Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1053
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное платформы / менеджмент коммуникаций / IT платформы / онлайнобразование / innovative platforms / communications management / IT platforms / online education

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — C В. Кругликов, М В. Ивашкин

В последние два десятилетия наблюдается повышенный интерес к рынку цифровых платформ. В различных исследовательских источниках его описание точно не форматизировано. Обобщённо принято считать, что это виртуальное пространство для коммуникаций, где стороны заключают соглашения и сделки. Появление цифровых платформ позволило снизить материальные и временные затраты на проведение деловых переговоров. В работе раскрыто понятие «платформа»; проанализирован зарубежный опыт применения цифровых платформ в бизнесе и их влияние на общество и экономику. В качестве примера выбрана сфера образования. Появление коронавируса и как следствие введение режима изоляции ускорило процесс перехода в режим онлайн, поставив перед социальным вызовом всю систему образования. Противоречивые мнения экспертов определяют актуальность эффектов от перехода на дистанционное обучение в текущем периоде и на долгосрочную перспективу. Цель статьи – рассмотреть влияние IT решений для различных отраслей экономики и на основании этого оценить развитие цифровых платформ в образования. Исследование тенденций развития цифровых платформ в образовании возможно на основе анализа влияния IT решений на различные отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORMS AS ATOOL FOR THE EVOLUTION OF INFORMATION COMMUNICATIONS

Over the past two decades, there has been an increased interest in the digital platform market. In various research sources, its description is not exactly formatted. It is generally accepted that this is a virtual space for communications, where the parties enter into agreements and deals. The emergence of digital platforms has made it possible to reduce the material and time costs of conducting business negotiations. The work reveals the concept of "platform"; analyzed the foreign experience of using digital platforms in business and their impact on society and the economy. The field of education was chosen as an example. The emergence of the coronavirus and, as a result, the introduction of the isolation regime has accelerated the process of going online, putting the entire education system in front of a social challenge. Contradictory opinions of experts determine the relevance of the effects of the transition to distance learning in the current period and in the long term. The purpose of the article is to consider the impact of IT solutions for various sectors of the economy and, on the basis of this, evaluate the development of digital platforms in education. The study of trends in the development of digital platforms in education is possible based on an analysis of the impact of IT solutions on various sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

3. The national program "Digital Economy of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: [Electronic resource]. URL: (accessed: 06/05/2021). https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 / (accessed: 11/27/2021).

4. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024" (approved By the Government of the Russian Federation 29.09.2018) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_307872 / (accessed: 03.12.2021).

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203 "On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/ 71670570 / (date of address: 03.12.2021).

6. Chernikova A.G. Socio-economic development of the Beloglinsky district MO: assessment and prospects // Economics and entrepreneurship. - 2015. - №6-3 (59-3). - Pp. 1123-1127.

7. Software for evaluating the effectiveness of professional performance of federal government employees in the United States [Electronic resource]. URL: https://www.opm.gov/services-for-agencies/technology-systems/usa-performance (accessed: 05.12.2021).

8. Filipova I.A. The impact of digital technologies on labor: guidelines for labor law: monograph. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2021. - 106 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-227-235

C.B. Кругликов - канд.физ.-мат.н, заведующий кафедрой моделирования управляемых систем, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург; [email protected],

C.V. Kruglikov - Candidate of physical and mathematical sciences, Head of the Department of Simulation of Controlled Systems, Ural Federal University named after thefirst President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg; М.В. Ивашкин -м.н.с. института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург; [email protected], M.V. Ivashkin - junior researcher Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg.

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ DIGITAL PLATFORMS AS ATOOL FOR THE EVOLUTION OF INFORMATION COMMUNICATIONS

Аннотация. В последние два десятилетия наблюдается повышенный интерес к рынку цифровых платформ. В различных исследовательских источниках его описание точно не форматизировано. Обобщённо принято считать, что это виртуальное пространство для коммуникаций, где стороны заключают соглашения и сделки. Появление цифровых платформ позволило снизить материальные и временные затраты на проведение деловых переговоров.

В работе раскрыто понятие «платформа»; проанализирован зарубежный опыт применения цифровых платформ в бизнесе и их влияние на общество и экономику. В качестве примера выбрана сфера образования. Появление коронавируса и как следствие введение режима изоляции ускорило процесс перехода в режим онлайн, поставив перед социальным вызовом всю систему образования. Противоречивые мнения экспертов определяют актуальность эффектов от перехода на дистанционное обучение в текущем периоде и на долгосрочную перспективу.

Цель статьи - рассмотреть влияние IT решений для различных отраслей экономики и на основании этого оценить развитие цифровых платформ в образования. Исследование тенденций развития цифровых платформ в образовании возможно на основе анализа влияния IT решений на различные отрасли экономики.

Abstract. Over the past two decades, there has been an increased interest in the digital platform market. In various research sources, its description is not exactly formatted. It is generally accepted that this is a virtual space for communications, where the parties enter into agreements and deals. The emergence of digital platforms has made it possible to reduce the material and time costs of conducting business negotiations.

The work reveals the concept of "platform"; analyzed the foreign experience of using digital platforms in business and their impact on society and the economy. The field of education was chosen as an example. The emergence of the coronavirus and, as a result, the introduction of the isolation regime has accelerated the process of going online, putting the entire education system in front of a social challenge. Contradictory opinions of experts determine the relevance of the effects of the transition to distance learning in the current period and in the long term.

The purpose of the article is to consider the impact of IT solutions for various sectors of the economy and, on the basis of this, evaluate the development of digital platforms in education. The study of trends in the development of digital platforms in education is possible based on an analysis of the impact of IT solutions on various sectors of the economy.

Ключевые слова: инновационное платформы, менеджмент коммуникаций, IT платформы, онлайн-образование.

Keywords: innovative platforms, communications management, IT platforms, online education.

В данном исследовании понятие цифровая платформа рассматривается как средство реализации деловых информационных коммуникаций, включающих процесс переговоров для заключения соглашения, выгодному для всех участников.

Процесс деловых информационных коммуникаций рассматривается на основе модели Ван-де-Вена [1].

В ней описываются стадии заключения сделок в виде циклически повторяющихся процессов: переговоры, обязательства, исполнение (таблица 1), каждый из которых сопровождается рисками.

Таблица 1 - Основные этапы коммуникации

Стадия Этап

Переговоры - обмен ожиданий сторон - определение их мотивации к ведению совместной деятельности - обсуждение возможных инвестиций

Обязательства - заключение в устной форме правил и обязательств по сотрудничеству - соглашение о намерениях (обязательствах, правилах сотрудничества) заключить договор

Исполнение - стороны дают указания сотрудникам - закупка оборудования - заключение договора

Ван-де-Вен считает переговоры эффективными, если стороны договариваются о взаимном сотрудничестве и по окончании переговоров заключают договоры. С появлением Интернета деловые переговоры существенно упрощаются и реализуются в цифровых платформах, которые выступают в качестве деловых посредников между заказчиком и исполнителем. Подобному процессу допустимо дать определение «цифровая коммуникация».

Cуществует множество определений цифровых коммуникаций. Одно из них приводится в статье [16]. В ней автор описывает основные тренды их развития в 2021 году, к которым относит: мобильные цифровые платформы, интерактивное общение в режиме реального времени, искусственный интеллект, цифровые деньги, голосовое взаимодействие и гибридные технологии, основанные на этих трендах.

Другие определения можно встретить в статьях [17, 18]. В [17] цифровая коммуникация представлена более обобщённо при этом выделяются черты, отличающие цифровую коммуникацию от обычной коммуникации, к которым относится: производство и приём сообщений посредством электронных устройств, цифровое кодирование, обмен сообщениями через компьютерные сети. В работе [18] приводится частный случай использования данного термина, а именно «средство коммуникации посредством Интернета». В дополнении к выше излагаемому использование этого термина встречается в работах [19, 20].

В данном исследовании цифровая коммуникация классифицируется по сферам деятельности (напр. образование, наука, автоперевозки и т.п.), а также с двух противоположных позиций: формальной и неформальной (рисунок 1).

Рисунок 1 - Примеры приложений, обеспечивающих цифровую коммуникацию с формальной и неформальной позиции

По аналогии с деловыми коммуникациями к формальным признакам цифровой коммуникации можно отнести прямое участие посредника [21, 22] в диалоге между сторонами переговоров (в качестве примера можно привести такие цифровые платформы как Profi.Ru, ДомКлик, приложения Яндекса, СберБанка и др.). В неформальной позиции требуется минимальное участие владельца цифровой платформы в процессе взаимодействия (например, социальные сети, мессенджеры).

В работе формируется понятийный аппарат на основе российских и зарубежных источников, направленных на изучение феномена о цифровых платформах и их использование на примере сферы образования в Российской федерации. По результатам исследования приведена модель цифровой платформы, допускающая сравнение с моделью существующей образовательной платформы. В качестве примера выбрана платформа «Гиперметод» на базе Уральского Федерального университета.

Модель образовательной платформы представлена в терминах мультиагентного подхода, которые представлены в работах [2, 23, 24, 25] и диаграмм UML, описанных в работах [26, 24].

В обзоре [3] научных публикаций выделено порядка 435 релевантных источников за период 20002019 гг., использующих термин «цифровая платформа». Общую практическую направленность реализации цифровых платформ хорошо иллюстрирует количественный рост стартапов Италии с 544 до 8362 проектов за 2013-2019гг. [4]. При этом требуется уточнение ряда взаимосвязанных понятий, таких как цифровая платформа, экосистема и модель.

Принятое в работе [5] определение цифровых платформ различается двух с позиций: двусторонней и многосторонней коммуникации (таблица 2).

Таблица 2 - Примеры реализации цифровых платформ

Позиция Пример

Двусторонняя, соединяющая два рынка Lamoda (соединяет производителей одежды с покупателями)

Многосторонняя, соединяющая несколько рынков Uber (услуги такси и услуги доставки еды) Booking.com (соединяет путешественников с отелями в интересах путешественников) Skyscanner (соединяет путешествинников с авиакомпаниями, продажа статистики сторонним организациям)

Как видно из таблицы двусторонняя платформа ограничивается непосредственно одним приложением, выполняющим посреднические функции между двумя участниками: заказчиком и исполнителем.

Многосторонняя позиция требует создания нескольких платформ, образующих экосистему.

Экосистема цифровых платформ представляет собой группу взаимосвязанных цифровых приложений, которые создают общую для участников ценность и имеют одного владельца (Lusich, Nambisan, 2015). Роль экосистемы рассматривается с учетом трёх основных компонент: экономическая, технологическая и социально-технологическая. Для экономической компоненты особо выделяется задача балансирования спроса и предложения. Платформа нуждается в заказчиках и исполнителях в равной степени. Как правило с позиции владельца платформы экономическая ценность выражается в виде комиссии от сделки после заключения договорённостей между заказчиками и исполнителями. Поэтому возможна прямая зависимость между заключёнными договорами и прибылью, которую получает владелец экосистемы платформы.

Технологическая компонента представлена в виде дополнительных приложений, разрабатываемых сторонними разработчиками, которые интегрируются с цифровой платформой и расширяют возможности её применения. Зачастую для этой цели по заказу владельца платформы разрабатывается специализированный программный интерфейс (или API) [6]. Через него разработчикам цифровых приложений предоставляются ограниченные права пользования данными платформы. В качестве данных могут выступать сведения, которые содержит платформа к примеру, личные данные пользователей, географические данные городов, статистика пользованием приложения и т.п. Классическим примером реализации этого сценария служит AppStore. На сайте компании Apple указывается, что их API может использоваться для тестирования сторонних приложений до запуска на платформу, управления рабочими процессами, настройки уровня доступа для пользователей, создания новых версий приложений, составления отчёта по продажам, производительности приложения и т.п.

Социально-техническая компонента цифровой экосистемы платформы рассматривается с точки зрения управленческих функций и администрирования. Например, возможность владельцем платформы ограничивать доступ к платформе с определённых устройств и/или территории. В работе [6] это называется балансированием прав владельца платформы с его автономностью. На сегодняшний день в Российской Федерации представлен ряд компаний, продвигающих идеологию цифровых платформ, совокупность которых образует экосистему. Показательные примеры экосистем можно считать Сбербанк, Яндекс, Mail.ru. В таблице 3 представлены компании и наиболее известные продукты, которые они либо купили, либо сами разработали.

Таблица 3 - Описание цифровых платформ, как продукта в составе экосистем российских компаний

Цифровая платформа | Описание

Экосистема компании ЯндексGroup

Музыка Объединяет музыкантов и слушателей через приложение, которое управляется API

Доставка Яндекс Go Объединяет отправителя и получателя через приложение, которое управляется API

Яндекс Еда Объеденяет рестораны и потребителей через приложение, которое управляется API

Яндекс Такси Таксисты и попутчики через приложение, которое управляется API

Яндекс Деньги Объединяет плательщика и получателя платежа через приложение, которое управляется API

Яндекс. Работа Объединяет работодателя и соискателя через приложение, которое управляется API

Экосистема компании Сбербанк

СберЛогистика Отправка посылок через приложение, которое управляется API

СберМаркет Доставка продуктов питания через приложение, которое управляется API

SberFood Объединения рестораторов с гостями (бронь счёта, бронь столика, предзаказ еды и напитков) через приложение, которое управляется API

Rabota.ru Объединяет работодателя и соискателя через приложение, которое управляется API

gazeta.ru Объединение читателей и журналистов зрителей и правообладателей фильмов через приложение, которое управляется API

кинотеатр Okko Объединение зрителей и правообладателей фильмов через приложение

Экосистема компании Mail.ru Group

Одноклассники Социальная сеть через приложение, которое управляется API

Вконтакте Социальная сеть через приложение, которое управляется API

Delivery Club Служба доставки еды через приложение, которое управляется API

Юла Объявления через приложение, которое управляется API

Vk Pay Платёжный сервис через приложение, которое управляется API

Будущее цифровых платформ. Цифровые платформы не достигли пикового роста. В работе [7] авторами приводятся вероятные прогнозы их развития. Всего было разработано 28 вариантов по оценкам автора различного уровня есть наиболее реальные и наименее реальные (таблица 4).

Таблица 4 - Будущие сценарии цифровых платформ

№ п/п Модель Описание

1 «Corporate Connectors» (Корпоративные объединения) Наиболее реалистичная модель. Возрастающая доля частных фирм, применяющих цифровые платформы для нужд бизнеса

2 «DIY Democracy» (Сделай сам демократию) Объединение граждан определённой территории для создания цифровой платформы, решающих социальные задачи

3 «SingaStoore.com» Подчёркивается важность экономического развития и частного бизнеса в ущерб социальной сплоченности

4 «Ad Hoc Governance» (Нацеленное управление) Быстрая цифровизация является приоритетом государства. Развитие цифровых платформ без использования государственного бюджета. Непоследовательность развития

5 «Robot Replacement» («Роботизация») Низкая мобильность талантов, медленная технологическая эволюция. Вытеснение человеческого труда с рынка. Результат: защита государства, жёсткий пограничный контроль, надвигающаяся угроза социальных потрясений

Будущее рынка цифровых платформ в сфере образования. Определяется, что образование является основным инструментом развития общества. Цифровизации образования посвящено много работ как в мировом, так и в Российском исследовательском сегменте. При этом по материалам работы [4] доля инновационных проектов в сфере образования равняется 3,3 % (на уровне статистической погрешности) от общего числа стартапов.

За рубежом наибольшая доля приходится на экосистему Pearson [27]. Она выступает в роли владельца платформы. Компания является лидером в области анализа больших данных и разрабатывает цифровые приложения и устройства. Компания нацелена создать рынок образовательных цифровых ресурсов, где ключевая роль в организации отводится цифровым приложениям.

Приложения, разрабатываемые компанией, могут применяться для управления университетом, персоналом и студентами. Экосистема позволяет анализировать эффективность всей работы образовательных учреждений.

По оценкам компании электронный образовательный бизнес становится более устойчивой рыночной сферой, которая ей рассматривается с трёх позиций: экономической, социально-экономической, технологической [8]. С такой же оценкой экосистема цифровых платформ была описана в [6] На сегодняшний день платформой этой компании пользуются 58 стран. Россия в данном списке не представлена.

Влияние COVID-19 на рынок образования. Существующая эпидемиологическая ситуация коренным образом повлияла на рынок образования. Сегодня большинство Вузов мира перешли на дистанционную модель обучения. В связи с этим компанией Pearson проведён масштабный опрос на тему как изменился рынок образования до пандемии и после [9]. Опрос проводился в 7 разных странах, в которых участвовало 14000 человек между 16 и 70 годами. Некоторые результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты после пандемии (опрос проведён компанией Person)

№ Условие Показатель (%)

1 Онлайн-обучение - это двигатель университетов 88

2 Система образования провела хорошую работу по адаптации в период пандемии 66

3 Люди видят потенциал в онлайн обучении для достижения успеха в образовании 78

4 Колледж и университет стали доступней для среднестатистического человека 36

Образование в России. Сегодня в России большинство учёных уделяют достаточное внимание цифровым платформам в образовании, приводя в пример государственные программы. Сравнительно мало рассматривают технологическое и социально-экономическое влияние цифровых платформ на общество. Примеры таких исследований представлены в источниках [13, 14]. Как на Западе, так и в России рынок образовательных услуг постепенно переходит в сферу онлайн-технологий. Так, аналитики Яндекс.Кассы и Нетологии согласно данным о платежах россиян за 2017 и 2018 годы каждый год подтверждают рост онлайн-образования в среднем на 60 % в год [10]. Часто в Российской Федерации дистанционное и онлайн образование связано с применением электронно-образовательных технологий, которые описываются в следующих законодательных актах: ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ-152 «О персональных данных» и другие [11].

Интерес к онлайн образованию также подтверждаются количеством поисковых запросов согласно GoogleTrends и Яндекс WordStat (рисунок 2, рисунок 3). По рисунку Яндекс Wordstat видно увеличение запросов до 36000 в год, а прогноз Google Trends показывает увеличение популярности отрасли цифровых платформ в образовании до максимальных значений по сравнению с предыдущим периодом.

Как известно, дистанционное образование должно быть поддержано цифровыми платформами, с помощью которых осуществляется взаимодействие со студентами. В Уральском Федеральном университете, например, таких сервисов два - Гиперметод и Moodle.

Рисунок 2 - Рейтинг к онлайн-образованию по версии Яндекс WordStat

Рисунок 3 - Рейтинг к онлайн-образованию по версии Google Trends Далее (таблица 6) приведены сравнения этих сервисов по различным критериям. Таблица 6 - Сравнительный анализ цифровой платформы Гиперметод и Moodle

Качественные характеристики Гиперметод Moodle

Код Закрытый Открытый

Технология eLearning Server 4G OpenSourse Software

Масштабируемость + +

Поддержка стандартов обучения + +

Обширный арсенал инструментов + +

Настройка параметров курса (календари обучения) + +

Геймификация + -

Использование учебных материалов + +

Фиксация результатов (сбор обратной связи, выдача номерных сертификатов) + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальный объём загружаемых файлов 50 МБ 10МБ

Применение цифровых платформ в России оказывает и негативный эффект. В работе [12] на примере республики Башкирия говорилось о цифровом неравенстве между студентами города и области. В исследовании проведён комплексный опрос студентов Башкирского государственного аграрного университета, в котором определяется их уровень цифровой компетенции и владение компьютерной грамотностью. Результаты показали, что подавляющее количество респондентов имело средние навыки владения компьютерной грамотностью по исследуемым показателям. Есть основания предполагать, что результаты данного опроса могут быть сопоставимы в других регионах РФ, за исключением г. Санкт-Петербург, г. Москва и г. Казань.

Социальное неравенство влияет не только на качество получаемых знаний, но и на ИТ инфраструктуру образовательных учреждений в регионах. Особенно остро это отразилось в период пандемии. Данный тезис подтверждается фондом «Общественное мнение», которое опросило 1000 респондентов в возрасте 18 лет и старше. По результатам исследования подавляющее большинство (73 %) ожидает ухудшения качества образования в вузах в ближайшем будущем.

Для моделирования цифровой платформы использовался мультиагентный подход. Ключевая задача применения мультиагентного подхода заключается в описании взаимодействии агентов в рамках цифровой платформы. Здесь она выступает в роли автономного агента, с которым напрямую взаимодействует пользователь. Ему разработчиками и владельцем цифровой платформы предоставляется возможность реализации полного спектра функциональной возможности агента.

Под термином агент понимается автономная, саморегулирующаяся система, имеющая целенаправленное поведение в динамически развивающейся среде. В работе [15] описаны требования, подходы и методы, которыми должен обладать агент. К требованиям относятся: автономность, чувствительность (восприятие внешней среды через сенсоры), активность (прогнозирование ситуации и умение брать инициативу на себя), социальность (взаимодействие с другими агентами и людьми); к подходам: реализация единственного автономного агента, разработка мультиагентной модели.

Существуют различные методологии проектирования мультиагентных систем. Самые известные разделаются на четыре класса: (1) базирующиеся на методах объектно-ориентированного программирования

(далее ООП), (2) использующие традиционные методы инженерии знаний (визуализация процессов, наблюдение, исследование научной информации), (3) основанные на организационно-ориентированных представлениях, (4) комбинация ООП, инженерии знаний, организационно-ориентированных представлений.

В данной работе в качестве методологии выбрано описание автономного агента, с помощью унифицированного языка моделирования UML, реализованной в программе IBM Rational Rose.

UML (Unified Modeling Language) - унифицированный язык, используемый для визуализации, спецификации, конструирования и документирования программных систем. В работе [19] предложена реализация мультиагентной системы посредством UML. При этом выделены характеристики системы, структура агентов и целей, а также поведение агентов и их спецификации. Данная задача решается с помощью диаграммы вариантов использования (USE-CASE) для функционального описания процессов, диаграммы деятельности (Activity diagram) для идентификации агентов, определения их зоны ответственности и спецификации задач каждого агента, диаграмма классов (class diagram) для описания архитектур агентов, диаграмма последовательности (sequence diagram) для описания протоколов взаимодействия.

Моделирование диаграмм позволяет описывать сценарии взаимодействия внутри платформы. Они представляются с точки зрения двух позиций: владельца платформы и её участников в лице заказчика и исполнителя, о которых было сказано выше. Для визуализации подобного сценария служит диаграмма USE CASE, на основе которой строится общая модель цифровой коммуникации на платформе. Она сравнивается с моделью цифровой платформы в сфере образования. Для примера взята платформа «Гиперметод», в которой происходит взаимодействие между студентами и преподавателями.

Наглядная демонстрация модели цифровой коммуникации на платформе обеспечивает описание в виде диаграмм UML сценариев функционирования автономного агента.

Первая диаграмма в нотации вариантов использования (USE-CASE) определяет функциональные компоненты сценария (рисунок 4) и основных участников этого сценария. Определяется как происходит коммуникация агентов с точки зрения общего сценария взаимодействия в цифровой платформе.

Все процессы пронумерованы и выполняются строго в заданной последовательности. Разработанная модель рассматривает взаимодействие владельца продукта, разработчика сервиса и потребителя сервиса при помощи API. В API содержатся правила, по которым владелец платформы доверяет её функции стороннему разработчику. Можно допустить, что владелец продукта также является разработчиком сервисов. Тогда необходимо выделить основные и вспомогательные элементы цифровой платформы

К основным относятся такие агенты как: владелец продукта, API, потребитель сервиса в лице заказчика и исполнителя, а также приложения, которые используются на платформе потребителями. Наиболее важные процессы включают разработку API, формирование и проверку требований API для сторонних разработчиков, создание приложений на платформе и предоставление их конечным пользователям (потребителям).

Диаграмма активностей (Activity Diagram) применяется для определения зоны ответственности агентов и идентификации их задач в рамках цифровой платформы. Таким образом можно на основе рисунка 4 сделан общий сценарий с помощью Activity Diagram (рисунок 5).

На рисунке можно видеть разграничение задач, выполняемых каждым агентом и наличие условных операторов (на диаграмме обозначаются в виде ромба), расширяющий список требований, выполняемых для цифровой коммуникации на платформе.

На основе полученной диаграммы сделано её сравнение с моделью цифровой платформы «Гиперметод». Сравнение моделей проводилось с помощью диаграммы USE CASE (рисунок 5) и Activity Diagram (рисунок 4).

По данным диаграммы можно сделать таблицу ответственности агентов внутри цифровой платформы (таблица 7).

Рисунок 4 - Общий сценарий цифровой платформы (диаграмма USE-CASE)

Рисунок 5 - Общий сценарий цифровой платформы (диаграмма Activity Diagram) Таблица 7 - Агенты и их зона ответственности

Агент Действия агента

Владелец платформы Сбор, доработка и применение и проверка требований Управление платформой Разработка API Проверка и тестирование требований к API

API Предоставление доступа разработчику сервиса

Разработчик сервиса На основе разрешённых действий API получает данные цифровой платформы и создаёт приложение для потребителя

Приложение Предоставляет доступ потребителям сервиса к функционалу платформы

Потребители сервиса Загрузка приложения на электронный носитель и его использование в своих целях

Здесь следует обратить внимание на модель взаимодействия в «Гиперметоде». Сценарий состоит из 4 этапов. За разработку системы «e-learning server» отвечает компания «Hypermethod», она же является владельцем продукта. Компания предоставляет через портал УРФУ сервисы, которые отвечают за разработку онлайн-курсов для студентов.

По полученному рисунку можно выделить сходство общего сценария цифровой коммуникации со сценарием коммуникации на образовательной платформе Гиперметод при помощи диаграммы вариантов использования (USE-CASE Diagram) (рисунок 7) и диаграммы действий (Activity Diagram) (рисунок 6). В диаграмме USE-CASE цветом выделяются сходства обоих сценариев (агенты - чёрный цвет, действия (или овалы) - красный цвет, связи - жёлтый цвет).

Рисунок 6 - Сравнение общего сценария цифровой платформы: (а) с сценарием работы платформы Гиперметод; (б) (Activity Diagram)

Рисунок 7 - Сравнение общего сценария информационной платформы: (а) с сценарием работы платформы Гиперметод; (б) (USE-CASE Diagram)

Аналогично выделяются общие сходства в Activity Diagram (агенты - красный цвет, действия - жёлтый цвет). Данные сходства приведены в таблице 8 на примере диаграммы USE-CASE.

Таблица 8 - Сходства платформы Урфу «Гиперметод» с общим сценарием взаимодействия по диаграмме USE-CASE

№ Совпадение с общим сценарием Пример

1 Наличие владельца платформы (A) Владелец платформы: (e-leaming server» (A))

2 Наличие двух и более участников (H, J) Участники: УрФУ (E), Студент (J), Преподаватель (I)

3 Наличие API (C) УрФУ предоставляет API (C) для подключения к сервису e-learning server

4 Возможность дополнения платформы приложениями (F) Создание курса, оценка работы студента, создание интерактивных презентаций и т.п.^)

5 Возможность создания приложения через API УрФУ предоставляет через API возможность создания функционала приложения

В ходе исследования продемонстрирована связь деловых коммуникаций с цифровыми платформами. Показан рост интереса к рынку платформ как с позиции исследователей, так и с позиции бизнеса. В работе раскрыт понятийный аппарат и сделан краткий обзор существующих цифровых платформ с позиции зарубежного и российского опыта.

На примере сферы онлайн-образования смоделированы в программе Rational Rose UML модели, представленные в двух диаграммах: диаграмме активности (Activity Diagram) и диаграмме вариантов использования (USE-CASE Diagram), описывающие сценарий цифровой коммуникации преподавателей со студентами. В качестве примера цифровой платформы рассматривалась платформа «Гиперметод», реализованная на базе Уральского Федерального Университета.

Следует отметить, что развитие цифровых платформ в ближайшей и долгосрочной перспективе может оказывать влияние не только на технологический потенциал, но и на политическое, экономическое и социальное развитие государства.

Источники:

1. Ring, P. S. and Van de Ven, A. H. 1994. Developmental Processes of Cooperative Interorganizational Relationships. Academy of Management Review (19:1), pp. 90-118.

2. Городецкий В.И., Бухвалов О.Л., Скобелев П. О., Майоров И. В. 2017. «Современное состояние и перспективы индустриальных применений многоагентных систем». Управление техническими системами и технологическими процессами. С. 94-157.

3. Wagner, Gerit & Prester, Julian. 2019. Information Systems Research on Digital Platforms for Knowledge Work: A Scoping Review.

4. Ruggieri, Roberto & Savastano, Marco & Scalingi, Alessandra & Bala, Dorina & D'Ascenzo, Fabrizio. 2018. The impact of Digital Platforms on Business Models: An empirical investigation on innovative start-ups. Management & Marketing. 13. 1210-1225. 10.2478/mmcks-2018-0032.

5. Trabucchi D, Buganza T. 2019 Fostering digital platform innovation: From two to multi-sided platforms. Creat Innov Manag.

6. Hein, Andreas & Schreieck, Maximilian & Riasanow, Tobias & Soto Setzke, David & Wiesche, Manuel & Böhm, Markus & Krcmar, Helmut. 2019. Digital platform ecosystems. Electronic Markets. In press. 1-12. 10.1007/s12525-019-00377-4.

7. Kitsing M., Vallistu J. 2021 Future of Governance for Digital Platform Ecosystems. In: Yang XS., Sherratt S., Dey N., Joshi A. (eds) Proceedings of Fifth International Congress on Information and Communication Technology. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 1184. Springer, Singapore.

8. Williamson, Ben. 2020. Making markets through digital platforms: Pearson, edu-business, and the (e)valuation of higher education. Critical Studies in Education. 1-17. 10.1080/17508487.2020.1737556.

9. «The global learner survey» Август 2020 [электронный ресурс] URL: https://plc.pearson.com/sites/pearson-corp/files/pearson/future-of-learning/global-learner-survey/2021/climat:e/GLS-2021-0ne-Pager-Climat:e.pdf

10. Рынок онлайн-образования ежегодно растёт на 60%: на какие онлайн-курсы и тренинги люди тратят больше всего денег. [электронный ресурс] URL: https://www.cossa.ru/news/244246/

11. В чем разница между дистанционным и онлайн-обучением. [электронный ресурс] URL: https://uprav.ru/blog/v-chem-raznitsa-mezhdu-distantsionnym-i-onlaynobucheniem/?utm_source=email_ content&utm_medium=email&utm_campaign=2020-04-10_digest_43

12. Шамсутдинова Т. М. Роль и место образования в преодолении цифрового неравенства (по материалам Республик Башкортостан) // Регионология. 2019. Т. 27, № 2. С. 330-353. URL:https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.330-353

13. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii

14. Минков В. И. Цели высшего образования в эпоху «цифровой экономики» // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №9 (22). С. 189-193. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/minkov

15. Люгер Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. - М: Издательский дом «Виль-ямс», 2003.

16. J.V. Glabeek The 2021 Digital Communication Trends That Will Boost Your Business [электронный ресурс]. URL: https://martech.zone/digital-communication-trends/

17. Бердникова Е.А. Роль цифровой коммуникации в современном мире. Colloquim-journal 2019. с. 52-53.

18. Michael Beißwenger Sprache und Medien: Digitale Kommunikation. [Электронный ресурс] URL: http://www.michaelbeisswenger.de/pub/beisswenger_digikomm_preview.pdf

19. Darling-Wolf F. Routledge Handbook of Japanese Media. New York : Rutledge, 2018. 452 p.

20. Steinberg M. The Platform Economy: How Japan Transformed the Consumer Internet. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2019. 304 p.

21. D. Verma, A. B. and N. Pande. Online Dispute Resolution [электронный ресурс] URL: https://www.intechopen.com/chapters /61440

22. Shah, Dhavan. (2016). Conversation is the soul of democracy: Expression effects, communication mediation, and digital media. Communication and the Public. 1. 12-18. 10.1177/2057047316628310.

23. Улыбин Андрей Владимирович, Арзамасцев Александр Анатольевич Мультиагентный подход в имитационном моделировании // Вестник российских университетов. Математика. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multiagentnyy-podhod-v-imitatsionnom-modelirovanii

24. Ландсберг С. Е., Хованских А. А. Некоторые аспекты проектирования мультиагентных систем с использованием языка UML // Вестник ВГТУ. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-proektirovaniya-multiagentnyh-sistem-s-ispolzovaniem-yazyka-uml

25. Ferber, J.A meta-model for the analysis and design of organisations in multi-agent systems / J. Ferber, O. Gutknecht // In Proceeding of the 3rd International Conference on Multiagent Systems (ICMAS 98). - IEEE CS Press, 1998.

26. J. Mylopoulos, M. Kolp, and J. Castro. UML for agent-oriented software development: The Tropos proposal. In Proc. of the 4th Int. Conf. on the Unified Modeling Language UML'01, Toronto, Canada, 2001.

27. Цифровая платформа Pearson [электронный ресурс]. URL: https://www.pearson.com/ References:

1. Ring, P. S. and Van de Ven, A. H. 1994. Developmental Processes of Cooperative Interorganizational Relationships. Academy of Management Review (19:1), pp. 90-118.

2. Gorodetsky V. I., Bukhvalov O. L., Skobelev P. O., Mayorov I. V. 2017. "Current state and prospects of industrial applications of multi-agent systems." Management of technical systems and technological processes. pp. 94-157.

3. Wagner, Gerit & Prester, Julian. 2019. Information Systems Research on Digital Platforms for Knowledge Work: A Scoping Review.

4. Ruggieri, Roberto & Savastano, Marco & Scalingi, Alessandra & Bala, Dorina & D'Ascenzo, Fabrizio. 2018. The impact of Digital Platforms on Business Models: An empirical investigation on innovative start-ups. Management & Marketing. 13. 1210-1225. 10.2478/mmcks-2018-0032.

5. Trabucchi D, Buganza T. 2019 Fostering digital platform innovation: From two to multi-sided platforms. Creat Innov Manag.

6. Hein, Andreas & Schreieck, Maximilian & Riasanow, Tobias & Soto Setzke, David & Wiesche, Manuel & Böhm, Markus & Krcmar, Helmut. 2019. Digital platform ecosystems. Electronic Markets. In press. 1-12. 10.1007/s12525-019-00377-4.

7. Kitsing M., Vallistu J. 2021 Future of Governance for Digital Platform Ecosystems. In: Yang XS., Sherratt S., Dey N., Joshi A. (eds) Proceedings of Fifth International Congress on Information and Communication Technology. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 1184. Springer, Singapore.

8. Williamson, Ben. 2020. Making markets through digital platforms: Pearson, edu-business, and the (e)valuation of higher education. Critical Studies in Education. 1-17. 10.1080/17508487.2020.1737556.

9. «The global learner survey» Август 2020 [electronic resource] URL: https://plc.pearson.com/sites/pearson-corp/files/pearson/future-of-learning/global-learner-survey/2021/climate/GLS-2021-One-Pager-Climate.pdf

10. The online education market is growing by 60% annually: on which online courses and trainings people spend the most money. [electronic resource] URL: https://www.cossa.ru/news/244246/

11. What is the difference between distance and online learning? [electronic resource] https://uprav.ru/blog/v-chem-raznitsa-mezhdu-distantsionnym-i-onlaynobucheniem/?utm_source=email_content&utm_medium=email&utm_campaign=2020-04-10_digest_43

12. Shamsutdinova TM The role and place of education in overcoming digital inequality (based on the materials of the Republics of Bashkortostan) // Regionology. 2019.Vol. 27, No. 2. P. 330-353. URL: https: //doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.330-353 (date of treatment 11/14/2020).

13. Kozlova N. Sh. Digital technologies in education // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (date of treatment: 12/11/2020).

14. Minkov V. I. The goals of higher education in the era of "digital economy" // Bulletin of Science and Practice. Electron. zhurn. 2017. No. 9 (22). S. 189-193. Access mode: http://www.bulletennauki.com/minkov

15. Luger D.F. Artificial Intelligence: Strategies and Methods for Solving Complex Problems. - M: Williams Publishing House, 2003.

16. J.V. Glabeek The 2021 Digital Communication Trends That Will Boost Your Business [electronic resource]. URL: https://martech.zone/digital-communication-trends/

17. Berdnikova E.A. The role of digital communication in the modern world. COLLOQUIM-JOURNAL 2019. p. 52-53

18. Michael Beißwenger Sprache und Medien: Digitale Kommunikation. [electronic resource] URLhttp://www.michaelbeisswenger. de/pub/beisswenger_digikomm_preview.pdf

19. Darling-Wolf F. Routledge Handbook of Japanese Media. New York : Rutledge, 2018. 452 p.

20. Steinberg M. The Platform Economy: How Japan Transformed the Consumer Internet. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2019. 304 p.

21. D. Verma, A. B. and N. Pande. Online Dispute Resolution [электронный ресурс] URL: https://www.intechopen. com/chapters/61440

22. Shah, Dhavan. (2016). Conversation is the soul of democracy: Expression effects, communication mediation, and digital media. Communication and the Public. 1. 12-18. 10.1177/2057047316628310.

23. Ulybin Andrey Vladimirovich, Arzamastsev Alexander Anatolyevich Multiagent approach in simulation // Bulletin of Russian universities. Maths. 2010. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multiagentnyy-podhod-v-imitatsionnom-modelirovanii

24. Landsberg S.E., Khovanskikh A.A. Some aspects of designing multi-agent systems using the UML language // Vestnik VSTU. 2012. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-proektirovaniya-multiagentnyh-sistem-s-ispolzovaniem-yazyka-uml

25. Ferber, J.A meta-model for the analysis and design of organisations in multi-agent systems / J. Ferber, O. Gutknecht // In Proceeding of the 3rd International Conference on Multiagent Systems (ICMAS 98). - IEEE CS Press, 1998.

26. J. Mylopoulos, M. Kolp, and J. Castro. UML for agent-oriented software development: The Tropos proposal. In Proc. of the 4th Int. Conf. on the Unified Modeling Language UML'01, Toronto, Canada, 2001.

27. Pearson digital platform [electronic resource]. URL: https://www.pearson.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.