Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ И ЦИФРОВЫЕ ИММИГРАНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ И ЦИФРОВЫЕ ИММИГРАНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ / ЦИФРОВЫЕ ИММИГРАНТЫ / ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна, Щеглова Елена Михайловна, Коробко Ольга Сергеевна

Введение. Целью исследования являлось повышение эффективности форм контроля, осуществляемого в образовательном процессе вуза в режиме онлайн. Материалы и методы. Основой для исследования, наряду с теоретическими положениями общей и возрастной психологии, социальной педагогики, теории и методики профессионального образования, выступили направления частной методики преподавания иностранного языка в образовательной организации МВД России. В работе применялись разнообразные методы исследования: анализ, синтез, тестирование, анкетный опрос. Результаты и обсуждение. На основе изучения субъектов образовательного процесса с точки зрения цифровизации было установлено их неодинаковое отношение к традиционным и инновационным способам преподавания и контроля при изучении учебных дисциплин в вузе, включая иностранный язык. Анализ точек зрения ученых на методы обучения и контроля с учетом особенностей современного поколения обучающихся в вузах подтвердил предположение авторов о приоритетном применении письменных тренировочных и контрольных заданий при дистанционной форме обучения. Принимая во внимание данные анкетного опроса преподавателей, авторы раскрывают опыт применения письменных и устных форм работы по иностранному языку в рамках удаленной контактной (дистанционной) работы по программе, осуществляемой в образовательной организации системы МВД. Выводы. На основании проведенного исследования делается заключение о результативности применения письменных видов заданий с последующим устным собеседованием в режиме онлайн при работе с современным поколением обучающихся. К адекватным способам контроля результатов обучения с учетом его цифровизации можно отнести устный и письменный ответы на проблемный вопрос; аннотацию, исследовательские и аргументирующие эссе. В курсе «Иностранный язык» целесообразно размещение в MOODLE тренировочно-оценочных тестов для контроля сформированности коммуникативной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Анна Евгеньевна, Щеглова Елена Михайловна, Коробко Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL NATIVES AND DIGITAL IMMIGRANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

Introduction. The aim of the research is to increase the effectiveness of the forms of control carried out in the online educational process at a university. Materials and Methods. The basis for the study, along with the theoretical provisions of general and developmental psychology, social pedagogy, the theory and methodology of professional education, includes the areas of private methods of teaching a foreign language at an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs. Various research methods were employed in the work: analysis, synthesis, testing, questionnaire survey. Results and Discussion. Having studied the subjects of the educational process with regard to digitalization the authors managed to establish the former’s unequal attitude to traditional and innovative methods of teaching and control in the course of learning academic disciplines at a university, including a foreign language. An analysis of scientists' views on teaching and control methods and consideration of the characteristics of the current generation of university students confirmed the authors' assumption as for priority use of written training and control tasks in distance learning. Taking into account the data of a questionnaire survey of teachers, the authors describe the experience of using written and oral forms of work in a foreign language as part of distant contact (distant) work on a program implemented in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs. Conclusions. The research performed enabled the authors to make the conclusion that it is quite effective to apply written assignments followed by an online oral interview when working with the current generation of students. Adequate means to control learning outcomes, due to its digitalization, include oral and written answers to a problematic question; writing an abstract, research and argumentative essays. When teaching the subject "Foreign Language" it is advisable to introduce training and evaluation tests in MOODLE in order to control the formation of the students’ communicative competence.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ АБОРИГЕНЫ И ЦИФРОВЫЕ ИММИГРАНТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Научно-практическая статья

УДК 378 © А. Е. Веретенникова, Е. М. Щеглова, О. С. Коробко, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-217-223

5.8.7 Методология и технологии профессионального образования

5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Цифровые аборигены и цифровые иммигранты в образовательном процессе высшей школы

Анна Евгеньевна Веретенникова \ кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков; newannver@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6451-3305

Елена Михайловна Щеглова \ кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков; sharkadiz@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8860-536X Ольга Сергеевна Коробко \ преподаватель кафедры иностранных языков; 22olga55@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3596-258X 1 Омская академия МВД России, Омск, 644092, пр. Комарова, 7, Россия Реферат

Введение. Целью исследования являлось повышение эффективности форм контроля, осуществляемого в образовательном процессе вуза в режиме онлайн. Материалы и методы. Основой для исследования, наряду с теоретическими положениями общей и возрастной психологии, социальной педагогики, теории и методики профессионального образования, выступили направления частной методики преподавания иностранного языка в образовательной организации МВД России. В работе применялись разнообразные методы исследования: анализ, синтез, тестирование, анкетный опрос. Результаты и обсуждение. На основе изучения субъектов образовательного процесса с точки зрения цифровизации было установлено их неодинаковое отношение к традиционным и инновационным способам преподавания и контроля при изучении учебных дисциплин в вузе, включая иностранный язык. Анализ точек зрения ученых на методы обучения и контроля с учетом особенностей современного поколения обучающихся в вузах подтвердил предположение авторов о приоритетном применении письменных тренировочных и контрольных заданий при дистанционной форме обучения. Принимая во внимание данные анкетного опроса преподавателей, авторы раскрывают опыт применения письменных и устных форм работы по иностранному языку в рамках удаленной контактной (дистанционной) работы по программе, осуществляемой в образовательной организации системы МВД. Выводы. На основании проведенного исследования делается заключение о результативности применения письменных видов заданий с последующим устным собеседованием в режиме онлайн при работе с современным поколением обучающихся. К адекватным способам контроля результатов обучения с учетом его цифровизации можно отнести устный и письменный ответы на проблемный вопрос; аннотацию, исследовательские и аргументирующие эссе. В курсе «Иностранный язык» целесообразно размещение в MOODLE тренировочно-оценочных тестов для контроля сформированности коммуникативной компетенции обучающихся. Ключевые слова: дистанционное обучение; цифровизация; цифровые аборигены; цифровые иммигранты; письменные работы; контроль результата обучения; иностранный язык

Для цитирования: Веретенникова А. Е, Щеглова Е. М, Коробко О. С. Цифровые аборигены и цифровые иммигранты в образовательном процессе высшей школы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 217-223. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-217-223

Scientific and Practical Article

UDC 378 © А. Е. Veretennikova, Е. М. Shcheglova, О. S. Korobko, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-217-223

5.8.7 Меthodology and Technology of Professional Education

5.8.2 Тhеоry and Methods of Teaching and Upbringing (by areas and levels of education)

Digital Natives and Digital Immigrants in the Educational Process

of Higher Education

Anna E. Veretennikova \ Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, associate-professor at the chair of Foreign Languages; newannver@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6451-3305

Elena M. Shcheglova \ Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, associate-professor at the chair of Foreign Languages; sharkadiz@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8860-536X

Olga S. Korobko \ lecturer at the chair of Foreign Languages; 22olga55@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3596-258X 1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia Abstract

Introduction. The aim of the research is to increase the effectiveness of the forms of control carried out in the online educational process at a university. Materials and Methods. The basis for the study, along with the theoretical provisions of general and developmental psychology, social pedagogy, the theory and methodology of professional education, includes the areas of private methods of teaching a foreign language at an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs. Various research methods were employed in the work: analysis, synthesis, testing, questionnaire survey. Results and Discussion. Having studied the subjects of the educational process with regard to digitalization the authors managed to establish the former's unequal attitude to traditional and innovative methods of teaching and control in the course of learning academic disciplines at a university, including

a foreign language. An analysis of scientists' views on teaching and control methods and consideration of the characteristics of the current generation of university students confirmed the authors' assumption as for priority use of written training and control tasks in distance learning. Taking into account the data of a questionnaire survey of teachers, the authors describe the experience of using written and oral forms of work in a foreign language as part of distant contact (distant) work on a program implemented in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs. Conclusions. The research performed enabled the authors to make the conclusion that it is quite effective to apply written assignments followed by an online oral interview when working with the current generation of students. Adequate means to control learning outcomes, due to its digitalization, include oral and written answers to a problematic question; writing an abstract, research and argumentative essays. When teaching the subject "Foreign Language" it is advisable to introduce training and evaluation tests in MOODLE in order to control the formation of the students' communicative competence.

Keywords: distant learning; digitalization; digital natives; digital immigrants; written assignments; control of learning outcomes;

foreign language

Citation: Veretennikova А. Е., Shcheglova E. M., Korobko О. S. Digital Natives and Digital Immigrants in the Educational Process of Higher Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 2(89). Pp. 217-223 (In Russ.). https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-217-223

Основные положения

1. Субъекты образовательного процесса с точки зрения его цифровизации принадлежат к разным поколениям: преподаватели — цифровым иммигрантам, в то время как обучающиеся — цифровым аборигенам. Для них характерны различные социально-психологические особенности, которые влияют на процессы предъявления и освоения образовательных программ.

2. Целесообразным представляется подбор методов обучения, соответствующих особенностям цифровых аборигенов.

3. Способами контроля, которые могут адекватно показать результат обучения при обязательном учете особенностей современного поколения обучающихся, могут быть письменные работы с последующим собеседованием.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы исследования обусловлены необходимостью совершенствования учебного процесса образовательных организаций в связи с особенностью, возникшей в результате стремительного роста технического развития общества, которая может быть описана как переход от информатизации основных сфер деятельности человека к их цифровизации. Информатизация посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные сферы человеческой деятельности создала базу для перехода к цифровизации, предполагающей использование новых цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Данный быстроразвивающийся процесс вызвал инновации, которые усовершенствовали деятельность большинства членов общества во многих бытовых и профессиональных сферах, включая образование.

В своем предыдущем исследовании мы предприняли попытку найти адекватные способы контроля результатов обучения с учетом цифровизации процесса обучения [1]. Однако сравнение результатов контроля дистанционной и очной форм продемонстрировало, что эффективность онлайн-работы была довольно высокой (80-100% за 10 минут), в то время как при выполнении задания в течение 60 минут в аудитории под контролем преподавателя продуктивность оказалась более скромной (20-60%). Эти

данные показали, что результаты дистанционных форм контроля традиционных видов учебных заданий не всегда корректны.

Целью исследования послужило выявление причин невысокой эффективности дистанционной формы контроля, для чего потребовалось решение следующих задач: изучение субъектов образовательного процесса с точки зрения его цифровизации; анализ их мнений относительно традиционных и инновационных способов преподавания учебных дисциплин, включая иностранный язык, а также точек зрения ученых на методы обучения и контроля с учетом особенностей современного поколения обучающихся в вузах; рассмотрение вариантов применения письменных заданий при дистанционной форме обучения иностранному языку в образовательной организации системы МВД.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы исследования. Субъекты образовательного процесса с точки зрения его цифровизации принадлежат к разным поколениям: преподаватели — цифровым иммигрантам, обучающиеся —цифровым аборигенам.

Молодых людей, которые на сегодняшний день получают высшее образование, т. е. родившиеся после 2000 г., в научной литературе называют сетевым поколением (net generation) [2], цифровыми аборигенами (digital natives) [3; 4], неоцифровыми аборигенами [5], а также поколением Z (generation Z) [6], или зуммерами (zoommers). К ним относят и словосочетание «новое тихое поколение» (New Silent Generation), сравнивая с так называемым тихим поколением американцев (Silent Generation), родившихся в период с 1923 г. по 1944 г., чья молодость пришлась на репрессии, связанные с Законом о внутренней безопасности 1950 г. Поскольку был провозглашен особый контроль за подрывной и антиамериканской деятельностью, молодые люди того времени предпочитали избегать публичных выступлений и высказываний. Предполагается, что представители поколения Z могут быть похожи на своих предшественников из тихого поколения в отношении к жизни и будут ценить стабильность карьеры, экологическую ответственность и социальную справедливость. Вероятно, они будут стремиться к более консервативному

и исключающему риск образу жизни, при этом воплощая бережливость и экономию [7].

Ученые применяют теорию поколений [8] для определения таковых по отношению к России. Считается, что родившиеся в СССР в 1900-1923 гг. представляют строителей, в 1923-1943 гг. — аналогичны тихому поколению европейцев и американцев, в 1943-1963 гг. — беби-буммеры, в 1963-1984 гг. — поколение Х (значение «неизвестное»). К поколениям новой России относят, как и во всем мире, Y-миллениумов, родившихся в 19842003 гг., и Z (другие) — поколение с датами рождения в период с 2003 г. по 2023 г.

Исследование показывает, что субъекты образовательного процесса в российской высшей школе с точки зрения его цифровизации являются, с одной стороны, беби-буммерами, неизвестными и миллениумами (это преподаватели), с другой — зуммерами, т. е. обучающимися, принадлежащими к поколению Z.

Называя по-разному современное поколение двадцатилетних молодых людей, ученые описывают их социально-психологические особенности [2; 3; 9-13]. Так, поколение Z — технически одаренные, независимые молодые люди, стремящиеся к получению хорошего образования. Мотивацией для них выступает поиск нового, ожидание немедленного вознаграждения, причем при отсутствии очевидной выгоды действия, направленные на процесс, а не на результат, выполняются без особого стремления. Они способны исполнять четкие указания и контрольные задания, поэтому не всегда проявляют инициативу и самостоятельность.

С точки зрения аффективной стороны это эмоционально открытые личности, у которых присутствует развитое чувство собственной уникальности, однако они предпочитают стратегию ухода, а не компромисс в случае конфликта. Для них нетипично стремление к глубинным знаниям, поэтому им сложно удерживать внимание.

Отличительными чертами представителей указанного поколения в когнитивной сфере, прежде всего, являются высокая коммуникабельность посредством социальных сетей, склонность к индивидуализму и быстрый процесс принятия решения. Наряду с этим, сложная информация в большом объеме воспринимается ими с трудом. Предпочтение отдается данным в форме видео-и аудиоматериалов. Построение сложного умозаключения или обобщения представляет для них трудность.

Наше исследование обнаружило также особенности поколения Z, свойственные курсантам образовательных организаций МВД России. При оценке их мотиваци-онной стороны было отмечено стремление к освоению профессии, необходимой обществу. Так, первостепенную значимость учебы в академии курсанты одного из наборов последних лет отдали возможности принести пользу обществу и государству, а также профессиональному и должностному росту (94,5% обучающихся на этом курсе). Следующей по привлекательности для них явилась возможность заниматься интересным делом, реализовать

свое профессиональное призвание (91,3%). Финансовая стабильность, наличие социальных гарантий, уверенность в завтрашнем дне для них также имели значительную ценность (82,7%). Психофизиологическая сторона этих курсантов отличалась высокой степенью (97,9%) выносливости, способностью выдерживать длительное эмоциональное напряжение, а также брать на себя ответственность в сложных ситуациях или при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и отсутствии времени на ее осмысление (95,1%).

Что касается таких субъектов образовательного процесса, как преподаватели высшей школы, то, как уже упоминалось, они принадлежат к разным поколениям [8].

Так, 14,5% из числа опрошенных преподавателей составляют молодые сотрудники в возрасте до 30 лет, что относит их к поколению Y, или миллениумам, т. е. к родившимся с 1984 г. по 2003 г. Наряду с этим, значительную часть преподавательского корпуса образовательных организаций, где проходило наше исследование, составляют сотрудники, возраст которых выше 45 лет. Они, соответственно, являются цифровыми иммигрантами.

Представители поколения Y, будучи предшественниками поколения Z, имеют ценности, несколько перекликающиеся с таковыми у зуммеров. Это свобода, творчество. Они также стремятся достичь быстрого успеха и получить немедленное вознаграждение. У них есть привязанность к цифровым технологиям, привычка общения в социальных сетях и поиска информации в электронных источниках [9, с. 3].

Старшие коллеги (беби-буммеры и неизвестные), которым были привиты ценности коллективизма, тем не менее, с нашей точки зрения, могут рассматриваться как коллектив незаурядных индивидуальностей, способных быть лидерами. Являясь по природе оптимистами, они активно прилагают усилия к освоению новых цифровых технологий, однако не всегда отличаются мобильностью, мало пользуются гибкостью цифровых технологий и более полагаются на проверенные классические формы и методы передачи знаний [8; 11].

Материалы и методы

В целях выявления отношения субъектов к изменениям формы контроля образовательного процесса и эффективности/неэффективности образовательных технологий в условиях цифровизации был осуществлен анкетный опрос, в котором участвовали преподаватели и курсанты образовательных организаций системы МВД России, а именно обучающиеся 1-5 курсов Омской академии МВД России, Восточно-Сибирского института МВД России, Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина (153 человека) и 44 педагога (в том числе преподаватели информатики) разных возрастных групп с различным стажем преподавательской деятельности (свыше 10 лет — 56,1%; до 5 лет — 34,1%; от 5 до 10 лет — 9,8%). Средний возраст преподавателей, принимавших участие в опросе, составил 30-45 лет — 46,4%; свыше 45 лет — 39,1%; до 30 лет — 14,5% от общего числа.

Результаты и обсуждение

Опросом было установлено, что субъекты образовательного процесса различаются во взглядах на наиболее эффективные технологии контроля образовательных результатов в условиях цифровизации образования. По мнению 34,1% преподавателей (цифровых иммигрантов), это устный ответ, в то время как 52,3% курсантов (цифровых аборигенов) отметили онлайн-тестирование, который назвали самым неэффективным способом дистанционного контроля 46,3% педагогов.

Возникает вопрос, как использовать особенности эпохи цифровизации в учебном процессе, принимая во внимание социально-психологические особенности субъектов образовательного процесса.

С нашей точки зрения, целесообразным представляется подбор таких методов обучения, которые соответствуют особенностям цифровых аборигенов. Поскольку они креативны и технически одарены, значит, с легкостью создадут собственные интернет-продукты (видеосюжеты, тексты, презентации). Им свойственна электронная коммуникация, их активность при поиске, восприятии информации возросла, и в этом случае будет уместен метод коллективных или групповых проектов. Они без труда пользуются электронными переводчиками. Возможно, пришла пора не выполнять переводы текстов с иностранных языков, а использовать другие способы проверки понимания прочитанного.

Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Однако отмечается кардинальная смена коммуникативных технологий и, как следствие, глобальная тенденция к микрообучению. Обосновывается переход к технологиям, основывающимся на зрительном восприятии и включающим в себя экспресс-курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, а также статьи, размещенные на образовательных платформах [14].

К технологиям обучения в цифровой среде ученые относят «дискурсивное обучение», основанное на работе с текстами и предполагающее свободный обмен мнениями между преподавателем и обучающимся с помощью средств мобильной связи [15]; «компенсаторные технологии обучения» — проектные работы в команде или группе, тренинги по овладению типовыми видами социальных ролей [9].

Отмечается, что неэффективны рефераты, типовые задачи и простые тесты. Предлагается заменить их видами учебной работы, учитывающими такую особенность поколения Z, воспринятую ими из виртуальной среды, как виральность (экономика внимания), и предполагающими процесс обмена действиями, а также провоцирующими исследование и сопутствующие столкновение с проблемой и самостоятельное познание [16].

Так называемая геймификация (от англ. game — игра) может быть рассмотрена в связи с цифровизацией, поскольку под этим термином подразумевается такой образовательный подход, целью которого является по-

вышение мотивации к обучению путем применения структуры видеоигры и ее элементов [17].

Е. О. Акчелов и Е. В. Галанина утверждают, что в данном подходе сопоставляются интересы и мотивация обучающихся с интересами и целями педагогов. Задействуя потенциал видеоигр (проектирование целостного виртуального мира и использование игровых механик), исследователи предпринимают теоретическую попытку конструирования целостных образовательных курсов на основе моделей геймификации [18].

Следует указать, что элементы геймификации могут быть успешно внедрены в технологию смешанного обучения в курсе преподавания иностранного языка. Данная педагогическая технология предполагает чередование аудиторных под руководством преподавателя и самостоятельных онлайн-занятий. С. А. Капсаргина отмечает наиболее успешную самостоятельную работу при изучении грамматики. Разработанные блоки — теоретический, содержащий сноски для поиска информации, тренировочный и контрольный — размещены в системе Moodle. Продвижение в изучении возможно при правильных ответах на теоретические вопросы и выполнении практических заданий. В противном случае программа предлагает повторить проблемные аспекты темы. Контрольный блок включает тренировочные и итоговые задания. Если при работе с первыми нет ограничения времени выполнения при возможности двух попыток, то на итоговое тестирование, обязательное после прохождения темы, при единственной попытке отводится определенное время. Баллы учитываются в системе рейтинга. Именно в процессе оценивания применяются элементы геймификации: очки, значки и таблица лидеров. Исследователи считают, что в эпоху цифровизации актуальна учебная работа с применением электронных курсов, поскольку обучающиеся, будучи цифровыми аборигенами, готовы к ней, а гейми-фикация позволяет заинтересовать их [19].

Наше исследование определило предпочтения преподавателей относительно контроля образовательных результатов.

Анализ анкетирования позволил сделать вывод о том, что большая часть педагогов предпочитает использовать традиционные формы для контроля результатов обучения: устный опрос — 43,9%; онлайн-тестирование — 14,6%; письменные работы с открытым ответом — 12,2%; тестирование на бумажном носителе — 9,8%. Как показало исследование, это обусловлено эффективностью данных форм. Кроме того, по мнению респондентов-педагогов, при устном ответе очевидны реальные знания конкретного обучающегося.

В качестве возможных форм контроля в условиях цифровизации незначительное число преподавателей считает контрольные работы (4,9%) и аннотации (2,4%). Выяснилось, что 19,5% респондентов совсем не используют последние в образовательном процессе, еще большее количество (24,4%) никогда не прибегает к онлайн-тестированию. Одной из причин этого является

недостаточная объективность оценки сформированности компетенций обучающихся по результатам тестирования (38,9%), в то же время 61,1% педагогов считают, что тест с открытым ответом хотя и частично, но все-таки дает объективную оценку сформированности компетенций [1].

Результаты анкетирования обозначили проблему поиска способа контроля, адекватно отображающего результат обучения иностранному языку при обязательном учете особенностей современного поколения обучающихся.

Было выдвинуто предположение о том, что письменные работы могут выполнять такую функцию. В исследованиях ученых мы находим подтверждение этой точки зрения. Например, О. Г. Куприна считает, что «основными методами контроля в e-learning выступают письменные задания и тесты». В процессе обучения иностранному языку это могут быть задания к учебным текстам и к просмотренным видеоклипам. Возможны творческие задания: доклады и исследования; эссе и аннотации [18]. Мы разделяем данную позицию и широко используем в курсе «Иностранный язык» письменные задания в качестве контроля сформированности коммуникативной компетенции. Это могут быть как подготовка реферирования и аннотации к изучаемому или отдельно предложенному текстовому материалу по темам цикла, так и письменный ответ на проблемный вопрос, а также написание эссе (исследовательских, аргументирующих) [19]. Если при выполнении реферирования и аннотации курсанты должны проявить умение логично, верно и ясно строить свою письменную речь, предоставляя информацию, которая подтвердит понимание предмета, то, отвечая письменно на проблемный вопрос, обучающиеся решают более сложную задачу. Примером этого является написание на английском языке развернутого аргументированного ответа-ситуации, охватывающего информацию текстов, изученных в определенном разделе цикла:

— Which court system (of RF, USA, or UK) in your opinion is better? Why?

— Would you like to serve in the US Police? Why?

При возможности неконтролируемого использования курсантами в процессе онлайн-занятий изученных текстов учебника и доступности лексического материала должны быть выполнены следующие требования:

1. Раскрыт ответ на вопрос.

2. Присутствует аргументация.

3. Использованы словосочетания по теме.

4. Объем высказывания не менее 12 самостоятельно сформированных предложений.

5. Допущено незначительное количество грамматических и орфографических ошибок.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность продемонстрировать не только знание базовых текстов, но и способность объяснить, описать, дать рекомендацию и предложить свое решение проблемного вопроса.

Эссе как основа академического письменного дискурса не менее ценный и объективный, на наш взгляд, метод контроля, так как в нем курсанты на основе изученного

лексического, грамматического и фактического материала проявляют свои когнитивные способности: умение сопоставлять, классифицировать, анализировать, собирать и организовывать материал, выделять главное и второстепенное, обобщать и делать выводы, следовательно, креативно мыслить и решать задачи учебного, профессионального или научного масштаба. Обычно эссе пишется в конце пройденной темы, а значит, пока она обсуждается или изучается на занятиях у курсантов есть возможность прочитать основную или дополнительную литературу.

Приведем некоторые примеры тем эссе, предлагаемых первокурсникам в течение второго семестра обучения:

— There must /must not be amendments to a Constitution.

— It is important for a country to have state symbols.

— The idea of "check and balance" is / is not reasonable for legislative branch.

— Is it the Queen or a Prime Minister who rules in modern UK?

— The best political system in the modern world.

— The Presidents functions are/ are not similar to the Monarch's.

— Why is it reasonable to have bicameral legislation?

— What is the police role in law enforcement?

— Which form of a Constitution is better for a country: written or unwritten?

— Does the work of US police differ much from that in Russia?

— The activity of a beat officer is / is not easier than that of an operative.

Заключительным этапом работы над разделом цикла после выполнения эссе в качестве метода письменного контроля может стать индивидуальное собеседование по результатам представленного труда, а также групповое обсуждение проблем, анализируемых в эссе. Данный вид работы позволяет преподавателю оценить навыки устной монологической и диалогической речи по теме, а обучающимся — проявить умение вступить в дискуссию, вести диалог, корректно отстаивая свою точку зрения. При этом предварительно написанное эссе стимулирует участников разговора четче выражать мнение и задавать вопросы собеседникам.

Оценивание коммуникативных компетенций диалогической речи возможно полноценно организовать в онлайн-формате, используя различные методы, приемы и интернет-ресурсы. Общение в парах и мини-группах осуществляется во время проведения ролевых игр с использованием изученного речевого материала, в процессе управляемых диалогов на основе пошаговых сценариев для каждого участника, применяется практика включения в диалог со спонтанным определением собеседника. В случае последней вырабатывается общая концепция диалога, определяются примерные роли участников и ставятся задачи, которые необходимо решить в процессе диалога. Дается конкретное время на подготовку (для до-

полнительного поиска материала в интернет-источниках), но участники не имеют возможности обсудить с будущими партнерами сценарий беседы, так как не знают, с кем вступят в коммуникацию.

Например, по окончании изучения на первом курсе темы «США — географическое положение, достопримечательности» предлагается следующее задание: "Choose two of the places mentioned in the unit (or new ones) to visit. Discuss the advantages and disadvantages of each place of attraction. Explain why you prefer particular tourist sites. Try to convince the partner to agree with you. Think of a way to get to the site. Come to the agreement and give reasons for the choice".

Курсанты не ограничены в использовании учебной литературы и интернет-источников, но при этом должны придерживаться плана, предполагающего представление в речи изученного материала, касающегося географических сведений о стране, ее достопримечательностей, а также собственных предпочтений. Особенность подобных диалогов — их эвристичность, т. е. нестандартность, непредсказуемость и творческое начало. Они носят вероятностный характер и вместе с тем четко выявляют сформи-рованность у обучающихся лексико-грамматических навыков и умения осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения.

Подобные устные и письменные задания могут применяться в онлайн-режиме на занятиях по другим дисциплинам.

Выводы

В процессе выявления причин невысокой эффективности дистанционной формы контроля были изучены субъекты образовательного процесса с точки зрения его цифровизации; исследованы их взгляды относительно традиционных и инновационных способов преподавания учебных дисциплин, включая «Иностранный язык»; проведен анализ точек зрения ученых на методы обучения и контроля с учетом особенностей современного поколения обучающихся в вузах; рассмотрены варианты применения письменных заданий с последующим устным обсуждением при дистанционной форме обучения иностранному языку в образовательной организации МВД.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что причины невысокой эффективности дистанционной формы контроля обусловлены такими факторами:

1. Современный образовательный процесс характеризуется цифровизацией, предполагающей использование новых цифровых технологий.

2. В соответствии с теорией поколений субъекты образовательного процесса с точки зрения его цифровизации представлены разными группами. Обучающиеся

принадлежат к так называемым цифровым аборигенам, в то время как преподаватели — цифровым иммигрантам и миллениумам, что влияет на различия социально-психологических особенностей данных поколений с учетом реалий эпохи цифровизации современного общества. Наряду с этим, у курсантов образовательных организаций МВД России выявлены характеристики (высокая степень выносливости; способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение и брать на себя ответственность в сложных ситуациях или при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление), которые содействуют адаптации к существующей системе образования. Поэтому они мобильны при переходе от традиционных к инновационным способам обучения, включая смешанное и контактное удаленное обучение, опирающееся на синхронное взаимодействие в виртуальной среде в рамках расписания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Преобладающая часть преподавателей являются цифровыми иммигрантами с присущими им предпочтениями к традиционным способам обучения. Однако пока незначительная часть преподавательского состава образовательных организаций относится к поколению Y, или миллениумов. Именно они способны лучше понимать современных обучающихся, поскольку, будучи предшественниками поколения Z, имеют особенности психофизиологической сферы, сходные с таковыми у зуммеров — сегодняшних обучающихся.

Рекомендации.

Чтобы не отставать от передовых направлений цифровизации в образовании, необходимо принимать во внимание особенности поколения обучающихся и, наряду с традиционными методами, применять те, которые соответствуют характеристикам цифровых аборигенов.

Для повышения эффективности форм контроля при осуществлении образовательного процесса-онлайн целесообразно наряду с традиционным методом устного опроса применять онлайн-тестирование и широкий спектр письменных работ.

При освоении иностранного языка адекватными формами контроля результата обучения цифровых аборигенов могут выступать как подготовка реферирования и аннотации к изучаемому и отдельно предложенному текстовому материалу по темам цикла, так и письменный ответ на проблемный вопрос, написание исследовательских или аргументирующих эссе.

Перспективы. Продолжением разработки данной темы может явиться создание комплекса материалов для письменного и устного контроля в цифровой образовательной среде.

Список источников

1. Веретенникова А. Е., Щеглова Е. М., Коробко О. С. Пути решения проблем дистанционного обучения иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 66-74. https://doi.org/ 10. 24411/1999-6241-2021-11009.

2. Tapscott D. Growing Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World, McGraw Hill. N.-Y., 2008. 384 p.

3. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon. 2001. Vol. 9, № 5. Рр. 1-6.

4. Thomas M. Deconstructing Digital Natives: Young People, Technology, and the New Literacies — Taylor & Francis. N.-Y., 2011.

5. Takahashi T. Japanese Youth and Mobile Media. URL: https://www. academia.edu/350038/Japanese_Youth_and_Mobile_Media (accessed data: 10.01.2022).

6. Schroer W. J. Generations X, Y, Z and the Others. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff (accessed data: 10.01.2022).

7. Solo-exhibition: Generation Z, The New Silent Generation. URL: https://blogs.chapman.edu/Wilkinson/2014/03/26/solo_exhibition_ generation_ z_ the_new_silent_generation/ (accessed data: 10.01.2022).

8. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97.

9. Безбогова М. С., Ионцева М. В. Социально-психологический портрет современной молодежи // Мир науки. 2016. Т. 4, № 6. URL: http://mir-nauki:com/PDF/35PSMN616.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

10. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83-89.

11. Варга А. Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно. URL: htpps: //www.b17.ru/blog /5203/ (дата обращения: 10.01.2022).

12. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху : монография. Нижний Тагил, 2017. 128 с.

13. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / пер. с англ. Н. Яцюк. М., 2011. 368 с.

14. Gamification of Learning. URL: htpps: //en.wikipedia.org/wiki/ Gamification_of_learning/ (accessed data: 10.01.2022).

15. Акчелов Е. О., Галанина Е. В. Новый подход к геймификации в образовании // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 1(32). С. 117-129.

16. Капсаргина С. А., Оленцова Ю. А. Использование элементов геймификации на LmsMoodle по дисциплине иностранный язык в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1(26). С. 237-239.

17. Капсаргина С. А. Использование Lms Moodle для интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 78, № 4(25). С. 120-122.

18. Куприна О. Г. Контроль в процессе дистанционного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3, № 2. С. 36-40.

19. Веретенникова А. Е. Writing English (Развитие навыков письменной речи на английском языке) : учеб. пособие. Омск, 2018. 60 с.

Поступила 24.01.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Veretennikova А. Е., Shcheglova Е. М., Korobko О. S. Difficulties and Solutions of Problems in Foreign Language Distance Teaching Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 66-74. https://doi.org/ 10. 24411/1999-6241-2021-11009. (In Russ.)

2. Tapscott D. Growing Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World, McGraw Hill. N.-Y., 2008. 384 p.

3. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon. 2001. Vol. 9, No. 5. Pр. 1-6.

4. Thomas M. Deconstructing Digital Natives: Young People, Technology, and the New Literacies — Taylor & Francis. N.-Y., 2011.

5. Takahashi T. Japanese Youth and Mobile Media. URL: https://www. academia.edu/350038/Japanese_Youth_and_Mobile_Media (accessed data: 10.01.2022).

6. Schroer W. J. Generations X, Y, Z and the Others. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff (accessed data: 10.01.2022).

7. Solo-exhibition: Generation Z, The New Silent Generation. URL: https://blogs.chapman.edu/Wilkinson/2014/03/26/solo_exhibition_ generation_ z_ the_-new_silent_generation/ (accessed data: 10.01.2022).

8. Оzhiganovа Е. М. T. The Strauss-Howe generational theory. Possible areas of Application. Business Education in the Knowledge Economy. 2015. No. 1. Pp. 94-97. (In Russ.)

9. Bezbogova М. S., Iontseva М. V. Socio-psychological portrait of modern youth. World of Science. 2016. Vol. 4, No. 6. URL: http:// mir-nauki:com/PDF/35PSMN616.pdf (accessed data: 10.01.2022). (In Russ.)

10. Petrov А. V. Youth value preferences: diagnostics and tendencies to change. Sociological Studies. 2008. No. 2. Pp. 83-89. (In Russ.)

11. Varga А. They won't read, and it is of no use forcing them. URL: htpps: //www.b17.ru/blog /5203/ (accessed data: 10.01.2022). (In Russ.)

12. Ignatova N. Yu. Education in digital era. Monograph. Nizhny Tagil, 2017. 128 p. (In Russ.)

13. Palfrey J., Gasser U. Born digital. Transl. from English by Yatsyuk N. Мoscow, 2011. 368 p. (In Russ.)

14. Gamification of Learning. URL: htpps://en.wikipedia.org/wiki/ Gamification_of_learning/ (accessed data: 10.01.2022).

15. Аkchelov Е. О., Galanina Е. V. New approach to gamification in education. Journal of Wellbeing Technologies. 2019. No. 1(32). Pp. 117-129. (In Russ.)

16. Kapsargina S. А., Оlentsova Yu. А. Using elements of gamification on LmsMoodle on the subject "Foreign language" in a non-linguistic university. Baltic Humanitarian Journal. 2019. Vol. 8, No. 1(26). Pp. 237-239. (In Russ.)

17. Kapsargina S. А. Employing Lms Moodle to advance students' independent work when learning a foreign language in a non-linguistic university. Trends in Scientific Studies: Pedagogy and Psychology. 2018. Vol. 78, No. 4(25). Pp. 120-122. (In Russ.)

18. Kuprina О. G. Control in the process of distant learning foreign languages in a non-linguistic university. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education. 2017. Vol. 3. No. 2. Pp. 36-40. (In Russ.)

19. Veretennikova А. Е. Writing English (development of writing skills in English). Textbook. Omsk, 2018. 60 p. (In Russ.)

Submitted: 24.01.2022; approved after reviewing: 21.02.2022; accepted for publication: 28.02.2022.

All the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.