EDN: COMFLU
B.В. Салий - к.п.н., доцент кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Salii - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department System Analysis and Information Processing, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
C.М. Гузиекова - к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
S.M. Guziekova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ВУЗЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ DIGITAL PLATFORMS: TRENDS AND PROSPECTS OF APPLICATION IN HIGHER EDUCATION IN THE STUDY OF PROGRAMMING AND FOREIGN LANGUAGES
Аннотация. Важной тенденцией в современном образовании является переход к проектному и экспериментальному обучению, а в онлайн-обучении происходит рост пользовательского контента. Цифровая платформа предоставляет обучающимся необходимый контент в комфортных условиях. Пользовательский контент при использовании цифровых платформ может принимать различные формы, удобные для понимания и обмена информации. Геймификация в настоящее время набирает обороты, что и необходимо применить в функционале образовательной платформы. Цифровая образовательная платформа с элементами геймификации для изучения иностранных языков и программирования студентами вузов позволит улучшить процесс обучения. Владение навыками работы с программными средствами на основе языков программирования и владение иностранными языками позволит вузу подготовить высококвалифицированных и конкурентноспо-собных специалистов готовых работать с информацией любой сложности в различных компаниях и предприятиях региона. Применяемая технология геймификации на основе игровой механики в рамках цифровой образовательной платформы, поможет вовлечь в процесс обучения даже слабоподготовленных студентов.
Absrtract. An important trend in modern education is the transition to project-based and experimental learning, and in online learning there is an increase in user-generated content. The digital platform provides students with the necessary content in a comfortable environment. Usergenerated content when using digital platforms can take different forms for easy understanding and sharing of information. Gamification is currently gaining momentum, which needs to be applied in the functionality of the educational platform. A digital educational platform with gamification elements for studying foreign languages and programming by university students will improve the learning process. Possession of skills to work with software based on programming languages and knowledge of foreign languages will allow the university to prepare highly qualified and competitive specialists ready to work with information of any complexity in various companies and enterprises in the region. The applied gamification technology based on game mechanics within the digital educational platform will help to involve even poorly prepared students in the learning process.
Ключевые слова: цифровая платформа, образование, информационные технологии, лингвистика, программирование, иностранный язык.
Keywords: digital platform, education, information technology, linguistics, programming, foreign language.
Цифровая среда представляет собой совокупность информационно-коммуникационных технологий и элементов инфраструктуры организации, обеспечивающих взаимодействие между людьми в рамках цифрового пространства, включающая в себя сетевые ресурсы, программное обеспечение, цифровые устройства и сервисы, способствующие передаче, обработке, хранению и обмену информацией.
В большинстве случаев, все более охватывающее все виды экономической деятельности, использование современных информационно-коммуникационных технологий приводит к формированию новых действенных технологий, предпринимательских практик и успешных форм для ведения бизнеса. В связи с тем, что они являются движущим элементом трансформации современной экономики и общества, изменяя формы продвижения на рынок товаров и услуг, а также формируют новые виды услуг на основе Интернет.
Общеустановленные способы ведения бизнес-процессов организаций различной профильной направленности в условиях цифровизации трансформируются и оптимизируются, формируя достаточно объемные базы и хранилища данных, содержащих информацию по различным параметрам и характеристикам экономических показателей, для обработки которых требуются высококвалифицированные специалисты, умеющие работать с аналитикой данных. При этом в организациях и компаниях различных секторов экономики происходят как процессные, так и структурные изменения информационных потоков. Системное использование инновационных цифровых методов, технологий и инструментов приводит к пониманию особой приоритетности внедрения автоматических интегрированных комплексов и единых цифровых площадок, оптимизирующих экономическую деятельность организаций [3].
Основными драйверами цифровой трансформации являются новые виды информационных сервисов -цифровые платформы, содержащие в себе комплекс управленческих технологий, инновационных бизнес-моделей. Такие платформы способны обеспечить непрерывный процесс по получению и обработке информации, необходимый для улучшения взаимодействия с сотрудниками, клиентами и партнерами, при этом от применения таких цифровых платформ не должно отставать и образовательное сообщество, которое должно выступать новатором в практическом применении.
Цифровые платформы в своем составе включают элементы устройств приема данных, аналитические инструменты обработки данных, интерфейсы прикладного программирования на высокоуровневых языках, которые должны быть согласованы между собой и интегрированы в единую информационную систему, позволяющую оптимизировать получение и обработку информации, а следовательно, упростить работу пользователей [10].
Применение цифровых платформ в производственной и образовательной деятельности позволяет организациям формировать новые процессы, трансформируя экономическую модель в средство для получения, обработки и хранения данных, которые представляют собой ценность для организации, упрощая модель взаимодействия друг с другом и оптимизируя обмен информацией между различными людьми, независимо от должности и статуса.
Сфера образования и люди, работающие в ней, всегда работают в инновационном режиме, разрабатывая различные новшества для общества. Однако не все разработки получается реализовывать в данной сфере из-за ряда обстоятельств, в том числе и финансовые. Внедрение цифровых технологий на сегодняшний день является одним из направлений совершенствования в образовании и представляют собой ряд целенаправленных изменений, вносящих новые тенденции, дающие стабильные и более эффективные результаты в образовательном процессе [2].
Специалисты, занимающиеся разработкой различных инновационных программных средств и приложений для электронного и дистанционного обучения (е-Ьеагт^), и внедряя их в учебный процесс, постепенно трансформируют деятельность высших учебных заведений, расширяют зоны предоставления обучающимся достаточно доступных и относительно эффективных способ получения знаний.
Известно, что одним из направлений развития информационных технологий стала сфера искусственного интеллекта, которая требует подготовки специалистов с соответствующим уровнем знаний, навыком и умений. В связи с чем на рынке труда появляется множество новых специальностей, которые в рамках своих профессиональных компетенций, смогут выполнять производственные функции автоматической обработки информации, системами информационного поиска и автоматизированными системами обработки текста любого уровня сложности.
Современное общество, если оно стремится к цифровизации, должно в первую очередь ориентироваться на систему высшего образования, так как именно в этой сфере происходит подготовка специалистов для современных компаний, которые продвигают свои товары и услуги в цифровом пространстве, и таким специалистам необходимо владеть и лингвистическими и ИТ-навыками, понимать программный код и знать иностранный язык.
Таким образом, на первое место в современной экономике должны выходить принципы организации подготовки высококвалифицированных кадров в условиях вуза и принципы мотивации профессорско-педагогического состава, занимающегося их обучением, что подтверждается важностью роли квалифицированных специалистов. Однако нельзя ограничиваться только подготовкой специалистов в период их обучения в вузе, так как процесс подготовки кадров является непрерывным, сопровождая всю трудовую карьеру работника. Экономические преобразования ориентируют будущих выпускников вузов и уже работающих специалистов заниматься самообразованием и постоянным повышением квалификации, для чтобы быть востребованным на рынке труда.
Цифровая трансформация образования рассматривается как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм построения учебной работы в вузе и направлена на решение задач социально-экономического развития страны, а рыночные условия диктуют приобретение новых навыков и умений, а значит требуют изменений в форматах образовательного процесса. В рамках образовательных программ при формировании профессиональных компетенций необходимо ориентироваться на требования рынка к уровню профессиональной подготовки будущих выпускников вузов.
В изучении вопроса о самообразовании необходимо выделить такой элемент как самореализация личности, представляющий собой процесс, охватывающий всю жизнь человека, где личность осознает свои способности, интересы и потребности, и начинает мотивировать себя на изучение новой информации или получение новой профессии. Таким образом, самореализация строится на цепочке действий, ориентированных на различные цели, и если человек хочет состояться в жизни как личность, то ему важно прилагать некоторые усилия по овладению новыми знаниями, которые затем выстраиваются в определенные стратегии. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности в цифровой трансформации общества.
Возможности самообразования стали более доступны благодаря применению информационно-коммуникационных технологий, веб-сайтов и онлайн-платформ, которые позволили улучшить или овладевать новыми знаниями не только студентам, но и специалистам, уже выполняющих свои производственные задачи. Одновременно происходит повсеместная трансформация образовательных процессов, соединяя традиционное аудиторное образование с дистанционным и смешанным обучение, в процессе подготовки кадров [1].
Если рассматривать электронное и дистанционное обучение, то это две разные формы обучения. Электронное обучение представляет собой образовательную технологию, в процессе освоения которой, основными носителями учебной информации выступают электронные образовательные ресурсы, а общение преподавателей и обучающихся осуществляется в Интернет-пространстве. Дистанционное обучение подразумевает самостоятельный процесс получения знаний обучающимися из информации, размещенной профессорско-преподавательским составом на определенной платформе, с которой взаимодействует образовательное учреждение. Взаимодействии происходит при опосредованном участии студента и преподавателя в образовательном процессе в виртуальной среде вуза, которая функционирует на основе современных коммуникационных технологий.
К настоящему времени большинство вузов имеют в своем арсенале так называемые средства Е^ГесИ для онлайн-обучения, но в основном они применяются в случае проведения занятий дистанционно и данные ресурсы дублируют лекционный и практический материал, который дается в аудитории преподавателем.
Необходимо отметить, что технологии EdTech представляют собой достаточно емкий термин, который применяют как синоним онлайн-образования и как объединяющий термин для любых технологий, используемых в образовательном процессе. Однако данные технологии ориентированы на привлечение денежных средств. К классическим видам получения денежных средств в онлайн-обучении относят:
- плата за весь курс;
- модель обучения, когда базовый функционал учебной программы предлагается бесплатно, а расширенный исключительно за деньги;
- модель подписки на часть курса или на весь курс;
- плата не за содержание образовательного курса, а за сертификат о прохождении обучения на данной платформе.
К новым видам получения денежных средств при применении на основе технологии EdTech относятся:
- unbundling (разделение), когда в процессе обучения появляется возможность купить знания без сертификата или отдельный модуль программы;
- плата за сопровождение процесса обучения (тьюторство);
- донаты (добровольные взносы);
- continuous certification (платные сертификаты, которые нужно периодически подтверждать);
- плата за результат — ISA, актуализируемый после трудоустройства или повышения в карьере в виде процента от зарплаты).
Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образования представляют собой различные направленности в применении образовательных технологий и понятие цифровизация более объемнее, так как позволяет применять различные программы, приложения и другие цифровые ресурсы для электронного обучения в вузе, так и в удаленном виде [8].
Существующие образовательные онлайн-ресурсы позволяют реализовывать концепцию современного обучения в вузе. Одной из таких форм онлайн-ресурса является цифровая платформа, представляющая собой программную среду и сложные информационные системы в виде единого информационного пространства для удаленного обучения различных категорий пользователей, предоставляя им полный комплекс методических материалов по выбранному курсу, обеспечивающие выполнение функций взаимосвязи между участниками, открытые для использования всех авторизированных пользователей.
Цифровые образовательные платформы позволяют осуществить контроль полученных знаний и сделать выводы по освоению учебного материала, как самому обучающемуся, так и профессорско-преподавательскому составу вуза. До 2022 года на российском рынке платформ, предоставляющих образовательные услуги было достаточное количество. Многие вузы активно применяли их в своем образовательном процессе совместно с традиционными формами обучения. Цифровые платформы можно разделить на следующие тиры:
- инструментальные цифровые платформы, которые функционируют на основе создания прикладных решений для обработки информации и содержат в своем составе прикладные программы;
- инфраструктурные цифровые платформы, связанные единой экосистемой для продвижения бизнес -процессов;
- прикладные цифровые платформы, представляющие собой бизнес-модели для обмена информацией для независимых участников рынка.
В настоящее время доступными для размещения образовательных ресурсов остались единицы, к таким платформам можно отнести российские платформы: «Открытое образование»; «Нетология»; «iSpring»; «Teach-Base»; «Motivity». Цифровые платформы являются современным и важным инструментом в модернизации современного образования и носят актуальный характер при подготовке высококвалифицированных специалистов для ИТ-области.
Современный принцип системы обучения иностранным языкам в вузе ориентирован на вариант изучения предмета, согласно учебному плану, функционирующему в том или ином высшем учебном заведении, который диктует необходимость выстраивания содержания курса в соответствии с разделами и темами, что не всегда позволяет студенту освоить вовремя весь учебный материал и получить достаточно языковой и речевой практики.
При изучении иностранных языков, помимо овладения новой информацией, выраженной устными или письменными текстами и заданиями, студентам необходима также и эмоциональная деятельность, которая позволит улучшить процесс усвоения всего теоретического материала. Обучение иностранному языку должно создавать внутри вуза условия, мотивирующие у студентов желания изучать иностранные языки и не один, а сразу несколько языков [2].
Обучающимся, владеющим в полной мере лингвистическими навыками, значительно легче дается взаимодействие с информационными технологиями и программными средствами, связанными непосредственно с разработкой приложений и написанием кода. Необходимо отметить, что современный студент обучающийся в вузе не на программиста, должен владеть знаниями и навыками в проектировании программных приложений и владеть хотя бы одним языком программирования, уметь применять по назначению программные средства, и уметь обрабатывать данные, переводя их с иностранных языков. В связи с чем и возникла необходимость в разработке собственной цифровой платформы, которая будет выступать единым центром для вуза по изучению программирования и иностранных языков.
Основным принципом функционирования такой цифровой платформы должен выступать принцип единства, который будет ориентирован на объединение программно-аппаратного комплекса вуза, систем связи, единый формат документов, которые должны основываться на открытых стандартах, обеспечивая полную совместимость, универсальность и предоставлять равные возможности для всех пользователей [5].
Необходимым элементом в применении данной платформы в вузе должны выступать визуальные коммуникации, интерактивность и геймификация. Принцип геймификации с элементами мультимедиа, применяемый в разрабатываемой цифровой платформе поможет выстроить сценарий, включающий правила, задачи, механики, интерфейс, награды за пройденный уровень и другие элементы, свойственные игровым приложениям.
Можно выделить несколько игровых сценариев, которые могут применятся в функционале цифровой платформы:
- конкурс, принцип которого заключается в соперничестве студентов друг с другом за получение награды или бонуса за пройденный уровень;
- квест, данный сценарий является достаточно распространенным видом игровой функции, так как позволит каждому обучающемуся проявить свои личностные способности и таланты при прохождении уровней сложностей изучения предметов;
- симуляция, данный сценарий очень распространен в образовательных технологиях, так как позволяет обучающемуся применять на себя разные роли, начиная от студента и заканчивая профессором, и решать разные задачи, которые могут возникнуть в реальности.
Таким образом, геймификация встроенная в цифровую образовательную платформу позволит улучшить мотивацию, вовлеченность обучающихся, заставляя их проходить уровень за уровнем и в процессе изучая программирование и иностранный язык с нуля до продвинутого пользователя. Игровая механика платформы может содержать в себе разнообразное количество интерактивных элементов, которые будут использоваться в качестве контекстной информации при изучении предметной области. Студенты, прошедшие обучение в рамках разрабатываемой цифровой платформы, будут владеть знаниями программиста и владеть навыками по применению цифровых инструментов для анализа текста в своей профессиональной области.
При разработке цифрового образовательного ресурса по изучению программирования и иностранных языков для студентов вузов необходимо понимать широкую область использования компьютерных инструментов - программ, компьютерных и Интернет-технологий, систем организации и обработки данных, которые должны содержать полный комплекс мероприятий, направленных на улучшение уровня профессиональных компетенций у обучающихся [6].
Рациональное применение цифровой образовательной платформы с элементами геймификации для изучения программирования и иностранных языков студентами вузов, создаст возможность по улучшению автоматизации образовательного процесса, позволит улучшить процесс получения знаний в процессе извлечение данных, выполненных в игровом виде.
Владение студентами различных направлений подготовки, знаниями иностранного языка и знаниями в написании программного кода, позволит сформировать им пошаговую инструкцию для решения будущих бизнес-задач. Соответственно, владение иностранным языком и понимание программного кода значительно упростить взаимодействие будущего специалиста с компьютером и ускорит процесс принятия эффективного управленческого решения для выполнения региональных производственных задач.
Качество и доступность образовательного процесса необходимая составляющая для будущего развития региона, а будущие выпускники вузов должны владеть знаниями в компьютерном анализе, синтезе естественного языка и моделировании бизнес-процессов, чтобы эффективно взаимодействовать с современными информационными технологии для решения различных производственных задач [9].
Разработка цифровой образовательной платформы с элементами геймификации для изучения программирования и иностранных языков студентами вузов даст возможность повысить уровень профессиональных знаний и компетенций будущих выпускников, что в дальнейшем будет гарантировать выход на рынок мотивированных и квалифицированных сотрудников, владеющих необходимыми знаниями в иностранных языках и владеющих навыками программирования [7].
Применение цифровой образовательной платформы совместно с традиционной формой обучения в вузе позволит оптимизировать образовательный процесс, а обучение с использованием цифровых технологий откроет студентам доступ к качественному цифровому контенту ориентированную на профильную информацию.
Проектирование цифровой образовательной платформы обеспечит процесс оперирования большими объемами информации в базах данных по иностранному языку, выполненных в виде словарей и аудио- и видеофайлов и базах данных по языкам программирования. Взаимодействие с данным цифровым ресурсом улучшит условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала в регионе.
В дальнейшем разрабатываемую цифровую образовательную платформу можно расширить за счет внедрения в нее модулей ориентированных на учащихся школ и средних профессиональных учреждений [5].
Цифровая образовательная платформа с элементами геймификации для изучения иностранных языков и программирования студентами вузов позволит улучшить процесс образования в рамках профессиональных знаний и компетенций будущих выпускников, а компании и организации Краснодарского края получат более квалифицированные и конкурентноспособные кадры, обладающие знаниями и навыками, соответствующие тенденциям современной цифровой экономики. Применение цифровой образовательной платформы сохранит высокий уровень в процессе непрерывности образования, при применении данного ресурса в обучении школьников и учащихся колледжей.
Применение цифровой образовательной платформы для обучения студентов иностранному языку и программированию в вузе позволит организовать самостоятельную работу, что будет способствовать достижению более высоких качественных результатов обучения, усилит практическую направленность по усвоению материала, даже если в рамки учебного плана не входит изучение программирования или иностранного языка в том объеме, в котором его может изучить студент проходя материал на цифровой образовательной платформе.
С одной стороны разработка и применение цифровой образовательной платформы в процессе обучения активизирует познавательную, творческую деятельность у студентов, сформирует у студентов компетенции,
необходимые для продолжения образования. С другой стороны, применяя цифровую образовательную платформу и ее ресурсы, преподаватель получит мощный стимул для собственного профессионального и творческого развития и повышения качества образования. Цифровая образовательная среда позволяет использовать новейшие технологии в педагогической деятельности для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся вузов [10].
Таким образом, цифровые технологии открывают новые возможности для образовательной сферы, где особое внимание уделяется вопросам владения информационными технологиями и знаниям иностранных языков, которые являются основным приоритетом при подготовке специалистов для различных сфер деятельности, в том числе и для аграрного сектора, который развивается стремительными темпами.
Источники:
1. Гузиекова С.М. Концептуальная сущность языковой личности в художественной картине мира // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2017. № 3 (202). С. 27-31.
2. Гузиекова С.М. Стратегии порождения и понимания текста // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки. материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции. 2020.С. 105-108.
3. Кузьмина, Э. В. Цифровизация и качество образования / Э. В. Кузьмина, Н. Г. Пьянкова, Н. В. Третьякова // Информационные ресурсы России. - М., 2020. - № 2(174). - С. 33-38.
4. Мелоян, В. Г. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: анализ эффективности и результативности функционирования / В. Г. Мелоян // Теоретические и прикладные аспекты формирования информационного и правового пространства в современном мире : материалы IV Международной Российско-Казахской научно-практической конференции, Краснодар, 10 декабря 2020 года. - Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2022. - С. 82-85.
5. Мелоян, В. Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов для цифровой экономики / В. Г. Мелоян, С. В. Лазовская // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 7(124). - С. 111-114.
6. Салий В. В. Цифровая трансформация экономики и внедрение хранилищ данных на основе больших данных в инфраструктуру компании / О. В. Ищенко, Л. В. Кухаренко // Вестник Академии знаний, 2021. - № 3(44). - С.208-214.
7. Салий В. В. Цифровизация экономики и перспективы подготовки специалистов по прикладной лингвистике и бизнес-аналитике / В. В. Салий, С. М. Гузиекова // Естественно-гуманитарные исследования, 2023. - № 46 (2). - С. 54-62.
8. Салий, В. В. Роль цифровых технологий в формировании hardskills и softskills компетенций / В. В. Салий, С. М. Гузиекова // Наука как ключевой фактор развития современного общества : Материалы I Международной научно-практической конференции, Краснодар, 29 марта 2024 года. - Краснодар: Индивидуальный предприниматель Алзидан Махер, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, 2024. - С. 411-415.
9. Социально-правовые проблемы цифрового общества / О. И. Алексеенко, А. В. Дудченко, И. Н. Колкарева [и др.]. - Краснодар : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. - 88 с.
10. Цифровая среда: текущее состояние и перспективы / Э. В. Кузьмина, В. В. Салий, Н. В. Третьякова, С. М. Гузиекова. - Краснодар : ИП Кабанов В.Б. (издательство "Новация"), 2024. - 121 с.
EDN: CUBLWE
И.В. Семёнов - старший преподаватель кафедры оснований и фундаментов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.V. Semyonov - senior lecturer of the Department of Foundations and Foundations, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.С. Ефимова - обучающаяся архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.S. Efimova - student of the Faculty of Architecture and Construction, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.В. Павлюк - обучающийся архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A. V. Pavlyuk - student of the Faculty of Architecture and Construction, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.С. Тараненко - обучающийся архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.S. Taranenko - student of the Faculty of Architecture and Construction, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФУНДАМЕНТЫ УНИКАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ TECHNICALLY AND ECONOMICALLY EFFECTIVE FOUNDATIONS OF UNIQUE BUILDINGS
Аннотация. Уникальные здания набирают популярность благодаря своей способности привлекать внимание. Такие здания способствуют развитию туризма и экономики, создавая рабочие места и привлекая инвестиции. Современные технологии позволяют архитекторам и инженерам воплощать самые смелые идеи и создавать здания, которые поражают своей красотой, функциональностью и инноваци-онностью. Однако проектирование уникальных зданий является достаточно сложной задачей, что существенно отражается на стоимости строительства. Значительную часть от стоимости всего здания составляет устройство фундаментов. Определение наиболее выгодных вариантов фундаментов является для уникальных зданий является актуальной задачей в наше время, особенно, если участок строительства включает сложные геологические условия. В статье рассмотрены основные проблемы, с которыми встречаются инженеры при проектировании фундаментов уникальных зданий и сооружений. Представлены варианты конструктивных решений фундаментов, которые идеально подходят для уникальных высотных зданий. Для выполнения детального технико-экономического сравнения различных конструктивных решений фундаментов произведен расчет выбранных конструкций в программном конечно-элементном комплексе Midas GTX NX. На основе этих данных был произведен анализ технико-экономических показателей, в результате которого выбрана экономически эффективная конструкция. Выводы, сделанные в ходе проведенных исследований рационально использовать имеющиеся финансовые, материальные и трудовые ресурсы, а также получить необходимый экономический эффект от строительства.
Abstract. Unique buildings are gaining popularity due to their ability to attract attention. Such buildings contribute to the development of tourism and the economy, creating jobs and attracting investment. Modern technologies allow architects and engineers to implement the boldest ideas and create buildings that amaze with their beauty, functionality and innovation. However, designing unique buildings is quite a complex task, which significantly affects the cost of construction. A significant part of the cost of the entire building is the foundation device. Determining the most profitable foundation options for unique buildings is an urgent task in our time, especially if the construction site includes complex geological conditions. The article discusses the main problems that engineers encounter when designing foundations for unique buildings and structures. Options for foundation design solutions are presented that are ideal for unique high-rise buildings. To perform a detailed technical and economic comparison of various foundation design solutions, the selected structures were calculated in the Midas GTX NX finite element software package. Based on these data, an analysis of