Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Землина

Вопрос формирования метакомпетенций, которые трактуются как личностное явление, на сегодняшний день приобретает всѐ большую актуальность. Это обуславливается тем, что в компетенциях, определяемых в качестве ключевых в основных образовательных программах и нормативных актах государства личностные качества приобретают общественный характер. К таковым можно отнести и компетенцию активной гражданственности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»

Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023 Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Ю. В. Землина

Вопрос формирования метакомпетенций, которые трактуются как личностное явление, на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Это обуславливается тем, что в компетенциях, определяемых в качестве ключевых в основных образовательных программах и нормативных актах государства личностные качества приобретают общественный характер. К таковым можно отнести и компетенцию активной гражданственности [1].

Поскольку интерес к изучению этой компетенции возникает ещё в начальной школе, данное исследование затронуло не только этапы её развития у младших школьников, но и процесс её формирования. Понимая, что ключевые компетенции обладают свойством трудноизмеримости, так как представляют собой чувственный компонент личностного развития, было предложено основываться на содержании понятия «Гражданственность», которое позволило разбить это явление на структурные компоненты. Это разбиение, в свою очередь, стало основой для применения цифрового подхода к диагностике сформированности компетенции активной гражданственности у учащихся начальных классов.

Следует понимать, что измерение уровня и значимости этого явления невозможно без учёта некоторых условий: временного компонента и участников процесса наблюдения. Рассмотрим подробнее предложенные компоненты и способы их измерения.

На основе так называемых коннекторов - обоснований структурности явления гражданственности были выделены высомые и менее значимые элементы компетенции активной гражданственности. За наиболее весомый компонент было принято чувство патриотизма. Не менее важными, но по своей разветвлённости более узкими компонентами были определены чувство демократичности, толерантности, некоторые знаниевые элементы этой компетенции (знание законов, прав и обязанностей гражданина и т.д.). Патриотизм как явление общественно-личностное сам по себе проявляется структурными элементами. Это обозначено в основных коннекторах, таких как историческое прошлое

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

675

Technoogies^n^hemmucaiiommimrocmm

Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023 Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

etish samaradorli

государства, выступление авторитетных личностей, доверительная оценка международным общепринятым системам оценивания, терминологическим подходом [3,4].

Таким образом, полноценное трактование термина «Гражданственность» и обращение к источникам, способствующим ставить конкретные задачи по развитию компетенции активной гражданственности позволило выделить общую структуру элементов этого явления. Каждому элементу присвоена степень важности, выраженная в цифровом формате при общем эталлонном показателе 100% (Рис.1).

Так, знаниевые компетенции рассматриваются как первичная работа по формированию чувственных явлений. Чувства есть целенаправленное систематическое применение этих знаний, со временем перерастающее в личное желание исполнять данное действие без субъектов воздействия. По сути знания о понятии гражданственности - это первая ступень согласно теории Бенджамена Блума [4].

Рис. 1. Основные структурные компоненты гражданственности,

поддающиеся цифровому наблюдению

Именно поэтому знаниевые компетенции приобретают наименьшие показатели в системе оценивания. Между тем патриотизм, обладая большим расширением, имеет обличие существенного деятельностного компонента. Поэтому цифровая структура по определению эталона (максимально развитого чувства) гражданственности представляет собой следующее:

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

676

Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023 Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

etish samaradorli

J +n2 +11^ +п4 +Д +3 j +3, +з3 +t +o1 +0,

100%

где каждый компонент выражен своим весовым значением, сумма которых равна 10 баллам (100%).

Потенциал каждого элемента высчитывается индивидуально, по разработанной методике определения уровня сформированности того или иного критерия с учётом времени и субъектов наблюдения (классного руководителя, заместителя директора по духовности и просветительству, представителя по работе с молодёжью, семьи, одноклассников).

В целом цифровой подход к диагностике компетенции активной гражданственности позволил сделать следующие выводы:

A) компетенция гражданственности поддаётся цифровому измерению,

Б) потенциал компетенции активной гражданственности можно регулировать при правильном подходе к диагностике,

B) материал цифрового ислледования применим и к другим компетенциям и общественно-личностным явлениям, учитывая мобильность их структурных компонентов.

Цифровые технологии - наиболее удобный механизм измерения владения предметными компетенциями. Однако, как доказало исследование в этой области, он с лёгкостью может быть применим и для оценивания чувственных компетенций, в частности, гражданской позиции.

REFERENCES

1. Постановление Кабинета Министров №187 от 6 апреля 2017г. «Об утверждении государственных обраовательных стандартов общего среднего и среднего специального образования».

2. Ядрышников К. С. Патриотизм как составляющая правовой культуры личности //Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. - №. 4. - С. 50-53.

3. Семенов К. Б., Ермаков Д. А. Патриотизм как важнейшее социально-политическое и духовное явление общественной жизни //Современный ученый. - 2017. - Т. 1. - №. 1. - С. 203-205.

4. Камалов Р. Р. Использование таксономии Б. Блума как основы технологии мобильного обучения в начальной школе //Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №. 8. - С. 67-73.

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

677

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.