Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / стратегическое развитие / образовательные услуги / Уральский федеральный округ / цифровизация образования / инновации / региональное развитие / digital technologies / strategic development / educational services / Ural Federal District / education digitalization / innovation / regional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е С. Куликова, Ю А. Царенко

В современном мире цифровые технологии становятся ключевым фактором развития образовательных услуг, особенно в стратегическом контексте регионов. Уральский федеральный округ (УрФО) является одним из ведущих регионов России, активно внедряющих цифровые технологии в образование. Данная статья посвящена анализу роли цифровых технологий в стратегическом развитии образовательных услуг УрФО. В работе рассматриваются современные тенденции цифровизации образования в регионе, представлены примеры успешных практик внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено анализу государственных программ и инициатив, направленных на цифровую трансформацию образования в УрФО. В статье представлена таблица с примерами использования цифровых технологий в образовательных учреждениях округа. Результаты исследования показывают, что внедрение цифровых технологий способствует повышению качества образовательных услуг, расширению доступа к образованию и укреплению конкурентоспособности региона на федеральном уровне. В заключении даны рекомендации по дальнейшему развитию цифровых технологий в образовании УрФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е С. Куликова, Ю А. Царенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

In the modern world, digital technologies have become a key factor in the development of educational services, especially in the strategic context of regions. The Ural Federal District (UFD) is one of Russia's leading regions actively implementing digital technologies in education. This article is dedicated to analyzing the role of digital technologies in the strategic development of educational services in the UFD. The paper examines current trends in the digitalization of education in the region and presents examples of successful practices of integrating digital technologies into the educational process. Special attention is paid to the analysis of government programs and initiatives aimed at the digital transformation of education in the UFD. The article includes a table with examples of using digital technologies in the district's educational institutions. The research results show that the implementation of digital technologies contributes to improving the quality of educational services, expanding access to education, and enhancing the region's competitiveness at the federal level. The conclusion provides recommendations for the further development of digital technologies in UFD education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

EDN: OVIAAH

Е.С. Куликова - д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, e.s.kulikova@ inbox.ru,

E.S. Kulikova - doctor of economic sciences, professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;

Ю.А. Царенко - магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия,

Yu.A. Tsarenko - master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SERVICES

IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

Аннотация. В современном мире цифровые технологии становятся ключевым фактором развития образовательных услуг, особенно в стратегическом контексте регионов. Уральский федеральный округ (УрФО) является одним из ведущих регионов России, активно внедряющих цифровые технологии в образование. Данная статья посвящена анализу роли цифровых технологий в стратегическом развитии образовательных услуг УрФО. В работе рассматриваются современные тенденции цифровизации образования в регионе, представлены примеры успешных практик внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено анализу государственных программ и инициатив, направленных на цифровую трансформацию образования в УрФО. В статье представлена таблица с примерами использования цифровых технологий в образовательных учреждениях округа. Результаты исследования показывают, что внедрение цифровых технологий способствует повышению качества образовательных услуг, расширению доступа к образованию и укреплению конкурентоспособности региона на федеральном уровне. В заключении даны рекомендации по дальнейшему развитию цифровых технологий в образовании УрФО.

Abstract. In the modern world, digital technologies have become a key factor in the development of educational services, especially in the strategic context of regions. The Ural Federal District (UFD) is one of Russia's leading regions actively implementing digital technologies in education. This article is dedicated to analyzing the role of digital technologies in the strategic development of educational services in the UFD. The paper examines current trends in the digitalization of education in the region and presents examples of successful practices of integrating digital technologies into the educational process. Special attention is paid to the analysis of government programs and initiatives aimed at the digital transformation of education in the UFD. The article includes a table with examples of using digital technologies in the district's educational institutions. The research results show that the implementation of digital technologies contributes to improving the quality of educational services, expanding access to education, and enhancing the region's competitiveness at the federal level. The conclusion provides recommendations for the further development of digital technologies in UFD education.

Ключевые слова: цифровые технологии, стратегическое развитие, образовательные услуги, Уральский федеральный округ, циф-ровизация образования, инновации, региональное развитие.

Keywords: digital technologies, strategic development, educational services, Ural Federal District, education digitalization, innovation, regional development.

Современное общество переживает период стремительной цифровой трансформации, которая затрагивает все сферы жизни, включая образование. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя его модернизации и повышению эффективности. В условиях глобализации и информационного общества образование приобретает особое значение как фактор экономического роста и социального развития. Уральский федеральный округ (УрФО) занимает особое место в системе образования Российской Федерации. Регион обладает значительным научно -образовательным потенциалом, развитой инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами. В последние годы в УрФО активно реализуются программы цифровизации образования, направленные на повышение качества образовательных услуг и их доступности для населения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа стратегических аспектов внедрения цифровых технологий в образование УрФО. В условиях конкуренции между регионами за инвестиции, человеческий капитал и инновации, цифровая трансформация образования становится ключевым инструментом повышения конкурентоспособности и устойчивого развития региона.

Целью данной статьи является изучение роли цифровых технологий в стратегическом развитии образовательных услуг УрФО, выявление основных тенденций и перспектив их внедрения.

Методологическая основа исследования включает анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, государственных программ и статистических данных, касающихся цифровизации образования в УрФО.

Вопрос цифровизации образования и внедрения цифровых технологий в стратегическое развитие образовательных услуг широко обсуждается в современной научной литературе. Различные авторы исследуют аспекты этой проблемы, предлагая свои подходы и решения. Е.М. Бурнаева [2] подчеркивает, что использование технологий цифрового обучения должно быть интегрировано в программные документы развития региона. Она отмечает, что цифровые технологии являются неотъемлемой частью стратегического планирования развития образовательной системы, особенно в контексте региональных особенностей. И.Н. Гучетль и Т.В. Манченко [5] выделяют актуальные направления цифровой трансформации образования, указывая на необходимость адаптации образовательных учреждений к современным требованиям информационного общества. Они считают, что цифровые технологии позволяют повысить доступность и качество образования, что особенно важно для удаленных регионов. М.Н. Гончарова и соавторы [4] проводят оценку развития рынка образовательных услуг регионов УрФО, отмечая, что цифровизация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности ре-

гиона. Они указывают, что внедрение цифровых технологий способствует привлечению инвестиций и развитию человеческого капитала. С.В. Манюшко [7] рассматривает концепцию открытых инноваций как основной драйвер инновационного развития высших учебных заведений. По его мнению, использование цифровых технологий в образовательном процессе способствует развитию открытых инноваций и повышению эффективности научно-образовательной деятельности. О.Г. Севостьянова и Т.В. Натальина [8] акцентируют внимание на роли кампусов как неотъемлемого элемента глобальной конкурентоспособности российского университета. Они утверждают, что цифровизация инфраструктуры кампусов является важным условием для привлечения студентов и развития международного сотрудничества. Е.В. Кобзева [6] исследует развитие цифровых технологий в государственном секторе рынка образовательных услуг, отмечая, что государственные образовательные учреждения активно внедряют цифровые инструменты для повышения качества и доступности образования. С. Ван и Ч. Лю [3] рассматривают перспективы развития и реформирования библиотек с точки зрения технологий 5G. Они считают, что внедрение новых технологий связи открывает новые возможности для цифровизации образовательных ресурсов и услуг. И.В. Борзунов и соавторы [1] анализируют изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельности учреждений высшего образования. Они подчеркивают, что цифро-визация образования требует обновления стандартов и нормативно-правовой базы. С.Р. Турковский [9] обсуждает роль новой экономики в сотрудничестве, образовании и науке, отмечая, что цифровые технологии являются ключевым фактором развития этих сфер.

Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что цифровые технологии играют решающую роль в стратегическом развитии образовательных услуг, особенно на региональном уровне, таком как УрФО.

Уральский федеральный округ является одним из передовых регионов России в области внедрения цифровых технологий в образование. Региональные власти и образовательные учреждения активно реализуют программы цифровой трансформации, направленные на повышение качества и доступности образовательных услуг. Одной из ключевых тенденций является развитие инфраструктуры для дистанционного и онлайн-обучения. В условиях пандемии СОУ[Э-19 этот аспект приобрел особую актуальность. Образовательные учреждения УрФО внедряют платформы для электронного обучения, создают цифровые образовательные ресурсы и развивают системы электронного документооборота.

В УрФО реализуются ряд государственных программ, направленных на цифровизацию образования:

1. Региональная программа «Цифровая школа»: направлена на оснащение школ современным оборудованием, внедрение электронных дневников и журналов, развитие цифровой грамотности у учащихся и педагогов.

2. Проект «Умный кампус»: в рамках которого высшие учебные заведения региона модернизируют инфраструктуру, внедряют системы управления образовательным процессом и развивают цифровые сервисы для студентов и преподавателей.

3. Инициатива по развитию сетевого взаимодействия: создание объединенных образовательных платформ, позволяющих обмениваться ресурсами между учреждениями, проводить совместные онлайн-мероприятия и проекты.

В таблице 1 представлены примеры использования цифровых технологий в образовательных учреждениях УрФО.

Таблица 1 - Примеры использования цифровых технологий в образовании УрФО

Образовательное учреждение Применяемые цифровые технологии Результаты и эффекты

Уральский федеральный университет (УрФУ) - Платформа дистанционного обучения Moodle - Виртуальные лаборатории - Системы электронного тестирования - Повышение доступности образования для иногородних студентов - Развитие онлайн-курсов и программ повышения квалификации

Средняя общеобразовательная школа № 45, Екатеринбург - Электронные дневники и журналы - Интерактивные доски - Онлайн-сервисы для домашних заданий - Улучшение коммуникации между учителями, учениками и родителями - Повышение успеваемости за счет интерактивных методов обучения

Колледж информационных технологий, Челябинск - Обучение программированию с использованием онлайн-платформ - Виртуальные мастерские и симуляторы - Подготовка специалистов, востребованных на рынке труда - Практико-ориентированное обучение с использованием современных технологий

Детский сад N° 12, Тюмень - Образовательные приложения для раннего развития - Электронные портфолио детей - Коммуникация с родителями через мобильные приложения - Индивидуальный подход к развитию детей - Активное вовлечение родителей в образовательный процесс

Институт дополнительного образования, Курган - Онлайн-курсы повышения квалификации - Вебинары и дистанционные семинары - Расширение географии обучающихся - Увеличение числа слушателей за счет удобства дистанционного обучения

Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс УрФО оказывает положительное влияние на различные аспекты образования:

1. Повышение доступности: благодаря онлайн-обучению жители отдаленных территорий получают доступ к качественным образовательным ресурсам.

2. Индивидуализация обучения: цифровые инструменты позволяют адаптировать образовательный процесс под потребности каждого учащегося.

3. Развитие цифровой грамотности: учащиеся и преподаватели осваивают новые технологии, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

4. Улучшение управления образованием: системы электронного документооборота и управления образовательным процессом повышают эффективность административной работы.

Несмотря на значительные успехи, процесс цифровизации образования в УрФО сталкивается с рядом проблем:

1. Неравномерность доступа к технологиям: в отдаленных и сельских районах наблюдается недостаточная инфраструктура для качественного интернет-соединения.

2. Недостаток квалифицированных кадров: необходимость повышения компетенций преподавателей в области ИКТ.

3. Финансовые ограничения: внедрение современных технологий требует значительных инвестиций, которые не всегда доступны образовательным учреждениям.

4. Обеспечение информационной безопасности: защита персональных данных учащихся и преподавателей.

Для преодоления существующих проблем и дальнейшего развития цифровизации образования в УрФО

необходимо:

1. Развитие инфраструктуры: инвестиции в расширение сетей связи, обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием.

2. Повышение квалификации педагогов: организация курсов и тренингов по использованию цифровых технологий в обучении.

3. Государственная поддержка: увеличение финансирования проектов по цифровизации, предоставление грантов и субсидий.

4. Сотрудничество с бизнесом: привлечение частных компаний к участию в образовательных проектах, создание государственно-частных партнерств.

5. Межрегиональное и международное сотрудничество: обмен опытом с другими регионами и странами, участие в совместных образовательных инициативах.

Цифровые технологии играют ключевую роль в стратегическом развитии образовательных услуг Уральского федерального округа. Анализ показал, что регион активно внедряет современные технологии в образовательный процесс, что способствует повышению качества и доступности образования, а также укреплению конкурентоспособности региона.

Основные выводы:

1. Стратегическое значение цифровизации: цифровые технологии являются неотъемлемой частью стратегического развития образования в УрФО, оказывая влияние на все уровни образовательной системы.

2. Положительное влияние на качество образования: внедрение цифровых инструментов способствует индивидуализации обучения, повышению мотивации учащихся и развитию цифровой грамотности.

3. Необходимость преодоления барьеров: для успешной цифровизации необходимо решить проблемы неравномерного доступа к технологиям, недостатка квалифицированных кадров и финансовых ограничений.

4. Роль государственной поддержки и сотрудничества: государственные программы и инициативы играют важную роль в продвижении цифровых технологий. Сотрудничество с бизнесом и другими регионами усиливает эффект от внедрения инноваций.

Рекомендации:

1. Инвестиции в инфраструктуру: увеличение финансирования на развитие сетей связи и оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием.

2. Развитие кадрового потенциала: организация программ повышения квалификации для педагогов в области цифровых технологий.

3. Поощрение инноваций: создание условий для разработки и внедрения новых цифровых решений в образовании.

4. Расширение доступа: особое внимание следует уделить обеспечению доступа к цифровым образовательным ресурсам в отдаленных и сельских районах.

5. Усиление информационной безопасности: разработка и внедрение мер по защите персональных данных и безопасности информационных систем.

В заключение следует отметить, что цифровизация образования в УрФО является перспективным направлением, способным обеспечить устойчивое развитие региона и подготовить высококвалифицированные кадры для экономики будущего. Реализация предложенных рекомендаций позволит преодолеть существующие барьеры и максимально использовать потенциал цифровых технологий в стратегическом развитии образовательных услуг.

Источники:

1. Борзунов, И. В. Изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельностью учреждения высшего образования / И. В. Борзунов, В. В. Калицкая, Л. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 12-2. - С. 207213. - DOI 10.17513/vaael.3156. - EDN AAYIEH.

2. Бурнаева, Е. М. Использование технологий цифрового обучения в программных документах развития региона / Е. М. Бурнаева // Управление образованием: теория и практика. - 2023. - № 10-1(68). - С. 95-102. - ЕЮ! 10.25726/e8533-8476-5860-e. - EDN ANYETF.

3. Ван, С. Исследование развития и реформирования библиотек с точки зрения 5G / С. Ван, Ч. Лю // Перспективы науки. - 2022. -№ 1(148). - С. 10-13. - EDN GOPZQQ.

4. Гончарова, М. Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М. Н. Гончарова,

B. О. Дрей, А. Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. -Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2023. - С. 21-25. - EDN VUNFYN.

5. Гучетль, И. Н. Актуальные направления цифровой трансформации образования / И. Н. Гучетль, Т. В. Манченко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - Т. 14, № 2. - С. 32-39. - DOI 10.47370/2078-1024-2022-14-232-39. - EDN OHSZLK.

6. Кобзева, Е. В. Развитие цифровых технологий в государственном секторе рынка образовательных услуг / Е. В. Кобзева // Педагогика и психология: теория и практика. - 2021. - № 2(22). - С. 30-35. - EDN NILFAJ.

7. Манюшко, С. В. Концепция открытых инноваций как основной драйвер инновационного развития высших учебных заведений /

C. В. Манюшко // Проблемы современной экономики. - 2024. - № 2(90). - С. 176-179. - EDN BHEYXT.

8. Севостьянова, О. Г. Кампус: неотъемлемый элемент глобальной конкурентоспособности российского университета / О. Г. Сево-стьянова, Т. В. Натальина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - № 8. - С. 137141. - EDN NKHYGP.

9. Турковский, С. Р. Новая экономика: сотрудничество, образование, наука / С. Р. Турковский // Право. Экономика. Психология. -2020. - № 4(20). - С. 69-77. - EDN XBIRZC.

EDN: PSYFPI

М.С. Рагозин - обучающийся 2 курса аспирантуры, Институт права, экономики и управления, Псковский государственный университет, Псков, Россия, [email protected],

M.S. Ragozin - 2-year graduate student, Institute of Law, Economics and Management, Pskov State University, Pskov, Russia.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ THEORETICAL BASIS OF PLANNING AND FORECASTING

Аннотация. Статья посвящена основным теоретическим положениям прогнозирования и планирования. В ней рассмотрены понятия «планирование» и «прогнозирование», изучены разные подходы к трактовке этих понятий. Предложена авторская трактовка понятия «планирование». Автором представлены основные отличия планирования от прогнозирования. Рассмотрены их цели и задачи. Так основной целью прогнозирования является создании научных предпосылок для осуществления запланированных управленческих решений. Приведены и рассмотрены основные функции прогнозирования, главной из которых является предвидение перспективных тенденций развития или изменений определенного объекта, процесса. Перечислены и исследованы основные методы планирования. К таким методам относятся : целеполагание; структурирование; ранжирование; установка ориентиров; мониторинг. А так же рассмотрены методы прогнозирования, к которым относятся: поисковые прогнозы; нормативные прогнозы. Выделены методы прогнозирования, широко используемые в логистике: качественные (экспертные методы, методы, которые основаны на результатах маркетинговых исследований), математические (трендовые и причинно-следственные модели) и комбинированные (адаптивная модель, корреляционно-регрессивная, комбинированные и фактографические модели).

Abstract. The article deals with the basic theoretical provisions of forecasting and planning. It considers the concepts of "planning" and "forecasting," studied different approaches to the interpretation of these concepts. The author's interpretation of the concept of "planning" is proposed. The author presents the main differences between planning and forecasting. Their goals and objectives are considered. So the main goal of forecasting is to create scientific prerequisites for the implementation of planned management decisions. The main forecasting functions are presented and considered, the main of which is the foresight of promising trends in the development or changes of a certain object, process. Basic planning methods are listed and investigated. Such methods include: goal setting; structuring; ranking; setting landmarks; monitoring. Forecasting methods are also considered, which include: search forecasts; regulatory projections. Forecasting methods widely used in logistics are highlighted: qualitative (expert methods, methods that are based on the results of marketing research), mathematical (trend and causal models) and combined (adaptive model, correlation-regression, combined and factographic models).

Ключевые слова: планирование, прогнозирование, управленческие решения, методы, экономика.

Keywords: planning, forecasting, management decisions, methods, economics.

В современных условиях глобализации, урбанизации, роста конкуренции среди организаций за многочисленные ресурсы, прогнозирование и планирование является актуальным способом по закреплению усилий управления в решении проблем стратегического развития. Конечным результатом планирования и прогнозирования является выработка управленческих решений, которые направлены на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий. На современном этапе развития, можно с уверенностью сказать, что эффективность функционирования любого предприятия зависит от многочисленных факторов и условий, важнейшими из которых являются прогнозирование и планирование. Планирование дает научное направление субъектам управления относительно того, в каком направлении должно двигаться предприятие для достижения своей стратегической цели. Правильно созданный организационный план снижает риски, уменьшает неопределенность, которая связана с условиями ведения предпринимательской деятельности и дает полную классификацию последствий планирующих управленческих действий.

Планирование, по мнению В.В. Рослика, выполняет важную функцию и задачу в форме противостояния внешним угрозам и опасностям. В случае если планирование компании находится на высоком уровне, то прослеживается стабильное увеличение устойчивости предприятия на соответствующем рынке [6].

Сегодня на этапе развития и функционирования системы управления важная роль принадлежит современным методам планирования и прогнозирования как фундаментальной основе оптимизации деятельности различных сфер.

Целесообразность исследования данной проблематики обусловлена современными условиями динамичного развития мира, который требует от управления эффективной и мобильной деятельности. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что планирование и прогнозирование является важным функциональным ресурсом оптимизации деятельности управления, который направлен на упрощение сложных структур управле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.