Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суртаева О. С., Козлова Е. В.

Описана необходимость перехода к реализации стратегии цифровизации. Обозначены основные аспекты внедрения цифровой трансформации предприятий. На примере сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) выделены проблемы, препятствующие успешному развитию компаний, игнорирующих процессы информационно-технологических внедрений в свою деятельность. Описан принцип работы и основных преимуществ использования цифровой платформы для сферы ЖКХ - «СПРИНТ-ЖКХ». Эта платформа призвана внедрить электронный обмен данными для сферы ЖКХ, поскольку автоматизация в состоянии обеспечить достоверный учет потребления коммунальных ресурсов и значительно снизить финансовую нагрузку на предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суртаева О. С., Козлова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR DIGITALIZATION OF ENTERPRISE TRANSFORMATION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The necessity of transition to the implementation of the digitalization strategy is described. The main aspects of implementing digital transformation of enterprises are outlined. On the example of housing and communal services (hereinafter - HCS) highlighted the challenges to the successful development of companies, ignoring the processes of information technology implementations in its activities. The principle of operation and the main advantages of using a digital platform for housing and communal services - SPRINT-housing and communal services-are described. This platform is designed to introduce electronic data exchange for the housing and utilities sector, since automation is able to provide reliable accounting of utility consumption and significantly reduce the financial burden on enterprises.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

нормативов к соблюдению, наиболее важными являются норматив достаточности капитала - Н1 и нормативы ликвидности - Н2, Н3, Н4.

Еще одной особенностью финансового менеджмента коммерческих банков является организация финансового контроля, который направлен не только на выявление недостатков ,но и в первую очередь на оценку эффективности принимаемых управленческих решений и выявление резервов роста ресурсов. В банковской сфере чаще всего применяется финансовый контроллинг. Система финансового контроллинга коммерческого банка является интегрирующей концепцией управления его финансами, координирующей и функциональной формой финансового управления, обеспеченной методологически, методически и инструментально

Цели финансового контроллинга коммерческого банка заключаются в разработке концепции управления его финансами, в информационном-сервисном обеспечении принимаемых управленческих финансовых решений, в координации функциональных систем финансового планирования, финансового стимулирования и контроля, в методологическом и инструментарном обеспечении процесса управления бизнесом и финансами банка [4, с. 71].

Основной целью финансового является повышение рыночной стоимости коммерческого банка. Соответственно, главным критерием долгосрочной эффективности становится максимизация стоимости акционерного капитала или стоимости коммерческого банка.

Таким образом, финансовый менеджмент коммерческих банков имеет свои особенности, связан-

ные со спецификой выполняемых функций, задачами функционирования в условиях рыночной экономики.

Список литературы

1. Банковский менеджмент: Учебное пособие / под общей ред. Е.В. Иода. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. - 192 с.

2. Банковский менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009. - 267с.

3. Гасанова Д.Б., Тажудинова Д.А., Учебное пособие (практикум) по дисциплине «Финансовый менеджмент» для направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит» - Махачкала: ДГУНХ, АЛЕФ, 2019. - 154с.

4. Иванова А.Г. Генезис финансового контроллинга в системе управления компанией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. - №1. - С. 45-62.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.-480с.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред. А.Г.Грязновой.- М.: Финансы и статистика, 2004.-1168 с. [Электронный ресурс]. http://www.library.fa.ru/prof_ уп1ех_4.а5р. (дата обращения 23.09.2020).

7. Чайкина Е.В., Посная Е.А., Чайкин В.Ю., Влияние инновационных технологий на развитие и функционирование банковской индустрии// Финансовые мсследования. - 2019.-с. 82-87. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finis.rsue.ru/2019_N3/2019-3.pdf

СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Суртаева О.С.

Институт экономики государственного управления и финансов Сибирского федерального университета, доцент, кандидат экономических наук

Козлова Е.В.

Юридический институт Сибирского федерального университета, учащийся магистратуры

STRATEGY FOR DIGITALIZATION OF ENTERPRISE TRANSFORMATION IN THE FIELD OF

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Surtayeva O.

Institute of Economics, public administration and Finance, Siberian Federal University, associate Professor, PhD in Economics Kozlova E.

Law Institute of the Siberian Federal University, master's degree student

Аннотация

Описана необходимость перехода к реализации стратегии цифровизации. Обозначены основные аспекты внедрения цифровой трансформации предприятий. На примере сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) выделены проблемы, препятствующие успешному развитию компаний, игнорирующих процессы информационно-технологических внедрений в свою деятельность. Описан принцип работы и основных преимуществ использования цифровой платформы для сферы ЖКХ - «СПРИНТ-ЖКХ». Эта платформа призвана внедрить электронный обмен данными для сферы ЖКХ, поскольку автоматизация в состоянии обеспечить достоверный учет потребления коммунальных ресурсов и значительно снизить финансовую нагрузку на предприятия.

Abstract

The necessity of transition to the implementation of the digitalization strategy is described. The main aspects of implementing digital transformation of enterprises are outlined. On the example of housing and communal services (hereinafter - HCS) highlighted the challenges to the successful development of companies, ignoring the processes of information technology implementations in its activities. The principle of operation and the main advantages of using a digital platform for housing and communal services - SPRINT-housing and communal services-are described. This platform is designed to introduce electronic data exchange for the housing and utilities sector, since automation is able to provide reliable accounting of utility consumption and significantly reduce the financial burden on enterprises.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, экономика, электронный бизнес.

Keywords: digitalization, digital economy, housing and utilities, economy, e-business.

Цифровое предприятие является порождением очередной промышленной революции 4.0., а не эволюции автоматизации на базе информационных технологий, на чем основывалась предыдущая Индустрия 3.0. Лучшие компании - так называемая «цифроэлита» (Digirati) совершают переход от просто использования последних к цифровой трансформации бизнеса, обеспечивая превосходство над своими конкурентами.

В узком смысле Индустрия 4.0 (^^^4.0) -это название одного из 10 проектов государственной Hi-Techстратегии Германии, рассчитанного на период до 2020 года и описывающего концепцию умного производства (SmartManufacturing) на базе глобальной промышленной сети интернета вещей и услуг (IntemetoffhingsandServices).

В широком смысле, Индустрия 4.0 характеризует текущее направление развития автоматизации и обмена данными, которое включает в себя ки-берфизические системы, Интернет вещей и облачные вычисления. Они представляют собой новый уровень организации производства и управления ценностной цепочкой на протяжении всего жизненного циклавыпускаемой продукции.

Реализация стратегии преобразования традиционного предприятия в цифровое, или, по-другому, его цифровизации (цифровой трансформации) - процесс сложный, длительный и весьма затратный. Главные его цели — повышение точности контроля над процессами, скорости принятия решений, увеличение вариативности способов изготовления продукции или предоставления услуги в зависимости от запросов и особенностей клиента, снижение количества вовлеченных в него сотрудников. Согласно концепции «цифрового производства», технологии связывают виртуальную и физическую реальности все чаще без участия человека.

В идеале все предприятие будущего должны основываться на полностью оцифрованном и автоматизированном производстве, которое охватывает всю цепочку создания продукта, всех ее участников и управляется без участия человека.

На уровне предприятия стратегия цифровой трансформации предусматривает, во-первых, по возможности, полную замену производственного оборудования на включающее все необходимые элементы для работы в цифровом пространстве. Во-вторых, цифровая трансформация подразумевает интеграцию цифровых технологий по всей цепочке создания продукта, включая разработкуего и

технологии производства, подготовку и обслуживание последнего, определение способов взаимодействия с внутренними и внешними поставщиками (причем, для каждой фазы существует свое оборудование, решающее специфические задачи). В-третьих, в рамках стратегии цифровой трансформации предприятия предусматривается цифровизация и интеграция всех процессов, как по вертикали (от разработки продуктов и закупок и заканчивая производством, логистикой и обслуживанием в процессе функционирования), так и по горизонтали. Горизонтальная интеграция выходит за рамки внутренних операций и охватывает поставщиков, потребителей и всех ключевых партнеров во всей ценностной цепочке. В-четвертых, стратегия цифровой трансформации предприятия требует новой модели управления им. На смену разрозненным цифровым технологиями технологическим решениям приходят интегрированные технологии - управления жизненным циклом предприятия, управления жизненным циклом изделия, может быть, даже управления жизненным циклом отдельного узла.Стратегия цифровой трансформации бизнес-процессов направлена на то, чтобы предприятия имели возможность оперативно принимать решения, адаптировать работу к требованиям текущего момента и удовлетворять на высоком уровне потребности клиентов.Какие платформымогут использовать предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализующее стратегию цифровой транс-формации?В наше время можно наблюдать цифровую трансформацию целых индустрий. Даже такой консервативной сферы, как, например, жилищно-коммунальное хозяйство.

Реформа ЖКХ - это неотъемлемая часть сегодняшнего дня. Старые подходы уже давно исчерпали себя. До относительно недавнего времени весь учет начислений и расчетов вели в таблице Excel, а показания приборов учета и заявок на выполнение работ записывались в простой школьной тетради. В связи с чем, естественно, возникли проблемы: страницы учета растянулась, специалист, внося показания или суммы в нее, мог иногда ошибаться и обнаружить эти ошибки сразу не всегда удавалось.

В чем возникали проблемы:

• Сложность в ведении контроля начислений, оплаты и отслеживании должников;

• Отчетность на бумажном носителе приводила к частым ошибкам в отчетах;

• Неудобство внесения информации о деятельности компании и подведения итогов за периоды;

• Большая трата времени на занесение всех данных вручную;

• Большая финансовая нагрузка на компании за счет содержания целых отделов сотрудников.

В такой ситуации крупным игрокам данной сферы приходится искать новые, информационно-

технологические решения, ранее не использованные никем, для того чтобы усилить свои рыночные позиции.

В одном из Сибирских регионов действует и активно развивается собственная цифровая платформа для сферы ЖКХ - «СПРИНТ-ЖКХ». (Рис. 1) Это система автоматизированной обработки информации в целях управления жилищным фондом Она направлена на обеспечения единого информационного пространства в сфере ЖКХ.

Рисунок 1. Цифровая платформа для сферы ЖКХ - «СПРИНТ-ЖКХ»

Суть данной платформы заключается в максимальной минимизации временных и трудовых затрат сотрудников на работу с заявками по жилищно-коммунальным услугам за счет средств цифровизации.

Еще одной важной предпосылкой внедрения цифровых программ управления корпоративными данными считается непрерывное увеличение объемов данных на предприятиях. На сегодняшний день, явно прослеживается тенденция увеличения информации, обрабатываемой предприятиями, а

ввиду развития технологий и инструментов по извлечению выгоды из больших объемов данных, потребность в обеспечении надежности, доступности, качества, полноты и защищенности станет только увеличиваться.

Оценивая текущее состояние потребности во внедрении системного управления жилищным фондом «СПРИНТ ЖКХ», можно сослаться на отчет в виде графика роста количества предприятий, использующих данную цифровую платформу, подготовленный АО «КрасИнформ1» (Рис.2):

Рисунок 2. Роста количества предприятий, использующих данную цифровую платформу

'Собственное ПО «СПРИНТ-ЖКХ» и «СПРИНТ-Транспорт»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует положительная динамика роста числа предприятий, использующих в качеству инструмента цифровизации платформу «СПРИНР-ЖКХ».

«СПРИНТ-ЖКХ» создает единое информационное пространство Управляющих компаний, ТСЖ, потребителей и поставщиков коммунальных услуг для централизации и систематизации информации о начислениях и расчетах за оказанные услуги автоматизирует учет потоков данных, про-

обеспечивает бесперебойное обслуживание участников системы, 100%-е резервирование накапливаемых данных, независимое аварийное электроснабжение

Полностью берет на себя обработку данных, в том числе и синхронизированных данных по накоплениям на капитальный ремонт, а также формирование и печать документов на оплату.

Автоматизация расчетов и платежей на рынке услуг ЖКХ с использованием информационной системы «СПРИНТ-ЖКХ» Рис.3:

цесс формирования и печати документов на оплату.

Рисунок 3. Взаимодействие пользователей на платформе в сфере ЖКХ.

Составные части системы «СПРИНТ-ЖКХ»:

• Блок начислений;

• Ведение паспортного стола;

• Блок печати платежных документов;

• Блок «Содержание и ремонт»;

• Блок приема платежей;

• Блок работы с должниками;

• Виртуальная абонентская служба.2

• Блок расщепления платежей3 На каждого клиента услуг создается лицевой счет с возможностью управления им в личном кабинете. Абонент с помощью этого личного кабинета может напрямую самостоятельно отслеживать всю необходимую информацию связанную с начислениями, платежами и показаниями индивидуальных приборов учета. (Рис.5)

Рисунок 5. Личный кабинет для потребителей услуг в «СПРИНТ-ЖКХ»)

2ВАС - это удобный интерфейс для круглосуточного контроля информации по начислениям лицевого счета, пока-

заний приборов учета, платежей и т.д 3Возможность распределения и перечисления принимаемых от населения платежей непосредственно на счета

Управляющих Компаний (УК) и Ресурсоснабжающию-щих организаций (РСО) в рассчитанных в платежном документе пропорциях.

На сегодняшний день уже можно оценивать результаты использования компаниями цифровой платформы:

1. У специалистов появилось дополнительное время на работу с потребителями. В результате повышается их преданность, возрастает денежный поток, уменьшилась дебиторская задолженность. Кроме этого пропала необходимость тратить время на составление различных аналитических отчётов и справок, т.к. руководители могут в любое время в режиме реального времени посмотреть всю интересующую их информацию на компьютере.

2. Минимизируются ошибки при ведении отчетности.

3. Благодаря удобному интерфейсу программы, можно в режиме реально времени просматривать оплату потребителей за услуги.

4. Мобильность системы и применение в любом месте, исключает привязанность к одному месту для занесения данных, дает свободу перемещения для решения других важных задач.

5. Экономия на персонале, для учета и составления отчетности не нужно нанимать дополнительных специалистов, которые ранее увеличивали траты на обслуживание.

6. Сохранение сведений пользователей на отдельном защищенном и надежном сервере дает возможность не волноваться за их утрату, что в свою очередь исключает траты на восстановление информации.

Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, Cainiao, SmartCA^ т.д.) приводит к существенному сокращению транзакционных издержек и ускорению операционных цикловучастников, появлению новых профессиональных стандартов, развитию конкуренцию и пр. Поэтому они являются катализаторами роста экономики.Создание цифровых платформ управления экономикой - это стратегически важная задача, решение которой способно не

только восстановить материальное производство, заложить основу внедрения будущих инноваций, но и обеспечить опережающее развитие Российской Федерации.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Распоряжение Правительства РФ №1632-р от 28 июля 2017 г. «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации»

3. А.Т. Алиев «Оценка текущего состояния и перспектив развития цифровой индустрии в промышленном производстве России». М.: Проблемы экономики и Юридической практики. №4. 2018 г. Стр.27-31

4. А.Н. Бийчук «Цифровая трансформация бизнеса в современной экономике» Экономическая среда. 2017. № 2 (20).

5. В. П. Куприяновский, А.П. Добрынин, С.А. Синягов, Д.Е. Намиот «Целостная модель трансформации в цифровой экономике - как стать цифровыми лидерами». М.: Международный журнал открытых информационных технологий. 5, № 1, 2017г.

6. В.А. Плотников «Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике». СПБ.: «Известия СПбГЭУ». 2018г. Стр. 24.

7. А. Соколов «Зачем производству цифровая платформа, и почему это вопрос выживания». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cher-emuha.com/2018/04/16/digital-platform.html(дата обращения: 12.12.2019)

8. Сервисы для ЖКХ, Биллинг ЖКХ АО «КРАСИНФОРМ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krasinform.ru/services/gkh/ (дата обращения: 28.09.2020)

1ННОВАЦ1ЙНА СИСТЕМА УПРАВЛ1ННЯ РИЗИКАМИ ШДПРИСМСТВ OnTOBOÏ

ТОРГ1ВЛ1

Кучмеев О. О.

к.п.н., доцент, старший викладач кафедри управлiння та адмiнiстрування Вiдкритий мiжнародний утверситет розвитку людини «Укра'та»

INNOVATIVE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF WHOLESALE ENTERPRISES

Kuchmieiev O.

Ph.D., Associate Professor, Senior Lecturer of the Department of Management and Administration Ukraine Open International University of Human Development

Анотащя

Проведено аналз стану розробки методiв управлшня ризиками на шдприемствах рiзноï галузево1' на-лежносл. Реaлiзовaно бачення автора щодо створення системи управлшня ризиками на шдприемствах оп-тово1' торпвлг Розроблено шструментарш реал1зацп зазначено1' системи в умовах економiчноï дiяльностi шдприемств оптово1' торпвлг Запропонована шновацшна система управлшня ризиками пвдприемств опто-вш торпвт та визначено ïï переваги. Рекомендовано розроблену форму паспорта ризишв щдприемства оптово!' торпвл!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.