Научная статья на тему 'Цифровое развитие банковского сектора и проблемы регулирования'

Цифровое развитие банковского сектора и проблемы регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые банковские сервисы / регулирование деятельности финансовых институтов / защита прав потребителей / конкурентная среда / digital banking services / regulation of financial institutions / consumer protection / competitive environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Светлана Валерьевна

Предмет/тема. В статье рассматриваются основные направления развития цифровых банковских сервисов и роль регулирования в повышении их эффективности и минимизации сопутствующих рисков. Автор определил основные направления развития регулирования в условиях цифровизации финансового рынка. Цели/задачи. Перед банками всех форматов, как небольшими, так и крупными игроками, стоит сложная задача: обеспечить полный спектр автоматизации и цифровизации как внутренних так и внешних сервисов. В этой связи развитие регулирования вместе с развитием цифровых банковских сервисов будет играть все большую роль в эффективном функционировании банковского сектора. Методология. При написании работы применялись общие и специальные методы исследования. Вывод. Развитие цифровых банковских сервисов требует тонкой настройки регулирования финансового рынка в целях сохранения финансовой стабильности и развития финансовых инноваций. Очевидно, что благоприятная нормативно-правовая база позволит снизить риски в процессе перехода к цифровым экосистемам, в том числе с точки зрения защиты прав потребителей и сохранением конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF DIGITAL DEVELOPMENT OF THE BANKING SECTOR

Subject/topic. The article discusses the main directions of development of digital banking services and the role of regulation in increasing their efficiency and minimizing associated risks. The author has identified the main directions of regulation development in the conditions of digitalization of the financial market. Goals/Objectives. Banks of all formats, both small and large players, face a difficult task: to provide a full range of automation and digitalization of both internal and external services. In this regard, the development of regulation together with the development of digital banking services will play an increasingly important role in the effective functioning of the banking sector. Methodology. General and special research methods. Conclusions and Relevance. The development of digital banking services requires fine-tuning of financial market regulation in order to maintain financial stability and develop financial innovations. It is obvious that a favorable regulatory framework will reduce the risks in the process of transition to digital ecosystems, including from the point of view of consumer protection and preservation of the competitive environment.

Текст научной работы на тему «Цифровое развитие банковского сектора и проблемы регулирования»

Цифровое развитие банковского сектора и проблемы регулирования

Зубкова Светлана Валерьевна,

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института научных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: svzubkova@fa.ru

Предмет/тема. В статье рассматриваются основные направления развития цифровых банковских сервисов и роль регулирования в повышении их эффективности и минимизации сопутствующих рисков. Автор определил основные направления развития регулирования в условиях цифровизации финансового рынка. Цели/задачи. Перед банками всех форматов, как небольшими, так и крупными игроками, стоит сложная задача: обеспечить полный спектр автоматизации и цифровизации как внутренних так и внешних сервисов. В этой связи развитие регулирования вместе с развитием цифровых банковских сервисов будет играть все большую роль в эффективном функционировании банковского сектора. Методология. При написании работы применялись общие и специальные методы исследования.

Вывод. Развитие цифровых банковских сервисов требует тонкой настройки регулирования финансового рынка в целях сохранения финансовой стабильности и развития финансовых инноваций. Очевидно, что благоприятная нормативно-правовая база позволит снизить риски в процессе перехода к цифровым экосистемам, в том числе с точки зрения защиты прав потребителей и сохранением конкурентной среды.

Ключевые слова: цифровые банковские сервисы, регулирование деятельности финансовых институтов, защита прав потребителей, конкурентная среда.

Настоящая статья подготовлена в рамках Прикладной научно-исследовательской работы «Новые подходы к регулированию финансового рынка в условиях возрастающих рисков неопределенности экономического развития при введении санкцион-ных ограничений» (тема 1022041100225-2-5.2.4)

Переход к цифровой экосистеме приводит к появлению новых участников, технологий и инновационных бизнес-моделей, а также ставит новые задачи перед политиками и регулирующими органами организовать процесс управления рисками для поддержания финансовой стабильности и при этом дать возможность активно внедрять эффективные инновации.

По некоторым данным спрос на цифровые банковские услуги будет неуклонно расти (рис. 1) [1].

е

Рис. 1. Развитие банковских цифровых услуг Источник: цифровая трансформация банковских сервисов [1].

Прогнозируется, что к 2024 году в США будет 47,5 миллионов владельцев банковских счетов, использующих только цифровые технологии, что говорит об активном развитии банков, использующих только дистанционное обслуживание [2].

Рассмотрим основные цифровые тенденции в банковском секторе.

Активно развиваются дистанционные безналичные платежи, которые становятся все более безопасными и встроенными. Встроенные финансы, в которых сразу задействованы четыре игрока: пользователь, цифровая платформа, инфраструктура встроенного финансирования и финансовое учреждение в виде банков, небанковских кредитных организаций и небанковских финансовых компаний (НБФК), оказывающих услуги страхования или др., позволяют интегрировать платежи, кредиты, страхование и даже инвестиционные инструменты практически в любую нефинансовую услугу или продукт. Ожидается, что в ближайшие несколько лет использование модели встроенного финансирования позволит традиционным банкам сэкономить затраты на маркетинг и брендинг, а цифровые приложения позволят увеличить доход на пользователя в несколько раз. Но для этого банки должны активно преобразовать как клиентскую, так и внутреннюю часть своих платежных серви-

сов, включая бесконтактные платежи, мгновенные платежи, цифровые кошельки, Р2Р-платежи и так далее; структурно перестраивая свои экосистемы, включая развитие BNPL, цифровую валюту центрального банка и др. Например, более 39% американцев признаются, что уже хотя бы раз пробовали БЫРЬ [3], что свидетельствует о наличии серьезных конкурентов в виде финтехкомпаний для традиционных финансовых институтов.

Активный переход к безналичным операциям приводит к более значительным и обширным преобразованиям. Оно затрагивает не только традиционные способы оплаты услуг или товаров, но и меняет всю платежную инфраструктуру и развивает новые бизнес-модели.

Исследование PwC «Платежи 2025 и далее» позволило спрогнозировать, что к 2030 году объемы безналичных платежей почти утроятся (рис. 2) [4].

Рис. 2. Прогноз роста объема безналичных платежей к 2030 г.

Источник: Payments 2025 and Beyond I PwC [4].

Для более традиционных поставщиков цифровых финансов, таких как банки, операторы мобильной связи и микрофинансовые учреждения, роль и влияние стимулирующего регулирования цифровых финансов, а также его параметры, достаточно четко определены, как в России, так и во многих других странах. В то же время для новых участников рынка, таких как игроки в сфере финансовых технологий, благоприятная нормативно-правовая база менее ясна. В частности, в России мегаре-гулятор не определился, какие функции и полномочия можно предоставить компаниям FinTech, что, вероятно, может сдерживать предпринимателей от выхода на рынок. Продолжаются дискуссии о финансовых технологиях и регулировании. Управление финансового надзора Великобритании (FCA) выражало обеспокоенность по поводу потенциального «дикого запада» финансовых технологий в некоторых странах из-за отсутствия надзора со стороны регулирующих органов [5].

Другие цифровые технологии, применяемые активно банками, такие как облачные технологии и API, также требуют внимания.

Открытый банкинг (также называемый открытыми банковскими данными) позволяет банкам предоставлять доступ и контроль над клиентскими банковскими транзакциями и финансовыми данными другим компаниям через API. Некоторые ис-

следования показывают, что около 97% компаний, которые уже внедрили открытый банкинг, признают, что это принесло пользу их бизнесу, а именно улучшило обслуживание клиентов, вовлечение клиентов, способность предоставлять новые услуги и генерировать новые потоки доходов [6].

API-интерфейсы, внедряемые банками, позволяют подключить сторонние компании быстрее, удобнее и экономичнее, по сути банковское дело представить в виде услуги (BAAS).

Основная цель услуги BaaS - дать возможность финансовым компаниям и финтех-стартапам создавать банковские предложения поверх регулируемой инфраструктуры провайдеров, что позволяет управлять банковскими операциями, по сути, без создания собственного банка.

В отчете Finastra о состоянии финансовых услуг говорится, что банковское дело как услуга окажет серьезное влияние на 85% мировых финансовых учреждений [6].

Важно отметить, что принятие подхода, когда регулирование следует за инновациями, позволяет обеспечить некоторые гарантии цифрового развития с минимизацией рисков. Важным для регуляторов остается и защита прав потребителей. Регулирующие органы должны сопоставлять социальную интеграцию и коммерческую выгоду с защитой конфиденциальности, выбора и контроля граждан.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Основная роль регулирования в этой связи заключается в обеспечении информирования потребителей и предотвращения недобросовестной практики со стороны поставщиков цифровых сервисов.

В дополнение к влиянию регулирования на потребителей, с увеличением перехода к цифровой экосистеме, регулирование также играет роль в содействии конкуренции и инновациям для поставщиков цифровых финансовых услуг.

Цифровая трансформация затронула и другие отрасли финансового рынка, что привело к усилению конкуренции между различными видами финансовых институтов, в первую очередь это касается платежных сервисов, как же было сказано выше, и страхования.

Цифровая трансформация в страховании происходит медленнее, чем в других отраслях, из-за жесткой и постоянно меняющейся политики регулирования, которая задерживает внедрение новых технологий. Однако по мере того, как клиенты переходят в онлайн практически во всех сферах своей жизни, меняются и бизнес страховщиков.

По мнению МсК^еу, высокоэффективный бизнес цифрового страхования основан на четырех фундаментальных элементах:

• цифровой портфель продуктов и услуг в экосистеме партнеров;

• расширенная аналитика;

• омниканальный клиентский опыт;

• автоматизированные операции [7].

Цифровой портфель продуктов и услуг в экосистеме партнеров предполагает использование ряда современных технологических трендов, таких как искусственный интеллект, динамическое ценообразование, Интернет вещей и так далее. В отчете МсК^еу подчеркивается, что портфель продуктов должен быть цифровым и применять динамическое ценообразование. Динамическое ценообразование позволяет постоянно корректировать цены в режиме реального времени на основе прогнозной аналитики, которая анализирует широкий спектр потенциальных факторов, чтобы предложить лучшие цены.

Перед страховщиками стоит сложная задача развития андеррайтинга путем создания экосистемы вокруг потока данных, сотрудничая с компаниями из других отраслей и предлагая продукты и услуги, страхование которых является лишь одним из компонентов.

Страховые компании все чаще обращаются к передовой аналитике. Это может помочь компании изучить множество данных для получения актуальной информации, которую можно использовать в различных бизнес-сценариях. Это помогает не только принимать решения и защищать бизнес от опасностей, но и определять новые возможности роста на основе данных клиентов. = Омниканальный клиентский сервис страховых е компаний предполагает доступ клиентов к стра-Я ховым услугам по нескольким каналам с одина-° ковым уровнем пользовательского опыта. Поэто-ав му все больше и больше страховщиков переходят

на омниканальную стратегию, ориентированную на пользователя, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Страховые компании активно работают над повышением удовлетворенности клиентов при одновременном снижении эксплуатационных расходов.

Однако помимо традиционной автоматизации процессов, которая автоматизирует все процессы на каждом этапе цепочки создания стоимости, страховщики начинают внедрять роботизированную автоматизацию процессов (RPA) с передовым искусственным интеллектом для оптимизации всего процесса.

По данным McKinsey & Company, к 2025 году страховой сектор потенциально автоматизирует 25% своих процессов, а в основе изменений лежит технология RPA. Однако важно отметить, что, поскольку затрагивается каждый уровень, достижение высокого уровня автоматизации требует фундаментальных изменений ИТ-архитектуры [8].

Инвестиционные услуги, включая управление активами и благосостоянием, также переживают значительные изменения. Около 7,7% финансовых консультантов из США и Канады признались, что потеряли бизнес, поскольку у них не было необходимых инструментов, когда личные встречи были сокращены из-за пандемии. Таким образом, более трех четвертей мировых управляющих активами считают цифровую трансформацию главным приоритетом [9].

Некоторые тенденции, которые перечислены выше, такие как внедрение облачных технологий, автоматизация процессов, API и улучшение качества обслуживания клиентов, также актуальны для инвестиционного сектора. В то же время все более актуальным для цифрового развития инвестиционных услуг становится кибербезопасность.

По данным Private Banker Internationale каждый пятый инвестор пострадал от финансового мошенничества за последние 3 года. С другой стороны, у неинвесторов уровень мошенничества ниже -только один из десяти случаев [10].

Многие инвестиционные банки и компании по управлению активами экспериментируют с голосовой биометрией, чтобы повысить безопасность и качество обслуживания клиентов во время телефонных транзакций. Среди других стратегий кибербезопасности - передовые технологии шифрования, такие как многофакторная аутентификация или виртуальные частные сети (VPN), электронные подписи, обнаружение аномалий в сетевом трафике, предупреждения о возможных угрозах или взломах, идентификация на основе контента и многое другое.

Еще одна важная стратегия, которая набирает обороты, - это архитектура нулевого доверия (ZTA) или модель безопасности с нулевым доверием. Основная идея, лежащая в ее основе,- «никогда не доверяй, всегда проверяй». Это означает, что устройствам никогда не следует доверять по умолчанию, даже если они подключены к управляемой корпоративной сети и были подтверждены

ранее. Это помогает предотвратить утечку данных, устраняя концепцию доверия из сетевой архитектуры [11].

Роботизация инвестиционной отрасли финансового рынка позволяет развивать гибридные возможности консультирования в целях снижения затрат и обеспечения автоматизированных инвестиций на основе алгоритмов самообучения. В то же время большая часть доверия к инвестициям клиентов исходит из личных отношений. Около 54% инвесторов признают, что из-за волатильности рынка, вызванной COVID-19, они потеряли доверие к использованию роботов-консультантов, а 67% инвесторов хотят получить цифровой опыт, предполагающий взаимодействие с советником-человеком [12].

Развитие цифровых банковских сервисов привело к реорганизации внутренних сервисов как банков, так и других финансовых институтов, в первую очередь трансформации бухгалтерского учета.

Новые технологии, такие как автоматизация процессов, машинное обучение и другие, все чаще применяются в отрасли, чтобы переосмыслить подход и к бухгалтерскому учету, как к непрерывному процессу.

Дальнейший рост отрасли налогообложения и бухгалтерского учета, а также непрерывный учет как тенденция невозможны без анализа данных, что также является важной тенденцией в финансовой отрасли. Аналитика данных использует искусственный интеллект и прогнозную аналитику для решения ряда задач бухгалтерского учета, таких как финансовая отчетность и прогнозы, постоянные изменения налогового законодательства, нормативных требований и стандартов бухгалтерского учета и т.д. В целях стандартизации и объединения транзакционных данных из разных источников активно внедряется гармонизация данных - процесс объединения организованных, полуструктурированных и неструктурированных данных в одну единую систему. Гармонизация данных помогает устранить двусмысленность, связать записи и установить стандарты, которые закладывают фундамент для дальнейших улучшений с точки зрения анализа данных в бухгалтерском учете.

Чтобы избежать подавления инноваций и способствовать безопасному и ответственному развитию, все большее число регулирующих органов прибегает к подходу «песочницы». Кроме «песочниц», можно использовать и другие известные механизмы поддержки финансовых инноваций, в том числе «инновационные центры (финтех)», «инкубаторы (финтех)», «акселераторы (финтех)» и «отраслевые песочницы», позволяющие информировать о политике в области финансовых технологий (и отборе компаний для участия в «песочнице»).

В недавней дискуссионной записке по FinTech МВФ указывает на четыре соображения, которые следует учитывать органам финансового регулирования в будущем: из-за растущего разнообразия финтехкомпаний уделять повышенное внимание их роли и месту в архитектуре финансового рынка;

усилить правила и стандарты, гарантирующие целостность данных, алгоритмов и платформ; активно проводить политику поддержки открытых сетей; модернизировать правовые принципы для разъяснения прав и обязанностей поставщиков финансовых услуг в новой среде [13].

Литература

1. Mindk [Электронный ресурс]. - URL: https://www. mindk.com/blog/digital-transformation-in-financial-services/ (дата обращения: 09.09.2023).

2. Neobanks: Explained + List of Top Neobanks in 2023 Insaider Intelligence. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.insiderintelligence.com/ insights/neobanks-explained-list (дата обращения: 09.09.2023).

3. Buy Now, Pay Later - Boom or Bust? I eReport and Infographic Thestrawgroup Электронный ресурс]. - URL: https://thestrawgroup.com/buy-now-pay-later-boom-or-bust/ (дата обращения: 09.09.2023).

4. Payments 2025 and Beyond. PwC [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pwc.com/gx/en/in-dustries/financial-services/publications/financial-services-in-2025/payments-in-2025.html (дата обращения: 09.09.2023).

5. Williams-Grut, "Britain's Finance Watchdog Is Worried about 'Wild West' Fintech in Some Parts of the World." [Электронный ресурс]. - URL: https://www.financedigitalafrica.org/wp-content/ uploads/2018/08/FiDA-Snapshot-14-What-is-the-role-of-regulation-in-digital-finance.pdf (дата обращения: 09.09.2023).

6. Finastra: Financial Services State of the Nation Survey 2021 I Finastra[Электронный ресурс]. -URL: https://www.finastra.com/viewpoints/re-search/finastra-financial-services-state-nation-survey-2021 (дата обращения: 09.09.2023).

7. Mckinsey [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.mckinsey.com/industries/financial-services/ our-insights/global-insurance-report-2023 (дата обращения: 09.09.2023).

8. Automation at scale is driving transformative change across insurance I McKinsey [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mckinsey. com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/ automation-at-scale-is-driving-transformative-change-across-insurance (дата обращения: 09.09.2023).

9. Insaider Intelligence [Электронный ресурс]. -URL: https://www.insiderintelligence.com/insights/ wealth-management-ecosystem/ (дата обращения: 09.09.2023).

10. PrivateBanker International [Электронный ресурс]. - URL: https://www.privatebankerinter-national.com/comment/cybersecurity-wealth-managers/ (дата обращения: 09.09.2023)/

11. Zero trust security model [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Zero_trust_se-curity_model (дата обращения: 09.09.2023).

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

12. How COVID-19 Boosts Case For Hibrid Advace Models [Электронный ресурс]. URL: https://www. wealthbriefing.com/html/article.php?id=188519#. Yf1 OjupBxPY (дата обращения: 09.09.2023).

13. Dong He, Ross Leckow, Vikram Haksar, Tomma-so ManciniGriffoli, Nigel Jenkinson, Mikari Kashi-ma, Tanai Khiaonarong, Céline Rochon, and Hervé Tourpe // Fintech and Financial Services: Initial Considerations: [Электронный ресурс]. -URL: https://www.imf.org/en/Publications/Staff-Discussion-Notes/Issues/2017/06/16/Fintech-and-Financial-Services-Initial-Considerations-44985 (дата обращения: 09.09.2023).

PROBLEMS OF REGULATION OF DIGITAL DEVELOPMENT OF THE BANKING SECTOR1

Zubkova S.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Subject/topic. The article discusses the main directions of development of digital banking services and the role of regulation in increasing their efficiency and minimizing associated risks. The author has identified the main directions of regulation development in the conditions of digitalization of the financial market. Goals/Objectives. Banks of all formats, both small and large players, face a difficult task: to provide a full range of automation and digitalization of both internal and external services. In this regard, the development of regulation together with the development of digital banking services will play an increasingly important role in the effective functioning of the banking sector. Methodology. General and special research methods.

Conclusions and Relevance. The development of digital banking services requires fine-tuning of financial market regulation in order to maintain financial stability and develop financial innovations. It is obvious that a favorable regulatory framework will reduce the risks in the process of transition to digital ecosystems, including from the point of view of consumer protection and preservation of the competitive environment.

Keywords: digital banking services, regulation of financial institutions, consumer protection, competitive environment.

References

1. Mindk [Electronic resource]. - URL: https://www.mindk.com/ blog/digital-transformation-in-financial-services/ (accessed: 09.09.2023).

2. Neobanks: Explained + List of Top Neobanks in 2023 Insaid-er Intelligence. [electronic resource]. - URL: https://www.insid-erintelligence.com/insights/neobanks-explained-list (accessed: 09.09.2023).

3. Buy Now, Pay Later - Boom or Bust? I EReport and Infographic Thestrawgroup Electronic resource]. - URL: https://thes-trawgroup.com/buy-now-pay-later-boom-or-bust / (accessed: 09.09.2023).

4. Payments 2025 and Beyond. PwC [Electronic resource]. - URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/financial-services/publi-cations/financial-services-in-2025/payments-in-2025.html (accessed 09.09.2023).

5. Williams-Grut, "Britain's Finance Watchdog Is Worried about 'Wild West' Fintech in Some Parts of the World." [Electronic resource]. - URL: https://www.financedigitalafrica.org/wp-con-tent/uploads/2018/08/FiDA-Snapshot-14-What-is-the-role-of-regulation-in-digital-finance.pdf (accessed: 09.09.2023).

6. Finastra: Financial Services State of the Nation Survey 2021 I Finastra [Electronic resource]. - URL: https://www.finastra.com/ viewpoints/research/finastra-financial-services-state-nation-survey-2021 (accessed 09.09.2023).

7. Mckinsey [Electronic resource]. - URL: https://www.mckinsey. com/industries/financial-services/our-insights/global-insurance-report-2023 (accessed: 09.09.2023).

8. Automation at scale is driving transformative change across insurance I McKinsey [Electronic resource]. - URL: https:// www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/ automation-at-scale-is-driving-transformative-change-across-insurance (accessed: 09.09.2023).

9. Insaider Intelligence [electronic resource]. - URL: https:// www.insiderintelligence.com/insights/wealth-management-ecosystem/ (accessed: 09.09.2023).

10. PrivateBanker International [Electronic resource]. - URL: https:// www.privatebankerinternational.com /comment/cybersecurity-wealth-managers/ (accessed: 09.09.2023).

11. Zero trust security model [Electronic resource]. - URL: https:// en.wikipedia.org/wiki /Zero_trust_security_model (accessed: 09.09.2023).

12. How COVID-19 Boosts Case For Hibrid Advace Models [Electronic resource]. - URL: https://www.wealthbriefing.com/html/ article.php?id=188519#. Yf1OjupBxPY (accessed: 09.09.2023).

13. Dong He, Ross Leckow, Vikram Haksar, Tommaso ManciniGriffoli, Nigel Jenkinson, Mikari Kashima, Tanai Khiaonarong, Céline Rochon, and Hervé Tourpe // Fintech and Financial Services: Initial Considerations: [Electronic resource]. - URL: https://www.imf.org/en/Publications/Staff-Discussion-Notes/ Issues/2017/06/16/Fintech-and-Financial-Services-Initial-Considerations-44985 (accessed: 09.09.2023).

a.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ô 1 This article was prepared within the framework of the Applied research work «New approaches to financial market regulation in conditions of increasing risks of uncertainty of economic cn development with the introduction of sanctions restrictions» (topic 1022041100225-2-5.2.4).

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.