Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровые платформы / сетевые эффекты / краудфандинг / интернет-торговля / онлайн-образование / многосторонние цифровые площадки. / digitalization / digital platforms / network effects / crowdfunding / online commerce / online education / multilateral digital platforms.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарев А. Е., Филиппова К. В.

Цифровая трансформация экономики приводит к появлению новых платформенных бизнес-моделей, которые кардинально отличаются от традиционной линейной модели управления, характерной для большинства российских предприятий. Значительный рост затрат и сложность поиска информации в условиях социально-экономической турбулентности обусловили появление цифровых платформ, способных стать драйвером новых моделей управления, развития крупных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса. В статье анализируются цифровые платформы, получившие наибольшее распространение на российском рынке, а также рассматриваются факторы, сдерживающие развитие цифровых платформ в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Platforms as a Technological Trend for Innovation Economy Management

The digital transformation of the economy leads to the emergence of new platform business models that are radically different from the traditional linear management model characteristic of most Russian enterprises. A significant increase in costs and the difficulty of finding information in conditions of socio-economic turbulence have led to the emergence of digital platforms that can become a driver of new management models, the development of large enterprises, and small and medium-sized businesses. The authors of the article analyze the digital platforms that are most widespread in the Russian market, and examine the factors hindering the development of digital platforms in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

УДК 338.242

А. Е. Зубарев, К. В. Филиппова

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Зубарев А. Е. - д-р экон. наук, проф., директор института экономики и управления ТОГУ, e-mail 000008@pnu.edu.ru; Филиппова К. В. - ст. преподаватель Высшей школы менеджмента ТОГУ, e-mail 008322@pnu.edu.ru

Цифровая трансформация экономики приводит к появлению новых платформенных бизнес-моделей, которые кардинально отличаются от традиционной линейной модели управления, характерной для большинства российских предприятий. Значительный рост затрат и сложность поиска информации в условиях социально-экономической турбулентности обусловили появление цифровых платформ, способных стать драйвером новых моделей управления, развития крупных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса. В статье анализируются цифровые платформы, получившие наибольшее распространение на российском рынке, а также рассматриваются факторы, сдерживающие развитие цифровых платформ в российской экономике.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые платформы, сетевые эффекты, краудфандинг, интернет-торговля, онлайн-образование, многосторонние цифровые площадки.

Цифровизация всех сфер современного общества является ключевым трендом, обеспечивающим его социально-экономическое развитие. Активное внедрение цифровых технологий порождает предпосылки для перехода предприятий на новый уровень технологического развития, создавая условия для взаимодействия инновационных предприятий, формирующих экосистему.

Площадкой для взаимодействия субъектов экосистемы является сетевая платформа, под которой понимается цифровой сервис, облегчающий взаимодействие двух или более различных, но взаимозависимых групп пользователей (юридические и/или физические лица), коммуницирующих с помощью информационных технологий (рис.).

Отличительной характеристикой современных цифровых платформ является наличие сетевых эффектов. Прямые экстерналии обусловлены увеличением ценности платформы по мере роста числа его пользователей. При большом количестве продавцов и покупателей равновесная цена становится ниже

© Зубарев А. Е., Филиппова К. В., 2023

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 4(71)

рыночной за счет, в первую очередь, снижения трансакционных издержек. Перекрестный сетевой эффект проявляется в увеличении ценности продукта для одной группы потребителей в связи с ростом числа потребителей в другой группе. Этот эффект оказывает значительное влияние на расширение сегмента комплементарных товаров и услуг [1]. К примеру, Сбербанк, являясь лидером одной из первых экосистем в России, организовал многоотраслевую цифровую платформу, объединив в ней компании, предоставляющие многочисленные нефинансовые услуги (таксомоторные перевозки, доставка, логистика, подбор персонала и др.), что позволило предложить потребителю комплексные продукты.

Цифровые платформы

Характеристики:

Многосторонность; Прямые и косвенные сетевые эффекты; Формирование экосистемы;

Единое программное обеспечение; Открытость и доступность программных инструментов;

Провайдеры

Производители / Комплементоры

Конечные потребители

Преимущества:

1. Инновационный рост;

2 Сокращение расходов;

3 Новые профессии и рабочие места;

4 Новые продукты и услуги;

5. Усиление конкуренции.

Недостатки:

¡Возможность монополизации рынка; 2Несоблюдение прав потребителей; ЗНарушение прав конфиденциальности; 4 Цифровое мошенничество.

Рис. Основные характеристики цифровых платформ

Сетевые эффекты достигаются за счет нового механизма формирования ценностей, при котором они формируются не за счет последовательного сокращения издержек на каждой стадии производственного цикла, а за счет организованного взаимодействия участников экосистемы [2].

Затраты, связанные с деятельностью цифровой платформы снижаются и не имеют обратного эффекта, в отличие от традиционной линейной модели ведения бизнеса. Это объясняется следующим. Во-первых, у плаформенных предприятий, как правило, нет потребности в физических активах, что обеспечивает более высокую прибыль. Во-вторых, более развитая цифровая инфраструктура приводит к снижению трансакционных издержек. В-третьих, сете-

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

вые перекрестные экстерналии обеспечивают более быстрые темпы роста прибыли, чем издержек. В-четвертых, рост прибыли обеспечивается так же за счет кастомизации комплексных продуктов.

На сегодняшний день глобальные цифровые платформы занимают важнейшее место на мировом рынке, генерируя огромный экономический эффект. По результатам исследования, проведенного Boston Consulting Group, «...объем цифровой экономики в мире к 2035 г. может достигнуть 16 трлн. долларов США».

Россия отстает от стран-лидеров - это Китай, США, Сингапур, Великобритания, Израиль. Доля цифровой экономики в ВВП России в 2022 г. составила 3,9%. Прогнозируется, что к 2025 г. цифровизация обеспечит от 19 до 34% роста ВВП России, а доля цифровой экономики составит 8-10% от ВВП страны [3]. Наибольший рост цифровой экономики обеспечивают именно торговые платформы.

За период 2010 - 2022 гг. объем продаж российского рынка интернет-торговли увеличился на 4 912 млрд.р. Основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы Wildberries и Ozon, на которых в 2022 г. приходилось 66% розничного оборота рынка интернет-торговли [4]. В 2022 г. наблюдается резкое сокращение объема трансграничной интернет-торговли. Многие зарубежные компании - участники российских цифровых платформ отказались от своей деятельности на территории страны, существенно сократив долю трансграничного оборота [5]. Также немалая часть иностранных интернет -магазинов отказалась от российских платежных систем, уменьшив объем продаж в сегменте B2C.

Наиболее сложные, но и привлекательные, с точки зрения венчурного предпринимательства - это многосторонние платформы. Этот вид цифровых площадок представлен несколькими типами участников, нацеленных на разработку комплементарных продуктов, совместного создания ценностей. На базе успешно функционирующей многосторонней платформы со временем формируется бизнес-экосистема как сообщество партнеров и конкурентов, включающее, в том числе и другие платформы.

Разновидностью таких площадок являются краудфандинговые платформы, на которых участники могут представлять свои идеи, проекты с целью поиска инвесторов. Краудфандинг уже успешно работает в США, Канаде, странах Европы несколько десятилетий. По результатам 2022 г. объем кра-удинвестирования в США и Канаде составил $74 млрд. Наиболее крупные обороты среди европейских стран представлены Великобританией (10,37 млрд. долл.), Германией (1,28 млрд. долл.) и Францией (933,1 млн. долл.)» [6].

В России краудфандинговые платформы являются новым механизмом инвестирования, уже получивший особую популярность среди субъектов малого и среднего бизнеса. По оценке Ассоциация операторов инвестиционных платформ в 2021 г. объем российского рынка краудинвестирования достиг 14 млрд. рублей, что в 1,5 раза превышает значения показателя в 2020 г. Положительная

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 4(71)

динамика, в большей степени, обусловлена увеличением числа заемщиков-предприятий МСП, пострадавших от пандемии СОУГО-19.

Особенностью краудфандинга в России является более широкий спектр инновационных идей, проектов по модернизации производства на основе инноваций, инициируемых финансово-промышленными компаниями. Такая финансовая поддержка особо востребована в условиях действующих санкцион-ных ограничений для предприятий, способных производить импортозамещающие товары.

Цифровые платформы вносят существенный вклад в развитие онлайн-об-разования. В деятельности современных учебных заведений все чаще используются цифровые технологии, способствующие индивидуализации процесса обучения. Цифровые платформы формируют цифровые компетенции как у обучающихся, так и у профессорско-преподавательского состава, необходимые для решения задач в профессиональной сфере в условиях цифровизации экономики и социальной сферы.

За последние годы сложилась устойчивая тенденция роста образовательных цифровых платформ. По итогам 2016 г. рынок образовательных сервисов в России составил 7 млрд. руб., в 2021 г. - 11,4 млрд. руб. По итогам первой половины 2023 г. объем онлайн образования составил 52,4 млрд. р. [7]. Прирост обеспечивает сегмент дополнительного онлайн образования, большая доля которого приходится на обучения по программам российских ВУЗов -38%; 29% на коммерческие курсы (треннинги, семинары) и 10% на курсы повышения квалификации. Наиболее востребованными направлениями в он-лайн-образовании за 2022 г. стали профессии в 1Т-сфере и маркетинге - 17% (2,6 млн. чел.); образовании - 15% (2,2 млн. чел.); сфере красоты, спорта, здоровья - 13% (1,89 млн. чел.); финансы, бухгалтерия, право - 12% (1,78 млн. чел.); иностранные языки - 7% (1040 млн. чел.) и др. [8].

Безусловно, цифровая трансформация сферы образования оказывает существенное влияние на рынок труда. На смену «стандартной» трудовой деятельности приходит новый цифровой формат организации труда, включающий в себя сетевую форму кооперации и разделения труда, управление трудовыми процессами на основе информационно-коммуникационных технологий.

Особую популярность среди российских работодателей, в последнее время, получили корпоративные цифровые платформы - виртуальные коллективы, представляющие собой территориально-распределенную группу специалистов, работающих над одним проектом. При таком формате сотрудники не привязаны к рабочему месту и жесткому графику работы.

С другой стороны, активное использование цифровых платформ, объединяющих партнеров, посредников, поставщиков в единую бизнес-экосистему приводит к тому, что добавленную стоимость создают не сотрудники организации, а алгоритмы цифровых платформ. Безусловно, данные технологии имеют множество преимуществ, одним из которых является сокращение затрат на содержание штата. В свою очередь, это приводит к переводу части сотрудников за штат или вовсе к сокращению рабочих мест [9].

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 4 (71)

Цифровая трансформация рынка труда обуславливает исчезновение некоторых профессий в настоящем или ближайшем будущем. По оценкам ЦМАКП, около 45,5 % работников в России (20,1 млн. человек) подвержены рискам потери рабочего места в результате цифровизации и автоматизации; в результате реализации программы «Цифровая экономика» к 2024 г. около 10 млн. рабочих мест может быть сокращено по тем же причинам [10].

Несмотря на активное использование цифровых платформ в различных сферах деятельности общества, все же присутствует ряд факторов, сдерживающих развитие данной технологии на российском рынке. К этим факторам следует отнести следующие:

1. Информационная безопасность. В условиях масштабной цифровизации, наряду с увеличением объема обмена и хранения данных, ростом уровня автоматизации, увеличиваются случаи цифрового мошенничества: фишшинг, скимминг, снифферинг и другие формы преступлений, продуцирующие потенциальные риски как для представителей бизнес-среды, так и обычных граждан. Следует отметить, что неблагоприятная геополитическая ситуация также способствует увеличению различного рода кибератак, которые могут привести к серьезным социально-экономическим последствиям.

2. Низкий уровень цифровой грамотности персонала. По мнению российских предпринимателей, отсутствие цифровых компетенций у персонала входит в ТОП-5 проблем, сдерживающих цифровую трансформацию бизнес-среды [11]. Следствием низкого уровня цифровых компетенция сотрудников является сопротивление инновациям. Внедрение цифровых технологий требует параллельных изменений как в системе кадрового менеджмента, так и в управлении и организации производства, что требует дополнительных инвестиций.

3. Необходимость привлечения инвестиций. Инвестиции на первоначальном этапе внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы и затраты на последующие организационные инновации являются значительными. При этом экономический эффект от цифровой трансформации проявляется, как правило, через продолжительный период времени.

Библиографические ссылки:

1 Зубарев А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4. С. 177-184.

2 Кочетков Е.П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. № 4. С. 330-341. DOI: 10.17747/2618-947X-2019-4-330-341.

3 Пирогова С.В. Переход Российской Федерации к цифровой экономике // Вопросы студенческой науки. 2023. № 6. С. 506-510.

4 Интернет-торговля в России 2022: аналитика Data Insight // Электронная коммерция. 2022. URL: https://e-pepper.ru/news/internet-torgovlya-v-rossii-2022-analitika-data-insight.html (дата обращения: 15.09.2023).

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 4(71)

5 E-commerce в России растет в том числе благодаря санкциям // Ведомости 2022. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2022/09/22/941958-e-com-merce-rastet-blagodarya-sanktsiyam (дата обращения: 16.09.2023).

6 В чем плюсы и минусы краудфандинга // Пресс-центр ЮФУ. 2023. URL: https://sfedu.ru/press-center/news/72318 (дата обращения: 16.08.2023).

7 Онлайн-образование (рынок России). 2023. URL: https://www.tadviser.ru/in-dex.php (дата обращения: 11.09.2023).

8 Исследование российского рынка онлайн-образования: построение Ed-tech экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок. 2023. URL: https://netology.ru/blog/06-2022-edtech-research (дата обращения: 07.09.2023).

9 Филиппова К.В., Сигитова М.А. Прекаризация как проявление аномии в трудовой сфере // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. N° 6. С. 36-40.

10 Развитие цифровой экосистемы: прямые и косвенные эффекты для экономики // IV Санкт-Петербургский экономический конгресс «Форсайт Россия: новое индустриальное общество. Будущее». 2018. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/DBelousov/2018-03-31IT-EC0 (дата обращения: 15.05.2023).

11 Global Cyber Risk Perception Survey. 2019. URL: https://www.mmc.com/insights/publications/2019/sep/globalcyber-risk-perception-survey-report-2019.html (дата обращения: 05.05.2021).

Title: Digital Platforms as a Technological Trend for Innovation Economy Management

Authors' affiliation:

Zubarev A.E - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation; Filippova K.V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation;

Abstract: The digital transformation of the economy leads to the emergence of new platform business models that are radically different from the traditional linear management model characteristic of most Russian enterprises. A significant increase in costs and the difficulty of finding information in conditions of socio-economic turbulence have led to the emergence of digital platforms that can become a driver of new management models, the development of large enterprises, and small and medium-sized businesses. The authors of the article analyze the digital platforms that are most widespread in the Russian market, and examine the factors hindering the development of digital platforms in the Russian economy.

Keywords: digitalization, digital platforms, network effects, crowdfunding, online commerce, online education, multilateral digital platforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.