Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕДАГОГ / ГОТОВНОСТЬ И ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы цифровизации образования. Автор анализирует сущность цифровизации и появления новых цифровых технологий, представляющих большой педагогический потенциал. В данной статье описывается цифровая образовательная среда. Уточнены понятийные рамки: «цифровая грамотность», «цифровая образовательная среда». Цифровая стратегия образования предусматривает перспективные инновационные технологии. Систематизированы представления о цифровых платформах, обоснованы методы и основные принципы использования функций цифровых платформ, предложены варианты эффективной реализации новых образовательных технологий для онлайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORMS AS A METHOD OF SOLVING VARIOUS EDUCATIONAL TASKS IN THE DIGITAL SPACE

This article discusses the current problems of digitalization of education. The author analyzes the essence of digitalization and the emergence of new digital technologies that represent great pedagogical potential. This article describes the digital educational environment. The conceptual framework has been clarified: "digital literacy", "digital educational environment". The digital strategy of education provides for promising innovative technologies. The ideas about digital platforms are systematized, methods and basic principles of using the functions of digital platforms are substantiated, options for the effective implementation of new educational technologies for online education are proposed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

просветительской деятельности, как для диалоговых лекций, так и для деловых игр, право просветительских онлайн-программ [1, С. 107].

Такая точечная работа дает актуальную информацию об имеющихся недоработках. Примеры подобных акций уже имеются. Важность проведения правового диктанта как способа популяризации правовых знаний среди военнослужащих органов военного управления подчеркивается в научных изысканиях. Проведенный в Вооруженных силах Всеармейский правовой диктант позволил сосредоточить внимание на наиболее острых проблемах в правовой грамотности военнослужащих, что позволит Министерству обороны РФ более точечно проводить работу по правовому просвещению личного состава.

Ныне, во время непрерывной цифровизации и технологизации общества, вопросы просвещения также непосредственно связаны с информационным пространством, и оставаться прежним, каким был десятки лет назад, этот инструментарий уже не может. Одновременно с задачами правового просвещения достигаются и факультативные, но не менее важные задачи по формированию и развитию информационно-коммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования. Новые информационные технологии позволяют поучаствовать в диктанте и других просветительских акциях, не выходя из дома.

Правовая образованность является комплексной характеристикой личности, которая включает: знания гражданина о праве и законодательстве, правовые нормы, необходимые ему в жизни и деятельности в бытовой и профессиональной сферах, осознание им своих прав (возможностей, возможных вариантов поведения) и обязанностей (обязательные нормы поведения), умение реализовать юридические механизмы защиты своих прав и интересов и тому подобное.

Совершенно очевидно, что состояние правовой грамотности молодежи в РФ требует определенных корректив модели воспитания учащихся и студентов в учебных заведениях с учетом их индивидуальных особенностей - возраста, социального опыта, интересов и способностей. Необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее правовую и экономическую защищенность молодых граждан.

Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства [2, С. 29].

В системе правового образования особое значение приобретает не столько вопросы уголовного права, сколько изучение прав личности, ее обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Однако в основе современного содержания обучения должны быть положены не столько положения и нормы закона, сколько их ценность и значимость для общества в целом и отдельного ребенка в частности [4, С. 273].

Исходя из всего этого, особое внимание уделяется развитию правовой грамотности подрастающего поколения, от которой зависит будущее страны в целом и, соответственно, ее правовой составляющей в частности. Правовая грамотность влияет на правосознание отдельных индивидов. В этом праворегулятивная функция общественного правосознания осуществляется через формирование индивидуальной правовой культуры, образование, состояние правовой духовности, атмосферы общества. Через правосознание происходит познание окружающей среды, формируется система знаний, понимания и осознания права и его требований, отношение к праву в целом и выработки направления и характера поведения в области права.

Выводы. Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства.

Литература:

1. Абросимова, Е.А. Правоведение. Учебник для бакалавриата и специалитета / Е.А. Абросимова, В.А. Белов. - М.: Юрайт, 2019. - 414 с.

2. Кибакин, М.В. Нормативно-правовые и критериальные аспекты диагностики финансовой грамотности населения Российской Федерации / М.В. Кибакин, Н.И. Киселева // Юридическая наука. - 2019. - № 11. - С. 29-33

3. Поветкина, Н.А. Финансовая грамотность в фокусе права / Н.А. Поветкина, Е.В. Кудряшова // Журнал российского права. - 2019. - № 3 (267). - С. 117-128

4. Усанова, В.А. Направления развития правовой грамотности и правосознания граждан в Российской Федерации: материалы всероссийской конференции с международным участием / В.А. Усанова // Пенза, 2020. - С. 273-278

5. Хачароева, А.Х. Особенности формирования правовой грамотности обучающихся / А.Х. Хачароева, П.Х. Хунарикова, Б.А. Погоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 257-260

6. Цомаева, З.Т. Особенности формирования правовой грамотности у студентов педагогических образовательных учреждений / З.Т. Цомаева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 278-283

7. Шамьенова, Г.Р. Принципы формирования правовой культуры в рамках реализации воспитательной работы со студентами в современном вузе / Г.Р. Шамьенова // Правовая культура. - 2020. - № 1 (40). - С. 95-106

8. Шкатулла, В.И. Правоведение. Учебник / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова. - М.: Юстиция, 2017. - 486 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В

ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы цифровизации образования. Автор анализирует сущность цифровизации и появления новых цифровых технологий, представляющих большой педагогический потенциал. В данной статье описывается цифровая образовательная среда. Уточнены понятийные рамки: «цифровая грамотность», «цифровая образовательная среда». Цифровая стратегия образования предусматривает перспективные инновационные технологии. Систематизированы представления о цифровых платформах, обоснованы методы и основные принципы

использования функций цифровых платформ, предложены варианты эффективной реализации новых образовательных технологий для онлайн-образования.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательные электронные ресурсы, педагог, готовность и подготовка.

Annotation. This article discusses the current problems of digitalization of education. The author analyzes the essence of digitalization and the emergence of new digital technologies that represent great pedagogical potential. This article describes the digital educational environment. The conceptual framework has been clarified: "digital literacy", "digital educational environment". The digital strategy of education provides for promising innovative technologies. The ideas about digital platforms are systematized, methods and basic principles of using the functions of digital platforms are substantiated, options for the effective implementation of new educational technologies for online education are proposed.

Key words: digital educational environment, educational electronic resources, teacher, readiness and preparation.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена растущей распространенностью электронного обучения в образовательных учреждениях. Правовой основой системной реализации дистанционного образования является Федеральный закон от 29 сентября 2012 года № 273-Ф3. «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, методов электронного обучения и дистанционного обучения при реализации образовательных программ».

Мировой опыт показывает, что, несмотря на растущую популярность, использование только дистанционных технологий не всегда достаточно эффективно даже среди взрослой аудитории: студентам может не хватать мотивации и навыков самоорганизации, чтобы освоить и завершить курс обучения. Поэтому наиболее перспективной моделью на сегодняшний день является гибридная модель обучения, которая подразумевает интеграцию электронного обучения в традиционные системы. Сегодня в России и других странах происходит стремительный переход от образовательных организаций к дистанционному обучению. Перед каждой образовательной организацией и каждым преподавателем стоит острая задача овладения дистанционным форматом обучения.

Изложение основного материала статьи. Цифровые технологии, социальные сети и мессенджеры изменили социальные ценности, что привело к идентификации человека в сети. Заложено начало нового типа студента, самостоятельно определяющего свою образовательную траекторию. Их мотивация - личностное развитие и самоопределение в сочетании с работой и учебой.

Система образования должна обеспечить уверенный переход к цифровой эпохе, характеризующейся экономическим ростом и новыми трудовыми отношениями. На рынке труда должен появиться искусственный интеллект, выполняющий регулярные процессы [2].

Дистанционное обучение призвано решать приоритетные задачи в области образования, а именно внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс и подготовку квалифицированных кадров на основе использования цифровых образовательных ресурсов сети Интернет, что в свою очередь формирует умение искать и находить необходимую информацию, анализировать полученные данные, систематизировать полученные результаты, грамотно и эффективно готовить и представлять актуальную информацию.

Ожидания от информатизации образования во многом зависят от принципов развития и качества. Поэтому одной из главных задач создателей электронных ресурсов профессионального образования является максимизация эффективности новых продуктов.

Чтобы справиться с вызовами цифровизации, образование должно пройти цифровую трансформацию. По мнению ученых, цифровая трансформация образования - это ответ на глобальный информационный вызов.

В работах Сторожиловой Д.Н. отмечено, что «акцентируя внимание на переходе к интерактивному типу взаимодействия, студенты должны уметь самостоятельно приобретать знания и производить собственные инновационные знания, тем самым формируя новые способности в XXI веке, которые называются четырьмя «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество» [7].

В своих исследованиях Алексанков А.М. отмечает, что цифровая трансформация образования должна сопровождаться «совместным» обновлением контента, что приведет к фундаментальному повышению качества образования [3].

Мы согласны с Алексанковым А.М., который считает, что если система образования будет отвечать требованиям и возможностям цифрового общества, то цифровая трансформация образования приведет общество к цифровой экономике.

Современный этап цифровизации образования заключается в том, что все дисциплины погружены в цифровую образовательную среду.

В настоящее время вопрос о составе компонентов цифровой образовательной среды является дискуссионным. Многие ученые изучают проблему построения цифровой образовательной среды.

По словам Игнатова Н.Ю., цифровая образовательная среда должна включать в себя смысловой ценностный компонент (цели и задачи организации проектного процесса в цифровой образовательной среде), процедурные методы (нормативное обеспечение функционирования системы образования), информационные знания (совокупность компетенций обучающихся), коммуникацию (взаимодействие субъектов образовательного процесса) и технологии (современные средства обучения) [5].

Агибова И.М. считает, что цифровая образовательная среда должна включать в себя такой блок, как блок коррекции успеваемости, который выполняет функцию оценки диагностики и коррекции траектории обучения студентов [1].

Проанализировав цифровизацию образования, констатируем появление новых цифровых технологий с большим педагогическим потенциалом. Среди них наиболее распространенной является облачная технология. Это совершенно новый сервис, который позволяет хранить большие объемы информации и имеет удобный сетевой доступ к информационным ресурсам, которые можно использовать с минимальными административными усилиями и взаимодействием с поставщиками.

Онлайн-образование стремительно развивается и сегодня уже является неотъемлемой частью неформального и непрерывного образования. Каждая новая технология в экономической и социальной областях требует подготовки. Новые и быстрорастущие рынки создают спрос на знания, которых раньше не существовало: виртуальная реальность, электронная печать, электронный дизайн и многие другие новые области знаний. Традиционные учебные заведения пытаются внедрять новые образовательные программы в течение 2-4 лет. Но это слишком долго для темпов развития всех сфер жизни сегодня. Поэтому возникает острая необходимость в «быстром» образовании, гибком и многоуровневом. Таковы особенности онлайн-образования на цифровых образовательных платформах.

Общее образование в России в условиях многих изменений вплотную подошло к пониманию необходимости масштабного внедрения цифровых образовательных платформ. Среди российских проектов можно выделить следующие онлайн-платформы :

1. Yaklass - один из лучших школьных проектов в Сколково, который помогает студентам организовать самостоятельную работу по теме, подготовиться к экзаменам или экзаменам;

2. Foxford - позволяет студентам из всех регионов России изучать школьные предметы в интерактивной форме;

3. «Интернет. Профиль» - с его помощью можно пройти профориентационный тест, выбрать часть дополнительного образования и получить информацию о том, какие профессии в настоящее время являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми.

Однако практически все существующие российские онлайн-платформы ориентированы на предоставление образовательных услуг на платной основе и, следовательно, не претендуют на охват большой аудитории.

Вопрос о формировании цифровых платформ для образования поднимался в ряде научных исследований. В статье Н.Я. Игнатовой описаны потребности подрастающего поколения в цифровом образовании [4]. С.Д. Каракозовым, А.Ю. Уваровым обоснованы условия успешной информатизации образовательного процесса [6]. В своей статье А.Б. Галанов предложил методику учебной деятельности в школе телекоммуникаций [4].

Однако, как правило, авторы изучают техническое проектирование платформ, не предполагающих обратной связи с потребителями образовательного контента и не предусматривающих организованного использования этих платформ в школьной среде. В то же время публикации последних лет единодушно признают решение проблемы внедрения новых технологий в экономику: «... Нет сомнения, что должна начаться перестройка учебного процесса» [4].

В результате практически все исследователи признают, что будущие тенденции в образовании неразрывно связаны с цифровизацией, которая изменит рынок труда и создаст условия для формирования новых компетенций, фундамент которых должен быть заложен в школах. Исследование практической деятельности современных российских школ подтверждает, что цифровые платформы в настоящее время активно внедряются в практику развития общего образования и являются предметом комплексных научных исследований.

Проведенные исследования показали, что проблема формирования цифровой грамотности у обучающихся стоит достаточно остро. На данном этапе в школьной программе по информатике отсутствует материал, предназначенный для развития цифровых способностей обучающихся. Содержание существующей учебной программы школы нуждается в корректировке. Современное развитие темы исследования не отражает всех аспектов развития цифровой грамотности. В целях обеспечения целостности образовательного процесса и преемственности, формируемой в исследованиях информатики на разных этапах школьного образования, необходимо создавать электронные образовательные ресурсы на платформах дистанционного обучения с целью целенаправленного развития цифровой грамотности обучающихся в процессе организации самостоятельной работы.

Основным недостатком цифровых платформ является оплата работы на портале. В связи с этим далеко не все обучающиеся 4-х классов имеют возможность работать в МЭО. В целом можно сделать вывод о том, что цифровые технологии действительно помогают детям легче изучать предметы, уменьшают скуку в школе и повышают мотивацию к обучению.

Обучающиеся также начинают использовать гаджеты в образовательных целях. Преподавательское влияние стало менее авторитарным и более демократичным. Использование цифровых технологий позволяет реализовать творческую свободу участников учебного процесса.

В соответствии с Федеральными стандартами образования можно сделать вывод о необходимости использования современных образовательных технологий данного вида деятельности в образовательном процессе, а также своевременного обновления первичной коммуникации в соответствии с динамикой развития образовательной системы.

Говоря об использовании современных образовательных технологий, необходимо обратить внимание на возможные формы внедрения ИКТ в образовательный процесс школ:

- дистанционное обучение;

- онлайн-обучение;

- образовательная платформа;

- интерактивные тренажеры, тесты, опросы и т.д.

Дистанционное обучение предполагает более независимый доступ к образованию по заранее установленному личному маршруту.

Онлайн-обучение осуществляется преподавателями, создающими информационно-образовательное пространство. Эта форма отличается от традиционной формы наличием виртуальной среды.

Образовательные платформы получили широкое распространение благодаря разнообразию инструментов, необходимых для продуктивной деятельности школьников.

Образовательная платформа - это интернет-ресурс, который должен содержать при определенных условиях предоставляемую пользователям библиотеку учебных материалов. Цель этих платформ - обеспечить качественное образование с помощью цифровых технологий. Эти платформы актуальны для детей младшего школьного возраста, поскольку наглядность и качественная визуализация позволяют обучающимся облегчить процесс запоминания информации.

Выводы. Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Российские школы, педагоги и дети имеют доступ к широкому и разнообразному спектру учебных материалов (тексты, иллюстрации, видео и т.д.) по большинству предметов школьной программы. Хотя тематика учебно-технических материалов отстает от мирового уровня, в целом она предлагает охват практически всех тем и уровень развития многих дисциплин. Большая часть учебных материалов предоставляется бесплатно.

2. Школы практически не имеют современной системы управления образовательным процессом («learning management system»), которая могла бы перевести их учебный процесс в онлайн-режим. Многие решения, доступные на рынке, могут быть улучшены до желаемой функциональности. Эта задача также актуальна.

3. Предоставление интерактивных образовательных ресурсов недостаточно для активного распространения дистанционного обучения. Существующая задача обычно представляет собой тест с выбранным ответом или задачу с одним ответом. Как правило, они не используют современные технические решения.

4. Система образования имеет доступ к множеству общих инструментов для работы с документами, общения, организации групповой работы и обратной связи. Но этим доступом пользуются редко. В то же время в школах явно не хватает комплексных решений, и эти средства будут объединены с общей системой организации учебного процесса.

5. Самым важным препятствием, конечно, является ресурсный барьер. Практически все современные интерактивные сервисы разрабатываются и внедряются коммерческими компаниями. Они не могут продолжать поддерживать эти услуги бесплатно в течение длительного времени. Кроме того, им нужны средства на разработку продукта.

Образовательная платформа является хорошим источником информации для преподавателей, задачей которых является отбор и внедрение материалов в учебный процесс. Необходимо использовать эти средства для диверсификации учебного процесса, развития интересов обучающихся, повышения мотивации к обучению и т.д. Активное использование образовательных платформ и сетевых ресурсов позволит создать виртуальную образовательную среду для учебных заведений всех типов.

Литература:

1. Агибова, И.М. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий / И.М. Агибова // Вестник поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - №5. - С. 128-134

2. Алексанков, А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А.М. Алексанков // Стратегические приоритеты. - 2017. - №1. - С. 53-69

3. Алексанков, А.М. Методика разработки инновационной программы ВУЗа по экспорту образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2003. - 25 с.

4. Галанов, А.Б. Методика телекоммуникационной образовательной деятельности в школе / А.Б. Галанов. - М. -2016. - 128 с.

5. Игнатова, Н.Ю. Цифровые аборигены: взгляд со стороны / Н.Ю. Игнатова // Открытое и дистанционное образование. - 2017. - №1(65). - С. 58-65

6. Каракозов, С.Д. Условия успешной информатизации учебного процесса / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2016. - №4(273). - С. 3-10

7. Сторожилова, Д.Н. Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС / Д.Н. Сторожилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №13. - С. 3491-3495

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Венцель Владислав Антонович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Зеленская Ольга Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ)

Аннотация. В данной статье приводится обоснование актуальности использования искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений, включая практику изучения иностранных языков, посредством объяснения возложенных на него функций. Тенденции к персонализации обучения и адаптации к индивидуальным запросам и интересам оказывают существенное воздействие на развитие обучающихся. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта видятся в повышении эффективности обучения иностранным языкам с помощью привлечения языковых ботов, программ и сервисов, онлайн-тестов, систем машинного перевода и ряда других форм реализации. Вместе с доступом к преимуществам средства технологического прогресса заключают в себе определенные проблемы и потенциальные риски, получающие актуализацию благодаря искусственному интеллекту. Это создает предпосылки для разработки комбинированных подходов к обучению, включающих традиционные формы с учетом накопленного ранее опыта и новейшие - с внедрением передовых технологий.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, образовательный процесс, обучение иностранным языкам.

Annotation. This article provides a justification for the relevance of the use of artificial intelligence in the educational process of higher educational institutions, including the practice of learning foreign languages, by explaining the functions assigned to it. Trends towards personalizing learning and adapting to individual needs and interests have a significant impact on the development of students. Prospects for the use of artificial intelligence technologies are seen in improving the effectiveness of teaching foreign languages by using language bots, programs and services, online tests, machine translation systems and a number of other forms of implementation. Along with access to benefits, the means of technological progress contain certain problems and potential risks that are actualized thanks to artificial intelligence. This creates prerequisites for the development of combined approaches to learning, including traditional forms, taking into account previously accumulated experience and the latest ones - with the introduction of advanced technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: artificial intelligence, technologies, educational process, teaching foreign languages.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Технологический прогресс, охвативший все общественные подсистемы с начала текущего столетия, предоставил качественно новый виток развития процессу разработки, тестирования и внедрения инновационных решений в повседневный уклад жизни человечества. Исключением не является и образовательная среда, поддающаяся влиянию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.