Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРУДОВОЙ АСПЕКТ'

ЦИФРОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРУДОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумов Александр Александрович, Цыганова Инга Владимировна

Объект исследования - социотехнологическая система организации. Цель исследования - выявление ключевых элементов данной системы, основных взаимосвязей между ними, определение степени их воздействия на конкурентоспособность организации. Методы исследования: системный и сравнительный подходы, структурный и статистический анализ данных предприятий. По результатам проведенного исследования в организациях различных видов экономической деятельности г. Санкт-Петербурга были выделены, охарактеризованы и классифицированы 5 основных групп элементов, оказывающих наибольшее воздействие на конкурентоспособность организации. В первую группу входят технические элементы (машины, приборы, оборудование, инструменты и приспособления), во вторую - технологические (алгоритм действий по диагностике или изменению состояния предмета труда, методы и способы производства, оказания услуг, управления), в третью - социальные элементы внутренней среды (компетенции персонала, мотивационные и ценностные установки работников, организационная структура управления, функциональные взаимосвязи и рациональность распределения функций), в четвертую - социальные элементы внешней среды (государственные социальные институты, организации-конкуренты и организации-партнеры), в пятую - информационные технологии и коммуникационные системы. Авторы приходят к выводу, что цифровизация является одним из самых значимых факторов трансформации социотехнологической системы, поскольку оказывает сильное влияние на социальные элементы внутренней среды организации и на технологическую группу элементов, что влечет за собой изменение профессиональных компетенций работников, сокращение их численности и затрат времени на выполнение многих трудовых функций, способствует повышению качества и точности выполнения работ во многих сферах, дает возможность построения прямых связей между поставщиками и потребителями, позволяет использовать новые формы занятости (работа со свободным началом и окончанием рабочего дня, дистанционная занятость, использование труда фрилансеров). Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы компаниями различного профиля при разработке корпоративных программ по повышению их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разумов Александр Александрович, Цыганова Инга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-TECHNOLOGICAL SYSTEMS IN THE MODERN ORGANIZATION: A LABOR PERSPECTIVE

The object of the paper is the socio-technological system of an organization. The study aims to identify the key elements of this system, and the main relationships between them, determining their impact on the competitiveness of the organization. The authors use the following research methods: systematic and comparative approaches, as well as structural and statistical analysis of enterprise data. According to the research results in organizations of various types of economic activity in St. Petersburg, 5 main groups of elements that have the greatest impact on the competitiveness of the organization were identified, characterized, and classified. The first group includes technical elements (machines, devices, equipment, tools, and fixtures), the second group includes technological elements (algorithm of actions for diagnosing or changing the state of the object of labor, methods, and means of production, provision of services, management), the third group - social elements of the internal environment (personnel competencies, motivational and value attitudes of employees, the organizational structure of management, functional relationships, and rational distribution of functions), the fourth group - social elements of the external environment (public social institutions, competing organizations, and partner organizations), and the fifth group - information technology and communication systems. The authors conclude that digitalization is one of the most significant drivers of the transformation of the sociotechnological system since it has a strong impact on the social elements of the internal environment of the organization and on the elements of the technological group. The consequences of this influence entail changes in the professional competencies of employees, a reduction in the number of employees and the time spent on performing many labor functions, improving the quality and accuracy of work in many areas, contributing to building direct links between suppliers and consumers, allowing new forms of employment in the organization (flexible working hours, remote employment, the use of freelancers). The results obtained can be used by companies of various profiles in the development of corporate programs to improve their competitiveness

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРУДОВОЙ АСПЕКТ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-18-26 УДК 331.104 JEL J21; J40; J46

ЦИФРОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРУДОВОЙ АСПЕКТ

А.А. Разумов a, И.В. Цыганкова b

a Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия b Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ

Объект исследования - социотехнологическая система организации. Цель исследования - выявление ключевых элементов данной системы, основных взаимосвязей между ними, определение степени их воздействия на конкурентоспособность организации. Методы исследования: системный и сравнительный подходы, структурный и статистический анализ данных предприятий. По результатам проведенного исследования в организациях различных видов экономической деятельности г. Санкт-Петербурга были выделены, охарактеризованы и классифицированы 5 основных групп элементов, оказывающих наибольшее воздействие на конкурентоспособность организации. В первую группу входят технические элементы (машины, приборы, оборудование, инструменты и приспособления), во вторую - технологические (алгоритм действий по диагностике или изменению состояния предмета труда, методы и способы производства, оказания услуг, управления), в третью - социальные элементы внутренней среды (компетенции персонала, мотивационные и ценностные установки работников, организационная структура управления, функциональные взаимосвязи и рациональность распределения функций), в четвертую - социальные элементы внешней среды (государственные социальные институты, организации-конкуренты и организации-партнеры), в пятую - информационные технологии и коммуникационные системы. Авторы приходят к выводу, что цифрови-зация является одним из самых значимых факторов трансформации социотехнологической системы, поскольку оказывает сильное влияние на социальные элементы внутренней среды организации и на технологическую группу элементов, что влечет за собой изменение профессиональных компетенций работников, сокращение их численности и затрат времени на выполнение многих трудовых функций, способствует повышению качества и точности выполнения работ во многих сферах, дает возможность построения прямых связей между поставщиками и потребителями, позволяет использовать новые формы занятости (работа со свободным началом и окончанием рабочего дня, дистанционная занятость, использование труда фрилансеров). Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы компаниями различного профиля при разработке корпоративных программ по повышению их конкурентоспособности.

Ключевые слова: предприятия и организации; цифровизация; информационные и коммуникационные технологии; управление; конкурентоспособность организации; трудовые функции; нестандартная занятость; социотехнологическая система.

Для цитирования: Разумов А.А., Цыганкова И.В. Цифровые факторы развития социотехнологических систем в современной организации: трудовой аспект. Социально-трудовые исследования. 2022;48(3):18-26. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-18-26.

ORIGINAL PAPER

DIGITAL FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIOTECHNOLOGICAL SYSTEMS IN THE MODERN ORGANIZATION: A LABOR PERSPECTIVE

A.A. Razumov a, I.V. Tsygankova b

a Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia b North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, St. Petersburg, Russia

ABSTRACT

The object of the paper is the socio-technological system of an organization. The study aims to identify the key elements of this system, and the main relationships between them, determining their impact on the competitiveness of the organization. The authors use the following research methods: systematic and comparative approaches, as well as structural and statistical analysis of enterprise data. According to the research results in organizations of various types of economic activity in St. Petersburg, 5 main groups of elements that have the greatest impact on the competitiveness of the organization were identified, characterized, and classified. The first group includes technical elements (machines, devices, equipment, tools, and fixtures), the second group

© Разумов А.А., Цыганкова И.В., 2022

includes technological elements (algorithm of actions for diagnosing or changing the state of the object of labor, methods, and means of production, provision of services, management), the third group - social elements of the internal environment (personnel competencies, motivational and value attitudes of employees, the organizational structure of management, functional relationships, and rational distribution of functions), the fourth group - social elements of the external environment (public social institutions, competing organizations, and partner organizations), and the fifth group - information technology and communication systems. The authors conclude that digitalization is one of the most significant drivers of the transformation of the sociotechnological system since it has a strong impact on the social elements of the internal environment of the organization and on the elements of the technological group. The consequences of this influence entail changes in the professional competencies of employees, a reduction in the number of employees and the time spent on performing many labor functions, improving the quality and accuracy of work in many areas, contributing to building direct links between suppliers and consumers, allowing new forms of employment in the organization (flexible working hours, remote employment, the use of freelancers). The results obtained can be used by companies of various profiles in the development of corporate programs to improve their competitiveness. Keywords: enterprises and organizations; digitalization; information and communication technologies; management; competitiveness of the organization; labor functions, non-standard employment; sociotechnological system.

For citation: Razumov A.A., Tsygankova I.V. Digital factors of the development of the sociotechnological systems in the modern organization: A labor perspective. Social and labor research. 2022;48(3):18-26. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-18-26.

ВВЕДЕНИЕ

Теория, обосновывающая целесообразность формирования системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных ее элементов, включающих техническую и социальную составляющую, была разработана в Великобритании в 50-х гг. ХХ в. Она появилась под влиянием автоматизации и механизации трудовых процессов, выполняемых рабочими промышленных предприятий. Основоположники теории Э. Трист, Ф. Эмери и А.К. Райс в своих исследованиях пришли к выводу о том, что наиболее эффективное применение техники и технологий наблюдалось при использовании труда рабочих групп, в которых персонал обладал широким набором навыков [1].

Как отмечает В.Ф. Потуданская, «...на текущий момент не сложилось единого определения понятия «социотехнологические системы», что связано как с различиями в подходах, применяемых в разных странах, так и с рассмотрением данного вопроса в ряде научных направлений: технике, социологии, экономике, эргономике, психологии» [2, с. 4]. Следует отметить, что для обозначения систем, представляющих собой взаимодействие технических и социальных элементов в рамках единого целого, употребляется различная терминология. Так, Д.В. Ефременко, О.Н. Яницкий и П.О. Ермолаева используют термин «социобио-технические системы», рассматривая процессы взаимодействия социальной, природной и технической компоненты на уровне всего общества в целом, подчеркивая при этом, что на уровне организации целесообразно рассматривать только техническую и социальную составляющие [3].

Многие российские исследователи (В.Ф. Потуданская, В.В. Шалай, М. Мизя, Т.В. Новикова), изучая процессы взаимодействия социальных и технических элементов на уровне организации,

применяют термин «социотехнологические системы», делая акцент на важности применяемых технологий и подчеркивая, что именно трансформация технологий в современных условиях оказывает наибольшее влияние на систему в целом [4; 2; 5]. И.М. Ажимухамедов использует понятие «социотехнические системы», выделяя их такие признаки, как функционирование в условиях неопределенности, нечеткие связи между отдельными элементами и различными подсистемами, сложность создания математической модели, описывающей особенности функционирования системы [6]. Как отмечают многие авторы, важной технологической составляющей является трактовка социотехнологических систем как совокупности технологических этапов, объединяющих процесс производства товаров или услуг на разных стадиях жизненного цикла проекта. Важным инструментарием проектного подхода является разработка математических моделей социотехнических систем, которые позволяют более четко описать взаимодействие элементов, их соподчиненность внутри этих систем (группы, распределение ролей) и других категорий, из которых складывается данная система.

В современной зарубежной литературе в основном применяется термин «социотехнические системы». J. Ladyman, J. Lambert, и K. Wiesner выделяют такие свойства социотехнических систем, как динамичность (что объясняется адаптивным поведением и способностью к обучению и развитию со стороны работников); открытость и подверженность влиянию извне; стохастичность (вероятностный характер изменений в системе, поскольку индивидуальность человека обусловливает многовариантность его поведения) [7]. При этом немецкий исследователь J. Dräger рассматривает социотехнические системы как осно-

ву функциональной безопасности организации [8]. Итальянский ученый S. Pizziol отмечает, что в социотехнической системе есть как человеческая, так и техническая компонента, но при этом они играют совершенно разные роли: техническая создает риски, а социальная - напротив, призвана снизить риски с помощью человеческого контроля за техническими процессами и управления ими [9].

Р. В^пег и F. Remmers говорят о том, что в современном мире на социотехническую систему промышленного предприятия оказывает сильное влияние цифровизация: повсеместное использование информационных и коммуникационных технологий воздействует на человеческие коммуникации, потребление, производство, трудовую деятельность, в современном мире опережающими темпами развиваются цифровые формы труда и производства [10].

Анализ российской и зарубежной научной литературы позволяет сделать следующие выводы:

• при обозначении систем, в которых взаимодействуют технические, технологические и социальные элементы на уровне организации, отсутствует единство терминологии;

• социотехнические и социотехнологические системы исследуются преимущественно на промышленных предприятиях, в организациях сферы услуг им почти не уделяется внимание;

• различные исследователи выделяют разные элементы систем;

• функционирование таких систем не рассматривается с точки зрения повышения конкурентоспособности организации.

Мы полагаем, что использование термина «социотехнологическая система» более целесообразно, поскольку позволяет применять его как для промышленных предприятий, так и для организаций сферы услуг, в которых ключевую роль играет не техника, а технологии оказания услуг, взаимодействия с потребителями, управления и т.д.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И УРОВЕНЬ ИХ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИУМ

Поскольку социотехнологическая система является сложной, многоуровневой структурой, включающей в себя различные элементы и определяющей конкурентоспособность организации, объем и качество производимой продукции (ока-

зываемых услуг), затраты и эффективность использования материальных, трудовых, денежных, временных ресурсов, актуальной задачей является ее декомпозиция, а также выявление соподчи-ненности различных ее элементов и определение уровня их влияния на конкурентоспособность ор-ганизаци.

В последние годы под влиянием цифровиза-ции и развития информационных систем и технологий социотехнологические системы переживают период трансформации, вследствие чего меняются характер и организация труда, что в конечном итоге оказывает воздействие как на конкурентоспособность организации, так и на социум, в котором она функционирует (рис. 1).

В ходе исследования мы попытались выявить ключевые элементы и определить основные характеристики социотехнологических систем организаций, факторы, влияющие на их структуру и содержание в современных условиях, а также основные направления и методы, позволяющие разработать комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности данных компаний.

Социотехнологическая система организации объединяет технику, технологии и работников в едином процессе производства товаров или оказания услуг и существенным образом влияет на конкурентоспособность организации. Ее эффективное функционирование возможно только при рациональном взаимодействии ее отдельных элементов. В рамках модели социотехнологической системы можно выделить технико-технологическую (ТТС) и социальную составляющую (рис.1). Технико-технологический компонент включает такие технические элементы, как машины, приборы, оборудование; инструменты и приспособления, технические характеристики которых напрямую влияют на производительность труда работников и, в конечном итоге, - на объем выпускаемой продукции, используемого сырья, материалов, потребляемой электро- и других видов энергии, во многом определяя качество производимых изделий или оказываемых услуг и их себестоимость.

Применяемые приборы позволяют осуществлять точную диагностику процесса производства или оказания услуг, предотвращать нарушения в работе машин и оборудования, избегать отклонения от заданного технологического цикла. Инструменты и приспособления позволяют снизить тяжесть и напряженность труда, а также оптимизировать временные затраты на выполнение трудовых функций.

Организация как социотехнологическая система

Технико-технологическая составляющая

Элементы технологии:

- методы и способы производства;

- методы и способы оказания услуг;

- методы и способы управления;

- алгоритм действий по диагностике или изменению состояния предмета труда

Конкурентоспособность организации

- объем производимых товаров (услуг);

- качество производимых товаров (услуг);

- затраты ресурсов;

- эффективность труда;

- способность быстро реагировать на меняющиеся условия внешней среды;

- лояльность потребителей (клиентов)

Социальная составляющая

Социальные элементы внутренней среды организации:

- компетенции персонала;

- мотивационные и ценностные установки работников;

- организационная структура управления;

- функциональные взаимосвязи и рациональность распределения функций

Социальные элементы внешней среды организации:

- государственные (социальные) институты;

- организации-конкуренты и организации-партнеры;

- информационные технологии и коммуникационные системы

Рис. 1 / Fig. 1. Элементы социотехнологической системы организации / Elements of the sociotechnological system of an organization

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Не менее важным элементом ТТС являются технологии (методы и способы производства, оказания услуг, управления, а также алгоритм действий по диагностике, реализации трудового процесса или изменению состояния предметов труда.

В последние годы повышается роль технологий обработки информации. Применение современных компьютерных программ и приложений (SAP (Systeme, Anwendugen und Produkte in der Datenwerarbeitung), SAP Success Factors Employee Central, SAP Ariba Supplier, SAP Predictive Analytics) сокращает время на расчет и анализ экономических показателей, на обработку результатов маркетинговых и социологических исследований, позволяет эффективно вести учет [11]. Информационные системы и цифровые технологии, являясь одним из основных факторов трансформации социотехнологической системы организации, способствуют распространению и внедрению новой техники, технологий производства и управления, меняют организацию, характер и содержание труда, место и роль работника в трудовом процессе, ведут к трансформации трудовых функций и форм занятости.

Социальная составляющая объединяет социальные элементы (компетенции работников, их мотивационные установки, организационная структура управления, внутрикорпоративные функциональные взаимосвязи) внутренней и внешней среды организации.

Профессиональные компетенции сотрудников представляют собой комплекс знаний, умений, навыков сотрудников, необходимых для

успешного выполнения профессиональной деятельности. Компетенции персонала определяют возможности организации создавать и внедрять инновации, трансформировать работу организации исходя из быстро меняющихся условий и требований внешней среды. Современная техника и технологии, применяемые в организации, будут бесполезны, если профессиональные компетенции сотрудников не сформированы и не позволяют эффективно их использовать. Управленческие компетенции позволяют принимать верные управленческие решения, существенно повышая конкурентоспособность компании.

Мотивация сотрудников и отношение к труду являются важным элементом социотехнологиче-ской системы, поскольку формируют успешное взаимодействие с клиентами и потребителями, определяют качество работ и услуг, влияют на отзывы и лояльность потребителей. Мотиваци-онные установки во многом зависят от существующих в организации систем оплаты труда и нематериальной мотивации, а также от организационной культуры. Отсутствие эффективных мотивационных стимулов (даже при условии наличия современной техники и технологий, требуемых профессиональных и управленческих компетенций у персонала) может привести к нарушениям функционирования всей социотехно-логической системы.

Организационная структура управления может способствовать или препятствовать реализации важных стратегических задач организации. Несовершенство организационной структуры приводит к искажению информации, развитию

бюрократии, затрудняет правильное и своевременное принятие управленческих решений и, как следствие, отрицательно влияет на работу всей социотехнологической системы.

Распределение функций между отдельными должностями осуществляется на основе требуемых ключевых компетенций по каждой должности и специфики вида экономической деятельности организации. Рациональность их распределения определяет эффективность функциональных взаимосвязей. Неполнота или отсутствие требуемых функций, наличие дублируемых, а также не соответствующих определенным должностям осложняют работу социотехнологической системы.

С одной стороны, социальные элементы внутренней среды организации характеризуются сложностью и многогранностью, с другой - в организации всегда существует возможность анализа их состояния, планирования и изменения. Таким образом, управленческое воздействие на социальные элементы внутренней среды организации может быть достаточно результативным и эффективным.

Социальные элементы внешней среды организации включают информационные системы и цифровые технологии; государственные и социальные институты, а также другие организации, среди которых можно выделить конкурентов и партнеров. Организации-партнеры создают условия для успешной кооперации, что позволяет повысить эффективность работы организации, снизить риски, повысить конкурентоспособность. Предприятия-конкуренты создают угрозы и ограничения в деятельности организации, оказывая влияние на цену продукции и услуг, стандарты качества, объем производства и т.д., что, в свою очередь, оказывает косвенное влияние на социотехнологическую систему и особенности ее функционирования.

Государственные и социальные институты, являясь основными механизмами регламентации общественной жизни, регулируют отношения в социально-экономической и культурной жизни общества, создают условия, ограничения и возможности развития как всей организации, так и ее социотехнологической системы. Социальные институты представляют собой структурные образования, главной функцией которых является удовлетворение социальных потребностей общества. К государственным институтам относят социальные институты, связанные с осуществлением власти и общественным управлением.

Отношения в социуме также меняются в результате трансформации социотехнологических систем организаций. Изменение технологической составляющей (методов и способов производства, алгоритма действий по диагностике или изменению состояния предметов труда) оказывает влияние на требуемые компетенции работников организаций. В последние годы для успешного выполнения трудовых задач становится необходимым наличие так называемых «цифровых» компетенций, предполагающих умение работать с универсальными и специализированными компьютерными программами. К «цифровым» компетенциям также относится умение применять в профессиональной деятельности современные средства коммуникации, позволяющие трудиться в дистанционном режиме, - "Teams", "Zoom", "Телемост", и навыки использования онлайн-средств сбора информации, необходимой при проведении маркетинговых и социологических исследований, - «Google-формы», «SurveyMonkey», «Анкетолог». Онлайн-средства сбора информации применяются в организациях различных видов экономической деятельности при изучении определенной целевой аудитории, ее потребностей, получении актуальной информации для бизнеса о рынке, реакции потребителей на продукт, бренд и т.д.

Применение новых форм занятости, получивших распространение вследствие широкого использования цифровых технологий, в том числе дистанционной работы, ведет к трансформации коммуникаций между сотрудниками, как в отдельных организациях, так и в обществе в целом. Возможность трудиться удаленно воздействует на различные аспекты жизни людей - от возможности трудоустройства на предприятии или в организации, расположенной в другом городе, регионе или даже стране, до решения организационных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, в удаленном формате.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В 2020-2021 гг. нами было проведено исследование на промышленных предприятиях и в организациях торговли и сервиса г. Санкт-Петербурга (Россия), результаты которого позволяют нам утверждать, что цифровизация оказывает воздействие на социотехнологиче-ские системы организаций по трем направлениям, влияя на:

Таблица 1 / Table 1

Применение нестандартных форм занятости, связанных с использованием цифровых технологий / Application of non-standard

employment related to the use of digital technologies

Название предприятия / Organization Вид экономической деятельности / Type of economic activity Нестандартная занятость, связанная с применением цифровых технологий; удельный вес работающих / Non-standard employment related to the use of digital technologies; proportion of employees

2019 г. / 2019 2020 г. / 2020

ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения» Судостроение Работа с гибким началом и окончанием рабочего дня; труд фрилансеров (по договорам ГПХ); 6 % от среднесписочной численности Работа с гибким началом и окончанием рабочего дня; телетруд (дистанционная работа); от 10 до 13 % в разные месяцы года

НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой Здравоохранение - Телетруд; 8 % дистанционных работников (лица в возрасте старше 60 лет, некоторые руководители)

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors

• содержание и продолжительность трудовых функций;

• формы занятости сотрудников предприятий и, как следствие, - на организацию труда, распределение рабочего времени;

• подходы к управлению сотрудниками предприятий и организаций.

Производственники, представители торговли и сервиса широко и активно применяя различные программные продукты практически во всех сферах деятельности (закупки, аналитические исследования, финансовое планирование и анализ, финансовый и кадровый менеджмент, обслуживание клиентов, реализация готовой продукции и т.д.) [12, с. 50] добились существенного сокращения затрат времени при выполнении трудовых процессов, удельного веса трудовых движений и действий, связанных с выполнением рутинных, «шаблонных» операций (заполнение и проверка документов, расчет данных и т.д.) [12, с. 51], трансформировали трудовые функции сотрудников, пересмотрели нормы труда (времени, выработки), поскольку нормирование выступает объективной мерой затрат труда1.

Возрос удельный вес действий, предполагающих коммуникацию с потребителями, клиентами, другими сотрудниками, повышается доля умственного труда и творческой составляющей в трудовой деятельности руководителей и специалистов различного уровня.

За последнее десятилетие в различных российских организациях нашли широкое применение различные формы нестандартной занятости [13, с. 122-134; 14], в том числе ее гибких форм [11, с. 84-85]. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в настоящее время не ведет учет многих новых форм нестандартной занятости, появившихся на российском рынке

1 Социально-трудовые отношения в современной России: проблемы и решения: монография / под ред. А. А. Разумова. М., Издательско-торго-вая корпорация «Дашков и К°», 2016. 280 с.

труда в последнее десятилетие (не оценивается численность фрилансеров в масштабе всей страны; численность дистанционных и удаленных работников; работников, которые трудятся в рамках платформенной занятости и т.д.). В этой связи в целях выявления степени распространения нестандартных форм занятости, появившихся благодаря развитию цифровых технологий, нами был применен метод анализа данных оперативного учета деятельности предприятий и организаций в ряде организаций г. Санкт-Петербурга: ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения» (ЦНИИ СМ); научно-исследовательском институте детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой (НИИ ДОГиТ); Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ); Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС); Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена).

Благодаря цифровым технологиям в данных организациях получили развитие такие формы нестандартной занятости, как дистанционная работа (телетруд), работа с гибким началом и окончанием рабочего дня, фриланс.

Анализ данных оперативного учета показал, что в ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения» уже в

2019 г. применялись работа с гибким началом и окончанием рабочего дня и фриланс (табл. 1), в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 г. - работа с гибким началом и окончанием рабочего дня и телетруд.

В НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой до 2020 г. нестандартные формы занятости, связанные с развитием цифровых технологий, не использовались, а в 2020 г. для ограниченного круга сотрудников стала применяться дистанционная работа.

Таблица 2/ Table 2

Применение дистанционной занятости для различных групп работников на предприятиях и в организациях г. Санкт-Петербурга в 2020-2021 гг. / Remote work for various groups of employees of enterprises and organizations

in St. Petersburg in 2020-2021

Показатель/ Indicator ЦНИИ СМ / Central Research Institute For Special Machinery НИИ ДОГиТ / Research Institute of Pediatric Oncology, Hematology and Transplantology СПбГЭУ / St. Petersburg State University of Economics РГПУ им. А.И. Герцена / Herzen University СЗИУ РАНХиГС / North-West Institute of Management, Branch of RANEPA

Группы дистанционных работников С марта 2020 г. до февраля 2021 г. - инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики С марта 2020 г. до февраля 2021 г. - работники в возрасте старше 60 лет, некоторые руководители С марта 2020 г. до февраля 2021 г. - все сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава; в настоящее время - работники в возрасте старше 60 лет. Для остальных возрастных групп применяется дистанционная занятость в сочетании со стандартной формой работы

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

Телетруд (дистанционная работа) получила широкое распространение благодаря развитию цифровых и телекоммуникационных систем в 2020-2021 гг. в условиях пандемии и применялась как на промышленных предприятиях, так и в организациях непроизводственной сферы (табл. 2).

Вследствие дальнейшего распространения COVID-19, дистанционная занятость все шире используется в сфере высшего профессионального образования, например, при организации учебного процесса для студентов заочной формы обучения.

Применение цифровых технологий привело к изменению подходов к учету отработанного времени для сотрудников, которые трудятся дистанционно. Так, в обследованных нами образовательных организациях высшего профессионального образования для контроля рабочего времени преподавателей, которые проводят аудиторные занятия удаленно, применяются программы "Teams", "Zoom" и "Телемост" с использованием функции записи, что позволяет не только контролировать сам факт проведения занятий, но и проверять их качество. Студентам такой подход дает дополнительные возможности повторного просмотра записи занятий, что позволяет более качественно усвоить преподаваемый материал.

Для контроля внеаудиторной работы преподавателей обследованных учреждений высшего профессионального образования использовались программы "Moodle", "Canvas", "Edmodo", "iSpring Learn" и т.д., позволяющие создавать как индивидуальные, так и групповые ойлайн-курсы, наполняя их различным контентом для решения различных образовательных задач. При этом существует возможность оценить не только время, затраченное на работу со студентами, но и компетенции преподавателя.

На промышленных предприятиях для учета рабочего времени и информационной без-

опасности рабочих мест применяются многофункциональные программы "BitCop", "StaffCop Enterpise", позволяющие осуществляет контроль за сделанными скриншотами экранов и снимками с веб-камер, вести мониторинг посещений работниками веб-сайтов, их действий в социальных сетях и сделанных ими поисковых запросов, контролировать и блокировать USB-устройства.

Таким образом, цифровизация меняет как организацию труда сотрудников предприятий, так и формы контроля за трудовым процессом. При этом данное влияние на социотехнологические системы организаций не всегда бывает положительным. Например, в случае отказа руководства компании от тотального дистанционного контроля сотрудников (который снижает трудовую мотивацию и вызывает психологическую усталость), повышается риск снижения производительности труда, поскольку требуемым уровнем самоорганизации обладают далеко не все работники.

Что касается режима работы исключительно в дистанционном формате, то он способствует развитию социальной изоляции сотрудников, снижает эффективность командной работы, препятствует развитию профессиональной карьеры.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты доказывают, что циф-ровизация является важнейшим фактором изменения социотехнологической системы и ее отдельных элементов. Можно согласиться с точкой зрения J. Springer, которая отмечает, что трансформация социотехнологических систем характеризуется не только важнейшими технологическими, но и связанными с ними социальными изменениями. При этом автор подчеркивает, что каждая компания должна разрабатывать свою индивидуальную концепцию социотехнической системы [15].

Большинство российских и зарубежных авторов признавая важность влияния цифровых технологий на деятельность организации, при этом полагают, что любые изменения в социотехниче-ской системе создают угрозу стабильности и безопасности деятельности организации [8]. Р. В^пег и F. Remmeгs подчеркивают, что существенно изменяя нашу жизнь цифровые технологии вместе с тем создают риски для социотехнической системы [10].

Соглашаясь, что трансформация социотехно-логических систем под влиянием цифровизации несет в себе определенные риски и угрозы для работы компаний, мы на основании результатов проведенного исследования на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга тем не менее выделили бы и ряд конкурентных преимуществ, связанных с применением данными компаниями современных цифровых технологий:

• изменение профессиональных компетенций работников, необходимость приобретения навыков работы с информационными и коммуникационными системами, умение работать с различными компьютерными программами, соответствующими специфике деятельности;

• сокращение затрат времени на обработку информации, расчет различных технических и экономических показателей, определение тех-

нических параметров изделий и их качественных характеристик и т.д., что в конечном итоге ведет к сокращению численности работников отдельных профессий;

• повышение качества выполнения работ в отдельных сферах деятельности (например, диагностики и лечения в здравоохранении);

• установление прямых связей с поставщиками и потребителями товаров и услуг и отказ от необходимости выстраивания отношений с предприятиями-посредниками;

• ускоренное развитие новых форм занятости - дистанционной работы, фриланса, работы с гибким началом и окончанием рабочего дня;

• формирование новых подходов к управлению сотрудниками организации, основанных на применении дистанционного контроля их деятельности (учет рабочего времени, его отдельных элементов затрат, осуществление информационной безопасности и др.). Полагаем, что выявление основных характеристик и направлений трансформации социо-технологической системы, их особенностей позволит каждой из петербуржских компаний, где проводилось исследование, разрабатывать дополнительный индивидуальный комплекс социо-технологических мероприятий, с целью повышения своей конкурентоспособности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Trist E., Bamforth K. Some social and psychological consequences of the longwall method of coal getting. Human Relations, 1951;(4):3-38.

2. Потуданская В.Ф., Мизя М.С. Эволюционное развитие теории социотехнологических систем // Российское предпринимательство. 2013;14(7):4-11.

3. Ефременко Д.В., Яницкий О.Н., Ермолаева П.О. О социобиотехнических системах// Вопросы философии. 2019;(5):138-147.

4. Мизя М.С., Потуданская В.Ф. Стратифицированный подход к исследованию эффективности труда в условиях функционирования социотехнологической системы предприятия // Российское предпринимательство. 2014;15(23):154-1б0.

5. Потуданская В.Ф., Новикова Т.В., Шалай В.В. Социотехнологические и социоорганизационные системы как компонент инновационного управления предприятием // Креативная экономика. 2012; (6 (10)):119-125.

6. Ажмухамедов И.М. Синтез управляющих решений в слабоструктурированных плохо формализуемых социотехнических системах, в: Управление большими системами: сборник трудов. М.: изд-во ФГБУН «Институт проблем управления им. В.Д. Трапезникова РАН» // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-upravlyayuschih-resheniy-v-slabo-strukturirovannyh-ploho-formalizuemyh-sotsiotehnicheskih-sistemah/viewer (дата обращения: 05.05.2022).

7. Ladyman J., Lambert J., Wiesner K. What is a Complex System? European Journal for Philosophy of Science. 2013;(3 (1));33-67.

8. Dräger J. Soziotechnische Systeme als Herausforderung der Funkzionalen Sicherheit in: Sonderdruck aus M. Grandt & S. Schmerwitz (Hrsg.). Der Mensch zwischen Automatisierung, Kompetenz und Verantwortung (DGLR-Bericht 2014-01). Bonn: Deutsche Gesellschaft für Luft- und Raumfahrt - Lilienthal-Oberth e.V. 2014:158.

9. Pizziol S. Conflict prediction in human-machine systems. Doktorarbeit, Universität Toulouse, 2013:63.

10. Remmers F., Bittner P. Nachhaltige Personalführung in der digitalisierten Industrie: von der Theorie zur innovativen Methode, in: Nachhaltigkeit im interdisziplinären Kontext - Herausforderung für Wirtschaft und Gesellschaft, SRH Fernhochschule, Springer Nachmedien, Wiesbaden, 2019:17-32.

11. Разумов А.А., Цыганкова И.В. Гибкая занятость как форма сочетания обучения с работой. / Статья в сборнике: Костинские чтения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Локтюхиной, С.А. Шапиро, 2020. С. 84-88.

12. Разумов А.А., Цыганкова И.В. Современные подходы к применению IT-технологий при разработке обоснованных норм труда на предприятиях торговли и сервиса // Социально-трудовые исследования. 2021;(1):45-53.

13. Разумов А.А., Цыганкова И.В., Антонова Г.В., Никишина О.Ю. Нестандартная занятость как форма использования рабочего времени 2-е издание. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 171 с.

14. Razumov A., Tsygankova I., Vakhitova L., Ivanova N. Prospects of flexible employment using in the Arctic zone, based on the experience of Saint-Petersburg's enterprises. / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 678, SCIENTIFIC AND TECHNICAL FINDINGS OF THE ARCTIC EXPLORATION 2020: PRESENT AND FUTURE 10-11 September 2020, Arkhangelsk, Russian Federation. // https: iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/678/1/012007.

15. Springer J. Das soziotechnische System. Beispiele aus der Praxis, München, GRIN Verlag, 2017. 18 S.

REFERENCES

1. Trist E., Bamforth K. Some social and psychological consequences of the longwall method of coal getting. Human Relations, 1951;(4):3-38.

2. Potudanskaya V.F., Mizya M.S. Evolutionary development of the theory of sociotechnological systems. Russian Entrepreneurship. 2013;14(7):4-11. (In Russ.).

3. Efremenko D.V., Yanitsky O.N., Ermolaeva P.O. About sociobiotechnical systems. Questions of Philosophy. 2019;(5):138-147. (In Russ.).

4. Mizya M.S., Potudanskaya V.F. Stratified approach to the study of labor efficiency in the conditions of functioning of the sociotechnological system of the enterprise. Russian Entrepreneurship. 2014;15(23):154-160. (In Russ.).

5. Potudanskaya V.F., Novikova T.V., Shalai V.V. Sociotechnological and socio-organizational systems as a component of innovative enterprise management. Creative Economics. 2012; (6(10)):119-125. (In Russ).

6. Azhmukhamedov I.M. Synthesis of control solutions in poorly structured poorly formalized sociotechnical systems, in: Management of large systems: proceedings. M.: Publishing house of the Federal State Budgetary Institution "V.D. Trapeznikova RAS Institute of Management Problems". URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-upravlyayuschih-resheniy-v-slabo-strukturirovannyh-ploho-formalizuemyh-sotsiotehnicheskih-sistemah/viewer (accessed on 05.05.2022).

7. Ladyman J., Lambert J., Wiesner K. What is a Complex System? European Journal for Philosophy of Science. 2013;(3(1));33-67.

8. Dräger J. Soziotechnische Systeme als Herausforderung der Funkzionalen Sicherheit in: Sonderdruck aus M. Grandt & S. Schmerwitz (Ed.). The relationship between automation, competence and responsibility (DGLR Report 2014-01). Bonn: Deutsche Gesellschaft für Luft- und Raumfahrt - Lilienthal-Oberth e.V.; 2014:158.

9. Pizziol S. Conflict prediction in human-machine systems. PhD thesis, University of Toulouse; 2013:63.

10. Remmers F., Bittner P. Sustainable personnel management in the digitized industry: from theory to innovative method, in: Sustainability in an interdisciplinary context - A challenge for business and Society, SRH Fernhochschule, Springer Nachmedien, Wiesbaden; 2019:17-32.

11. Razumov A.A., Tsygankova I.V. Flexible employment as a form of combining training with work. Article in the collection: Kostin readings. Materials of the III International scientific and Practical Conference. Edited by N.V. Loktyukhina, S.A. Shapiro. 2020. 84-88 p. (In Russ.).

12. Razumov A.A., Tsygankova I.V. Modern approaches to the application of IT technologies in the development of sound labor standards in trade and service enterprises. Social and Labor Research. 2021;(1):45-53. (In Russ.).

13. Razumov A.A., Tsygankova I.V., Antonova G.V., Nikishina O.Yu. Non-standard employment as a form of using working time 2nd edition. M., Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K"; 2019. 17 p. (In Russ.).

14. Razumov A., Tsygankova I., Vakhitova L., Ivanova N. Prospects of flexible employment using in the Arctic zone, based on the experience of Saint-Petersburg's enterprises. / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 678, SCIENTIFIC AND TECHNICAL FINDINGS OF THE ARCTIC EXPLORATION 2020: PRESENT AND FUTURE 10-11 September 2020, Arkhangelsk, Russian Federation. URL: https: iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/678/1/012007 .

15. Springer J. The sociotechnical system. Practical examples, Munich, GRIN Verlag; 2017. 18 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Александр Александрович Разумов - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник Минтруда России, советник генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института труда, Москва, Россия

Aleksandr A. Razumov - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Honorary Worker of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Adviser to the General Director of the Federal State Budgetary Institution 'All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry

of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia aarazumov@vcot.info

Инга Владимировна Цыганкова - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Россия

Inga V. Tsygankova - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Economics, North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg, Russia http://orcid.org/0000-0003-0125-4910 icygankova@list.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 06.06.2022; после рецензирования 16.06.2022, принята к публикации 20.06.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 06.06.2022; reviewed on 16.06.2022, accepted for publication on 20.06.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.