Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 47 — 50. State service and personnel. 2024;(3):47 —50.
Научная статья УДК 342.951:355.42
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-47-50 NIION: 2012-0061-03/24-118
EDN: https://elibrary.ru/ADADLF MOSURED: 77/27-008-2024-03-318
Цифровые платформы как инструмент поддержки для принятия решений в ходе противоборства организации
массовых беспорядков
Олег Валентинович Зиборов1, Карэн Рафаелович Аветисян2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В современном обществе наблюдается активное использование цифровых технологий, в частности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при организации и координации противоправных акций. Социальные сети, мессенджеры и форумы выступают инструментами, позволяющими координировать действия групп людей, распространять материалы агитационного характера. Данное явление представляет серьезную угрозу общественной безопасности и требует разработки и предложения эффективных мер противодействия.
Ключевые слова: информационное противоборство, массовые беспорядки, организация превентивных мер, информационные технологии.
Для цитирования: Зиборов О.В., Аветисян К.Р. Применение административно-правовых норм в отношении несовершеннолетних при проведении массовых мероприятий // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 47—50. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-47-50 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/ADADLF
Original article
Digital platforms as a support tool for decision-making during the confrontation of the organization of mass riots
Oleg V. Ziborov1, Karen R. Avetisyan2
1 V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,
2 Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Annotation. In modern society, there is a phenomenon of using digital technologies, in particular the Internet information and telecommunications network, in organizing and coordinating illegal actions. Social networks, messengers and forums act as tools that allow coordinating the actions of groups of people, distributing propaganda materials, increasing the target audience. This phenomenon poses a serious threat to public safety and requires the development and proposal of effective countermeasures.
Keywords: information warfare, mass riots, organization of preventive measures, information technology.
For citation: Ziborov O.V., Avetisyan K.R. Digital platforms as a support tool for decision-making during the confrontation of the organization of mass riots // Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 47—50. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2024-3-47-50 END: https://elibrary.ru/ADADLF
Социальные сети, такие как УКоп1ак1е, 1пв1а§гаш, ГаееЬоок и др., предоставляют обширную аудиторию и могут быть использованы как площадки, в рамках которых аккумулируется значительное число пользователей в целях реализации разного рода воздействий, включая распространение фейковых новостей,
©Зиборов О.В.,Аветисян К.Р. М., 2024.
применение манипулятивных техник, а также массовое вовлечение целевой аудитории — концентрация их фокуса внимания на конкретном информационном поводе. Использование алгоритмов таргетирования аудитории выступает ключевым компонентом в инструментарии механизма организации различного рода протестных акций.
Современные цифровые технологии представляют собой платформы для организации и про-
№ 3/2024
ведения противоправных акций. Наибольший интерес представляют социальные сети, закрытые форумы и мессенджеры.
Особое внимание следует уделить такому мес-сенджеру, как Telegram, который обладает рядом уникальных особенностей, предоставляя широкий спектр возможностей. Telegram не является единственным условно анонимным мес-сенджером, функции шифрации трафика также реализованы в рамках таких решений, как Signal, Threema, Wick и иные.
Telegram выделяется среди мессенджеров благодаря высокому уровню защищенности (шифрованию) и возможности формирования закрытых групп и каналов, тем самым позволяя в закрытом контуре координировать действия объекта (лица или группы лиц — целевой аудитории). К ключевым компонентам при организации противоправных акций следует отнести:
1) закрытые группы и каналы, основной функционал которых заключается в ограничении круга лиц при получении целевой информации при координации действия участников в режиме реального времени;
2) боты — автоматизированные системы, рассылки сообщений, могут включать в себя функции автоматического сбора и поиска информации по запросу;
3) шифрование. Высокий уровень безопасности затрудняет мониторинг и получение значимой информации в целях пресечения противоправных деяний. Наличие «секретного чата» позволяет создать контур с функциями сквозного шифрования данных;
4) анонимные аккаунты. Продажа виртуальных номеров с префиксом «+888», размещенных в виде NFT в блокчейне TON. Их нельзя использовать для звонков или регистрации в сторонних сервисах, однако они позволяют создавать анонимные аккаунты в Telegram, обеспечивая пользователям приватность и конфиденциальность.
Даркнет представляет собой часть Интернета, доступ к которой осуществляется через специальные браузеры, такие как Tor. Это пространство используется для анонимного общения и торговли, что делает его идеальной платформой для организации противоправных действий, предоставляя:
■ свободный доступ (получение полного доступа ко всем заблокированным интернет-ресурсам);
■ анонимность в сети (сокрытие реального местоположения — идентификационных данных оконечного сетевого узла, а также связи с его активностью);
■ безопасность (многоуровневое шифрование сетевого трафика, отражает высокий
уровень криптостойкости кодированных данных).
Использование метода «луковичной маршрутизации» реализует функции шифрации трафика по примеру транзакции в БЕХ — на каждом ретрансляторе декодируется только один «слой», а оставшиеся данные в виде криптограммы передаются на псевдослучайный ретранслятор, и так до конечного сервера. Определим ряд основных и ключевых аспектов использования Даркнета:
■ обеспечивает высокий уровень анонимности, что затрудняет идентификацию и отслеживание пользователей;
■ закрытые платформы, серверная часть которых располагается вне подконтрольной «цифровой юрисдикции», позволяют преступникам торговать наркотическими средствами, оружием, поддельными документами и иными незаконными товарами и услугами.
Использование форумов и чатов в целях обмена опытом, методическими материалами и, конечно же, в рамках проведения акций — координации действий групп людей. Следует также отметить, что вовлечение людей в противоправные действия через цифровые платформы имеет глубокую многофакторную основу:
■ отсутствие преград в виде геополитических границ при консолидируются в сообщества;
■ принадлежность к «особой» элитарной группе;
■ влияние лидеров мнений: личности с высоким уровнем харизмы и навыками убеждения могут влиять на психологически неустойчивых людей, привлекая их к участию в тех или иных действиях.
Анализ данных платформ показывает, что их привлекательность обусловлена высокой степенью сложности мониторинга и широкими возможностями координации действий. Учитывая сложность планирования и организации комплекса превентивных мер, эффективность мер противоборства носит оперативно-технический характер.
Особая роль отводится социальным факторам:
■ социальная изоляция и отчуждение: отсут-
ствие социальной поддержки и чувство изоляции могут подталкивать людей к поиску альтернативных сообществ, часто находящихся в Интернете;
■ экономическое неравенство и безработица:
финансовые трудности и отсутствие перспектив могут способствовать вовлечению в противоправные действия как способ заработка или выражения протеста.
№ 3/2024
Применяемые методы:
■ риторика, направленная на создание образа врага, выступая фактором к сплочению участников вокруг общей цели и оправданию уже запланированных противоправных деяний;
■ использование эмоциональных «триггеров» в ходе пропаганды, основанной на эмоциях: страха, гнева, сострадания, мобилизует психосоматическое состояние людей и актуализирует намерения к действию;
■ дезинформация: распространение ложной информации в большом объеме с различных источников усложняет процесс проверки на достоверность; ввиду непрерывности потока ложных сведений, эффективность анализа и фильтрации поступающих сведений минимальна, что позволяет навязывать и манипулировать общественным мнением.
Социальная динамика включает следующие параметры:
■ групповое давление и конформизм: в группах люди склонны следовать за большинством или за авторитетными фигурами, что может приводить к участию в действиях, которые они не совершили бы индивидуально;
■ эффект деиндивидуации: анонимность в Интернете снижает чувство личной ответственности и способствует агрессивному и противоправному поведению;
■ радикализация через эхо-камеры: социальные сети и форумы могут создавать эхо-камеры, где пользователи взаимодействуют только с единомышленниками, что усиливает радикальные убеждения и способствует более экстремальным действиям.
Понимание данных аспектов, реализуемых сегодня в сети, важно для разработки эффективной стратегии противодействия противоправным действиям, отражающей формирование программ, направленных на повышение уровня образования и цифровой грамотности, разработку методов раннего выявления недостоверной информации, ее источников и распространителей, а также профилактики радикализации. Противодействие вышерассмотренным акциям требует комплексного подхода, включающего в себя как технологические инструменты, так и меры законодательного регулирования.
Превентивными мерами выступают:
■ инструменты автоматического анализа семантической нагрузки и изображений: использование машинного обучения и алгоритмов автоматического обнаружения и
классификации противоправного контента, такого как экстремистские материалы, фейковые новости и призывы к насилию;
■ системы детекции и фильтрации контента: разработка специализированных систем, способных автоматически фильтровать нежелательные материалы на цифровых платформах и в социальных сетях, устанавливая всю цепочку пользователей, вовлеченных в распространение;
■ технологии блокировки и удаления: использование технологий для блокировки доступа к сайтам с противоправной информацией или автоматического удаления контента, нарушающего правила использования платформ;
■ использование интеллектуальных систем для идентификации и блокировки акка-унтов, нарушающих правила использования платформ;
■ технологии распознавания поведенческих аномалий (анализ эвристики пользователей в цифровой среде) — анализ активности пользователей;
■ блокировка анонимайзеров и УР^серви-сов: ограничение доступа к анонимайзе-рам и УР^сервисам, используемым в целях обхода мер защиты и сокрытия личности.
Противоправные акции, организованные с использованием информационных технологий, представляют серьезную угрозу общественной безопасности. Использование передовых технологий по вовлечению, координации и мобилизации участников делает их особенно сложными в рамках противодействия традиционными методами обеспечения общественного правопорядка и безопасности, обосновывая формирование централизованной цифровой экосистемы как эффективного решения по обеспечению безопасности общества и государства.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
2. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3.
№ 3/2024
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
8. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
References
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07.01.2020.
2. Decree of the President of the Russian Federation № 646 dated December 5, 2016 «On Approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation».
3. The Concept of Public Safety in the Russian Federation, was approved by the President of the Russian Federation on 11.14.2013 № 2685.
4. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FL dated 06.13.1996
5. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation dated 12.30.2001 № 195-FL.
6. Federal Law «About the police» dated 07.02.2011 № 3-FZ.
7. Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection» dated 07.27.2006 № 149-FL.
8. Federal Law «On Assemblies, Rallies, Demonstrations, Marches and Picketing» dated 06.19.2004 № 54-FL.
Information about the author
Зиборов О. В. — первый заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор
Аветисян К. Р. — доцент кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 05.09.2024; одобрена после рецензирования 07.09.2024; принята к публикации 10.09.2024.
Information about the authors
Ziborov O. V. — First Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor
Avetisyan K.R. — Associate Professor of the Department of Information Security of the educational and Scientific complex of Information Technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Lieutenant Colonel of the police.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 05.09.2024; approved after reviewing 07.09.2024; accepted for publication 1 0.09.2024.
№ 3/2024