Научная статья на тему 'Биосоциология молодежи в свете тезаурусного подхода'

Биосоциология молодежи в свете тезаурусного подхода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH / BIOSOCIOLOGY / THESAURUS APPROACH / FUTURE / МОЛОДЕЖЬ / БИОСОЦИОЛОГИЯ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / БУДУЩЕЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич, Павлов Александр Викторович

Авторы рассматривают некоторые материалы эмпирического исследования отношения молодежи к технологиям «улучшения» жизни человека. В этом исследовании обнаружены аргументы, показывающие значение тезаурусного подхода в изучении перспективных вопросов биосоциологии молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biosociology of Youth in the Light of the Thesaurus Approach

The article considers some empirical studies of young people’s attitudes to technologies of human “enhancement”. In this study, the authors find arguments showing the significance of the thesaurus approach for research on challenging issues of the biosociology of youth.

Текст научной работы на тему «Биосоциология молодежи в свете тезаурусного подхода»

ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД Биосоциология молодежи в свете тезаурусного подхода*

В. А. Луков, А. В. Павлов (Московский гуманитарный университет)

УДК 009

Lukov V. A., Pavlov A. V. Biosociology of Youth in the Light of the Thesaurus Approach

Аннотация ♦ Авторы рассматривают некоторые материалы эмпирического исследования отношения молодежи к технологиям «улучшения» жизни человека. В этом исследовании обнаружены аргументы, показывающие значение тезаурусного подхода в изучении перспективных вопросов биосоциологии молодежи.

Ключевые слова: молодежь, биосоциология, тезаурусный подход, будущее

Abstract ♦ The article considers some empirical studies of young people's attitudes to technologies of human "enhancement". In this study, the authors find arguments showing the significance of the thesaurus approach for research on challenging issues of the biosociology of youth.

Keywords: youth, biosociology, thesaurus approach, the future.

ВВЕДЕНИЕ

Биосоциология еще только выстраивается как научная дисциплина. Во многом это связано с критическим отношением к социо-биологии Эдварда Уилсона, выработанной им для закрепления нового подхода к синтезу наук о природе и обществе (Wilson, 1975), — ее слишком большим сдвигом в сторону социал-дарвинизма, что особенно заметно в главе 27 «Человек: от социобиологии к социологии» (Wilson, 1982: 547-575). Книга Уилсона была много раз переиздана, только к 2000 г. — 25 раз. В предисловии к 25-му академическому изданию книги автор отмечал, что исследования в области генетики человека и нейробиологии укрепили его доводы в пользу биологической природы человека. Социобиологию часто

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Философский анализ проектов конструирования человека: идеалы и технологии», №15-2301008/14).

This article was prepared with support from the Russian Foundation for the Humanities (project "А Philosophical Analysis of the Projects of Human Being Design: Ideals and Technologies", no. 15-23-01008/14).

X 37

называют эволюционной психологией, которая за последние четверть века приобрела свое поле исследования, опираясь на теорию и данные из биологии и социальных наук (Wilson, 2000). Похожие мысли Э. Уилсон высказывает и в недавних интервью (Wilson, 2014: Электронный ресурс). Но в научном сообществе социобиоло-гия остается под подозрением.

В настоящей статье биосоциология молодежи рассматривается в контексте тезаурусного подхода в связи с подведением итогов эмпирического исследования отношения молодежи к технологиям «улучшения» жизни человека, проведенного в 2016 г.

СПЕЦИФИКА БИОСОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ

Биосоциология молодежи легче воспринимается, возможно, потому что ее область приближена к будущему, а именно: «Важная задача биосоциологии — выявить возможные трансформации общества через накопление в новых поколениях критической массы биологических и интеллектуальных (под воздействием факторов внешней среды обитания и вызванных искусственными средствами), а также социокультурных изменений» (Луков, 2011: 319). Однако и биосоциология молодежи не стала популярной зоной исследования молодежной проблематики, о чем свидетельствуют новые западные исследования (Митев, Ковачева, 2014; Bagnoli, 2012; Blackman, Measham, 2014; The subcultural imagination, 2016; и др.).

Изучение молодежи в информационном обществе показывает, что через относительно небольшое время актуальные ныне проблемы (наркомания, вынужденное переселение, молодежные субкультуры и т. д.) отойдут на задний план, хоть это произойдет не сразу, а первостепенное место займут проблемы, порождаемые самим информационным обществом (Луков, Погорский, 2014), прежде всего те, которые связаны с сокращением живого общения со сверстниками и заметным воздействием передовых электронных технологий, обеспечивающих новые возможности межличностных коммуникаций. Здесь и проявляется некоторая инертность, и некоторая особая автономия, опережающая направленность тезаурусного подхода, благодаря чему он оказывается востребованным.

Напомним, что тезаурусный подход определяется как субъектная организация знаний. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков пишут: «В тезаурусах, как и в других функциональных системах, само накопленное знание и его иерархическая структурность хоть и автономны, но имеют ограниченную степень свободы, поскольку обеспечивают не свои цели, а цели, источником которых является субъект. В этом смысле тезаурус — кладезь бесчисленных вариантов решений, оценок, алгоритмов действий, которые способны

X 38

мгновенно всплыть в сознании (индивидуальном или коллективном) в момент мобилизации всей функциональной системы при решении жизненно важной задачи. И в менее ответственные для всей системы моменты тезаурус проявляется обычно не сам по себе, а в предлагаемых обстоятельствах, очерчивающих событие. Те-заурусные ресурсы в таких случаях реализуются как факты понимания» (Луков В., Луков Вл., 2013: 254-255). В известном смысле так построен тезаурус молодого человека.

Что мы имеем в виду, говоря «в известном смысле»? Тезаурус молодого человека легко соединяет в себе противоположности, он еще не окостенел, в нем культурные пласты еще не улеглись в единую систему. Поэтому в тезаурусе молодого человека проще смыкаются готовые формулы, взятые им (молодым человеком) из СМИ, где журналисты заметно упрощают реальность, или из живого общения, столь же упрощенного в определенной среде (сверстники и т. п.). Готовые формулы при этом меньше всего похожи на цитаты из классики, поскольку с ними нет еще ориентационной связи, что так свойственно для биосоциологии молодежи.

ГОТОВЫЕ ФОРМУЛЫ

Готовые формулы легко соединяются с жизненными наблюдениями, о чем свидетельствует исследование, проведенное в 2016 г. в одиннадцати регионах России по вопросам «улучшения» человека. Исследование было осуществлено под руководством А. И. Ковалевой в Анадыре, Белгороде, Братске, Екатеринбурге, Иркутске, Кызыле, Москве, Новосибирске, Орле, Элисте, Якутске, иными словами, в частях России, не связанных в молодом поколении региональными обобщениями и общими формулами. Важным параметром исследования было разделение молодых людей на, с одной стороны, биологов и медиков, т. е. тех, кто сейчас или в будущем непосредственно связан в своих регионах с «улучшением» человека, и, с другой стороны, всех остальных молодых людей, т. е. тех, кто уже приобрел или приобретет в дальнейшем профессии инженерно-технического или (в исследовании это представлено чаще) гуманитарного склада, непосредственно не связанного с задачами «улучшения» человека.

Вот как выглядит ответ первый и второй групп на вопрос о жизненных принципах, которыми руководствуются молодые люди — представители столь разных (по ландшафту, культурным и религиозным ориентациям, экономике и др.) российских регионов (см. таблицу 1; в таблицах мы учитываем, что в исследовании меньше представлены представители первой группы, что снимается процентным расчетом применительно к каждой группе, а также ис-

X 39

ключением подгруппы «нет данных» применительно к двум первым группам ввиду ее крайней малочисленности — всего 11 единиц в абсолютном выражении, или 1,5% относительно всех опрошенных; хотя в обобщенных данных они учитываются, чем фиксируется общая картина по молодежи, имеющей высшее образование или стремящейся к этому):

Таблица 1

Распределение жизненных принципов, которых придерживаются опрошенные

Какого жизненного принципа Вы придерживаетесь?

биолог, медик другие специальности Всего

абс % абс % абс %

Один за всех — все за одного 13 8.3% 72 12.8% 88 12.0%

Живи опасно 3 1.9% 23 4.1% 28 3.8%

Жила бы страна родная — и нету других забот 1 0.6% 20 3.5% 21 2.9%

Где бы ни работать — только бы не работать 12 2.1% 14 1.9%

Как хочу — так и живу 21 13.5% 70 12.4% 93 12.7%

На все Божья воля 25 16.0% 65 11.5% 92 12.6%

Бороться и искать, найти и не сдаваться 79 50.6% 247 43.8% 327 44.7%

Умеренность и аккуратность 26 16.7% 109 19.3% 135 18.5%

О)

X 40

Все прекрасно в этом лучшем из миров 21 13.5% 47 8.3% 68 9.3%

Другое 13 8.3% 45 8.0% 60 8.2%

Нет данных 1 0.6% 17 3.0% 19 2.6%

Всего 156 100.0% 564 100.0% 731 100.0%

Мы видим в чем-то разную, а в чем-то схожу картину. 8,3% биологов / медиков и 12,8% иных опрошенных, а в целом 12,0% обозначили свой жизненный принцип словами из «Трех мушкетеров» А. Дюма-отца «Один за всех — все за одного», в основном не зная первоисточника (о чем свидетельствует экспресс-опрос так ответивших). Чуть больше биологов / медиков выбирают жизненный принцип, сформулированный словами «Как хочу, так и живу»: 13,5% — биологов / медиков и 12,4% — представителей других специальностей, а также принцип «На все Божья воля»: 16,0% — биологов / медиков и 11,5% — представителей других специальностей. Нас удивило то, что значительная часть представителей первой и второй групп выбрали для себя жизненным принципом «Умеренность и аккуратность» — 16,7% биологов / медиков и 19,3% представителей других специальностей, — не догадываясь, что источник этого принципа — Молчалин в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, т. е. представлен как принцип отрицательный, а не положительный. Между тем положительным его считают по неведению об источнике почти пятая часть всех опрошенных, без большой разницы между будущими биологами / медиками и представителями других профессий. Точно так же не видят источника высказывания в случае с принципом «Живи опасно»: принцип взят из произведения Ф. Ницше и был популярен в гитлеровской Германии. Принцип «Где бы ни работать, только бы не работать» заимствован из кинокомедии Г. В. Александрова «Весна», но малый выбор этого принципа первой и второй групп не связан источником (в фильме эту фразу произносит комически-отрицательный персонаж, исполняемый Р. Я. Пляттом), а отражает личное отношение к происходящему. Та же причина характеризует разницу в выборе жизненного принципа «Все прекрасно в этом лучшем из миров» (13,5 и 8,3%): выбор никак не связан с тем, что фраза взята из «Кандида, или Оптимизма» Вольтера (1759), где автор сатирически вкладывает эти слова в уста вечного неудачника доктора Панглоса («Tout est pour le mieux dans le meilleur des mondes possibles»).

О

X 41

Но больше всего и биологи / медики и представители других профессий выбрали в качестве жизненного принципа, не догадываясь об источнике (а им является советский роман В. А. Каверина «Два капитана»), принцип «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Биологи /медики выбрали этот принцип больше чем в половине случаев — 50,3%, а представители других профессий — почти в половине случаев — 43,8% (без какой-либо региональной разницы). То, что это советский лозунг, не смутило ни тех, ни других: они не придали этому какого-либо политического значения, а исходили из приемлемости этого принципа в своих юношеских ожиданиях от жизни. Хотя советский лозунг из популярной песни «Жила бы страна родная — и нету других забот» не встретил поддержки, особенно среди биологов/ медиков (0,6%).

В целом выбор жизненного принципа ни в одном из регионов не отличается какими-либо особенностями, в частности различиями между первой и второй группами, и отражают обыденное представление опрошенных о том, как надо себя вести в той или жизненной ситуации.

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕМУ

Это же самое нашло выражение и в отношении молодежи к будущему. В главных чертах отношение к будущему в молодежной среде более оптимистично, чем у старших поколений. Но все же определенная часть молодежи смотрит вперед с опасением (таблица 2; мы и в этом случае убрали из таблицы строки «Нет данных» для деления опрошенных на первую и вторую группы как непоказательные для данного исследования).

Таблица 2

Отношение опрошенной молодежи к будущему

По какой специальности (направлению подготовки) Вы получили (получаете в настоящее время) высшее образование? Вы смотрите в будущее...

с надеждой и оптимизмом спокойно, без особых надежд и иллюзий с тревогой и неуверенностью со страхом и отчаянием Нет данных Всего

0\

X 42

биолог, ме- бс 87 53 12 3 1 156

дик 55.8% 34.0% 7.7% 1.9% 0.6% 100.0 %

другие специальности бс 294 205 43 20 2 564

52.1% 36.3% 7.6% 3.5% 0.4% 100.0 %

бс 389 261 55 23 3 731

Всего

100.0 %

53.2% 35.7% 7.5% 3.1% 0.4%

Для темы «улучшения» человека полученные данные небезынтересны. Практически совпадает та значительная часть молодых биологов / медиков, с одной стороны, и молодых представителей других специальностей, с другой, которая смотрит в будущее «с надеждой и оптимизмом»: более половины тех и других, причем независимо от региона России, выражают эту позитивную позицию (55,8 и 52,1%). С «тревогой и неуверенностью» на свое будущее смотрят 7,7% молодых биологов / медиков и 7,6% молодых представителей других специальностей. Со «страхом и отчаяньем» на будущее взирают 1,9% первых и 3,5% вторых, что в абсолютных числах совсем немного.

ФЕНОМЕН РОЕНИЯ

В тезаурусном аспекте это распределение сопоставимо с тем, что более столетия назад осмысливал великий русский писатель Л. Н. Толстой. В «Войне и мире» он писал: «Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение» (Толстой, 1962: 10). Толстой уточнял свое наблюдение: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем

О)

X 43

отвлеченнее ее интересы, жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы» (там же). И далее: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка» (там же). Писатель увидел суть биосоциологии молодежи в ее тесных связях с гражданским обществом, ставших понятными только недавно (Луков, 2012ab). Молодой человек сохраняет естественную живость и приобретает социальную субъ-ектность (Алиев, 2015; Габа, 2015), что и является его differentia specifica. По Г. В. Ф. Гегелю, а затем по Ф. Энгельсу, ощущение в качестве differentia specifica тем и характеризуется, что, не являясь абстракцией, абсолютно отличает животного (Энгельс, 1961: 80).

Подобным образом при всем многообразии молодежи ее differentia specifica может быть определена именно как приобретение социальной субъектности, что по сути есть, как мыслит Л. Н. Толстой, роение — некое движение, аналогичное броунову (непрерывное хаотичное движение микроскопических частиц, однако увеличивающееся в объеме), не зависящее от будущей специальности, но лежащее в сфере ощущений позитивное представление о своем будущем. Мыслитель несколько смело называет историю бессознательной, общей, роевой жизнью человечества («История, то есть, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей» (Толстой, 1962: 11)_. В то же время никто не доказал, что он не прав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге с учетом данных эмпирического исследования мы может отметить следующее:

1. Молодые представители первой и второй групп, хотя пользуются различными (в том числе профессиональными) источниками технологий «улучшения» человека, по сути одинаково определяют свое отношение к этим технологиям, опираясь не на профессиональные, а социокультурные факторы. Подобным образом со-циогуманитарное обеспечение характеризует проекты персонализированной медицины (Белялетдинов и др., 2014).

2. Молодежь различных территорий России ничем особенно не отличается в оценке технологий «улучшения» человека.

О

X 44

3. Биосоциология молодежи позволяет увидеть современную российскую молодежь в контексте информационного общества. Для этого наиболее приемлем тезаурусный подход, показывающий молодежь как группу, приобретающую социальную субъектность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алиев, В. В. (2015) Основы исследования социальной субъ-ектности молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 152-161. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.14

Белялетдинов, Р. Р. и др. (2014) Социогуманитарное обеспечение проектов персонализированной медицины: философский аспект / Р. Р. Белялетдинов, Е. Г. Гребенщикова, Л. П. Киященко, О. В. Попова, П. Д. Тищенко, Б. Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 12-26.

Габа, О. И. (2015) Молодежь как субъект протестных настроений // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 144-151. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.13

Луков, В. А. (2011) Биосоциология // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 319-323.

Луков, В. А. (2012a) Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 1319.

Луков, В. А. (2012b) Будущее молодежи в обществе будущего // Человек. № 4. С. 38-48.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Нац. ин-т бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь : науч. монография / Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.

Митев, П.-Е., Ковачева, С. (2014) Младите хора в европейска България. Социологически портрет 2014. София : Фондация «Фридрих Еберт». 215 с.

Толстой, Л. Н. (1962) Собр. соч. : в 20 т. М. : Гослитиздат. Т. 6: Война и мир. 448 с.

Энгельс, Ф. (1961) Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Гос. изд-во полит. лит-ры. Т. 20. XXII, 827 с. С. 1338.

Bagnoli, A. (2012) Making sense of mixed method narratives: Young people's identities, life-plans and time orientations // Innovations in youth research / ed. by S. Heath, C. Walker. Basingstoke : Palgrave Macmillan. xv, 281 p. P. 77-100.

X 45

Blackman, S. J., Measham, F. (2014) Drug normalization // Encyclopedia of social deviance / ed. by C. J. Forsyth, H. Copes. Thousand Oaks, CA : SAGE. xxvi, 820 p. P. 285-295.

The subcultural imagination: Theory, research and reflexivity in contemporary youth cultures (2016) / ed. by S. J. Blackman, M. Kempson. L. ; N. Y. : Routledge, Taylor & Francis Group. xi, 192 p.

Wilson, E. O. (1975) Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, MA ; L. : The Belknap Press of Harvard University Press. ix, 697 p.

Wilson, E. O. (1982) Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, MA : The Belknap Press of Harvard University Press. ix, 697 p.

Wilson, E. O. (2000) Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, MA : Belknap Press of Harvard University Press. xiii, 697 p.

Wilson, E. O. (2014) 'Search until you find a passion and go all out to excel in its expression' / E. O. Wilson, A. Powell (corr.) // HarvardGazette. April 15. URL: http://news.harvard.edu/gazette/story/ 2014/04/search-until-you-find-a-passion-and-go-all-out-to-excel-in-its-expression/ [архивировано в WebCitel (дата обращения: 12.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Aliev, V. V. (2015) Osnovy issledovaniia sotsial'noi sub"ektnosti molodezhi [The foundations of studying social subjectness of the youthl. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 152-161. DOI: 10.17805/zpu. 2015.1.14 (In Russ.).

Belyaletdinov, R. R. et al. (2014) Sotsiogumanitarnoe obespeche-nie proektov personalizirovannoi meditsiny: filosofskii aspekt [Socio-humanitarian support for projects in personalized medicine: The philosophical aspectl / R. R. Belyaletdinov, E. G. Grebenshchikova, L. P. Kiyashchenko, O. V. Popova, P. D. Tishchenko and B. G. Yudin. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 12-26. (In Russ.).

Gaba, O. I. (2015) Molodezh' kak sub"ekt protestnykh nastroenii [Youth as a subject of protest feelings]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 144-151. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.13 (In Russ.).

Lukov, V. A. (2011) Biosotsiologiia [Biosociologyl. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 319-323. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012a) Biosotsiologiia molodezhi i budushchee gra-zhdanskogo obshchestva [The biosociology of youth and the future of civil society! Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 13-19. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012b) Budushchee molodezhi v obshchestve bu-dushchego [The future of the youth in the society of the future]. Che-lovek, no. 4, pp. 38-48. (In Russ.).

Lukov, V. А. and Lukov, Vl. А. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).

X 46

Lukov, V. A. and Pogorskiy, E. K. (2014) Informatsionnoe ob-shchestvo i molodezh' [Information society and the youth] : A monograph. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 160 p. (In Russ.).

Mitev, P.-E. and Kovacheva, S. (2014) Mladite khora v evropeiska B"lgariia. Sotsiologicheski portret 2014 [Young people in European Bulgaria. A sociological portrait 2014]. Sofia, The Friedrich Ebert Foundation. 215 p. (In Bulgarian).

Tolstoy, L. N. (1962) Sobranie sochinenii [Works] : in 20 vols. Moscow, Goslitizdat Publ. Vol. 6: Voina i mir [War and peace]. 448 p. (In Russ.).

Engels, F. (1961) Anti-Diuring. Perevorot v nauke, proizvedennyi gospodinom Evgeniem Diuringom [Anti-Duhring. Herr Eugen Duhring's revolution in science]. In: Marx K. and Engels F. Sochineniia [Works]. 2nd edn. Moscow, State Publishing House for Political Literature. Vol. 20. XXII, 827 p. Pp. 1-338. (In Russ.).

Bagnoli, A. (2012) Making sense of mixed method narratives: Young people's identities, life-plans and time orientations. In: Innovations in youth research / ed. by S. Heath and C. Walker. Basingstoke, Palgrave Macmillan. xv, 281 p. Pp. 77-100.

Blackman, S. J. and Measham, F. (2014) Drug normalization. In: Encyclopedia of social deviance / ed. by C. J. Forsyth and H. Copes. Thousand Oaks, CA, SAGE. xxvi, 820 p. Pp. 285-295.

The subcultural imagination: Theory, research and reflexivity in contemporary youth cultures (2016) / ed. by S. J. Blackman and M. Kempson. London ; New York, Routledge, Taylor & Francis Group. xi, 192 p.

Wilson, E. O. (1975) Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, MA ; London, The Belknap Press of Harvard University Press. ix, 697 p.

Wilson, E. O. (1982) Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, MA, The Belknap Press of Harvard University Press. ix, 697 p.

Wilson, E. O. (2000) Sociobiology: The new synthesis. Cambridge, MA, Belknap Press of Harvard University Press. xiii, 697 p.

Wilson, E. O. (2014) 'Search until you find a passion and go all out to excel in its expression' / E. O. Wilson, A. Powell (corr.). HarvardGazette. April 15. [online] Avaialble: http://news.harvard.edu/ga-zette/story/2014/04/search-until-you-find-a-passion-and-go-all-out-to-excel-in-its-expression/ [archived in WebCite] (accessed 12.06.2016).

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик

О

X 47

Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 37475-95.

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria); Full member, International Teacher's Training Academy of Science. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95.

E-mail: [email protected]

Павлов Александр Викторович — студент Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95.

Pavlov Alexander Viktorovich, Student, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95.

E-mail: [email protected]

Библиограф. описание: Луков В. А., Павлов А. В. Биосоциология молодежи в свете тезаурусного подхода [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 4 (июль — август). С. 37-48. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/4/Lukov Pavlov Biosociology-of-Youth/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 24.06.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.