ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ КАРТЫ ДОСТУПНОСТИ Имыкшенов Г.В.1, Бугаев Д.И.2
1Имыкшенов Геннадий Владимирович - студент;
2Бугаев Дмитрий Иванович - студент, кафедра систем информатики, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления,
г. Улан-Удэ
Аннотация: данная статья посвящена проблемам передвижения маломобильных граждан, имеющих 1 или 2 группу инвалидности. Перемещение по городу представляет собой огромную проблему, т.к. на поиск оптимального пути уходит много сил и времени. В связи с этим формирование безбарьерной среды является очень важным фактором и условием для комфортного участия людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в жизни общества. При помощи современных цифровых решений проходит более гладкое и адаптивное формирование безбарьерной среды.
Ключевые слова: инвалид, люди с ограниченными возможностями, передвижение, маломобильные граждане, люди с 1 и 2 степенью инвалидности.
На сегодняшний день мобильные телефоны уже перестали быть обычным средством коммуникации, существует огромное разнообразие мобильных приложений предназначенных для абсолютно разных целей, от обычного ежедневника до приложения с дополненной реальностью, позволяющего в реальном времени смоделировать ремонт вашей квартиры или дома. Во всем этом разнообразии находятся социально направленные приложения для людей с инвалидностью, о некоторых из них дальше пойдет речь.
1. Navevo и Thales Alenia Space
Данное навигационное приложение для инвалидов-колясочников разработано в 2013 британскими компаниями Navevo и Thales Alenia Space, работа происходит при помощи европейской навигационной системы EGNOS, что позволяет показывать данные местоположения с точностью до пары метров. Такая точность позволяет людям с ограниченными возможностями передвижения избегать труднопроходимых пешеходных участков, лестниц и прочих препятствий. На сегодняшний день зоны покрытия спутников не позволяют применить данную систему в России, из-за чего людям с инвалидностью приходится искать другие альтернативы.
2. Карта доступности
Данный проект нацелен на предоставление информации о близлежащих доступных объектах городской инфраструктуры. Недостатком является то, что на карте не указаны проблемные участки местности и нельзя построить маршрут до точки назначения. На рисунке 1 показана данная карта.
Рис. 1. Карта доступности для людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на креслах-колясках, в республике Бурятия
На рисунке 1 видно что, по городу Улан-Удэ находится всего 146 объектов, которые доступны для данной категории людей, все объекты находятся в черте города, что означает недоступность для жителей, проживающих вне черты города. С другой стороны наличие доступных объектов инфраструктуры в городе не гарантирует того, что маломобильные граждане смогут самостоятельно добраться до пункта назначения. На улицах часто можно встретить неровности, высокие бордюры, ремонтные работы и многие другие препятствия которые обходят даже физически полноценные люди.
3. Саранский грант на разработку gps навигатора для людей с ограниченными возможностями
Эта разработка представляет собой клиент серверный вР8-навигатор, прокладывающий путь до гарантированно доступных мест для инвалидов-колясочников. Данные обо всех проблемных участках на местности заносятся в базу данных и указываются на карте, ^ навигатор в свою очередь должен прокладывать маршрут учитывая все проблемные точки. Разработка ведется с 2017 года.
Движение без границ
Наша разработка предлагает создание расширения для уже существующих карт, в качестве основы можно взять ЯндексКарты или ДубльГис. Расширение позволит прокладывать наиболее удобный для маломобильных граждан маршрут из пункта А в пункт Б. Так же будет учитываться сложность маршрута в зависимости от его проходимости, всего есть 3 степени сложности: зеленый, желтый и красный, где зеленый участок дороги самый удобный и красный может вызвать большие затруднения для инвалидов-колясочников, в качестве примера рассмотрим карту прогулок по парку «Юбилейный» на рисунке 2.
ъ
Рис. 2. Карта прогулок по парку «Юбилейный» в г. Улан-Удэ
Как показано на рисунке, есть 5 оборудованных входов в парк и 1 труднопроходимый. Также в расширении имеется возможность просмотра, как именно оборудован вход, на рисунке 3 показан возможный макет.
И
I ■»
аш&ж
fmw
*
¿¡ш! !;___
Рис. 3. Просмотр оборудованного входа
Для того чтобы создать все условия для безбарьерного перемещения, необходимо выявить все возможные маршруты передвижения и проблемные участки, в этом нам могут помочь волонтеры. После выявления волонтерами всех доступных мест будем вносить данные о безопасных и доступных путях проезда к ним.
Разработка системы планируется с использованием языков программирования высокого уровня, таких как C++, C# и Java с использованием web-технологий, данные будут храниться в СУБД Mysql или MSsql:
1) Разработка системы или базы данных для внесения информации о проблемных участках. Осуществить данный этап планируется при помощи волонтеров. Карта будет разделена на участки для более комплексной работы по местности.
2) Создание приложения или расширения для работы с картой и возможностью проложить маршрут.
3) Занесение и корректировка информации из базы данных на маршрутную карту.
4) Реализация карты маршрутов с учетом всех проблемных участков.
Таким образом, мы считаем, что создание подобной системы поможет пользователям выбирать оптимальные маршруты передвижения.
Список литературы
1. Карта доступности по г. Улан-Удэ. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: http://www.kartadostupnosti.ru/ (дата обращения: 15.06.19).
2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003.
3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования, 2010. 9. С. 50-58.
4. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006.