вопрос о кадровом обеспечении отрасли, о подготовке компетентных специалистов в соответствии с потребностями развития книжного дела.

Фиксируемые изменения книжной культуры побуждают науки о книге к реакции не только на уровне теоретического фундамента, но и в русле прак-тико-ориентированных исследований, в опережающем режиме обеспечивая отрасль новыми моделями и технологическими разработками, выявленными закономерностями, научно обоснованными прогнозами. Несмотря на то, что в данном случае сохраняются традиционные методологические диспозиции различных отраслей наук о книге, принципиальное значение имеет единство установок и инструментов познания книги и книжной культуры, позволяющих получить результаты, значимые для практики книжного дела и его развития, для их существования в цифровом мире.

Ключевые задачи изучения цифровых трансформаций книжной культуры состоят, во-первых, в кодификации, упорядочении несистематизированных знаний о новых явлениях и процессах в развитии книжного дела, во-вторых, в проектировании новых технологических решений (в широкой трактовке категории «технология») в коммуникации современных наук о книге с методологическими установками и теоретическими инструментами других научных дисциплин при сохранении базовых отраслевых интересов и задач. Именно такой подход обеспечит опережающее проектирование практики книжного дела и будет содействовать формированию научных основ государственной политики, отвечающей задачам развития книжной культуры в условиях цифровых трансформаций.

Список литературы

1. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, Е.В. Соловьева, С.Ю. Зорина, О.М. Казакова, под общ. ред. В.В. Григорьева, М-во цифр. развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Москва, 2023. 101 с.

2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Год 2023. Отраслевой доклад. Вып. XVI / А.Н. Воропаев, С.Ю. Зорина, Е.А. Зенина, О.М. Казакова, под общ. ред. В.В. Григорьева, М-во цифр. развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Москва, 2024. 94 с.

3. Казакова Г.М. Цифровой мир и книжная культура // Человек. Культура. Образование. 2023. № 3. С. 10-22.

4. Стефановская Н.А. Социокультурная ситуация чтения в эпоху цифровизации // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11, № 5А. С. 173-180.

5. Ельников М.П. Теоретические проблемы методологии книги: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 1999. 38 с.

6. Лопатина Н.В. Книжная культура информационного общества // Культура: теория и практика. 2016. № 5-6 (14-15). С. 8.

7. Лютов С.Н. Актуальные проблемы развития книжного дела и науки о книге // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1(29). С. 18-21.

8. Сухоруков К.М. Проблемы развития книговедения на современном этапе // Книжная культура: опыт прошлого и проблемы современности: материалы междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 нояб. 2010 г.). Москва, 2010. С. 321-323.

9. Сухоруков К.М. Информационная культура, книговедение и современное книжное дело: взаимосвязи и трансформации // Библиография и книговедение. 2022. № 1 (438). С. 45-56.

10. Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития. 2010 г.: отрасл. аналит. докл. / под общ. ред. В.В. Григорьева. Москва: Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. 78 с.

11. Ленский Б.В., Воропаев А.Н., Столяров А.А. Книгоиздание в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Книга: исследования и материалы. Москва, 2009. Сб. 91/I-II. С. 5-23.

12. Лопатина Н.В. Цифровой мир чтения [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика. 2023. № 3-4(54). URL: http://theoryofculture.ru/issues/131/1611/ (дата обращения: 16.09.2024).

13. Зимина Л.В. Self-publishing: авторские и издательские интернет-платформы самопубликаций // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3(25). С. 135-141.

14. Зимина Л.В. Новое поколение цифровых книг, или интерактивные книжные приложения в современной медиасистеме // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2023. № 1. С. 19-28.

15. Лизунова И.В., Павленко С.В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. 2020. № 1. С. 12-23.

16. Беловицкая А.А. Общее книговедение: [учеб. пособие для вузов по спец. «Книговедение и организация кн. торговли»]. Москва: Книга, 1987. 256 с.

17. Лютов С.Н. Традиционная книга и электронные издания: проблемы и перспективы сосуществования // Книжная культура: опыт прошлого и проблемы современности: к 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в Петрограде: материалы междунар. конф. (Москва, 24-25 нояб. 2010 г.). Москва: Наука, 2010. С. 208-210.

18. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока: в 6 т. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. Т. 1-6.

19. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. 2-е изд., доп. Москва: Наука, 2022. 303 с.

20. Лизунова И.В. Перспективы использования понятия «медиасреда» при изучении книжной культуры // Книжная культура в системе современного социогуманитарного знания: тез. докл. Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 18-19 апр. 2024 г. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2024. С. 6.

21. Суходолов А.П., Рачков М.П. Медиалогия - наука будущего (приглашение к продолжению дискуссии, начатой журналом в 2016 г.) // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 3. С. 267-286.

22. Эльяшевич Д.А. Книговедение: жизнь после смерти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 217. С. 55-81.

Сведения об авторах:

Лопатина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

ул. Библиотечная, 7, Химки, Московская обл., 141406 lis.mgik@yandex.ru

Воропаев Александр Николаевич, кандидат филологических наук, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Пресненская набережная, 10, стр. 2, Москва, 123317 av24@yandex.ru

Дата поступления статьи: 13.09.2024

Одобрено: 20.09.2024

Дата публикации: 10.10.2024

Для цитирования:

Лопатина Н.В., Воропаев А.Н. Цифровые трансформации книжной культуры как предмет научных исследований // Сфера культуры. 2024. № 3 (17). С. 99-111. DOI: 10.48164/2713-301Х_2024_17_99

УДК 002.2+004.032.6

DOI: 10.48164/2713-301X_2024_17_99

N.V. Lopatina

Moscow State Institute of Culture lis.mgik0yandex.ru

A.N. Voropayev

Ministry of Digital Development, Communication and Mass Communications of the Russian Federation

av240yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DIGITAL TRANSFORMATIONS OF BOOK CULTURE AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH

Nowadays, specifics of the digital transformation of book culture are one of the topical issues of scientific book research. Basing on the analysis of printing statistics data, indicators of the book market dynamics, the authors identify the

fixed and predicted changes in book culture that have occurred under the influence of digital technologies. The need for advanced theoretical understanding and scientifically based design of new phenomena and technological solutions

in book business has been determined. The assessment of ability of modern book sciences to solve the challenges of digital development facing the industry has been made. The subject matter of perspective studies of digital transformations of book

References

culture in bibliology and in the interdisciplinary field has been developed.

Keywords: book, book culture, book business, book market, digitalization, digital transformations, bibliology.

1. Knizhny'j ry'nok Rossii. Sostoyanie, tendencii i perspektivy' razvitiya: otraslevoj doklad (2023) [Book Market of Russia. Conditions, Trends and Development Prospects: Industry Report] A.N. Voropaev, E.V. Solovyova et al. General Editor V.V. Grigoriev. Moscow. Ministry of the Digital Development, Communication and Mass Communications of the Russian Federation. (In Russian).

2. Knizhny'j ry'nok Rossii. Sostoyanie, tendencii i perspektivy' razvitiya. God 2023. Otraslevoj doklad. Vy'pusk XVI (2024) [Book Market of Russia. Conditions, Trends and Development Prospects. Year 2023. Industry Report. No. XVI]. A.N. Voropaev, S.Yu. Zorina, E.A. Zenina et al. General Editor V.V. Grigoriev. Moscow: Ministry of the Digital Development, Communication and Mass Communications of the Russian Federation. (In Russian).

3. Kazakova, G.M. (2023) Cifrovoj mir i knizhnaya kul'tura [Digital World and Book Culture]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Man. Culture. Education], No. 3, 10-22. (In Russian).

4. Stefanovskaya, N.A. (2021) Sociokul'turnaya situaciya chteniya v e'poxu cifrovizacii [Sociocultural Reading Situation in the Era of Digitalization]. Kul'tura i civilizaciya [Culture and Civilization], Vol. 11, No. 5A, 173-180. (In Russian).

5. El'nikov, M.P. (1999) Teoreticheskie problemy' metodologii knigi: avtoreferat dissertacii... doktora filologicheskix nauk [Theoretical Problems of the Methodology of the Book: abstract of doctoral thesis in philology]. Moscow. (In Russian).

6. Lopatina, N.V. (2016) Knizhnaya kul'tura informacionnogo obshhestva [Book Culture of the Information Society]. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: Theory and Practice], No. 5-6 (14-15), 8. (In Russian).

7. Lyutov, S.N. (2012) Aktual'ny'e problemy' razvitiya knizhnogo dela i nauki o knige [Actual Problems of the Development of Book Business and Book Science]. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury' i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], No. 1 (29), 18-21. (In Russian).

8. Suxorukov, K.M. (2010) Problemy' razvitiya knigovedeniya na sovremennom e'tape [Problems of the Development of Bibliology at the Present Stage]. Knizhnaya kul'tura: opy't proshlogo i problemy' sovremennosti: materialy' mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Moskva, 24-25 noyabrya 2010 godal [Book Culture: the Experience of the Past and the Problems of Modernity: Materials of International Scientific Conference (Moscow, November 24-25, 2010)]. Moscow, 321-323. (In Russian).

9. Suxorukov, K.M. (2022) Informacionnaya kul'tura, knigovedenie i sovremennoe knizhnoe delo: vzaimosvyazi i transformacii [Information Culture, Bibliology and Modern Book Business: Relationships and Transformations]. Bibliografiya iknigovedenie [Bibliography and Bibliology], No. 1 (438), 45-56. (In Russian).

10. Knizhny'j ry'nok Rossii: sostoyanie, tendencii i perspektivy' razvitiya. 2010 god: otraslevoj analiticheskij doklad (2011) [Russian Book Market: Conditions, Trends and Development Prospects. 2010: Industry Analytical Report]. General Editor V.V. Grigoriev. Moscow: Federal Agency for Printing and Mass Communications. (In Russian).

11. Lenskij, B.V., Voropaev, A.N., Stolyarov, A.A. (2009) Knigoizdanie v Rossii: sostoyanie, problemy' i perspektivy' razvitiya [Book Publishing in Russia: Conditions, Problems and Development Prospects]. Kniga: issledovaniya i materialy' [Book: Research and Materials]. Moscow, Collection 91/I-II, 5-23. (In Russian).

12. Lopatina, N.V. (2023) Cifrovoj mir chteniya [Digital World of Reading]. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: Theory and Practice], No. 3-4(54). URL: http://theoryofculture.ru/ issues/131/1611/ (data obrashheniya: 16.09.2024). (In Russian).

13. Zimina, L.V. (2017) Self-publishing: avtorskie i izdatel'skie internet-platformy' samopublikacij [Self-Publishing: Copyright and Publishing Internet Platforms for Self-Publishing]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. [Sign: a Problem Field of Media Education], No. 3(25), 135-141. (In Russian).

14. Zimina, L.V. (2023) Novoe pokolenie cifrovy'x knig, ili interaktivny'e knizhny'e prilozheniya v sovremennoj mediasisteme [A New Generation of Digital Books, or Interactive Book Applications in the Modern Media System]. Izvestiya vy'sshixuchebny'x zavedenij. Problemy' poligrafii i izdatel'skogo dela [Bulletin of Higher Educational Institutions. Problems of Printing and Publishing], No. 1, 19-28. (In Russian).

15. Lizunova, I.V., Pavlenko, S.V. (2020) Transformaciya knigi v usloviyax medijny'x revolyucij [Transformation of the Book in the Context of Media Revolutions]. Bibliosfera [Bibliosphere], No. 1, 12-23. (In Russian).

16. Beloviczkaya, A.A. (1987) Obshhee knigovedenie: uchebnoe posobie dlya vuzov po special'nosti "Knigovedenie i organizaciya knizhnoj torgovli" [General Bibliography: a Study Guide for Universities in Specialty "Book Science and Organization of Book Trade]. Moscow: Kniga. (In Russian).

17. Lyutov, S.N. (2010) Tradicionnaya kniga i e'lektronny'e izdaniya: problemy' i perspektivy' sosushhestvovaniya [Traditional Book and Electronic Publications: Problems and Prospects of Coexistence]. Knizhnaya kul'tura: opy't proshlogo i problemy' sovremennosti: k 90-letiyu Nauchno-issledovatel'skogo instituta knigovedeniya v Petrograde: materialy' mezhdunarodnoj konferencii (Moskva, 24-25 noyabrya 2010 godal [Book Culture: the Experience of the Past and Problems of our Time: to the 90th Anniversary of the Research Institute of Bibliography in Petrograd: Materials of International Conference (Moscow, November 24-25, 2010). Moscow: Nauka, 208-210. (In Russian).

18. Ocherki istorii knizhnoj kul'tury' Sibiri i Dal'nego Vostoka: v 6 tomax (2000) [Essays on the History of Book Culture in Siberia and the Far East: in 6 Volumes]. Novosibirsk: the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Vol. 1-6. (In Russian).

19. Melent'eva, Yu.P. (2022) Obshhaya teoriya chteniya. Izdanie 2-e dopolnennoe [General Theory of Reading. The 2nd Edition, Expanded]. Moscow: Nauka. (In Russian).

20. Lizunova, I.V. (2024) Perspektivy' ispol'zovaniya ponyatiya "mediasreda" pri izuchenii knizhnoj kul'tury' [Prospects for Using the Concept of 'Media Environment' in the Study of Book Culture]. Knizhnaya kul'tura v sisteme sovremennogo sociogumanitarnogo znaniya: tezisy' dokladov Vserossijskoj nauchnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 18-19 aprelya 2024 goda [Book Culture in the System of Modern Social Humanitarian Knowledge: Abstracts of Reports of the All-Russian Scientific Conference, Saint Petersburg, April 18-19, 2024]. Saint Petersburg: the Saint Petersburg State Institute of Culture, 6. (In Russian).

21. Suxodolov, A.P., Rachkov, M.P. (2017) Medialogiya - nauka budushhego (priglashenie k prodolzheniyu diskussii, nachatoj zhurnalom v 2016 gody) [Medialogy as a Science of the Future (an Invitation to Continue the Discussion Begun by the Journal in 2016)]. Voprosy' teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], Vol. 6, No 3, 267-286. (In Russian).

22. E'l'yashevich, D.A. (2018) Knigovedenie: zhizn' posle smerti [Bibliology: Life after Death]. Trudy' Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury' [Proceedings of the Saint Petersburg State Institute of Culture], Vol. 217, 55-81. (In Russian).

About the authors:

Natalya V. Lopatina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Library and Information Sciences of the Moscow State Institute of Culture

7 Bibliotechnaya Str., Khimki, Moscow Region, 141406 lis.mgik@yandex.ru

Alexander N. Voropayev, PhD in Philology, Head of the Department for Support of the Literary Process, Book Exhibitions and Propaganda of Reading of the Ministry of Digital Development, Communication and Mass Communications of the Russian Federation

10 Presnenskaya Embankment, Building 2, Moscow, 123317 av24@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.