Научная статья на тему 'Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования информационнокоммуникационной компетентности студентов'

Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования информационнокоммуникационной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулов А. А., Князев К. А.

В обзоре проанализированы возможности применения электронных средств обучения (CD и DVD, Интернет, стандартные и специализированные компьютерные программы) к конкретным биологическим дисциплинам вузовского учебного плана, что позволяет непосредственно использовать предлагаемые материалы в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital educational resources as means of formation of informatively-communication competence of students

Complex description of electronic means of training (CD and DVD, Internet, standard and specialized computer programs) is presented in this review, opportunity of their inclusion is shown them in a university education system of biological disciplines. The basic result of use of computer means of training to raise the informationcommunicative competence of teachers and students and on this basis to create the various forms of practical activities.

Текст научной работы на тему «Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования информационнокоммуникационной компетентности студентов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008 Биология Вып. 9(25)

Технологии в образовании

УДК 004.94

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

А. А Акулова, К. А. Князевь

а Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 ь Гимназия «Ювента», 614056, Пермь, ул. Целинная, 29

В обзоре проанализированы возможности применения электронных средств обучения (CD и DVD, Интернет, стандартные и специализированные компьютерные программы) к конкретным биологическим дисциплинам вузовского учебного плана, что позволяет непосредственно использовать предлагаемые материалы в учебном процессе.

Важной современной целью вузовского образования является развитие информационнокоммуникационной компетентности студентов. Широкое использование в учебном процессе информационных технологий является эффективным средством повышения качества высшего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда (Заславская, 2005).

Исходный уровень информационно-коммуникационной компетентности пользователей данных материалов - базовая компьютерная подготовка (умение работать в операционной системе Windows, текстовых редакторах, электронных таблицах, компьютерных сетях).

Компьютерные средства обучения можно эффективно использовать для проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Фитоценология», которая изучается студентами при специализации на кафедре ботаники и генетики растений. Особенность данной дисциплины заключается в необходимости широкого использования для ее изучения изобразительных средств наглядности, которые обычно предлагаются в виде таблиц не всегда должного качества. Современные электронные носители информации позволяют значительно повысить наглядность изучаемого материала, организовать разнообразные практические работы, использовать новые формы аттестации (самостоятельная разработка студентами мультимедийных презентаций, анимационных моделей).

Разнообразны образовательные ресурсы на CD и DVD-носителях (Информационно-коммуникативные технологии..., 2006). Электронный атлас-определитель ЭкоГид («Ассоциация «Экосистема», www.ecosystema.ru) содержит комплект ил-

люстрированных определителей объектов природы средней полосы России. В состав компакт-диска входят атласы-определители:

• деревьев и кустарников в осенне-зимний период;

• насекомых-вредителей лесных древесных пород;

• деревянистых растений в весенне-летний период (по листьям, цветкам и плодам);

• травянистых растений по цветкам.

Материалы атласа можно использовать в качестве средства наглядности на лекционных занятиях и для организации самостоятельной работы студентов (установление видовой принадлежности конкретного растения, подготовка тематических мультимедийных презентаций на основе информации электронного определителя).

Учебные видеофильмы серии «Комплексные исследования экосистем» (Московский полевой учебный центр «Экосистема», bogolecos@mtu-net.ru) могут продуктивно использоваться при проведении лекционных и практических занятий. Тематические видеоролики («Изучение флоры и растительности местности», «Вертикальная структура лесных фитоценозов», «Оценка экологического состояния лугов» и другие) содержат ценный учебный материал, который можно включить в лекции, использовать для организации внеаудиторной работы студентов. На их основе можно подготовить план описания вертикальной структуры соснового леса для изучения состояния растительности городского парка «Черняевский лес», составить графическую характеристику леса на основе Microsoft Excel, выделив в виде гистограмм отдельные ярусы.

© А. А Акулов, К. А. Князев, 2008

«Природа России» (ЗАО «Новый диск») - разноплановый мультимедийный продукт, позволяющий организовать виртуальные экскурсии в различные экосистемы, определять видовую принадлежность биологических объектов, знакомиться с расширенной их характеристикой.

С помощью этих мультимедийных материалов можно организовать самостоятельную работу студентов по описанию видовой специфики растений елового леса, подготовке мультимедийных презентаций по теме «Таежная экосистема».

CD Остров «Вишерский» (2004) - видеофильм, рассказывающий о Вишерском заповеднике, его животном и растительном мире, работе людей, охраняющих природу горного Урала. Видеоматериалы позволяют совершить увлекательное путешествие по заповедному острову, увидеть в естественной среде многие виды животных и растений уральских гор и лесов. На основе видеофрагментов о стадиях развития травянистой растительности в тайге можно составить таблицу фенологических фаз развития таежных растений в MS Excel.

Интернет-сайты являются богатым источником электронной информации, которая может эффективно использоваться при изучении конкретных биологических дисциплин.

http://www. bio. unn.ru/direct/5.html - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Биологический факультет. Научноисследовательские и проектные работы;

http://rspu.edu.ru/university/faculties/estest/zoologia /botanica.htm - программа по дисциплине «Ботаника с основами фитоценологии»;

http://geobotany.narod.ru/structure 1-5.htm - методики геоботанических исследований;

http://biogeographers. dvo.ru/litmain.htm - списки литературы по ботанике;

http://oaks.forest.ru - сайт посвящен европейским широколиственным лесам;

http: //server30. hypermart. net/priroda - природа родного края; материалы межрегиональной экологической группы: рассказы, статьи, лекции о природе;

http://gateway. dtu.tsu.ru: 8101/pheno - фенология и методика фенологических наблюдений. Литература по фенологии.

На основе информации Интернет-сайтов можно организовать следующую самостоятельную работу студентов.

• Найдите во внеаудиторное время на сайте http://geobotany.narod.ru/structure 1 -5.htm описание методики геоботанического обследования луговой растительности и составьте план такого обследования в MS Word.

• Подготовьте мультимедийную презентацию по методике фенологических исследований на основе материалов сайта http://gateway.dtu.tsu.ru: 8101/pheno.

Анимационные модели, созданные в программе Macromedia Flash (CD «Экология»), являются

примером графической визуализации предметного материала, значительно облегчающей его усвоение (рис. 1).________________________________________

■ о - а ае|р~~- *'

Рис. 1. Анимационная модель сукцессии

На основе анимационной модели пирогенной сукцессии можно предложить студентам следующее задание для самостоятельной работы.

• Дайте характеристику динамике продуктивности фитоценозов в ходе пирогенной сукцессии.

• Отразите динамику продуктивности фитоценозов пирогенной сукцессии в таблицах Excel. Презентации в Microsoft PowerPoint - эффективное современное средство повышения качества учебного процесса, которое может использоваться при изучении нового материала и выполнении практических работ, организации самостоятельной учебной деятельности. На основе электронных презентаций можно предложить студентам следующие задания для самостоятельной работы.

• Просмотрите презентацию «Голосеменные растения» (www.schools.perm.ru) и опишите особенности их размножения в виде заметок к слайдам на основе программы Microsoft PowerPoint.

• Составьте текстовое задание на основе данной презентации, используя гиперссылку «Настройки действия».

Разнообразные компьютерные средства обучения можно использовать при проведении лекционных и практических занятий по дисциплине «Декоративное садоводство и цветоводство». Для ее изучения нужны многочисленные натуральные и изобразительные средства наглядности, которые обычно предлагаются в ограниченном виде (коллекция комнатных растений, рисованные таблицы, книжные иллюстрации). Современные электронные носители информации позволяют значительно повысить наглядность изучаемого материала, организовать разнообразные практические работы, использовать новые формы аттестации (самостоятельная разработка студентами мультимедийных презентаций, анимационных моделей).

Приведем краткую характеристику CD и DVD-носителей для этого курса. CD «Энциклопедия комнатных растений» - это одно из наиболее пол-

106

А. А Акулов, К. А. Князев

ных мультимедийных руководств по содержанию и выращиванию комнатных растений. Подробные описания особенностей более 450 растений сопровождаются 917 иллюстрациями и пояснительными схемами. В энциклопедии рассмотрены вопросы пересадки растений, их расположения и размещения, размножения, борьбы с вредителями, болезнями (рис.2).

Рис. 2. CD «Энциклопедия комнатных растений»

CD «Зимний сад» содержит материалы, которые знакомят с историей возникновения зимних садов в Европе и России, рассказывают об их особенностях, оптимальных конструкциях и формах. На диске можно найти ответы на вопросы: какие растения и как лучше разместить в зимнем саду, как придать ему завершенный облик при помощи водоемов и что необходимо для их сооружения.

Материалы CD «Семь критериев отбора» содержат информацию о внешнем виде декоративных растений, их особенностях, условиях для успешного выращивания и размножения, правильном уходе. В качестве задания для самостоятельной работы студентов можно предложить составление в программе MS Word характеристик декоративных растений по критериям: местоположение, полив, подкормка, размножение.

СD-версия журналов «Архидом» и «Элитдом» поможет найти образцы оформления загородных зимних садов и общественных парков, созданные лучшими российскими и зарубежными ландшафтными дизайнерами и архитекторами. Помимо фотографий здесь размещены тематические статьи о всех аспектах ландшафтного дизайна (ландшафтном проектировании, особенностях флоры наших широт, водоемах, архитектурных садовых формах, материалах и инструментах для их оформления).

CD «Дачные растения» содержит разнообразную информацию о многочисленных декоративных растениях. Все их названия распределены по разделам и приведены в алфавитном порядке. Есть возможность автоматически осуществлять поиск названия нужного растения. Каждый объект имеет фотографию и описание общих свойств, ареала обитания, размножения, месторасположения и ухода. Представлены сведения о растениях для украшения водоемов, хвойных, декоративных и плодово-ягодных деревьях и кустарниках, растениях

разных видов для клумб, цветников и альпинариев, включая садовые орхидеи. В программе имеется информация об озеленении газонов и лужаек (с использованием папоротников, декоративных злаков), календарь режима роста и проведения процедур по уходу, за плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, подробная информация о выборе почв и удобрений, ядохимикатов для борьбы с вредителями. Материалы можно использовать для самостоятельной работы студентов по составлению в MS Word сравнительных таблиц растений сухих и тенистых мест, составлению презентаций в MS PowerPoint по характеристике декоративных растений.

Учебный CD «Альпинарий: горка, дорожка, водоем» (компания «Новый Диск») посвящен обустройству альпийских горок. Материалы диска отражают искусство оформления альпийской горки и японского сада. Советы опытных дизайнеров помогут устроить искусственный водоем, проложить причудливые дорожки и украсить сад декоративными композициями.

Обширным источником электронной информации для изучения декоративных растений являются Интернет-сайты. Приведем краткую характеристику некоторых из них.

http://herba.msu.ru/russian/index.html - ботанический сервер Московского университета. Ботанические новости, ботанические подразделения МГУ, библиотека изображений растений, ссылки на ботанические ресурсы Сети; разные планы.

http://www.aha.ru/~gbs/frame.Htm - Г лавный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН. Научные исследования и коллекция растений Главного ботанического сада Российской академии наук.

http://www.corbina.net/~galkao - энциклопедия комнатных растений.

http://www.baner.mnogo.ru/images/projects/luzho k - портал о растениях для любителей и профессионалов. Самая полная иллюстрированная энциклопедия растений. Каталог магазинов, студий, школ. Советы ведущих флористов. Ландшафтный и интерьерный дизайн.

http://www.flowers.org.ua - выращивание и уход за комнатными растениями, декоративное цветоводство, составление земляных смесей, защита от вредителей. Бесплатные консультации по цветоводству.

http://flo.com.ua/ - энциклопедия цветоводства. Статьи, фотогалерея, рекомендации по уходу за растениями (условия содержания, пересадка, обрезка, размножение, болезни, лечение).

http://www.leika.ru/ - иллюстрированная электронная энциклопедия о домашних, садовых, лекарственных и водных растениях и способах ухода за ними. Факты из жизни растений. Советы по профилактике болезней и борьбе с вредителями.

http://floo.ru/ - растения, пейзажи, открытки, агротехнические приемы. Статьи.

Можно предложить следующие задания для самостоятельной работы студентов с Интернет -ресурсами.

• Найдите на сайте http://floo.ru/ описание методики использования агротехнических приемов выращивания декоративных растений, составьте рекомендации по их применению в условиях комнатного цветоводства

• Подготовьте мультимедийную презентацию по методике применения агротехнических приемов выращивания декоративных растений, используя приведенные выше сайты.

Одним из достоинств программы Microsoft Ехсе1 является способность превращать абстрактные ряды и столбцы чисел в информативные графики и диаграммы. При создании новой диаграммы по умолчанию в Excel установлена гистограмма. Создать диаграмму или график удобно при помощи «Мастера диаграмм», кнопка которого расположена на панели инструментов «Стандартная».

В этой программе можно составить, например, графики цветения комнатных растений, указать нормы и дозы использования минеральных удобрений, графики подкормок, полива, посева и пересадки растений.

Можно предложить студентам создать по аналогии таблицы «Календарь посева семян в закрытый грунт», «Глубина посадки различных луковичных культур» с описанием зависимости сроков цветения от глубины посадки.

Для составления презентаций в Microsoft PowerPoint студентам можно предложить следующие задания для самостоятельной работы.

• При помощи цифрового фотоаппарата зафиксируйте коллекцию сортов сирени Ботанического сада Пермского государственного университета.

• Используя меню MS PowerPoint «Вставка-рисунок-создать фотоальбом», создайте презентацию. В редакторе фотоальбома отрегулируйте кнопками яркость и контрастность фотографий (рис. 3).

Рис. 3. Общий вид панели «Фотоальбом»

Чтобы презентация быстро загружалась и не занимала много места, оптимизируйте фотографии презентации, используя панель «Настройки изображения».

Нажмите кнопку «Сжатие рисунков» и выберите список «Изменить разрешение для Интернета и экрана», список «Применить ко всем рисункам документа».

Основным результатом использования компьютерных средств обучения является расширение пользовательского уровня информационно-коммуникационной компетентности преподавателей и студентов за счет включения в образовательный процесс широкого спектра электронных носителей информации и разнообразных форм практической деятельности на их основе.

Библиографический список

Заславская, О.Ю. Использование стандартных программных средств в управлении образова-тель-ным учреждением / О.Ю. Заславская, М.А. Сергеева. М.: АПК и ПКРО, 2005. Информационно-коммуникативные технологии в обучении биологии: учеб. пособие / А.А. Акулов, К.А. Князев, А.В. Клинов; Перм. ун-т. Пермь, 2006.

Поступила в редакцию 19.05.2008

Digital educational resources as means of formation of informatively-communication competence of students

A.A. Akulov, K.A. Knjasev

Complex description of electronic means of training (CD and DVD, Internet, standard and specialized computer programs) is presented in this review, opportunity of their inclusion is shown them in a university education system of biological disciplines. The basic result of use of computer means of training - to raise the information-communicative competence of teachers and students and on this basis to create the various forms of practical activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.