ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Тамаева А.М.1, Хирачигаджиева М.М.2
!Тамаева Аминат Мурадовна - кандидат экономических наук, доцент;
2Хирачигаджиева Мадина Магомедовна - старший преподаватель,
кафедра экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства,
г. Махачкала
Аннотация: с недавних пор маркетинг, как важнейший инструмент продвижения товаров и услуг во всех областях, производящих эти услуги и продукты производства, перешел в наиболее совершенную форму: цифровой маркетинг. Развитие цифрового маркетинга влияет на все сферы экономики страны. Рассматривая перспективы функционирования организаций сферы туристических услуг, можно отметить, что компании, желающие удержаться на данном рынке и преуспеть, будут вынуждены перестраивать свои технологии работы с клиентами и переходить с традиционных форм маркетинга на цифровой. С начала пандемии закрытие популярных направлений и целых стран для выездного туризма вызвало сдвиг интереса путешественников в сторону внутреннего туризма, что открывает новые возможности для его развития. Создание соответствующих условий с использованием цифрового маркетинга позволит увеличить количество путешественников внутри страны.
Ключевые слова: цифровая экономика; интернет-реклама; информационные технологии; туристические услуги; коммуникации, персонал.
Целесообразность использования цифрового маркетинга, или диджитал-маркетинга, как его еще принято называть, совершенно очевидна. Во время тотальной конкуренции на мировом потребительском рынке и необходимости внедрения наиболее совершенных методов и систем предложения продуктов воспроизводства в нашу жизнедеятельность, эти методы должны быть свежими и эффективными, они должны давать возможность потребителю оценить качество востребованных товаров и услуг еще на моменте первичного знакомства с ними.
Велики перспективы и возможности инструментов, создаваемых цифровой экономикой, во всех сферах производства, но особенно это касается сферы туризма.
Цифровой маркетинг - аналитика и продвижение товаров и услуг по цифровым каналам. Главное отличие между цифровым маркетингом и традиционным маркетингом заключается в том, что цифровые маркетинговые кампании проводятся исключительно через цифровые каналы, и это дает маркетологам больше контроля, инструментов и данных для анализа эффективности кампании[1].
Использование цифровых технологий резко усиливает конкуренцию на национальном и международном рынке туристических услуг. Но при этом
должно выполняться условие, что старые способы продвижения услуг должны терять свою значимость. Создание эффективных технологий обработки и использования информации должно повысить эффективность, но лишь в случае, если традиционные способы будут «сдавать свои позиции». Соглашаясь с необходимостью замены устаревших технологий работы с информацией, хочется отметить, что только наличие конкуренции на рынке дает стимул субъектам рынка искать и находить новые, более современные и эффективные способы ведения бизнеса, что, в конечном итоге, обеспечивает развитие всего общества. Эта истина проверена многовековой практикой.
Как уже было сказано выше, использование цифрового маркетинга предприятиями и организациями может дать ощутимый результат, особенно если это организации, действующие в сфере услуг, в том числе туристические.
Услуги туроператоров, билеты на самолет или любой другой вид транспорта, бронирование отелей на интернет-сайтах, либо по телефону: все это уже значительное время приобретается и производится большей частью путешественников самостоятельно. Поэтому для использования цифровых технологий в сфере туризма никаких препятствий не имеется.
И это уже осуществляется рядом компаний (онлайн продажи, бронирование, использование ГИС-систем, блокчейн-технологий и др.) Более того, цифровой маркетинг способен разрешить ряд проблем сферы услуг, в частности, проблемы формирования коммуникативной компетенции персонала таких организаций (в первую очередь, умения слушать и понимать клиента).
Следует отметить, что проблема подготовки кадров встает особенно остро, если речь идет об организациях сферы сервиса и туризма.
Нельзя сказать, что обучению персонала в сфере туризма не уделяется должного значения и в данное направление деятельности туристических компаний не вкладывается никаких средств. Корпоративное обучение ведется во всех городах, часто это с выездом в курортные зоны нашей страны и за рубеж. Тем не менее, необходимо отметить, что искренний интерес к нуждам клиентов в сфере туристических услуг вызвать очень сложно. Он либо есть, либо его нет. А клиентоориентированность - обязательный принцип современной концепции сервисного маркетинга, ориентирующей организации на предоставление клиентам максимально качественных услуг, установление с ними долгосрочных партнерских отношений, максимальную гибкость управления.
Научно-технический прогресс, развитие информационно -коммуникационных технологий, осуществление «цифровизации» - это все приводит к тому, что существующая система подготовки и переподготовки кадров просто не успевает за происходящими изменениями. Высокотехнологичное современное время вызывает необходимость получения более высокой квалификации продавцов туристических услуг.
При продвижении туристических услуг россиянам за последние 2 года нельзя не сказать о перемещении интереса заграничного отдыха в российский, т.е. внутренний.
В Послании Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 года подчеркивается важность обучения цифровой грамотности с детских лет. На региональных уровнях принимаются меры и в отношении повышения цифровой компетентности населения и должностных лиц. Использование мероприятий цифрового маркетинга поспособствует не только росту эффективности работы организаций, но и повышению качества жизни населения благодаря созданию благоприятных условий для самореализации человека в социальной и профессиональной сферах. А рост качества жизни -единственно значимый показатель любых программ и преобразований[2].
Обычный пользователь потребляет контент через телевизор, компьютер, планшет, смартфон, радио и другие средства массовой информации. Это постоянное воздействие различных видов медиа-продуктов привело к информационной перегрузке, еще более усложнив путь покупателя турпродуктов. Цифровой маркетинг позволил брендам оставаться актуальными, делая себя видимыми через различные каналы и каналы связи. Цифровой маркетинг охватывает обширную сеть цифровых каналов, с которыми клиенты сферы туристических услуг авзаимодействуют каждый день.
В 2020 г. во многом благодаря мерам поддержки со стороны государства (денежная компенсация расходов за отдых в России, грантовая поддержка, помощь в решении инфраструктурных, логистических задач), направленным на повышение доступности «не пляжных направлений» внутри страны, разрабатываются и предлагаются принципиально новые маршруты и турпакеты, запущены чартерные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в республики Алтай и Хакасию.
Тем не менее развитие внутреннего туризма ограничивают ряд факторов, в числе которых:
1) недостаточная известность российских регионов как туристских направлений, в особенности, за рубежом;
2) недостаточное развитие инженерной (включая водо-, энерго-, газо- и теплоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры, в т.ч. объектов придорожного сервиса;
3) высокая стоимость туристского сервиса, не соответствующая его качественным характеристикам;
4) высокая стоимость транспортных расходов, усугубляемая незначительным количеством прямых рейсов до туристических центров; -недостаточное количество подготовленных инвестиционно-привлекательных площадок для создания и развития туристских объектов (решение земельных вопросов, подвод коммуникаций и т.д.), дополняемая отсутствием инвестиционного маркетинга территорий;
5) недостаточная конкурентоспособность туристских продуктов регионов, не соответствующих международным стандартам;
6) отсутствие доступных долгосрочных кредитных инструментов с низкими процентными ставками, не позволяющее инвестировать развитие туризма;
7) ограниченные возможности региональных бюджетов в части маркетингового сопровождения туристских продуктов, отсутствие узнаваемых имиджа и бренда регионов с высоким туристским потенциалом и др.
Таким образом, обеспечение спроса на внутренний туризм не только в период закрытых границ, а на долгосрочной основе зависит от многих факторов, одним из которых представляется активное продвижение национальных туристских продуктов и туристических направлений [3].
Эффективным инструментом такого продвижения является территориальный маркетинг. Пандемия коронавируса придала дополнительный импульс складывающимся в последние годы глобальным тенденциям, содействуя ускоренному формированию нового технологического уклада - цифровой экономики, развитию, внедрению и проникновению цифровых технологий в самые различные сферы жизни и деятельности общества.
Широкое применение цифровые технологии нашли и в маркетинге, которому они предоставляют множество новых возможностей в части развития, меняя саму парадигму маркетинга с «аналоговой» на цифровую.
Одни исследователи в качестве цели видят привлечение потенциальных клиентов и удержание их уже в качестве потребителей, создание глубоких и актуальных отношений с потребителем [4 ].
По мнению других, это более эффективное использование рыночных стратегий, эффективное продвижение и продажа товаров, укрепление конкурентных позиций бизнеса.
Цель маркетинга остается неизменной - повышение узнаваемости территории, ее бренда, продвижение территории, обеспечивающих рост ее конкурентоспособности через привлечение дополнительных инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма, рост экспорта товаров и услуг, производимых на территории, расширение участия территории в реализации международных, федеральных, региональных программ и, следовательно, максимальное удовлетворение нужд и потребностей населения.
В настоящее время продвижение территорий осуществляется как посредством традиционных (offline) (реклама, PR, в т.ч. через различные каналы СМИ, организация и участие в событийных мероприятиях культурного, спортивного и делового характера и др.), так и стремительно развивающихся видов цифровых (online) инструментов (социальные сети (SMM) и блоги, интернет-форумы, видео-реклама, поисковой маркетинг (SEM), поисковая оптимизация (SEO), цифровой контент маркетинг, e-mail маркетинг, пресс-релизы в онлайн медиа, push- уведомления, мобильные приложения, краудсорсинговые платформы и др.
С начала пандемии пользователи Интернета, значительное количество времени находящиеся на самоизоляции, начали еще чаще обращаться к цифровым коммуникациям, адаптируясь к беспрецедентным изменениям в привычном укладе жизни.
Успешность применения интернет-маркетинга зависит от оперативного учета складывающихся в этой области тенденций, в числе которых:
1) увеличение объемов информации, использование больших объемов баз данных (Big Data), позволяющих охватить значительное количество потенциальных потребителей;
2) рост персонализированности и нацеленности маркетинга, таргетинг рекламы с сегментацией целевой аудитории, выделением той ее части, которая удовлетворяет заданным критериям, созданием и проведением рекламных кампаний именно для нее;
3) развитие контента и рекламы на различных видеоплатформах (Instagram, Facebook и др.), обусловленное ростом доли интернет - трафика по сравнению с телевидением, что позволит вовлекать новых пользователей и использовать возможности социальных медиа;
4) лидирование видеомаркетинга в цифровой среде.
Очевидно, что интернет-маркетинг на современном этапе развития предоставляет широкие возможности для продвижения, как территорий, так и туристских продуктов и направлений, которые они предлагают. Использование широкого спектра его инструментов позволяет эффективно продвигать региональные туристские бренды, формируя у потребителей позитивные представления не только о туристских достопримечательностях региона, но и позиционируя территорию как центр туризма, предлагающий услуги на уровне мировых стандартов.
Список литературы
1. Агешкина Н.А. Основы турагентской и туроператорской деятельности: учебное пособие / Н.А. Агешкина. Москва: ИНФРА -М, 2021. 567 с.
2. Андреев В.Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме: учебное пособие / В.Д. Андреев. Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. 392 c.
3. Кокорев А.С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Московский экономический журнал, 2019. № 1. С. 252-259.
4. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 27.04.2022).