Научная статья на тему 'Цифровые навыки как фактор снижения социальной изоляции пожилых граждан'

Цифровые навыки как фактор снижения социальной изоляции пожилых граждан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
цифровизация / цифровые навыки / формирование / цифровой разрыв / неравенство / пожилые люди / digitalization / digital skills / formation / digital divide / inequality / older people

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макарова К.К.

Цифровая грамотность необходима для использования технологий, облегчающих коммуникацию и предоставляющих средства доступа к онлайн-ресурсам. Преимущества владения цифровыми навыками включают в себя сокращение социального неравенства. Люди, уверенно пользующиеся компьютерами, Интернетом или приложениями для смартфонов, могут обмениваться информацией с другими и получать доступ к полезным цифровым ресурсам. Владение цифровыми навыками также позволяет людям использовать технологии для поддержания независимости и социальной связанности. Использование цифровых технологий особенно полезно, когда человек ограничен в передвижении или испытывает социальную изоляцию, проблема, обострившаяся во время нынешней пандемии COVID-19 и наиболее отчетливо проявившаяся среди граждан пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital skills as a factor in reducing the social isolation of older citizens

Digital literacy is necessary to use technologies that facilitate communication and provide means of access to online resources. The benefits of owning digital skills include reducing social inequality. People who confidently use computers, the Internet, or smartphone apps can share information with others and gain access to useful digital resources. Digital skills also enable people to use technology to maintain independence and social connectivity. The use of digital technologies is especially useful when a person is restricted in movement or experiencing social isolation, a problem that has worsened during the current COVID-19 pandemic and is most clearly manifested among elderly citizens.

Текст научной работы на тему «Цифровые навыки как фактор снижения социальной изоляции пожилых граждан»

Макарова К.К.

Аспирант АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

Цифровые навыки как фактор снижения социальной изоляции пожилых граждан*

Аннотация. Цифровая грамотность необходима для использования технологий, облегчающих коммуникацию и предоставляющих средства доступа к онлайн-ресурсам. Преимущества владения цифровыми навыками включают в себя сокращение социального неравенства. Люди, уверенно пользующиеся компьютерами, Интернетом или приложениями для смартфонов, могут обмениваться информацией с другими и получать доступ к полезным цифровым ресурсам. Владение цифровыми навыками также позволяет людям использовать технологии для поддержания независимости и социальной связанности. Использование цифровых технологий особенно полезно, когда человек ограничен в передвижении или испытывает социальную изоляцию, проблема, обострившаяся во время нынешней пандемии СОУГО-19 и наиболее отчетливо проявившаяся среди граждан пожилого возраста.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые навыки, формирование, цифровой разрыв, неравенство, пожилые люди.

Makarova K.K.

Postgraduate student at the Moscow University of the Humanities.

Digital skills as a factor in reducing the social isolation of older citizens

Abstract. Digital literacy is necessary to use technologies that facilitate communication and provide means of access to online resources. The benefits of owning digital skills include reducing social inequality. People who confidently use computers, the Internet, or smartphone apps can share information with others and gain access to useful digital resources. Digital skills also enable people to use technology to maintain independence and social connectivity. The use of digital technologies is especially useful when a person is restricted in movement or experiencing social isolation, a problem that has worsened during the current COVID-19 pandemic and is most clearly manifested among elderly citizens.

Key words: digitalization, digital skills, formation, digital divide, inequality, older people.

Пандемия СОУШ-19 обусловила стремительный рост развития цифровых технологий и их использования. Однако, далеко не все смогли своевре-

менно и эффективно адаптироваться к новой - гибридной - реальности, где цифровая составляющая существенно расширила свою долю, а цифровой

* © Макарова К.К., 2023.

Цифровые навыки как фактор снижения социальной изоляции пожилых граждан

разрыв стал наиболее заметным между представителями разных возрастных групп, формируя условия для социального неравенства, прежде всего - среди пожилых граждан.

Старение, как правило, рассматривается как социальный конструкт, на восприятие которого влияют культура, ожидания общества и индивидуальный опыт. Согласно классификации ВОЗ, возраст от 60 до 74 лет признан пожилым, от 75 до 89 лет — старческим, от 90 лет и старше — возрастом долгожителей1. Национальная служба здравоохранения Объединенного Королевства обычно считает пожилым человеком лиц старше 65 лет. Традиционно в Великобритании 65 лет были официальным возрастом выхода на пенсию для мужчин и возрастом, с которого они могли пользоваться своей государственной пенсией, поэтому этот срок использовался в качестве порога для более старшего возраста2. Однако из-за изменений в структуре труда, изменения официального пенсионного возраста и увеличения продолжительности жизни людей порог признания 65-летнего человека пожилым человеком вскоре может начать сдвигаться.

В современных исследованиях и практике развития социальной политики пожилой возраст (и возраст старения в целом) рассматривается как адаптационный ресурс, обеспечивающий смену образа жизни и открывающий двери к новым знаниям и навыкам. По мнению Д.А. Крюковой «наступление

1 World Health Organization. World Population Ageing 2023. New York, 2023.

2 Office for National Statistics [ONS] (2019). Living longer: Is age 70 the new age 65? // URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulation-andcommunity/birthsdeathsandmarriages/ageing/ articles/livinglongerisage70thenewage65/2019-11-19#:~:text=1.-,When%20does%20older%20age%20 begin%3F,could%20draw%20their%20State%20Pen-sion (Дата обращения: 17.11.2023).

социальной старости зависит не только от демографического старения населения, но и от условий труда и отдыха, санитарно-гигиенических условий, уровня здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей»3.

Подольский А.И., Ермолаева М.В. и Шоркина Н.А. в своей работе отмечают: «старость можно и нужно рассматривать как возраст развития, в котором интеллектуальный, эмоциональный и личностный потенциал, опыт и знания пожилых людей аккумулируются. Это дает человеку возможность приспосабливаться к возрастным изменениям, которые происходят сразу на нескольких уровнях — биологическом, социальном и психологическом»4.

Во всех странах наблюдается рост числа и доли пожилых людей в их населении. Согласно прогнозам мирового народонаселения на 2017 год, ожидается, что число пожилых людей в возрасте 60 лет и старше более чем удвоится к 2050 году и более чем утроится к 2100 году, увеличившись с 962 миллионов человек во всем мире в 2017 году до 2,1 миллиарда в 2050 году и 3,1 миллиарда в 2100 году5. Во всем мире численность населения в возрасте 60 лет и старше растет быстрее, чем во всех младших возрастных группах.

В промышленно развитых странах,

3 Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 321.

4 Подольский А.И., Ермолаева М.В., Шоркина Н.А. Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения: моногр. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022.

5 Why Are Digital Skills Critical For Older

Persons? // URL: https://social.desa.un.org/sdn/why-

are-digital-skills-critical-for-older-persons (Дата обращения: 17.11.2023).

таких как США, страны Европейского континента, Россия, пожилые люди относятся к группам населения с самыми низкими цифровыми навыками. Хотя исследования показывают желание пожилых людей овладеть цифровыми навыками, существует множество проблем в использовании ими технологических инноваций.

Различия в умениях, способах и активности использования цифровых технологиях привели к радикальному росту неравенства на международном уровне6. При этом исследователи отмечают, что неравенство в использовании цифровых технологий включает в себя несколько уровней:

- доступ к цифровым продуктам (включая доступ к Интернету и другим материалам, например, цифровым устройствам);

- цифровые навыки;

- непризнание преимуществ использования цифровых продуктов (например, Интернета)7.

Несмотря на снятие ограничений в связи с пандемией COVID-19 по всему миру и возврат к оф-лайн коммуникациям, многие услуги остаются онлайн, сохраняя неравенство для тех, кто остается вне сети и не имеет доступа к цифровым технологиям. Признавая отсутствие фактических данных в этой области, Honeyman и др. выдвинули теорию о том, что цифровая изоляция может напрямую влиять на неравенство, например, в области здравоохранения, т.е. невозможность доступа к услугам или ресурсам по улучшению

6 Bower G., Grant, A. and Nielsen A. Closing the digital divide for good an end to the digital exclusion of children and young people in the UK. London: Carnegie UK. 2021

7 Wilson-Menzfeld G., Gates J.R., Moreland M., Raw H., Johnson A. Learning digital skills online: empowering older adults through one-to-one, online digital training provision. Front. Psychol. 14:1122277. 2023.

здоровья на основе цифровых технологий, и косвенно; ограниченный доступ к более широким детерминантам здоровья, таким как жилье и перспективы получения льгот, которые предлагаются с помощью цифровых средств8. Следовательно, это влияет на поведение человека и приводит к неудовлетворенным потребностям, что, в свою очередь, может негативно сказаться на здоровье и благополучии. И эта проблема в первую очередь, касается пожилых людей.

неравенство на протяжении всей жизни увеличивает риск цифровой изоляции в дальнейшей жизни. Однако, несмотря на рост использования Интернета среди лиц старше 75 лет за последнее десятилетие9, пожилые люди по-прежнему пользуются Интернетом в меньшей степени, чем молодое поколение, и с большей вероятностью будут считаться «исключенными из сферы цифровых технологий»10. Например, в недавнем предварительном анализе данных Евростата было отмечено, что только 7,87% взрослых в возрасте от 65 до 74 лет сообщили о более высоких базовых цифровых навыках по сравнению с 60,35% лиц в возрасте от 16 до 24 лет11.

Российские пенсионеры также достаточно активно используют мобильный интернет, о чем свидетельствует рост трафика, используемого этой ка-

8 Honeyman M., Maguire D., Evans H. and Davies,A. Digital technology and health inequalities: A scoping review. Cardiff: Public Health Wales NHS Trust. 2020.

9 Eurostat. Digital economy and society in the EU. Luxembourg: Eurostat. 2017.

10 Age UK. Digital inclusion evidence review. London: Age UK. 2018.

11 Van Kessel R., Hrzic R., O'Nuallain E, Weir E., Han Wong B.L., Anderson M., et al. (2022b). Digital health paradox: International policy perspectives to address increased health inequalities for people living with disabilities. J. Med. Internet Res. 24:e33819.

тегорией граждан. Так, если в 2019 году пожилые граждане тратили около 2 Гб в месяц, то к октябрю 2021 года этот показатель достиг 5,5 Гб. При этом количество пользователей старшего возраста, перешедших на смартфоны, за последние два года выросла на 10%. Соотношение цифровых и кнопочных гаджетов среди бабушек и дедушек сегодня выглядит как 66 % на 34%12.

наличие цифровых навыков у пожилых людей имеет решающее значение для улучшения приобщения к цифровым технологиям. «В отличие от молодого поколения большинство пожилых людей отличаются низким уровнем владения цифровыми компетенциями», - отмечает в своей работе Ж.Б. Есмурзаева13.

Выступая на 56-й сессии Комиссии ООн по социальному развитию Маса-ко Вакамия, что 82-летний японский программист отметила: «Цифровые навыки могут быть эффективны для того, чтобы пожилые люди чувствовали себя наделенными полномочиями и могли контролировать свою собственную жизнь. Цифровые навыки помогают нашим отношениям с нашими семьями, нашими сообществами и даже за их пределами. Они также помогают пожилым людям общаться, облегчать боль одиночества и проявлять творческий подход»14.

В Мадридском международном пла-

12 Обзор использования смартфонов в Рф. // URL: https://mobile-review.com/arti-cles/2021/top20-2020-russia.shtml (Дата обращения: 10.11.2023).

13 Есмурзаева Ж.Б. Цифровая социализация людей старшего возраста в России. Россия и мировые тенденции развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2023. С. 33-41.

14 Why Are Digital Skills Critical For Older

Persons? // URL: https://social.desa.un.org/sdn/ why-are-digital-skills-critical-for-older-persons

(Дата обращения: 17.11.2023).

не действий по проблемам старения (MIPAA), который способствует созданию «Общества для всех возрастов», признается, что технологии могут использоваться для объединения людей и тем самым способствовать сокращению маргинализации, одиночества и сегрегации по возрастам15.

Сегодня многие пожилые люди во всем мире остаются уязвимыми к цифровой изоляции и с наименьшей вероятностью используют потенциал инновационных технологий, которые мешают им в полной мере участвовать в социальной, культурной, экономической и политической жизни. Чтобы создать «общество для всех возрастов», необходимо инвестировать в цифровое образование для пожилых людей и обеспечить, чтобы у каждого в каждом обществе была возможность приобрести цифровые навыки.

В систематическом обзоре Гейтса и Уилсон-Менцфельда было подчеркнуто, что пожилые люди часто негативно воспринимают собственное старение, и продемонстрировано, как это влияет на обучение цифровым навыкам16. Этому стереотипу, по мнению авторов, необходимо бросить вызов при инициировании программ обучения цифровым навыкам путем поощрения индивидуальных стилей обучения. содействие расширению прав и возможностей посредством учебной среды также критически важно для поддержки обучения цифровым навыкам. Для эффективности освоения цифровых навыков пожи-

15 The 2002 Madrid International Plan of Action on Ageing. // URL: https://www.population-trends-asiapacific.org/mipaa (Дата обращения: 17.11.2023).

16 Gates J.R. and Wilson-Menzfeld G. What role does geragogy play in the delivery of digital skills programs for middle and older age adults? A systematic narrative review. J. Appl. Gerontol. 2022. № 41. P. 1971-1980.

лыми людьми необходимо признание их особых потребностей, установление взаимопонимания с учащимися в безопасном пространстве и обеспечение соответствия результатов ожиданиям и потребностям учащихся. Наконец, собственные потребности человека должны быть центральными в обучении посредством персонализации. В совокупности эти факторы могут улучшить реализацию и результаты программ обучения цифровым навыкам, повышая устойчивость программ с течением времени. «Принципиально важно, чтобы теории обучения, такие как критическая гералогия, были встроены в программы обучения цифровым навыкам, чтобы устранить неправильное представление о том, что «подойдет любой тип обучения»17.

Следует отметить, что пожилые люди не исключены из цифрового пространства полностью, они используют отдельные цифровые технологии, включая, например, онлайн-и-гры, совместное использование видео на YouTube и мультимедийную коммуникацию, способны заказать доставку продуктов посредством смартфонов и т.д. Однако некоторые из них продолжают испытывать цифровую изоляцию из-за отсутствия уверенности в использовании компьютеров, Интернета и других коммуникационных технологий.

Цифровая изоляция — это явление, вызванное «неспособностью получить доступ к цифровым ресурсам или использовать их»18. Это явление приведет к социальной изоляции отдельных лиц и лишит их уникальных возможностей и привилегий, доступных через он-лайн-сервисы. Многие пожилые люди

17 Там же.

18 Ageing and digital technology. - New York, Springer Berlin Heidelberg, 2019.

в настоящее время внедряют технологии для таких видов деятельности, как общение, онлайн-игры и развлечения. Тем не менее, большое число пожилых людей по-прежнему сталкиваются с цифровой изоляцией, поскольку испытывают трудности в обучении цифровым навыкам. основными проблемами в обучении, с которыми сталкиваются пожилые люди при овладении цифровыми навыками, являются:

- возрастные барьеры,

- проблемы, связанные с технологическими особенностями или дизайном,

- восприятие низкой самоэффективности,

- негативное отношение общества,

- сложность учебных материалов.

Решение этих проблем потребует

коллективных усилий различных групп людей, включая разработчиков технологий, исследователей, членов семей, преподавателей курсов и даже разработчиков тренингов и программ.

Для обеспечения того, чтобы у всех людей, включая пожилых людей, были возможности развить уверенность в использовании цифровых технологий, необходимо обеспечить эффективное обучение цифровой грамотности. Существуют различные способы, которыми люди могут приобрести навыки и уверенность в использовании цифровых технологий.

Чтобы обеспечить всем людям, включая пожилых людей, возможность развивать уверенность с помощью цифровых технологий, необходимо обеспечить качественное обучение цифровой грамотности. Первым шагом в этом процессе является понимание общих проблем, с которыми пожилые люди могут столкнуться при обучении использованию цифровых технологий во время практических занятий и облегченного взаимодействия. Как только

этот шаг будет завершен, появятся необходимые знания для поиска эффективных способов улучшения изучение опыта пожилых людей для содействия их вовлечению в цифровую жизнь.

Автор бестселлера «Дизайн повседневных вещей» Дон норман утверждает, что суть хорошего продукта заключается в его способности понравиться широкому кругу пользователей, включая инвалидов и пожилых людей19. Мы разделяем точку зрения Дона и полагаем, что вместо разработки образовательных продуктов специально для пожилых людей дизайнеры и исследователи должны сосредоточиться на создании технологий, которые могут легко использоваться пользователями с разными языками, культурами и отличающимися физическими и умственными способностями. Более того, ценность таких продуктов можно повысить, сделав их интересными и простыми в использовании, а также включив функции, которые вдохновляют пользователя на перспективу взаимодействия с продуктом и обучения его использованию.

Члены семьи могут сыграть решающую роль в повышении осведомленности пожилых людей о потенциальных преимуществах и использовании цифровых технологий. Кроме того, они могут обеспечить мотивацию и поддержку для овладения цифровыми навыками. Помимо семьи, социальное влияние также влияет на убеждения человека в самоэффективности. В то время как стереотипы могут демотивировать пожилых людей от использования цифровых технологий, позитивное отношение

19 Norman D. I wrote the book on user-friendly design. What I see today horrifes me. // URL: https://www.fastcompany.com/90338379/i-wrote-the-book-on-user-friendlydesign-what-i-see-today-horrifes-me (Дата обращения: 10.11.2023)

общества к использованию технологий пожилыми людьми, движимое эмпати-ей, может способствовать включению пожилых людей в цифровую жизнь.

В свою очередь, учебные программы по освоению цифровых навыков пожилыми людьми должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей этой категории учащихся и предпочтительных для них стилей обучения. Учебная деятельность должна основываться на индивидуальных интересах и хобби и включать социальное взаимодействие между единомышленниками, чтобы сделать учебные занятия более увлекательными.

References / Список литературы

[1] Есмурзаева Ж.Б. Цифровая социализация людей старшего возраста в России. Россия и мировые тенденции развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2023. С. 33-41.

Esmurzaeva Zh.B. Digital socialization of older people in Russia. Russia and global development trends. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. - Omsk, 2023. P. 33-41.

[2] Крюкова Д.А., Лысак Л.А., фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 321.

Kryukova D.A., Lysak L.A., Fursa O.V. A healthy person and his environment. - Rostov n/d: Phoenix, 2003. P. 321.

[3] Обзор использования смартфонов в РФ. // URL: https://mobile-review.com/articles/2021/ top20-2020-russia.shtml (Дата обращения: 10.11.2023).

Review of the use of smartphones in the Russian Federation. // URL: https://mobile-review.com/arti-cles/2021/top20-2020-russia.shtml (11.10.2023).

[4] Подольский А.И., Ермолаева М.В., Шоркина Н.А. Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения: моногр. — М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2022. С. 29.

Podolsky A.I., Ermolaeva M.V., Shorkina N.A. An elderly person as a subject of study, support and communication: monograph. - M.: Publishing house. House of the Higher School of Economics, 2022. P. 29.

[5] Age UK. Digital inclusion evidence review. Lon-

don: Age UK. 2018.

[6] Ageing and digital technology. - New York, Springer Berlin Heidelberg, 2019.

[7] Bower, G., Grant, A., and Nielsen, A. (2021). Clos-

ing the digital divide for good an end to the digital exclusion of children and young people in the UK. London: Carnegie UK.

[8] Eurostat (2017). Digital economy and society in the EU. Luxembourg: Eurostat

[9] Gates J.R., Wilson-Menzfeld G. What role does geragogy play in the delivery of digital skills programs for middle and older age adults? A systematic narrative review. J. Appl. Gerontol. 2022. № 41. P. 1971-1980.

[10] Honeyman M., Maguire, D., Evans, H., and Da-vies, A. (2020). Digital technology and health inequalities: A scoping review. Cardiff: Public Health Wales NHS Trust.

[11] Norman D. I wrote the book on user-friendly design. What I see today horrifes me. // URL: https://www.fastcompany.com/90338379/i-wrote-the-book-on-user-friendlydesign-what-i-see-today-horrifes-me (Дата обращения: 10.11.2023)

[12] Office for National Statistics [ONS] (2019). Living longer: Is age 70 the new age 65? // URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationand-community/birthsdeathsandmarriages/ageing/ articles/livinglongerisage70thenewage65/2019-11-19#:~:text=1.-,When%20does%20older%20 ag e % 20begin %3F,could %20draw% 20 their%20State%20Pension (Дата обращения: 17.11.2023).

[13] The 2002 Madrid International Plan of Action on Ageing. URL:https://www.population-trends-asiapacific.org/mipaa (Дата обращения: 17.11.2023).

[14] Van Kessel, R., Hrzic, R., O'Nuallain, E., Weir, E., Han Wong, B. L., Anderson, M., et al. Digital health paradox: International policy perspectives to address increased health inequalities for people living with disabilities. J. Med. Internet Res. 24:e33819. 2022.

[15] Why Are Digital Skills Critical For Older Persons? // URL: https://social.desa.un.org/sdn/ why-are-digital-skills-critical-for-older-persons (Дата обращения: 17.11.2023).

[16] Why Are Digital Skills Critical For Older Persons? // URL: https://social.desa.un.org/sdn/ why-are-digital-skills-critical-for-older-persons (Дата обращения: 17.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Wilson-Menzfeld G., Gates J.R., Moreland M., Raw H., Johnson A. (2023) Learning digital skills online: empowering older adults through one-to-one, online digital training provision. Front. Psychol. 14:1122277.

[18] World Health Organization. World Population Ageing 2023. New York, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.