Научная статья на тему 'Цифровые технологии в государственном управлении'

Цифровые технологии в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровые технологии / государство / государство-сервис / государственное управление / электронное правительство. / digitalization / digital technologies / state / service-state / public administration / e-government.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришко Наталья Викторовна, Степанова Юлия Леонидовна

В статье уточнено понятие «государство-сервис» с позиции цифровой экономики; на примере Российской Федерации проанализирован опыт использования цифровых технологий в государственном управлении, проведен анализ состояния использования цифровых технологий в государственном управлении Луганской Народной Республики; разработаны рекомендации по дальнейшему внедрению цифровых технологий в государственное управление Луганской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришко Наталья Викторовна, Степанова Юлия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technologies in public administration

The article clarifies the concept of “state-service” from the standpoint of digital economy; the experience of using digital technologies in public administration is analyzed on the example of the Russian Federation, the analysis of the state of using digital technologies in public administration of the Lugansk People’s Republic is carried out; recommendations for further implementation of digital technologies in public administration of the Lugansk People’s Republic are developed.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в государственном управлении»

д.э.н., проф. Гришко Н. В., к.э.н. Степанова Ю. Л.

(ДонГТИ, г. Алчевск, ЛНР, batcukova@mail.ru)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье уточнено понятие «государство-сервис» с позиции цифровой экономики; на примере Российской Федерации проанализирован опыт использования цифровых технологий в государственном управлении, проведен анализ состояния использования цифровых технологий в государственном управлении Луганской Народной Республики; разработаны рекомендации по дальнейшему внедрению цифровых технологий в государственное управление Луганской Народной Республики.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, государство, государство-сервис, государственное управление, электронное правительство.

УДК 338.24

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. В настоящее время внедрение цифровых технологий происходит на всех уровнях экономической деятельности, в том числе и на уровне государства. Использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении позволяет охватывать и контролировать больший объем государственных услуг, предоставлять их населению и бизнесу вовремя, охватывать различные слои населения. Под влиянием цифровых технологий изменяется само понятие «государство», появляется термин «государство-сервис», под которым будем понимать совокупность цифровых государственных институтов, предоставляющих населению и бизнесу комплекс электронных государственных услуг при помощи информационно-коммуникационных технологий. В результате часть мирового сообщества, которое успешно внедряет цифровые технологии во все сферы жизни общества, в том числе и в государственное управление, получает значительное конкурентное преимущество и лояльность своих граждан. Возникает проблема разрыва между странами, имеющими различный уровень цифровизации государственного управления. Для решения данной проблемы необходимо на международном уровне разрабатывать рекомендации по успешному

внедрению цифровых технологий, а на уровне отдельно взятой страны — анализировать фактическое состояние цифровиза-ции государственного управления, угрозы и проблемы, мешающие успешной цифрови-зации, разрабатывать и финансировать программы действий по внедрению цифровых технологий в государственное управление.

Анализ состояния вопроса. Вопросы государственного управления с использованием цифровых технологий интересуют ученых и практиков всего мира. На международном уровне Организацией Объединенных Наций оценивается готовность и возможность различными странами использовать в своем управлении информационно-коммуникационные технологии. Ученые О. Л. Алферова [1], Л. В. Ватли-на [3], П. С. Мищина [9], Г. В. Горелова, В. Н. Тюшняков [4], А. Г. Селезнев [15] рассматривают проблемы правового обеспечения использования цифровых технологий в государственном управлении, проблемы внедрения цифровых технологий в государственное управление, проблемы государственного планирования с использованием цифровых технологий. Ученые В. Г. Минашкин, П. Э. Прохоров [8] изучают состояние процессов цифровизации в государственном управлении на основе статистического анализа использования цифровых технологий. Проводимые ис-

Финансы, учет и аудит

следования охватывают множество вопросов применения цифровых технологий в государственном управлении, однако цифровые технологии развиваются быстрыми темпами, что требует постоянного их исследования. Также необходимо учитывать, что на уровне отдельно взятого государства могут быть различные рекомендации по развитию и применению цифровых технологий в государственном управлении.

Целью данной статьи является разработка рекомендаций по внедрению цифровых технологий в отечественном государственном управлении.

Основной материал. Для определения уровня использования цифровых технологий в государственном управлении служит Индекс развития электронного правительства в странах мира (Global E-Government Development Index) Организации Объединённых Наций (ООН) — это комплексный показатель, который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам

государственных услуг. Определение данного индекса и составление Рейтинга развития электронного правительства проводит раз в два года Департамент Организации Объединённых Наций по экономическим и социальным вопросам. Исследование охватывает страны — члены ООН. Все страны, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трём основным составляющим:

1. Степень охвата и качество интернет-услуг (измеряется путем анализа веб-сайтов).

2. Уровень развития ИКТ-инфраструктуры (измеряется с помощью показателей ИТ-оборудования конечных пользователей и их использования в Интернете).

3. Человеческий капитал (измеряется с помощью индекса развития человеческого потенциала, индекса доступа к информации и плотности населения) [6].

Согласно данному исследованию на июль 2020 г. Россия занимает 36 место в рейтинге развития электронного правительства (рис. 1).

0,956

0,8

0,6

0,4

0,2

i94,-3 0,9358 0,9297

8255

0,7718

п

¿Р J^ jsP <jP" ~f>v ¿P' ^ -if-" Ж 4

J? J- J- J> J- J-

<v

A ■ ■?>

<?Л

<oJ jr лъ-

c^" J*

C> rib"

A- ^

Рисунок 1 Индекс развития электронного правительства в странах мира за 2020 г.

0,9758

0,8989

0,8244

0,87

8

0,8084

0

0,8231

0

0,7119

0,6891

0,5964

0,5527

0,2235

0,0875

0

В России проводится большая работа по практическому внедрению и освоению цифровых сервисов и технологий в государственном управлении. Основные мероприятия по цифровизации государственного управления сформулированы в федеральном проекте «Цифровое государственное управление», который реализуется с 1 ноября 2018 г. по 31 декабря 2024 г., и включен в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». В состав данной программы входит семь федеральных проектов:

- Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды»;

- Федеральный проект «Цифровое государственное управление»;

- Федеральный проект «Информационная инфраструктура»;

- Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»;

- Федеральный проект «Информационная безопасность»;

- Федеральный проект «Цифровые технологии».

- Федеральный проект «Искусственный интеллект» [13].

Исполнение всех перечисленных федеральных проектов постепенно приводит к цифровизации государственного управления, становлению государства как сервиса и появлению электронного правительства. Однако наиболее значимым для государственного управления является Федеральный проект «Цифровое государственное управление». Ключевые показатели данного проекта и ожидаемые значимые результаты отражены в таблице 1.

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что на данный момент в Российской Федерации происходит дублирование предоставляемых государственных услуг в цифровом виде. После 2024 года вероятнее всего будет происходить полный переход на предоставление государственных услуг при помощи цифровых технологий. В связи с этим необходимо повышать вовлеченность и цифровую грамотность населения и бизнеса для безболезненного перехода на новый цифровой вид взаимоотношений с государством.

Таблица 1

Ключевые показатели и ожидаемые результаты от внедрения Федерального проекта «Цифровое государственное управление» [11]

Параметры Характеристики

Ключевые показатели, которые планируется достигнуть к 2024 году - государственные (муниципальные) услуги предоставляются проактивно и онлайн, действуют 25 цифровых «супер-сервисов» по жизненным ситуациям; - 90 % внутри- и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений автоматизировано; - 60 % граждан имеют цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью; - доля электронного документооборота между органами государственной власти России и государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в общем объеме документооборота составляет 90 %.

Ожидаемые значимые результаты - создание супер-сервисов и моно-сервисов; - создание национальной системы управления данными (НСУД); - обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства; - создание единого окна цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы, в том числе по государственным услугам, функциям, сервисам; - внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление; - преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.

Финансы, учет и аудит

Одним из значимых достижений Российской Федерации по внедрению цифровых технологий является создание и развитие Портала государственных услуг, который работает с 2009 года и сегодня является одним из самых популярных государственных сайтов в мире [12]. По оценке Similarweb, он занимает второе месте по посещаемости в категории Law And Government, уступая только порталу государственных услуг Великобритании. На рисунке 2 отражена статистика регистрации пользователей данного портала.

На протяжении 2010-2020 гг. наблюдается постоянный рост зарегистрированных пользователей данного портала [12]. На конец 2020 г. количество зарегистрированных пользователей Портала госуслуг составляет 126 млн чел. Численность населения России на 1 января 2021 г. по данным Госстата составляет 146,17 млн чел. Таким образом, доля зарегистрированных пользователей в общей численности населения РФ на конец 2020 г. составила 86 % (рис. 3), что является очень высоким показателем. Неохваченными Порталом

госуслуг остались только 14 % населения Российской Федерации.

Кроме рассмотренных Федеральных проектов также разрабатываются и внедряются федеральные проекты «Цифровой регион», проект Минстроя «Умный город», которые направлены на цифровизацию и трансформацию городской среды за счёт технологий больших данных, машинного зрения, блокчейна, искусственного интеллекта (сквозные цифровые технологии) и других технологий, а значит, играют важную роль в развитии муниципалитетов и эффективном управлении ими. Планируется введение «цифровых двойников» для городов с населением более 100 тыс. человек. Планируют создание «цифрового двойника» Москва, Санкт-Петербург и другие. В рамках данных проектов создаются Порталы государственных услуг для крупных городов, а также порталы для регионов РФ. Примером может служить сайт госуслуг г. Москвы или сайт мэра Москвы, на котором обычные жители и представители бизнеса могут получить необходимые для них государственные услуги.

140 120 100

<u

Т

I 60 40 20 0

126

103

85

"50"

40

22,5

3,6

6,9

13

л

IL

20102012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

□ Количество зарегистрированных пользователей, млн. чел.

Рисунок 2 Статистика зарегистрированных пользователей Портала государственных услуг

Российской Федерации с 2010 по 2020 гг.

Финансы, учет и аудит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20,17 14%

126 86%

□ Зарегистрированные пользователи, млн. чел. □ Незарегистрированные пользователи, млн. чел.

Рисунок 3 Доля зарегистрированных пользователей Портала государственных услуг РФ в общей численности населения в 2020 г.

Результаты исследования. Таким образом, в Российской Федерации наблюдается курс на цифровизацию предоставляемых государственных услуг. Основные направления, которым может следовать Луганская Народная Республика: создание общего портала госуслуг для ЛНР, электронный документооборот при предоставлении госуслуг, цифровое удостоверение личности и электронная подпись. Анализ текущего состояния использования цифровых технологий в государственном управлении Луганской Народной Республики показал, что в ЛНР процесс цифровизации происходит более медленными темпами, основные проблемы в разрозненности предоставления государственных услуг с использованием цифровых технологий, нет единого портала государственных услуг ЛНР, что затрудняет доступ и поиск данных услуг для населения и бизнеса ЛНР. Однако есть и достижения в цифровизации государственного управления ЛНР:

- дистанционное обучение на образовательных платформах в вузах и средних школьных учреждениях, проведение видеоконференций с использованием ZOOM, SKYPE, подготовка преподавателями видеолекций;

- запись в электронную очередь детей для поступления в дошкольные учреждения;

- запись в электронную очередь для получения паспортов;

- на официальном сайте Министерства юстиции ЛНР «Моя недвижимость» можно получить услуги в сфере государственной регистрации. На данном сайте с 15 ноября 2021 г. введена в действие «Электронная очередь»;

- в электронном режиме можно узнать и оплатить задолженность за коммунальные услуги на профильных сайтах коммунальных и государственных предприятий ЛНР;

- ведутся работы по вовлечению жителей ЛНР, получивших российские паспорта, к регистрации и получению необходимой государственной помощи на общероссийском сайте gosuslugi.ru;

- на сайтах городских и районных администраций работают интернет-приемные, в которые можно обратиться по любому проблемному вопросу и получить информацию;

- окно единого заказчика работает в сфере строительства (Положение о государственной службе единого заказчика в сфере строительства ЛНР утверждено 29.09.2021) [14];

- по данным I полугодия 2021 г. более 70 % предпринимателей ЛНР сдают налоговую отчетность в электронном виде;

- информирование населения через городские порталы и группы в социальных сетях.

На основе опыта Российской Федерации, технических и кадровых возможностей Луганской Народной Республики можно дать следующие рекомендации по дальнейшему внедрению цифровых техно-

логий в государственное управление ЛНР: электронный документооборот между государственными службами; дистанционная подача заявлений на получение государственных услуг с использованием электронной подписи; создание электронной очереди для получения государственных услуг, в первую очередь тех, для которых характерен большой наплыв людей (запись в поликлинику, ГИБДД); взаимодействие

Библиографический список

Госбанка ЛНР и различных государственных служб для оплаты штрафов, государственных пошлин; создание единого портала госуслуг в ЛНР; создание единого окна в сфере получения государственных услуг. Данные рекомендации позволят увеличить эффективность и скорость исполнения государственных услуг в Луганской Народной Республике, охватить больший процент населения при оказании госуслуг.

1. Алферов, О. Л. Цифровые технологии в государственном управлении: правовые аспекты [Текст] / О. Л. Алферова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право : реферативный журнал. — 2021. — С. 220-228.

2. Белоусов, Ю. В. Цифровая экономика: понятие и тенденции развития [Текст] / Ю. В. Белоусов // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2021. — № 1. — С. 26-43.

3. Ватлина, Л. В. Цифровые технологии и модернизация государственного управления [Текст] / Л. В. Ватлина // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — С. 88-93.

4. Горелова, Г. В. Применение цифровых технологий в государственном и муниципальном управлении [Текст] / Г. В. Горелова, В. Н. Тюшняков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5 : Экономика. — 2019. — № 4 (250). — С. 134-145.

5. Громов, И. А. Влияние цифровых технологий на сферу государственных и бизнес-услуг в России [Текст] /И. А. Громов //Проблемы современной экономики. — 2018. — № 1. — С. 43-47.

6. Исследование ООН: электронное правительство 2020. Цифровое правительство в десятилетии действий по достижению устойчивого развития [Электронный ресурс] // Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. — Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf.

7. Корчагина, К. Эксперимент Минтруда по электронному кадровому документообороту [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sbis.ru/articles/staff/eksperiment_mintruda_ kadrybezbumag.

8. Минашкин, В. Г. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект [Текст] / В. Г. Минашкин, П. Э. Прохоров // Statistics and Economics. — 2018. — № 5. — С. 51-62.

9. Мишина, П. С. Внедрение цифровых технологий в сферу государственного и муниципального управления [Текст] / П. С. Мишина // StudNet. — 2021. — № 4.

10. Овечкина, А. И. К вопросу цифровой трансформации российской экономики [Текст] / А. И. Овечкина, Н. П. Петрова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — № 1. — С. 57-62.

11. Паспорт Федерального Проекта «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/03/pasport_cgu_dec2019.pdf.

12. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gosuslugi. ru/.

13. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : утв. Правительством Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. — Режим доступа: http://static. government. ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yL VuPgu4bvR 7M0.pdf.

14. О государственной службе единого заказчика в сфере строительства Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Луганской

Финансы, учет и аудит

Народной Республики № 846/21 от 29.09.2021 г. — Режим доступа: http://lawdonbass.ru/ zakonodatelstvo/postanovleniya_sovmina/ob_utverzhdenii_polozheniya_o_gosudarstvennoy_sluzhbe_e dinogo zakazchika v sfere stroitelstva luganskoy narodnoy respubliki-846 21/.

15. Селезнев, А. Г. Государственное планирование и управление с использованием цифровых технологий [Текст] / А. Г. Селезнев // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — № 4 (25). — С. 276-279.

© Гришко Н. В. © Степанова Ю. Л.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. ЭиУДонГТИКунченко А. В.

Статья поступила в редакцию 11.03.2022.

Doctor of Economics, Professor Grishko N. V., PhD in Economics Stepanova Yu. L. (DonSTI, Alchevsk, LPR, batcukova@mail.ru)

DIGITAL TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

The article clarifies the concept of "state-service " from the standpoint of digital economy; the experience of using digital technologies in public administration is analyzed on the example of the Russian Federation, the analysis of the state of using digital technologies in public administration of the Lugansk People's Republic is carried out; recommendations for further implementation of digital technologies in public administration of the Lugansk People's Republic are developed.

Key words: digitalization, digital technologies, state, service-state, public administration, e-government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.