Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА "АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ'

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА "АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / БАНК ТЕСТОВ / ONLANE TEST PAD / QUIZLET / TIDLA / STEPIK / STORYJUMPER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алышова Эсмира Хафизовна

В статье подчеркивается актуальность исследования, связанная с цифровой трансформацией системы образования и активным внедрением в процесс преподавания дисциплин, в том числе и математики, цифровых образовательных ресурсов. Акцентируя внимание на цифровом образовательном ресурсе, как интерактивном материале в цифровом формате для организации учебного процесса, в статье выделяются сервисы сети интернет, которые позволяют их создавать и применять в процессе изучения раздела «Алгебраические выражения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FOR STUDYING THE MATHEMATICAL SECTION "ALGEBRAIC EXPRESSIONS" IN THE SCHOOL COURSE

The article emphasizes the relevance of the research related to the digital transformation of the education system and the active introduction of digital educational resources into the teaching of disciplines, including mathematics. Focusing on the digital educational resource as an interactive material in digital format for the organization of the educational process, the article highlights Internet services that allow them to be created and used in the process of studying the section «Algebraic expressions».

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА "АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ" В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ»

УДК: 372.851

Алышова Эсмира Хафизовна,

студентка группы ПОМИ(б)-71,

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г.Хабаровск, e-mail: 2016104916@pnu.edu.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА «АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

В статье подчеркивается актуальность исследования, связанная с цифровой трансформацией системы образования и активным внедрением в процесс преподавания дисциплин, в том числе и математики, цифровых образовательных ресурсов. Акцентируя внимание на цифровом образовательном ресурсе, как интерактивном материале в цифровом формате для организации учебного процесса, в статье выделяются сервисы сети интернет, которые позволяют их создавать и применять в процессе изучения раздела «Алгебраические выражения».

Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, Банк тестов, Onlane Test Pad, Quizlet, Tidla, Stepik, StoryJumper.

Alyshova Esmira Hafizovna,

student,

«Pacific National University», Khabarovsk, e-mail: 2016104916@pnu.edu.ru

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FOR STUDYING THE MATHEMATICAL SECTION «ALGEBRAIC EXPRESSIONS» IN THE

SCHOOL COURSE

The article emphasizes the relevance of the research related to the digital transformation of the education system and the active introduction of digital educational resources into the teaching of disciplines, including mathematics. Focusing on the digital educational resource as an interactive material in digital format for the organization of the educational process, the article highlights Internet services that allow them to be created and used in the process of studying the section «Algebraic expressions».

Keywords: digital educational resource, Test Bank, Onlane Test Pad, Quizlet, Tidla, Stepik, StoryJumper.

Многие ученые уделяют внимание развитию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), выделяя их преимущества и недостатки использования их в образовательном процессе. Рассмотрим исследования последних лет в данных направлениях.

Т. Б. Павлова отмечает, что ЦОР усиливают образовательные возможности обучающихся и являются гибкими инструментами развития мышления учащихся. [5]

Екабсон С. Я и Любимова Е. М. утверждают, что для того, чтобы решить проблему недостаточного использования различных технологий в обучении, учитель должен ориентироваться в различных видах ЦОР и использовать их. [3]

Н.П. Табачук, В.В. Мельникова и А.Е. Поличка отмечают, что ЦОР играют важную роль в развитии информационных компетенций учащихся. [6]

И.Ю. Духовникова и А.М. Король утверждают, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности. [2]

Ю.В. Жулидова отмечает, что современные портативные устройства позволяют учителю и учащемуся «быть на одной волне», дает возможность школьникам и студентам развиваться творчески, анализировать и делать выводы. [4]

В настоящее время проведено множество исследований в направлении цифровой трансформации образования. Многие ученые отмечают, что цифровая трансформация повлияла на распространение цифровых образовательных ресурсов в школе.

Банк тестов [1], Onlane Test Pad [7], Quizlet [8], Tidla [11], Stepik [9], StoryJumper [10] - вот лишь небольшой перечень современных сервисов

сети интернет, которые можно использовать для разработки цифровых образовательных ресурсов по математике в школе.

Банк тестов - один из сервисов для разработки тестовых заданий, которые можно применять на этапе контроля знаний учащихся по предмету, в том числе и по математике. Разработанный цифровой ресурс в Банке тестов, содержит 10 вопросов по математическому разделу «Алгебраические выражения» с разными тестовыми заданиями на нахождение значений выражения (Рис 1). Интерактивный материал доступен по ссылке: https://banktestov.ш/test/91084

БАНК ТЕСТОВ

^.Регистрация

f Создать тест Ш Как создавать свои тесты

Логин

Алгебраические дроби

Пароль

Регистрация «3 Запомнить

Тест создан 21 сентября 2021 г., автор Д Еэгтига.

Данный тест поможет вам проверить свои знания по теме "алгебраические дроби". У вас появится возможность оценить уровень своей подготовки к заданиям №4 и №12 ОГЭ по математике Тест Алгебраические дроби бесплатный. Состоит из 10 вопросов

Вы можете указать свое имя:

любое имя, не обязательно!

Л» Разделы: ▼ Новые тесты ж

Вопрос 1 из 10

Найдите значение выражения: 3a+5b-4a-2b, при а=5,3 и Ь=1/3

Об,з 0 36,1 О 4,3 О -4,3

Рис. 1. Интерактивный материал в Банке тестов Onlane Test Pad - один из сервисов для создания ресурсов по математике, служащий для разработки различный задач: тестов, кроссвордов, логических игры и др. Нами разработан тест, содержащий 8 вопросов по теме «Алгебраические выражения» с разными тестовыми заданиями на нахождение значений выражения, на применение формул сокращенного умножения. Интерактивный материал представлен на рис. 2 и доступен по ссылке: https://onlinetestpad.com/g6vy5z2abig56

Рис. 2. Цифровой образовательный ресурс в Onlane Test Pad Quizlet - сервис для создания ресурсов по математике, служащий для быстрого создания тестов. На рис. 3 представлен образовательный ресурс в виде четырех карточек, содержащих определения по математическому разделу «Алгебраические выражения». Интерактивный материал доступен по ссылке: https ://quizlet. com/j oin/vU3 TAnDef

Рис. 3. Интерактивный материал в Quizlet Сервис Tilda может использоваться в качестве объединяющей платформы для всех созданных цифровых ресурсов и при этом он не требует специальных знаний и навыков программиста. Обобщенный материал для изучения раздела «Алгебраические выражения» доступен по ссылке: http://project4615620.tilda.ws/ и указан на рис. 4.

Рис. 4. Цифровой образовательный ресурс в Tilda Stepik - это платформа с бесплатными онлайн-курсами. На данной платформе можно найти различные курсы по разным темам и направлениям. Созданный курс по теме «Алгебраические дроби», содержит 6 модулей: введение, буквенные выражения, многочлены, алгебраические дроби, степени с целыми показателями, подготовка к ОГЭ. Материал представлен на рис. 5 и доступен по ссылке: https://stepik.org/course/103637/promo

Уважаемые слушатели курса "Алгебраические выраженияприветствуем вас! В рамках курса вы узнаете об интересных математических фактах, связанных с теорией множеств, вы научитесь решать задачи по данной теме, отвечать на вопросы- Курс разделен на модули, каждый из которых представляет собой логически завершенный фрагмент, объяснение материала по теме.

Следующий шаг >

Рис. 5. Интерактивный материал в Stepik

StoryJumper - удобный инструмент, который поможет писать и иллюстрировать рассказы, создавать свои собственные книги, хранить важную информацию, применяя набор интуитивно понятных встроенных инструментов. Представленный на рис. 6, ресурс в StoryJumper направлен на усвоение теоретической части темы «Алгебраические выражения» и доступен по ссылке: https: //www.storyj umper.com/book/read/116012032

2. Группировка членов. При разложении многочлена на множители способом группировки его члены разбиваются на две или более групп с таким расчетом, чтобы каждую из них можно было преобразовать в произведение, и полученные произведения имели бы общий множитель. После этого применяется способ вынесения за скобки общего множителя вновь преобразованных членов.

Пример. За2 + а2Ь2 - 3Ь- Ь3=(За2 + а2Ь2) - (3Ь + Ь3) Вынесем общий множитель в каждой скобке аг(3 + Ь2) — 6(3 + Ь2) А теперь вынесем общий множитель (3 + Ь2) и получим (а2 — 6)(3 + Ь2)

3.Применение формул сокращенного умножения. В тех случаях, когда многочлен, подлежащий разложению на множители, имеет вид правой части какой-либо формулы сокращенного умножения, его разложение на множители достигается применением соответствующей формулы, записанной в другом порядке.

Пусть а,Ь,с е 1*, тогда справедливы следующие формулы сокращенного умножения:

(о + Ь)2 = а2 + 2ab + b2 (а - b)2 = a2 - 2ab + b2

(о + Ь)1 = а' + За'Ь + 3 ab2 + Ь' (o - b)' = a'-3a2b + 3ab2 - b3

(а + Ь + с)2 = = а2 + Ь2 + с2 + 2« b + 2ш: + 2 be a2 - b2 = (n + b)(a - h)

a'-b' = (a- b)(a' + ab + b2) a'+b' = (a + b)(a2 - ab + i>2)

;u. n s N: («" - A") = (я - h)(a"-' + o""2ft + an_ib2+... +ай""2 + b" 1

W ж

< Начало

КОНЕЦ>

Рис. 6. Цифровой образовательный ресурс в StoryJumper

Таким образом, распространение большого количества интернет-сервисов, их использование в образовательном процессе в школе в рамках дистанционного, смешанного и домашнего обучения - все это еще раз подчеркивает актуальность исследования. ЦОР - это не только информационные ресурсы, используемые в образовательных целях, но и интерактивные материалы, представленные в виде интерактивных книг, интерактивных упражнений, ментальных карт, изображений, текстовых документов и иных учебных материалов необходимые для организации учебного процесса. Для разработки собственных образовательных ресурсов были использованы сервисы Tilda, Банк тестов, Online Test Pad, Quizlet, StoryJumper, Stepik. Каждый разработанный ресурс имеет завершенный характер и может использоваться на разных этапах проведения занятий в рамках изучения математического раздела «Алгебраические выражения».

Список литературы

1. Банк тестов. URL: https://banktestov.ru (дата обращения: 11.02.2022)

2. Духовникова И.Ю., Король А.М. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. -2021. - № 2-3(104). - С.99-101.

3. Екабсон С. Я, Любимова Е. М. Обучение педагогов практике применения цифровых ресурсов // Вопросы студенческой науки. 2021. Выпуск №4 (56). С. 161-165.

4. Жулидова Ю.В. Воспитание «мобильной» грамотности // Воспитание в современном мире: новые контексты - новые решения. Материалы V Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 98-101.

5. Павлова Т.Б. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности преподавателя современной высшей школы: аспект смешанного обучения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2021. № 2. С. 442-460.

6. Табачук Н.П., Мельникова В.В., Поличка А.Е. Система развития информационной компетенции студентов вуза с помощью цифровых образовательных карт по информатике // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30485.

7. Online Test Pad. URL: https://onlinetestpad.com (дата обращения: 11.02.2022).

8. Quizlet. URL: https://quizlet.com (дата обращения: 11.02.2022).

9. Stepik. URL: https://stepik.org (дата обращения: 11.02.2022).

10. StoryJumper. URL: https://storyjumper.com (дата обращения: 11.02.2022).

11. Tilda. URL: https://tilda.cc/ru/ (дата обращения: 11.02.2022).

References

1. Bank testov. URL: https://banktestov.ru (data obrashcheniya: 11.02.2022)

2. Duhovnikova I.Ju., Korol' A.M. Cifrovye kompetencii sovremennogo uchitelja kak osnova uspeshnoj prepodavatel'skoj dejatel'nosti -Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2021. - № 2-3(104). -S.99-101.

3. Ekabson S. Ja, Ljubimova E. M. Obuchenie pedagogov praktike primenenija cifrovyh resursov - Voprosy studencheskoj nauki. 2021. Vypusk №4 (56). S. 161-165.

4. Zhulidova Ju.V. Vospitanie «mobil'noj» gramotnosti - Vospitanie v sovremennom mire: novye konteksty - novye reshenija. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 98-101.

5. Pavlova T.B. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v dejatel'nosti prepodavatelja sovremennoj vysshej shkoly: aspekt smeshannogo obuchenija -Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S.Pushkina. 2021. № 2. S. 442-460.

6. Tabachuk N.P., Mel'nikova V.V., Polichka A.E. Sistema razvitija informacionnoj kompetencii studentov vuza s pomoshh'ju cifrovyh obrazovatel'nyh kart po informatike - Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2021. - № 1. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30485.

7. Online Test Pad. URL: https://onlinetestpad.com (data obrashcheniya: 11.02.2022).

8. Quizlet. URL: https://quizlet.com (data obrashcheniya: 11.02.2022).

9. Stepik. URL: https://stepik.org (data obrashcheniya: 11.02.2022).

10. StoryJumper. URL: https://storyjumper.com (data obrashcheniya: 11.02.2022).

11. Tilda. URL: https://tilda.cc/ru/ (data obrashcheniya: 11.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.