Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК НОВЫЙ ВИД ОБЯЗАТЕЛЬСТВ'

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК НОВЫЙ ВИД ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL RIGHTS / CIVIL RIGHTS / OBJECTS OF CIVIL RIGHTS / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джикаева Фатима Зауровна, Лолаева Альбина Славовна

В статье рассматриваются цифровые права в качестве нового вида обязательственных отношений. Установлено, что обладателем цифрового права может считаться лицо, которое обладает неким цифровым шифром-ключом, с помощью которого возможно распоряжаться цифровым правом. Правовой статус субъектов в законе не определен, следовательно, это может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Автор делает обоснованный вывод о том, что цифровые права следует определить как электронные данные, некий цифровой код, удостоверяющий права владельца на вещи, работы или услуги. Цифровые права то же самое, что и шифры, позволяющие реализовать предоставленные возможности владельцу в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL RIGHTS AS A NEW KIND OF COMMITMENT

The article considers digital rights as a new type of obligation relations. It is established that the owner of a digital right can be considered a person who has a digital cipher-a key that can be used to dispose of a digital right. The legal status of subjects is not defined in the law, therefore, it can be either an individual or a legal entity. The author makes a reasonable conclusion that digital rights should be defined as electronic data, a digital code that certifies the owner's rights to things, works or services. Digital rights are the same as ciphers that allow the owner to implement the provided features on the network.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК НОВЫЙ ВИД ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК НОВЫЙ ВИД ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ДЖИКАЕВА Фатима Зауровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ). E-mail: mirag.8184@ya.ru; ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт» (ГТУ) (г. Владикавказ).

E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются цифровые права в качестве нового вида обязательственных отношений. Установлено, что обладателем цифрового права может считаться лицо, которое обладает неким цифровым шифром-ключом, с помощью которого возможно распоряжаться цифровым правом. Правовой статус субъектов в законе не определен, следовательно, это может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Автор делает обоснованный вывод о том, что цифровые права следует определить как электронные данные, некий цифровой код, удостоверяющий права владельца на вещи, работы или услуги. Цифровые права то же самое, что и шифры, позволяющие реализовать предоставленные возможности владельцу в сети.

Abstract: The article considers digital rights as a new type of obligation relations. It is established that the owner of a digital right can be considered a person who has a digital cipher-a key that can be used to dispose of a digital right. The legal status of subjects is not defined in the law, therefore, it can be either an individual or a legal entity. The author makes a reasonable conclusion that digital rights should be defined as electronic data, a digital code that certifies the owner's rights to things, works or services. Digital rights are the same as ciphers that allow the owner to implement the provided features on the network.

Ключевые слова: цифровые права, гражданские права, объекты гражданских прав, цифровизация, цифровая экономика, цифровые технологии.

Keywords: digital rights, civil rights, objects of civil rights, digitalization, digital economy, digital technologies.

Современные информационно-коммуникационные технологии в настоящее время стремительно развиваются. Основным местом взаимодействия индивидов, общества и государства становится киберпространство. По этой причине возникает необходимость в переосмыслении традиционных подходов к правовому положению личности и к его базовой составляющей — правам и свободам, реализуемым посредством цифровых коммуникаций, прежде всего через сеть Интернет. Это связано с тем, что «право становится не только средством, инструментом, обеспечивающим цифровизацию..., но и объектом воздействия цифро-визации, в результате которого оно претерпевает изменения своей формы, содержания, системы, структуры, механизма действия и демонстрирует тенденцию к усилению наметившихся трансформаций» [3, с.11].

Полагаем, что сфера цифровых отношений, обладающая признаками трансграничности и виртуальности, предполагает необходимость особого внимания к защите цифровых прав человека.

Как показывает практика развития права в современном мире, в понятийно-правовой оборот постепенно вводится категория цифровых прав (обозначаемых также интернет-правами, сетевыми, коммуникационными правами), получившая распространение как значимый элемент характеристики правового положения личности в Интернете.

Обратим внимание на получившее распространение определение цифровых прав в широком (социологическом) значении: расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанного на

информации [4].

Исходя из сказанного, цифровые права могут включать широкий круг основных прав, которые реализуются в цифровой среде и требуют исследования с точки зрения свойств этой среды. При этом базовые цифровые права являются прежде всего производными от информационных прав, но к ним не сводятся. К таковым можно отнести, в частности, право на доступ к электронным устройствам и коммуникационным сетям, право на защиту персональных данных, право на информационное самоопределение, право на анонимность, право на забвение, право на свободную передачу и распространение информации.

В российской практике цифровые права рассматриваются в основном применительно к вопросам имущественного оборота (для защиты субъектов экономической деятельности). Это наименование используется, как правило, в связи с такими институтами, как смарт-контракты, криптовалюта, блокчейн, технология больших данных в деятельности операторов связи, цифровые активы, интеллектуальная собственность. Вступили в силу поправки к положениям Гражданского кодекса РФ [1], предусматривающие рассмотрение цифровых прав как разновидности имущественных прав (токены).

Согласно Федеральному закону РФ от 18 марта 2019 года № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [2], с 1 октября 2019 года в Гражданском кодексе Российской Федерации пояились цифровые права. Цифровые права стали новым объектом граж-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)

данских прав. Принятый закон является основополагающим для регулирования отношений в рамках цифровой экономики, которая обозначена Президентом РФ как приоритетное направление развития в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.

Согласно принятому закону, в ГК РФ предусмотрено закрепление базового определения «цифровое право» и с этой целью вводится новая статья 141.1 «Цифровые права», которая устанавливает:

«1. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

2. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.

3. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву» [1].

Под цифровыми правами предлагается понимать особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу». Закрепление понятия «цифровое право» в ГК РФ, по мнению законодателя, позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в том числе куплю-продажу, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам с цифровыми правами.

Законодатель отнес цифровые права к разновидности имущественных прав. Предыдущая редакция ст. 128 ГК РФ в категорию «иное имущество» включала безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права. Новая же редакция ст. 128 ГК РФ закрепила цифровые права среди перечня объектов граж-

данских прав как разновидность имущественных прав среди безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг.

Таким образом, обладателем цифрового права может считаться лицо, которое обладает неким цифровым шифром-ключом, с помощью которого возможно распоряжаться цифровым правом. Правовой статус субъектов в законе не определен, следовательно, это может быть, как физическое, так и юридическое лицо.

С закреплением в ГК РФ института цифрового права создаются нормативные и организационные условия для появления и развития блокчейн-юриспруденции, поскольку новое понятие «цифровых прав» по сути, означает прав, зарегистрированных в «децентрализованной информационной системе». В этой связи очевидна «важнейшая задача юридической науки современности - необходимо выработать правовые механизмы и конструкции для оптимального использования цифровых технологии в системе существующего права в эволюционном режиме «оцифровки» правовых институтов» [5, с. 7].

Появление новых цифровых возможностей в гражданском обороте в некоторой степени упростит жизнь россиян. До тех пор, пока эти отношения не урегулированы напрямую российским законодательством, продолжают сохраняться большие риски. Закон о цифровых правах обеспечит правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, предоставит возможность защиты прав гражданам и организациям по таким сделкам. Нормативное закрепление цифровых прав в ГК РФ является не единственной целью Закона о цифровых правах. Это первый шаг российских законодателей. Принятие данного закона необходимо, чтобы подготовить ГК РФ к последующему принятию законов о цифровых финансовых активах (криптовалю-те и токенах и краудфандинге (привлечении инвестиций через электронные площадки). Соответствующие законопроекты подготовлены и находятся на стадии обсуждения. Инвестиционная платформа представляет собой информационную систему в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, применяющуюся для заключения с использованием информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции. Она доступна также в качестве мобильного приложения.

По сути, цифровые права - это не особый вид субъективных гражданских прав, отличных от вещных или обязательственных прав. Они представляют собой обязательственные и другие права, содержание и условия осуществления которых содержатся в специальной информационной системе (например, в блокчейне). Итак, инвестор

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

сможет приобрести токен, а значит, юридически обеспеченную возможность выдвигать ряд требований о передаче какой-либо вещи; выполнении работ, оказании услуг; размещении ценных бумаг по определенной цене. Следует иметь в виду, что «перевести в цифру» можно будет не все гражданские права, а только предусмотренные законом.

Таким образом, цифровые права следует определить как электронные данные, некий цифровой код, удостоверяющий права владельца на вещи, работы или услуги. Цифровые права то же самое, что и шифры, позволяю-

Библиография:

щие реализовать предоставленные возможности владельцу в сети. Построены они наподобие бездокументарных ценных бумаг, которые удостоверяют права, указанные на определенном счете в реестре владельцев, например, на получение прибыли от инвестиционного проекта.

Определение в Гражданском кодексе РФ столь широко, что включает неопределенный набор прав в цифровой сфере, однако по задумке законодателя в первую очередь цифровые права рассматриваются в экономической сфере.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.201831.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 12. Ст. 1224.

3. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.

4. Беккер К Словарь тактической реальности. М., 2004. 11К1_: http://you-books.com/ Ьоок/К-Веккег/ЗЬуагЧаИюИевко^геа^овй-КиКигпауа-МеШде (дата обращения: 10.09.2020).

5. Карцхия А. Оцифрованное право: виртуальность в законе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.