Научная статья на тему 'Опыт организации информационной системы в Центре высоких медицинских технологий'

Опыт организации информационной системы в Центре высоких медицинских технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТЫ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА АРМ / HEALTH CARE / INFORMATION SYSTEMS / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS / ELECTRONIC MEDICAL CARDS / IMPLEMENTATION OF INFORMATION SYSTEMS / TECHNICAL WORKSTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаев Н. С., Андреева В. Э.

В статье рассматривается опыт построения информационной системы в Центре высоких медицинских технологий, особое внимание уделяется применению комплексного подхода к построению информационной системы решения задачи автоматизации лечебного учреждения, подводятся итоги и рассматривается эффективность использования медицинской информационной системы в Федеральном центре травматологии, ортопедии и эндопротезирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of organizing informational systems in the center of medical high technologies

the article considers the experience of building an information system in the center of high medical technologies, focusing on an integrated approach to building an information system of problem solution of a hospital automatization, summarizes and discusses the effectiveness of use of medical information system at the Federal center of traumatology, orthopedics and endoprosthesis replacement.

Текст научной работы на тему «Опыт организации информационной системы в Центре высоких медицинских технологий»

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Н.С. НИКОЛАЕВ,

В.Э. АНДРЕЕВА,

федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Чебоксары, Россия

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕНТРЕ ВЫСОКИХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 614.2

Николаев Н.С, Андреева В.Э. Опыт организации информационной системы в центре высоких

медицинских технологий (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Чебоксары/, Россия)

Аннотация: В статье рассматривается опыт построения информационной системы в Центре высоких медицинских технологий, особое внимание уделяется применению комплексного подхода к построению информационной системы решения задачи автоматизации лечебного учреждения, подводятся итоги и рассматривается эффективность использования медицинской информационной системы в Федеральном центре травматологии, ортопедии и эндопротезирования.

Ключевые слова: здравоохранение, информационные системы/, медицинские информационные системы/, электронны/е медицинские карты/, внедрение информационных систем, автоматизированные рабочие места АРМ.

UDC 614.2

Nikolaev N.S., Andreeva V.E. Experience in the organization of information system in the center of medical high technology (The Federal State Institution Federal Center for Traumatology, Orthopedics & Endoprothesis Replacement, Cheboksary, Russia)

Abstract: the article considers the experience of building an information system in the center of high medical technologies, focusing on an integrated approach to building an information system of problem solution of a hospital automatization, summarizes and discusses the effectiveness of use of medical information system at the Federal center of traumatology, orthopedics and endoprosthesis replacement.

Keywords: health care, information systems, medical information systems, electronic medical cards, implementation of information systems, technical workstation.

Информатизация учреждений здравоохранения уже давно стала насущной необходимостью. Сложность бизнес-процессов, использование дорогостоящих ресурсов, возрастающие финансовые, медицинские и статистические информационные потоки лечебного учреждения, проблемы качества и стандартизации медицинских услуг требуют использования эффективных управленческих приемов, которые невозможно реализовать без информационных технологий и современного коммуникационного обеспечения. Кроме того, неуклонно растет роль электронного обмена данными с органами управления здравоохранением и лечебными учреждениями с применением электронной почты и Интернета.

Внедрение современных информационных систем в здравоохранение — одна из основных задач программы модернизации здравоохра-

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SO4! 3, №1

■■■■

гш

160 рабочих мест 18 рабочих мест 6 рабочих мест 42 рабочих места

Рис. 1. Информационная инфраструктура

нения Российской Федерации. В соответствии с концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения во всех лечебных учреждениях предусмотрено внедрение современных компьютерных технологий, обеспечивающих ведение электронной медицинской карты гражданина и персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными и многое другое. Все эти направления в настоящее время реализованы в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздравсоцразвития России (г. Чебоксары) (далее — Центр), введенном в эксплуатацию в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Созданные в Центре соответствующая IT-инфраструктура и программные средства обеспечивают деятельность Центра и его специалистов во всех основных аспектах их деятельности. В единой информационной системе Центра ряд информационных систем,

сеть данных DIVISY, система защиты персональных данных, сайт и баннерный обмен, беспроводная сеть данных. Рабочий процесс автоматизирован с помощью информационных систем более чем у 80% сотрудников.

Локальная вычислительная сеть Центра объединяет 220 рабочих станций, 9 серверов (почтовый сервер, контроллер домена, сервер базы данных МИС «МЕДИАЛОГ», сервер базы данных 1С, сервер доступа в Интернет, резервный сервер, файловый сервер, резервный контроллер домена, сервер телемедицины, программно-аппаратный комплекс Divisy dor), более 150 единиц оргтехники (рис. 1).

Локальная вычислительная сеть организована центрально распределенным типом. Взаимодействие в подсистемах происходит напрямую, а между подсистемами — через центральные коммутаторы и межсетевой экран, в том числе и выход в Интернет. Распределение по подсетям позволяет сбалансировать нагрузку на локальную сеть и решает проблемы расширения и масштабируемости.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Используемые в Центре информационные системы помогают в решении медицинских, бухгалтерских и кадровых задач, обеспечивают финансовые взаимоотношения с Минздрав-соцразвития России, территориальным фондом ОМС, казначейством. Полностью автоматизирован документооборот бухгалтерии, планово-экономического отдела, отдела кадров, аптеки.

Наиболее значимыми среди медицинских информационных технологий в настоящее время являются системы электронных медицинских карт. В европейских странах электронные медицинские карты уже на 50-90% заменили обычные бумажные карты, в США — на 70% [1].

В Центре в рамках Госконтракта поставлена и функционирует госпитальная информационная система (ГИС) МЕДИАЛОГ (поставщик — компания «Пост Модерн Технолоджи»). Гибкость и настраиваемость системы позволяют сотрудникам Центра при поддержке проектной команды «Пост Модерн Технолоджи» адаптировать к требованиям Центра типовой вариант настроек системы для всех аспектов медицинской деятельности: электронная история болезни, планирование ресурсов, движение пациентов, управление назначениями и материальными ресурсами, комплексный учет медицинских услуг, медикаментов и расходных материалов, медицинская статистика и анализ данных [3].

В ГИС МЕДИАЛОГ реализованы основные требования, которые предъявляются к функциональным возможностям медицинских информационных систем: авторизованный

доступ, сбор необходимых данных для формирования электронной медицинской карты, информационный обмен с медицинскими приборами для сбора результатов исследований, информационная поддержка основных процессов деятельности (статистика, редакция справочников, экономика лечения, аптека и др.).

ГИС МЕДИАЛОГ успешно внедрена во всех структурных подразделениях Центра. На сегодняшний день система используется на

185 рабочих местах. Благодаря ее использованию, медицинская, финансовая и другая информация становится доступна сотрудникам Центра в режиме реального времени (рис. 2).

Для формирования электронной медицинской карты ввод информации осуществляется на всех этапах лечебно-диагностического процесса для каждого пациента.

Управление потоком пациентов, в том числе регистрация, формирование направлений, расписания работы специалистов, кабинетов, оборудования, предварительная запись, планирование и резервирование мест позволило отказаться от рукописных вариантов ведения записи на прием и исследований, четко спланировать работу специалистов, что в свою очередь позволило избежать очередей. Прослеживается полное движение пациента из одного отделения в другое, начиная с госпитализации в приемном отделении, последующем размещении в стационаре и заканчивая выпиской.

В ГИС МЕДИАЛОГ специалистами Центра были настроены так называемые АРМ — автоматизированные рабочие места — для всех специалистов: АРМ администратора, медрегистратора, врача приемного отделения, травма-толога-ортопеда, рентгенолога, врача клиникодиагностической лаборатории, анестезиолога-реаниматолога, трансфузиолога, клинического фармаколога, заведующего аптекой, врача-статистика — далеко не полный перечень АРМ, реализованных в Центре (рис. 3).

Создано большое количество шаблонов по заполнению, различные специализированные справочники, гибкие средства описания диагнозов, что сокращает время ведения информации. Возможность распечатки введенных данных повышает удобочитаемость истории болезни.

В целях обеспечения мобильности, сокращения времени по ведению электронной истории болезни, повышения оперативности доступа к данным для ряда специалистов Центра приобретены медицинские планшеты:

20

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SO4! 3, №1

■■■■

гш

Регистратура

Клинико-диагностическая

лаборатория

1

О

О

Детское

травматолого-ортопедическое

отделение

Травматологоортопедическое отделение №1

Травматологоортопедическое отделение №2

Отделение лучевой диагностики

Л

Травматологоортопедическое отделение №3

О о

Операционный

блок

£

Отделение анестезиологии и реанимации

Организационнометодический отдел

Рис. 2. Структурные подразделения Центра, работающие с ГИС МЕДИАЛОГ

□ Ввод и сохранение записей

□ Использование набора готовых шаблонов

□ Просмотр и печать записей

□ Ввод направлений и назначений на исследование

□ Просмотр результатов исследований

□ Формирование выборки данных для статистической обработки

Просмотр и печать записей

Рис. 3. АРМ специалиста

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ : ■ ■ 21 ■ ■

Рис. 4. РИС МЕДИАЛОГ

— средний медицинский персонал процедурных кабинетов и перевязочных, что позволяет осуществлять отметку о выполнении назначений лечащего врача непосредственно у постели пациента и персонифицированный учет расхода препаратов и расходных материалов;

— врач-анестезиолог-реаниматолог в операционной — обеспечивает заполнение наркозной карты, находясь рядом с пациентом;

— дежурный врач, лечащий врач (1 на отделение) — обеспечивает ведение записи осмотра и просмотр результатов обследования непосредственно у постели пациента.

Назначение медикаментов, лечебных и диагностических процедур также осуществляется в МИС МЕДИАЛОГ. В автоматически формируемом листе назначений медицинские сестры ставят отметку о выполнении, где врачи могут проконтролировать исполнение своих назначений. Специалистами Центра созданы справочники, связанные с имеющимися на складах медикаментами и расходны-

ми материалами, то есть назначаем то, что есть на складе. После отметки о выполнении назначений выданные медикаменты и использованные расходные материалы автоматически списываются.

Автоматизация катамнеза — одна из наиболее важных и сложных в своем организационном решении задач, поскольку для принятия эффективных решений руководителю Центра необходимы реальные сведения о ближайших и отдаленных результатах оперативного лечения, а Центр имеет дело с населением из разных регионов Российской Федерации. Динамическое наблюдение предусматривает обязательный осмотр и рентгенологическое обследование после проведенного оперативного вмешательства на сроках 3, 6, 9 месяцев, а затем ежегодно. Благодаря применению технологии стандартных и индивидуальных календарей динамического наблюдения, регистрации результатов каждого осмотра, а также возможности формиро-

22

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SO4! 3, №1

■■■■

гш

вания в МИС МЕДИАЛОГ запросов о явившихся и не явившихся на осмотр в определенные календарем сроки, эти вопросы успешно решены в Центре. Врач, обладая реальными сведениями о запланированных и произведенных осмотрах, может пригласить каждого пациента на контрольный осмотр или попросить предоставить рентгеновские снимки.

В рамках госпроекта в Центре внедрена радиологическая информационная система (РИС) МЕДИАЛОГ, обеспечивающая передачу графических изображений с рентгеновских аппаратов, компьютерного и магнитно-резонансного томографов к электронной медицинской карте пациента через Dicom-сервер (рис. 4).

Врач-диагност создает запись обследования и прикрепляет снимки, после чего они становятся доступными для просмотра лечащими врачами. Данная функциональность системы позволяет как просматривать, так и работать с изображениями (выделение областей интереса, наложение комментариев, прочие преобразования). На DICOM-сервере архивировано около 300 тыс. снимков.

При планировании операций в Центре используется цифровой негатоскоп — многопользовательский сенсорный дисплей Digital Lightbox. Подключенный к больничным телекоммуникационным службам персонального доступа цифровой негатоскоп позволяет напрямую передавать данные, масштабировать, подробно рассматривать и вносить данные в информационную систему после составления плана, редактировать его и т.д. Используя цифровые изображения на экране, можно выполнять любые измерения, моделировать остеотомию, использовать цифровые шаблоны, оценить установку имплантата в 3D-режиме.

Понимая задачи и эффективность автоматизации, в дополнение к первоначально намеченной в рамках госпроекта функциональности системы, руководством Центра было принято решение об автоматизации клинико-диагностической лаборатории. Уже к концу первого года работы с компанией «Пост Модерн

Технолоджи» заключен договор на приобретение и установку лабораторной информационной системы (ЛИС) МЕДИАЛОГ, интегрированной с другими модулями системы.

ЛИС МЕДИАЛОГ поддерживает ключевые этапы работы лаборатории и все промежуточные технологические процессы: формирование направления, забор и маркировка биоматериала штрих-кодом (информация о пациенте и назначении, которое сделал врач), считывание штрих-кода и выполнение исследования на анализаторах, автоматическая передача результатов исследования в электронную медицинскую карту конкретного пациента, распечатка результатов, формирование и печать лабораторных журналов (рис. 5).

Автоматизация лаборатории позволила устранить массу ручной работы, повысив производительность труда персонала, качество и надежность результатов, ускорить процесс выполнения исследования, проводить контроль качества исследования, а также избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.

В Центре с помощью ГИС МЕДИАЛОГ осуществляются автоматизированный персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, предметно-количественный учет медикаментов и расходного материала на каждом этапе оказания медицинской помощи. Созданная система состоит из нескольких разделов:

• аптека-склад позволяет производить учет поступающих на склад Центра медикаментов и расходного материала и их расхода по структурным подразделениям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• персонифицированный учет и списание медикаментов и расходных материалов в структурных подразделениях Центра (рис. 6).

Система складского движения медикаментов и расходного материала, учет оказанных медицинских услуг позволяют после выписки оценить стоимость лечения конкретного пациента, осуществлять экономический анализ данной деятельности, расхода препаратов и расходного материала, формировать отчетность, а также планировать закупки. Система

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Врачи

ч

Результаты,

полученные

вручную

С ^ ( Л

Формирование _______________^ -------

направлений ' -------

Ч________________) V )

п ^ Процедурный

Задание

лаборанту

Формирование

загрузочных

листов

кабинет

Обработка

результатов

Производство

результатов

Контроль

качества

Лаборант

[

a

7

Печать

лабораторных

журналов

V

у

Задание

Производство

Результат

Рис. 5. Схема работы автоматизированной клинико-диагностической лаборатории

Приход от поставщиков

Приход

Заявка ^ Требование

Аптека

U

Перемещение

Рис. 6. Управление материальными ресурсами

персонифицированного учета оказания медицинской помощи повышает качество оказания медицинской помощи, сокращает расходы за счет более гибкого и оправданного управления ресурсами — от использования медицинской техники до сокращения административных затрат.

Консолидация медицинских данных, показателей работы подразделений, финансовых данных, расхода препаратов и материалов позволяет проводить оперативный детальный анализ

деятельности Центра, что решает задачи управления и учета хозяйственно-экономической деятельности. В результате работы всех модулей ГИС МЕДИАЛОГ обеспечивается автоматизация формирования утвержденной первичной медицинской документации, стандартной отчетности и различных запросов в электронном виде с возможностью учета фактов и объемов оказания медицинской помощи и осуществления финансово-экономического планирования оказания медицинской помощи.

24

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SO4! 3, №1

■■■■

гш

Conference

Рис. 7. Цифровой комплекс DiViSy

В целом внедрение ГИС МЕДИАЛОГ в работу Центра позволило:

— автоматизировать процессы учета оказанной медицинской помощи, материальных ресурсов, анализа деятельности структурных подразделений и Центра в целом;

— повысить интенсивность работы за счет сокращения времени на поиск информации по пациенту и оформление медицинской документации, минимизации ручного труда, повышения достоверности информации;

— повысить качество управления медицинской, административной и финансовой деятельностью за счет оперативного контроля (on-line) за показателями работы, исключения ручного труда и повышения достоверности информации о показателях лечебнодиагностической работы и финансовой деятельности.

Госпроектом для Центра было предусмотрено интегральное решение DiViSy на базе цифровых комплексов DiViSy DOR для операционных залов. На базе интегральных решений DiViSy в процессе проведения операций производятся многодорожечная запись различной медицинской информации (видео операционного поля, видео общего вида опера-

ционного зала, звук, данные от монитора пациента и т.д.), а также трансляция данной информации в конференц-зал Центра и на комплексы DiViSy DOR Perosnal врачей-кон-сультантов и руководства Центра (рис. 7).

В настоящее время из каждого операционного зала Центра транслируются и регистрируются несколько потоков медицинской информации: от видеокамеры операционного поля, от эндоскопа, от видеокамеры внешнего вида операционного зала, а также информации от монитора пациента. При этом все виды цифровой информации сохраняют высокое качество и диагностическую значимость.

Оснащение операционных залов интегральными решениями DiViSy позволило решить следующие задачи:

— многодорожечная регистрация всех видов медицинской информации с возможностью полной реконструкции ситуации, которая была в операционном зале в любой момент времени;

— проведение медицинских консультаций с врачами клиники, находящимися за пределами цифрового операционного зала в реальном времени, а также с врачами других медицинских учреждений;

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 25 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

— проведение сеансов дистанционного медицинского обучения непосредственно в процессе проведения операций для удаленных аудиторий и конференц-залов [2].

В 2011 году на базе созданного в Центре Обучающего центра отработки практических навыков и стажировки на рабочем месте прошли 3 телемедицинских семинара для врачей-травматологов-ортопедов разных регионов России. Ежегодно на базе Центра проходит межрегиональная научно-практическая конференция с участием специалистов Минздравсоцразвития России, федеральных научно-исследовательских институтов и учреждений травматолого-ортопедического профиля регионов Российской Федерации. Для участников конференции проводятся мастер-классы по технике проведения оперативных вмешательств с видеотрансляцией в ONLINE-режиме в конференц-зал.

Для автоматизации деятельности бухгалтерии, планово-экономического отдела, канцелярии и отдела кадров в Центре активно используются пакеты готового прикладного программного обеспечения: 1C — Предприятие 7.7, Камин 1.0, Бухгалтерский учет 8.0, Евфрат документооборот.

Учреждения системы здравоохранения аккумулируют значительные объемы информации, которая является конфиденциальной. Компьютеры, установленные в регистратуре, лаборатории или кабинете врача, куда заносятся сведения о пациентах, — это части информационной системы персональных данных, которые требует обязательной защиты. Обрабатываемые в Центре персональные данные по матрице классифика-

ции относятся к первому классу (наивысший класс защиты). Исходя из этого, в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных» в Центре и проводятся соответствующие мероприятия. В настоящее время завершены все три этапа по реализации мер защиты, предусмотренные законом: разработаны необходимые нормативные документы, проведена модернизация технической части (приобретен и установлен межсетевой экран, 8 коммутаторов, система защиты информации DallasLock версия 7.7 на 160 рабочих мест и сервер безопасности, программа для резервного копирования данных Acronis), аттестация рабочих мест лицензированной в сфере зашиты персональных данных организацией. Для контроля выполнения мер обеспечения защиты персональных данных назначен специалист по защите информации — имеет высшее образование по специальности и государственный документ о повышении квалификации в области информационной безопасности.

В целях информирования медицинской общественности и населения о возможностях и работе Центра с 2008 года активно функционирует официальный web-сайт Центра, расположенный по адресу: http://orthoscheb.com. На web-сайте представлена подробная информация о Центре с системой мгновенного обмена сообщениями (вопрос-ответ).

Таким образом, сформированная информационная система Центра решает наиболее актуальные на современном этапе вопросы информатизации. При этом информатизация рассматривается как инструмент обеспечения качества медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Wang S., et al. A Cost-Benefit analysis of electronic medical records in primary care//The American Journal of Medicine. — 2003. — Vol. 114. — P. 397-403.

2. www.divisy.ru (дата обращения 27.06.2012).

3. www.medialog.ru (дата обращения 18.06.2012).

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных».

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.