Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1089
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / информатизация / экономика / образование / тенденции / умный город / цифровой рубль / риски / digitalization / informatization / economy / formation / trends / clever city / digital rouble / risks
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Дементьев Б.П.

д.и.н., профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, экономика, образование, тенденции, умный город, цифровой рубль, риски.

Keywords: digitalization, informatization, economy, formation, trends, clever city, digital rouble, risks.

Что такое цифровизация?

Цифровизация - это когда цифровые технологии должны войти в различные сферы жизнедеятельности человека с целью улучшить качество жизни, создать условия для прорывного развития экономики. Цифровизация должна взять на себя стандартную, монотонную, рутинную деятельность. Освободить человека от «текучки» и дать возможность заниматься творчеством.

Основными инструментами цифровизации должно стать использование искусственного интеллекта (ИИ), роботизации, человеко-машинных интерфейсов, нейронных сетей, машинного обучения, Интернета вещей, Big Data.

В этом контексте правительство РФ на ближайшее десятилетие запланировало реализацию следующих проектов:

1. Создание Единой централизованной цифровой платформы (ЕЦЦП) в социальной сфере. То есть, ликвидация справок, бумажного документооборота для получения социальной федеральной помощи гражданам. Уже сейчас принципы ЕЦЦП начинают реализовываться. Так, на портале «Госуслуги» есть опция подачи заявлений в детский сад, школу, оформления социальных выплат или больничного. Правительством планируется развитие механизма «обратная связь» - собирать и анализировать информацию от граждан по конечному результату (реализована помощь, соцзащита или нет). Запланирован запуск единого «контакт-центра» по взаимодействию с населением для получения адекватной информации.

2. Создание Электронного кадрового документооборота (ЭКД). Предусматривается перевод всех документов, касающихся трудовых отношений в «цифру». В связи с этим, будут модернизированы поисковые системы занятости населения государственных служб для эффективного использования потенциальных работников (портал «Работа в России»).

3. Создание условий для масштабной цифровой трансформации промышленности, прежде всего обрабатывающих отраслей. Это предполагает, прежде всего, увеличение доли собственной базы цифровой модернизации промышленности, собственные электронные компоненты. Причем поставлена задача не копировать зарубежные образцы (любая копия хуже оригинала). Производство должно быть конкурентоспособным, качественным и менее затратным1.

Цифровизацию надо отличать от информатизации. Цифровизация (в отличие от информатизации) предполагает определенную автономию, независимость операций. Этот механизм, работая по алгоритму, тем не менее, должен не задействовать человека постоянно, а самостоятельно выбирать оптимальные способы решения проблемы. Например, на предприятии, в учреждении есть компьютерная сеть и выход в Интернет. Это информатизация. Цифровой деятельность станет, когда сеть станет системой, целостным механизмом и будет находить оптимальные решения (применение же компьютера и Интернет никак не гарантирует позитивный эффект).

То же самое в системе образования. Электронные учебники - это информатизация. Учебники, которые будут учитывать (интерактивность) запросы конкретного студента (учащегося) - это цифровизация.

Объективные возможности для цифровизации в мире созрели. В 2021 г. из 7,8 млрд. чел. населения планеты 5,2 млрд. пользовались мобильной связью (66% населения). Причем, количество смартфонов еще больше - 6,2 млрд. Повлиял на информатизацию (в перспективе - цифровизацию) и COVID. Интернет-покупками пользовались 2,1 млрд. человек (27% населения мира)2.

Какие направления развития цифровизации перспективны и можно использовать уже сейчас?

1. Блокчейн

Блокчейн - это цепь из блоков. Это создание непрерывной последовательной цепочки (связный список) блоков информации. Впервые блокчейн реализовался в системе «Биткойн»; поэтому часто и отождествляется с транзакциями криптовалют. Однако технологию блокчейна можно использовать на любых взаимосвязанных информационных бло-

1 Колодник Т.Д. Развитие теории цифрового маркетинга // Наука и инновации. 2021. -

2 www.spark-ru.turbjpages.org/trashbox.ru/logotip.online.statistika.ru/

№ 1 (215). - С. 55-56.

ках. Это - кибербезопасность, идентификация пользователей, финансовые операции, банковские учреждения. В системе образования: фиксация реестра, сертификация, учет правонарушений, занятость, лицензирование, авторское и смежное право и т. д.

2. Big Data («Большие данные»)

Технологии «Больших данных» востребованы в тех организациях и учреждениях где происходит модернизация, накапливаются большие объемы информации. Там, где использование традиционных способов обработки информации дают эффективный результат, «Большие данные» не будут обязательными и необходимыми. В других вариантах, например, проект «Электронный рецепт» BigData будут весьма востребованы.

3. Интернет вещей

На макроуровне - это городские инфраструктуры. Например, «умные» светофоры и фонари (это значительно сокращает эксплуатационные и капитальные затраты), транспортные системы электронного сбора оплаты проезда (Toll и пр.), в промышленности - датчики износа оборудования, автомобили - дистанционное управление приборами (IoT датчики) и т.д.

4. Облачные технологии

Это, прежде всего, использование виртуальных серверов, контейнеров, хранилищ для обеспечения необходимого уровня безопасности пользовательских данных, набор сервисов, возможность наиболее полного их доступа1.

5. «Умные» города

Города укрупняются, становятся мегаполисами, а существующие еще больше разрастаются. Это проблема распределения ресурсов и в целом управления территориями. Цифровизация в этом плане предполагает: 1) видеоаналитику. Классификация автомобилей, общественного транспорта (прокладка маршрута), велосипедных дорожек, фиксация правонарушений автомобилистами и пешеходами, 2) скоростная беспроводная связь. Без этого невозможны Интернет-вещей, сети 5G, 3) роботизация. Это - автоматические многоэтажные парковки, система ремонта дорог, вывоза мусора (и сортировка), чистка тротуаров управляемыми роботами, роботы-курьеры. 4) автономный общественный транспорт (беспилотники, автоматическое такси), 5) магазины без продавцов. Отсутствуют кассы, продавцы, очереди; нет и терминалов оплаты - покупатель берет товар и средства с его счета списываются автоматически, 6) реклама и маркетинг. Система торгового центра распознает покупателя и определяет его интересы, предлагая персонализированную информацию, 7) телемедицина, роботохирургия. Возможность удаленно диагностировать стандартные заболевания (первичная диагностика автоматическими системами - затем заключение врача); проведение удаленно хирургических операций роботами-хирургами (нужны высокоскоростные сети 5G), 8) искусственный интеллект, машинное обучение. Посредством специализированных нейросетей: распределение лекарств по конкретным больницам и аптекам, освещение транспорта, парковка, мониторинг энергоснабжения, водоснабжения, ДТП и т.д., 9) 3D принтеры (создание новых материалов)2.

6. Цифровой рубль

Это будет третий вариант (кроме наличных и безналичных) денег. Крипторубль будет своеобразной валютой. И эту криптовалюту будет эмитировать и контролировать сам Центробанк (ЦБ). Цифровые коды и электронные кошельки будут в ЦБ. Платежи проходят быстро, безопасно, снижается стоимость услуг, сокращается объем наличных средств. Транзакции будут прозрачные и целевые (в отличие от наличного и безналичного расчета), что позволит мо-ниторить нецелевые расходы и возможность коррупции. Поскольку безналичные платежи будут осуществлять оффлайн (без Интернета), это создаст устойчивость национальной финансовой системы, независимость от доллара и SWIFT3.

Плюсы цифровизации:

1. Процессы автоматизируются; прежде всего, по обработке больших объемов информации и логистике;

2. Снижается число ошибок, исключаются риски «человеческого фактора»;

3. Сокращаются расходы (времени, материалов);

4. Возможность аналитических прогнозов;

5. В целом, процессы ускоряются (например, оцифровка документооборота и автоматизирование обработки данных ведет к сокращению поиска необходимой информации)4.

Плюсы в образовательной среде:

1. Доступность образовательных курсов. Причем, без привязки к территории или времени;

2. Экономия средств (арендная плата, транспортные и коммунальные расходы, обслуживающий персонал, методическое обеспечение);

3. Гибкий образовательный процесс (возможность реализации индивидуальных программ, учитывающих подготовку, особенности, потребности обучающихся);

4. Интерактивная среда - например, в чате учащийся может мгновенно отреагировать репликой или вопросом;

1 Управление научно-техническим развитием: горизонты цифровой экономики. - М.: Восход-А, 2020. - С. 34-35.

2 Богнер Р. Введение в цифровую фильтрацию. - М.: АСТ, 2020. - С. 75-76.

3 Кучеров И.И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта // Финансовое право. 2021. - № 4. - С. 5.

4 Авдеева И.Л. Цифровая трансформация экономических процессов: возможности и угрозы // Финансовый бизнес. 2020. -№ 1. - С. 6-7.

5. Приобретение критических навыков. Учащийся, слушая лекцию, работая на семинарском занятии, естественно «сидит» на телефоне, читает Интернет, но видит: 1) информация зачастую поверхностная, 2) часто противоречивая, 3) нередко «фейковая» (явно ошибочная). Таким образом, включается механизм сомнения, критики и анализа1.

Минусы цифровизации:

В глобальном (стратегическом) аспекте. Возможно:

1. Люди теряют важные навыки поколений, отучаются делать что-либо самостоятельно. Не только руками, но и головой. Сделать табуретку? В Интернете чертеж. Приготовить обед? Тысячи пошаговых рецептов. Хорошо? Хорошо. А если Интернет «упадёт» или (не дай Бог) отключится? Многие люди станут просто беспомощны.

2. Люди отучаются что-либо планировать, терпеть и преодолевать. В Интернете можно получить любое удовольствие, реализовать любые желания (например, в виртуальной реальности - возможная «Метавселенная»). Жить только «здесь и сейчас». И когда такой человек сталкивается с реальным, а не выдуманным миром - это нередко вызывает растерянность, затем - раздражение, затем, возможно, гнев, а затем (как показывает практика терактов) -ярость. Это очень опасно.

3. Человечество будет всё более слабым и больным. Постоянная привязка к гаджетам и мониторам не будет способствовать здоровью.

4. Люди потеряют индивидуальную свободу и будут тотально контролируемы. Уже и сейчас тысячи видеокамер, распознавание лиц, определение смартфоном (даже в выключенном состоянии) местонахождения и всех таких характеристик. В будущем это многократно усилится2.

Риски на государственном уровне:

1. Угрозы кибертерроризма. Зачем что-то взрывать, когда компьютером можно обесточить электростанцию или парализовать общественный транспорт целого города.

2. Интернет, его анонимные сегменты (Tor, Brave и т.п.) могут использоваться для торговли оружием, наркотиками, распространением преступности всех мастей.

3. Уклонение от уплаты налогов, незаконный трансфер капиталов, использование криптовалют (прежде всего, биткойна) для отмывания преступных доходов.

4. Незаконная предпринимательская деятельность по каналам Интернет (варианты электронной торговли, «серых» финансовых услуг)3.

Минусы цифровизации в оперативном (и тактическом) аспекте:

1. В образовательной среде наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся. Многочасовые с небольшими перерывами уроки (пары), проводимые на «удалёнке» (дистанте) отрицательно сказываются и на физическом, и на психическом состоянии учащихся.

2. Как показывает практика, у значительной части обучающихся вырабатывается привычка (которую трудно переломить) даже не читать Интернет, а искать быстрый (поверхностный) ответ (википедия, поиск google и яндекс). Утрачивается способность не только анализировать, но даже читать большой текст.

3. Снижаются социальные навыки. Нет «живого» общения. Подростки, молодые люди, «зависая» в соцсетях и на «удалёнке», просто теряются в реальном общении4.

Пути решения возникающих проблем:

1. Разработка Федеральной комплексной программы цифровизации, включающую координацию работы различных министерств, сроки и компетенции5;

2. Детализированная разработка законодательства цифровой деятельности на всех уровнях (федеральный, региональный, муниципальный)6;

3. Подготовка кадров для цифровизации, обучение и повышение квалификации по государственным программам;

4. Создание цифровой инфраструктуры, ускоренная разработка и массовое внедрение собственных операционных систем (ОС), софтов, приложений и собственного «железа» (процессоры, материнские платы, твердые накопители и т.д.)

5. Введение целевого прогрессивного налогообложения на сверхприбыль и роскошь (элитные автомобили, особняки, яхты и пр.) Полученные средства направлять в Фонд развития цифровизации;

6. Социальные гарантии для высвобождающегося (безработного) в результате роботизации населения. Варианты - 4-х дневная рабочая неделя, 6-ти часовой рабочий день, вакансии трудоустройства, бесплатные курсы переподготовки и переквалификации7;

1 Алексюк Ю.О. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель-студент» в цифровой среде вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. - № 1 (224). - С. 70-71.

2 Баева Л.В. Влияние цифровизации на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. -Т. 20, № 2. - С. 133-134.

3 Бокова Л.Н. Правовой режим создания безопасной цифровой среды// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2020. - Т.24, № 2. - С. 275-276.

4 Гузеев М.С. Цифровизация деятельности образовательных организаций // Вопросы педагогики. 2020. - № 1-2. - С. 87-88.

5 Амирханова Л.А. Дидактические возможности цифровой среды // Стандарты и мониторинг. 2020. - № 5. - С. 56.

6 Акулич М.В. Интернет-маркетинг. - М.: Дашков, 2020. - С.17.

7 Индикаторы цифровой экономики: 2021. Стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - С. 215.

7. В образовательной среде: мониторинг состояния здоровья учащихся, обеспечение необходимыми аксессуарами ^еЬ-камеры, микрофоны, наушники и пр.)

Итак, цифровизация - это не панацея от всех бед и проблем. Это - инструмент. Вопрос: как будет отлажен этот инструмент, в чьих он будет руках и на что будет направлен. От ответов на эти вопросы и будет зависеть эффект циф-ровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.