Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ БАНКА РОССИИ КАК НОВАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ'

ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ БАНКА РОССИИ КАК НОВАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2315
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / ЗАКОННОЕ ПЛАТЕЖНОЕ СРЕДСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумилова Виктория Вячеславовна

Введение: в последние годы в российском и международном праве произошли существенные изменения в сфере денежного обращения, обусловленные, прежде всего, стремительными темпами глобальной цифровизации экономики, где разработка и внедрение национальной цифровой валюты является одним из приоритетных направлений в развитии информационно-платежных технологий многих стран. Являясь новой формой российской национальный валюты, которая будет эмитироваться в цифровом виде и стабильность функционирования и обращения которой будет обеспечиваться государством в лице Центрального банка Российской Федерации, цифровой рубль будет полноценно выполнять в гражданском обороте все функции денег. Он как новый и альтернативный способ осуществления платежей будет сочетать в себе свойства наличных денег и безналичных денежных средств: иметь форму идентификации в виде уникального цифрового кода подобно наличным деньгам, выпускаемым в виде банкнот с уникальным номером, а также не будет иметь физически осязаемой формы и предоставлять возможности для осуществления удаленных платежей и расчетов подобно безналичным денежным средствам. Целью исследования является комплексное изучение сущности цифрового рубля как новой формы национальной валюты, а также рассмотрение отдельных правовых аспектов внедрения цифрового рубля в национальную платежную систему Российской Федерации, необходимых для его успешной интеграции в сферу денежного обращения без нарушения стабильности функционирования финансовой системы. Методы: всеобщий метод (диалектический материализм); общенаучные методы (логический: индукции, дедукции, анализа и синтеза; системный и функциональный); частно-правовые методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Результаты: в статье рассматриваются и разрешаются противоречия в подходах к определению понятий, используемых законодателем в сфере правового регулирования цифрового пространства. Отмечается, что до введения в оборот цифрового рубля он предварительно должен быть зафиксирован в нормативно-правовых актах Российской Федерации. В этой связи обозначена законодательная основа, нуждающаяся в переработке в целях внесения в нее изменений, необходимых для легитимации национальной валюты в цифровой форме в национальную платежную систему, в частности для четкого соотнесения цифрового рубля с уже существующими законодательно закрепленными финансовыми инструментами. Выводы: в результате исследования выявлены тенденции, которые обусловили необходимость и целесообразность интеграции цифрового рубля в российское правовое поле. Обосновано, что концепция цифрового рубля как инновационного явления в системе трансформации денежного обращения на данный момент устанавливает лишь идейные механизмы его функционирования, тогда как неопределенный характер цифровой формы национальной валюты Российской Федерации требует тщательной полномасштабной проработки с правовой точки зрения. Доказана нецелесообразность и неоправданность попытки отожествления цифрового рубля с такими платежными инструментами как безналичные денежные средства и электронные денежные средства, а также с таким специфическим финансовым инструментом как криптовалюта. Автором акцентируется внимание на том, что, несмотря на существование общих с электронными денежными средствами признаков, цифровой рубль по своей природе является отличным от них правовым явлением. В заключение анализируется зарубежный опыт процесса создания и внедрения цифровой валюты центральных банков Китая и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL RUBLE OF THE BANK OF RUSSIA AS A NEW FORM OF NATIONAL CURRENCY

Introduction: in recent years, significant changes have taken place in Russian and international law in the sphere of monetary circulation, primarily due to the rapid pace of global digitalization of the economy, where the development and implementation ofnational digital currency is one of the priorities in the development of information and payment technologies in many countries. Being a new form of the Russian national currency which will be issued digitally and whose stability of functioning and circulation will be provided by the state represented by the Central Bank of the Russian Federation, the digital ruble will fully perform all the functions of money in civil circulation. As a new and alternative method of making payments, it will combine the properties of cash and non-cash funds: it will have the form of identification in the form of a unique digital code like cash issued in the form of banknotes with a unique number, and also will not have a physically tangible form and provide opportunities for remote payments and settlements like non-cash monetary funds. The purpose of the study is a comprehensive study of the essence of the digital ruble as a new form of the national currency, as well as the consideration of certain legal aspects of the introduction of the digital ruble into the national payment system of the Russian Federation, necessary for its successful integration into the sphere of monetary circulation without disrupting the stability of the financial system. Methods: the universal method (dialectical materialism); the general scientific methods (logical (induction, deduction, analysis and synthesis), systemic and functional); private legal methods (formal legal, comparative legal). Results: the paper discusses and resolves the contradictions in approaches to the definition of concepts used by the legislator in the legal regulation of the digital space. It is noted that before the introduction of the digital ruble into circulation, it must first be fixed in the regulatory legal acts of the Russian Federation. In this regard, the legislative framework has been identified, which needs to be reworked in order to make changes necessary for the legitimization of the national currency in digital form into the national payment system, in particular, for a clear correlation of the digital ruble with alreadyexisting legally fixed financial instruments. Conclusions: as a result of the study, the trends have been identified that have determined the need and expediency of integrating the digital ruble into the Russian legal field. It is proved that the concept of the digital ruble as an innovative phenomenon in the system of transformation of monetary circulation at the moment only establishes the ideological mechanisms of its functioning, while the uncertain nature of the digital form of the national currency of the Russian Federation requires careful full-scale study from a legal point of view. The inexpediency and invalidity of the attempt to identify the digital ruble with such payment instruments as non-cash funds and electronic money, as well as with such a specific financial instrument as cryptocurrency, has been proved. The author focuses on the fact that despite the existence of features common with electronic money, the digital ruble by its nature is a legal phenomenon different from it. In conclusion, the foreign experience of the process of creating and implementing the digital currency of the central banks of China and the United States is analyzed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ БАНКА РОССИИ КАК НОВАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.2.20

UDC 347.1 LBC 67.404

Submitted: 18.02.2022 Accepted: 20.03.2022

THE DIGITAL RUBLE OF THE BANK OF RUSSIA AS A NEW FORM OF NATIONAL CURRENCY

Victoria V. Shumilova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot,

Moscow, Russian Federation

Introduction: in recent years, significant changes have taken place in Russian and international law in the sphere of monetary circulation, primarily due to the rapid pace of global digitalization of the economy, where the development and implementation of national digital currency is one of the priorities in the development of information and payment technologies in many countries. Being a new form of the Russian national currency which will be issued digitally and whose stability of functioning and circulation will be provided by the state represented by the Central Bank of the Russian Federation, the digital ruble will fully perform all the functions of money in civil circulation. As a new and alternative method of making payments, it will combine the properties of cash and noncash funds: it will have the form of identification in the form of a unique digital code like cash issued in the form of banknotes with a unique number, and also will not have a physically tangible form and provide opportunities for remote payments and settlements like non-cash monetary funds. The purpose of the study is a comprehensive study of the essence of the digital ruble as a new form of the national currency, as well as the consideration of certain legal aspects of the introduction of the digital ruble into the national payment system of the Russian Federation, necessary for its successful integration into the sphere of monetary circulation without disrupting the stability of the financial system. Methods: the universal method (dialectical materialism); the general scientific methods (logical (induction, deduction, analysis and synthesis), systemic and functional); private legal methods (formal legal, comparative legal). Results: the paper discusses and resolves the contradictions in approaches to the definition of concepts used by the legislator in the legal regulation of the digital space. It is noted that before the introduction of the digital ruble into circulation, it must first be fixed in the regulatory legal acts of the Russian Federation. In this regard, the legislative framework has been identified, which needs to be reworked in order to make changes necessary for the legitimization of the national currency in digital form into the national payment system, in particular, for a clear correlation of the digital ruble with already existing legally fixed financial instruments. Conclusions: as a result of the study, the trends have been identified that have determined the need and expediency of integrating the digital ruble into the Russian legal field. It is proved that the concept of the digital ruble as an innovative phenomenon in the system of transformation of monetary circulation at the moment only establishes the ideological mechanisms of its functioning, while the uncertain nature of the digital form of the national currency of the Russian Federation requires careful full-scale study from a legal point of view. The inexpediency and invalidity of the attempt to identify the digital ruble with such payment instruments as non-cash funds and electronic money, as well as with such a specific financial instrument as cryptocurrency, has been proved. The author focuses on the fact that despite the existence of features common with electronic money, the digital ruble by its nature is a legal phenomenon different from it. In conclusion, the foreign experience of the process of creating and implementing the digital currency of the central banks of China and the United States is analyzed.

Key words: money, non-cash funds, electronic money, digital ruble, legal tender, national payment system.

Citation. Shumilova V.V. The Digital Ruble of the Bank of Russia As a New Form of National Currency. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2022, vol. 21, no. 2, pp. 156-162. (in Russian). DOI: https://doi.org/ 10.15688/lc .jvolsu.2022.2.20

pq pq

CS

«

0

1

©

УДК 347.1 ББК 67.404

Дата поступления статьи: 18.02.2022 Дата принятия статьи: 20.03.2022

ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ БАНКА РОССИИ КАК НОВАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

Виктория Вячеславовна Шумилова

Московский университет Министерства внутренних дел России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация

Введение: в последние годы в российском и международном праве произошли существенные изменения в сфере денежного обращения, обусловленные, прежде всего, стремительными темпами глобальной цифровизации экономики, где разработка и внедрение национальной цифровой валюты является одним из приоритетных направлений в развитии информационно-платежных технологий многих стран. Являясь новой формой российской национальный валюты, которая будет эмитироваться в цифровом виде и стабильность функционирования и обращения которой будет обеспечиваться государством в лице Центрального банка Российской Федерации, цифровой рубль будет полноценно выполнять в гражданском обороте все функции денег. Он как новый и альтернативный способ осуществления платежей будет сочетать в себе свойства наличных денег и безналичных денежных средств: иметь форму идентификации в виде уникального цифрового кода подобно наличным деньгам, выпускаемым в виде банкнот с уникальным номером, а также не будет иметь физически осязаемой формы и предоставлять возможности для осуществления удаленных платежей и расчетов подобно безналичным денежным средствам. Целью исследования является комплексное изучение сущности цифрового рубля как новой формы национальной валюты, а также рассмотрение отдельных правовых аспектов внедрения цифрового рубля в национальную платежную систему Российской Федерации, необходимых для его успешной интеграции в сферу денежного обращения без нарушения стабильности функционирования финансовой системы. Методы: всеобщий метод (диалектический материализм); общенаучные методы (логический: индукции, дедукции, анализа и синтеза; системный и функциональный); частно-правовые методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Результаты: в статье рассматриваются и разрешаются противоречия в подходах к определению понятий, используемых законодателем в сфере правового регулирования цифрового пространства. Отмечается, что до введения в оборот цифрового рубля он предварительно должен быть зафиксирован в нормативно-правовых актах Российской Федерации. В этой связи обозначена законодательная основа, нуждающаяся в переработке в целях внесения в нее изменений, необходимых для легитимации национальной валюты в цифровой форме в национальную платежную систему, в частности для четкого соотнесения цифрового рубля с уже существующими законодательно закрепленными финансовыми инструментами. Выводы: в результате исследования выявлены тенденции, которые обусловили необходимость и целесообразность интеграции цифрового рубля в российское правовое поле. Обосновано, что концепция цифрового рубля как инновационного явления в системе трансформации денежного обращения на данный момент устанавливает лишь идейные механизмы его функционирования, тогда как неопределенный характер цифровой формы национальной валюты Российской Федерации требует тщательной полномасштабной проработки с правовой точки зрения. Доказана нецелесообразность и неоправданность попытки отожествления цифрового рубля с такими платежными инструментами как безналичные денежные средства и электронные денежные средства, а также с таким специфическим финансовым инструментом как криптовалюта. Автором акцентируется внимание на том, что, несмотря на существование общих с электронными денежными средствами признаков, цифровой рубль по своей природе является отличным от них правовым явлением. В заключение анализируется зарубежный опыт процесса создания и внедрения цифровой валюты центральных банков Китая и США.

Ключевые слова: деньги, безналичные денежные средства, электронные денежные средства, цифровой рубль, законное платежное средство, национальная платежная система.

Цитирование. Шумилова В. В. Цифровой рубль Банка России как новая форма национальной валюты // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. - Т. 21, № 2. - С. 156-162. - DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2022.2.20

Введение

Объективным и неизбежным процессом активного и повсеместного внедрения цифровых технологий в нашу жизнь стало появление и расширение использования цифровых финансовых инструментов, их легализация и интеграция в национальную экономику. Существующая потребность в использовании цифровой национальной денежной единицы обусловлена не только увеличением роли цифровых активов на мировой арене, но и стремлением государств в условиях цифровой трансформации использовать новые финансовые инструменты в целях повышения эффективности функционирования платежных систем и «расширения сфер традиционной и инновационной экономики» [2, с. 30].

Внедрение цифрового рубля - новый этап в развитии денежной системы Российской Федерации. Первоначальный интерес в этом вопросе сводился к формулировкам юридических терминов и оживленным дискуссиям о целесообразности создания новой формы денег, в частности, в части оценки влияния новой формы денег на финансовую систему страны в целом, перераспределение ликвидности между цифровым рублем и уже существующими формами денег. В докладе, представленном Банком России 13 октября 2020 г. [14], цифровой рубль - национальная цифровая валюта. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13], цифровая валюта не может рассматриваться в качестве денежной единицы. Соотнесение содержательных признаков понятий, отраженных в вышеуказанных документах, а также их буквальное толкование ясно показывает, что цифровая валюта - цифровой рубль - не может признаваться законным платежным средством на территории Российской Федерации и денежной единицей вообще. Если же цифровой рубль рассматривать как новую форму денежной единицы, то он не должен и не может относиться к категории цифровой валюты, поскольку Федеральный закон № 259-ФЗ содержит фактическое ограничение на использование цифровой валюты в каче-

стве средства платежа. В связи с этим, законодателю необходимо внести разграничения понятий «цифровая валюта» и «цифровой рубль».

Подобная подмена понятий связана, вероятно, с неправильным представлением самого законодателя о цифровом пространстве, где использование термина «цифровая валюта» применительно к цифровому рублю осуществляется на основе дословного перевода зарубежного термина, обозначающего цифровой аналог денежных средств - Central Bank Digital Currencies (CBDC), без учета уже существующего в национальном законодательстве понятия «цифровая валюта», которое не может восприниматься вне контекста понятийного аппарата федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Анализ правовой природы цифрового рубля и его отграничение от смежных категорий

Цифровой рубль - дополнительная инновационная форма национальной валюты, которая будет обращаться наравне с другими формами денег посредством цифровых технологий и обладать, в связи с этим, всеми необходимыми их признаками. Электронную версию национальной валюты, исходя из анализа доклада, представленного Банком России, стоит рассматривать как средство расширения вариантов осуществления безопасных платежей, а не сокращения или замены уже существующих способов осуществления денежных транзакций на новые. На электронный (цифровой) кошелек, созданный на платформе Центрального банка, деньги будут перечислятся уже привычным классическим способом с банковского счета, а «передача цифрового рубля от одного пользователя к другому будет происходить в виде перемещения цифрового кода с одного электронного кошелька на другой» [5, с. 16]. Как отмечает Т.В. Дерюгина, цифровой код цифрового рубля, дающий возможность его идентифицировать, позволит рассматривать цифровой рубль не только в качестве средства платежа, но и в качестве индивидуально-определенной вещи - полноценного

объекта гражданских прав, в отношении которого могут быть заключены различные сделки [4, с. 7].

Цифровой рубль будет охватываться понятием «деньги», в связи с чем на него будет распространен гражданско-правовой режим денег, закрепленный в ст. 128 ГК РФ. Цифровой рубль будет существовать не в виде вещи, подобно наличной форме денег, а будет представлять собой обязательство Банка России, следовательно, на него будет распространяться обязательственно-правовой режим. Однако неправомерно рассматривать цифровой рубль в качестве разновидности безналичных денежных средств в их классическом понимании, поскольку из процесса обращения цифровых денег выпадает неотъемлемое звено осуществления безналичных расчетов -коммерческий банк.

С этой точки зрения цифровой рубль Центрального банка имеет много общего с электронными денежными средствами. Отличием является то, что устойчивость и стабильность централизованного функционирования цифрового рубля, в соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации, будет обеспечиваться силой государства в лице Центрального банка Российской Федерации, который и будет являться оператором платформы по переводу цифровых денежных средств, а не частным сектором. Однако на данный момент в документах, представленных Банком России, прямое указание на это отсутствует. Вместе с тем в Докладе о цифровом рубле, представленном Банком России, достаточно много открытых вопросов, касающихся правового режима потенциального цифрового рубля, в частности, неясно, чем предлагаемая новая форма денег отличается от электронных денежных средств и иных феноменов, составляющих понятие «национальная платежная система» [16, с. 86].

Некоторые ученые, в частности И.Ю. Карлявин [6, с. 37], придерживаются позиции, что по своей природе цифровой рубль есть ни что иное как разновидность крипто-валюты. Подобная позиция представляется неверной: отождествление цифрового рубля с криптовалютой недопустимо в силу того, что оборот цифрового рубля, как предполагается, будет иметь легитимный регулируемый цент-

рализованный характер и подлежать полному контролю со стороны государства.

Изменения в правовой сфере, необходимые в связи с введением

в оборот цифрового рубля как нового платежного средства в Российской Федерации

В связи с появлением новой формы денег будет проведена серьезная работа не только над технологическими аспектами, касающимися требований к программному обеспечению оборота цифрового рубля, но и над нормативно-правовой базой и правовыми аспектами регулирования национального рынка электронных денежных средств в целях обеспечения прав и законных интересов участников гражданского оборота, поскольку появится необходимость уравнять новый платежный инструмент с уже существующими формами денег, однако сегодня ни один из действующих нормативно-правовых актов пока не готов к восприятию цифрового рубля в качестве новой формы национальной валюты. Как отмечает А.В. Турбанов, изменение законодательства в связи с введением в денежное обращение цифрового рубля не может ограничиться только юридико-технической правкой с употреблением термина «цифровой рубль» и установлением некоторых особенностей его обращения [7, с. 60].

Действительно, в поправках будет нуждаться целый массив нормативно-правовых актов, в том числе несколько статей Гражданского кодекса, в частности ст. 128 ГК РФ, раскрывающая систему объектов гражданских прав, в части определения правового режима цифрового рубля в гражданских правоотношениях, ст. 140 ГК РФ в части дополнения уже имеющихся форм расчета новой формой рубля.

Однако появление нового платежного инструмента повлияет не только гражданское законодательство: внедрение цифрового рубля затронет не только частно-правовую, но и публично-правовую сферу, что потребует внесения изменений в систему защиты данных об операциях с денежными средствами, разработки эффективных механизмов обеспечения информационной безопасности и киберу-стойчивости операций по обращению цифро-

вого рубля, а также в систему налогового, бюджетного и даже уголовного законодательства. В частности, это коснется целого массива нормативно-правовых актов: Федеральных законов «О Центральном банке РФ» [10] и «О банках и банковской деятельности» [8] в части установления порядка выпуска цифровой формы денежных средств и определения полномочий Банка России и коммерческих банков по организации денежного обращения с использованием цифрового рубля и распространения на операции с цифровым рублем банковской тайны; «О валютном регулировании и валютном контроле» [11]; «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9]; «О национальной платежной системе» [12], «который оперирует понятием электронного денежного средства, однако по своей правовой природе цифровой рубль и электронное денежное средство разные правовые явления» [3, с. 18].

Россия находится на этапе внедрения цифрового рубля в национальную платежную систему и его унификации с наличными деньгами и безналичными денежными средствами. В некоторых странах мира, в частности в Китае, который сейчас занимает лидирующие позиции в вопросах разработки цифровой национальной валюты, уже видны некоторые результаты запуска цифрового юаня, например, гости зимних Олимпийских игр 2022 уже получили возможность совершать с ним операции. Для реализации проекта внедрения цифрового юаня была сформирована традиционная двухуровневая система выпуска и распределения, где Народный банк Китая выпускает цифровой юань, а банки и иные финансовые учреждения распространяют его среди населения, по сути, выступая посредниками осуществления операций. Стоит отметить, что США, пока отстают в разработке цифрового аналога национальной валюты от Российской Федерации и Китая, однако и доллар США уже стоит на пороге цифровой трансформации. В январе 2022 г. Центральным банком США было опубликовано исследование, посвященное рассмотрению вопросов о возможности и целесообразности выпуска в обращение цифровой валюты Центрального банка США, а также об-

суждению потенциальных рисков и преимуществ внедрения доллара США для функционирования всей финансовой системы государства [15].

Выводы

Таким образом, внедрение цифрового рубля в российское правовое поле в качестве законного платежного средства положит начало новой эпохе экономического развития нашей страны. Цифровой рубль как уникальный интегральный феномен, сочетающий в себе свойства наличных денег и безналичных денежных средств и обладающий при этом своими специфическими особенностями, может бросить вызов уже существующим и законодательно закрепленным формам денег. Доказана нецелесообразность и неоправданность попытки отожествления цифрового рубля с такими платежными инструментами как безналичные денежные средства и электронные денежные средства, а также с таким специфическим финансовым инструментом как криптовалюта. Несмотря на существование общих с электронными денежными средствами признаков цифровой рубль по своей природе является отличным от них правовым явлением.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Балтутите, И. В. Правовое регулирование оборота недвижимого имущества в условиях циф-ровизации российской экономики / И. В. Балтутите // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2021. -Т. 20, № 1. - С. 86-93. DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2021.1.13

2. Григорьев, В. В. Национальная цифровая валюта как фактор оживления экономики России /В. В. Григорьев // Экономика. Налоги. Право. -2019. № 1. - С. 30-36.

3. Дерюгина, Т. В. Правовая природа электронных денежных средств / Т. В. Дерюгина, Л. А. Че-говадзе // Материалы весенней междунар. науч.-практ. сессии института права: Междунар. круглого стола «Умные технологии правового обеспечения конкурентоспособной предпринимательской среды», Междунар. науч.-практ. конф. «Судопроизводство в Российской Федерации и за рубежом: вопросы истории и проблемы современности». -Волгоград, 2021. - С. 14-18.

4. Дерюгина, Т. В. Цифровая валюта и цифровой рубль: к вопросу о правовой новации / Т. В. Дерюгина // Цивилист. - 2022. - № 1. - С. 8-11.

5. Иловайский, И. Б. Цифровой рубль и его правовая природа / И. Б. Иловайский // Материалы весенней междунар. науч.-практ. сессии института права: Междунар. круглого стола «Умные технологии правового обеспечения конкурентоспособной предпринимательской среды», Междуна-р. науч.-практ. конф. «Судопроизводство в Российской Федерации и за рубежом: вопросы истории и проблемы современности». - Волгоград, 2021. -С. 24-28.

6. Карлявин, И. Ю. Конституционный статус Центрального банка Российской Федерации и его роль в эмиссии цифровой национальной валюты / И. Ю. Карлявин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2021. - N° 1. - С. 32-38.

7. Турбанов, А. В. Понятие денег в эпоху циф-ровизации / А. В. Турбанов // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 6. - С. 58-76.

8. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 г.) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 6. - Ст. 492.

9. Федеральный закон от 07.08.2001 г № 115-ФЗ (в ред. от 01.03.2022 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. -Ст. 3418.

10. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 11.01.2022 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

11. Федеральный закон от 10.12.2003 г № 173-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.

12. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (в ред. от 01.12.2021 г.) «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 27. - Ст. 3872.

13. Федеральный закон от 31.07.2020 г № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 5018.

14. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 02.02.2022). - Загл. с экрана.

15. Money and Payments: The U.S. Dollar in the Age of Digital Transformation. - 2022. - Jan. -Electronic text data. - Mode of access: https://

www.federalreserve.gov/publications/files/money-and-payments-20220120.pdf (date of access:: 15.02.2022). - Title from screen.

REFERENCES

1. Baltutite I.V. Pravovoe regulirovanie oborota nedvizhimogo imushchestva v usloviyah cifrovizacii rossijskoj ekonomiki [Legal Regulation of Real Estate Turnover in the Conditions of Digitalization of the Russian Economy]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2021, vol. 20, no. 1, pp. 86-93. DOI: https:// doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.1.13

2. Grigoriev V.V. Nacional'naya cifrovaya valyuta kak faktor ozhivleniya ekonomiki Rossii [National Digital Currency As a Factor in the Revival of the Russian Economy]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Right], 2019, no. 1, pp. 30-36.

3. Deryugina T.V, Chegovadze L.A. Pravovaya priroda elektronnyh denezhnyh sredstv [Legal Nature of Electronic Money]. Materialy vesennej mezhdunar. nauch. -prakt. sessii instituta prava: Mezhdunar. kruglogo stola «Umnye tekhnologii pravovogo obespecheniya konkurentosposobnoj predprinimatel 'skoj sredy», Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Sudoproizvodstvo v Rossijskoj Federacii i za rubezhom:voprosy istorii i problemy sovremennosti», Volgograd, 2021, pp. 14-18.

4. Deryugina T.V. Cifrovaya valyuta i cifrovoj rubl': k voprosu o pravovoj novacii [Digital Currency and Digital Ruble: On the Issue of the Upcoming Innovation]. Civilist [Civilist], 2022, no. 1, p. 7.

5. Ilovaisky I.B. Cifrovoj rubl' i ego pravovaya priroda [Digital Ruble and its Legal Nature]. Materialy vesennej mezhdunar. nauch. -prakt. sessii instituta prava: Mezhdunar. kruglogo stola «Umnye tekhnologii pravovogo obespecheniya konkurentosposobnoj predprinimatel 'skoj sredy», Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. «Sudoproizvodstvo v Rossijskoj Federacii i za rubezhom:voprosy istorii i problemy sovremennosti», Volgograd, 2021, no. 3, pp. 24-28.

6. Karlyavin I.Yu. Konstitucionnyj status Central'nogo banka Rossijskoj Federacii i ego rol' v emissii cifrovoj nacional'noj valyuty [The Constitutional Status of the Central Bank of the Russian Federation and its Role in the Meaning of the Digital National Currency]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, obshchestvennye nauki [Bulletin of the Ivanovo University. Series: Natural, Social Sciences], 2021, no. 1, pp. 32-38.

7. Turbanov A. V. Ponyatie deneg v epohu cifrovizacii [The Concept of Money in the Old Digitalization]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actual Problems of Russian Rights], 2021, no. 6, pp. 58-76.

8. Federal'nyj zakon ot 02.12.1990 g. №> 395-1-FZ (v red. ot 30.12.2021 g.) «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti» [Federal Law No. 395-1-FZ Dated December 2, 1990 (As Amended on December 30, 2021) «On Banks and Banking Activities»]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 1996, no. 6, art. 492.

9. Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 g. №»115- FZ (v red. ot 01.03.2022 g.) «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» [Federal Law No. 115-FZ Dated Aug. 7, 2001 (As Amended on March 1, 2022) «On Counteracting the Legalization (Laundering) of Income, Proceeds from Crime, and the Financing of Terrorism»]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2001, no. 33, art. 3418.

10. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 g. №> 86-FZ (v red. ot 11.01.2022 g.) «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» [Federal Law No. 86-FZ Dated July 10, 2002 (As Amended on January 11, 2022) «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2002, no. 28, art. 2790.

11. Federal'nyj zakon ot 10.12.2003 g. №» 173-FZ (v red. ot 02.07.2021 g.) «O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole» [Federal Law No. 173-FZ Dated December 10, 2003 (As Amended on July 2, 2021) «On

Currency Regulation and Currency Control»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2003, no. 50, art. 4859.

12. Federal'nyj zakon ot 27.06.2011 g. J№161-FZ (v red. ot 01.12.2021 g.) «O nacional'noj platezhnoj sisteme» [Federal Law No. 161-FZ Dated June 27, 2011 (As Amended on December 1, 2021) «On the National Payment System»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 27, art. 3872.

13. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 g. №» 259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 259-FZ Dated July 31, 2020 «On Digital Financial Assets, Digital Currency and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation»]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2020, no. 31, art. 5018.

14. Cifrovoj rubl'. Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij [Digital Ruble. Report for the General Public]. URL: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/ dig_ruble/ (accessed 2 Feb. 2022).

15. Money and Payments: The US Dollar in the Era of Digital Transformation. January, 2022. URL: https://www.federalreserve.gov/publications/files/ money-and-payments-20220120.pdf (accessed 15 Feb. 2022).

Information About the Author

Victoria V. Shumilova, Adjunct, Faculty of Training of Academic and Scientific Personnel, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Akademika Volgina St, 12, 117997 Moscow, Russian Federation, vichka.shumilova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9339-2984

Информация об авторе

Виктория Вячеславовна Шумилова, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, Московский университет Министерства внутренних дел России им. В.Я. Кикотя, ул. Академика Волгина, 12, 117997 г. Москва, Российская Федерация, vichka.shumilova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9339-2984

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.