Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ И BIM - ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Д. Н.

Статья посвящена исследованию потенциала интеграции цифровых технологий в сложившуюся систему социально-трудовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Статья написана на основании анализа современных мировых тенденций цифровизации и их экстраполяции на систему организации социально-трудовых отношений в сфере ЖКХ города Москвы. Показано, что ключевыми цифровыми технологиями, которые имеют наибольший потенциал к интеграции в социально-трудовые отношения в ЖКХ являются блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, большие данные и BIM - технологии. Для проявления синергетического эффекта, эти технологии должны быть интегрированы в единую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article is devoted to the study of the potential of integrating digital technologies into the existing system of social and labor relations in the field of housing and communal services. The article is written on the basis of an analysis of current global trends in digitalization and their extrapolation to the system of organization of social and labor relations in the housing and communal services of the city of Moscow. It is shown that the key digital technologies that have the greatest potential for integration into social and labor relations in housing and communal services are blockchain, artificial intelligence, the Internet of Things, big data and BIM technologies. To show a synergistic effect, these technologies should be integrated into a single management system of housing and communal services of the city of Moscow.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Научная статья Original article УДК 331

doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10702

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ASSESSMENT OF THE POTENTIAL FOR THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE FIELD OF

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Ь й НКПВСЮЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^jj ЖУРНАЛ

Баранов Д.Н.,

старший преподаватель кафедры Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва

Baranov D.N., [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию потенциала интеграции цифровых технологий в сложившуюся систему социально-трудовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Статья написана на основании анализа современных мировых тенденций цифровизации и их экстраполяции на систему организации социально-трудовых отношений в сфере ЖКХ города Москвы. Показано, что ключевыми цифровыми технологиями, которые имеют наибольший потенциал к интеграции в социально-трудовые отношения в ЖКХ являются блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, большие данные и BIM - технологии. Для проявления синергетического эффекта, эти технологии должны быть интегрированы в единую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы.

Abstract. The article is devoted to the study of the potential of integrating digital technologies into the existing system of social and labor relations in the field of housing and communal services. The article is written on the basis of an analysis of current global trends in digitalization and their extrapolation to the system of organization of social and labor relations in the housing and communal services of the city of Moscow. It is shown that the key digital technologies that

have the greatest potential for integration into social and labor relations in housing and communal services are blockchain, artificial intelligence, the Internet of Things, big data and BIM technologies. To show a synergistic effect, these technologies should be integrated into a single management system of housing and communal services of the city of Moscow. Ключевые слова: социально-трудовые отношения, цифровые технологии, блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей, большие данные и BIM - технологии, интеграция

Keywords: social and labor relations, digital technologies, blockchain, artificial intelligence, Internet of Things, big data and BIM technologies, integration

Введение

В современных условиях, происходят эпохальные преобразования в процессе организации социально-трудовых отношений, обусловленные процессом диффузии цифровой экономики. Цифровые технологии несут в себе огромный потенциал трансформации традиционной парадигмы организации социально-трудовых отношений в сторону их транспарентности и децентрализации. Однако возникает вопрос - какой потенциал, в современных условиях, несет в себе процесс диффузии цифровых технологий в области организации социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве?

Для ответа на поставленный вопрос, нам, в рамках данной статьи рационально провести анализ потенциала цифровых технологий в рамках их интеграции в организацию социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве на примере города Москвы.

Мировые тенденции цифровизации социально-трудовых отношений в жилищно-

коммунальном хозяйстве

В современных условиях, мировая практика характеризуется массовой диффузией в хозяйственной практике фирм и домохозяйств цифровых технологий, которые визуально выводятся посредством использования приложений на смартфоне. Они характеризуются повсеместностью, то есть способностью распространяться на все сектора экономики, постоянным улучшением и динамикой развития, а также способностью интенсивно стимулировать инновации во многих областях экономики и общества. Они также являются основой экосистемы социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Компьютер, интернет и смартфон признаны технологиями широкого применения. Некоторые из них начинают реализовываться компаниями и обычными людьми довольно широко, что необходимо использовать для совершенствования системы

управления ЖКХ, как интеллектуальной организации и их применения в области организации социально-трудовых отношений в ЖКХ. Процессы развития мобильной инфраструктуры и интеграция цифровых технологий в социально-трудовые процессы на

предприятиях ЖКХ в мире представлены на рисунке 1.

Сотовые телефоны

1980-е годы

Текстовые сообщения. 5MS Услуги с д аннымн

1990-е годы

Видеоконференции. мобильное телевидение. GPS Смартфоны, приложения

2000-е годы

В ид еоконф'ф=нции. интерактивные мультимедиа

2010-е годы

& уд ал еннын контроль транспорта, роботов, датчиков, управл ение персоналом и организационными процессами

1 2020-е

ГОДЫ fe

Редкая телефонная Телефонная связь между связь и обмен работниками ЖКХ SMS

Телефонная связь и обмен SMS

Б управление

СОЦИаП bHD-Tf$-H овыми отношениями в ЖКХ интегрируются коммуникационны е приложения в

смартфонах. создаются рабочие чаты

Интеграция прилскеннй в смартфотхсо сквозными технологиями (искусств еннын интеллект, блокченн. большие данные, интернет вещей и др.) на основе работы единой

цифровой системы управления отраслью и трудовых си процессами

Рисунок 1 - Процессы развития мобильной инфраструктуры и интеграция цифровых технологий в социально-труд о вые процессы на предприятиях ЖКХ в мире1

1 Источник: собстБеннаяразработканн. основе IEEE Com So с. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: https://prc.chapters.comsoc.org 2019/04/01,-5 g-evoluBon- wireless-communications ; G. Hilscn: 5G Needs More Memory to Compute. ;ДЕ Times" 2019: [Электронный ресурс] режим доступа, URL: httpsJ/www.eetimes. com. document.a5p7doc_id=1334512#

Рисунок 1 показывает, что развитие мобильной инфраструктуры может стать ключевым фактором развития умных городов (smart cities) с интеллектуальными зданиями, умными квартирами и интеллектуальным транспортом и ЖКХ. Задача создания интеллектуальной городской экосистемы заключается, прежде всего, в создании высокой совместимости, то есть способности эффективно взаимодействовать между собой создающими ее устройствами и телекоммуникационными системами. История развития мобильной инфраструктуры показывает, что появление стандартов 1, 2 и 3 G способствовало развитию коммуникации между работниками в процессе выполнения трудовых задач и не существенно влияло на процесс оказания услуг ЖКХ. Появление смартфонов и стандарта 4G привели к тому, что в среде рабочих коллективов углубляется коммуникация путем использования приложений, создания рабочих чатов в мессенджерах с целью ускорения коммуникации и более оперативного процесса решения трудовых задач. Внедрение нового стандарта мобильной связи 5G, а также развитие и интеграция

сквозных цифровых технологий в организационные процессы позволяет создать единую экосистему управления отраслью ЖКХ. Создаваемая единая отраслевая система позволяет интегрировать всю совокупность отношений между всеми субъектами на уровне отрасли в единое функциональное пространство. Важным здесь является ключевое устройство управления социально-трудовыми и хозяйственными процессами, которым является смартфон. Посредством программных приложений, интегрированных с единой отраслевой системой, осуществляется вся совокупность операций. В современных условиях использование программных приложений выводимых через смартфон, стало ключевым элементом управления хозяйственными процессами в большинстве развитых стран.

Потенциал интеграции цифровых технологий в социально-трудовые отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы

Учитывая обнаруженные тенденции развития цифровых технологий, в рамках данной статьи, рационально провести анализ его потенциала для их интеграции в организацию социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы.

В современных условиях, в городе Москве идет активная работа по интеграции цифровых технологий в организацию обеспечения градообслуживающей деятельности органов власти в рамках решения вопросов обеспечения жизнедеятельности. Так, 28 мая 2021 года Москва получила сертификаты соответствия международным стандартам ISO 37120 «Устойчивое развитие сообществ — показатели городских услуг и качества жизни» и 37122 «Устойчивые города и сообщества — показатели для умных городов»»2 Соответствие показателям сертификации было достигнуто в результате поэтапной реализации мероприятий, закрепленных в Стратегии Москвы «Умный город - 2030». Под понятием умный город, согласно определению Европейской экономической комиссии ООН, подразумевается инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах^. Структурно Стратегия «Умный город - 2030» состоит из 6 направлений: городская среда, цифровая мобильность, городская экономика, безопасность и экология, цифровое правительство, человеческий и социальный капитал. Выделенные направления структурируются на 17 сфер экономической деятельности. Одной из таких сфер, в рамках цифровизации городской среды выступает жилищно-коммунальное хозяйство.

С целью повышения эффективности в области политики энергосбережения, совершенствования социально-трудовых процессов, происходящих в отрасли, углубленного изучения состояния инженерных сетей, в современных условиях рационально использовать цифровые технологии. В современных условиях можно отметить, что ключевыми цифровыми технологиями, которые наиболее применимы для внедрения в организационные процессы, связанные с социально-трудовыми отношениями на предприятии являются технологии блокчейн, интернет вещей, смарт-контракты, большие данные и искусственный интеллект. Интеграция этих технологий в процессы организации социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы в рамках реализации концепции «Умный город - 2030» несет в себе большой потенциал трансформации устоявшейся системы в сторону ее совершенствования. Исследуем ключевые стратегические направления цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в области социально-трудовых отношений, что позволит выявить основные приоритеты применения цифровых технологий в ЖКХ города Москвы (таблица 1).

Таблица 1 - Ключевые стратегические направления цифровой трансформации жтншно-коммунатьного хозяйства города Москвы в

области социально-трудовых отношений и системы организации4

Направление цифровой трансформации ЖКХ Характеристика

Формирование обшей •«Системы систем», основанных на больших базах данных и искусственном интеллекте использование технологии больших данных н искусственного интеллекта в процессе управления ЖКХ. - использование смарт-контрактов в процессе найма работников и проведения расчетов по заработной плате с необходимыми отчислениями, - формирование единой базы документов и единой системы их обмена в рамках установленных полномочий, - формирование транспарентной системы рейтингов работников, подрядчиков н предприятий ЖКХ, создание транспарентной системы управления организационными и социально-трудовыми отношениями на уровне предприятий ЖКХ: - формирование единой интегрированной системы ЖКХ на основе действующих систем энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. - интегрированная система будет содержать данные о городской жилищно-коммунальной инфраструктуре и ряд других данных

Использование цифровых платформ и технологии Интернета вешей - интеграция интернета вещей в систему управления социально-трудовыми отношениями на уровне предприятия ЖКХ, что позволит ставить трудовые задачи н осуществлять контроль их исполнения, посредством использования цифровых сервисов и смартфона; - внедрение технологии интернета вешей в процесс управления ЖКХ и получения прямой информации с датчиков на объектах ЖКХ, а также счетчиков; подключение к интернету приборов учета, что обеспечит автоматизацию учета и оплаты услуг ЖКХ

Применение информационно-аналитических инструментов в управлении ЖКХ расширение использования информационно-аналитических инструментов, в тч семантического анализа теста и речи в процессе обработки обращений граждан, многомерного статистического анализа и обработки сложных событий. - предполагается минимизация человеческого фактора в процессе определения объемов финансирования ЖКХ, мониторинге качества выполнения работ и т д.

Внедрение технологии Блокчейн Использование технологии для увеличения прозрачности ЖКХ, проведение цифровых транзакций, документов, результатов голосований, а также развитие краугдсорсинговых проектов и контроля выполненных работы

Применение В1М-технологнй в жизненном цикле объектов коммунально-инженерной инфраструктуры - цифровнзация на основе BIM охватит все процессы жизненного цикла объектов коммунально-жилищной инфраструктуры, обеспечит увеличение качества эксплуатации и оказания услуг ЖКХ; - создание цифровых копий объектов коммунальной инфраструктуры будут способствовать прогнозированию вероятности поломок и необходимость капитального ремонта зданий; - снижение нагрузки на персонал в связи с увеличением точности прогнозирования аварийных ситуаций. - внедрение автоматизированных систем управления зданием и объектами ЖКХ-инфраструктуры

Источник: собственная разработка

4 Составлено автором на основании данных Концепция "Умный город-. [Электронный ресурс], режим электронного доступа. URL http» 2030 mos tu

Данные таблицы 1 показывают, что ключевыми направлениями реализации цифровых преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы являются пять

основных направлений. Среди прочих, важным направлением является формирование интегрированной системы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой путем интеграции существующих систем энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. Использование технологии больших баз данных и искусственного интеллекта, внедренных в эту систему, позволят обеспечить совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы при помощи данных, генерируемых органами власти, горожанами, бизнесом и данными датчиков Интернета вещей. Значительный потенциал данная система управления имеет и для целей её интеграции в систему социально-трудовых отношений на предприятиях ЖКХ. Внедрение системы управления на отраслевом уровне трансформирует устоявшуюся систему постановки задач, контроля качества и своевременности их исполнения, систему расчета заработной платы, процедуру аттестации персонала и ряд других направлений социально-трудовых отношений на предприятиях. Важным направлением является внедрение BIM (BuildinglnformationModeling или BuildinglnformationModel) - это такие технологии в системе ЖКХ города Москвы, которые представляют собой построение информационной модели объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры города Москвы. Наличие таких технологий должно минимизировать риски аварий на объектах ЖКХ, путем программного прогнозирования и анализа данных о состоянии объекта. Это, в свою очередь будет иметь народохозяйственный эффект снижения трудовой нагрузки на работников предприятий ЖКХ в связи с прогнозированием поломок и аварий.

Большой потенциал к интеграции в систему управления предприятий ЖКХ имеет и искусственный интеллект (ИИ), который позволит автоматизировать рутинные операции и обеспечит качественное преобразование сложившейся системы социально-трудовых отношений.

Технология ИИ, в совокупности с другими цифровыми технологиями может обеспечить трансформацию традиционных социально-трудовых отношений на предприятиях ЖКХ города Москвы в направлении автоматизации существенной доли трудовых отношений и формировании на уровне системы ЖКХ умной организации. Так, внедрение автономных устройств позволит упорядочить управление трудовыми ресурсами и автоматизировать управление рутинными социально-трудовыми процессами. Внедрение виртуальных помощников в деятельность предприятий ЖКХ города Москвы несет в себе большой потенциал автоматизации управления социально-трудовыми отношениями, обеспечения обратной связи между работниками и клиентами,

автоматизации обработки данных. Третьей технологией искусственного интеллекта является распознавание изображений, которая позволяет автоматизировать контроль качества и своевременности проведения работ исполнителями. После выполнения поставленной задачи, работник, в отведенный задачей срок, должен отправить фотографию выполненной работы. Искусственный интеллект обрабатывает эту фотографию, фиксируя качество и время выполнения задачи. Важным функционалом искусственного интеллекта является прогнозирование операций в ЖКХ. Использование этой функции позволит обеспечить планирование работ (ремонта, технического обслуживания и т.д.) с учетом расчета необходимых ресурсов, в том числе и трудовых. Пятой, и наиболее важной технологий искусственного интеллекта является поддержка принятия решений, которая заключается в автоматизации процессов организации и взаимодействия в сфере трудовых отношений. Использование данной системы позволит обеспечить автоматизацию координации между предприятиями и другими ведомствами государственной и муниципальной власти, проведение динамической тарификации, автоматизацию рутинных операций, вычисление результатов трудового участия работников и автоматический расчет размера заработной платы, и ряд других функций.

Рассмотрим в данном исследовании такое важное направление как использование цифровых платформ и технологии Интернета вещей, которые должны интенсифицировать разработку общегородских цифровых платформ, в том числе в целях учёта/экономии потребления ресурсов, своевременного предупреждения аварий и сокращения времени их устранения, контроля степени изношенности инженерных коммуникаций, повышения эффективности и прозрачности социально-трудовых отношений и решения других задач жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, подключенные к Интернету вещей приборы учета потребления ресурсов, позволят автоматизировать учёт и оплату всех услуг ЖКХ. Важным является интеграция интернета вещей в системы управления социально-трудовыми отношениями на уровне предприятий ЖКХ. Это позволит посредством использования цифровых приложений в рамках единой системы управления ЖКХ, на уровне предприятия ЖКХ, обеспечивать постановку, фиксацию и контроль качества и своевременности исполнения трудовой задачи.

Еще одним направлением цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства города Москвы является применение информационно-аналитических инструментов в управлении ЖКХ, которое предполагает использование цифровых технологий в процессе распознавания голоса, речи и текста с целью определения субъекта и минимизации человеческого фактора в процессе принятия решений и минимизации

риска коррупции, вопросов распределения финансирования, мониторинга качества выполнения работ и других функций. Современные подходы и цифровые технологии будут применяться при наборе персонала на предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, а также для обучения, мотивации и контроля сотрудников.

Наиболее эффективным способом применения будет внедрение технологии блокчейн в процесс сбора информации об оказанных услугах ЖКХ, сбора платежей за услуги ЖКХ, сбора и обработки обращений граждан, осуществления управленческих функций в системе ЖКХ города Москвы. Интеграция технологии блокчейн в организационные процессы отрасли ЖКХ города Москвы несет в себе большой потенциал преобразования сложившихся хозяйственных практик в направлении их автоматизации с целью увеличения качества предоставляемых услуг. Выяснилось, что новая технология, характеризующаяся безопасностью и скоростью транзакций и возможностью устранения посредников, предлагает большие возможности для хозяйственного применения. Функциональные области применения технологии блокчейн в сфере организации

социально-трудовых отношений в ЖКХ города Москвы представлены на рисунке 2.

Данные рисунка 2 показывают, что технология блокчейн несет в себе огромный потенциал трансформации социально-трудовых отношений в ЖКХ города Москвы и может быть интегрирована в единую отраслевую систему управления ЖКХ. Так,

процессы проверки и авторизации, относительно систематизированных документов или процедур (таких как проверка личности клиента или проверка условий договора) могут быть автоматизированы благодаря функции «интеллектуальных контрактов»(smart contract), обработке данных, осуществлении платежей и прочее.

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что внедрение цифровых технологий в современных условиях способствует преобразованию хозяйственных и социально-трудовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы в сторону увеличения транспарентности, эффективности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, снижению аварийности, увеличению экономичности и энергоэффективности. Потенциал применения ключевых цифровых технологий в социально-трудовых отношениях в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы

приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Потенциал применения ключевых цифровых технологий в социально-трудовых отношениях в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы6

Интернет вещей

Блокчейн

Искусственный интеллект

Большие данные

В1М -

технологии

процесс постановки трудовой

3iJi4H

- обеспечение контроля результатов и своевременно пи

исполнения трудовой

задачи,

- управление персоналом предприятия ЖКХ;

формлровани е данных о результатах индивндуаль ного

трудового г-частая.

- шютнне трудовых договоров смарт-к он трактами;

- автоматизация расчетов С контрагентами и платежами по ураоотной пик и обязательным платежам с государством:

фиксация операций работника (постановка-выполнение трудовой задачи),

- фиксация результатов трудового участия;

- фиксация трудовых нарушений;

- органтаиия документооборота и подтверждение полномочий на выполнение операций;

- децентрализованная обработка данных в процессе функционирования электронного документооборота;

■ контроль рабочего времени,

■ фиксация информационных потоков на предприятиях и отрасли ЖКХ;

- фиксация данных, получаемых с датчиков связанных с технологией интернете вещей, используемых в процессе организации трудовой деятельности

- автоматизация системы социально-трудовых отношений в ЖКХ;

- обработка операи ий в процессе осуществления цифрового документооборота,

- автоматизация процесса проведения трудовой аттестации работников ЖКХ;

- автомагазина« управления рутинными социально-трудовыми процессами в ЖКХ;

- планирование ремонта, технического обслуживания, автоматизация расчета необходимого количества ресурсов, в т.ч. и грудовых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обработка информации о результатах груда, поступающая с датчиков интернета вещей;

вычисление результатов индивидуального трудового участия работников на основании данных, полеченных с устройств интернета вещей;

- автоматизация приема на работу, исходя из анализа грудовых характеристик претендентов, определение трудового рейтинга работников

использование технологии в «ииально-трудсвнх процессах в системе ЖКХ;

обработка Больших данных об операциях ЗЮСХ, платежах за услуги ЖКХ и информации процесса оказания услуг ЖКХ,

выполнении

трудовых задач

и т.д.;

формирование интегрировали ой системы ЖКХ,

создание цифровых копий зданий и объектов коммунальной инфраструктуры с целью увеличения качества эксплуатации и оказания усл\т ЖКХ; ■ автоматизация управления зданиями и объектами ЖКХ -экономия грудовых ресурсов;

снижение трудовой

нагрузки на работников и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах._

- Авторская psjpicoica

Данные таблицы 2 показывают, что интеграция цифровых технологий в действующую систему ЖКХ города Москвы может применяться во всех областях деятельности организаций ЖКХ. Так, путем интеграции сквозных технологий в систему социально-

трудовых отношений на предприятиях ЖКХ, произойдет автоматизация процесса управления работниками в области организации трудового процесса. При этом важным является интеграция сквозных цифровых технологий в единую систему действующую на уровне всей отрасли ЖКХ и подключении к ней всей совокупности предприятий ЖКХ, органов власти и аффилированных участников.

Заключение

В современных условиях интеграция цифровых технологий в организационные и технологические процессы управления городской экономикой имеют большой потенциал получения полезного эффекта. Москва является наиболее передовым городом по критерию диффузии цифровых технологий в организационных процессах обеспечения устойчивого развития городской экономики. Власти Москвы реализуют Стратегию Москвы «Умный город - 2030», которая предполагает цифровизацию шести ключевых направлений: городская среда, цифровая мобильность, городская экономика, безопасность и экология, цифровое правительство, человеческий и социальный капитал. Одной из сфер деятельности направления «городская среда» является интеграция цифровых технологий в организацию жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. В качестве наиболее перспективных ключевых технологий, которые имеют наибольший потенциал к интеграции в систему жилищно-коммунального хозяйства города Москвы можно отнести BIM - технологии, технологий блокчейн, технология интернета вещей, искусственный интеллект и технология больших данных. Наибольший полезный эффект возможно достигнуть путем интеграции этих технологий на основании создания единой отраслевой системы управления жилищно-коммунальных хозяйством города Москвы. В эту систему необходимо интегрировать всю совокупность предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Список источников

1. Концепция «Умный город», [Электронный ресурс], режим электронного доступа, URL: https://2030.mos.ru/

2. Кузнецова А.И., Долматова А.В. Инновационные технологии в системе ЖКХ // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2016. - № 3 (18). - С. 42-49.

3. Лаврентьева, Е. А. Управление социально-трудовыми отношениями: учебник / Е. А. Лаврентьева. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2018. — 492 с.

4. Ниязбекова Ш.У., Буневич К.Г. Анализ социально-экономического развития города Астаны // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017. - № 3 (22). - С. 24-31.

5. Новиков И.В. Роль МСЭ в стандартизации умных устойчивых городов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. -№ 3 (18). - С. 74-79.

6. Рожков В.Д. Эволюция категорий занятости и рынка труда в эпоху цифровой экономики // Труд и социальные отношения. 2020. №5. С. 91-98.

7. Рожков В.Д. Карташов С.А., Ананченкова П.И. Государственная служба занятости населения как субъект регулирования социально-трудовых отношений часть 1. становление и развитие в России системы трудового посредничества: исторический обзор (xx- начало xxi в.) // Труд и социальные отношения. 2021. №3. С. 13-26.

8. Рожков В.Д. Карташов С.А., Ананченкова П.И. Государственная служба занятости населения как субъект регулирования социально-трудовых отношений часть 2. Организационные основы функционирования службы занятости населения// Труд и социальные отношения. 2021. №4. С. 5-17.

9. Руденко Л.Г. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России в современных условиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 2 (13). - С. 67-78.

10. Руденко Л.Г. Организационно-функциональная модель механизма управления конкурентоспособностью предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2015. - № 2 (13). - С. 14-24.

11. Черновалов А.В. Цифровое будущее или экономика счастья? / А.В. Черновалов, З. Цекановский, З. Шиманьский, П.А. Черновалов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. - с. 176.

12. Vigna, M.J. Casey, The Truth Machine: The Blockchain and the Future of Every- thing, St. Martin's Press, New York 2018.

13. Доклад ЕЭК ООН Показатели «умных» устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН-МСЭ, [Электронный ресурс], режим доступа, URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/2015/ECE_HBP_2015_4.ru.pdf

14. Официальный сайт мэра Москвы, [Электронный ресурс], режим доступа, URL:

https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/7373050/?utm_source=yxnews&utm_medium=deskto p

References

1. Koncepciya «Umny'j gorod», [E'lektronny'j resurs], rezhim elektronnogo dostupa, URL: https://2030.mos.ru/

2. Kuzneczova A.I., Dolmatova A.V. Innovacionny"e texnologii v sisteme ZhKX // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2016. - № 3 (18). - S. 42-49.

3. Lavrenfeva, E. A. Upravlenie social'no-trudovy'mi otnosheniyami: uchebnik / E. A. Lavrenfeva. — SPb.: Izd-vo GUMRF im. adm. S. O. Makarova, 2018. — 492 s.

4. Niyazbekova Sh.U., Bunevich K.G. Analiz socialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Astany" // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2017. - № 3 (22). - S. 24-31.

5. Novikov I.V. Rol" MSE" v standartizacii umny"x ustojchivy"x gorodov // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2016. - № 3 (18). - S. 74-79.

6. Rozhkov V.D. E"volyuciya kategorij zanyatosti i ry"nka truda v e"poxu cifrovoj ekonomiki // Trud i sociaTny'e otnosheniya. 2020. №5. S. 91-98.

7. Rozhkov V.D. Kartashov S.A., Ananchenkova P.I. Gosudarstvennaya sluzhba zanyatosti naseleniya kak sub«ekt regulirovaniya social'no-trudovy'x otnoshenij chast" 1. stanovlenie i razvitie v Rossii sistemy" trudovogo posrednichestva: istoricheskij obzor (xx- nachalo xxi v.) // Trud i sociakny'e otnosheniya. 2021. №3. S. 13-26.

8. Rozhkov V.D. Kartashov S.A., Ananchenkova P.I. Gosudarstvennaya sluzhba zanyatosti naseleniya kak sub«ekt regulirovaniya social'no-trudovy"x otnoshenij chast" 2. Organizacionnye osnovy" funkcionirovaniya sluzhby" zanyatosti naseleniya// Trud i social"ny"e otnosheniya. 2021. №4. S. 5-17.

9. Rudenko L.G. Analiz sostoyaniya zhilishhno-kommunal"nogo xozyajstva Rossii v sovremenny"x usloviyax // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2015. - № 2 (13). - S. 67-78.

10. Rudenko L.G. Organizacionno-funkcionalnaya model" mexanizma upravleniya konkurentosposobnost"yu predpriyatij sfery" zhilishhno-kommunal"nogo xozyajstva // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: E"konomika i upravlenie. - 2015. - № 2 (13). - S. 14-24.

11. Chernovalov A.V. Cifrovoe budushhee ili e"konomika schast"ya? / A.V. Chernovalov, Z. Cekanovskij, Z. Shiman"skij, P.A. Chernovalov. - M.: Izdatel"sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2018. - s. 176.

12. P. Vigna, M.J. Casey, The Truth Machine: The Blockchain and the Future of Every- thing, St. Martin's Press, New York 2018.

13. Doklad EEK OON Pokazateli «umny'x» ustojchivy'x gorodov, razrabotanny'e EEK OON-MSE, [E'lektronny'j resurs], rezhim dostupa, URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/2015/ECE_HBP_2015_4.ru.pdf

14. Oficial'ny'j sajt me'ra Moskvy\ [E'lektronny'j resurs], rezhim dostupa, URL:

https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/7373050/?utm_source=yxnews&utm_medium=deskto p

Для цитирования: Баранов Д.Н. Оценка потенциала применения цифровых технологий в области организации социально-трудовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2021 -60/ © Баранов Д.Н., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.

[1] Источник: собственная разработка на основе IEEE ComSoc, [Электронный ресурс] режим доступа, URL: https://prc.chapters.comsoc.org/2019/04/01/5g-evolution- wireless-communications/; G. Hilson, 5G Needs More Memory to Compute, „EETimes" 2019, [Электронный ресурс] режим доступа, URL: https://www.eetimes. com/document.asp?doc_id= 1334512#

[2] Официальный сайт мэра Москвы, [Электронный ресурс], режим доступа, URL:

https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/7373050/?utm_source=yxnews&utm_medium=deskto p

[3] Доклад ЕЭК ООН Показатели «умных» устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН-МСЭ, [Электронный ресурс], режим доступа, URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/2015/ECE_HBP_2015_4.ru.pdf

[4] Составлено автором на основании данных Концепции «Умный город», [Электронный ресурс], режим электронного доступа, URL: https://2030.mos.ru/

[5] Источник: собственная разработка на основе P. Vigna, M.J. Casey, The Truth Machine: The Blockchain and the Future of Every- thing, St. Martin's Press, New York 2018.

[6] Авторская разработка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.