DOI: 10.17805/trudy.2022.1.5 ЖУРНАЛИСТИКА
ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР, ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
О.Е. Коханая Московский гуманитарный университет
Аннотация: Автор выявляет специфику воздействия новых медиа, мессенджеров, социальных сетей на подрастающее поколение
Ключевые слова: новые медиа; социальные сети; суицид; преступность; дети; подростки; юношество; медиаобразование
DIGITAL MEDIA AS A FACTOR PROVOKING DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS
O.E. Kohanaya Moscow University for the Humanities
Abstract: The author reveals the specifics of the impact of new media, messengers, social networks on the younger generation
Keywords: new media; social networks; suicide; crime; children; teenagers; youth; media education
Несовершеннолетние во все времена были и остаются самой уязвимой частью общества, так как, в виду возрастных особенностей они отличаются неустойчивой психикой, несформировавшейся до конца системой ценностных ориентаций, потребностями социализации и самоактуализации. Все это делает их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые могут уверенно противостоять. Детский и подростковый возраст, период становления личности, является одним из сложнейших возрастных периодов. Обращаясь к психологическим особенностям молодого поколения, необходимо отметить, что подростки - только начавшие формироваться личности, знания и опыт которых не дают их убеждениям быть непоколебимыми и окончательными. Они эгоцентричны, чувствительны к оценке окружающих, самонадеянны в своих суждениях, при этом хотят быть признанными и оцененными. Сложности подросткового возраста и необъективная самооценка личности могут привести к проблемам безопасного вхождения их в социум. Несовершеннолетние намеренно отрицают общепринятые правила, нормы и авторитеты, что часто выливается в агрессию и конфликты с обществом. На деструктивное поведение подростка влияют не только социальные, психологические, биологические факторы, но и воздействие современной медиасреды, в которую сегодня прочно интегрированы дети и подростки.
В XXI в. человек перманентно пребывает в масс-медийном поле и большую часть информации получает из средств массовой информации, при этом современная медиасреда существенно расширилась благодаря интеграции с сетью Интернет, социальными сетями и блогосферой. Многие российские издания, телеканалы, радио имеют интернет-версии, Telegram-каналы, странички в сетях Facebook, Twitter, Instagram и даже TikTok. При этом активными пользователями электронных медиа являются дети и подростки. Известные исследователи социальных медиапрактик Д.В. Дунас и Е.А. Салихова в результатах исследования ключевых мотивов медиапотребления российской молодежи посредством глубинных интервью выявляют ««эффект перевернутой пирамиды Маслоу»: особое значение для молодежной аудитории в процессе медиапотребления приобретают самоактуализация и социализация, меньшее - удовлетворение базовых информационных потребностей, связанных с физиологическими нуждами и ощущением безопасности» (Дунас, Салихова, 2020: 225). Находясь в сети Интернет, подросток активно взаимодействует с медиамиром, при этом есть как положительные, так и отрицательные стороны такой коммуникации. Наряду с полезной и необходимой информацией юные пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Неконтролируемая подача информации о социальных проблемах детей и подростков способна разрушительно влиять на формирования морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Ответственность журналистики и средств массовой информации при освещении и анализе конфликтной картины мира крайне высока, а в современных условиях цифровизации и медиатизации социальной реальности она только возрастает (Головин, 1016: 51). Потенциальная информация журналистики становится информацией реальной, обновляемой в процессе ее освоения медиа-аудиторией. Непрерывно обновляясь на основе событийности в сознании личности, различных общностей, источники информации формируют устойчивую картину мира, состоящую как из конструктивных, так и из деструктивных элементов. Важно также обозначить, что непрерывное в условиях цифрового пространства взаимодействие медиаканалов, медиаконтента, его производителей, с одной стороны, и потребителей, аудиторной составляющей, с другой стороны, приводит к «взаимодействию в медиасреде явлений общественной и индивидуальной природы, влияющих на социальную и индивидуальную жизнь» (Шкондин, Свитич, Смирнова, 2020: 600), что крайне повышает ответственность журналистики и медиа в реализации информационной роли как фактора предотвращения социальных конфликтов.
Актуальность данной темы обусловлена ростом числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях (демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, нарушение общественного порядка, хулиганство, алкоголизм, открытая агрессия), при этом увеличением влияния медиасреды на юное поколение. Под воздействием
социальных сетей, мессенджеров, средств массовой информации, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, музыкального контента (Смеюха, 2013: 101) появляются новые формы девиантного поведения несовершеннолетних, среди которых необходимо отметить создание сообществ в социальных сетях, пропагандирующих суицидальные наклонности, самоповреждение, вхождение в экстремистские группы, открыто демонстрируемой агрессии, вооруженных нападений, происходящих на территории школы и прочее. При этом юные пользователи считают важным снять на видео процесс физической расправы, вооруженного нападения, намеренного повреждения своего тела и выложить в сеть для самопрезентации и роста популярности. Подростковый и юношеский аудиторный сегмент ориентируется на транслируемые популярные медиа-образы, в связи с этим необходимо выработать критерии оценивания воздействия на молодое поколение средств массовой информации для детей, подростков и юношества, выявить новые формы эффективного взаимодействия с молодежной аудиторией, в том числе посредством традиционных СМИ. Исследователь медиасреды Л.О. Аббазова также считает, что важной проблемой несовершеннолетних является девиантное поведение, а именно такие его виды, как суицид, жестокость по отношению к людям, совершение убийств (Аббазова, 2018). Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, важнейшими из социальных проблем среди детей и подростков, являются: наркомания, преступность, самоубийства или попытки самоубийства (От чего, 2018: Электр. ресурс).
Важную роль в освещении социальных проблем детей и подростков играет современная медиасреда, которая является сферой средств массовых, почти полностью электронных коммуникаций. Мотивы «обращения школьников к медиа с их базовыми психологическими потребностями, такими, как стремление к познанию и информации, потребность в общении и группировании со сверстниками, желание «примерить» на себя различные социальные роли, необходимость сформировать «я-концепцию»» (Толоконникова, 2020: 229). Согласно мониторингу сетевых СМИ, чаще всего освещаются такие социальные проблемы детей и подростков, как агрессия, насилие, суицид и преступность. Чтобы понять природу социальных проблем детей и подростков и роль современной медиасреды, необходимо вникнуть в суть данной проблемы.
Важнейшая социальная проблема — это подростковые и детские самоубийства. Основоположник социологии воспитания Э. Дюркгейм считал, что суицид — это «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца» (Дюркгейм, 1994: 339). Всемирная организация здравоохранения рассматривает суицид как преднамеренный акт убийства самого себя (Самоубийства, 2019: Электр. ресурс). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно
более 800 000 человек кончают жизнь самоубийством. Среди подростков суицид является третьей ведущей причиной смерти (Россия, 2020: Электр. ресурс). В современной России проблема суицида среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Например, только за 2018 г. число детских суицидов в России за год выросло почти на 14%. Если в 2017 г. было зафиксировано 692 детских суицида, в 2018 г. — 788. Причем 20% приходится на май - время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) (Балдина, 2019: Электр. ресурс).
Суицидальныепопытки подростков связаныс психическими расстройствами, невротическим состоянием, сложной семейной ситуацией, с проблемами самореализации в референтной группе, из-за всевозможных стрессовых ситуаций. Профильными специалистами суицид рассматривается как способ избегания непереносимой ситуации или призыв о помощи. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, ощущали одиночество, депрессию и беспокойство, протестовали таким образом против безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Чаще всего, дети и подростки не хотят прощаться с жизнью, они просто мечтают стать значимыми.
С появлением Интернета и социальных сетей проблема подросткового суицида приобрела масштабный характер. Несмотря на то, что дети и подростки могут с легкостью ориентироваться в информационных потоках, отсеивая информационный мусор, они не всегда понимают, что информация, оставленная ими для личного пользования, как интересная или полезная, зачастую является опасной для них самих, поскольку пользователь, отправляя свои персональные данные, не задумывается о мерах безопасности, о том, что личная информация может быть украдена и использована во вред ему.
Особый резонанс вызвала группа суицидальной направленности «Синий кит» в социальной сети «ВКонтакте». Данное сообщество вело игру с несовершеннолетними пользователями: подросткам давались задания, выполнение которых в итоге приводило к смерти, то есть пользователи систематически, методично подталкивались к самоубийству.
В СМИ впервые заговорили о «группах смерти» в 2016 г., после публикации статьи Галины Мурсалиевой в «Новой газете» (Мурсалиева, 2016: Электр. ресурс). В репортаже подробно описан механизм действия игры, кураторами которой являются взрослые люди, знающие психологию и умеющие внушать детям и подросткам ложные ценности. С помощью угнетающих песен, провокационных фраз, создания конференций в социальной сети с единомышленниками, которые желают совершить суицид, кураторы негативно влияют на сознание ребенка. Подросток становится уязвим по отношению к деструктивным действиям в период разочарований и самостоятельно вступает в закрытые группы в социальных сетях, чтобы найти поддержку со стороны, так как большинство родителей привыкли
не придавать значение переживаниям своих детей. Поэтому автор настаивает на прочтении статьи родителями, которые могут ещё спасти своих детей от гибели. По данным «Новой газеты», только за 2016 г. погибло от подобных действий в «группах смерти» 130 детей. После публикации данного материала Роскомнадзор стал активно блокировать группы в социальных сетях, пропагандирующие самоубийства, против кураторов таких сообществ были возбуждены уголовные дела. С начала 2017 г. федеральная служба заблокировала более 31 тысячи «групп смерти» и личных страниц с призывами к самоубийству (Роскомнадзор, 2019: Электр. ресурс). Однако несмотря на это, в 2018 г. «Известия» написали о том, что «Синий кит» переродился в «Новый путь», продолжая убивать детей и подростков («Синий кит», 2018: Электр. ресурс). Игра носила другое название и, чтобы попасть в общую конференцию, которая создавалась уже в социальной сети «Telegram», необходимо было написать определенные хэштеги на своей странице «ВКонтакте». Однако сеть уже автоматически блокировала пользователя, и лишь немногие смогли попасть в закрытое сообщество.
Несмотря на это, подобные группы продолжают расти и набирать популярность уже в других социальных сетях. В видехостинге TikTok, который набрал популярность в начале 2020 г., начался активный призыв к массовому суициду, назначенный на 3 марта 2021 г. Посты распространялись с хэштегом #3марта, начиная с конца февраля, и уже к 1 марта набралось более 700 видеороликов. Помимо этого, появляются сообщества, направленные на призывы к аутоагрессии, т.е. умышленному причинению себе вреда. Так, в Telegram можно найти сообщества, посвященные самоповреждению, где состоит около 2 тысяч подростков.
Социальные сети на данном этапе являются важным механизмом социализации современных детей, подростков и юношества, которые в глобальной паутине ищут не только интересный им контент, но и ответы на интересующие их вопросы, делятся событиями своей жизни, наблюдениями за жизнью других, в том числе и лидеров мнений, оценивают, рефлексируют, на основании чего формируется картина мира личности. Усилия по предотвращению самоубийств требуют координации и совместной работы целого ряда секторов общества и государства, включая СМИ.
Тревожной тенденцией в современном социуме продолжает оставаться преступность среди подростков. Как отмечают российские исследователи А.С. Корнеев, В.А. Кузнецов, совершение преступления несовершеннолетними приводит к формированию так называемого «резерва» преступности, так как более 2/3 рецидивистов совершили свое первое преступление именно в подростковом возрасте (Корнеев, Кузнецов, 2010: 98). В России, по данным прокуратуры, более 40 тысяч преступлений ежегодно совершаются подростками или при их участии. Почти 145 тысяч подростков, поставлено на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста (Особо, 2020: Электр.
ресурс). Всего в России за 2020 г. было выявлено 33 575 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления (Показатели, 2021: Электр. ресурс). Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, большинство подростков совершают преступления против собственности (Генпрокуратура, 2020: Электр. ресурс), где основное место занимают кражи, затем следуют грабежи, разбои, вымогательства (83,1%). Зачастую, дети с раннего возраста занимаются мелким воровством, иногда это перерастает в крупные кражи; уже тогда несовершеннолетние становятся фигурантами уголовных дел.
Преступления против здоровья и жизни среди подростков составляют 7,6%. В последнее время возросла популярность прямых эфиров в социальных сетях, во время которых юные блогеры снимают на видео жестокие драки и даже убийства с целью роста популярности. Однако помимо известности дети и подростки получают ещё и уголовные наказания. Например, в начале 2021 г. четыре подростка из США, в возрасте от 12 до 14 лет, нанесли тяжкое ранение другой школьнице, которая впоследствии скончалась в больнице. При этом весь инцидент транслировался онлайн в социальной сети «Instagram».
Причинами правонарушений несовершеннолетних могут быть проблемы во взаимоотношениях с родителями, дезорганизация семьи, впоследствии, чтобы компенсировать дефицит общения с родителями, ребенок ищет контакты вне семьи, попадая в различные девиантные группировки, из которых не хочет больше выходить. Нельзя исключать того факта, что подростки часто совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения или под наркотическими веществами. Примером может послужить ДТП, которое произошло в Новочеркасске, вызвавшее общественный резонанс благодаря информации в СМИ. Четырнадцатилетний подросток, после празднования своего дня рождения, решил сесть за руль легкового автомобиля своих родителей и совершить поездку по городу вместе с друзьями, все — несовершеннолетние. При этом подростки находились в состоянии алкогольного опьянения. Именинник не справился с управлением и на полной скорости врезался в дерево. В результате происшествия все пассажиры погибли, а по факту инцидента возбуждено уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Надо отметить низкий уровень правовой грамотности детей и подростков. Школьники не всегда знают, что то или иное деяние может повлечь за собой уголовное или административное наказание. Поэтому кражи, нанесение физического вреда здоровью, повреждение ценных вещей (статуй в общественном парке, к примеру) совершаются подростками, которые зачастую находятся в неведении об ответственности за содеянное. Правовое образование должно быть неотъемлемой частью школьный программы, являться тематическим направлением социальной рекламы. Необходимо в доступной форме объяснять детям о действиях, нарушающих закон, и ответственность за них. Средства
массовой информации также имеют большое значение в формировании правовой культуры у несовершеннолетних: размещая материалы с информацией о том, какие нарушения являются уголовно наказуемыми, медиа могут способствовать правовому просвещению детей и подростков.
Среди таких социокультурных институтов, как семья, учреждения образования и досуга, окружение друзей, находятся и современные масс-медиа. Анализ влияния цифровых медиа на современного ребенка показал, что содержание медиа-информации находит отражение в его сознании, формирует отношение к действительности, влияет на поведение. Доминирующим каналом получения информации, эффективно воздействующим на детей и подростков, сегодня стал интернет. К положительным аспектам медиа-воздействия относятся: удовлетворение познавательных запросов, расширение кругозора, развитие творческой активности, а также консультативная помощь в построении диалога в семье, в среде сверстников при появлении какой-либо проблемы. К негативным аспектам - просмотр в большом объеме нежелательного контента: непристойные материалы, подробная информация о физической расправе, совершения самоубийства, сведения о наркотических веществах; добровольная социальная изоляция: сокращение количества личных встреч, так как большая часть времени уходит на виртуальное взаимодействие на онлайн-платформах; анонимная коммуникация. Необходимо отметить, что девиантное поведение подростка зависит не только от просмотра какого-либо медиаконтента. Само по себе сообщение в СМИ не может привести к антиобщественному поведению подростка, решающим фактором девиантного поведения являются моральные ценности и установки несовершеннолетнего, сложившиеся в детстве, психологическая обстановка в семье.
Необходимо отметить и положительный потенциал новых медиа. которые активно взаимодействуют с детьми и подростками, выявляя актуальные проблемы и способствуя их решению. Для этого средства массовой информации используют форматы подачи информации, наиболее актуальные для юного поколения. Сюда входят: подкасты, мультипликации, видеоролики, тесты, коммуникация через социальные сети, публикации журналистских материалов подростков о волнующих их темах, создания ими единиц медиатекста как переживания творческого опыта. Примечательно, что в интернет-изданиях, направленных на освещение социальных проблем несовершеннолетних, существуют разделы как для детей, так и для родителей. Тем самым подчеркивается, что выход из трудной жизненной ситуации ребенка зависит не только от самого ребенка, но и от родителей, так как на решение социальных проблем подрастающего поколения влияет, в первую очередь, семейная обстановка. Надо также отметить, что навык отличия достоверной информации от деструктивной формируется благодаря участию в медиаобразовательном процессе не только детей, но и родителей. Крайне важно использовать отечественные средства массовой информации как «институт, формирующий общественное сознание, ценностный потенциал
отдельной личности, некий механизм, способствующий решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости, выработки гуманистических ценностей, осознания сопричастности к обществу, государству, национальной культуре» (Коханая, 2009: 15). Таким образом, освоение социальной действительности с помощью цифровых медиаресурсов может порождать не только девиантное поведение детей и подростков, но и способствовать формированию высокоразвитой личности с необходимыми навыками существования в новом информационном медиапространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аббазова Л.О. (2018) Бесконтрольное потребление информации как одна из причин девиантности подростков // Экология медиасреды: проблемы медиабезопас-ности и разумного использования коммуникативных ресурсов: III Открытая межвузовская научно-практическая конференции. Москва, 27 апреля 2018 г. Доклады и материалы. М.: МПГУ. С. 121-130.
Балдина А. (2019) «Крик о помощи»: почему подростки не хотят жить // Газе-та.ру. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/04/25/12321139. shtml (дата обращения: 26.10.2021).
Генпрокуратура описала типичного несовершеннолетнего преступника в России (2020) // ТАСС. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/8280997 (дата обращения: 21.10.2021).
Головин Ю.А. (2016) Актуализация технологического компонента в современном журналистском образовании // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 47-54.
Дунас Д.В., Салихова Е.А. (2020) Социализация и самоактуализация как ключевые мотивы медиапотребления российской молодежи // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 6-8 февраля 2020 г. М.: Факультет журналистики МГУ, 616 с. С. 224-225.
Дюркгейм Э. (1994) Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль. 399 с.
Корнеев А. С., Кузнецов В. А. (2010) Актуальные вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних // Человек: преступление и наказание. №2. С. 98-104.
Коханая О.Е. (2009) Социокультурные функции детского и молодёжного театра: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. М.: МГУКИ. 46 с.
Мурсалиева Г. (2016) Группы смерти // Новая газета. [Электронный ресурс] URL: https://novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (дата обращения: 26.10.2021).
Особо опасные дети (2020) // Российская газета. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html (дата обращения: 21.10.2021).
От чего нужно защищать наших детей? (2018) // ВЦИОМ. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-chego-nuzhno-zashhishhat-nashikh-detej (дата обращения: 26.10.2021).
Показатели преступности России (2021) // Портал правовой статистики. [Электронный ресурс] URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 21.10.2021).
Роскомнадзор заблокировал более 31 тыс. «групп смерти» с 2017 года (2019) // Известия. [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/884471/2019-06-01/roskomnadzor-zablokiroval-bolee-31-tys-grupp-smerti-s-2017-goda (дата обращения: 28.10.2021).
Россия реализует стратегию ВОЗ по предотвращению самоубийств (2020) // Новости ООН. [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2020/09/1385502 (дата обращения: 26.10.2021).
Самоубийства (2019) // ВОЗ. [Электронный ресурс] URL: https://www.who.int/ topics/suicide/ru/ (дата обращения: 26.10.2021).
«Синий кит» вернулся в новом обличье (2018) // Известия. [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/697537/anzhelina-grigorian-vladimir-zykov/sinii-kit-vernulsia-v-novom-obliche (дата обращения: 28.10.2021).
Смеюха В.В. (2013) Социальные сети: функционально-типологический аспект // Вопросы теории и практики журналистики. № 2. С. 100-105.
Толоконникова А.В. (2020) Мотивы обращения подростков к медиаресурсам в контексте возрастных психологических запросов // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 6-8 февраля 2020 г. М.: Факультет журналистики МГУ, 616 с. С. 228-229.
Шкондин М.В., Свитич Л.Г., Смирнова О.В. (2020) Роль журналистики в ме-диатизирующемся жизненном мире повседневности // Вопросы теории и практики журналистики. № 4. С. 595-611.
Коханая Ольга Евгеньевна - доктор культурологии, доцент, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: kokhanaya@mail.ru
Kohanaya Olga Evgenievna - Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Professor of the Department of Journalism at Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-91. Email: kokhanaya@mail.ru
Для цитирования:
Коханая О.Е. Цифровые медиа как фактор, провоцирующий девиантное поведение несовершеннолетних. 2022. №1. С. 30-38 DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.1.5