Научные сообщения
УДК 32.019.5
DOI 10.34823/SGZ.2021.3.51599
Е.В. БРОДОВСКАЯ доктор политических наук, профессор Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, научный руководитель Лаборатории аналитики больших данных ВОФ молодых политологов «Дигория 2020»
В.А. ЛИФАНОВА магистр политологии, стажёр Лаборатории аналитики больших данных ВОФ молодых политологов «Дигория 2020»**
В.А. ЛУКУШИН студент Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, стажёр Лаборатории аналитики больших данных ВОФ молодых политологов «Дигория 2020»
М.С. СЕМЕНОВА студент Института истории и международных
отношений Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, стажёр Лаборатории аналитики больших данных ВОФ молодых политологов «Дигория 2020»
Цифровые инфраструктуры традиционных и новых российских политических партий: масштаб и функциональность (2020)1
^Бродовская Елена Викторовна (e-mail: [email protected]) ** Лифанова Виктория Александровна (e-mail: [email protected])
1 (Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31407 «Интернет-коммуникации российских политических партий: масштаб, содержание и динамика информационных потоков в социальных медиа»)
В статье представлены результаты прикладного исследования цифровых инфраструктур российских политических партий в марте-октябре 2020 г. На основе применения социально-медийной аналитики и когнитивного картирования определены особенности организации и управления партийными онлайн-ресурсами (официальные сайты, цифровые сообщества и представительства в социальных медиа), зафиксированы различия в процессе выстраивания цифровых инфраструктур между традиционными парламентскими партиями и новыми партийными проектами.
Ключевые слова: цифровые инфраструктуры, политические партии, цифровые коммуникации, цифровая среда, цифровые сообщества, социальные медиа, информационные потоки.
E.V. BRODOVSKAYA Doctor of Political Science, Professor of the Department of Political Science of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Scientific Director of the Laboratory of the Laboratory of Big Data Analytics of «Digoria 2020» Scientific Forum
V.A. LIFANOVA Master of Political Science, intern of the Laboratory of Big Data Analytics of «Digoria 2020» Scientific Forum
V.A. LUKUSHIN Student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, intern of the Laboratory of Big Data Analytics of «Digoria 2020» Scientific Forum
M.S. SEMENOVA Student of the Institute of History and International Relations, Chernyshevsky Saratov State University, intern of the Laboratory of Big Data Analytics of «Digoria 2020» Scientific Forum
Digital infrastructures of traditional and new russian political parties: scale and functionality (2020)
The article presents the results of an applied study of the digital infrastructures of Russian political parties in March - October 2020. Based on the use of social media analysis and cognitive mapping, the features of the organization and management of party online resources
(official sites, digital communities and agencies in social media) are revealed, differences in the process of building digital infrastructures between traditional parliamentary parties and new party projects were recorded.
Keywords: digital infrastructures, political parties, digital communications, digital environment, digital communities, social media, information flows.
Введение. Увеличение роли онлайн-платформ и расширение масштабов цифровых коммуникаций приводят к проникновению социальных медиа в политическую сферу. Почти 60% мировых Интернет-пользователей в 2019 г. утверждали, что социальные медиа улучшили их доступ к информации и облегчили процесс повседневной коммуникации1. Современные политические партии активно используют цифровые сервисы не только в качестве средства оповещения граждан и поддержания необходимого информационного фона, но и для вовлечения пользователей в партийную повестку с целью достижения электоральных результатов. Использование мобилизационного потенциала социальных медиа политическими акторами возможно только в условиях выстроенной цифровой инфраструктуры, включающей в себя официальный сайт партии, сеть цифровых сообществ в социальных медиа, персональные аккаунты руководителей, активистов, волонтеров и лидеров мнений.
Исследовательский вопрос состоит в определении структурных и функциональных характеристик цифровых инфраструктур российских политических партий двух категорий: традиционных парламентских партий, обладающих широким коммуникативным опытом в цифровой среде, но менее адаптивных к использованию всего объема возможностей, предоставляемых современных сервисами, и «новых» партий, появившихся на политическом ландшафте в течение последнего года, успешно заявивших о себе в ходе региональных избирательных кампаний, для которых проблема выстраивания собственной архитектуры цифровых коммуникаций является наиболее актуальной.
Теоретический обзор. В фокусе внимания зарубежных авторов находятся следующие темы: электоральный потен-
1 CIGI-IPSOS Global Survey Internet Security & Trust. Part 3: Social Media, Fake News & Algorithms [Электронный ресурс]. URL: https://www.cigion-line.org/internet-survey-2019 (дата обращения 15.02.2021).
циал политических партий; развитие новых партийных проектов; партийная повестка в цифровой среде и др.
Так, Дж. Лихтеблау, Х. Гиблер, А. Вагнер исследуют восприятие партиями своего избирательного потенциала и электоральной конкуренции. Ряд исследователей отмечают то, что новые партии идентичности действуют иначе по сравнению с традиционными партиями интересов (И. Койранен, А. Кой-вула, А. Сааринен, Т. Кейпи)2. Исследователи из Финляндии указали на то, что, согласно результатам их исследований, новые политические движения с более молодыми сторонниками добились успеха благодаря социальным сетям и, скорее всего, получили больше преимуществ от цифровизации и появления социальных сетей. С точки зрения П. Норрис, Р. Ингл-
3
харт , новые виды политики основаны на культурных вопросах, проблемах идентичности, проблемах качества жизни и постматериалистических ценностях, которые являются наиболее заметными проблемами в цифровой среде.
В отечественной научной литературе можно выделить несколько направлений исследования трансформации политических партий и партийных систем в цифровую эпоху. Так, авторы обращают внимание на ослабление роли традиционных политических партий, неспособных к эффективной мобилизации электората, что ведет к росту влияния сетевых партий (О.С. Морозова)4, которые становятся новым компонентом трансформирующейся партийной системы (Л.В. Сморгунов)5.
Помимо этого, рассматриваются основные тенденции трансформации символической репрезентации политических партий в контексте перехода от Интернет-технологий Веб 1.0 к Веб 2.0, в частности, переход от традиционной текстовой информации к системе символов (изображения, иконки) и заме-
1 Lichteblau J., Giebler H, Wagner A. Do parties perceive their voter potentials correctly? Reconsidering the spatial logic of electoral competition // Electoral Studies, 2020, vol. 65.
2 Koiranen I., Koivula А, Saarinen А, Keipi T. Ideological motives, digital divides, and political polarization: How do political party preference and values correspond with the political use of social media? // Telematics and Informatics, 2020, vol. 46.
3 Norris P., Inglehart R. Cultural Backlash: Trump, Brexit, and Authoritarian Populism. Cambridge University Press, 2019.
4 Морозова О.С. Онлайн-партии как новое явление партийной и избирательной системы [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. [Электронный журнал]. URL: http://nauka-rastudent.ru/19/2827/ (дата обращения: 15.02.2021).
Сморгунов Л.В. Сетевые политические партии // Полис. Политические исследования, 2014, № 4, с. 21-37.
щение вербальной репрезентации аудиовизуальными средствами выражения (Е.М. Степовенко)1.
Особое значение имеют концепции, анализирующие Интернет-технологии в качестве фактора повышения эффективности деятельности политических партий (А.Н. Балашов)2; влияния технологических трансформаций в сфере Интернет-коммуникаций на общественно-политические процессы (С.В. Володенков)3; становления сетевых политических идентичнос-тей в ракурсе наложения процесса виртуализации политического сегмента и встречного становления сетевых политических идентичностей, а также в ракурсе наложения процесса виртуализации политического сегмента и встречного процесса социализации Интернета (С.Н. Федорченко)4.
Исследователи отмечают, что степень эффективности Интернет-коммуникаций политических партий прямо пропорциональна уровню их электорального потенциала (Ж.А. Алиас-карова)5. В то же время на практике российскими политическими партиями допускаются многочисленные просчеты, в том числе, при выборе площадок продвижения (Т.А. Невская)6.
Методология и методика исследования. Методология исследования опирается на принципы социально-медийной предиктивной аналитики - исследовательского подхода, базирующегося на интеллектуальном поиске и анализе цифровых следов в социальных медиа для моделирования и прогнозирования социально-политических процессов.
Методика исследования включает в себя применение методов социально-медийного анализа и когнитивного картирования. Выборка включила в себя восемь партий: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия», «Новые
1 Степовенко Е.М. Символическая репрезентация партий в online-прост-ранстве // Вопросы политологии, 2019, т. 9, № 4(44), с. 680-685.
2 Балашов А.Н. Сетевые политические партии: особенности и перспективы в российском политическом процессе // Среднерусский вестник общественных наук, 2015, № 1(37), с. 47-55.
Володенков С.В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2019, № 5, с. 341-364.
4 Федорченко С.Н. Политические идентичности в социальных сетях Интернета // Вестник Пермского университета. Политология, 2017, № 2, с. 29-46.
5 Алиаскарова Ж.А. Социальные сети в арсенале популистских партий Европы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2019, т. 15, № 4, с. 537-548.
6 Невская Т.А. Роль социальных сетей в избирательном процессе современной России // Политика и общество, 2018, № 9, с. 31-39.
люди», «За правду», «Партия прямой демократии», «Зеленая альтернатива». Эмпирическую базу исследования составляет датасет объемом 2 млн. 100 тыс. сообщений, собранных при помощи сервиса «IQBuzz» по итогам автоматизированной обработки более 30 социальных медиа в период 01.03.202001.11.2020. Объектами когнитивного картирования выступили публикации в цифровых сообществах исследуемых партий в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» и «TwitteD>, а также на официальных партийных вебсайтах.
Результаты исследования. Наиболее распространенным каналом взаимодействия с аудиторией для российских политических партий являются официальные веб-сайты. В структуре партийных сайтов можно выделить несколько общих блоков: информация о партии (нормативные документы, устав, программа), информация о лидерах, новостная лента, контактная информация федерального и регионального уровня. Существенно разнятся способы представления информации такого типа. Для традиционных партий характерно комплексное использование различных форм контента, что в большинстве случаев не приводит к повышению эффективности коммуникаций, а наоборот, перегружает информационный поток, оставляя значительную часть контента не замеченной широкой аудиторией. Следующей проблемной зоной сайтов парламентских партий является излишняя формализация контента, сложная для понимания и неинтересная большинству пользователей. Перечисленные ошибки характерны в большей степени для партий «КПРФ» и «Справедливая Россия».
Сайты новых партий заметно легче для восприятия, отличаются концентрированным представлением информации, визуализацией наиболее важных материалов, балансом между «событийным» и «персонифицированным» контентом. Преимуществом сайтов новых партий является также их высокая интерактивность, использование форм обратной связи или их наиболее современного варианта - чат-ботов с возможностью оперативного получения ответа или готовой информации (реализован на сайте партии «Новые люди»). Среди парламентских партий открытостью и интерактивностью отличается только сайт партии «Единая Россия».
Результаты автоматизированной выгрузки свидетельствуют о преобладании крупнейших цифровых сервисов в информационных потоках как традиционных, так и новых партий
- российские социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» являются центральными площадками онлайн-актив-ности политических партий (см. таблицу 1). Данный факт объясняется высокой популярностью указанных сервисов среди отечественных пользователей, что в свою очередь обуславливает возможность партийной работы с широкими электоральными группами.
В то же время наблюдается ряд отличий между показателями традиционных и новых партий. Во-первых, средняя доля «Одноклассников» в общем распределении публикаций с упоминанием новых партий почти в два раза ниже, чем такой же показатель среди парламентских партий. При этом доля остальных сервисов значительно выше. Это свидетельствует об особом внимании новых партий к молодой аудитории, сосредоточенной в «Instagram» и «Twitter», а также реализации тактики вовлечения в партийную повестку аполитичного деи-деологизированного электората через платформы с преимущественно развлекательным и познавательным контентом. Во-вторых, публикации с упоминанием новых партий примерно в 4 раза чаще встречаются на менее крупных тематических платформах. Например, на популярный русскоязычный блог «Хабр», посвященный технологиям, бизнесу и Интернету, приходится около 15% сообщений с упоминанием «Партии прямой демократии». Публикации с упоминанием партий «За правду» и «Новые люди» в 10% случаев приходятся на развлекательный форум «Пикабу». Этот показатель также демонстрирует попытку новых партий не ограничиваться крупнейшими социальными сетями в процессе выстраивания собственных цифровых инфраструктур.
Таблица 1
Распределение информационного потока партий по источникам публикаций, %
^^^^^^Источник Партия ^^^^^^ VK FB Twitter Instagram OK Иные
Единая Россия 46 7 7 7 28 5
КПРФ 49 4 5 3 36 3
ЛДПР 44 2 4 13 31 6
Справю Россия 51 6 6 2 31 4
Среднее по парл. партиям 47,5 4,8 5,5 6,3 31,5 4,5
Новые люди 40 9 14 7 15 15
За правду 37 8 8 14 20 13
Зеленая альтернатива 37 23 6 4 16 14
Партия прямой демократии 33 12 13 6 12 24
Среднее по новым партиям 36,8 13 10,3 7,8 15,8 16,5
Анализ формата публикуемых сообщений в целом, коррелирует с результатами распределения по социально-медийным платформам (см. таблицу 2). Средняя доля микроблогов (коротких сообщений, «твитов») с упоминанием новых партий в несколько раз превышает показатель парламентских партий. Традиционные партии ориентированы на полноценные публикации (посты, записи), которые составляют треть всего информационного потока и встречаются вдвое чаще, чем сообщения с упоминанием новых партий. Отметим, что когнитивное картирование цифровых сообществ новых партий продемонстрировало высокую активность администраторов в ходе прямой коммуникации с пользователями в комментариях к публикациям, что может объяснить полученную разницу. Подобная форма взаимодействия с участниками сообществ представляется наиболее удобной и эффективной, демонстрирует открытость, доступность и «близость» партии к пользователям.
Таблица 2
Распределение информационного потока по формату публикаций, %
Партия Коммен тарий Запись Микроблог Иное
Единая Россия 62 34 3 1
КПРФ 66 31 2 1
ЛДПР 59 37 2 2
СР 63 35 1 1
Среднее по парл. партиям 62,5 34,3 2 1,3
Новые люди 74 16 8 2
За правду 73 21 5 1
Зеленая альтернатива 81 13 3 3
Партия прямой демократии 73 13 13 1
Среднее по
новым партиям
75,3
15,8
7,3
1,8
Заключительным этапом исследования стал анализ локализации информационного потока по сетевым сегментам. Выгруженные данные по источникам наибольшего числа публикаций с упоминаниями партий были распределены на несколько групп, в зависимости от содержания: новостные сообщества, тематические сообщества, партийные сообщества, персональные страницы пользователей (рис. 1). Если упоминания парламентских партий чаще встречаются в сообществах крупных СМИ, то новые партии не обладают доступом к ним, ориентируясь на тематические политические блоги, а также на персональные аккаунты. Большую часть последних составляют блогеры - локальные лидеры мнений, с меньшим численным охватом, но большей вовлеченностью аудитории, формирующей необходимый для партий эффект неформального косвенного воздействия.
Парламентские партии Новые партии
\лУ щ \ ^и/
0 Новостные сообщества/блоги Тематические сообщества/блоги # Партийные сообщества # Персональные страницы
Рис. 1. Распределение информационного потока по локализации публикаций
Заключение и перспективы исследования. Анализ структурных особенностей цифровых инфраструктур традиционных и новых политических партий в России позволяет сделать следующие выводы.
Цифровые инфраструктуры парламентских партий отличаются большим масштабом, а также локализацией преимущественно в таких сегментах социальных медиа, как «Вкон-такте» и «Одноклассники». Тогда как для новых политических партий в большей мере свойственна ориентация на представителей молодой аудитории, сосредоточенной в «Instagram» и «Twitter. Кроме этого их отличают большая открытость и интерактивность коммуникаций, применение тактики вовлечения в партийную повестку аполитичного деидеологизирован-ного электората через платформы с преимущественно развлекательным и познавательным контентом.
С точки зрения оценки функциональности цифровых инфраструктур исследуемых политических партий можно отметить, что традиционные парламентские партии чаще игнорируют или нарушают следующие правила управления информационными потоками в социальных медиа:
- применение визуализации и использование айстоперов;
- создание условий для превалирования неформального контента над формальным;
- контроль над превалированием неполитического контента над политическим;
- обеспечение адресности информационных касаний;
- дифференциация контента для внутренних и внешних целевых групп;
- управление ритмом информационных касаний;
- дифференциация каналов, платформ и форматов Интернет-коммуникации с целевыми группами.
Новые партийные проекты, вошедшие в выборку исследования, несколько дисфункциональны при реализации следующих задач Интернет-коммуникаций в условиях электорального цикла:
- обеспечение целостности информационного потока;
- поддержание масштаба информационных касаний;
- привлечение ЛОМов, создание ЦОМов.
Перспективы исследования связаны, в первую очередь, с
автоматизацией интегральной оценки цифровых инфраструктур политических партий. Важным аспектом продолжения исследования также является обнаружение зависимостей между электоральным потенциалом и функциональностью цифровых инфраструктур партийных акторов.