Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивное обучение / взаимодействие / индивидуальная образовательная траектория / вариативность / цифровые системы / interactive learning / interaction / individual educational trajectory / variability / digital systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Ирина Валерьевна, Полянская Екатерина Николаевна, Коробко Андрей Иванович

Использование в образовательном процессе цифровых технологий становится показателем качества обучения и конкурентоспособности образовательной организации.От подобных цифровых систем требуется адаптивность. Адаптивное обучение представляет собой подход, который учитывает все особенности индивидуального развития студентов и их потребности. Реализация адаптивного обучения подразумевает использование в совокупности цифровых и педагогических технологий, направленных на интерактивное взаимодействие студентов и педагогов, а также продуктивность познавательной деятельности. В дальнейшем системы цифрового обучения помогают выстраивать индивидуальные траектории обучения в соответствии с возможностями обучающихся. В рамках исследования разработана модель дистанционного курса повышения квалификации «Система адаптивного обучения с применением цифровых технологий», которая включает в себя установочный, информативный, технологический, результативный блоки. Каждый блок курса направлен на формирование представлений о ключевых особенностях адаптивного обучения с использованием цифровых технологий. В результате прохождения курса участники приобретают навыки для реализации вариативности обучения и повышения мотивации студентов. Освоение современными педагогами цифровых технологий адаптивного обучения способствует трансформации модели онлайн-образования, позволяет в полной мере реализовать подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики в условиях динамичного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратенко Ирина Валерьевна, Полянская Екатерина Николаевна, Коробко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of digital technologies in the educational process becomes an indicator of the quality of education and the competitiveness of an educational organization. Adaptive learning is an approach that takes into account all the features of students' individual development and their needs. The implementation of adaptive learning implies the use of digital and pedagogical technologies in combination, aimed at interactive interaction between students and teachers, as well as the productivity of cognitive activity. In the future, digital learning systems help to build individual learning trajectories in accordance with the capabilities of students. Within the framework of the research, a model of a distance learning course "Adaptive learning system using digital technologies" has been developed, which includes installation, informative, technological, and effective blocks. Each block of the course is aimed at forming ideas about the key features of adaptive learning using digital technologies. As a result of completing the course, participants acquire skills to implement the variability of learning and increase the motivation of students. The development of digital technologies of adaptive learning by modern teachers contributes to the transformation of the online education model, allows for the full implementation of the training of highly qualified personnel for the digital economy in the conditions of dynamic development of society.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Государственная политики была направлена на материальную поддержку сельского учителя. Государство использовало целый спектр ресурсов для достижения задач культурной революции.

Литература:

1. Варламенков, В.Н. Власть, общество, образование в 20-х гг. XX в. в Поволжском регионе: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Варламенков Виктор Николаевич; [Место защиты: Сам. гос. ун-т]. - Самара, 2009. - 291 с.

2. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 1-1, Оп.1, Л. 21.

3. ГАКК. Ф. 1. Он. 1-1. Д. 442. Л. 38.

4. ГА РФ. Ф. 1575. Оп. 1. Д. 73. Л. 32.

5. ГА РФ. Ф. 1575. Оп. 5. Д. 67. Л. 30

6. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 5. д. 26, 140, 149.

7. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 6. Д. 76. Л. 26.

8. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 6. Д. 79. Л. 41.

9. ГА РФ. Ф. 5462. Оп. 6. Д. 147. Л. 3, 8, 10.

10. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг.: Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып. 1 [Сост. канд. пед. наукН. И. Болдырев]. -М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 204 с.

11. Ишбаев, М.М. Формирование системы управления развитием малочисленной сельской национальной школы в условиях Западной Сибири: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Ишбаев. -М.: 1999. -225 с.

12. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / КПСС; Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А.Г. Ггорова, K.M. Боголюбова. - 9-е изд., доп и испр. - М.: 1983-1990. - 16 т. - В надзаг.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. 7.: 1938-1945. - 574 с.

13. Крупская, Н.К. Собрание сочинений Н.К. Крупской в 3 т. / Н. Крупская. - Москва; Ленинград: Работник просвещения, 1930-34 (Н. Новгород: тип. Нижполиграф). Т. 2: /Политпросветработа/. Т. 2. - 1932. -319 с.

14. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. Просвещение РСФСР. - Москва, 1925. - № 4 - 159 с.

15. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. Просвещение РСФСР. - Москва, 1925. - № 2 - 230 с.

16. Народное просвещение в РСФСР... / Отчет Наркомпроса РСФСР за 1925/26 учебный год - Москва, 1926. - С. 29.

17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. б/н, Д. 225, Л. 8.

18. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 234. Л. 5.

19. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. б/н, Д. 225. Л. 22.

20. РСФСР. Народный комиссариат просвещения. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. просвещения РСФСР. -М.: 1920-1930.- 175 с.

21. Сартакова, Г.Г. Сельская школа и сельский учитель: история и современность: Монография / Г.Г. Сартакова, Г.А. Окушова. - Томск: Томский государственный педагогический университет, 2014. - 108 с.

22. СССР в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.): Ист. очерки / Под ред. А.П. Кучкина (глав, ред.) и др./ Акад. наук СССР. Ин-т истории. -М.: Госполитиздат, 1955. - 596 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Кондратенко Ирина Валерьевна

Московский психолого-социальный университет (г. Москва);

кандидат психологических наук,

доцент Полянская Екатерина Николаевна

Российский национальный исследовательский

медицинский университета имени Н.И. Пирогова (г. Москва);

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва);

кандидат военных наук, заведующий кафедрой педагогики

и педагогической психологии Коробко Андрей Иванович

Российский национальный исследовательский

медицинский университет имени Н.И. Пирогова (г. Москва)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Использование в образовательном процессе цифровых технологий становится показателем качества обучения и конкурентоспособности образовательной организации.От подобных цифровых систем требуется адаптивность. Адаптивное обучение представляет собой подход, который учитывает все особенности индивидуального развития студентов и их потребности. Реализация адаптивного обучения подразумевает использование в совокупности цифровых и педагогических технологий, направленных на интерактивное взаимодействие студентов и педагогов, а также продуктивность познавательной деятельности. В дальнейшем системы цифрового обучения помогают выстраивать индивидуальные траектории обучения в соответствии с возможностями обучающихся. В рамках исследования разработана модель дистанционного курса повышения квалификации «Система адаптивного обучения с применением цифровых технологий», которая включает в себя установочный, информативный, технологический, результативный блоки. Каждый блок курса направлен на формирование представлений о ключевых особенностях адаптивного обучения с использованием цифровых технологий. В результате прохождения курса участники приобретают навыки для реализации вариативности обучения и повышения мотивации студентов. Освоение современными педагогами цифровых технологий адаптивного обучения способствует трансформации модели онлайн-образования, позволяет в полной мере реализовать подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики в условиях динамичного развития общества.

Ключевые слова: интерактивное обучение, взаимодействие, индивидуальная образовательная траектория, вариативность, цифровые системы.

Annotation. The use of digital technologies in the educational process becomes an indicator of the quality of education and the competitiveness of an educational organization. Adaptive learning is an approach that takes into account all the features of students' individual development and their needs. The implementation of adaptive learning implies the use of digital and pedagogical technologies in combination, aimed at interactive interaction between students and teachers, as well as the productivity of cognitive

activity. In the future, digital learning systems help to build individual learning trajectories in accordance with the capabilities of students. Within the framework of the researeh, a model of a distance learning course "Adaptive learning system using digital technologies" has been developed, which includes installation, informative, technological, and effective blocks. Each block of the course is aimed at forming ideas about the key features of adaptive learning using digital technologies. As a resuit of completing the course, participants acquire skills to implement the variability of learning and increase the motivation of students. The development of digital technologies of adaptive learning by modem teachers contributes to the transformation of the online éducation model, allows for the full implementation of the training of highly qualified personnel for the digital economy in the conditions of dynamic development of society.

Key words:interactive learning, interaction, individual educational trajectory, variability, digital systems.

Введение. Цифровизация охватывает все стадии образовательного процесса. Использование цифровых технологий в самых разнообразных формах становится одним из показателей высокого качества обучения и конкурентоспособности образовательной организации [2].

Электронные системы обучения, дистанционные площадки являются результативными инструментами обучения и востребованными помощниками в рамках познавательного процесса. На современном этапе развития образовательной сферы от подобных цифровых систем требуется адаптивность. Данное качество позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, что является одной из приоритетных задач субъектов обучения [7].

Адаптивное обучение представляет собой подход, который учитывает все особенности индивидуального развития студентов и их потребности. Широкое распространение цифровых технологий в сфере образования позволяет более качественно осуществлять идеи адаптивного обучения [8]. Применение адаптивных технологий подразумевает использование в совокупности цифровых и педагогических технологий, направленных на интерактивное взаимодействие студентов и педагогов, а также продуктивность познавательной деятельности.

Для адаптивного обучения характерна возможность изменять параметры и структуру обучения в зависимости от личностных особенностей обучающихся, их действий и потребностей [6]. Благодаря реализации адаптивного обучения повышается вероятность подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего необходимыми навыками для осуществления профессиональной деятельности. Адаптивное обучение позволяет оптимизировать образовательный процесс, систематизировать учебный материал, выбирать индивидуальный темп обучения. В рамках адаптивного обучения повышается мотивация обучающихся к познаниям. Самостоятельная деятельность студентов обеспечивает доступный и удобный формат образовательного процесса [4].

Цифровые технологии в контексте адаптивного обучения представляют собой интерактивные инструменты для интеллектуальной деятельности и контроля полученных навыков. Благодаря возможностям цифровых технологий, студенты получают информацию в текстовой, аудио и видео-формате. В дальнейшем системы цифрового обучения помогают выстраивать индивидуальные траектории обучения в соответствии с возможностями обучающихся.

Адаптивное обучения с применением цифровых технологий позволяет заметно сократить аудиторную нагрузку всех участников образовательного процесса, многократно использовать результаты труда педагогов в форме цифровых образовательных ресурсов, где содержится теоретический, практический материал, интерактивные и иные формы заданий. Современный преподаватель принимает на себя роль технолога образовательного процесса, где центральная роль отводится обучению студентов в рамках цифровой образовательной среды с учетом их индивидуальных особенностей.

Изложение основного материала статьи. Модель адаптивного обучения в цифровой образовательной среде все больше изучается в научной среде. А.В. Коськин, А.Ю. Ужаринский выделяют два метода адаптации. Первый метод представляет собой адаптацию содержания конкретной учебной дисциплины к потребностям конкретного студента. Данный вид адаптации предполагает возможность изменять темы, содержание занятий в соответствии со степенью освоения студентами учебного материала. Для второго метода характерна перестройка образовательного процесса под индивидуальные возможности студента. В указанном случае не будет меняться содержание дисциплин. Изменения коснуться темпа обучения, форм образовательного процесса. Данные методы находят свое отражение и в цифровой среде, однако сложность состоит в том, что адаптацию реализует сама цифровая система [5].

Для реализации адаптивного обучения важно выделить критерии и методы адаптации. Для этого необходимо, во-первых, выявить основные факторы, которые оказывают влияние на качество обучения. Во-вторых, выявить механизмы, определяющие качество адаптации [9]. Факторами, которые влияют на процесс обучения и могут учитываться в цифровой образовательной среде, являются: время, затраченное на освоение учебного материала и выполнение практических заданий, количество успешно пройденных тем по отношению к общему количеству материала, тип часто встречающихся ошибок и др.

В.А. Егиной, М.А. Родионовым была спроектирована структурная модель адаптивного обучения будущих педагогов [3]. Модель направлена на реализацию профессионально-личностных компетенций будущих специалистов. Авторы приводят компоненты готовности будущих учителей к разработке и внедрению адаптивного обучения с применением цифровых технологий:

- мотивационный - потребность применять в образовательном процессе адаптивные формы обучения с применением цифровых инструментов;

- личностный - для качественного внедрения адаптивного обучения с использованием цифровых технологий необходим высокий уровень коммуникативных навыков будущего педагога;

- теоретический - включает в себя информацию по основам психологии и педагогики, а также методики преподавания отдельных дисциплин, знание цифровых инструментов в обучении;

- деятельностный - проявляется в использовании востребованных цифровых технологий и создании собственных информационных инструментов в соответствии с особенностями учебного процесса. Для данного компонента характерно также самостоятельное изучение инновационных технологий с целью их последующего внедрения в профессиональную сферу;

- рефлексивный - включает в себя способность анализировать профессиональную деятельность в процессе осуществления адаптивного подхода к обучению с использованием цифровых инструментов.

Д.А. Бояринов приводит некоторые условия реализации качественного адаптивного обучения. Во-первых, важно обеспечивать и взаимодействие между образовательным пространством и рабочим местом студента. Во-вторых, необходимо внедрять различные формы цифрового обучения. Третьим условием автор называет привлечение представителей рынка труда для обучения своих потенциальных работников. Реализация указанных условий способствует повышению качества адаптивного обучения, поскольку оно приобретает механизмы взаимодействия с обществом и экономикой [1].

Современным педагогам важно обладать навыками разработки и реализации адаптивного обучения с использованием цифровых технологий. Для этого нами была разработана модель дистанционного курса повышения квалификации «Система адаптивного обучения с применением цифровых технологий» для педагогов системы высшего образования. Курс рассчитан на 72 часа. Освоение дистанционного курса осуществляется в LMS-системе iSpringLearn. Модель дистанционного курса включает в себя установочный, информативный, технологический, результативный блоки. Раскроем их специфику подробнее.

Установочный блок. На данном этапе предполагается проверка готовности педагогов к разработке и реализации адаптивного обучения. Установочный блок включает в себя диагностику знаний в области адаптивного обучения, знакомство с основными понятиями. Участникам курса предлагается пройти вводное тестирование, направленное на выявление начального уровня осведомленности об использовании цифровых технологий адаптивного обучения. Тесты включают в себя вопросы открытого и закрытого типа, а также несколько кейс-заданий, позволяющих оценить уровень профессиональной подготовки педагогов. Преподаватели, как правило, уже знакомы с основными терминами данного института, поэтому начальное тестирование не должно вызвать затруднений.

Информативный блок. Его цель состоит в формировании компонентов развития готовности преподавателей разрабатывать и внедрять цифровые технологии адаптивного обучения. В блоке размещена информация по изучению способов реализации адаптивного обучения. Преподавателям предлагаются схемы, таблицы построения тех или иных тем дисциплин, примеры внедрения адаптивного обучения ведущих педагогов, тестовые задания по пройденному материалу. Информативный блок включает в себя примерный перечень вопросов: «Возможности адаптивных систем в обучении современного поколения», «Основы цифровых технологий обучения студентов», «Адаптивное обучение в отношении различных категорий обучающихся», «Развитие современных компетенций в рамках адаптивного обучения» и другие.

Преподавателям предлагаются поисковые, проблемные, исследовательские методы освоения курса. Например, поисковая деятельность предполагает задание по поиску наиболее востребованной интерактивной площадки для проведения исследовательской работы студентов в рамках изучения конкретной дисциплины. При оценке задания будут учитываться целесообразность использования найденной площадки, наличие необходимых цифровых инструментов для реализации исследовательской деятельности. Данное задание предполагает любую форму работы: индивидуально или коллективную. После обзора различных интерактивных площадок у преподавателей появится собственный список ресурсов для организации любой деятельности студентов.

Технологический блок. Его цель состоит в реализации основных способов разработки и реализации цифровых технологий адаптивного обучения. Для преподавателей обеспечиваются условия, в которых они приобретают навык конструирования адаптивного обучения студентов. Участники курса разрабатывают адаптивные сценарии для взаимодействия с учетом личностных особенностей обучающихся. Технологический блок включает в себя широкий перечень инструментов, позволяющих реализовывать адаптивное обучение. Например, педагогам предлагаются следующие онлайн-сервисы:

- онлайн-доски (Miro, Ziteboard, sBoard);

- образовательные площадки для разработки собственных тестов (Madtest, Socrative, Quizizz, OnlineTestPad);

- ресурсы для подготовки интерактивных занятий (LearningApps, Wordwall, Взнания);

- сервисы геймификации (SUB, Code of Talent, Archy Learning).

Представленные онлайн-сервисы позволяют организовывать процесс обучения с большей вариативностью, выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого студента. Изучение цифровых площадок позволит их использовать в профессиональной деятельности.

Результативный блок. Его цель состоит в оценке результатов освоения и готовности к разработке и реализации цифровых технологий адаптивного обучения. Участники курса по результатам освоения программы должны свободно владеть навыками конструирования адаптивного обучения и быть готовы применять все разнообразие цифровых технологий.

В результате прохождения курса повышения квалификации педагоги отмечали, что был представлен широкий перечень вариативности цифровых технологий, что способствует повышению мотивации к изучению нового материала. Использование современных цифровых инструментов позволит развить навыки исследовательского характера.

Выводы. Использование адаптивного обученияявляется показателем подготовки высококвалифицированных специалистов, поскольку учитывает все личностные особенности и потребности студентов. Благодаря адаптивному обучению обеспечиваются высокие результаты образовательной деятельности, возрастает вовлеченность обучающихся.

Была разработана модель дистанционного курса повышения квалификации «Система адаптивного обучения с применением цифровых технологий», которая включает в себя установочный, информативный, технологический, результативный блоки. Каждый блок курса направлен на формирование представлений о ключевых особенностях адаптивного обучения с использованием цифровых технологий. В результате прохождения курса участники приобретают широкий спектр онлайн-сервисов для реализации вариативности обучения и повышения мотивации студентов.

Освоение современными педагогами цифровых технологий адаптивного обучения способствует трансформации модели онлайн-образования, позволяет в полной мере реализовать подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики в условиях динамичного развития общества.

Литература:

1. Бояринов, Д.А. Неформальное и информальное образование в контексте адаптивного сетевого образовательного пространства / Д.А. Бояринов // Проблемы современного образования. - 2019. - № 1. - С. 135-142. - EDN RXLVWX

2. Булаева, М.Н. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе / М.Н. Булаева, A.B. Гущин, И.Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 48-51. - DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008. - EDN UZRCBU

3. Егина, В.А. Структурная модель подготовки будущего учителя математики к разработке и реализации адаптивной технологии обучения с использованием цифровых технологий / В.А. Егина, М.А. Родионов //Математика и математическое образование: сборник трудов X Международной научной конференции (к 160-летию со дня рождения Давида Гильберта), Тольятти, 27-29 апреля 2022 года. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2023. - С. 165-171. - EDN XUGSYE

4. Комлева, Н.В. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов / Н.В. Комлева, Д.А. Вилявин // Открытое образование. - 2020. - Т. 24, № 2. - С. 65-72. - DOI 10.21686/1818-4243-2020-2-6572. - EDN CWBDOO

5. Коськин, A.B. Организация персонифицированного адаптивного обучения в цифровой образовательной среде с применением технологий Bigdata / A.B. Коськин, А.Ю. Ужаринский // Информационные технологии в науке, образовании и производстве (итноп-2020): сборник материалов VIII Международной научно-технической конференции, Белгород, 24-25

сентября 2020 года. - Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2020. -С. 262-265. - EDN UWHUBG

6. Маркова, С.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой / С.М. Маркова, A.M. Петровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016,- № 6-3. - С. 597-600. -EDNTUCVQW

7. Петров, А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе / А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, A.A. Сиротова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 134-138. - EDN YTDMOJ

8. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

9. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы / A.M. Петровский, М.П. Прохорова, A.M. Хамидулин, К.В. Калинкина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. -№ 11(58). - С. 648-650. - EDN XNJJKH

Педагогика

УДК 378.147

кандидат технических наук Коробанов Андрей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет просвещения (г. Мытищи); кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет просвещения (г. Мытищи); кандидат педагогических наук, доцент Суздальцев Евгений Леонидович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет просвещения (г. Мытищи)

ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В СРЕДОВОМ ДИЗАЙНЕ

Аннотация. Авторы рассматривают старинные русские дворянские усадьбы как объекты для создания современных туристически привлекательных объектов. Для реконструкции территорий усадеб, находящихся в неудовлетворительном состоянии, можно и нужно привлекать проекты студентов средового дизайна. Это немаловажно для получения компетенций по дисциплине «Ландшафтное проектирование». При этом получается двойная польза: муниципальные образования получают интересные оригинальные проекты, а студенты обучаются комплексному проектированию исторических ландшафтных объектов, наполняя их современным содержанием.

Ключевые слова: русская усадьба, дворянская усадьба, средовой дизайн, ландшафтный дизайн, внутренний туризм, бакалавриат, обучение.

Annotation. The authors consider ancient Russian noble estâtes as objects for creating modem tourist attractions. То reconstruct areas of estâtes that are in unsatisfactory condition, it is possible and necessary to involve projects from environmental design students. This is important for obtaining professional competencies in the discipline "Eandscape Design". This results in a double benefit: municipalities receive interesting original projects, and students learn the complex design of historical landscape objects, filling them with modem content.

Key words: russian estate, noble estate, design of the environment, landscape design, domestic tourism, bachelor's degree, éducation.

Введение. Как известно, в нашей стране сейчас действует целое направление государственной политики под названием Национальные проекты России. В рамках этих проектов много сделано и делается для развития и совершенствования различных сфер нашей жизни. И здравоохранение, и экология, и образование - нет неважных тем. И одно из направлений Национальных проектов - это туризм и индустрия гостеприимства [7].

В связи с международной обстановкой гражданин России сейчас достаточно сильно ограничен в плане зарубежных туристических поездок. Например, в Европе есть что посмотреть: замки Луары, Дворец дожей, парк Гуэль... При этом немаловажная сфера - развитая туристическая инфраструктура в большинстве европейских стран. Однако ситуация такова, что, даже если сможешь выехать в Европу, то далеко не факт, что общая атмосфера в посещаемой стране удовлетворит не только российского, но даже и европейского туриста. Мы не будем вдаваться в подробности, но это так.

Достаточно большое количество наших сограждан уже давно и не по наслышке знают, что такое внутренний туризм. Направлений для него имеется много, от пеших походов по предгорьям Алтая до речных круизов, от паломничества в святые места до релаксации на пляже. Но, наверное, все согласятся - туристический сервис в нашей стране далеко не идеален. И дело даже не в недостатке гостиниц и точек питания, и не в дорогах, а в другом - в наполненности туризма площадками для интерактива, для знакомства с каким-то видом деятельности, для занятий с детьми.

Надо сказать, что на местах для восполнения таких пробелов делается много. Растет популярность этнофестивалей и реконструкций, люди шире втягиваются в интерактивы на дни города, улучшается сама атмосфера на известных и не очень известных экскурсионно-туристических маршрутах. И мы хотим коснуться одного из интересных и инфонасыщенных направлений российского туризма - посещения дворянских усадеб и усадебно-парковых комплексов. Обучающий потенциал данных объектов заключается в том, что студенты, изучающие дисциплину «Ландшафтное проектирование», могут погружаться в историческую среду и выполнять творческие задания непосредственно на местности, имеющую ту или иную степень подлинной сохранности.

Изложение основного материала статьи. Существует множество исторических дворянских усадеб («родовых имений»), которые на слуху, которые активно посещаются и дают большое количество знаний и впечатлений. К примеру, усадьбы русских писателей - Спасское-Лутовиново в Орловской области (И.С. Тургенев), Карабиха в Ярославской (Н.А. Некрасов (рис. 1), Ясная Поляна в Тульской (Л.Н. Толстой) - имеют статус охраняемых государством и несут на себе почетный груз культурно-просветительской работы.

Кроме общепризнанного культурно-исторического и просветительского значения, старинные русские усадьбы обладают еще и огромным потенциалом в сфере обучения, в частности, обучения студентов-дизайнеров среды. Кому как не им отвечать в будущем за архитектурно-ландшафтное наследие, тем более в свете наполнения его современным туристическим смыслом. Таким образом, мы хотим коснуться темы развития старинных русских дворянских усадеб с точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.