DOI: https://doi.org/10.24412/cl-36892-2024-2-10-17
Pages: 10-17
SUSTAINABLE DEVELOPMENT: INITIATIVES OF WOMEN IN SCIENCE AND BUSINESS
4th INTERNATIONAL CONFERENCE
RAQAMLI TEXNOLOGIYALAR VA GENDER: MUAMMOLAR VA YECHIMLAR
Umida Abdurashidovna Ziyamova
Senat apparati bosh mutaxassisi O'zbekiston Respublikasi Oliy Majlisi
Toshkent, O'zbekiston E-mail: umidaziyamova@gmail. com
Shaxnoza Erkinovna Abdullaeva
PhD, katta o'qituvchi Toshkent davlat sharqshunoslik universiteti Toshkent, O'zbekiston E-mail: shakhnoza abdullaye vera list. ru
MAQOLA HAQIDA_
Annotatsiya: Axborot texnologiyalari va raqamli platformalar rivojlanishiga odamlar hayotining iqtisodiy va ijtimoiy-madaniy jihatlari sezilarli darajada ta'sir ko'rsatdi. Biroq, raqamli texnologiyalar mavjud gender tengsizliklarini kuchaytirishi mumkin, garchi ular gender tengligini targ'ib qilish potentsialiga ega bo'lsa ham.
Tadqiqot raqamlashtirishning axborot resurslaridan foydalanish, ta'lim imkoniyatlari, mehnat bozori va turli gender guruhlari uchun ijtimoiy ishtirokga ta'sirini o'rganadi. Internetda mavjud bo'lgan stereotiplar va tarafkashliklarni, shuningdek, onlayn gender tengsizliklarini bartaraf etish bo'yicha muvaffaqiyatli tashabbuslar va siyosatlarni o'rganadi.
Tadqiqot maqsadi raqamlashtirishning gender tengligiga ta'sirini har tomonlama ko'rib chiqish, muammoli elementlarni aniqlash va yanada bag'rikeng va teng bo'lgan raqamli jamiyatni yaratish g'oyalarini taklif qilishdir._
DIGITAL TECHNOLOGIES AND GENDER: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Umida Abdurashidovna Ziyamova
Chief Specialist of the Senate Staff Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan Tashkent, Uzbekistan E-mail: umidaziyamova@gmail. com
Kalit so'zlar:
Raqamlashtirish, raqamli ta'lim, onlayn ta'lim, ayollar uchun raqamli ko'nikmalar, raqamli ta'lim resurslariga kirish, raqamli savodxonlik, raqamli tafovutni taqsimlash, raqamli savodxonlikdagi gender farqlari, hamma uchun Internetga kirish imkoniyati
Skakknoza Erkinovna Abdullaeva
PhD, senior lecturer Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan E-mail: shakhnoza abdullaye vaalist. ru
ABOUT ATRICLE_
Abstract: Economic and sociocultural aspects of people's lives have significantly influenced the development of information technologies and digital platforms. However, digital technologies may reinforce existing gender inequalities, even though they may have the potential to promote gender equality.
The study examines the impact of digitalization on access to information resources, educational opportunities, job markets and social participation for different gender groups. Examines stereotypes and bias that exist online, as well as successful initiatives and policies to address online gender inequalities.
The purpose of the study is to provide a comprehensive overview of the impact of digitalization on gender equality, identify problematic elements and propose ideas for creating a digital society that is more tolerant and equal._
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ГЕНДЕР: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Умида Абдурашидовна Зиямова
Главный специалист Аппарата Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Ташкент, Узбекистан E-mail: umidaziyamova@gmail. com
Шахноза Эркиновна Абдуллаева
PhD, старший преподаватель Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан E-mail: shakhnoza abdullayeva@ list.ru
О СТАТЬЕ_
Аннотация: Экономические и социокультурные аспекты жизни людей значительно повлияли на развитие информационных технологий и цифровых платформ. Тем не менее, цифровые технологии могут усиливать существующие гендерные неравенства, несмотря на то, что они могут иметь потенциал способствовать равноправию полов.
Исследование рассматривает влияние
цифровизации на доступ к информационным ресурсам, возможности получения образования, рабочие рынки и общественную участие для различных гендерных групп. Рассматриваются стереотипы и предвзятость, существующие в Интернете, а также успешные
Key words:
Digitalization, digital education, online learning, digital skills for women, access to digital educational resources, digital literacy, sharing the digital divide, gender differences in digital literacy, Internet access for all
Ключевые слова:
Цифровизация, цифровое образование, онлайн
обучение, цифровые навыки для женщин, доступ к цифровым образовательным ресурсам, цифровая
грамотность, разделение цифрового неравенства,
гендерные различия в цифровой грамотности,
интернет-доступ для всех
инициативы и политики, направленные на устранение гендерных неравенств в Интернете.
Цель исследования состоит в том, чтобы дать полный обзор влияния цифровизации на гендерное равенство, выявить проблемные элементы и предложить идеи для создания цифрового общества, которое будет более толерантным и равным.
Введение
В условиях, когда цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни людей, гендерное равенство в цифровизации является важным вопросом современного общества. Этот процесс оказывает значительное влияние на многие области, такие как политика, экономика, здравоохранение и образование. Гендерное вмешательство в цифровые процессы ставит перед обществом важные задачи, такие как обеспечение равных возможностей и борьба с дискриминацией.
В то время как цифровизация может стать мощным инструментом для поддержки гендерного равенства, она также может привести к новым проблемам. В этом контексте становится жизненно важным изучение влияния цифровых технологий на гендерные дисбалансы, определение возможностей и рисков этих технологий, а также разработка методов преодоления препятствий, препятствующих полноправному участию женщин и мужчин в цифровом обществе.
Цель этого введения состоит в том, чтобы описать основные элементы, связанные с цифровизацией и гендерным равенством. Рассмотрим, как цифровые технологии влияют на распределение ресурсов.
Основная часть
Пандемия COVID-19 ускоряет цифровые преобразования и трансформация, основанную на данных, не только в Европы и Центральной Азии, но и во всем мире. Цифровизация сегодня проникает во все аспекты нашей жизни - экономические, политические и социальные. Предприниматели могут эффективно использовать цифровые технологии для расширения своего бизнеса, граждане могут использовать мобильный интернет и цифровые устройства для участия в консультациях и политических процессах, мигранты могут пользоваться операторами мобильного банкинга для перевода денег на родину, пожилые люди и инвалиды легко получать услуги телемедицины, а работники могут пользоваться гибкими условиями и возможности телеработы для совмещения личной и общественной жизни.
Однако цифровизация не является нейтральной с гендерно нейтральной. Социальные и гендерные нормы и устойчивые гендерные стереотипы не позволяют
женщинам и девочкам использовать многочисленные возможности, предоставляемые цифровыми технологиями для личного и профессионального развития. Гендерное насилие, вызванное технологиями - это постоянное явление, которое усугубляется широким распространением социальных сетей и цифровых платформ, что также ставит под угрозу женщин в политике, гражданском обществе и в области прав человека. Женщины по-прежнему недопредставлены среди лиц, принимающих решения в области цифровых технологий.
К 2022 году 65 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП) будет приходится на цифровые технологии.[1] Однако сегодня в странах с низким и средним уровнем дохода доступ к мобильному интернету имеют на 234 миллионов женщин, меньше чем мужчин.[2] В частности, учитывая влияние цифровой трансформации и автоматизации на возможности трудоустройства, исследование, проведенное в 30 странах показало, что женщин с большой вероятностью будут автоматизированы - более чем в 70 процентах случаев.[3] Если бы более 600 миллионов женщин и девочек во всем мире получили доступ к онлайн-услугам, это позволило увеличить ВВП на 18 миллиардов долларов США. [4]
Таблица 1. Лица, пользующиеся интернетом, с разбивкой по полу (%)
Страна/Территория Все лица Женщины Мужчины
Албания 72.2 71.2 73.2
Армения 66.5 67.2 65.8
Азербайджан 81.1 78.0 84.2
Беларусь 85.1 85.7 84.2
Босния и Герцеговина 73.2 69.3 77.8
Грузия 72.5 71.9 73.3
Казахстан 85.9 84.9 87.1
Косово 89.4 89.0 89.9
Черногория 81.4 80.7 81.9
Северная Македония 81.4 79.2 83.5
Сербия 78.4 76.0 81.8
Турция 77.7 72.1 83.3
Украина 70.1 68.2 72.4
Узбекистан 70.4 65.9 74.9
Источник: МСЭ, Лица, пользующиеся интернетом (из любого места), по полу (доступные данные за последний год, не позднее 2018 года; возрастной охват населения различается по странам и территориям)
В любом обществе гендерные стереотипы выполняют важные социальные и культурные функции, такие как сохранение групповой идентичности, когнитивное (упрощение сложных представлений о мире), социализация и социальный контроль. Гендерная асимметрия и гендерная иерархия в обществе усиливаются дифференциацией характеристик, присваиваемых мужчинам и женщинам. Таким образом, гендерные стереотипы сохраняются.[5]
Культурные нормы и гендерные стереотипы часто мешают женщинам и девочкам использовать цифровые технологии, что также снижает их шансы получить образование и работать в секторах ИКТ.
Ценовая доступность интернета и цифровых устройств может значительно различаться в зависимости от места проживания, уровня экономического развития страны и других факторов. В целом, с развитием технологий и увеличением конкуренции на рынке цифровых услуг, цены на интернет и цифровые устройства обычно снижаются.
В некоторых развивающихся странах или регионах может быть более ограничен доступ к доступному интернету и дорогим устройствам из-за различных причин, таких как инфраструктурные ограничения или недостаточный уровень доходов у населения. Однако с течением времени, снижением стоимости технологий и улучшением инфраструктуры доступ к интернету и цифровым устройствам становится более широким.
Многие правительства и некоммерческие организации также предпринимают усилия для улучшения доступности интернета и цифровых технологий для всех слоев населения, включая программы субсидирования, развитие инфраструктуры и обучение. Это помогает сделать цифровые технологии более доступными и важными для социально-экономического развития.
Отсутствии грамотности и цифровых навыков у женщин является стереотипом и не соответствует действительности. Женщины в различных обществах и культурах проявляют широкий спектр навыков и компетенций в области грамотности и цифровой грамотности.
На протяжении последних десятилетий женщины активно участвуют в образовании и профессиональном развитии, что приводит к повышению уровня их грамотности в различных областях знаний, включая грамотность в цифровой сфере. Женщины успешно занимают высокие должности в различных сферах, включая информационные технологии, науку, инженерное дело, и другие, где цифровые навыки играют ключевую роль.
Однако, несмотря на это, все еще существуют социокультурные и структурные препятствия, которые могут затруднять доступ женщин к образованию и возможностям
для развития цифровых навыков. Важно продолжать работать над устранением этих препятствий и содействовать развитию всех членов общества в равной степени, независимо от их пола.
Гендерный разрыв в секторе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) означает неравенство между мужчинами и женщинами в этой отрасли по ряду параметров, включая участие в рабочей силе, возможности карьерного роста, заработную плату и представительство на высоких уровнях управления. Во многих странах сектор ИКТ по-прежнему считается преимущественно мужским, что создает проблемы с разнообразием, инновациями и экономическим развитием. [6]
Для устранения гендерного разрыва в секторе ИКТ важно принимать целенаправленные меры, такие как создание более инклюзивной среды, поддержка женщин в получении образования и профессионального роста в этой области, а также изменение стереотипов и барьеров, препятствующих участию женщин в технологической сфере.
Результаты и обсуждение
1. Неравенство в доступе к цифровым технологиям: В некоторых областях мира наблюдается неравенство между мужчинами и женщинами в доступе к цифровым технологиям. Это может быть связано с различиями в образование, доступе к интернету и техническим ресурсам.
2. Предвзятость в алгоритмах и искусственном интеллекте: В В некоторых случаях цифровые технологии могут отражать гендерные предвзятости из-за использования данных, содержащих стереотипы. Это может влиять на решения, принимаемые алгоритмами искусственного интеллекта.
3. Низкое представительство женщин в технических областях: Женщины могут быть недостаточно представлены в сферах информационных технологий и программирования, что может привести к ограниченному влиянию женщин в разработке цифровых продуктов.
Обсуждение:
1. Создана равных возможностей: Обсуждается необходимость создания равных возможностей для мужчин и женщин в доступе к цифровым технологиям, включая обеспечение равного образования и доступа к техническим ресурсам.
2. Борьба с предвзятостью в алгоритмах: Разговоры о том, как бороться с гендерной предвзятостью в алгоритмах и искусственном интеллекте, включая пересмотр использованных данных и улучшение алгоритмов для предотвращения дискриминации.
3. Поощрение участия женщин в технических областях: Дискуссии о том, как поощрять участие женщин в сферах информационных технологий, стимулировать карьерный рост и устранять стереотипы, связанные с женщинами в технических профессиях.
4. Создание сознательности: Обсуждение важности создания сознательности относительно проблем гендерного неравенства в цифровых технологиях и разработка стратегий для их решения.
Обсуждение данных вопросов направлено на создание равных возможностей, справедливости и инклюзивности в области цифровых технологий, учитывая гендерные аспекты.
Выводы
Цифровые технологии оказывают значительное воздействие на социальные структуры, включая аспекты гендерного равенства. Ниже приведены некоторые выводы по влиянию цифровых технологий на гендерные вопросы, а также предложены возможные решения для смягчения проблем.
1. Гендерный разрыв в доступе к технологиям:
- Неравномерный доступ мужчин и женщин к цифровым технологиям может углублять гендерные неравенства.
- Женщины часто испытывают ограничения в доступе к образованию в области информационных технологий.
2. Цифровой разрыв между полами:
- Некоторые исследования указывают на различия в уровне цифровой грамотности и навыков использования технологий между мужчинами и женщинами.
3. Стеклянный потолок в технологических компаниях:
- Женщины в технологических отраслях сталкиваются с препятствиями в продвижении по карьере и недостаточным представлением на высших уровнях управления.
4. Алгоритмическая дискриминация:
- Программы и алгоритмы могут содержать предвзятость, что может усугубить гендерные стереотипы и дискриминацию.
Решения:
1. Способствование инклюзивному образованию:
- Поощрение участия женщин в STEM-образовании (наука, технологии, инженерия, математика) и предоставление равных возможностей.
2. Устранение цифрового неравенства:
- Предоставление широкого доступа к интернету и цифровым технологиям, особенно в сельских и отдаленных районах.
3. Продвижение женщин в технологических компаниях:
- Разработка и внедрение программ по устранению стеклянного потолка и повышению представления женщин в технологическом руководстве.
4. Этический дизайн алгоритмов:
- Внедрение практик, направленных на избежание предвзятости и дискриминации при создании и использовании алгоритмов.
5. Поддержка предпринимательства среди женщин:
- Создание программ и финансовой поддержки для женщин-предпринимателей в сфере цифровых технологий.
6. Создание сознания:
- Проведение информационных кампаний и обучение о важности гендерного равенства в цифровом мире.
Совместные усилия общества, правительственных органов и бизнес-сообщества могут помочь создать более инклюзивное и равноправное цифровое будущее для всех.
Использованная литература
1. Международная Корпорация Данных (IDC), IDC раскрывает прогнозы 2021 года по цифровой трансформации в мире.
2. Ассоциация Глобальной Системы для Мобильной Связи (GSMA), 2021 г., Женщины, подключенные к сети. Отчет о гендерном разрывы в мобильной связи за 2021 год.
3. Э. Дабла-Норрис и К. Кочхар, Женщины, технологии и будущее в сфере труда, Блог Международного Валютного Фонда, 16 ноября 2018 г
4. GSMA, Женщины, подключенные к сети. Отчет о гендерном разрывы в мобильной связи за 2021 год.
5. ЕВРОСТАТ, 2021 г., Специалисты по ИКТ в сфере занятости
6. EU4 Digital, 28 июля.2020 г., ИТ-индустрия Украины: в поисках дальнейшего роста и открытия возможностей для женщин.