Научная статья на тему 'Цифровой тезаурус: Роль языковых моделей в интерпретации индивидуальных картин мира'

Цифровой тезаурус: Роль языковых моделей в интерпретации индивидуальных картин мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тезаурусный подход / картина мира / количественные и качественные исследовательские методы / ChatGPT / YandexGPT / Луков Валерий Андреевич / Луков Владимир Андреевич / thesaurus approach / worldview / quantitative and qualitative research methods / ChatGPT / YandexGPT / Lukov Valery Andreyevich / Lukov Vladimir Andreyevich

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Погорский Эдуард Константинович

Статья подготовлена на основе сообщения автора на общероссийской (национальной) конференции «V Академические чтения памяти Валерия и Владимира Андреевичей Луковых» (июнь 2023). В статье рассматривается понятие картины мира, одного из центральных элементов тезаурусного подхода, в контексте практического применения в области интеллектуального анализа данных и оценке человеческого поведения в цифровых средах. Предлагается использование достижений в области генеративного нейронного моделирования (языковые модели ChatGPT, YandexGPT) для задач сторонней интерпретации количественного представления картин мира индивидов, в дополнение к количественным и качественным методам измерения индивидуальных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL THESAURUS: THE ROLE OF LANGUAGE MODELS IN INTERPRETING WORLDVIEWS OF INDIVIDUALS

This article is based on the author’s presentation at the national/level conference “5th Academic Readings in Memory of Valery Andreyevich Lukov and Vladimir Andreyevich Lukov” (June 2023). In this paper, the author discusses the concept of worldview, one of the central elements of the the/ saurus approach, in the context of its practical application in data analysis and assessment of human behaviour in digital environments. The author proposes utilising advancements in genera/ tive neural modelling (such as the language models ChatGPT and YandexGPT) for tasks related to external interpretation of quantitative representations of individuals’ worldviews, in addition to quantitative and qualitative methods for assessing individual differences.

Текст научной работы на тему «Цифровой тезаурус: Роль языковых моделей в интерпретации индивидуальных картин мира»

ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

йО!: 10.17805^ри.2024.1.19

Цифровой тезаурус: Роль языковых моделей в интерпретации индивидуальных картин мира

Э. К. Погорский Школа иностранных языков «Бейкер-Стрит»

Статья подготовлена на основе сообщения автора на общероссийской (национальной) конференции «VАкадемические чтения памяти Валерия и Владимира Андреевичей Луковых» (июнь 2023). В статье рассматривается понятие картины мира, одного из центральных элементов тезаурусного подхода, в контексте практического применения в области интеллектуального анализа данных и оценке человеческого поведения в цифровых средах. Предлагается использование достижений в области генеративного нейронного моделирования (языковые модели ChatGPT, YandexGPT) для задач сторонней интерпретации количественного представления картин мира индивидов, в дополнение к количественным и качественным методам измерения индивидуальных характеристик.

Ключевые слова: тезаурусный подход; картина мира; количественные и качественные исследовательские методы; ChatGPT; YandexGPT; Луков Валерий Андреевич; Луков Владимир Андреевич

ВВЕДЕНИЕ

В рамках тезаурусного подхода (Луков Вал., Луков Вл., 2008; 2013) роль ядра в системе культурных констант тезауруса, выработанного в ходе социализации личности, отводится картине мира. Картина мира представляет собой многоуровневую систему концептов, отражающих природные, культурные, социальные и виртуальные реальности прошлого, настоящего и будущего, вырабатываемые личностью в ходе социализации и устанавливающие устойчивые границы в восприятии реальности (Погорский, 2012: 322). Картина мира может быть охарактеризована как пластичная конструкция, которая постоянно достраивается, трансформируется и изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 223).

Изучение подходов к концептуализации и операционализации картин мира получило широкое распространение в работах исследователей из различных областей, затрагивающих основные моменты жизни и развития общества (Луков, 2019). К этому списку можно отнести экономику, политику (в частности, молодежную политику), изучение правовой, культурной и моральной общественной надстрой-

ки, а также другие области, в которых проявляется специфика языковой, исторической, художественно-духовной и религиозной сторон общественной жизни. В предыдущих исследованиях, затрагивающих картину мира на уровне индивида, основное внимание уделялось концептуальной стороне (Кузнецова, 2020), однако также встречаются и подходы к операционализации картины мира. Так, с распространением идей нейропластичности когнитивных особенностей человека и возможности изменения личностных характеристик под влиянием времени и контекста интерес к определению подходов к измерению социально-культурного влияния наблюдается в психологии, в частности в психологии развития (см., напр.: Рашитова, 2019), например при определении когнитивных особенностей и личностных характеристик, для определения которых разработаны и применяются соответствующие инструменты (Go/No-Go Task для определения когнитивных функций, шкала Big Five для оценки личностных характеристик), а также при оценке эффективности психолого-педагогических вмешательств и прикладного анализа поведения (см., напр.: Григоренко, Торрес, Лебедева, Бондарь, 2018).

С распространением интернета и все более увеличивающегося числа социальных интернет-взаимодействий появляются новые возможности для понимания и анализа картины мира (Костина, 2020). Распространение цифровых технологий и развитие компьютерных мощностей также создали новые возможности для накопления и обработки с помощью методов интеллектуального анализа данных больших массивов информации о человеческих взаимодействиях, реакциях на те или иные события, шаблонов поведения в контексте различных ситуаций. Данные возможности открыли путь для распространения исследований в области «оцифровки» или количественного представления картины мира в дополнение к качественному. Например, использование картин мира может быть отмечено в области развития образования (Костина, 2021), а также в таких направлениях, как персо-нализация рекламных и политических коммуникаций и разработка цифровых вмешательств, направленных на изменение поведения отдельных индивидов и организаций.

Аналогично эволюции инструментов оценки навыков в педагогической психологии, в частности с переходом от методов анкетирования к анализу данных и ненавязчивому определению моделей поведения (т. е. без прямого вмешательства, как в случае анкетирования), и далее к синергии данных, полученных с помощью обоих подходов: наблюдения и анкетирования (см., напр.: Как ребенок осваивает ... , 2020), новые технологии открывают возможности для рассмотрения картины миры как ядра тезаурусной концепции, опираясь не только на концептуальные определения, но и на массивы структурированных и неструктурированных данных. Такое слияние подходов требует нового осмысления тех рисков, которые может нести количественное представление картины мира в контексте тезаурусного подхода как основополагающего фундамента понимания картины мира индивида.

В статистике есть такое понятие, как «переобучение» (overfitting), использующееся для объяснения ситуации, в которой построенная в результате анализа данных модель слишком дословно повторяет выборку данных, использовавшуюся для обучения этой модели. В результате при применении такой модели на новом наборе данных, не использовавшемся ранее для обучения модели, она «теряется» и показывает далеко не лучший результат. В эпоху глобальной цифровизации (Луков, Погорский, 2014) накопление и появление все новых массивов данных об индиви-

де, в том числе полученных в результате анализа цифровых социальных взаимодействий, несет риск такого «переобучения», что может также стать препятствием при моделировании картины мира индивида.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕЗАУРУСА И КАРТИНЫ МИРА ИНДИВИДА

Обращение к тезаурусному подходу может помочь в поиске новых направлений и решений проблем, возникающих вместе с использованием цифровых технологий как в концептуальном (см., напр.: Кузнецова, 2020), так и в прикладном контексте. Так, например, возможное решение проблемы деградации данных и интерпретации утратившей актуальность информации об индивиде дано на примере анализа тезауруса Гамлета в контексте тезаурусной интерпретации шекспировских исследований: «В аспекте, который мы взялись рассматривать, тезаурус Гамлета в его переконструированной форме (в результате работы переводчиков, режиссеров, иллюстраторов, актеров, литературоведов и т. д.) оказывается важен не сам по себе, а как строительный материал актуальных тезаурусов определенных социальных общностей (тех элементов тезаурусных конструкций, из которых выстраиваются ориентационные комплексы). Он, этот искусственно сконструированный Шекспиром (но из реальных ментальных фрагментов своего времени!) ориентаци-онный комплекс, порождает волны размышлений, эмоциональных реакций, подражаний, он резонирует с тезаурусами людей других стран, культур, эпох и таким образом вовлекается в повседневность совсем не ту, что окружала четыре века назад великого автора и его великое создание» (Луков: Электронный ресурс; Захаров, Луков, 2017).

Данный пример, приведенный в контексте изучения одного из наиболее узнаваемых героев Шекспира, может быть перенесен на современное состояние исследований картины мира индивида, а также индивидуальных различий когнитивных и некогнитивных особенностей развития личности. Массовая цифровизация открывает новые возможности для осмысления тезауруса и картины мира с использованием количественных показателей для интерпретации тезауруса и построения картины мира индивида. Основные положения тезаурусного подхода становятся как никогда актуальны и подразумевают роль всего спектра внешних акторов, оказывающих влияние на понимание индивидуального тезауруса и картины мира индивида (в данном случае Гамлета).

В приведенном выше примере отмечается, что адаптация тезауруса Гамлета под реалии современников на протяжении веков была обеспечена участием переводчиков, режиссеров, иллюстраторов, актеров и литературоведов. Перенося этот пример на анализ картины мира индивида в цифровую эпоху, отметим, что при столь значительном объеме количественных данных, появляющихся в ходе цифровиза-ции, такая качественная адаптация с помощью внешних акторов представляется затруднительной в массовом масштабе. Однако при переводе картины мира индивида в количественные показатели весьма вероятно, что сопоставимой качественной интерпретации тезауруса можно добиться с использованием новых технологий. В частности, можно предполагать, что успехи в развитии генеративного нейронного моделирования (ChatGPT, YandexGPT) могут использоваться для адаптации количественных моделей картин мира индивидов, тем самым выполняя роль интерпретаторов и адаптаторов тезауруса индивида к новым реалиям и контексту. Для иллюстрации данного тезиса предлагается провести авторский экспе-

римент с использованием генеративных языковых моделей. В предыдущих исследованиях такой подход применялся Зыряновой и Чернавским (Зырянова, Чернав-ский, 2023) с использованием языковой модели ChatGPT с целью развития возможностей инженерии запросов (prompt engineering) для генерации более точных и содержательных текстов.

АВТОРСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В контексте иллюстрации возможностей языковых моделей для интерпретации и адаптации накопленных знаний об индивидуальных тезаурусах и картинах мира в данном разделе сообщаются результаты проведенного эксперимента с использованием версий языковых моделей ChatGPT и YandexGPT, которые не подвергались специальной настройке под конкретные цели и были изначально натренированы для решения широкого спектра задач (в отличие от специализированных больших языковых моделей (fine-tuned LLMs), обученных для решения конкретных задач). Для данного эксперимента языковым моделям была поставлена задача сгенерировать альтернативу фразе, произнесенной Юрием Гагариным перед своим историческим полетом в космос. В качестве уточнения было предусмотрено, что ответ должен быть сгенерирован на основе доступной информации, текстов речей и выступлений Юрия Гагарина, а также с учетом контекста и изменений в языковой среде, произошедшие за последние десятилетия.

ChatGPT. Полный вариант запроса для языковой модели ChatGPT был сформирован следующим образом: «Опираясь на доступную информацию, тексты речей и выступлений Юрия Гагарина, какое слово он бы сказал перед своим полетом в космос, если бы этот полет и время действия случились только в 2024 году? Следует учесть контекст и изменения в языковой среде, произошедшие за последние десятилетия».

Ниже приводится текст, сгенерированный языковой моделью ChatGPT в ответ на данный запрос:

«Оценивая характер и стиль Юрия Гагарина, основываясь на известных текстах речей и выступлений Юрия Гагарина, а также учитывая изменения в языковой среде за последние десятилетия, можно предположить, что он выбрал бы слово или фразу, соответствующую духу времени 2024 года, но в то же время отражающую его личные качества — оптимизм, смелость и пионерский дух.

В 1961 году, перед своим историческим полетом, Гагарин произнес знаменитое "Поехали!", что стало символом начала космической эры. Если бы его полет случился в 2024 году, он мог бы выбрать слово или фразу, которая говорила бы о вдохновении, инновациях и стремлении вперед, учитывая современный контекст и развитие космических технологий. Возможно, это могло бы быть что-то вроде "К звездам!" или "В будущее!", что отражало бы как его личное восприятие этого момента, так и общее настроение человечества, стремящегося к новым границам в космосе.

Чтобы предположить, какое слово Юрий Гагарин мог бы сказать перед своим полетом в космос в 2024 году, учитывая изменения в языковой среде за последние десятилетия, стоит обратить внимание на несколько ключевых аспектов.

1. Исторический контекст. Во времена Гагарина, его знаменитое "Поехали!" было выражением оптимизма и пионерского духа. Это слово стало символом начала эры космических исследований.

2. Современный контекст. В 2024 году языковая среда и общественное сознание претерпели значительные изменения. Возможно, Гагарин выбрал бы слово или фразу, которая лучше резонирует с современной аудиторией, но при этом сохранил бы дух пионерства и открытий.

3. Языковые изменения. Язык эволюционирует, и некоторые слова или выражения, которые были популярны в 1960-х, могли устареть к 2024 году. Гагарин, вероятно, использовал бы более современный сленг или фразеологию, чтобы лучше соответствовать духу времени.

С учетом этих факторов, можно предположить, что Гагарин мог бы выбрать слово или фразу вроде "Вперед к звездам!", "Начинаем!" или "К новым горизонтам!". Эти слова отражали бы как его личный энтузиазм и стремление к исследованиям, так и более широкий контекст современной эры космических путешествий и технологических достижений ».

Уаг^ехОРТ. Если пользовательский интерфейс языковой модели ChatGPT предполагает единственное поле для ввода запроса, то в пользовательском интерфейсе YandexGPT предполагается три поля для ввода исходных данных: Инструкции, Запрос, а также Температура. Под Инструкциями подразумеваются условия выполнения задания, контекст, возможные ограничения или стиль ответа. В Запросе формулируется пользовательский запрос к модели. Например, ключевые слова, конкретное задание или вопрос. Температурой обозначается показатель вариативности сгенерированного текста (креативности модели), и этот показатель задается в диапазоне от 0 до 1. Чем выше значение, тем более непредсказуемым предполагается полученный результат выполнения запроса.

Ниже приводятся значения для составления запроса, а также результаты работы модели.

Инструкции: «Ответ должен опираться на доступную информацию, тексты речей и выступлений Юрия Гагарина, а также учитывать контекст и изменения в языковой среде, произошедшие за последние десятилетия».

Запрос: «Какое слово использовал бы перед своим полетом в космос Юрий Гагарин, если бы этот полет и время действия случились только в 2024 году?»

Вариант сгенерированного текста с показателем Температура = 0.8:

«К сожалению, я не могу дать ответ на этот вопрос, так как доступные тексты речей и выступлений Юрия Гагарина не содержат информации о том, какое слово он мог бы сказать перед своим полетом в космос в 2024 году. Кроме того, необходимо учитывать контекст и изменения в языковой среде, которые произошли за последние десятилетия.

Возможно, если бы Юрий Гагарин совершил свой полет в 2024 году, он бы использовал более современные выражения и термины, чтобы описать свои чувства и эмоции. Однако без доступа к машине времени, невозможно точно узнать, что бы он сказал в таком случае.

Также стоит отметить, что предположения о том, что мог бы сказать Юрий Гагарин в различных ситуациях, могут быть основаны на стереотипах и общепринятых представлениях о его личности и характере, которые могут не всегда соответствовать действительности. Поэтому ответ на данный вопрос может быть субъективным и зависит от мнения каждого человека.

Таким образом, для получения точного ответа на этот вопрос требуется дополнительная информация и исследования».

Вариант сгенерированного текста с показателем Температура = 0.6:

«Если бы Юрий Гагарин совершал свой полет в космос в 2024 году, он мог бы использовать следующие слова или фразы:

— "Поехали!"

— "Вперед, к звездам!"

— "Эпохальный полет!"

— "Это будет исторический момент!"

— "Сегодня мы делаем шаг в будущее!"

Эти фразы отражают энтузиазм, волнение и решимость Гагарина перед лицом такого исторического события. Они также соответствуют контексту и духу времени, характерному для 2024 года.

Однако стоит отметить, что Гагарин совершал свой полет в 1961 году, в совершенно другую эпоху, и его мысли и высказывания могли бы отличаться в зависимости от многих факторов, включая политические и социальные обстоятельства того времени. Поэтому ответ на данный вопрос может быть только гипотетическим.

Если бы Юрий Гагарин совершал свой полет в космос в 2024 году, он, скорее всего, использовал бы термины, которые были бы актуальны и понятны для современных астронавтов и людей, интересующихся космической тематикой. Возможно, он бы сказал "поехали" или "давайте начнем», чтобы выразить свою готовность к полету.

Также стоит учесть, что за последние десятилетия язык и терминология космической индустрии значительно развились, поэтому Гагарин, возможно, использовал бы некоторые термины, которые в его время еще не существовали, например, "орбитальный маневр" или "астродинамическиерасчеты".

Однако, учитывая характер Гагарина и его профессиональную подготовку, можно предположить, что он бы предпочел использовать более простые и понятные слова, чтобы выразить свои эмоции и чувства перед полетом».

Вариант сгенерированного текста с показателем Температура = 0.4:

«Если бы Юрий Гагарин совершал свой полет в космос в 2024 году, он, скорее всего, использовал бы следующие слова: "поехали", "готов к полету" или "взлетаем". Эти фразы наиболее точно отражают решимость и уверенность Гагарина перед лицом неизвестности и являются универсальными для полетов такого рода.

Однако стоит учесть, что контекст и языковая среда могут меняться со временем, поэтому Гагарин мог бы использовать некоторые современные термины или сленговые выражения, чтобы подчеркнуть свою современность и связь с поколением 2020-х годов. Например, он мог бы сказать "погнали" или "давай сделаем это".

Также важно отметить, что Гагарин был хорошо подготовлен к своему полету и имел четкое понимание всех рисков и сложностей, с которыми ему предстояло столкнуться. Поэтому его слова перед полетом, скорее всего, были бы полны уверенности и решимости независимо от того, в каком году это происходило».

Таким образом, в результате использования генеративных языковых моделей было представлено несколько альтернативных вариантов крылатой фразе «Поехали!», в том числе «Вперед, к звездам!», «Начинаем!», а также «Погнали!». Можно с уверенностью сказать, что сгенерированные таким образом варианты в определенной степени соответствуют реалиям современников, и, вероятно, схожие вари-

анты можно было бы ожидать от участия переводчиков, режиссеров, иллюстраторов, актеров и литературоведов, если бы им была поставлена аналогичная задача. Тем не менее стоит учитывать, что сгенерированный языковой моделью текст — это не более чем последовательный набор токенов, вероятность расположения которых соответствует данным, использовавшимся для обучения модели. Результаты подобных экспериментов и сгенерированных текстов должны использоваться с осторожностью и соблюдением этических принципов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе и приведенных примерах использования языковых моделей была проиллюстрирована потенциальная возможность применения генеративного нейронного моделирования (ChatGPT, YandexGPT) для адаптации количественных моделей картин мира индивидов, в частности в контексте выполнения роли интерпретаторов и адаптаторов тезауруса индивида к новым реалиям и контексту. Будущие исследования в этом направлении, в частности с использованием специально настроенных моделей, позволят определить, в какой степени генеративные языковые модели способны выполнять функцию стороннего интерпретатора количественных данных для построения и описания более точной картины мира индивида в дополнение к часто используемым количественным и качественным метрикам, источником которых является сам индивид. Таким образом, применение основных положений тезаурусного подхода в интерпретации тезауруса и картины мира индивида делает возможным поиск новых решений для еще более ненавязчивого и точного определения индивидуальных особенностей личности на благо каждого индивида и общества в целом.

список литературы Григоренко, Е. Л., Торрес, С., Лебедева, Е. И., Бондарь, Е. А. (2018) Вмешательства при РАС с доказанной эффективностью: акцент на вмешательствах, основанных на прикладном анализе поведения (ПАП) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 15. №4. C. 711-727. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-4-711-727

Захаров, Н. В., Луков, В. А. (2017) Тезаурусность шекспировских исследований // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 152-170. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.12

Зырянова, И. Н., Чернавский, А. С. (2023) Тезаурусный подход в современной системе культуры на примере использования генеративных языковых моделей // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 204-214. DOI: 10.17805/zpu.2023.3.14

Как ребенок осваивает электронные технологии? Анализ случая 28-месячного ребенка в процессе освоения iPad (2020) / М. А. Жукова, Х. Килани, Д. Л. Гарсия [и др.] // Моделирование и анализ данных. 2020. Т. 10. №3. С. 5-23. DOI: 10.17759/mda.2020100301

Костина, А. В. (2020) Цифровое общество: человек, культура, природа в горизонте сингулярности // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 15-33. DOI: 10.17805/zpu.2020.4.2

Костина, А. В. (2021) Цифровизация образования: что мы получаем и что теряем? // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 52-66. DOI: 10.17805/zpu.2021.1.4

Кузнецова, Т. Ф. (2020) Цифровое общество, цифровая культура и гуманитаризация высшего образования: тезаурусный подход. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 189 с.

Луков, В. А. (2019) Тезаурусный подход в гуманитарном знании // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 175-183. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.16

Луков Вал. А. ГАМЛЕТ: Тезаурус героя трагедии [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/ 3849.html (дата обращения: 11.11.2023).

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 159 с.

Погорский, Э. К. (2012) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 322-323.

Рашитова, Л. С. (2019) Структура и содержание картины мира дезадаптированных подростков // Петербургский психологический журнал. №27. С 55-69.

Дата поступления: 15.11.2023 г.

digital thesaurus: the role of language models in interpreting worldviews of individuals E. K. Pogorskiy School of Foreign Languages "Baker Street"

This article is based on the author's presentation at the national-level conference "5th Academic Readings in Memory of Valery Andreyevich Lukov and Vladimir Andreyevich Lukov" (June 2023). In this paper, the author discusses the concept of worldview, one ofthe central elements of the thesaurus approach, in the context of its practical application in data analysis and assessment of human behaviour in digital environments. The author proposes utilising advancements in generative neural modelling (such as the language models ChatGPT and YandexGPT) for tasks related to external interpretation of quantitative representations of individuals' worldviews, in addition to quantitative and qualitative methods for assessing individual differences.

Keywords: thesaurus approach; worldview; quantitative and qualitative research methods; ChatGPT; YandexGPT; Lukov Valery Andreyevich; Lukov Vladimir Andreyevich

references

Grigorenko, E., Stephanie, T., Lebedeva, E. and Bondar, Y. (2018) Vmeshatel'stva pri RASs dokazannoy effektivnost'yu: aktsent na vmeshatel'stvakh, osnovannykh na prikladnomanalize povedeniya (PAP). Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, vol. 15, no. 4, pp. 711-727 DOI: 10.17323/1813-8918-2018-4-711-727 (In Russ.).

Zaharov, N. V. and Lukov, V. A. (2017) Tezaurusnost' shekspirovskikh issledovanij. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 152-170. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.12 (In Russ.).

Ziryanova, I. N. and Chernavsky, A. S. (2023) Tezaurusnyi podkhod v sovremennoi sisteme kul'-tury na primere ispol'zovaniia generativnykh iazykovykh modelei. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 204-214. DOI: 10.17805/zpu.2023.3.14 (In Russ.).

Kak rebenok osvaivaet elektronnye tekhnologii? Analiz sluchaia 28-mesiachnogo rebenka v protsesse osvoeniia iPad (2020) / M. A. Zhukova, Kh. Kilani, D. L. Garsiia et al. Modelirovanie i analiz dannykh, vol. 10, no. 3, pp. 5-23. DOI: 10.17759/mda.2020100301 (In Russ.).

Kostina, A. V. (2020) Tsifrovoe obshchestvo: chelovek, kul'tura, priroda v gorizonte singu-liarnosti. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 15-33. DOI: 10.17805/zpu.2020.4.2 (In Russ.).

Kostina, A. V. (2021) Tsifrovizatsiya obrazovaniya: chto my poluchaem i chto teryaem? Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 52-66. DOI: 10.17805/zpu.2021.1.4 (In Russ.).

Kuznetsova, T. F. (2020) Tsifrovoe obshchestvo, tsifrovaya kul'tura i gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya: tezaurusnyjpodkhod. Moscow, Moscow Univ. For the Humanities. 189 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2019) Tezaurusnyj podkhod v gumanitarnom znanii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 175-183. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.16 (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub'ektnaya organizatsiya gumanitarnogo znaniya. Moscow, National Business Institute, 784 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyipodkhod kponimaniiu che-loveka i ego mira. Moscow, National Business Institute. 640 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Pogorskiy, E. K. (2014) Informatsionnoe obshchestvo i molodezh'. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 159 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. GAMLET: Tezaurus geroja tragedii. Elektronnaya entsiklopediya "Mir Sheks-pira" [online] Available at: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3849.html (accessed: 11.11.2023). (In Russ.).

Pogorskiy, E. K. (2012) Kartina mira. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 322. (In Russ.).

Rashitova, L. S. (2019) Struktura i soderzhanie kartiny mira dezadaptirovannykh podrostkov. Peterburgskijpsikhologicheskij zhurnal, no. 27, pp. 55-69. (In Russ.).

Submission date: 15.11.2023.

Погорский Эдуард Константинович — доктор педагогики (EdD), кандидат философских наук, консультант частного образовательного учреждения дополнительного образования «Школа иностранных языков "Бейкер-Стрит"». Адрес: 656015, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 108а. Тел.: +7 (385) 239-65-63. Эл. адрес: pogorsky@yandex.ru

Pogorskiy Eduard Konstantinovich, Doctor of Pedagogy (EdD), Candidate of Philosophy, Consultant, Private Vocational Education Institution «School of Foreign Languages "Baker Street"». Postal address: 108a, Krasnoarmeysky Ave., Barnaul, Altai Region, Russian Federation, 656015. Tel.: +7 (385) 239-65-63. E-mail: pogorsky@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.