Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башкирева А.В., Башкирева Т.В.

Основной задачей внедрения IT-технологий в работу ЖКХ выступает повышение прозрачности и отлаженности всех направлений функционирования коммунального хозяйства. В статье рассматриваются специфические черты цифровой экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Оцениваются перспективы внедрения передовых технологий в область предоставления коммунальных услуг. Перечисляются основные проблемы, связанные с автоматизацией процессов в ЖКХ, намечаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башкирева А.В., Башкирева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The main task of introducing IT technologies into the work of housing and communal services is to increase the transparency and smoothness of all areas of the functioning of the communal services. The article examines the specific features of the digital economy in the field of housing and communal services. The prospects for the introduction of advanced technologies in the provision of public services are assessed. The main problems associated with the automation of processes in housing and communal services are listed, ways of their solution are outlined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖКХ»

Цифровые технологии в сфере ЖКХ

Башкирева А.В. и Башкирева Т.В.*

Российский государственный университет имени С.А.Есенина, факультет физического

воспитания и спорта, Рязань, Россия *Автор-корреспондент: bashkireva.t.v@gmail.com

Ключевые слова: Цифровизация, коммунальные услуги, IT-технологии, жилищное хозяйство.

Abstract: Основной задачей внедрения IT-технологий в работу ЖКХ выступает

повышение прозрачности и отлаженности всех направлений функционирования коммунального хозяйства. В статье рассматриваются специфические черты цифровой экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Оцениваются перспективы внедрения передовых технологий в область предоставления коммунальных услуг. Перечисляются основные проблемы, связанные с автоматизацией процессов в ЖКХ, намечаются пути их решения.

Digital technologies in the field of housing and communal

services

Bashkireva A.V. and Bashkireva T.V.*

Esenin Russian State University, Faculty of Physical Education and Sports, Ryazan, Russia *Corresponding author: irina_0898@ bashkireva.t.v@gmail.com

Keywords: Digitalization, utilities, IT technologies, housing.

Abstract: The main task of introducing IT technologies into the work of housing and communal

services is to increase the transparency and smoothness of all areas of the functioning of the communal services. The article examines the specific features of the digital economy in the field of housing and communal services. The prospects for the introduction of advanced technologies in the provision of public services are assessed. The main problems associated with the automation of processes in housing and communal services are listed, ways of their solution are outlined.

Сущность этой деятельности заключается в автоматизации процессов экономического прогнозирования, основанных на научных методах познания явлений экономики; создания образов реальных объектов и действий в материальном или теоретическом виде; сбора, обобщения, регистрации сведений о хозяйственной деятельности;

том 1 №1 2021 esins УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА Voll№1,2021

SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

начисления, получения денежных средств, уплачиваемых за выполненные работы, используемые ресурсы; движения документов; распределения источников покрытия нужд на капитальный ремонт; предоставления дополнительных благ в форме деятельности [2, с. 59].

Следствием качественного и полного решения этой задачи становятся снижение потерь, расходов, которые нельзя напрямую включить в себестоимость работ, затрат, не связанных напрямую с основной деятельностью предприятий, объемов долговых обязательств перед партнерами, прозрачность отрасли для контроля и управления со стороны общественности, обеспечение рыночной конкуренции в отрасли, снижение в результате этого тарифов на коммунальные услуги. Кроме того, формируется база максимально полных, достоверных данных о жилищном фонде и его состоянии, объемах, качестве услуг, предоставляемых населению и организациям, потреблении ресурсов.

Повысить эффективность работы коммунального хозяйства с соблюдением всех законодательных норм и правил помогает платформа «Умное ЖКХ», позволяющая:

- автоматизировать взаимодействие государства, управляющих компаний и населения,

- передавать приборам и автоматическим устройствам многие внутренние процессы в компании;

- модернизировать подходы к ведению хозяйства населенного пункта посредством управления инженерными сетями;

- ускорять поиск контрагентов;

- заключать сделки.

С помощью платформы можно быстро получать, качественно обрабатывать обращения граждан, учитывать объемы использования

ресурсов в процессе удовлетворения потребностей населения, максимально индивидуализировать взаимодействие с жителями.

Посредством платформы движение документов, оформление реестров, работа с платежами, функционирование диспетчеров переводятся в режим онлайн.

Интегрированная с телефонией, видеонаблюдением и другими «умными» системами платформа позволяет эффективно управлять подачей ресурсов, своевременно оповещать жильцов о деятельности УК и даже создавать в помещениях комфортный микроклимат [3, с. 131].

Цифровизация вводит сферу ЖКХ в единое государственное информационное поле, дает возможность оптимизировать предоставление и обработку отчетности на любом уровне. Помимо этого, процессы информатизации деятельности коммунальных служб выгодны жителям, поскольку обеспечивают безошибочность и максимальную прозрачность начисления платы за счет повышения точности учета потребления ресурсов посредством технологии обмена данными через интернет с помощью установленных на физических объектах датчиков. Важную роль при этом исполняют «умные» счетчики, которые автоматически снимают показания, а затем передают им для осуществления расчетов и начислений в информационные системы.

Темпы внедрения передовых решений в сферу ЖКХ не всегда достаточно высоки из-за ряда проблем:

- отсутствуют требуемые технологические стандарты, механизмы интеграции;

- на уровне регионов и муниципалитетов чаще всего отмечается несистемная разработка стратегии использования ^ - технологий;

том 1 №1 2021 esins УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА Voll№1,2021

SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

- нормативную базу, регулирующую отношения в области коммунальных услуг, можно назвать неполной и неустойчивой; она подвергается частым изменениям;

- цифровизация практически не регулируется законодательством, что препятствует активной работе независимых производителей программного оборудования;

- не разработан инструментарий привлечения инвестиций в данную сферу;

-региональные практики реализации проектов цифровизации ЖКХ разобщены, что является причиной дублирования затрат, некачественной систематизации данных, неравномерного развития сервисов даже в пределах одной территории;

- устаревший регламент действующих цифровых сервисов;

- сильный износ сетей и оборудования;

- тарифный способ государственного регулирования, выражающийся в принудительном сдерживании цен на ресурсы и услуги;

- недостаточный опыт персонала отрасли в принятии решений на основе данных;

- недостаток квалифицированных работников;

- угроза сокращения штатов из-за автоматизации многих процессов.

При решении этих проблем в ходе цифровой трансформации сферы жилищно-коммунального хозяйства следует учитывать специфику взаимоотношений субъектов ЖКХ и потоков информации, необходимость повышения степени доверия населения, выработки оптимальных, единых правил поведения всех участников данной системы [1, с. 74].

Список литературы

4. Арьков С. В. Проблемы управления жилым хозяйством; факторы, влияющие на эффективность управления жилищным фондом и методические подходы к его управлению // Экономика строительства. - 2016. - № 6. - С. 72-77.

5. Попов Е.В., Семячков К.А., Симонова В.Л. Оценка влияния информационно-коммуникационных технологий на инновационную активность регионов // Финансы и кредит. 2016. № 46 (718). С. 46-60.

6. Семенов Ю.А. 1Т-экономика в 2016 году и через 10 лет // Экономические стратегии. - 2017. - № 1 (143). - С. 126-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.