Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ СТРАН ЕС'

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ СТРАН ЕС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / АНТРОПОГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В.

В статье рассматривается проблема цифровой социализации пожилых людей в современном мире. Анализ исследований показал, что в странах Европейского Союза накоплен достаточный опыт в выстраивании стратегии и ее реализации по вовлечению людей старшего возраста в процессы цифровизации. Цифровая социализация позволит пожилым людям в полном объеме пользоваться электронными услугами и сервисами с учетом основных правил кибербезопасности. Обучение цифровым навыкам должно проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Есмурзаева Ж.Б., Новикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INCLUSION OF OLDER PERSONS: THE EU POLICY

The article describes digital inclusion of older persons in recent years. The analysis of researches showed that in the countries of the European Union there is sufficient experience in building a strategy and its implementation to involve older persons in digitalization. Digital inclusion increases opportunities for healthy and active ageing, including social and economic participation. Digital skills training should be conducted taking into account age and psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ СТРАН ЕС»

Есмурзаева Ж. Б., Новикова Е.В.Цифровая социализация людей старшего возраста: опыт стран ЕС// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 4 (27) октябрь - декабрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/4/00988.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 376

Есмурзаева Жанбота Бауржановна

зав. кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск zhb. yesmursaeva@om gau. org

Новикова Елена Владимировна

доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск evl. novikova@omgau.org

Цифровая социализация людей старшего возраста: опыт стран ЕС

Аннотация: В статье рассматривается проблема цифровой социализации пожилых людей в современном мире. Анализ исследований показал, что в странах Европейского Союза накоплен достаточный опыт в выстраивании стратегии и ее реализации по вовлечению людей старшего возраста в процессы цифровизации. Цифровая социализация позволит пожилым людям в полном объеме пользоваться электронными услугами и сервисами с учетом основных правил кибербезопасности. Обучение цифровым навыкам должно проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей.

Ключевые слова: пожилые люди, цифровая социализация, Европейский Союз, антропогогика.

Глобализация и вовлеченность все большего количества потребителей Интернета обусловливают определенные подходы к подготовке пользователей к работе в глобальной сети. По данным компании ExLibris, Лидера Российского рынка медиаизмерений, на январь 2021 года Интернетом пользуются около 60% населения всего мира, при этом за год количество увеличилось на 7,3%. Статистические данные по Российской Федерации представлены в следующих категориях: 85% пользуются Интернетом, 67,8% являются активными участниками социальных сетей, 157% населения используют мобильные устройства с подключением нескольких симкарт [1]. При таком количестве пользователей все еще остается категория людей старшего возраста, которым необходимо развивать и совершенствовать цифровые компетенции. Возможность общения с родственниками и друзьями, быть социально активными и уметь пользоваться электронными сервисами позволяет пожилым людям чувствовать себя увереннее и сохранять позитивное отношение к жизни. Используемое понятие 'цифровая социализация' предполагает приспособление и адаптацию пожилых людей к возникающим условиям электронного взаимодействия с индивидами, организациями, органами власти, результатом чего выступают различные формы их личной и социальной активности в виртуальной среде. В современных условиях

социальная эксклюзия людей старшего возраста обусловлена не столько экономическими факторами, состоянием здоровья и условиями жизни, сколько возможностями доступа к современным информационным ресурсам [2].

В России проблеме цифровой социализации пожилых людей стали активно заниматься с 20-х годов XXI века. В работах А.А.Кудряшовой, Л.А.Чаусовой, О.В.Заяц, Т.Ю.Степановой описан опыт обучения информационным технологиям через различные формы дополнительного образования [3; 2; 4]. Т.А. Брачун и И.А. Желтова полагают, что взрослые слушатели особенно остро ощущают потребность в безопасности. Оптимальной, по их мнению, для обучения взрослых является теплая, дружественная обстановка [5]. Л.Г. Каззакулова рассматривает основные принципы при работе со взрослой аудиторией [6]. В работе Ю.Н. Переляева и Ю.В.Чепурко представлена трехэтапная организация учебного процесса по повышению качества компьютерных навыков у пенсионеров Иркутской области [7]. Однако, в большинстве публикаций представлены механизмы обучения, а не концептуальные подходы к адаптации описываемой категории населения к цифровой среде.

В нашей работе предпринята попытка описания опыта Европейского Союза по созданию концептуального подхода к цифровой социализации людей старшего возраста. В качестве материала исследования мы использовали ресурсы Европейского Союза и Европейской экономической комиссии ООН, а также открытые источники.

В соответствии со стратегией Европейской экономической комиссии цифровая интеграция и расширение прав и возможностей пожилых людей в эпоху цифровых технологий требуют принятия ряда политических мер, которые позволят:

— обеспечить равный доступ к товарам и услугам, оказываемым посредством цифровых технологий и включая такие ресурсы, как электронное правительство (e-Government), электронный банкинг (e-banking), электронная коммерция (e-commerce), электронное обучение (e-learning) и телемедицина (telehealth services). Они должны быть доступны и легки в использовании с круглосуточном офлайн-доступом.

— Повысить цифровую грамотность для минимизации пробелов в цифровых навыках и, таким образом, обеспечить обучение безопасному пользованию в цифровой среде. Обучение должно осуществляться как между людьми одного возраста, так и между разными поколениями с целью предотвращения дискриминации по возрастному признаку.

— Использовать потенциал цифровых технологий для активного и здорового старения, благополучия и расширение прав и возможностей пожилых людей, в том числе с помощью цифровых средств связи. Такой подход способствует снижению уровня одиночества и социальной изоляции, поскольку цифровые технологии являются отличным способом создания возможностей для самостоятельной жизни в преклонном возрасте.

— Обеспечить защиту прав человека пожилых людей в цифровую эпоху путем создания этических, транспарентных и безопасных цифровых сред и услуг посредством политики, защищающей достоинство, автономию, конфиденциальность.

В качестве ожидаемых результатов внедрения стратегии видится сокращение цифрового разрыва и расширение охвата пожилых людей, владеющих цифровыми технологиями, а также расширение возможностей получения выгод и преимуществ цифровизации со сниженными сопутствующими рисками [8].

Отметим, что в стратегии подчеркивается важность участия пользователей для более инклюзивного проектирования. Включение пожилых людей с инвалидностью и без инвалидности в процессы разработки цифровых технологий может повысить удобство для пользователей, а также актуальность цифровых технологий, если учитывать потребности и предпочтения пожилых людей. Их активное участие может также бросить вызов укоренившимся стереотипам в отношении «пожилых пользователей технологий», которые часто интернализуются самими пожилыми людьми, негативно сказываясь на уверенности в себе и препятствуя использованию цифровых технологий.

Так, новый проект в Словакии предусматривает анализ, тестирование и повышение уровня цифровых навыков пожилых людей в 2023-2026 годах, в рамках которого

планируется обеспечить бесплатное базовое обучение цифровым навыкам для девяти тысяч пожилых людей. В рамках этого проекта для обучения людей в домах по уходу и общинных центрах будут привлекаться более грамотные пожилые люди, «цифровые чемпионы».

В проекте Silver Surfer в Люксембурге уже используется метод «пожилые люди для пожилых людей». Целью является привлечение добровольцев старшего возраста, специально обученных кибербезопасности, для подготовки других пожилых людей безопасному использованию цифровых технологий.

Существующие программы профессиональной подготовки представителей разных поколений, такие как австрийский проект «Краткая информация о технологии», в рамках которого молодые люди организуют учебные курсы по использованию настольных устройств и смартфонов для пожилых людей вблизи дома, направлены на цифровую социализацию людей старшего возраста.

Представляет интерес проект группы исследователей по вопросам антропогогики под руководством Петры Брэндл (Petra Brändle). Проект Be Smart Seniors (BESS) был поддержан в период с октября 2018 года по сентябрь 2020 года программой Европейского Союза Erasmus + в области образования, обучения, молодежи и спорта. Команда проекта состояла из представителей организаций Венгрии, Словении, Финляндии и Лихтенштейна. Целевую группу составили взрослые люди старше 60 лет, проживающих в странах, реализующих проект. В цели проекта входили:

- разработка модели обучения между поколениями, в которую в основном входят молодые родственники пожилых людей, с целью помощи им приобрести базовые IT-навыки.

- Разработка коллекции обучающих онлайн-видео по темам, адаптированным к потребностям целевой группы. Короткие учебные материалы с особым педагогическим и андрагогическим подходом, посвящены международным и национальным темам и направлены на ознакомление пожилых людей с услугами и технологиями с целью научить их пользоваться ими.

- Создание среды онлайн-обучения, в которой пожилые люди могут легко найти учебные материалы, соответствующие их потребностям. Интерфейс подойдет как для выполнения социальных, так и для коммуникативных функций.

- Краткое руководство для целевой группы о том, как создавать свои собственные учебные материалы по хобби с помощью простых средств. Например, как делиться своими воспоминаниями с другими (в форме блога) и как передать свои знания и жизненный опыт на конкретная тема для подрастающего поколения.

В результате проведенной работы создан пятиязычный сайт Be Smart Seniors с адаптивным и дружественным интерфейсом. Организация материалов, включая текстовые и видео сообщения, соответствует возрастным особенностям его пользователей. По мнению разработчиков проекта, полученные результаты призваны поддержать концепцию модели обучения между поколениями и обеспечить ориентацию и фокус при разработке учебных программ [9].

Полагаем, что вышеописанный опыт стран Европейского Союза может быть применен для цифровой социализации пожилых людей в Российской Федерации. Обучение цифровым навыкам должно проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей и быть адаптировано под потребности людей старшего возраста.

Ссылки на источники

1. Сайт компании ExLibris. Режим доступа: https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru/ (Дата обращения 29.12.2021)

2. Заяц О. В. Центры социального обслуживания как агенты цифровой социализации людей старшего возраста: на примере организации курсов компьютерной грамотности / О. В.

Заяц, Н. В. Осмачко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 9(77). - С. 15-19. - DOI 10.24158/spp.2020.9.1.

3. Кудряшова А. А. Роль освоения информационных технологий людьми старшего возраста в современном обществе / А. А. Кудряшова, Л. А. Чаусова // Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей : Сборник научных трудов Второй региональной научно-практической конференции, Калуга, 17 декабря 2019 года. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. - С. 181-187.

4. Степанова Т. Ю. Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы "Обучение компьютерной грамотности" / Т. Ю. Степанова, Л. В. Ламонина // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - № 1(4). - С. 22.

5. Брачун Т. А. Особенности обучения людей пожилого возраста использованию современных информационных технологий / Т. А. Брачун, И. А. Желтова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 14. - С. 285-289.

6. Казаккулова Л. Г. Из опыта обучения людей пожилого возраста использованию компьютера / Л. Г. Казаккулова // Наука и производство Урала. - 2017. - № 13. - С. 89-91.

7. Переляев, Ю. Н. Освоение информационных технологий как непрерывность образования в пожилом возрасте / Ю. Н. Переляев, Ю. В. Чепурко // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в истории и современности : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института, Иркутск, 08 ноября 2019 года. - Иркутск: Изд-во «Иркут», 2019. - С. 367-370.

8. Ageing in the Digital Era: UNECE Policy Brief on Ageing No. 26 July 2021 [электронный ресурс]. Режим доступа: https://unece.org/sites/default/files/2021-07/PB26-ECE-WG.1-38.pdf (Дата обращения 29.12.2021)

9. BESS project [электронный ресурс]. Режим доступа: http://smartseniors.eu/results/ (Дата обращения 29.12.2021)

Zhanbota Esmurzaeva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEIHE OmskSAU, Omsk zhb.esmurzaeva@omgau.org

Elena Novikova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk evl.novikova@omgau.org

Digital inclusion of older persons: the EU policy

Abstract: The article describes digital inclusion of older persons in recent years. The analysis of researches showed that in the countries of the European Union there is sufficient experience in building a strategy and its implementation to involve older persons in digitalization. Digital inclusion increases opportunities for healthy and active ageing, including social and economic participation. Digital skills training should be conducted taking into account age and psychological characteristics.

Keywords: older persons, digital inclusion, the European Union, anthropogogic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.