Научная статья на тему 'Цифровые навыки в достижении профессиональной успешности специалистов в области управления'

Цифровые навыки в достижении профессиональной успешности специалистов в области управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ SCRUM / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIGITAL SKILLS / PROFESSIONAL SUCCESS / SCRUM MANAGEMENT METHOD / MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина И. П., Дёгтев Г. В., Балдин А. С., Прохоров А. В., Сварник Т. А.

The implementation of the goals and objectives of the digital economy indicates the widespread adoption of digital technologies in all spheres of life. Success in professional life today is impossible without mastering digital skills. Competition in the labor market in the context of digital transformation requires from workers such qualities as willingness to master new knowledge, dynamism, adaptability, mobility, innovativeness, etc. The field of management is under special attention of both managers themselves, and society, the state. An analysis of managerial practices allows us to argue about the constant increase in the importance and importance of not specific knowledge, but in the ability to receive it. The digital economy, its first results indicate a lack of managers who are able to independently process a large flow of information, and at the same time extract the most important from it, and manage the work of teams to solve such problems. The article presents a brief analysis of approaches to understanding the essence of the concept of "digital skills", a management method

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые навыки в достижении профессиональной успешности специалистов в области управления»

Цифровые навыки в достижении профессиональной успешности специалистов в области управления

о сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М.Лужкова», [email protected]

Дёгтев Геннадий Валентинович,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им.Ю.М. Лужкова», [email protected]

Балдин Александр Сергеевич ,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М.Лужкова», [email protected]

Прохоров Александр Владимирович,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М.Лужкова», [email protected]

Сварник Татьяна Александровна,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им.Ю.М. Лужкова», [email protected]

Реализация целей и задач цифровой экономики свидетельствует о широком внедрении цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности. Успешность в профессиональной деятельности сегодня невозможна без овладения цифровыми навыками. Конкуренция на рынке труда в условиях цифровой трансформации требует от работников таких качеств как готовность к овладению новыми знаниями, динамизм, ,адаптивность, мобильность, инновационность и др. Область управления находится под особым вниманием как самих управленцев, так и общества, государства. Анализ управленческих практик позволяет утверждать о постоянном увеличении значимости и важности не конкретных знаний, а в способности их получать. Цифровая экономика, ее первые результаты свидетельствуют о нехватке управленцев, которые способны как самостоятельно обрабатывать большой поток информации, и при этом выделять из него самое главное, так и управлять работой коллективов для решения такого рода задач. В статье представлен краткий анализ подходов к пониманию сущности понятия «цифровые навыки», метода управления

Ключевые слова: цифровые навыки, профессиональная успешность, метод управления Scrum, управленческая компетентность

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 19—01000014

Цифровые навыки сегодня рассматриваются и теоретиками в области кадровой политики, и работодателями как обязательный фактор успешного профессионального развития сотрудника. Но общих подходов к характеристике критериев и показателей уровня развития цифровых навыков нет, как нет и единого толкования самого термина «цифровые навыки». Интерес представляет позиция австралийских исследователей из Мельбурнского королевского технического университета, которые представляют сущность понятия «цифровые навыки» как комбинацию цифрового мировоззрения, знаний, компетентности и отношений, которые работники не только демонстрируют, но в которых они должны совершенствоваться[6]. При этом комбинация цифрового мировоззрения включает в себя следующие показатели:

- совокупность аппаратного обеспечения,

- совокупность программного обеспечения,

- совокупность информации,

- совокупность систем,

- совокупность безопасности,

- совокупность инноваций [6].

Для критерия «знания» ученые выделили такие показатели:

- теоретическое восприятие,

- понимание[6].

К критерию «компетентности» были отнесены показатели:

- когнитивный опыт,

- практический опыт[6].

Критерий «отношения» включает показатели:

- ценности,

- убеждения[6].

Отечественные ученые В.А. Сухомлин, Е.В. Зубарева, А.В. Якушин к цифровым навыкам относят :

- общие 1Т- навыки,

- профессиональные 1Т- навыки,

- проблемно - ориентированные навыки,

- комплементарные навыки,

- навыки использования сервисов цифровой экономики^].

Общие 1Т- навыки включают поиск информации в Интернет, поиск статистических данных для проведения статистического анализа, формирование документации и др.

Профессиональные 1Т- навыки представляют собой навыки системного проектирования, управление данными и сетями, облачные хранилища данных, электронная коммерция и др.

Проблемно - ориентированные навыки - это навыки разработки и использования специализированных платформ, систем автоматизированного проектирования и др.

Комплементарные навыки - использование социальных сетей для коммуникации с коллегами, клиентами, анализ больших данных, бизнес - планирование и др.

Навыки использования сервисов цифровой экономики - использование служб облачных хранилищ информационных ресурсов и управление ими, управление малым бизнесом и др.

В.А. Сухомлин, Е.В. Зубарева, А.В. Якушин выделяют такие особенности цифровых навыков: динамичность, зависимость от экосистемы рабочего места, постоянное обновление комплементарных цифровых навыков, междисциплинарный характер навыков, мобильность и конкурентность навыков, возрастающая роль международных стандартов[4]. А.В. Дмитрова обосновывает невозможность существования универсальной концепции цифровой грамотности. Ученый отмечает, что потребность в навыках работы с новыми технологиями индивидуальна -у каждого человека разная в зависимости от вида деятельности человека, социально-экономических и культурных контекстов, уровня развития технологий и др.[2]. О.Л. Чуланова разработала и обосновала процессную модель формирования и развития ортобиотических компетенций и компетенций well-being персонала организации[5]. Краткий обзор отдельных точек зрения о сущности, важности и необходимости развития цифровых навыков позволяет отметить, что актуальны технические навыки. Безусловно, работа с цифровыми устройствами, системами и программным обеспечением приобрела повсеместный масштаб и в перспективе будет усложняться. Но не менее важны когнитивные навыки. Есть четкое понимание необходимости развития когнитивных навыков для эффективной работы в информационно-интенсивной среде с постоянно растущим количеством данных, охватывающей широкий спектр источников и видов информации и данных. При этом информация носит зачастую противоречивый характер, а иногда является ложной. Определить качество информации позволяет критическое мышление. Особого внимания заслуживают навыки этического характера. Безопасность цифровой среды вызывает серьезные опасения и требует глубокого изучения данной проблемы. Стратегические навыки, стратегическое мышление, творческое мышления - обязательные характеристики цифровых навыков. Таким образом, цифровые навыки не могут существовать сами по себе. Они обладают ярко выраженным междисциплинарным характером и тесно переплетаются со смежными навыками.

Ряд ученых отмечают, что в условиях цифровой трансформации в процессе формирования цифровых навыков особая роль принадлежит техническим компетенциям (hard skills). К ним относятся:

- создание новых бизнес-моделей (платформы, экосистемы, сети);

- анализ данных (data science);

- интеграция с партнерами через открытый программный интерфейс (open API); ц

- ифровая безопасность на уровне дизайна системы (security by design);

- владение хотя бы одной из прорывных технологий (искусственный интеллект, робототехника, 3D-видео, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, блокчейн);

- e-менеджмент, т. е. высокоэффективный менеджмент, организованный с помощью информационных технологий;

- владение современными менеджерскими практиками (Lean, Kanban, 6 Sigma, SCRUM, DevOps)[7].

Анализ запросов работодателей, представленных в открытом доступе в сети Интернет показал, что к

наиболее востребованным направлениям развития профессионализма в части soft skills относятся:

- дизайн-мышление, т. е. ориентация на пользователя при разработке продуктов и услуг;

- цифровая психология, т. е. поведенческая экономика с учетом анализа больших данных;

- эмоциональный интеллект;

- коммуникационные навыки.

Для управленцев в сфере закупок в условиях цифровой трансформации имеет важное значение быстрое и эффективное применение эффективных управленческих технологий. Рассмотрим данное положение на примере метода Scrum. Появившись как метод роста продуктивности при разработке программного обеспечения Scrum был реализован в разных отраслях экономики. У истоков Scrum стояли К.Швабер, Дж. Са-зерлэнд, которые заимствовали данный термин из спорта: в регби Scrum - элемент, требующий эффективного взаимодействия группы из восьми человек. Более чем двадцатилетний опыт применения Scrum в бизнесе позволил Дж. Сазерлэнду определить ключевые принципы метода:

- люди важнее процессов,

- продукт важнее документов,

- сотрудничество с клиентом важнее переговоров,

- способность меняться важнее следования планам,

- должность и титулы не важны- важно то, что вы делаете[3].

Особое внимание автор обращает на характеристику свойств успешной команды - межфункциональность, автономность, уверенность в собственных силах. Цифровая среда позволит реально собрать в команду именно тех специалистов, которые являются ведущими экспертами по решению задач реализуемого проекта. Таким образом достигается свойство успешной команды - межфункциональность. Цифровые навыки позволяют эффективно реализовать свойство «автономность», тк руководство ставит перед командами стратегические цели, а команды самостоятельно решают, какими путями их достичь. И здесь работают и общие IT- навыки, и профессиональные IT- навыки, и проблемно - ориентированные навыки, и комплементарные навыки, и навыки использования сервисов цифровой экономики. Уверенность в собственных силах подразумевает сформированную у членов команды готовность ставить перед собой высокие цели, четко понимая при этом, как их достичь. При этом Дж. Сазерлэнд обосновывает оптимальное количество членов команды, работающей над проектом(семь человек плюс -минус два).

Интерес представляет распределение ролей при работе методом Scrum. Остановимся на определении роли Scrum - мастера и владельца продукта. Scrum -мастер осуществляет следующую деятельность:

- контроль за соблюдением прозрачности проекта,

- организация рабочих встреч и совещаний,

- определение препятствий для быстрой и качественной работы,

- поиск ответа на вопрос «Каким образом мы можем работать лучше?»

Владелец продукта обладает способностью поставить себя на место потребителя и исходя из запроса клиента сформулировать, каков результат работы команды будет востребован потребителем. Следовательно, «владелец продукта» наделен определенными полномочиями принимать решения о том, каким дол-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

жен быть продукт и как этого достичь. Данный член команды находится в постоянном контакте как с клиентом, так и с командой для оперативного решения возникающих вопросов. Таким образом, владелец продукта несет ответственность за ценность продукта и определяет, в чем эта ценность измеряется[3].

Совещания являются важным и самым критикуемым аспектом управленческой деятельности. При реализации метода Scrum совещания рассматриваются как коммуникация, требующая обязательного участия всех членов команды. Спринт, как элемент управления с отсутствием долгосрочного подробного планирования, предусматривает деление времени реализации проекта на равные отрезки времени, из которых состоит проект. Каждый спринт завершается созданием конкретного продукта. Совещания по планированию спринта являются обязательными в начале каждого спринта. В конце спринта проводится ретроспективное совещание , где подводятся итоги, а также решаются вопросы:

- каким образом организовать работу лучше в следующем спринте,

- что мешало и снижало скорость работы в этом спринте.

Ежедневно, в одно и то же время, проводятся короткие совещания не более 15 минут, так называемые stand- up. Обсуждается текущее положение дел и четко ставятся перед каждым членом команды задания на день.

В результате работы по методу Scrum появляется возможность снижения рыночных, технических и финансовых рисков(рыночный - есть постоянная обратная связь, сто дает понимание реальной востребованности продукта; технический - есть понимание, какой продукт нужен и какие ресурсы нужны для его создания; финансовый - благодаря релизам и обратной связи есть возможность изменить продукт на этапе разработки). Помимо этих рисков есть возможность предотвратить потери во времени, так как Scrum отрицает многозадачность. Дж. Сазерлэнд приводит в пример исследование Дж.Вайнберга, который обосновал идею того, что многозадачность не позволяет концентрироваться на чем - то одном. Поддерживая эту точку зрения, считаем важным в условиях многозадачности жестко выстраивать приоритеты решения поступающих в режиме нон - стоп задач.

Таким образом, характерными чертами метода Scrum являются:

- грамотное распределение приоритетов,

- одинаковая продолжительность спринтов,

- формирование видения продукта,

- постоянные коммуникации как с клиентом, так и внутри команды,

- в Scrum нет понятия индивидуальной ответственности, есть командная ответственность^, с. 189].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основоположник метода Scrum отмечает тот факт, что данный метод имеет определенные точки соприкосновения и другими теориями управления. К примеру, с теорией Деминга(Планируй - Делай - Проверяй -Действуй), концепцией диаграммы Венна (схематичное пересечение множеств), американской интерпретацией идей управления компании Toyota(бережпивое производство), теорией потока М.Чиксентмихайи и др.

Управленческая компетентность, включающая важную компетенцию - способность к овладению новыми управленческими методами, получает другое содержа-

ние в условиях цифровой трансформации. На примере метода управления Scrum можно утверждать, что цифровые навыки являются необходимым и даже обязательным фактором профессиональной успешности. Как отмечает Ю.И.Грибанов, ключевым фактором успешного профессионального роста в современном цифровом мире, является формирование следующих ключевых компетенций: способности к постоянному обучению и готовности постоянно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям[1].

Литература

1. Грибанов Ю.И. Формирование ключевых компетенций в эпоху цифровой экономики // Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике [Электронный ресурс]: Материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Пермь, ПГНИУ, 7 дек. 2017 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Электрон. дан. - Пермь, 2017. С. 153 http://econom.psu.ru/upload/iblock/f2c/sbornik-razvitie-menedzhmenta-v-usloviyakh-perekhoda-k-tsifrovoy-ekonomike.pdf

2. Дмитрова A^. Теоретические аспекты формирования цифровой грамотности: особенности представления в педагогических исследованиях/Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2020.- №1.- Стр.111 - 114.

3. Сазерлэнд Дж. Scrum. Как работать в два раза меньше, успевая в два раза больше//Год личной эффективности. Ключевые идеи из 12 лучших книг по развитию личности и самосовершенствования/сост. ООО «Смарт Ридинг». - М.: Смарт Ридинг, 2019. - 208 с.

4. Сухомлин ВА , Зубарева Е.В., Якушин A^. Методологические аспекты концепции цифровых навы-ков//Современные информационные технологии и ИТ -образование. -2017. - Том 13. - №2. -Стр. 146 - 151.

5. Чуланова О.Л. Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well-being // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/22ECVN219.pdf (доступ свободный).

6. Victor Gekara, Alemayehu Molla, Darryn Snell, Stan Karanasios, Amanda Thomas, RMIT University. Developing appropriate workforce skills for Australia's emerging digital economy: working paper

https://www.ncver.edu.au/_data/assets/pdf_file/0035/9688

13/Developing-appropriate-workforce-skills.pdf

7. European Commission. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples-use

8. Левин ЮА, Полетаева Л.П. Инновационное развитие хозяйственных систем: формирование цифровой экономики // Инновации и инвестиции. 2017. № 11. С. 7-9.

9. Черницова КА Экономические преимущества развития клиентоориентированности бизнеса // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 7 (73). С. 64-71.

10. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства - стимулирование внедрения научных разработок в производство // Инновации. 2010. № 5 (139). С. 45-50.

11. Кукушкина В.В. Формирование конкурентоспособной системы управления // Социальная синергетика и актульная наука. Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире сборник научных трудов. 2010. С. 334-335.

12. Кукушкина В.В. Информационное обеспечение процесса планирования // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2001. № 1 (13). С. 100-104.

Digital skills in achieving professional success of management professionals Gladilina I.P., Degtev G.V., Baldin A.S., Prokhorov A.V., Svar-nik T.A.

Moscow City University of Management of the Government of

Moscow named after Yu.M. Luzhkov The implementation of the goals and objectives of the digital economy indicates the widespread adoption of digital technologies in all spheres of life. Success in professional life today is impossible without mastering digital skills. Competition in the labor market in the context of digital transformation requires from workers such qualities as willingness to master new knowledge, dynamism, adaptability, mobility, innovativeness, etc. The field of management is under special attention of both managers themselves, and society, the state. An analysis of managerial practices allows us to argue about the constant increase in the importance and importance of not specific knowledge, but in the ability to receive it. The digital economy, its first results indicate a lack of managers who are able to independently process a large flow of information, and at the same time extract the most important from it, and manage the work of teams to solve such problems. The article presents a brief analysis of approaches to understanding the essence of the concept of "digital skills", a management method Keywords: digital skills, professional success, Scrum management method, managerial competence References

1. Gribanov Yu.I. The formation of key competencies in the era of the digital economy // Management Development in the Transition to the Digital Economy [Electronic resource]: Materials of the X All-Russian (with international participation) scientific and practical conference (Perm, PSNIU, Dec 7, 2017) / Perm . state nat. researched un-t - The electron. Dan. - Perm, 2017.S. 153 http://econom.psu.ru/upload/iblock/f2c/sbornik-razvitie-menedzhmenta-v-usloviyakh-perekhoda-k-tsifrovoy-ekonomike.pdf

2. Dmitrova A.V. Theoretical aspects of the formation of digital

literacy: presentation features in pedagogical research // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. -2020.-No. 1.- Page 1111 - 114.

3. Sutherland J. Scrum. How to work twice less, managing twice

as much // Year of personal effectiveness. Key ideas from the 12 best books on personality development and self-improvement / comp. LLC Smart Reading. - M .: Smart Reading, 2019 .-- 208 p.

4. Sukhomlin V.A. , Zubareva E.V., Yakushin A.V. Methodological

aspects of the concept of digital skills // Modern Information Technologies and IT - Education. 2017. - Volume 13. - No. 2. -Page 146 - 151.

5. Chulanova O.L. Competencies of personnel in the digital econ-

omy: operationalization of soft skills of organization personnel taking into account orthobiotic and well-being skills // Herald of the Eurasian Science, 2019 No. 2, https://esj.today/PDF/22ECVN219.pdf (free access).

6. Victor Gekara, Alemayehu Molla, Darryn Snell, Stan Karana-

sios, Amanda Thomas, RMIT University. Developing appropriate workforce skills for Australia's emerging digital economy: working paper

https://www.ncver.edu.au/_data/assets/pdf_file/0035/968813/

Developing-appropriate-workforce-skills.pdf

7. European Commission. DigComp 2.1: The Digital Competence

Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples- use

8. Levin Yu.A., Poletaeva L.P. Innovative development of econom-

ic systems: the formation of a digital economy // Innovations and Investments. 2017. No. 11. S. 7-9.

9. Chernitsova K.A. Economic advantages of developing customer

focus on business // Bulletin of the Russian University of Economics G.V. Plekhanov. 2014. No. 7 (73). S. 64-71.

10. Popova E.V. The main goal of innovative legislation is to stimulate the implementation of scientific developments in production // Innovations. 2010. No. 5 (139). S. 45-50.

11. Kukushkina V.V. Formation of a competitive management system // Social Synergetics and Actual Science. Globalization. Global studies. The potentials and prospects of Russia in the global world are a collection of scientific papers. 2010.S. 334-335.

12. Kukushkina V.V. Information support of the planning process // Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University. 2001. No. 1 (13). S. 100-104.

X X

о

го А с.

X

го m

о

to о to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.