Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ)'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1148
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное мнение / политические лидеры / политические партии / интернет-коммуникации / социальные медиа / социальные сети / интернетконтент / интернет-мемы / манипулятивные технологии. / Public opinion / political leaders / political parties / Internet communications / social media / social networks / opinion leaders / Internet content / Internet memes / pension reform / manipulative technologies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Лифанова Виктория Александровна

Представлены результаты прикладного политического исследования формирования общественного мнения в социальных медиа. Комбинация методов социальномедийной аналитики, когнитивного картирования, дискурс анализа интернетконтента позволили идентифицировать лидеров общественного мнения в контексте реализации пенсионной реформы России. Выявлены основные параметры их функционирования на примере онлайн-сообщества «Россия против повышения пенсионного возраста», базовыми из которых выступают: построение цифровой инфраструктуры, широкий диапазон таргетных групп, наполненность дискурса манипулятивными технологиями и приемами. Одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения о политических лидерах и партиях являются интернет-мемы. Определены основные типы интернет-мемов, применяемых в контексте пенсионной реформы, произведен детальный анализ их психотехнологического обеспечения, позволяющего снизить рациональность восприятия пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL INTERNET MEMES AS A TOOL FOR FORMING PUBLIC OPINION ABOUT POLITICAL LEADERS AND POLITICAL PARTIES (ON THE EXAMPLE OF PENSION REFORM IN RUSSIA)

The article presents the results of an applied political study of the formation of public opinion in social media. The combination of methods of social media analytics, cognitive mapping, and discourse analysis of Internet content made it possible to identify of opinion leaders in the context of the implementation of the pension reform in Russia. The main parameters of their functioning are revealed on the example of the online community "Russia against raising the retirement age", the basic of which are: building a digital infrastructure, a wide range of target groups, the fullness of the discourse with manipulative technologies and techniques. One of the most effective tools for shaping public opinion about political leaders and parties is Internet memes. The article identifies the main types of Internet memes used in the context of the pension reform, makes a detailed analysis of their psychotechnological support, which makes it possible to reduce the rationality of user perception.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 32.019.51 001: 10.24412/2071-6141-2021-1-3-14

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРАХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ)

Е.В. Бродовская, В.А. Лифанова

Представлены результаты прикладного политического исследования формирования общественного мнения в социальных медиа. Комбинация методов социально-медийной аналитики, когнитивного картирования, дискурс анализа интернет-контента позволили идентифицировать лидеров общественного мнения в контексте реализации пенсионной реформы России. Выявлены основные параметры их функционирования на примере онлайн-сообщества «Россия против повышения пенсионного возраста», базовыми из которых выступают: построение цифровой инфраструктуры, широкий диапазон таргетных групп, наполненность дискурса манипулятивными технологиями и приемами. Одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения о политических лидерах и партиях являются интернет-мемы. Определены основные типы интернет-мемов, применяемых в контексте пенсионной реформы, произведен детальный анализ их психотехнологического обеспечения, позволяющего снизить рациональность восприятия пользователей.

Ключевые слова: общественное мнение, политические лидеры, политические партии, интернет-коммуникации, социальные медиа, социальные сети, интернет-контент, интернет-мемы, манипулятивные технологии.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31407.

В условиях нарастания интенсивности процесса цифровизации политические лидеры и политические партии становятся инициаторами и участниками интернет-коммуникаций преимущественно в электоральный период, а их активность в социальных медиа рассматривается в качестве ещё одного критерия идентификации данных политических акторов адресными группами. Управление информационными потоками и интернет-контентом в цифровом пространстве становится необходимым условием продвижения имиджа политического лидера и бренда политической партии. Вместе с тем политические партии и движения, протопартийные сетевые акторы не только стремятся оказывать влияние на интернет-пользователей, вовлеченных в их информационные потоки для того, чтобы масштабировать электоральную поддержку, но и сами зачастую выступа-

ют в качестве объектов воздействия в медийной среде. Этот процесс фактически неизбежен потому, что зачастую имеет стихийную природу, усиливающуюся в условиях быстрой репликации информации в цифровом пространстве.

На начало 2020 г. национальная интернет-аудитория в России составила 118 миллионов или 81 % россиян. Пользователями социальных сетей являются 70 миллионов, то есть 48 % от всего населения [17]. Одним из самым популярных форматов интернет-контента у российских пользователей являются мемы (мимы) - сообщения, которые отличаются масштабным интересом аудитории, повышенной скоростью репликации, способностью менять контексты и среды. Одной из разновидностью мемов выступают политические мемы, отличающиеся, прежде всего, репертуаром и своего рода "мишенями", т. е. объектами направленности воздействия, а также зачастую нестихийной природой возникновения и репликации.

Хорошо известны примеры того, как мемы становились инструментом влияния на власть (интернет-мемы стали основной формой реакции общества на принятие и реализацию "Закона о защите природы" в Польше в 2016 г.) или оказывали воздействие на исход голосования (мем "Binders full of women" существенно затруднил проведение избирательной кампании Митта Ромни в США в 2012 г.). Из приведенных примеров нетрудно заметить то, что мемы, как правило, возникают в условиях, при которых общественное мнение обращено к значимому событию, затрагивающему интересы существенной части населения. Исходя из этого, контекстом настоящего прикладного политического исследования была выбрана пенсионная реформа в России, самый существенный информационный отклик на которую наблюдался в отечественных социальных медиа в 20182019 гг.

Базовый исследовательский вопрос связан с выявлением технологий, нацеленных на изменение отношения к политическим лидерам и партиям, пользователей, вовлеченных в информационный социально-медийный поток о пенсионной реформе.

Теоретический обзор

Известный специалист С.А. Шомова даёт следующее определение политическому мему: «Под политическим интернет-мемом мы понимаем специфический жанр интернет-коммуникации; в этом качестве мы рассматриваем отдельные сообщения в новых медиа, представляющие собой реакцию на то или иное политическое событие, обладающие различной семиотической природой (визуальной, аудиальной, вербальной), отличающиеся броскостью содержания и «упаковки», подвергающиеся многочисленному копированию пользователями и спонтанно распространяющиеся в Сети - а потому могущие быть причисленными к феноменам мематиче-

ской природы» [14]. В свою очередь, С. Блэкмор указывает на новый тип эволюции - мемическую эволюцию, движущим процессом, которой является конкуренция мемов за возможность их большего копирования, распространения и долговременного пребывания в памяти человека. При этом С. Блэкмор задается вопросом о возможности появления третьего репликатора, в этой связи она вводит понятие так называемого т-мема, или техно-мема. Их главной особенность является передача и копирование без участия человека, а с помощью машины [1].

Среди функций политического интернет-мема исследователи обращают особое внимание на такие из них, как:

- интерпретация политической жизни;

- компенсация отчуждённости;

- дискредитации оппонента.

По мнению А.Р. Голубевой, опираясь на распространенность в среде цифровых граждан "клипового сознания", политический мем играет роль инструмента схематизации и упрощения политической картины мира. Простота и скорость получения интерпретации того или иного политического события так же позволяют пользователям социальных медиа идентифицировать друг друга, облегчая тем самым межличностную коммуникацию [3]. Основной импликатурой мема является коллективизация, мем выступает как компенсатор отчужденности пользователя и основной способ нахождения других сотоварищей по интересам. Поскольку структура социальных сетей подразумевает возможность завязывания новых контактов множеством путей, то именно мем способен быстро дать человеку ощущение своей принадлежности к группе и на его основе полноценно вступить в коммуникацию. При помощи мема можно влиять на переписку, показывать родство с собеседником или наоборот негативно маркировать его [15]. Изучая роль интернет-мемов в процессе политических выборов, С.В. Канашина отмечает, что, выполняя функцию дискредитации своего рода мишени, "интернет-мем должен быть прагматически нагружен, понятен среднестатистическому интернет-пользователю и содержать информацию, негативно репрезентирующую оппонента" [5].

Процесс развития интернет-мема описан в работе Н.А. Зиновьевой, уподобляющей его симулякру (копии). На первой стадии мем отражает фундаментальную реальность; на второй стадии происходит маскировка и искажение фундаментальной реальности; на третьей стадии осуществляется концентрация внимания на объекте мема, он наделяется специфическими чертами, сопоставление которых приводит к возникновению идей-ассоциаций. На финишной стадии симулякр уже не имеет уже ничего общего с реальностью, созданный мем обретает черты самостоятельного медиа-объекта [4].

Большинство исследователей подчёркивают вирусную природу ме-мов. В частности, Д. Рашкофф выделил три типа мемов-медиавирусов:

- искусственно созданные мемы, способствующие распространению какого-либо товара или идеологии;

- «кооптированные» мемы-медиавирусы, «вирусы-тягачи», исполь-зуюемые различными группами, сообществами или отдельными индивидами для продвижения собственных целей;

- самозарождающиеся мемы-медиавирусы, возникающие сами по себе [8].

Методология исследования

Методология исследования имеет междисциплинарный характер и базируется на следующих подходах:

- сетевой подход (акторно-сетевая теория Б. Латура) [18], отражающая идею относительно формирования и усиления акторов, прежде всего во взаимодействии в сети;

- культурно-деятельностный подход (Л.С. Выготский) [2], позволяющий трактовать онлайн-сетевую коммуникацию в качестве дополнительного условия экстериоризации и интериоризации;

- социальный конструктивизм в версии, анализирующей процесс конструирования психологических дискурсов в процессе социального взаимодействия, согласно которой личность формирует свою идентичность в социальной среде, познавая мир как наборы языковых символов (Д. Эд-вардс, Дж. Поттер) [16].

Методика исследования

Исследование базируется на гибридной эмпирической модели и триангуляции методов:

- социально-медийного анализа стихийных и целенаправленных информационных потоков в социальных медиа - массивов данных автоматизированной выгрузки интернет-контента социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» в контексте пенсионной реформы (476 тыс. сообщений пользователей);

- когнитивного картирования, позволяющего осуществлять анализ базовых параметров формирования общественного мнения в социальных медиа (всего 176 онлайн-сообществ);

- дискурс-анализа сообщений пользователей социальных медиа, релевантных теме исследования.

В качестве поисковых запросов использовались следующие: пенсия & реформа "повышение пенсионного возраста" "пенсионная реформа" пенсия & "единая Россия" пенсия & Путин "пенсионная реформа" & Пу-ти% {"пенсионная реформа"|"пенсионной реформы" & против, 5} "пенси-

онный возраст" "пенсионная реформа" & госдума "пенсионная реформа" & "государственная дума" "пенсионный возраст" & "депутаты проголосовали" "депутаты проголосовали" & "пенсионного возраста" митинг &"пенсионного возраста" "законопроект о пенсионной реформе" "закон о пенсионной реформе" госдума & "проголосовала за пенсионную реформу" госдума & "проголосовала против пенсионной реформы" "пенсионный возраст" & "для мужчин 65" "пенсионный возраст" & "для женщин 63" (Путин & "принял закон" & "повышение пенсионного возраста") (госдума & " приняла закон " & "пенсионного возраста") (Путин & "подписал закон" & "повышение пенсионного возраст") "пенсионную реформу отменят" "отменить пенсионную реформу" "отменит пенсионную реформу" "поправки в пенсионной реформе" "внесены поправки в пенсионную реформу" "мемы пенсионная реформа"#пенсионнаяреформа#повышениепенсион ноговозраста.

Необходимо подчеркнуть то, что выгрузка интернет-контента была лимитирована по двум критериям: хронология и пространство. Хронология была сопряжена с наибольшим информационным откликом социально-медийной аудитории (2018 - 2019 гг.). С точки зрения пространственной локализации выгрузка была ограничена Центральным и Северо-Западным федеральными округами.

Основные результаты исследования

Для анализа работы онлайн-сетевого сопровождения цифрового сообщества по формированию общественного мнения вокруг пенсионной реформы в ходе исследования была составлена когнитивная карта цифрового сообщества. В качестве примера было выбрано сообщество «Россия против повышения пенсионного возраста», идентифицированного как лидер общественного мнения по результатам анализа выгрузки интернет-контента посредством онлайн-сервиса 1рВи77.

Несмотря на то что пенсионная реформа была принята в 2018 г. и пик ее обсуждения в социальных медиа приходился на период представления проекта пенсионной реформы до подписания закона о её принятии В.В. Путиным, в настоящее время исследуемое сообщество не является замороженным.

Число пользователей цифрового сообщества «Россия против повышения пенсионного возраста» насчитывает 24 750 тыс. человек. В сообществе в равной степени представлены как женщины, так и мужчины. Наибольшее количество пользователей, публикующих сообщения, находятся в возрасте от 26 до 45 лет.

Основная масса публикуемых сообщений сообщества связана непосредственно с вопросами, касающимися пенсионного возраста, пенсионной реформы, пенсионного законодательства. При этом в сообществе при-

сутствует диалоговый формат, пользователи комментируют публикуемые записи, активно обсуждают новости, принятые меры и т. д. Кроме того, в сообществе существует раздел «Обсуждения», в котором пользователь находит интересующую тему и может как задавать вопросы и получать обратную связь, так и давать ответы на публикуемые вопросы других пользователей. В разделе представлены четыре основные темы для обсуждения:

- всероссийский референдум против повышения пенсионного возраста;

- создание комьюнити для борьбы с повышением пенсионного возраста;

- инициирование протеста против повышения пенсионного возраста;

- деятельность профсоюзов в контексте обозначенной проблематики.

Этим, в первую очередь, объясняется тот факт, что сообщество продолжает функционировать и за пределами события, актуализирующего его создание. Необходимо отметить то, что цифровое сообщество «Россия против повышения пенсионного возраста» является открытым, стать участником может любой пользователь, зарегистрированный в социальной сети «ВКонтакте». Сообщество активно взаимодействует с другими он-лайн-сообществами, схожими по заданной тематике. Реализует репосты и имеет ссылки на схожие по тематике группы в других социальных сетях, таких как Instagram, Facebook, Telegram, «Одноклассники». Таким образом, можно говорить о стремлении его лидеров к масштабированию своего присутствия в социальных медиа посредством расширения информационно-коммуникационной инфраструктуры. Об этом свидетельствуют и основные типы связей пользователей внутри сообщества: комментарии, лайки и репосты.

По данным сервиса SOCSTAT.RU, анализирующего статистику групп во «ВКонтакте», максимальное число лайков к одной записи сообщества - 17 466 тыс. Всего за время существования группы, было зафиксировано 3 071 802 реакции аудитории сообщества (лайков и репостов), количество перепостов из них в другие группы или на персональные страницы пользователей составило 37 500 тыс. Что касается отдельных пользователей, выступающих лидерами общественного мнения по анализируемой проблематике в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», то среди них прежде всего можно выделить представителей политической партии КПРФ.

Кроме этого, методом случайной выборки был произведен ручной анализ степени открытости профилей участников данной группы, который показал, что из 100 страниц пользователей только 13 имели закрытые ак-каунты. Остальные же имели полную информацию: пол, возраст, фотогра-

фии людей. Открытость аккаунтов, как правило, коррелирует с конвенцио-нальностью контента, и это обстоятельство также может объяснять лидерские позиции исследуемого сообщества в информационном социально-медийном потоке о пенсионной реформе в России.

Манипулирование общественным сознание в цифровом сообществе происходит с применением различных технологий, таких как:

- наклеивание ярлыков («политический пропагандист несет полный бред в поддержку повышения пенсионного возраста») [10];

- метод общего вагона (часто сообщения начинаются со слов «все нормальные люди», «ни один умный человек» и т. д.);

- публикация новостных сообщений без ссылки на источник;

- опубликование результатов опросов с негативными оценками деятельности политических акторов;

- использование интернет-мемов, дискредитирующих деятельность политических акторов.

Одним из распространенных инструментов, посредством которого осуществлялось формирование общественного мнения пользователей социальных медиа в отношении российских политических лидеров и партий, стали интернет-мемы. В связи с этим важным вопросом, поставленным в настоящем исследовании, было определение того, какие политические лидеры и политические партии являлись мишенями / объектами интернет-мемов, посвященных принятию и реализации пенсионной реформы в России.

Весь массив интернет-мемов, выявленный благодаря осуществлению социально-медийной аналитики, можно разделить на следующие типы:

- нацеленные на Президента РФ - Владимира Владимировича Путина;

- нацеленные на Председателя Правительства РФ (на тот момент) -Дмитрия Анатольевича Медведева;

- нацеленные на депутатов Государственной Думы ФС РФ;

- нацеленные на политическую "партию власти" - «Единую Россию».

Первой реперной точкой распространения политических интернет-мемов стал анонс пенсионной реформы. Уже на этом этапе, несмотря на то что в заголовках постов пользователей социальных сетей о предстоящих нововведениях была обозначена фамилия второго лица в государстве, нередко интернет-мемы, сопровождавшие данную информацию, использовали фотографию Президента РФ В.В. Путина [12]. Специфика интернет-мема заключалась в следующем. Вербальная форма содержит риторический вопрос, подталкивающий аудиторию к негативным эмоциям. Использованный визуальный образ направлен на создание у адресатов впечатле-

ния ситуации обращения Президента РФ к гражданам формата, к визуализации которого российское общество уже давно привыкло. Таким образом усиливалась парадоксальность вербального контента. Дело в том, что национальный лидер традиционно использовал площадки общения с журналистским сообществом и широкой общественностью, чтобы отреагировать на волнующие граждан проблемы и, зачастую в ручном режиме, оказать им помощь. Вместо этого паттерна интернет-аудитории был предъявлен абсолютно противоположный образ. Суть подобных манипулятивных воздействий заключается в эффекте "срывания масок", формирующим у аудитории как минимум разочарование.

После очередного заявления Д.А. Медведева: «Мы, в общем, на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне, властям так или иначе придется принять решение по пенсионному возрасту», критика, направленная на Председателя Правительства РФ, была облечена в социальных медиа преимущественно в формат интернет-мемов [9].

Помимо объекта, данный интернет-мем также отличает то, что он выполнен в жанре демотиватора. Это связано с его функциональной нагрузкой: «Для тех, кто использует уже готовые демотиваторы, демотива-тор выполняет коммуникативную, эмоционально-экспрессивную и волюн-тативную функции. Эмоционально-экспрессивная функция была первичной в появлении этого жанра, так как демотиваторы создавались с целью передачи особого настроения, первоначально, как мы понимаем, тоски, грусти, одиночества» [7]. Следовательно, основной эмоциональный посыл рассматриваемого интернет-мема заключается в том, чтобы не просто передать негативную оценку к переменам в сфере пенсионного обеспечения, но и, главное, транслировать разочарование от тотального непопадания второго лица в государстве в "климат ожиданий" общества. Этому же способствует примитивизация стиля «обращения». Содержание и визуальное оформление интернет-мема, нацеленного на Председателя Правительства РФ, усиливают эмоциональный отклик аудитории за счёт того, что подчёркивает не столько непопулярность пенсионной реформы как таковой, сколько невозможность доверять ее инициаторам («Вот и сказочке конец...»), а также отсутствие понятной и принимаемой гражданами аргументации в пользу необходимости повышения возраста выхода на пенсию. При этом Д.А. Медведев позиционируется как председатель «партии власти», логотип которой размещен в качестве фона. Таким образом, мы наблюдаем эффект негативной «коэволюции» имиджа лидера и бренда политической партии.

Третьим объектом интернет-мемов о пенсионной реформе в анализируемый период стали депутаты Государственной Думы ФС РФ, в зоне

ответственности которых находилось принятие соответствующего законопроекта [13].

Данный интернет-мем сконструирован по принципу противопоставления и подчеркивания контрастов в образах «власти» и «народа». Обезличенный, но вместе с тем хорошо узнаваемый образ депутата, наделён негативными чертами и гипертрофирован. Диалоговая зарисовка, представленная в политическом интернет-меме, не содержит конкретных слов о пенсионной реформе, однако смысловая нагрузка высказывания депутата («я тебе и так уже 3 года уступил!») вызывает незамедлительные ассоциативные ряды в сознании граждан. «Депутат» сидит спиной к «народу», тем самым композиционно подчеркивается идея о несправедливости пенсионной реформы, ее отрыве от потребностей общества. Кроме этого, и в данном случае осуществляется апеллирование к фобиям «дальше будет хуже», «отнимут последнее», что и демонстрируется на примере бытовой, хорошо прочитываемой интернет-аудиторией, ситуации. Политический мем представляет собой микс советского агитационного плаката с изображением «депутата», выполненным в жанре народного онлайн-творчества. Стилистическая эклектика служит целям навигации в отношении целевой аудитории -средней и старшей возрастных групп.

И, наконец, четвертый тип интернет-мемов - мемы, нацеленные на политическую "партию власти" - «Единую Россию» [11]. Среди приемов влияния на общественное мнение можно выделить следующие. Обращает на себя внимание использование в политическом меме цветовой гаммы и символов, схожих с символикой доминирующей партии, что обеспечивает быструю идентификацию объекта дискредитации. Лозунг «Едим Россию» и образ медведя, направленный в сторону «народа», с одной стороны, эксплуатируют фонетическую близость с названием данной партии, с другой стороны, создают ощущение опасности, усиливающееся из-за нахождения в «зоне риска» ребенка. Таким образом осуществляется актуализация социальных установок, посредством применения манипулятивного приема ценностного подчинения. Ценностное подчинение в данном случае реализуется благодаря демонстрации нарушения универсальной социальной нормы. Как и в первом случае реализован технологический прием стерео-типизации, «срывания масок». Наряду с этим используются приемы примитивизации и дегуманизации образа политического актора. Указанный набор приемов направлен на снижение рациональности восприятия интернет-пользователей и актуализацию их протестного потенциала.

Заключение

Пенсионная реформа остаётся точкой притяжения общественного внимания и триггером социальной напряжённости, который вполне способен проявить себя с новой силой в электоральном цикле 2021 года. Веро-

ятно, что тема пенсионной реформы станет одной из основных в конкуренции предвыборных дискурсов российских парламентских партий. При этом у политических акторов, оппонирующих пенсионной реформе, есть возможность опираться на уже сложившуюся цифровую инфраструктуру, формирующую релевантный информационный поток в российском сегменте социальных медиа. Существенное значение в обозначенной цифровой инфраструктуре принадлежит онлайн-сообществам, выступающим в качестве лидеров общественного мнения. Сохраняя и масштабируя целевую аудиторию на протяжении двух лет после реализвции пенсионной реформы, они представляют собой структурный резерв электората, за который будут бороться ряд партийных акторов. При этом перетекание голосов возможно не только среди парламентских политических партий, но и между устоявшимися статусными партиями такими, как КПРФ и условно «новыми» акторами, например, партией «За правду».

Наряду с электоральной борьбой нам предстоит и борьба политических интернет-мемов, психотехнологическое обеспечение которых направлено, в первую очередь, на снижение рациональности восприятия онлайн-пользователей. Погружение последних в эмоциональную стерео-типизацию, примитивизацию и дегуманизацию образов политических акторов способно усиливать ситуативность их электорального выбора. На примере анализа политических интернет-мемов периода реализации пенсионной реформы в России отчётливо проявили себя такие характеристики технологий цифровых коммуникаций, опирающихся на данный инструмент формирования общественного мнения, как: «срывание масок», подчеркивание контраста между обществом и представителями власти, ценностное подчинение и др. Эффективность политических интернет-мемов, задающих модальность оценки в отношении политических лидеров и партий, связана со следующими функциональными особенностями: обеспечение оперативной идентификации информационного потока, встраиваемость узнаваемых образов в различные контексты, интенсивная циркуляция из цифровой среды в реальное пространство и наоборот.

Список литературы

1. Блэкмор С. Третий репликатор эволюции: гены, мемы, что дальше? [Электронный ресурс]. URL: https://ua-integral.livejournal.com/189383.html (дата обращения: 29.02.2020).

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1-6. М., 19821984. [Электронный ресурс]. URL: http://ипби.рф/images/Bibl/SSV1.pdf (дата обращения: 17.04.2020).

3. Голубева А.Р., Семилет Т.А. Мем как феномен культуры // Культура и текст. №3 (3) . 2017. С.193-205.

4. Зиновьева Н.А. Анализ процесса конструирования интернет-мема // Дискуссия.: СПб.- №9 (39). 2013. С.195-201.

5. Канашина С.В. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов // Политическая лингвистика. № 1 (67). 2018. С. 69-73.

6. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста / Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин. 1992. С.129-132. [Электронный ресурс]. URL: http://philology.ru/literature 1/lotman-92b.htm (дата обращения: 17.04.2020).

7. Лутовина О.В. Демотиватор как вид сетевого творчества // Вестник Волгоградского государственного университета. Языкознание. № 3. Т.15. 2016. С. 28-35.

8. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание [Электронный ресурс]. URL: https : //www.litmir. me/br/?b= 22925&p=3 (дата обращения: 17.04.2020).

9. Сообщество «Новости РБК» в социальной сети «Одноклассники». [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/rbc/topic/68368988048369 (дата обращения: 24.04.2020).

10. Сообщество «Россия против повышения пенсионного возраста социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https : //vk. com/wall-167947655?offset=12900&own= 1 &w=wall-167947655 1547 (дата обращения: 12.04.2020).

11. Сообщество «Россия против пенсионного возраста» в социальной сети «Вконтакте». [Электронный ресурс]. URL: https : //vk.com/wall-167947655 356 (дата обращения: 24.04.2020).

12. Сообщество «Честный разговор» социальной сети «Одноклассники». [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/chestnyraz/topic/6824898336906 7 (дата обращения: 24.04.2020 ).

13. Сообщество «Лентач» в официальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-29534144_9727505 (дата обращения: 24.04.2020).

14. Шомова С.А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. № 22. 2015. С.28-41.

15. Ягодкина М.В. Мемы в интернет-коммуникации // ART LOGOS. №2 (7). 2019. С 146-147.

16. Edwards D., Potter J. "Discursive psychology, mental states and descriptions," in H. Molder and J. Potter Conversation and Cognition, Cambridge, 2005. P. 241-259.

17. Digital 2020: global digital overview [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (дата обращения: 22.04.2020).

18. Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. N.Y.: Oxford University Press, 2005. 301 p. [Электронный ресурс]. URL :https://id.hse.ru/data/2014/02/24/1331207213/Латур%20текст%20сай ^pdf (дата обращения: 17.04.2020).

Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ; главный научный сотрудник, Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет,

Лифанова Виктория Александровна, магистр политологии, [email protected], Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет

POLITICAL INTERNET MEMES AS A TOOL FOR FORMING PUBLIC OPINION ABOUT POLITICAL LEADERS AND POLITICAL PARTIES (ON THE EXAMPLE OF PENSION REFORM IN RUSSIA)

E.V. Brodovskaya ,V.A. Lifanova

The article presents the results of an applied political study of the formation ofpublic opinion in social media. The combination of methods of social media analytics, cognitive mapping, and discourse analysis of Internet content made it possible to identify of opinion leaders in the context of the implementation of the pension reform in Russia. The main parameters of their functioning are revealed on the example of the online community "Russia against raising the retirement age", the basic of which are: building a digital infrastructure, a wide range of target groups, the fullness of the discourse with manipulative technologies and techniques. One of the most effective tools for shaping public opinion about political leaders and parties is Internet memes. The article identifies the main types of Internet memes used in the context of the pension reform, makes a detailed analysis of their psychotechnological support, which makes it possible to reduce the rationality of user perception.

Key words: Public opinion, political leaders, political parties, Internet communications, social media, social networks, opinion leaders, Internet content, Internet memes, pension reform, manipulative technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political science, professor, [email protected], Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation; chief researcher, Russia, Moscow, Moscow Pedagogical State University,

Lifanova Viktoriya Aleksandrovna, master of political science, [email protected], Russia, Moscow, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.