Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
В.А.КАЗИНОВ,
к.т.н., DiViSy Group, г.Москва
www.idmz.ru 2006, №4
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
ЦИФРОВЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ И ОПЕРАЦИОННЫЕ КАК РЕАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ
В ноябре2005г. на крупнейшей международной выставке медицинского оборудования и технологий, проходившей в Дюссельдорфе, Германия, большинство ведущих фирм производителей медицинского оборудования объявили о новой тенденции в медицине, а именно, о начале использования в клинической практике цифровых диагностических кабинетов
и операционных, которые являются реальным инструментом повышения качества и финансовой эффективности процессов оказания медицинской помощи.
Г
ЦИФРОВЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ И ОПЕРАЦИОННЫЕ (ЦДКО)
Основное отличие ЦДКО от существующих ныне диагностических кабинетов и операционных состоит в том, что вся информация, которая используется врачами во время проведения процессов профилактики, лечения, анализов, диагностики и хирургических операций представляется в цифровом виде для последующей обработки, хранения, регистрации и передачи.
Рассмотрим пример кабинета ультразвуковой диагностики. В настоящее время в большинстве медицинских учреждений такие кабинеты представляют собой отдельное помещение, в котором находится один или несколько различных аппаратов УЗИ, койка для пациента, рабочий стол врача, рабочий стол сестры и, как правило, один или два компьютера. В процессе ультразвуковой диагностики врач использует несколько видов информации: визуальную (он видит пациента, датчик, медицинское изображение на экране ультразвукового аппарата, текст, написанный на страницах истории болезни, или на экране компьютера), аудио (разговаривает с пациентом или сестрой и слышит звук, генерируемый ультразвуковым аппаратом), текст (читает текст на странице истории болезни, или на экране компьютера, пишет текст либо на странице истории болезни, либо на клавиатуре компьютера).
На экране монитора ЦДКО DiViSy DOR D для ультразвуковых исследований отображается минимум 4 медицинских видеоизображения одновременно: два собственных (одно изображение - копия экрана ультразвукового аппарата, вто-
© В.А.Казинов, 2006 г.
79
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
F4M
Ы.МЛЛ
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
ГР
рое - расположение датчика на теле пациента) и два изображения от той DiViSy DOR, с которой в данный момент установлен контакт. Это может быть или DiViSy DOR врача-консультанта, или, например, DiViSy DOR хирурга для совместного обсуждения вопроса направления пациента на последующую хирургическую операцию. Параллельно передается также два звуковых канала: в одном канале речь врачей в процессе сеанса, в другом звук, генерируемый аппаратом УЗИ.
Соответственно, в операционном зале расположена операционная койка, приборы жизнеобеспечения, операционный светильник, хирургические инструменты и другое необходимое оборудование. Оперирующий врач видит операционное поле, контролирует расположение и работу каждого члена операционной бригады, самостоятельно или через ассистентов и анестезиологов контролирует состояние пациента, сам или через ассистентов управляет светом, положением стола пациента, контролирует работу систем жизнеобеспечения. В процессе операции происходит речевой обмен, а также просмотр дополнительной информации: рентгенограмм и т.д.
Все процессы в операционной управляются с помощью Touch Screen монитора, расположенного непосредственно в зале на консоли, или по звуковым командам хирурга с дублирующего монитора, расположенного в предоперационной. С помощью данного монитора (основного или дублирующего) можно вызвать любой ЦДКО как в клинике, так и за ее пределами, управлять и работать с различными медицинскими изображениями, управлять светом светильников и общим светом в операционной, положением столика пациента, просматривать или анализировать показания диагностических приборов и приборов жизнеобеспечения и т.д. На двух других мониторах отображается медицинская
информация: на втором мониторе - два собственных видео потока (в одном окне изображение операционного поля, в другом изображение общего вида операционной от второй видеокамеры, установленной, например, на потолке), на третьем мониторе два видео потока от другой ЦДКО с которой в данный момент установлен сеанс связи. Таким образом, хирург даже в процессе операции всегда может дать консультацию врачу, находящемуся в другом ЦДКО. На рабочий стол (изображение в правом окне) можно разместить, по желанию врача любое из четырех изображений для детального изучения и совместной работы. При необходимости, непосредственно в процессе операции хирург может вызвать из PACS системы, или из медицинской информационной системы рентгенорадиологическое изображение пациента, произведенное до операции и сравнить реальную ситуацию с ситуацией на снимке.
Для руководства клиник и для ведущих врачей на их рабочих местах в офисах или в ординаторских, устанавливаются персональные DiViSy DOR Personal, с помощью которых они могут связываться с любым цифровым диагностическим кабинетом или операционной и оказывать необходимые консультации.
По сравнению с существующими сегодня в каждом медицинском учреждении диагностическими кабинетами, операционными и другими рабочими местами врачей, ЦДКО обладают следующими принципиально новыми возможностями:
1. Все виды информации могут регистрироваться с помощью цифровой записи как непосредственно в каждом ЦДКО, так и в информационной системе медицинского учреждения.
2. Все виды информации становятся доступными (с определенными ограничениями
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
www.idmz.ru 2006, №4
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
доступности) для проведения удаленных консультаций и сеансов дистанционного обучения, как в реальном времени, так и в отложенном режиме.
3. Врачам в ЦДКО становится доступна любая медицинская информация, которая размещена как в медицинской информационной системе, так и в системе PACS.
4. Врачам в ЦДКО становятся доступны в режиме реального времени их коллеги по специализации, или врачи других специальностей, которые могут, не перемещаясь со своих рабочих мест оказать необходимую помощь и консультацию непосредственно в тот момент, когда она необходима.
5. Руководители клиник, руководители отделений клиник, ведущие медицинские специалисты, непосредственно со своих рабочих мест и офисов могут контролировать и оказывать необходимую помощь подчиненным им врачам, производящим те или иные действия с пациентами в различных ЦДКО, а также проводить видеоселекторные совещания в целях управления здравоохранением.
6. Непосредственно из ЦДКО могут проводиться сеансы дистанционного медицинского обучения в процессе реальной диагностики, лечения и хирургического вмешательства. Все необходимые для обучения виды информации транслируются либо на рабочие места заинтересованных врачей, либо в лекционные залы и аудитории.
7. Все ЦДКО в медицинском учреждении объединяются в единую информационную сеть передачи данных, с помощью которой создается новый более эффективный уровень медицинского менеджмента.
В России высокотехнологичная медицинская помощь возможна только в крупных медицинских учреждениях, медицинских центрах и специализированных институтах. Система предоставления данного вида медицин-
ской помощи основана на квотах, выделяемых регионам России по каждому виду заболеваний. Врачи в регионах, где недоступен этот или иной вид медицинской помощи проводят обследование пациента и выдают ему направление в медицинское учреждение - центр или институт, где данное заболевание успешно лечится. Далее, пациент поступает на повторное обследование уже в этот медицинский центр или институт. При этом, помимо того, что проводятся повторные обследования, а значит и производятся дополнительные затраты, в ряде случаев оказывается, что показания для направления данного пациента не подтверждаются и либо его надо направлять в другое медицинское учреждение, либо необходимость в высокотехнологической помощи отсутствует. При наличии ЦДКО появляется возможность проведения дистанционного исследования пациентов для принятия решения об их направлении в институты, медицинские центры и крупные больницы. При такой схеме взаимоотношений региональных врачей и врачей медицинских центров решается сразу несколько задач: производится квалифицированный отбор пациентов для оказания высокотехнологичной помощи, региональные врачи обучаются новым методам диагностики и отбора пациентов, и осуществляется авторский надзор за действиями региональных врачей при проведении процессов диагностики, лечения и хирургического вмешательства со стороны врачей ведущих медицинских центров.
Для проведения профилактики в каждом регионе России необходимо разместить мобильные ЦДКО, которые могут базироваться на автомобилях, железнодорожных вагонах или другом виде транспорта. Эти мобильные ЦДКО должны иметь быстро развертываемые спутниковые станции и медицинское оборудование необходимое для
S1
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
F4M
Ы.МЛЛ
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
ГР
профилактики и ранней диагностики заболеваний. В этом случае, нет необходимости комплектовать мобильные ЦДКО врачами, которых и так не хватает в регионах. Достаточно в них иметь медицинских специалистов среднего звена, которые будут проводить обследование пациентов удаленных районов при непосредственном сопровождении со стороны удаленных врачей региональных клиник или, в отдельных случаях, медицинских центров или институтов. Все эти функции реализуются при использовании DiViSy DOR Mobile.
В каждой больнице или ином медицинском учреждении все диагностические кабинеты, операционные и другие рабочие места врачей должны быть преобразованы в ЦДКО и все ЦДКО должны быть объединены локальной сетью медицинского учреждения. Таким образом, в клинике создается принципиально новый вид медицинского менеджмента, в рамках которого налаживаются и новые взаимоотношения между врачами. Результатом этих новых отношений будет являться повышение качества и финансовой эффективности процессов оказания медицинской помощи без существенного увеличения трудоемкости работы врачей и другого медицинского персонала. Так, например, на сегодняшний день, заведующий операционным блоком или главный хирург, не имеет никаких реальных инструментов для контроля процессов происходящих в той или иной операционной за исключением той, в которой они находятся. В случае наличия ЦДКО в клинике они имеют возможность не только контролировать эти процессы в различных операционных, но и оказать помощь хирургам в тот момент, когда они в ней нуждаются.
В составе DiViSy DOR включены программно-аппаратные средства проведения видеоконференций, видеоселекторных совещаний и видеоконсилиумов, обработки медицинс-
ких изображений, а также эффективные средства обмена документами, презентациями и web приложениями.
Разработана финансовая модель внедрения DiViSy DOR в медицинские учреждения.
ВЫВОДЫ
1. Сравнительный анализ работы финансовой модели существующих медицинских учреждений и медицинских учреждений, имеющих ЦДКО на базе DiViSy DOR показывает, что за счет ЦДКО сокращается число повторных анализов, диагностик и хирургических операций, сокращается длительность пребывания пациента в медицинском учреждении и, следовательно, увеличивается оборачиваемость коек в стационаре, сокращается число повторных госпитализаций, уменьшается стоимость оплаты по больничному листу, и пациент в оптимальные сроки выходит на нужную производительность труда на своем рабочем месте.
2. В России созданы все возможности для внедрения ЦДКО в практику здравоохранения на базе систем DiViSy DOR.
3. Внедрение ЦДКО в клиническую, научную и образовательную практику медицинских учреждений и здравоохранения России и ее регионов позволит повысить качество и финансовую эффективность процессов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также медицинской и социальной реабилитации, за счет сокращения числа повторных анализов, диагностик, стадий лечения и хирургических операций, сокращения числа повторных госпитализаций, сокращения срока содержания больных в стационарах, и т.д. ЦДКО позволят повысить эффективность медицинского обучения молодых врачей и процессов внедрения в клиническую практику новых медицинских технологий, оборудования и фармацевтических препаратов.