Научная статья на тему 'Картина мира'

Картина мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2576
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА КОНЦЕПТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / WORLD VIEW / SOCIALIZATION / THE SYSTEM OF CONCEPTS / SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Погорский Эдуард Константинович

В статье анализируется понятие «картина мира» в аспекте социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World View

The article analyzes the concept of world view in the aspect of social philosophy.

Текст научной работы на тему «Картина мира»

Картина мира*

Э. К. Погорский (Московский гуманитарный университет)

Картина мира — многоуровневая система концептов, отражающих природные, культурные, социальные и виртуальные реальности прошлого, настоящего и будущего. Картина мира вырабатывается личностью в ходе социализации и устанавливает устойчивые границы («мембраны») в восприятии реальности. В этом смысле справедливо утверждать, что картины мира замедляют перемены в восприятии реальности.

Впервые положение о картинах мира было сформулировано в начале Нового времени. В литературе нередко утверждается, что появление понятия картины мира восходит к работам Вильгельма и Александра фон Гумбольдтов. А. Гумбольдт обращается к физической картине мира (Гумбольдт, 1848-1863, 1900).

В. Гумбольдт в своих работах начала XIX в. задается вопросом о языковых картинах мира, высказывая предположение о различиях в мировосприятии, обусловленных различием

языков. По его концепции, каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка. Освоение иностранного языка он уподобил завоеванию новой позиции в прежнем видении мира (Гумбольдт, 1964).

Вопрос о картине мира активно дискутировался в отечественной литературе преимущественно по философским проблемам естествознания начиная с 50-х годов XX в. (Кузнецова, 2008). При этом трактовка данного понятия была связана исключительно с вопросом о научной картине мира. Связь картины мира с другими формами общественного сознания почти не рассматривалась. В начале 1990-х годов вновь возникает интерес к тематике картины мира, но разрабатываются преимущественно вненаучные ее вариации (религиозная картина мира, художественная картина мира и т. д.).

* Подготовлено в рамках работы над проектом «Потенциал молодежных интернет-сообществ: формирование информационно-коммуникативной культуры личности», осуществляемого при поддержке РГНФ (грант 12-33-01293а2).

2012 — №4

Энциклопедия гуманитарных наук 323

Картины мира тесно связаны с различными сторонами социальной жизни, ее экономической, политической, правовой, моральной, научной и другими подсистемами, в них проявляется специфика языковой, художественнодуховной, религиозной среды, отражаются важнейшие исторические события.

Понятие картины мира получило современное развитие в рамках тезаурусного подхода, в котором ей отводится роль ядра в системе культурных констант тезауруса, выработанной в ходе социализации личности. Согласно одному из положений тезаурусного подхода «мир отражается в сознании человека (образованного человека Нового и Новейшего времени) в определенной последовательности: это движение от самого себя, от другого такого же отдельного человека к двум, трем, семье, микрогруппе, осознанию ближайшей среды, общества, истории, науки, искусства, философии, религии, вселенной, в результате чего складывается общая картина мира» (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 223). Таким образом, общая картина мира постоянно достраивается, трансформируется и изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов.

Особое значение понятию картины мира придается в новейших исследованиях по молодежной проблематике, осуществляемых в рамках научной школы исследований молодежи Московского гуманитарного университета (Ильинский, 2011; Луков, 2012, Погорский, 2012). В этих исследованиях, в частности, утверждается, что базовая конструкция картин мира молодежи в условиях формирующегося информационного общества строится как матрица, строки которой отражают разделение блоков «природа», «человек», «культура», «виртуальность», а столбцы — временные зоны «прошлое (опыт)», «настоящее (происходящее)», «будущее (ожидания)».

Лит.: Гумбольдт А. Картины природы : пер. с нем. Ч. 1-2. 3-е изд. М., 1900; Гумбольдт А. Космос : пер. с нем. Т. 1-5. СПб. ; М., 1848-1863; Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода : извлечения // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1. С. 85-105; Кузнецова Т. Ф. Картина мира [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. №4 — Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/ 4/Kuznetsova/; Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем. М., 2011; Луков Вал. А. Теории молодежи : Междисциплинарное исследование. М., 2012; Погорский Э. К. Человек в сетевом пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3.

С. 304-309; Луков А. В. «Картины мира» молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

WORLD VIEW

E. K. Pogorskiy (Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Gumbol’dt A. Kartiny prirody : per. s nem. Ch. 1-2. 3-e izd. M., 1900; Gumbol’dt A. Kosmos : per. s nem. T. 1-5. SPb. ; M., 1848-1863; Gumbol’dt V. O razlichii stroeniia chelovecheskikh iazykov i ego vliianii na dukhovnoe razvitie chelovecheskogo roda : izvlecheniia // Zvegintsev V. A. Istoriia iazykoznani-ia XIX-XX vekov v ocherkakh i izvlecheniiakh. M., 1964. Ch. 1. S. 85-105; Kuznetsova T. F. Kartina mira [Elektr. resurs] // Informatsionnyi gumani-tarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2008. № 4 — Kul’turologiia. URL: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2008/4/Kuznetsova/; Il’inskii I. M. Proshloe v Nastoiashchem. M., 2011; Lukov Val. A. Teorii molodezhi : Mezhdistsiplinarnoe issledovanie. M., 2012; Pogorskii E. K. Chelovek v setevom pros-transtve // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 3. S. 304-309; Lukov A. V. «Kartiny mira» molodezhi kak rezul’tat kul’turnoi sotsializatsii v usloviiakh sta-novleniia global’nykh sistem kommunikatsii : avto-ref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.