Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР'

ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
инновации в сотрудничестве / университетско-промышленная кооперация / стратегия / инновации / исследование / систематический обзор литературы. / innovations in cooperation / university-industrial cooperation / strategy / innovation / research / systematic review of literature.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаерова Эндже Ильдаровна

Эта статья представляет особую ценность для университетов, которые обладают необходимыми ресурсами, как движущие силы развития территории, на которой они расположены. Научная новизна и значимость заключаются в предположении, что решение проблемы эффективного сотрудничества университетов и промышленности лежит в основе реализации новых форматов бизнес-инкубаторов, направленных на качественное и количественное изменение характера данного сотрудничества для обеспечения как взаимовыгодного цифрового сотрудничества, так и обеспечения уровня научно-исследовательского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL UNIVERSITY BUSSINESS-INCUBATOR

This article is of particular value for universities that have the necessary resources as driving forces for the development of the territory on which they are located. The scientific novelty and significance lies in the assumption that the solution to the problem of effective cooperation between universities and industry lies at the heart of the implementation of new business incubator formats aimed at qualitative and quantitative changes in the nature of this cooperation to ensure both mutually beneficial digital cooperation and ensuring the level of research potential.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР»

УДК 67.02

ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Хаерова Эндже Ильдаровна,

КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, Студент 3 курса бакалавриата engikhaer@gmail.com

Аннотация

Эта статья представляет особую ценность для университетов, которые обладают необходимыми ресурсами, как движущие силы развития территории, на которой они расположены. Научная новизна и значимость заключаются в предположении, что решение проблемы эффективного сотрудничества университетов и промышленности лежит в основе реализации новых форматов бизнес-инкубаторов, направленных на качественное и количественное изменение характера данного сотрудничества для обеспечения как взаимовыгодного цифрового сотрудничества, так и обеспечения уровня научно-исследовательского потенциала.

Ключевые слова: инновации в сотрудничестве, университетско-промышленная кооперация, стратегия, инновации, исследование, систематический обзор литературы.

DIGITAL UNIVERSITY BUSSINESS-INCUBATOR

Haerova Endzhe Ildarovna,

Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev,

3rd year undergraduate student engikhaer@gmail.com

Abstract

This article is of particular value for universities that have the necessary resources as driving forces for the development of the territory on which they are located. The scientific novelty and significance lies in the assumption that the solution to the problem of effective cooperation between universities and industry lies at the heart of the implementation of new business incubator formats aimed at qualitative and quantitative changes in the nature of this cooperation to ensure both mutually beneficial digital cooperation and ensuring the level of research potential.

Keywords: innovations in cooperation, university-industrial cooperation, strategy, innovation, research, systematic review of literature.

Введение

Попытки найти решения сложных социальных, экологических и экономических проблем - например, в области энергетики, охраны окружающей среды, здравоохранения или безопасности - все чаще требуют сотрудничества между университетами и промышленностью, поскольку лишь немногие организации обладают внутренним потенциалом для достижения результатов самостоятельно.

Это исследование позволило изучить и описать существующую научную литературу по инновационным стратегиям в отношениях между университетом и промышленностью. Следовательно, целью данного исследования является:

1. выявление наиболее эффективной формы взаимодействия региональных университетов с промышленностью;

2. укрепление партнерских отношений между региональными университетами и промышленностью, рынком.

Задачами данной статьи являются:

1. детальный анализ взаимодействия университетов и промышленности;

2. выявление необходимости такого партнерства;

3. рассмотрение ключевых барьеров;

4. анализ положительных и отрицательных сторон цифровых бизнес-инкубаторов.

Объект исследования: новая модель сотрудничества между университетом и промышленностью - цифровое бизнес-инкубирование.

Предмет исследования - влияние бизнес-инкубаторов на сотрудничество между университетами и промышленностью.

Методы. Проведен сравнительный анализ характеристик взаимодействия университетов и реального сектора экономики, выделены ключевые причины, препятствующие эффективному инновационному сотрудничеству, рассмотрен новый вид бизнес-инкубаторов, как один из ключевых направлений инновационного развития.

Важно отметить, что сотрудничество между университетами и промышленностью подразумевает не только сотрудничество между университетами и промышленностью, но и государством. Образовательные учреждения преследуют цели получения актуальности научных исследований и трудоустройства выпускников, привлечения дополнительных источников финансирования. Промышленные предприятия рассматривают университеты как потенциальных партнеров.

Важность обмена знаниями между государственными учреждениями и частными организациями уже давно широко признана как значительное явление. Взгляд на экономику и уровень инноваций промышленно развитых стран показывает, что их эффективность обусловлена производством знаний и их использованием в промышленности, что позволяет достичь конкурентных преимуществ на глобальных рынках, а повышение эффективности деятельности организации - ключевая проблема любого управленца, требующая проведения регулярного анализа и разработки (переработки) стратегии по повышению эффективности. [4, с. 25]

Таким образом, сотрудничество между университетами и промышленностью может способствовать передаче знаний и стимулировать производство новых зна-

ний и технологий Сотрудничество между университетами и промышленностью включает совместные исследования, исследовательские контракты или научное консультирование, результаты которых применяются на практике — в процессе, сопоставимом с передачей технологий в целях коммерциализации — большим количеством исследователей [2, с. 12].

Хотя университеты и их отраслевые партнеры преследуют разные цели, они также обладают взаимодополняющими наборами навыков. Каждый из них вносит что-то свое в процесс инновационных открытий.

Университетские исследователи хороши в поиске сложных проблем и имеют свободу искать различные решения; компании хороши в том, чтобы делать открытия и развивать их. Инвестиции различны, но дополняют друг друга. Обладание этими взаимодополняющими навыками является надежной формулой успешного партнерства.

Основная часть

Сотрудничество промышленности и университетов началось в 1970-х годах, а с 1973 года Программа совместных исследовательских центров промышленности и университетов Национального научного фонда (^Р) (IUCRC) способствует налаживанию партнерских отношений между научными исследователями, как из промышленности, так и из академических кругов для стимулирования инноваций [2, с.17].

Эти взаимовыгодные партнерские отношения могут привести к новаторским исследованиям и инновациям, которые решают сложные проблемы, стимулируют экономический рост и создают более квалифицированную рабочую силу.

Чтобы наладить и поддерживать прочное сотрудничество между промышленностью и университетом, профессорско-преподавательский состав должен мыслить и действовать как предприниматели. Это означает активный поиск отраслевых партнеров, разработку устойчивой бизнес-модели, максимизацию ограниченных бюджетов и представление ценности и идей потенциальным отраслевым партнерам [1, с. 5].

Говоря о взаимодействии университетов и промышленности, следует отметить, что

основополагающим фактором является проведение исследований и разработок на базе университета, которые будут полезны и важны для промышленности. В настоящее время университет предлагает продукты и услуги, основанные на знаниях.

По данным Всемирного банка, удельная интенсивность исследований и разработок в зарубежных странах значительно выше, чем в России. Как указывала в 2006 году Европейская Комиссия, появление новых междисциплинарных областей знаний требует структурирования взаимодействия университетов с внешней средой не столько на основе традиционной классификации научных направлений, сколько на основе укрупненных «областей исследования» («research domains»), в качестве примеров которых могут быть приведены, в частности, зеленая энергетика и нанотехнологии [3, с. 3].

Необходимость сотрудничества с бизнесом для университетов заключается в следующем:

1. ускорение инновационного процесса;

2. получение дополнительного финансирования в дополнение к государственному и разделение расходов на исследовательскую деятельность;

3. обратная связь с отраслью, наставничество и наставничество со стороны отрасли и бизнеса;

4. рабочие места для выпускников университетов;

5. наличие исследователей, работающих на предприятиях и получающих актуальную информацию о ведущих тенденциях и требованиях рынка;

6. устранение риска и неопределенности из-за несоответствий в запросах индустрии университетской деятельности;

7. доступ к практическим знаниям отрасли и развитие исследовательской базы на основе полученных знаний.

Бизнес-инновации тесно связаны с контрактами на Научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее НИОКР), поставщиками, заказчиками и конкурентами. Однако каждый тип сотрудничества в области НИОКР отличается с точки зрения широты новых знаний, предоставляемых компаниям, и легкости доступа к этим новым знаниям, что приводит к различному влиянию на инновации продукта. Поскольку университеты взяли на себя миссию исследований и технологического развития, роль, которую они играют в этом процессе, имеет важное значение. Можно выделить, по крайней мере, две основные тенденции, которые влияют на будущую роль университетов: (1) переход к растущей зависимости экономики от производства знаний и (2) попытка выявить и сформировать будущие тенденции в производстве знаний и их последствия для общества. Происходит переход от производственной экономики к социально- экономическим процессам современных инновационных систем, когда университеты становятся частью новой инфраструктуры знаний [5, с. 2].

Чаще всего именно сотрудничество между промышленностью и научными кругами является главным условием передачи научных знаний в промышленность. Такая передача должна основываться на интересах и взаимной выгоде обеих сторон. Университет не должен стремиться полу-

чать высокие доходы от эксплуатации ИС. Есть четыре основные причины, по которым компании сотрудничают с университетами для создания инновационных продуктов:

1. компании стремятся финансировать НИОКР. Компаниям,, сотрудничающим с университетами, часто доступно государственное финансирование;

2. компании стремятся получить доступ к базовым научным знаниям.. Участие позволяет им лучше разобраться в самих технологиях, расширяющих базу знаний;

3. компании стремятся решать проблемные вопросы за счет консультаций с университетами по текущим программам исследований и разработок. Исследователи в этих случаях участвуют в тестировании, выполняют тесты, участвуют в НИОКР и предоставляют обратную связь в предварительных результатах. Большинство компаний предоставляют университетам часть «помощи на этапе завершения проекта» вместо «разработки нового проекта»;

4. сотрудничество с университетами приводит к общим выгодам, выходящим за рамки узких целей конкретных союзов.

Если система поддержки инноваций в научных кругах существует, ее функционирование должно быть оценено.

Роль правительства в сотрудничестве между университетом, и промышленностью.

Часто правительства играют определенную роль в таких видах сотрудничества. Их участие, как правило, растет и значительно варьируется в зависимости от страны. Трехсторонние партнерские отношения между промышленностью, правительством и университетом иногда называют Тройной спиралью.

Интерес правительства, в свою очередь, заключается в том, чтобы найти инструменты модернизации экономики и обеспечения технического прогресса.

Существуют различные модели государственной политики, стимулирующие эти процессы; каждая из этих моделей использует свой собственный набор инструментов: организацию соответствующих комитетов, предоставление дополнительного финансирования, государственные заказы и законодательство. Благодаря пересечению интересов сотрудничество между университетами и промышленностью привело к развитию такого рода сотрудничества в мировом масштабе.

Что помогает успешному сотрудничеству между университетом и промышленностью?

К сожалению, это простой вопрос, на который нет простого ответа, хотя доктор Лесли Томпсон, вице-президент Elsevier и бывший программный директор Исследовательского совета по инженерным и физическим наукам указывает, что наиболее успешное сотрудничество может начинаться с малого. Но если обе стороны видят потенциал для долгосрочного партнерства и широко делятся информацией, то вероятность успеха выше. Другим важным аспектом успешного сотрудничества является предыдущий опыт работы с партнером или общая исследовательская программа [5, с. 2].

Как университет может найти отраслевого партнера? По словам лидеров отрасли, два наиболее важных аспекта, на которые они обращают внимание при запуске нового проекта, - это университетский партнер:

1. с общей историей успешного сотрудничества;

2. работа в одних и тех же областях исследований с аналогичной исследовательской программой.

Как найти потенциальных партнеров, которые отвечают одному или обоим из этих требований? Одна часть данных, которая может оценить и помочь вам решить эту головоломку, - это данные

публикации. Вы можете определить, с какими отраслевыми партнерами вы делитесь соавторскими работами. Или же вы можете оценить статьи потенциальных корпораций, чтобы узнать, в каких областях они публикуются.

Цифровой бизнес-инкубатор — это одна из наиболее новых и технологически перспективных форматов взаимодействия университетов с промышленным сектором в эпоху цифровой экономики. Создание нового вида бизнес-инкубирования позволит повысить конкурентоспособность вуза. Важно отметить, что бизнес-инкубатор не только позволяет наладить партнерские отношения с промышленным сектором, но также позволяет повысить привлекательность университетов для профессоров, студентов и абитуриентов, а также обеспечить повышение конкурентоспособности региона в целом. Основная задача бизнес-инкубатора состоит в отборе и привлечении инновационных предприятий, предоставлении им организационной, образовательной и иных видов поддержки. Различие состоит в том, что стартапы могут территориально находиться в других регионах, однако их будет связывать инкубационная сеть университета. Кроме того, инкубатор в рамках модели открытых инноваций может привлекать инорегиональные предприятия и инвесторов, а также ученых к сотрудничеству. Социально-экономическое положение региона играет немалую роль при выборе серьезными предприятиями и инвесторами своих партнеров.

Цифровой университетский бизнес-инкубатор должен обладать поддержкой региональных органов власти, чтобы инвестор, который готов работать с инновационными проектами, выращиваемыми в бизнес-инкубаторе, был уверен в том, что его активы не перейдут в собственность других компаний.

Источником инновационного развития территории являются университеты, они

же должны стимулировать инновационную деятельность, в том числе путем создания инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать повышению как конкурентоспособности высшего учебного заведения, так и конкурентоспособности территории его локации, является стратегической задачей университета.

Создание в регионах бизнес-инкубаторов, которые будут взаимодействовать с центральными площадками, будут рассматриваться как подразделения вуза, обладающие минимальной площадью для развития как компании, так и студентов вуза.

Рассмотрим пример одного из самого крупного бизнес-инкубатора г. Москвы. Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ — структурное подразделение Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Ими создан отдельный образовательный курс, в рамках которого студенты могут распространять и получать информацию о достижениях проектной команды, а так же проверять результаты своей деятельности. Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ имеет право помогать в развитии проекта, консультировать команду по всем вопросам, возникающим в ходе реализации проекта, обеспечивать проекту информационное продвижение и привлекать экспертов для консультаций. Новая модель «цифрового бизнес-инкубирования» будет создан на примере данной модели, но с взаимодействием региональных точек. Теперь организации смогут создавать свои проекты и на других регионах [6, с. 4].

Отличия цифровых бизнес-инкубаторов от традиционных:

1. стартапы и цифровые бизнес-инкубаторы могут территориально находиться в других регионах, однако их будет связывать инкубационная сеть университета, платформа;

2. более адаптированные к требованиям современной цифровой среды;

3. отбор и привлечение инновационных предприятий, предоставление им организационной, образовательной и иных видов поддержки;

4. данный вид инкубатора может привлекать инорегиональных предприятий и инвесторов, а также ученых к сотрудничеству.

5. ориентация на образование. Представляет собой как подразделение вуза, как необходимый элемент предпринимательского образования для самого университета и предприятий, в котором будут менторы.

6. ориентация на исследования: все участники должны быть активными в научно-технических исследованиях. Также он подразумевает двунаправленные потоки знаний и информации между университетами и отраслями

На основе сравнительного анализа выявлены положительные стороны нового вида бизнес-инкубирования: это одна из наиболее технологически перспективных форматов взаимодействия университетов с промышленным сектором в эпоху цифровой экономики. Важно отметить, что цифровой бизнес-инкубатор не только позволяет наладить отношения между вузами и промышленностью, но также позволяет повысить привлекательность университетов для профессоров, студентов и абитуриентов, а также обеспечить повышение конкурентоспособности региона в целом.

Технические и технологические решения.

Важно отметить, что цифровой бизнес-инкубатор будет развиваться при наличии «центрального офиса». В каждом регионе, в каждом вузе будут присутствовать менторы и кураторы. Кураторы - аспиранты, молодые преподаватели университета, ученые, способные организовать работу студенческой команды над конкретным проектом и менторы, управляющие деятельностью таких бизнес-инкубаторов и предоставляющие от-

четы о проектах «центральному офису». В задачи куратора входят регулярные встречи со студентами, занятыми в проекте, постановка задач и контроль выполнения ключевых точек по проекту. Технически данная модель бизнес-инкубирования будет иметь информационную поддержку через социальную сеть (сеть для общения участников, кураторов и тренеров), а также через интерактивную базу данных и интеллектуальную систему рекомендаций, расположенные на информационном портале, в которых будут излагаться требования, этапы и отбор проектов студентов, уровень реализации их идей.

Основным результатом работы такого «инновационного моделя бизнес-инкубирования» является практическая реализация проектов студентов, обучающихся в региональных вузах (их пошаговая проработка и реализация), а также коллективная экспертиза новых идей (обсуждение всем сообществом). Это позволит расширить возможности для участников и сократить издержки для университета. Данная модель позволит региональным университетам укреплять свои позиции на рынке образовательных услуг за счет возможности кооперации, использования современных технологических решений в своей деятельности, а также повысить в конечном итоге конкурентоспособность региона. Модель цифрового инкубатора практически применима для опорных университетов, основной задачей которых является их инновационное развитие, но в процессе роста и развития, данный проект может быть расширен и для всего населения данного региона.

Теория принятия решений. Методы работы с большими базами данных.

Как было отмечено, роль университетов в формировании и ведении бизнес-инкубаторов очень важна. Университеты, на базе которых имеются бизнес-инкубаторы, предоставляют возможность

не только получить знания, но и тестировать свои идеи под покровительством профессоров и специалистов. В настоящее время избыток информации приводит к существенной потере внимания студентов, и возникает трудность на этапе поиска студентов и вовлечения их в проектную деятельность. Одним из перспективных и нетрудоёмких способов будет применение интеллектуальной информационно-поисковой системы, с помощью которого студенты, которые желают стать резидентами бизнес-инкубатора, получить помощь в доработке бизнес-идеи, поиске инновационной бизнес-модели для своей услуги. Создаваемая система должна обеспечивать работу следующих функций:

1. ввод даннъх;

2. хранение даннъх;

3. просмотр даннъх;.

Студентам будут отправлены опросники, для заполнения которых потребуется малое количество времени. На основе опросников будут избираться студенты. Также будет создан бот, в котором будет храниться информация о существующих проектах. Благодаря боту, каждый участник сможет найти себе команду единомышленников и заполнить информацию о себе в этой системе. Интеллектуальный помощник может быть создан на базе мессенджера Telegram или на базе образовательного платформа. Создание интеллектуальных помощников в виде чат-ботов поможет решить проблему поиска студентов.

Разработанная система хорошо масштабируется, в частности, созданные ресурсы могут быть применимы не только для поиска среди студентов, но и среди населения данного города.

Заключение

В этой статье представлены возможные ограничения и очевидные возможности, которые существуют во взаимодействии университетов и промышленности. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что активизация этого взаимодействия является ключом к успеху высшего учебного заведения, особенно в условиях цифровой экономики. Именно поэтому автор предложил спиральную модель такого взаимодействия, в том числе как неотъемлемого элемента цифрового мира.

Существует ряд практических рекомендаций, основанных на проведенном исследовании, которые могут быть полезны при принятии решения о внедрении новых форматов взаимодействия с бизнесом в вашем университете:

1. университетам необходимо создать ценностное предложение для взаимодействия, представляющее интерес для промышленности и бизнеса;

2. использование современных цифровых технологий во взаимодействии с промышленностью является основополагающим фактором эффективного взаимодействия;

3. партнерство должно стать ключевой концепцией, которая является основой ценности.

Эта сцена часто является началом плодотворного сотрудничества.

Представьте, что два исследователя -один из биотехнологического стартапа, а другой из крупной университетской медицинской исследовательской лаборатории - встречаются на конференции. Они обнаруживают, что у них схожие исследовательские интересы, и делятся исследованиями и совместно публикуют статьи. Прозорливость может стать мощной движущей силой инноваций. Это сотрудничество может начинаться с простого взаимодействия, но оно также приводит к плодотворным открытиям. Теперь рассмотрим идею гораздо более широкого взаимодействия между университетом и промышленным партнером. Это сотрудничество часто является стратегическим партнерством, в котором принимают участие самые высокопоставленные представители университетского руководства [8, с.7] Цифровой бизнес-инкубатор демонстрирует необходимость его применения, поскольку он являются более адаптированными к требованиям современной цифровой среды. Бизнес-инкубаторы рассматриваются как эффективный механизм развития малого бизнеса, как мост и канал в развитии экономики как территории, так и вуза в целом. Процесс бизнес инкубировании становится механизмом коммерциализации научных разработок, как инфраструктура, стимулирующая экономическое развитие университетов, промышленности и территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников:

1. Программа совместных исследований между промышленностью и университетом (дата обращения 23.04.2018).

2. Дитер Джордж Э. Сотрудничество университета с промышленностью (дата обращения 24.04.2018).

3. Килиан Т., Шуберт П., Бьерн-Андерсен Н. Преимущества и барьеры сотрудничества университетской индустрии с точки зрения исследователя - Разработка формирующих шкал и кластерный анализ (дата обращения 24.04.2018).

4. Попова В.А. Повышение эффектинвости ООО «Макарьевское» // National Science. 2022. № 2. С. 24-29.

5. Сотрудничество бизнеса и университета в области исследований: Обзор Даулинга -Окончательный отчет, доступный по адресу (дата обращения 26.04.2018).

6. Краткий отчет о сборе данных об инновациях в ИСУ за 2015 год (дата обращения 21.04.2018).

7. Программа совместных исследований между промышленностью и университетом

8. Дитер Джордж Э. Сотрудничество университета с промышленностью (дата обращения 24.04.2018).

© Хаерова Э.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.