Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГИС-ЖКХ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юматов Андрей Степанович

Процесс развития элементов цифровой экономики в современном мире становится одним из самых насущных, так как его интенсивность и масштабы проникновения в хозяйственную систему определя- ют уровень развития экономики страны и перспективы ее роста. В статье рассматриваются вопросы развития цифровой экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Цель исследования- выявление и оценка элементов цифровой экономки в управленческой деятельности субъектов жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации. Исследование проводилось с использованием методов обобщения имеющихся знаний о ключевых терминах, использованных в статье, анализа отношений в жи- лищно-коммунальной сфере через выделение ключевых субъектов. Использован метод аналогии при описа- нии процессов цифровизации в ЖКХ. К основным результатам исследования в статье следует относить: выделение и структурирование элементов цифровой экономики, используемых в деятельности отдельных субъектов жилищно-коммунального хозяйства России, обобщение ключевых факторов современного раз- вития цифровых технологий отрасли.Результаты исследования формируют основу для объективной оценки современного этапа развития цифровой экономики в ЖКХ Российской Федерации и дальнейшего исследования перспектив цифровизации отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN DIGITAL ECONOMY

Development of digital economy in the modern world becomes one of the most essential as its intensity and scales of penetration into economic system define the level of development of national economy and the prospect of her growth. In article questions of development of digital economy in the sphere of housing and communal services of Russia are considered. A research objective - identification and assessment of elements of the digital housekeeper in administrative activity of subjects of housing and communal services of the Russian Federation. The research was conducted with use of methods of generalization of the available knowledge of the key terms used in article, the analysis of the relations in the housing-and-municipal sphere through allocation of key subjects. The analogy method at the description of processes of digitalization in housing and public utilities is used. In article it is necessary to refer to the main results of a research: allocation and structuring the elements of digital economy used in activity of certain subjects of housing and communal services of Russia, generalization of key factors of modern development of digital technologies of branch.Results of a research form a basis for objective assessment of the present stage of development of digital econ- omy in housing and public utilities of the Russian Federation. Results form a basis for a research of the directions of development of digital technologies in branch.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 332.87, 338.242

Андрей Степанович Юматов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента организации, Оренбургский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» e-mail: nokia26002005@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Процесс развития элементов цифровой экономики в современном мире становится одним из самых насущных, так как его интенсивность и масштабы проникновения в хозяйственную систему определяют уровень развития экономики страны и перспективы ее роста. В статье рассматриваются вопросы развития цифровой экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства России. Цель исследования - выявление и оценка элементов цифровой экономки в управленческой деятельности субъектов жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Исследование проводилось с использованием методов обобщения имеющихся знаний о ключевых терминах, использованных в статье, анализа отношений в жилищно-коммунальной сфере через выделение ключевых субъектов. Использован метод аналогии при описании процессов цифровизации в ЖКХ. К основным результатам исследования в статье следует относить: выделение и структурирование элементов цифровой экономики, используемых в деятельности отдельных субъектов жилищно-коммунального хозяйства России, обобщение ключевых факторов современного развития цифровых технологий отрасли.

Результаты исследования формируют основу для объективной оценки современного этапа развития цифровой экономики в ЖКХ Российской Федерации и дальнейшего исследования перспектив цифровизации отрасли.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ГИС-ЖКХ, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровизация.

На современном этапе все более актуальным становится появление и эффективное использование современных форм организации отношений между субъектами хозяйственной системы страны, обеспечение автоматизации и информатизации процессов, внедрение сетевых технологий. Во многом, данные процессы отражаются таким понятием как «цифровая экономика». Определений «цифровой экономики» сегодня существует достаточно много. На семинаре Всемирного банка, проводимом в России 20 декабря 2016 г., цифровая экономика была определена как «новая парадигма ускоренного экономического развития, основанная на обмене данных в режиме реального времени, посредством цифровых технологий, институтов регулирования и навыков» [7]. Профессор Б.Н. Паньшин под цифровой экономикой понимает «экономку, основанную на сетевых сервисах» [6]. В работе профессора Е.А. Нестеренко и А.С. Козловой цифровая экономика определяется как «система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [4].

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» цифровая экономика определяется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравне-

нию с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Обзор определений позволяет заключить, что базовыми элементами цифровой экономики являются цифровые данные, связанные с созданием товаров и услуг, и технологии работы с данными.

Развитие институтов цифровой экономики обеспечивается как объективным ростом и усложнением экономических отношений, требующих более эффективных форм производства товаров и услуг, так и сознательной политикой органов власти по изменению сложившейся институциональной среды. Развитие сферы производства в мире достигло той фазы, когда работа с массивами данных определяет настоящее и будущее экономических субъектов. Рыночные факторы побуждают использовать информационные технологии в деятельности субъектов рынка (потребителей, производителей, организаций рыночной инфраструктуры). Эти процессы могут стимулироваться или сдерживаться действующими экономическими институтами (нормативно-правовое регулирование отраслей и видов деятельности, институт собственности, система поддержки малого и среднего бизнеса, общественный контроль за деятельностью организаций и др.). Органы власти, прямо или косвенно воздействуя на институты, управляют процессом формирования

элементов цифровой экономики в действующей хозяйственной системе [8].

В Российской Федерации в 2016 году Указом Президента РФ принята«Стратегия развития ио-формационного общества в Российской Федерации на 2017-2я30 годы»,где оиределены тсновяые принципыа направления-тцвооия информационного общества в России, выделены основные составляющие соваеменнооо орфодмациенного лб-щества. Распоряжением Правительства от 28 июля 2017 г. 3» 163т-°.утвер>вдеда ирограома «Цифровая эконамика Дозсиоско» -Педедяизу». Пдограм-ма сориентирована на следующие базовые направления:

- ключевые институты развития цифровой экономики (нормот-аназ регулироо^ие, 1-ниы и об-

разование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);

- основные инфраструктурные элементы цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

Цель настоящего исследования - выявление и оценка элементов цифровой экономки в управленческой деятельности субъектов ЖКХ Россий-скойФедерации.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства отличается сложным сочетанием рыночных и административных институтов. Для более детального и последовательного решения задачи, исследуем развитие элементов цифровой экономики через деятельность основных субъектов ЖКХ, представленных на рисунке 1.

Администрат

ивное управление

Органы власти в сфере управления ЖКХ

Профессионал ьное управление

Оказание отдельных видов ЖКУ

Управляющие жилищным

фондом организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖК, ЖСК)

Региональные операторы по комплексному управлению жилищно-коммунальной услугой

Жилищно-коммунальные предприятия

Собственники жилищного фонда

Рисунок 1. Субъекты жилищно-коммунального хозяйства (Примечание: составлено автором [3])

Собственники жилищного фонда являются потребителями жилищно-коммунальных услуг, выступая платежеспособными заказчиками требуемого для эксплуатации жилого дома перечня услуг [9]. Услуги оказываются в российской экономической системе на рыночных условиях. При этом вмешательство органов власти в рыночные отношения субъектов ЖКХ возможно при осуществлении функции социальной защиты граждан, регулировании деятельности организаций с признаками монопольного положения, осуществлении структурных реформ отрасли. Собственники воздействуют на процесс оказания ЖКУ через формирование и актуализацию перечня оказываемых услуг, изучение и обсуждение плановых и отчетных документов по управлению многоквартирным домом, выдвижению инициатив по

использованию общего имущества, замечаний по качеству оказываемых услуг и др.

В последние годы элементы цифровой экономики для данного субъекта в поселениях России представлены:

- возможностью осуществлять платежи за жилищно-коммунальные услуги через централизованные платежные системы, в том числе реализующие функцию оплаты через интернет;

- внедрением «Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС-ЖКХ) - единого информационного ресурса, позволяющего получить доступ к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности, об уровне тарифов

на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами.

Централизованные платежные системы во многих муниципальных образованиях РФ работают с начала 2000-х годов. Кардинальных изменений за последние годы в этой области не происходило, если не учитывать появление возможности оплаты за услуги с использованием интернета. Наиболее вероятное развитие этих платежных систем - это интеграция в ГИС-ЖКХ, которая сегодня по-прежнему находится в процессе внедрения (на этапе принятия федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ планировалось к настоящему моменту запустить Систему полностью). Подключение всего планируемого спектра услуг позволит собственникам жилья:

- направлять обращения по вопросам управления домом и получать ответ от контролирующих органов;

- получать информацию о деятельности управляющих компаний, коммунальных предприятий, состоянии МКД, текущих и планируемых программах из единых справочников, реестров и классификаторов в Системе;

- оплачивать жилищно-коммунальные услуги;

- проводить голосования собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с управлением в рамках товарищества, кооператива или совета многоквартирного дома.

Жилищно-коммунальные предприятия представлены организациями, оказывающими жилищные, коммунальные услуги и осуществляющие внешнее благоустройство территории. Наличие элементов цифровой экономики в деятельности данного субъекта жилищно-коммунальных отношений в большей степени определяется общим уровнем развития цифровой экономики в стране. Российские предприятия в разной степени используют информационные системы учета и расчета налогов, управления проектами, управления ресурсами и процессами, используют информационную платформу государственных услуг для получения информации, участия в электронных торгах, уплаты налогов, внесения предложений по корректировке хозяйственной политики и др., используют платежные системы кредитных организаций. Реализация функций участника информационного пространства для каждого российского предприятия сегодня предполагает наличие доступа в сеть Internet, технические средства для работы с информацией, более крупные организации имеют корпоративные сети с широким набором функций.

Спецификой использования цифровых технологий предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг в России является:

- невысокий уровень цифровизации жилищно-коммунальных услуг в сравнении со странами

Европы, США, Японией, который определяется техническими характеристиками обслуживаемого жилья, ресурсными возможностями жилищно-коммунальных предприятий и платежеспособностью основной массы потребителей;

- обязанность для предприятий коммунального сектора предоставлять и актуализировать информацию для ГИС-ЖКХ о самой организации; об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотве-дения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг; производственные и инвестиционные программы предприятий, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг и др. (статья 6 федерального закона № 209-ФЗ);

- наличие серьезных ценовых барьеров для расширения спектра услуг и внедрения современных технологий, обусловленных наличием систем регулирования тарифов в связи с социальной значимостью услуг, угрозами безопасности граждан.

В целом необходимо отметить, что перечень предоставляемых предприятиями жилищно-коммунальных услуг в российских поселениях достаточно консервативен, при этом проводится цифровиза-ция таких сфер, как оплата за услугу и раскрытие информации о параметрах ее оказания.

Следующий субъект ЖКХ - управляющие жилищным фондом организации. Это организации предоставляющие «комплексную услугу управления жилищным фондом». В своей деятельности данные организации также используют информацию и цифровые технологии на уровне, который позволяет инфраструктура страны. Особенностями развития цифровых технологий для данной группы субъектов являются:

- высокая интеграция хозяйственной деятельности с ГИС-ЖКХ;

- низкие финансовые возможности использования современных цифровых технологий для некоммерческих форм управления жильем (ТСЖ, ЖК, ЖСК);

- консервативность видов и содержания жилищно-коммунальных услуг, которыми управляют организации.

Управляющие организации, должны предоставлять в ГИС-ЖКХ:

- юридическую информацию об организации;

- информацию об объектах жилищного фонда;

- информацию о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквар-

тирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, коммунальных услугах;

информацию о соблюдении уровня качества оказанных жилищно-коммунальных услуг;

информацию о себестоимости и ценах (тарифах) на услуги по управлению в многоквартирном доме, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;

условия договора управления многоквартирным домом, а также отчет о выполнении такого договора;

информацию о состоянии расчетов между субъектами в процессе оказания ЖКУ (статья 6 федерального закона № 209-ФЗ).

Перечень информации, вносимой управляющими организациями в Систему, не является исчерпывающим, а непредоставление указанной информации влечет за собой штрафы или даже прекращение деятельности. С другой стороны, управляющие жилищным фондом организации могут использовать ресурсы ГИС-ЖКХ для получения информации о ценах, поставщиках различных ресурсов и услуг, программах и изменениях в нормативном регулировании отрасли.

Если для потребителя ГИС-ЖКХ является ресурсом, дающим дополнительные возможности в получении качественных ЖКУ, то для коммунальных предприятий и управляющих организаций работа с информационной системой в большей степени ведет к дополнительным издержкам по обработке и загрузке информации и рискам получения убытков.

Самыми «молодыми» из рассматриваемых нами субъектов ЖКХ в Российской Федерации являются региональные операторы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг Сегодня функционирует один вид данных субъектов - региональный оператор в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. В настоящий момент обсуждаются формы и механизмы организации региональных операторов в сфере эксплуатации приборов учета и в сфере сбора и транспортировки бытовых отходов. Региональный оператор учреждается органами власти субъекта Российской Федерации в форме фонда. В функции регионального оператора в сфере капитального ремонта входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, открытие и ведение специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, осуществление функций технического заказчика работ и финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Особенности использования цифровых технологий региональным оператором в сфере капитального ремонта многоквартирных жилых домов:

- использование в деятельности финансово-информационной системы, реализующей персональный учет собственников жилых домов, сбор и накопление финансовых средств, обработку информации о движении денежных средств в разрезе различных групп пользователей, осуществление выплат подрядным организациям и др.

- предоставление информации в ГИС-ЖКХ, связанной с капитальным ремонтом объектов жилищного фонда;

- проведение закупок с использованием информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Региональный оператор в сфер капитального ремонта ЖФ является крупной организацией, обслуживающей несколько тысяч многоквартирных жилых домов. Ведение деятельности оператора в современных условиях невозможно без использования программных средств. Здесь мы сталкиваемся с явлением, когда определенный уровень развития информационных технологий позволил создавать подобные организации, работающие с большим массивом информации. Сейчас происходит поиск оптимальных механизмов использования данных технологий, в частности, вопросы проведения электронных процедур, связанных с выбором поставщиков и подрядных организаций региональными операторами описаны в статье Обаляевой Ю.И [5]. Уровень цифровизации деятельности региональных операторов в сфере капитального ремонта является высоким с выраженной тенденцией дальнейшего роста. Без расширения использования цифровых технологий операторы не смогут выполнять свои функции.

Органы власти в сфере управления ЖКХ представлены тремя уровнями: федеральный, региональный и местный. Современное управление крупными комплексами, к которым относится и жилищно-коммунальный комплекс, невозможно без цифровых технологий. Учитывая этот факт, на федеральном уровне был инициирован глобальный проект, который уже привел к внедрению ряда цифровых нововведений. Этот проект - электронное правительство. Начало этого проекта формально можно отсчитывать с момента принятия государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» (Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р). В рамках этого проекта появились такие общезначимые для государственного и муниципального управления сервисы как «Единый портал государственных и муниципальных услуг», «Портал открытых данных Российской Федерации». Активно вводится электронный документооборот на всех уровнях власти как внутриорганизационный, так и с потребителями государственных и муниципальных услуг. При органах власти создаются электронные

площадки для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти. Создаются государственные информационные системы (ГИС), обслуживающие отдельные области управления, и развивается цифровая инфраструктура.

В сфере ЖКХ, как мы уже отмечали ранее, действует своя специализированная ГИС-ЖКХ. Очевидно, что Система должна действовать на основании информации, поступающей от всех субъектов на территории страны. В декабре 2014 года Правительством РФ утверждена «Концепция региональной информатизации», согласно которой «на региональном уровне рекомендуется обеспечить интеграцию региональных и муниципальных информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства и размещение в указанной информационной системе сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве субъекта Российской Федерации». Все три уровня власти в Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере свою деятельность выстраивают с использованием платформы ГИС-ЖКХ, обеспечивая интеграцию в данную Систему свих внутренних информационных ресурсов [10].

Акцентируем внимание на возможностях, которые дает ГИС-ЖКХ органам власти всех уровней:

- наличие актуальной базы данных о собственниках жилых домов, о текущем состоянии и динамике оказания жилищно-коммунальных услуг на территории страны;

- формирование реестра управляющих организаций, кредитно-финансовых организаций (в том числе фондов), реестра результатов проверок субъектов ЖКХ и других аналитических материалов для проведения оценки уровня функционирования системы ЖХК, проведения сравнений и ранжирований по различным критериям для принятия управленческих решений;

- формирование реестра программ по уровням власти в сфере ЖКХ, позволяющего реализовывать скоординированную и эффективную политику развития комплекса;

- возможность получать отзывы от отдельных граждан и организаций, организовывать общественное обсуждение инициатив по широкому спектру вопросов в сфере ЖКХ.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- цифровые технологии имеют различную степень значимости для субъектов ЖКХ: при повышении уровня управления зависимость от цифровиза-ции возрастает;

- основным элементом цифровой экономики в сфере ЖКХ в России выступает ГИС-ЖКХ, активное внедрение которой осуществляется органами власти;

- собственники жилых домов имеют возможность осуществлять оплату за ЖКУ по единым счетам через современные платежные системы, пользоваться ресурсами ГИС-ЖКХ для получения информации по оказываемым услугам и коммуникации с другими субъектами ЖКХ;

- жилищно-коммунальные предприятия и управляющие жилищным фондом организации, осуществляют наполнение ГИС-ЖКХ актуальной информацией, что на современном этапе пока приводит к дополнительным расходам и рискам, эффективность деятельности данные субъекты повышают за счет использования общераспроста-ненных элементов цифровой экономики (ресурсов сети Йете^ программных продуктов в сфере учета, планирования, современных способов расчетов, внутренних корпоративных сетей и др.);

- региональные операторы в сфере капитального ремонта и органы власти всех уровней являются наиболее заинтересованными в деятельности ГИС-ЖКХ субъектами, Система позволяет им более эффективно работать с масштабным и сложным объектом управления.

Цифровая экономика постепенно охватывает все новые сферы жилищно-коммунальных отношений в России. На микроуровне это выражается в использовании современной техники и цифровых технологий, позволяющих работать с массивами информации, требуемой для создания продукта, услуги. На уровне органов власти и учреждаемых ими крупных компаний, помимо базовых цифровых систем, обслуживающих документооборот, платежные операции, процессы учета, контроля и планирования, формируется специализированная информационная система, интегрирующая информацию о деятельности всех субъектов ЖКХ и обеспечивающая площадку для проведения согласованной политики в данной сфере. Однако возможность ресурса и его реальное использование - это разные вещи. На создание и развитие ГИС-ЖКХ затрачено много ресурсов, причем эти затраты постепенно становятся составляющей тарифа на жилищно-коммунальные услуги. Оценить эффективность принимаемых органами власти решений и степень использования при этом возможностей ГИС-ЖКХ пока сложно. Если подходить к оценке с точки зрения результата (роста доступности и качества жилищно-коммунальных услуг), то изменения происходят пока медленно, и остается рассчитывать на «цифровые дивиденды».

Литература

1. Деменко, О.Г. Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства России / О.Г. Деменко, А.О. Тихомиров // Вестник университета. - 2018. - № 5. - С. 59-63.

2. Ерохина, О.В. «Умная Москва»: новая концепция развития столицы / О.В. Ерохина // Вестник финансового университета. - 2018. - № 3. - С. 6-10.

3. Комаров, Н.А. Модель оценки основных направлений развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на современном этапе / Н.А. Комаров, А.С. Юматов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1. - С. 115-121.

4. Нестеренко, Е.А. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России / Е.А. Нестеренко, А.С. Козлова // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 2. - С. 9-14.

5. Обаляева, Ю.И. Совершенствование регламентации электронных процедур на современном этапе / Ю.И. Обаляева // Вопросы регулирования экономики. - 2017. - № 1. - С. 131-141.

6. Паньшин, Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития / Б.Н. Паньшин // Наука и Инновации. - 2016. - № 3. - С. 17-20.

7. Развитие цифровой экономики в России. Материалы семинара [Электронный ресурс] / Всемирный банк. - Режим доступа: http://www.vsemimyjbank.org/ru/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-intemational-seminar-1#2 - (дата обращения: 05.06.2018).

8. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] / McKinsey & Company. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ru/our-insights - (дата обращения: 10.06.2018).

9. Юматов, А.С. Проблема выбора собственниками формы управления многоквартирным домом / А.С. Юматов // Муниципальное право. - 2016. - № 2. - С. 23-28.

10. Bulancha, S. Smart Cities as the «capitals» of the Digital Economy / S. Bulancha, V. Kupriyanovsky, V. Kononov // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Vol. 4. - pp. 41-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.