Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOR RATIONING / TRADE AND SERVICE ENTERPRISES / WORKING HOURS / LABOR FUNCTIONS / IT-TECHNOLOGIES / LABOR PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумов Александр Александрович, Цыганкова Инга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы эффективного использования современного программного обеспечения для совершенствования нормирования труда на предприятиях торговли и услуг. Показана специфика нормирования труда в этом сегменте бизнеса. Цель работы - обосновать необходимость широкого применения новейших IT-технологий в торговых и сервисных компаниях для определения необходимых затрат времени на выполнение определенных трудовых операций, торговых и сервисных процессов в целях разработки и установления обоснованных норм труда. Использованы следующие методы исследования: системного и логического анализа, анализа научной литературы, классификаций и группировок, статистической обработки федеральных и региональных баз данных по проблемам производительности труда, фотографии рабочего времени. Сделан вывод, что эффективность торгового и сервисного бизнеса, повышение производительности труда работников, занятых в этом бурно развивающимся секторе экономики, оптимизация численности и заработной платы персонала сегодня во многом зависят от обоснованных норм труда, разработанных с применением современных IT-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE USE OF IT IN THE DEVELOPMENT OF REASONABLE LABOR RATIONING IN TRADE AND SERVICE ENTERPRISES

The article explores the issues of effective use of modern software to improve labor rationing at trade and service enterprises. The specifics of labor rationing in this business segment are shown. The aim of the paper is to substantiate the need for widespread use of the latest IT technologies in trading and service companies to determine the required time spent on performing certain labor operations, trading, and service processes in order to develop and establish reasonable labor rationing. The authors used such methods as the system and logical analysis, analysis of scientific literature, classifications and groupings, statistical processing of federal and regional databases on labor productivity, photography of working hours. The authors concluded that the efficiency of the trade and service business, the increase in labor productivity of workers employed in this dynamically developing sector of the economy, the optimization of the number and wages of personnel today largely depend on reasonable labor standards developed using modern IT technologies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА»

■

DOI: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-45-53 УДК 331.103.3 JEL J22;J24

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ

1Т-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы эффективного использования современного программного обеспечения для совершенствования нормирования труда на предприятиях торговли и услуг. Показана специфика нормирования труда в этом сегменте бизнеса. Цель работы - обосновать необходимость широкого применения новейших IT-технологий в торговых и сервисных компаниях для определения необходимых затрат времени на выполнение определенных трудовых операций, торговых и сервисных процессов в целях разработки и установления обоснованных норм труда. Использованы следующие методы исследования: системного и логического анализа, анализа научной литературы, классификаций и группировок, статистической обработки федеральных и региональных баз данных по проблемам производительности труда, фотографии рабочего времени. Сделан вывод, что эффективность торгового и сервисного бизнеса, повышение производительности труда работников, занятых в этом бурно развивающимся секторе экономики, оптимизация численности и заработной платы персонала сегодня во многом зависят от обоснованных норм труда, разработанных с применением современных IT-технологий.

Ключевые слова: нормирование труда; предприятия торговли и услуг; рабочее время; трудовые функции; IT-технологии; производительность труда.

Для цитирования: Разумов А.А., Цыганкова И.В. Современные подходы к применению IT-технологий при разработке обоснованных норм труда на предприятиях торговли и сервиса. Социально-трудовые исследования. 2021;42(1):45-53. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-45-53.

А.А. Разумов а, И.В. Цыганкова b

а Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия b Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ,

Санкт-Петербург, Россия

https://orcid.org/0000-0002-6935-0397; b http://orcid.org/0000-0003-0125-4910

b

а

a

MODERN APPROACHES TO THE USE OF IT IN THE DEVELOPMENT OF REASONABLE LABOR RATIONING IN TRADE AND SERVICE ENTERPRISES

A.A. Razumova, I.V. Tsygankova b

a All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia b Saint Petersburg State University of Economics; North-Western Institute of Management branch of, Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Saint Petersburg, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6935-0397; b http://orcid.org/0000-0003-0125-4910

b

a

© Разумов А.А., Цыганкова И.В. 2021

ABSTRACT

The article explores the issues of effective use of modern software to improve labor rationing at trade and service enterprises. The specifics of labor rationing in this business segment are shown. The aim of the paper is to substantiate the need for widespread use of the latest IT technologies in trading and service companies to determine the required time spent on performing certain labor operations, trading, and service processes in order to develop and establish reasonable labor rationing. The authors used such methods as the system and logical analysis, analysis of scientific literature, classifications and groupings, statistical processing of federal and regional databases on labor productivity, photography of working hours. The authors concluded that the efficiency of the trade and service business, the increase in labor productivity of workers employed in this dynamically developing sector of the economy, the optimization of the number and wages of personnel today largely depend on reasonable labor standards developed using modern IT technologies.

Keywords: labor rationing; trade and service enterprises; working hours; labor functions; IT-technologies; labor productivity.

For citation: Razumov A. A., Tsygankova I. V. Modern approaches to the use of IT in the development of reasonable labor rationing in trade and service enterprises. Social and labor research. 2021;42(1):45-53. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-45-53.

ВВЕДЕНИЕ

Нормирование труда играет важную роль в организации работы предприятий. Наличие в организации прогрессивных норм труда позволяет рационально использовать рабочее время, оптимизировать численность персонала, установить нормальную напряженность труда, оптимальные режимы работы оборудования и т.д. Взаимосвязь установленных норм труда и уровня оплаты труда работников повышает трудовую мотивацию и удовлетворенность трудом, снижает уровень текучести в организации, устраняет предпосылки для возникновения трудовых конфликтов, связанных с недовольством работников существующей системой оплаты труда.

Современная система нормирования труда на предприятии формирует условия для роста производительности труда, что является одним из важнейших приоритетов развития страны. В соответствии с Национальным проектом «Производительность труда и поддержка занятости» показатели производительности на предприятиях несырьевого сектора должны ежегодно увеличиваться на 5 с лишним процентов.

В последние годы торговля и сфера услуг играют все большую роль в экономическом развитии страны, ежегодно растет число работников, занятых в сервисных и торговых компаниях, а потому вопросы, связанные с повышением производительности труда в этих секторах бизнеса, весьма актуальны. В 2019 г. в России численность занятых в сфере обрабатывающих производств составила 14,2 %, в то же время, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств -18,9 %, хранения и транспортировки - 7,5 %, гостиничных услуг и общепита - 2,5 %х. Эта тенденция

характерна для многих регионов и городов России. Например, удельный вес работников торговли в Санкт-Петербурга составляет 16,6 % от общей численности занятых. Валовая добавленная стоимость на 1 занятого в торговле Санкт-Петербурга в 2017 г. составила 1100 тыс. руб. - 132,2 % от среднего уровня показателя в данном секторе экономики по России. Доля выручки предприятий торговли по Санкт-Петербургу в 2017 г. была равна 43,9 %, а в объеме выручки по базовым несырьевым секторам Санкт-Петербурга - 55,4 %. Условная выработка на 1 работника в торговле в 2017 г. составила 23364 тыс. руб.2

ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

В ПУБЛИКАЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопросы организации и нормирования труда были объектом самого пристального внимания отечественных ученых с 20-х гг. ХХ в. в связи с необходимостью повышения производительности труда. Началом работы в сфере нормирования труда в нашей стране было изучение исследований Ф. Тейлора, Г. Форда, использование на советских предприятиях таких методик, как хронометраж, фотография рабочего времени и их адаптация к условиям планового производства. Существенный вклад в теорию и практику нормирования труда в 20-30 гг. ХХ в. внесли разработки А.К. Гастева (проведение научных исследований и практическое внедрение технически обоснованных норм време-

1 Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности. Россия в цифрах — 2020 г. https://rosstat. gov.ru/bgd/regl/b20_11/Main.htm

2 Региональная программа «Производительность труда и поддержка занятости» в г. Санкт-Петербурге на 2019 - 2024 гг. С. 4.

ни, рационализация трудовых процессов на основе разделения операций на приемы и движения и отбора наиболее целесообразных движений) [1, 2], П.М. Керженцева (основные направления научной организации труда, вопросы интенсивности труда) [3], В.М. Иоффе (уделялось внимание микроэлементным нормативам, вопросам технического нормирования) [4, 5].

В 40-е гг. ХХ в. вопросы нормирования труда исследовались М.М. Шахназаровым, Т.В. Толчено-вым (особенности внедрения норм на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей и т.д.). Позднее, в 70-80 гг. ХХ в., вопросы нормирования труда разрабатывали П.Ф. Пе-троченко (влияние норм труда на трудовые показатели деятельности предприятий), И.М. Разумов (нормирование работ на металлорежущих станках - токарных, фрезерных, шлифовальных, а также нормирование кузнечно-штамповочных и литейных работ).

В 90-х гг. ХХ в., в период перехода к рыночной экономике, проблемам нормирования труда в нашей стране уделялось мало внимания, но научные исследования в данной сфере продолжали вести ученые Научно-исследовательского института труда В.М. Рысс, В.С. Серов, Г.Э. Слезингер, а также ученый из г. Санкт-Петербурга Б.М. Генкин.

В настоящее время вопросы нормирования труда являются объектом пристального внимания не только отечественных, но и зарубежных ученых. Это связано с тем, что обоснование затрат труда на выполнение различных функций, с одной стороны, повышает производительность труда, с другой, - является эффективным инструментом управления организацией, способствует сокращению затрат рабочего времени и снижению издержек на производство товаров или услуг.

Н.А. Волгин подчеркивает, что система нормирования труда является основой создания лучших, более комфортных условий работы и отдыха человека труда, влияет как на уровень, так и на качество жизни работающих [6].

И.Б. Омельченко говорит о необходимости системного подхода к решению вопросов нормирования труда, который строится на эффективной организации материальных и нематериальных ресурсов компании [7, 8].

И.В. Богатырева и Л.А. Илюхина обосновывают необходимость создания модели корпоративного управления нормированием труда, включающую систему мониторинга норм труда и их качества, базирующуюся на применении информационных систем и цифровых технологий [9].

B.Б. Бычин и Е.В. Новикова говорят о том, что нормы труда имеют важное значение при оценке трудового потенциала предприятия, выступают элементом системы управления персоналом. Нормы труда — основа рационального планирования и оперативного управления [10].

C.В. Рачек и А.В. Суханова уделяют внимание системе нормирования труда как фактору роста эффективности использования трудовых ресурсов [11].

В.А. Щеколдин, И.В. Богатырева и Л.А. Илюхина подчеркивают важность применения информационных технологий в современных условиях для установления норм времени и выработки, разработки нормативных материалов, разработки оптимальных норм обслуживания и численности; обработки фотографии рабочего времени и хронометражных наблюдений.

А.В. Никольский отмечает, что невыполнение норм — следствие неэффективно функционирующей системы адаптации работников и делает акцент на том, что новый сотрудник организации должен быть ознакомлен с нормами труда, методиками и особенностями их расчета. Такой подход позволит избежать конфликтных ситуаций, повысить производительность труда и снизить текучесть кадров [12].

A.В. Дегтярев считает, что развитие информационных и коммуникационных систем ведет к фундаментальным изменениям в сфере организации труда, что создает предпосылки для инновационного развития организации и создания высокотехнологичных рабочих мест [13].

Ю.В. Харитонова говорит о том, что информационные системы влияют на трудовую сферу, в том числе на систему управления персоналом и сферу нормирования труда [14].

О.С. Овчинникова, К.С. Чурилова полагают, что нормирование труда целесообразно применять не только в сфере промышленного производства, но и в сфере сельского хозяйства [15].

B.Ф. Потуданская и Л.С. Горскина пишут о том, что в России в 2012-2018 гг. была разработана программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, что обуславливает необходимость применения системы нормирования труда, которая ранее применялась в промышленности, в непромышленной сфере [16].

Зарубежные исследователи O. Henrich и S. Seidel подчеркивают важную роль цифровизации в развитии сферы нормирования труда. O. Henrich говорит о том, что от качества цифровых программ-

ных продуктов и их правильного использования зависит успешность проектов и рациональное использование рабочего времени [19]. S. Seidel полагает, что использование программных продуктов влияет на производительность труда в компании, причем при определенных условиях производительность труда может снижаться (например, если персонал не владеет навыками работы с такими программами или программное обеспечение не адаптировано к потребностям предприятия и задачам, стоящим перед ним) [20, 21]. R. Hierzer говорит о том, что оптимизация трудовых процессов в современном обществе осуществляется преимущественно посредством применения цифровых технологий [22].

В современных публикациях специалистов REFA - старейшего объединения предприятий и профессионалов, функционирующего в немецком языковом пространстве и решающего проблемы организации производства, нормирования труда, повышения экономической эффективности и гуманизации труда, говорится о том, что в настоящее время вопросы нормирования труда и рационализации трудовых процессов не потеряли своей актуальности. Рационализация трудовых процессов важна и необходима, поскольку обеспечивает рост производительности труда. REFA разрабатывает методики сбора и анализа данных в сфере нормирования труда и помогает применять данные разработки на предприятиях. Так, масштабные мероприятия по рационализации трудовых процессов в швейцарских фармацевтических компаниях кантона Цуг, проведенные в ноябре 2014 - феврале 2015 гг., позволили сэкономить 200 000 - 250 000 швейцарских франков только за один финансовый год3.

Отдельным, приобретающим за последние годы все большую значимость для России вопросом является совершенствование нормирования труда, применение обоснованных норм труда на работах, выполняемых в условиях Крайнего Севера, в Арктической зоне Российской Федерации [23].

ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА

В СССР, а также в современной России вопросами нормированием труда занимались в основном на промышленных предприятиях. Процесс установления норм труда и нормативов по труду

3 Case Study Prozessoptimierung Pharma-Unternehmen // URL: https: // refa-consulting.ch/fallbeispiele/prozessoptimierung-case-study (дата обращения: 02.02.2021).

для предприятий непромышленной сферы начался лишь с 2013 г., когда Минтруд РФ выпустил методические рекомендации по разработке систем труда в государственных (муниципальных) учреждениях. Целью данных разработок было оказание методической помощи государственным и муниципальным учреждениям в сфере нормирования труда. При этом в представленных методиках расчета норм времени, обслуживания, численности принимались во внимание организационно-технические условия деятельности и факторы, влияющие на величину норм труда (применяемые технологии, методики выполнения работ и т.д.). Это способствовало расширению сферы нормирования труда на непромышленных предприятиях, в том числе торговых и сервисных.

Нормирование труда на предприятиях торговли и сервиса имеет свои особенности. Для разных видов работ используются нормы времени, численности и обслуживания. При расчете норм труда важную роль играют затраты рабочего времени, а норма времени является основной нормой труда, от величины которой зависят значения большинства остальных норм (выработки, обслуживания, численности).

В этой связи основной целью установления норм труда на торговом и сервисном предприятии является определение необходимых затрат времени на выполнение различных трудовых операций, торговых и сервисных процессов. Нормы труда в данной сфере можно применять не для всех видов работ. Так, применение норм времени обслуживания одного покупателя или клиента может привести к снижению качества услуг и снижению удовлетворенности потребителей. Но при этом целесообразно устанавливать нормы времени на выполнение трудовых функций, которые не связаны с обслуживанием покупателей и клиентов (создание и заполнение товарных накладных, фасовка и сортировка товаров, погру-зочно-разгрузочные операции, предпродажная подготовка товаров и т. д.). Нормы обслуживания могут применяться также для уборщиков торговых помещений и ремонтников холодильного оборудования.

РОЛЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В СОКРАЩЕНИИ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В последние годы в крупных торговых сетях России наблюдается высокий уровень технической оснащенности. Наряду с современным тор-

Таблица 1 / Table 1

Программные продукты SAP, применяемые для предприятий торговли и сервиса / SAP software products used for trade

and service enterprises

Подразделение / Department Функции, для которых применяются улучшенные решения SAP / Functions for which SAP advanced solutions are applied Программные продукты SAP / SAP software products

Закупки Управление поставщиками SAP Ariba Supplier

Стратегический выбор поставщиков SAP Ariba Sourcing SAP Ariba Strategic Sourcing Suite

Закупки SAP Ariba Buying and Invoicing

Продажи и выполнение заказов SAP Ariba Discovery

Аналитика Бизнес-аналитика SAP Business Objects Business Intelligence (BI) Suite SAP Analytics Cloud

Прогнозная аналитика SAP Predictive Analytics SAP Analytics Cloud

Обслуживание клиентов Маркетинг SAP Marketing Cloud SAP C/4HANA

Продажи SAP Sales Cloud SAP CRM

Обслуживание SAP C/4HANA SAP Service Cloud

Управление персоналом Базовое управление персоналом и расчет зарплаты SAP Success Factors Employee Central

Управление учетом рабочего времени SAP Success Factors Employee Central

Подбор и адаптация персонала SAP Success Factors Onboarding SAP SuccessFactors Recruiting

Обучение и повышение квалификации SAP Success Factors Learning

Вознаграждение за труд SAP Success Factors Performance and Goals

Планирование и анализ использования кадров SAP Success Factors Workforce Planning

Финансы Финансовое планирование и анализ SAP Analytics Cloud

Бухгалтерский учет, управление налогами SAP S/4HANA Finance SAP Financial Closing

Финансовый менеджмент SAP Treasury and Risk Management

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

говым и холодильным оборудованием торговые предприятия применяют программное обеспечение, позволяющее сократить затраты времени на выполнение определенных трудовых операций. Наиболее популярны ERP-системы (Enterprise Resource Planning) - программное обеспечение, используемое как инструмент для планирования ресурсов предприятия: «1С: Предприятие» «Галактика ERP» SAP, SAP ERP, SAP Business all in One, SAP HANA, Oracle, Microsoft, MS Dynamics AX, MS Dynamics NAV.

В последние два десятилетия наиболее широкое распространение на российских предприятиях получил программный продукт «1С: Предприятие». Однако, по оценкам экспертов, наиболее значимую прибыль от внедрения приносят комплексные решения, предлагаемые программами SAP («Systeme, Anwendugen und Produkte in der

Datenwerarbeitung») [24]. Они позволяют более эффективно организовать работу за счет трансформации трудовых функций сотрудников и существенно сократить затраты времени на выполнение трудовых операций в различных подразделениях предприятий торговли и сервиса.

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И СЕРВИСА

Сегодня в России существуют компании, предлагающие услуги по доработке и внедрению существующих на рынке программных продуктов, полностью адаптированных к потребностям торговых и сервисных предприятий и учитывающих специфику их деятельности (табл. 1).

Например, консалтинговая компания ExDev Consulting (осуществляющая пользовательскую

Таблица 2/ Table 2

Трудовые функции работников торгового предприятия при различных вариантах применения программного обеспечения / Labor functions of trade enterprise employees when using various software applications

Должность / Occupation Подпроцесс/ Subprocess Трудовая функция без внедрения электронных товарных накладных / Labor function without using electronic consignment notes Трудовая функция при использовании стандартного программного обеспечения SAP / Labor function when using standard SAP software Трудовая функция при вне-дре- нии адаптированного программного обеспечения / Labor function when using custom software

Содержание / Content t, мин. / t, min. Содержание / Content t, мин. / t, min. Содержание / Content t, мин. / t, min.

Приемщик товара Введение в систему SAP документа поставки Создать документ поставки в SAP вручную, заполнить все данные по бумажной товарной накладной 10 Создать документ поставки в SAP нажатием кнопки 0,5 Документ поставки создается автоматически 0

Приемщик товара Проверка корректности заполнения первичных бухгалтерских документов (товарных накладных) Проверить корректность указанных в бумажной товарной накладной данных (количество товаров, ставки НДС, наименования, данные контрагентов (ИНН, КПП и тд) 20 Проверить корректность указанных в электронной товарной накладной данных. 20 Проверка происходит автоматически на основании других документов, существующих в системе SAP, (например, документа заказа) 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IT-аналитик Мониторинг корректности работы системы 0 0 Проверить корректность подписания документов, отправку документов поставщикам 1

Менеджер по поставкам Информирование поставщика о приемке товара Отправить электронное сообщение IDOC вручную 0,5 Отправить электронное сообщение IDOC вручную 0,5 Отправление электронных сообщений IDOC происходит автоматически 0

Менеджер по поставкам Подписание документов Заполнить данные и поставить подпись в бумажной товарной накладной 2 Подписать электронную товарную накладную с помощью электронной подписи через электронный журнал документов и отправить поставщику нажатием копки 1 Подписание документов происходит автоматически, документ отправляется поставщикам автоматически 0

Менеджер по поставкам Мониторинг статуса по поставкам Собирать отчеты от ответственных лиц; отдельно проверять статусы поставок и статусы бумажных документов товарных накладных, сверять их. 2 мин Просматривать существующие поставки через журнал электронных документов; для определения статуса поставки использовать специальную программу и информацию от сотрудников. 1 Просматривать только электронный журнал документов (все статусы уже собраны в нем) 0,1

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

доработку и внедрение на сервисных и торговых предприятиях программных продуктов, представляемых мировыми поставщиками программного обеспечения) при доработке принимает во внимание индивидуальные требования и предпочтения заказчика, начиная со сбора информации и заканчивая поддержкой внедренного решения. Работники компании разрабатывают техническую документацию, реализуют проект под контро-

лем заказчика, находят решения, позволяющие удовлетворить его требования на базовой основе SAP. Для того, чтобы оценить влияние программных решений, предлагаемых компанией ExDev Consulting, на сферу организации труда, была проведена оценка времени выполнения некоторых трудовых функций работниками на торговом предприятии в условиях применения обычного и адаптированного программного обеспечения

(табл. 2). Были оценены затраты рабочего времени на оформление товарных накладных по фотографии рабочего времени работников предприятия без применения SAP; затраты рабочего времени в случае внедрения стандартного решения SAP по работе с электронными товарными накладными без доработки специалистами компании ExDev Consulting и затраты рабочего времени на выполнение функций, связанных с обработкой электронных товарных накладных при внедрении доработанного программного обеспечения.

По итогам проведенного анализа установлено, что при обработке бумажных документов вручную затраты времени на выполнение трудовых функций достаточно высоки. Не исключены и ошибки при их заполнении. Применение же стандартного решения SAP для обработки электронных товарных накладных существенно снижает временные затраты. Но поскольку система выполняет только стандартные проверки электронных документов, например, выявляет соответствие документов форматам Федеральной налоговой службы, ей все же требуется некоторое время на проверку документов.

При внедрении адаптированного программного обеспечения, некоторые трудовые функции работников выполняются автоматически (например, корректность заполнения электронных товарных накладных по данным в системе). Применение адаптированного программного обеспечения приводит к появлению новой трудовой функции работников IT-подразделения предприятия, поскольку для успешной деятельности необходим мониторинг работы системы, которая самостоятельно выполняет многие действия и нуждается во внешнем контроле за корректностью производимых ею всех действий. Однако, в

целом затраты времени на выполнение функций по приемке товаров, как показывает практика, существенно сократились.

ВЫВОДЫ

Применение цифровых технологий и программных продуктов на предприятиях торговли и сервиса сегодня имеет особое значение, поскольку позволяет:

• существенно сократить затраты времени на выполнение трудовых функций торгово-опе-ративных работников и других категорий персонала;

• сократить продолжительность и удельный вес однообразных, рутинных действий при выполнении различных работ;

• вести регулярный мониторинг выполняемых действий и затрат рабочего времени. Однако очень важно учитывать следующее:

только применение современного программного обеспечения, адаптированного к потребностям конкретных предприятий торговли или сервиса, поможет оптимизировать нормы времени, устанавливаемые на работы, связанные с приемкой товаров и оказанием услуг. Применение программных продуктов, неадаптированных к потребностям торговых и сервисных предприятий, может не только увеличить затраты времени на выполнение различных действий, но и создать сложности при обслуживании покупателей или работе с клиентами, снизить качество обслуживания.

Мероприятия по внедрению современного программного обеспечения могут успешно применяться и при реализации программ повышения производительности труда работников торговых и сервисных компаний.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гастев А.К. Нормирование и организация труда (общее введение в проблему). Л.: Книгоиздательство ВЦСПС, 1929. 120 с.

2. Гастев А.К. Установка производства методом ЦИТ'а: (Органическое внедрение) / А. Гастев, дир. Центр. ин-та труда. М.: ВЦСПС : ЦИТ, 1925. 50 с.

3. Керженцев П.М. Научная организация труда (НОТ) и задача партии. Москва, Петроград: Гос. изд-во, 1923. 52 с.

4. Иоффе В.М. Новые идеи в техническом нормировании. Работа, ее сущность и элементы. Л.: Гостехиздат, 1930.

5. Иоффе В.М. Новый метод нормирования ручных приемов, массовых и крупносерийных работ. М.: Гостехиздат, 1930.

6. Волгин Н.А. Нормирование труда в современном мире: классическая миссия и новое функциональное наполнение // Социально-трудовые исследования. 2020;(4 (41)):5- 8.

7. Омельченко И.Б. Влияние нормирования труда на рост его производительности // Социально-трудовые исследования. 2019;(1(34)):31-43.

8. Омельченко И.Б., Васьков А.Б. Системные подходы к нормированию труда: как применять // Социально-трудовые исследования. 2020;(4(41)):8-15.

9. Богатырева И.В., Илюхина Л.А. Корпоративное управление нормированием труда на предприятии в условиях цифровой модернизации // Экономика труда. 2020;(7(10)):899-912.

10. Бычин В.Б., Новикова Е.В. Нормирование труда как элемент эффективного внутрифирменного управления в современных условиях // Экономика труда. 2018;(5(1)):77-86.

11. Рачек С.В., Суханова А.В. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии на основе эталонного нормирования труда // Социально-трудовые исследования. 2019;(2(35)):83-94.

12. Никольский А.В. Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда // Экономика труда. 2016;(3(2)):107-118.

13. Дегтярев А.В. Работа в «облаке» как трансформация социально-трудовых отношений в цифровой экономике // Креативная экономика. 2017;(11(2)):241-248.

14. Харитонова Ю.В. Система развития персонала в условиях глобальных информационных процессов // Креативная экономика. 2019;(13(7)):1429-1442.

15. Овчинникова О.С., Чурилова К.С. Содержание нормирования труда в современных условиях. // Дальневосточный аграрный вестник. 2016;(2(38)).

16. Потуданская В.Ф., Горскина Л.С. Еще раз о принципах нормирования труда // Экономика труда. 2017;(4(3)):197-208.

17. Нестандартная занятость как форма использования рабочего времени (российский и зарубежный опыт) / А.А. Разумов, И.В. Цыганкова, Г.В. Антонова, О.Ю. Никишина. М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. 171 с.

18. Социально-трудовые отношения в современной России: проблемы и решения. Коллективная монография к 60-летию НИИ труда. Под ред. д.э.н., проф. А.А. Разумова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. 280 с.

19. Henrich. O. Digitalisierungsprojekte im Mittelasand richtig angehen. // URL: https: // www.sage.com/de-de/blog digitalisierungsprojekte-im-mittelstand-richtig-angehen-fy21/ (дата обращения: 18.02.2021).

20. Seidel. S. Digitale Transformation im HR-Bereich: vier Hürden bei der Nutzung neuer Software. // URL: https: // www.sage. com/de-de/blog/digitale-transformation-im-hr-bereich-vier-huerden-bei-der-nutzung-neuer-software-fy21/(дата обращения: 18.02.2021).

21. Seidel S. Mitarbeitermotivation: was tun gegen die chronische Unlust? // URL: https: // www.sage.com/de-de/blog/ mitarbeitermotivation-was-tun-gegen-die-chronische-unlust-fy21/ (дата обращения: 18.02.2021).

22. Hierzer R. Prozessoptimisierung 4.0: den digitalen Wandel als Chance nutzen. 2020, S. 12-24.

23. Razumov A.A., Tsygankova I.V., Ivanova N.G., Vakhitova L.R. Prospects of flexible employment using in the Arctic zone, based on the experience of Saint-Petersburg's enterprises / SCIENTIFIC AND TECHNICAL FINDINGS OF THE ARCTIC EXPLORATION 2020: PRESENT AND FUTURE // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 678 (2021) 012007. -2021 - IOP Publishing doi:10.1088/1755-1315/678/1/012007

24. Бугумбаева Д.Р., Обухова А.С. Аудит и контроллинг труда в команде ИТ-проекта/ Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 2 (18). СПб.: Изд-во СпбГЭУ, 2019. С. 254-258.

REFERENCES

1. Gastev A. K. Rationing and labor organization (general introduction to the problem). L.: Knigoizdatelstvo VTsSPS; 1929. p.120. (In Russ.).

2. Gastev A. K. Installation of production by the CIT method: (Organic introduction). Institute of Labor Centre. Moscow: VTsSPS :CIT; 1925. p.50. (In Russ.).

3. Kerzhentsev P. M. Scientific organization of labor (NOT) and the task of the party. Moscow, Petrograd: State Publishing House; 1923. p52. (In Russ.).

4. Ioffe V. M. New ideas in technical regulation. Work, its essence and elements. L.: Gostekhizdat; 1930. (In Russ.).

5. Ioffe V. M. A new method of standardizing manual procedures, mass, and large-scale works. M.: Gostekhizdat; 1930. (In Russ.).

6. Volgin N. A. Labor rationing in the modern world: classic mission and new functional content. Social and labor research. 2020;4(41):5-8. (In Russ.).

7. Omelchenko I. B. Influence of labor rationing on the growth of its productivity. Social and labor research. 2019;1 34):31-43. (In Russ.).

8. Omelchenko I. B., Vaskov A. B. System approaches to labor rationing: how to apply. Social and labor research. 2020; 4(41): 8-15. (In Russ.).

9. Bogatyreva I. V., Ilyukhina L. A. Corporate management of labor rationing at the enterprise in the conditions of digital modernization. Labor economics. 2020;7(10):899-912. (In Russ.).

10. Bychin V. B., Novikova E. V. Labor rationing as an element of effective intra-company management in modern conditions. Labor economics. 2018;5(1):77-86. (In Russ.).

11. Rachek S. V., Sukhanova A.V. Improving the efficiency of the use of labor resources at the enterprise on the basis of reference labor rationing. Social and labor research. 2019;2(35):83-94. (In Russ.).

12. Nikolsky A.V. Familiarization of the production worker with the system of organization and rationing of labor. Labor economics. 2016;3(2):107-118. (In Russ.).

13. Degtyarev A.V. Work in the "cloud" as a transformation of social and labor relations in the digital economy. Creative economy. 2017;11(2):241-248. (In Russ.).

14. Kharitonova Yu. V. Personnel development system in the context of global information processes. Creative economy. 2019;13(7):1429-1442. (In Russ.).

15. Ovchinnikova O. S., Churilova K. S. The content of labor rationing in modern conditions. Dal'nevostochnyi agrarnyi vestnik = Far Eastern Agrarian Bulletin. 2016;2(38). (In Russ.).

16. Potudanskaya V. F., Gorskina L. S. Once again about the principles of labor rationing. Labor economics. 2017; 4(3):197-208. (In Russ.).

17. Razumov A.A., Tsygankova I.V., Antonov V.G., Nikishina O.Y. Non-standard employment as a form of working time (Russian and foreign experience). M.: Publishing and trading Corporation "Dashkov and Co"; 2017. p.171. (In Russ.).

18. Social and labor relations in modern Russia: problems and solutions. Collective monograph for the 60th anniversary of the Research Institute of Labor. In: Razumov A.A. (ed.). M.: Publishing and Trading Corporation " Dashkov and Co."; 2016. p.80. (In Russ.).

19. Henrich. O. Digitalisierungsprojekte im Mittelasand richtig angehen. URL: https://www.sage.com/de-de/blog digitalisierungsprojekte-im-mittelstand-richtig-angehen-fy21/ (accessed on 18.02.2021).

20. Seidel. S. Digitale Transformation im HR-Bereich: vier Hürden bei der Nutzung neuer Software. URL: https://www.sage. com/de-de/blog/digitale-transformation-im-hr-bereich-vier-huerden-bei-der-nutzung-neuer-software-fy21 (accessed on 18.02.2021).

21. Seidel S. Mitarbeitermotivation: was tun gegen die chronische Unlust? URL: https://www.sage.com/de-de/blog / mitarbeitermotivation-was-tun-gegen-die-chronische-unlust-fy21/ (accessed on 18.02.2021).

22. Hierzer R. Prozessoptimisierung 4.0: den digitalen Wandel als Chance nutzen. 2020. p.12-24.

23. Razumov A.A., Tsygankova I.V., Ivanova N.G., Vakhitova L.R. Prospects of flexible employment using in the Arctic zone, based on the experience of Saint-Petersburg's enterprises / SCIENTIFIC AND TECHNICAL FINDINGS OF THE ARCTIC EXPLORATION 2020: PRESENT AND FUTURE // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 678 (2021) 012007. -2021 - IOP Publishing doi:10.1088/1755-1315/678/1/012007

24. Bugumbaeva D. R., Obukhova A. S. Audit and controlling of labor in the IT project team. Actual problems of labor and human development: interuniversity collection of scientific papers. St. Petersburg: SPbGEU Publishing House. 2019;2(18):254-258.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Александр Александрович Разумов - доктор экономических наук, профессор, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия Aleksandr A. Razumov - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Adviser to the General Director of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia aarazumov@vcot.info

Инга Владимировна Цыганкова - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета; профессор кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Россия Inga V. Tsygankova - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Labor Economics,Saint Petersburg State University of Economics; Prof., Department of Social Technologies, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia icygankova@list.ru

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ

Разумов А. А. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы, логическое структурирование материала, формулирование выводов.

Цыганкова И. В. - анализ научной литературы, интерпретация полученных результатов, формулировка выводов.

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTION

Razumov A. A. - stated the problem, developed the conceptual framework of the article, performed a critical analysis of the literature, performed logical structuring of the material, wrote the conclusions.

Tsygankova I. V. - analyzed scientific literature, interpreted the results, wrote the conclusions.

Статья поступила в редакцию 23.01.2021; после рецензирования 22.02.2021, принята к публикации 24.02.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 23.01.2021; reviewed on 22.02.2021, accepted for publication on 24.02.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.