Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА СВЯЗИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ИСТОРИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА СВЯЗИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок связи / информатизация / компьютеризация / цифровизация / электронная торговля / цифровые валюты / электронный банкинг / communication market / Informatization / computerization / digitalization / e-Commerce / digital currencies / electronic banking
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА СВЯЗИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ В XXI ВЕКЕ

Андрианов В.Д.

д.э.н., академик РАЕН, заслуженный экономист России, профессор МГУ

[email protected]

ИСТОРИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА СВЯЗИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: рынок связи, информатизация, компьютеризация, цифровизация, электронная торговля, цифровые валюты, электронный банкинг.

Keywords: communication market, Informatization, computerization, digitalization, e-Commerce, digital currencies, electronic banking.

Современное состояние мирового рынка услуг связи характеризуется глубокими структурными сдвигами. Интенсивные процессы компьютеризации, цифровизации, совершенствование телекоммуникационного оборудования идут параллельно с процессами приватизации национальных систем связи, появлением на рынке крупных частных фирм-операторов, что приводит к усилению конкурентной борьбы.

В результате непрерывно снижаются расценки на телекоммуникационные услуги, расширяется их ассортимент, а потенциальные пользователи имеют возможность выбора наиболее конкурентоспособного оператора.

Большинство промышленно развитых стран мира перешли на цифровой стандарт связи, который позволяет мгновенно передавать колоссальные объемы информации, при этом гарантируется высокая степень информацио нной защиты.

В отличие от аналоговой связи, основанной на медном кабеле, координатных и декадно-шаговых АТС, цифровая система связи основана на наличии электронных АТС с мощным процессором, широкой сети волоконно-оптических кабелей и радиорелейных труб.

На мировом рынке телекоммуникационных услуг укрепилась тенденция развития полносервисных сетей, построенных на базе технологии коммутации пакетов услуг. Появление подобных сетей вывело на рынок принципиально новую услугу - универсальный широкополосный доступ к услугам связи и информации.

Россия в 70-е годы прошлого столетия практически пропустила первую информационную революцию, не освоив промышленного производства цифровых АТС и оптико-волоконного кабеля. По оценкам специалистов, Россия в то время по уровню развития средств связи и телекоммуникационных систем отставала от западных стран примерно на 10-15 лет.

Доля отраслей связи и телекоммуникаций в ВВП промышленно развитых стран мира постоянно увеличивается, в начале текущего тысячелетия она составляла от 5 до 8%. В России данный показатель в то время не превышал 2%.

Рынок фиксированной телефонной связи

Основным показателем развития рынка услуг электросвязи общего пользования в начале текущего столетия была телефонная плотность (ГЦ), т.е. число телефонов на 100 жителей, которая прямо коррелировала с показателем ВВП на душу населения.

По данным официальной статистики, в 2013 г. телефонный парк в России насчитывал около 40,5 млн. аппаратов, то есть на 100 россиян приходилось 28 телефонов, в то время как на столько же жителей Западной Европы - от 50 до 60 телефонов.

Тем не менее, объем рынка фиксированной телефонной связи в России, как и во всем мире, продолжает сокращаться. Этому способствуют рост конкуренции со стороны операторов мобильной связи, удорожание самой стационарной связи, развитие IP-телефонии, смартфонов, мобильных Интернет-сервисов и устройств, сочетающих в себе телефон и ком пьютер.

С тех пор стационарная телефонная связь в России теряла примерно по миллиону абонентов в год. От фиксированной связи в России в 2019 г. отказались 2,2 млн. абонентов, уровень проникновения услуги снизился до 30%, а доходы основных операторов в этом секторе услуг связи упали на 8,9%.

Линии международной связи

В наследство от Советского Союза России досталось лишь 1100 линий международной связи с одним центром коммутации. По количеству телефонных линий связи на 1000 жителей (153) Россия занимала в начале 90-х гг. про-

шлого столетия 28 место в мире, уступая в 3-4 раза таким странам, как Швеция (684), Швейцария (608), Канада (592), Дания (583), США (561).1

В плане расширения линий международной связи наиболее важным является проект создания современной линии цифровой связи, которая должна протянуться через всю Россию. К началу третьего тысячелетия количество линий международной связи в России возросло до 70 тыс.

Связь является одной из первых отраслей российской экономики, в которой стали динамично развиваться рыночные отношения. В результате приватизации было создано 127 акционерных обществ электросвязи, оказывающих услуги связи в 89 регионах России.

Первой российской компанией из сферы связи, организовавшей и осуществившей первичное публичное размещение своих ценных бумаг за рубежом, стал «ВымпелКом» (Билайн), акции которого были включены в листинг Нью -Йоркской фондовой биржи (NYSE) 20 ноября 1996 г.

Акции «ВымпелКома» в виде американских депозитарных расписок (ADR) третьего, самого высшего уровня были размещены на бирже под символом «VIP». Это позволило компании привлечь более 60 млн. долларов на развитие сети.

Параллельно шло создание предприятий - альтернативных операторов, которые привлекли основную часть инвестиций.

В собственности государства остались только три региональных оператора связи и предприятие «Космическая

связь».

Связь остается наиболее привлекательной отраслью для капиталовложений из-за рубежа. Иностранные инвестиции в развитие российских телекоммуникационных систем за период с 1993 г. по 2020 г. оценивались в сотни миллиардов долларов.

Наибольшую активность на российском рынке телекоммуникаций проявляют норвежские, японские, германские, итальянские, финские, шведские и южнокорейские, а в последние годы и китайские транснациональные компании и операторы связи.

Рынок сотовой связи

С начала 90-х годов прошлого века в мировой системе связи фантастическими темпами развивается сотовая

связь.

Только в 2020 г. количество пользователей мобильными телефонами в мире возросло на 124 млн. и достигло 5,19 миллиарда человек. На мобильные телефоны приходилось больше половины времени, которое пользователи проводили в Интернете.

В России число абонентов сотовой связи в 1995 г. составляло всего 88,5 тыс. человек. Услугами данной системы связи пользовались преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, где было зарегистрировано около 90% всех абонентов.

В начале 2000 г. в России насчитывалось уже более 3 млн. абонентов сотовой связи, в 2001 г. - 7,8 млн., в 2002 г. -17,6 млн., в 2003 г. - 35,6 млн., в 2004 г. - 71,3 млн., в 2006 г. - 150,7 млн. абонентов, в 2009 г. - свыше 230 млн. абонентов.

В последующие годы рост сотовой связи в России несколько замедлился. В 2011 г. в России насчитывалось 203,7 млн. абонентов, в 2013 г. - 218,3 млн. абонентов. При этом значительно возрос показатель плотности мобильной связи.

По состоянию на 2014 г. крупнейшими российскими операторами мобильной связи были следующие компании: «Мобильные ТелеСистемы», оказывающая телекоммуникационные услуги под брендом «МТС» - 31% абонентов, «Вымпелком», оказывающая телекоммуникационные услуги под брендом «Билайн» - 27% абонентов и «МегаФон», оказывающая телекоммуникационные услуги под одноименным брендом - 24% абонентов.

Сегмент мобильной связи в 2019 г. вырос на 4,9%, абонентская база увеличилась на 1,7% до 260 млн. Проникновение широкополосного доступа в Интернет достигло 60%.

По состоянию на 2019 г. крупнейшими российскими операторами мобильной связи были следующие компании:

• «МТС» - 79,1 млн. абонентов;

• «МегаФон» - 75,2 млн. абонентов;

• «Вымпелком» (Билайн) - 54,6 млн. абонентов;

• «Т2 Мобайл (Теле 2) - 44,6 млн. абонентов.

На эти четыре российских компаний приходилось примерно 98% всех абонентов сотовой связи в России 2.

Несмотря на активное развитие инновационных сервисов, основным источником доходов для российских крупнейших российских операторов связи остаются традиционные телекоммуникационные услуги.

Суммарная выручка топ-30 операторов связи в России в 2019 г. увеличилась на 4,5% с 1,75 трлн. руб. до 1,84 трлн. рублей.

Согласно официальным данным отчетностей по итогам 2019 г. наибольшую выручку среди операторов связи имели: МТС - 472,6 млрд. руб., «МегаФон» - 343,4 млрд. руб., «Вымпелком» - 289,9 млрд. руб., Tele2 - 163,3 млрд. руб.

1 Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Экономика, 1999. - 662 с.

2 CNews Analytics, 2020.

По предварительным данным по итогам 2020 г. выручка российских сотовых операторов может сократиться примерно на 9-11%, в физическом выражении падение может составить 114-140 млрд. руб.

По оценкам экспертов, примерно 40% всех потерь от указанной суммы пришлось на закрытие салонов связи, 30% составили потери от дохода роуминга после закрытия границ и кратного сокращения зарубежных турпотоков.

Кроме того, компаниям пришлось вкладывать деньги в развитие современных сетей, перевод сотрудников на удаленку и бесплатный доступ к социально значимым информационным ресурсам.

Сокращение доходов крупнейших российских операторов связи в России в 2020 г. связано в основном с падением покупательной способности населения из-за длительного периода пандемии, а также из -за внедрения удаленной идентификации абонентов при регистрации новых сим -карт, которая снизила возможность продажи новым абонентам дополнительных сервисов в салонах.

Сотовая связь пятого поколения 5G

Потенциальным ресурсом для развития мировой отрасли связи является разработка и предоставление доступа к сетям и частотам, особенно к частотам сетей сотовой связи пятого поколения 5G.

Новая технология 5G в первую очередь нацелена на достижение высокой скорости передачи данных, уменьшение задержки при передаче пакета данных, снижение энергопотребления, повышение пропускной способности системы и расширение возможностей подключения дополнительных устройств. Сеть 5G специально разработана для возможности обслуживания большого количества типов оборудование связи.

В июне 2015 г. Международный союз электросвязи (МСЭ) разработал план развития этой технологии и определил ее название как «IMT-2020» - высокоскоростной Интернет по технологии 5G. К сетям пятого поколения первоначально были заявлены следующие требования (в сравнении с LTE):

• рост в 10-100 раз скорости передачи данных в расчете на абонента;

• рост в 1000 раз среднего потребляемого трафика абонентом в месяц;

• возможность обслуживания большего (в 100 раз) числа подключаемых к сети устройств; многократное уменьшение потребление энергии абонентских устройств;

• сокращение в 5 и более раз задержек в сети; снижение общей стоимости эксплуатации сетей пятого поколения.

Одной из ключевых технологий для реализации сетей сотовой связи 5G является использование в составе базовых станций многоэлементных цифровых антенных решеток с количеством антенных элементов 128, 256 и более.

Разработкой сетей и внедрением 5G активно занимаются несколько стран мира и крупнейшие мировые телекоммуникационные компании и операторы связи.

В настоящее время разработана целостная концепция стандарта 5G, проведена оптимизация и стандартизация оборудования, разработаны новые более мощные процессоры и программное обеспечение к ним. Первые опытные запуски новых технологий связи были осуществлены в 2018 г.

В частности, в США компания Verizon 1 октября 2018 г. запустила сеть 5G в 4 американских городах - Хьюстоне, Индианаполисе, Лос-Анджелесе и Сакраменто.

В Азии первой страной, запустившей новый стандарт сотовой связи, стала Республика Корея. С 5 апреля 2019 г. услуги сотовой связи пятого поколения начали оказываться в столице страны в г. Сеуле. Ранее корейская фирма Samsung разработала первый в мире модем 5G для мобильных сетей, полностью соответствующий принятым спецификациям.

В настоящее время лидером по внедрению технологии 5G является Китай. Первую пилотную сеть этого вида связи в семи городах страны 23 апреля 2019 г. запустила компания China Unicom. В начале 2020 г. услуги связи стандарта 5G предоставлялись пользователям уже в 50 городах Китая.

В Европе эта технология начала внедряться в 2019 г. Коммерческие услуги в этом формате стали оказываться в Швейцарии, Германии, Великобритании, Италии и Испании. Наибольший охват эта сеть получила в Швейцарии, где в 2020 г. сотовая связь стандарта 5G использовалась в 54 городах.

Сотовая связь пятого поколения 5G в России

В России первые тесты технологии Pre -5G были проведены в июне 2016 г. оператором связи «Мегафон» совместно с китайской компанией Huawei. Позднее 1 июня 2017 г. российская и китайская компании продемонстрировали возможность передачи данных в сетях Pre -5G со скоростью 35 Гбит/с на частоте 70 ГГц.

В 2017 г. российский Национальный исследовательский институт технологий и связи (НИИТС) проводил испытания и тестирования сетей 5G на российском оборудовании с детальным анализом радиочастотного спектра для стандарта пятого поколения.

Для создания пилотной зоны сетей мобильной связи 5G в сентябре в 2018 г. в Сколковском институте науки и технологий запустили первую базовую станцию 5G, которая работает в диапазоне 4,8-4,99 ГГц в соответствии с разрешением на использование частот, которое было выдано Государственной комиссией по радиочастотам.

Первые пробные зоны мобильной связи пятого поколения были запущены российским оператором Tele2 и компанией Ericsson в рамках соглашения, подписанного Правительством Москвы со шведским концерном в октябре 2019 г. Компания Ericsson стала первым зарубежным производителем оборудования стандарта 5G, с которым Правительство Москвы подписало соглашение о сотрудничестве и внедрении инноваций в коммуникационной сфере. Концерн обла-

дает обширным опытом внедрения и развития передовых телекоммуникационных продуктов, предназначенных для улучшения качества жизни в городской среде. Инновационные решения Ericsson на базе технологий 5G соответствуют мировым стандартам и уже применяются в коммерческих сетях в разных странах мира.

Шведская компания предоставит российским операторам связи технологические решения и программное обеспечение для сетей связи 5G. Планируется реализовать совместные проекты в сферах искусственного интеллекта, больших данных, информационной безопасности, умного города и Интернета вещей.

Ранее Правительство Москвы подписало соглашения о развитии услуг связи со всеми крупнейшими мировыми мобильными операторами мобильной связи «большой четверки». В рамках этих соглашений в августе 2017 г. МТС совместно с Nokia подготовили технологическую платформу для подключения базовых станций стандарта 5G в Москве.

В 2019 г. в Москве были запущены три пилотных сегмента сотовой связи 5G, в том числе на Тверской улице, от Кремля до Садового кольца, на ВДНХ и территории спортивного комплекса «Лужники». У компании «МегаФон» есть постоянно действующие тестовые зоны мобильной связи 5G на Воробьевых горах и в «Москва-Сити».

В июне 2019 г. между крупнейшим российским оператором связи МТС и китайской компанией Huawei было подписано соглашение о развитии сотовых сетей 5G в России. В сентябре 2019 г. при тестировании на канале связи с частотой 4,65-4,85 ГГц компанией МТС была достигнута скорость передачи данных 4,5 Гбит/с при полосе 200 МГц. МТС стала первой в России компанией, получившей лицензию на оказание услуг мобильной связи в формате 5G. Лицензия была выдана Роскомнадзором 28 июля 2020 г. на оказание услуг мобильной связи в диапазоне 24,25-24,65 ГГц по стандарту 5G/IMT -2020. Лицензия действует в 83 регионах России до 16 июля 2025 года 1. Эксперты считают получение МТС первой в России лицензии на мобильную связь пятого поколения историческим событием для развития отечественной отрасли связи, коммуникаций, цифровизации и развития новых ИТ -решений и продуктов.

Следует отметить, что диапазон 24,25-24,65 ГГц может применяться только для точечного покрытия на небольших территориях протяженностью до 1-2 км, например, на территории промышленных предприятий, отдельных компаний и организаций, для работы Интернета вещей и др.

Поэтому первыми пользователями создаваемой сотовой сети формата 5G, как ожидается, станут крупные предприятия и представители бизнеса.

В частности, предполагается, что нефтегазовые компании смогут использовать технологию 5G для ведения мониторинга работы своих трубопроводов и других инфраструктурных объектов с помощью беспилотников, а промышленные предприятия - для управления технологическими процессами и оборудованием.

Кроме того, возможно использование формат 5G в таких сферах, как медицина для проведения хирургических операций в удаленном режиме и мониторинга состояния пациентов. В сфере ритейла - для создания полноформатных биометрических систем оплаты. В области логистики - для автоматизации складских операций и беспилотного управления автопогрузчиками.

Стандарт мобильной связи 5G позволит корпоративным клиентам активно использовать технологии искусственного интеллекта, Интернета вещей, удаленного управления технологическими процессами и оборудованием, беспилотного транспорта, интерактивных программ обучения и создания новейших систем контроля качества выпуска е-мой продукции.

Однако, по мнению экспертов, наличие таких лицензий у сотовых операторов не решает системных проблем с развитием и полномасштабным внедрением сетей сотовой связи 5G в России.

Сама лицензия в таком диапазоне не дает возможности предоставления масштабных коммерческих сервисов в сетях мобильной связи 5G. По оценкам Правительства РФ, на внедрение этого формата мобильной связи в России и создание сотовых сетей формата 5G компаниями операторами связи уже в ближайшие годы будет израсходовано около 650 млрд. рублей.

Большая часть этих средств пойдет на закупку оборудования и программного обеспечения у крупнейших телекоммуникационных компаний и мировых операторов связи.

По оценкам экспертов, для полноценного запуска мобильной связи стандарта 5G в крупных городах России потребуется от 3 до 5 лет.

Следует отметить, что развертывание сетей пятого поколения в России сталкивается с рядом серьезных проблем. В частности, окончательно не определена модель развития сотовых сетей стандарта 5G, отсутствует собственное оборудование для этого формата связи.

При внедрении стандарта 5G самым перспективным для коммерческой эксплуатации считается диапазон 3,43,8 ГГц, который во многих странах уже используют операторы связи. Однако в России эти частоты используют Министерство обороны и Роскосмос, и эти ведомства категорически против передачи диапазона для использования в гражданских целях. По поручению президента РФ Владимира Путина этот вопрос находится на рассмотрении в Совете безопасности России.

Рассматриваются два варианта решения проблемы, при этом, по мнению экспертов, оба недостаточно оптимальны и приемлемы. Первый вариант предполагает использование оборудования в диапазоне 26,5-29,5 ГГц, что позволяет обеспечить очень высокие скорости передачи данных за счет использования широкой полосы частот в 400 и более МГц. Однако миллиметровые волны плохо проходят сквозь стены и бетонные перекрытия, а базовые станции сотовой связи имеют относительно небольшой радиус работы в этом диапазоне.

1 https://www.rbc.ru/technology_and_media/28/07/2020/5flfefeb9a7947ae493be541

428

Второй вариант, предложенный Минцифры, - использовать диапазон 4,8-4,9 ГГц, который также на данном этапе не очень перспективен для коммерческого использования, поскольку оборудование для таких частот в мире практически не производится.

Кроме того, из-за достаточно строгих санитарных норм, существующих в России, развертывание мобильных сетей формата 5G может оказаться на порядок дороже, чем в других странах мира. Тем не менее, очевидно, что мобильная технология 5G в сочетании с Интернетом вещей будут играть важнейшую роль в нашей повседневной жизни, а также произведет революцию в способах взаимодействия государственных органов и частных компаний с их клиентами.

Из-за пандемии неожиданным трендом 2020 г. на рынке мобильной связи стала потребность в организации удаленных рабочих мест. Проведенные исследования показывают, что около 70% сотрудников хотели бы сохранить возможность полной или частичной работы из дома.

Если ситуация не изменится, то спрос на стабильные широкополосные каналы связи, сервисы ВКС, облачные сервисы, аппаратное и программное обеспечение для организации удаленной работы сохранится надолго.

Внедрение стандарта 5G будет сопровождаться реализацией концепции «граничных вычислений» (MobileEdge Computing), которая предусматривает размещение облачных ИТ -ресурсов для виртуализации сети как можно ближе к конечным пользователям, на периферии операторской сети. Воплощение в жизнь этой концепции потребует от операторов построения новых центров хранения и обработки данных (ЦХОД) на границе пользовательской сети с использованием современных технологий и оборудования, а также виртуализацию и автоматизацию сетей. Ускорить этот процесс может поддержка государства, адресованная либо самим операторам связи, либо отраслям, которые станут основными потребителями услуг связи пятого поколения.

Очевидно, что масштабное внедрение сотовой связи стандарта 5G в России окажет значительное влияние на развитие многих отраслей отечественной экономики и их цифровизацию. В том числе на СМИ, издательское дело, здравоохранение, игровую индустрию, автомобилестроение, на работу общественного транспорта, оказание государственных и коммунальных услуг и многие другие сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информатизация и компьютеризация

В современной мировой инфраструктуре на одно из ведущих мест выходят компьютеризация и информатизация экономического пространства. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией - тот владеет миром».

Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли. Следует подчеркнуть, что ускоренный прогресс какой-либо одной отрасли почти никогда не имеет изолированного характера, а влечет за собой прогресс нескольких отраслей, возникает определенная технологическая цепочка. Бурное развитие электронной и электротехнической промышленности, а также средств связи способствовало ускоренному развитию такого прогрессивного явления, как компьютеризация и информатизация общества.

В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха - сетевой компьютеризации. Если в 70-е г. прошлого столетия на рынке господствовали большие ЭВМ, в 80-е гг. - персональные компьютеры, то в 90-е г. прошлого века стали стремительно развиваться глобальные сети, соединяющих большие ЭВМ и персональные компьютеры в локальные и глобальные сети.

В 1995 г. лидеры ведущих промышленно развитых стран мира на своей рабочей встрече в Брюсселе приняли решение о разработке единой глобальной информационной системы.

Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно -вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в начале третьего тысячелетия приходилось более 80% всего мирового компьютерного парка.

В начале третьего тысячелетия Россия по таким показателям как суммарная мощность установленных компьютеров, компьютерная мощность на душу населения, удельный вес в мировом компьютерном парке, количество компьютеров на душу населения значительно уступала промышленно развитым и новым индустриальным странам.

На начало 2005 г. в России эксплуатировалось около 15 млн. компьютеров, отвечающих требованиям Интернета. На каждые 1000 жителей в России в 2005 г. приходилось 132 компьютера, т.е. в примерно в 5-7 раз меньше, чем в США и странах Европы. В 2013 году в России компьютерами пользовалось уже 69,7% домохозяйств; В США аналогичный показатель в 2011 году составлял 75,6%.

Настоящей революцией в сфере информационных технологий стало появление и бурное развитие системы Интернет, которая превратилась в важнейший фактор глобализации мировой экономики.

К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущих отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек. К 2014 г. эти показатели практически удвоились.

Применение более мощных и быстродействующих компьютеров позволило увеличить число пользователей системой Интернет в мире примерно до 1,2 млрд. к 2004 г., до 2,4 млрд. к 2013 г., до 4,1 млрд. к 2019 г., и до 4,5 млрд. в 2020 г., что составляло почти 59% всех жителей планеты.

Таким образом, почти 60% мирового населения уже онлайн, и есть все основания полагать, что уже вскоре половина всех людей на планете будут пользоваться соцсетями.

В настоящее время крупнейшим пользователем глобальной информационной системы Интернет является Китай, где в 2019 г. насчитывалось свыше 750 млн. пользователей и Индия - 447 млн. пользователей. Третье место зани-

мает США, где число пользователей глобальной информационной системой Интернет увеличилось с 5,8 млн. в начале 1990-х гг. до 120 млн. в 2004 г., до 245 млн. в 2013 г. и до 286 млн. в 2019 г.

Вместе с тем, в конце 2020 г. 41% от общей численности населения мира - примерно 3,2 миллиарда человек -еще не были подключены к Интернету. Более миллиарда «неподключенных» живут в Южной Азии (31% от общего числа). На страны Африки приходится 27%, то есть 870 миллионов человек по всему континенту.

В 1995 г. в России насчитывалось лишь 300 тыс. пользователей системы Интернет, к 2000 г. их число увеличилось до 2,5 млн. человек, к 2005 г. - до 15 млн. человек, к 2009 г. - до 60 млн. человек, к 2014 г. - до 76 млн. человек, к 2019 г. - до 115 млн., к 2020 г. - до 118 млн., что составило 81% от общего числа жителей России.

По количеству пользователей Интернета Россия в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия, и на шестое место в мире. В 2020 г. Россия сохранила первое место в Европе и вышла на 5 место в мире. Наиболее активными пользователями Интернета в России являются молодые люди в возрасте 16-29 лет (96%). Среди людей среднего возраста (30-54 года) Интернетом в России пользовалось 79%, среди людей старшего возраста (55 и выше) Интернетом пользовались 25%.

В перспективе рост аудитории Интернета будет происходить преимущественно за счет увеличения доли пользователей из числа людей среднего и старшего возраста.

В этой связи важнейшей задачей игроков российского телеком -рынка на ближайшие годы является сокращение «цифрового неравенства». Несмотря на все успехи населенных пунктов, до сих пор не имеющих стабильного доступа к услугам Интернета и мобильных операторов, на территории России немало. Не менее серьезная задача - оптимизация уже существующих сетей и их адаптация к постоянно растущим объемам трафика.

Важной проблемой для пользователей Интернета во всем мире является конфиденциальность личных данных. Последние исследования показывают, что быстрыми темпами растет число пользователей, которые стали больше беспокоится по этому поводу. По данным компании GlobalWebIndex, в 2020 г. тем, как различные компании и организации используют персональные данные, были обеспокоены 64% пользователей Интернета. В России эта проблема волновала примерно 60% пользователей в возрасте от 16 до 64 лет.

Кроме того, люди также все меньше доверяют информации, которая распространяется через систему Интернет. Больше половины пользователей отмечают рост фейковых новостей и обеспокоены достоверностью информации в Интернете.

Актуальной остается проблема кибербезопасности по причине увеличения потоков данных, появления все новых онлайн-сервисов и, соответственно, повышения риска Интернет-мошенничества.

Электронная торговля

В начале третьего тысячелетия во многих странах мира началось массовое внедрение систем электронной коммерции (e-commerce), которая значительно упрощает систему покупок, платежей, существенно сокращает наличный оборот и радикально изменяет рынки товаров и услуг, прежде всего, розничной торговли.

Согласно определению Всемирной торговой организации (ВТО), электронной торговлей (коммерцией) является производство, распространение, продажа и доставка товаров и услуг электронными средствами.1

На современном этапе развития электронная коммерция позволяет Интернет-компаниям значительно сокращать финансовые и временные ресурсы, повышать конкурентоспособность, выходить на новые рынки сбыта, получать дополнительную информацию о потребностях потребителей, быстро реагировать на изменения спроса.

Многие компании используют возможности электронной коммерции для расширения сф еры дополнительного и послепродажного обслуживания товаров.

В настоящее время онлайн-шопинг официально превысил продажи в розничных магазинах, а электронная коммерция стала одной из самых быстрорастущих сфер мировой экономики.

В последние годы рост мировой электронной торговли характеризовался следующими данными: 2014 г. -1336 млрд. долл. 2015 г. - 1548 млрд. долл., 2016 г. - 1845 млрд. долл., 2017 г. - 2304 млрд. долл., 2018 г. - 2842 млрд. долл. (в том числе трансграничная торговля 334 млрд. руб.).

По оценкам экспертов, объем мировой электронной торговли в 2019 г. достиг 3,5 трлн. долл., при этом темпы роста онлайн-продаж отличались в зависимости от сферы и категории товаров. Так, самая крупная и популярная категория расходов Интернет-пользователей - туристические поездки, путешествия и отдых в 2019 г. увеличилась на 8% и составила почти 1,19 трлн. долл. Наиболее динамичный рост Интернет-покупок в 2019 г. отмечался в категории «мебель и бытовая техника». Объем продаж в этой сфере увеличился на 19% до 316,7 млрд. долл. В категориях «Мода и красота», «Электроника и физические носители данных» в 2019 г. так же был отмечен рост на 18% по сравнению с 2018 г.

Если судить по географии распространения онлайн -шопинга, уровень экономического развития не всегда является основным фактором, определяющим масштабы использование электронной торговли в стране. Важными факторами оказались национальные языковые версии на сайтах продаж и учет культурных предпочтений местных покупателей. Поэтому в настоящее время наибольшее распространение электронная торговля получила в странах Азии, в частности в 2019 г. доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж Республики Корея составляла 28,2%, в Китае - 28,1%.

1 https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf; https://ccinsight.org/observations/us-retailers-see-online-growth-y oy -in-april-similar

В ведущих промышленно развитых странах эти показатели были несколько ниже, в частности в Великобритании - 18,3%, в СЩА - 15,2, в Германии - 11,7, в Канаде - 10,4, во Франции - 9,8, в Японии - 9,1%.

В 2020 несмотря на пандемию коронавируса и мировой финансово -экономический кризис по предварительным данным объем мировой электронной торговли может увеличиться до 4,1 трлн. долл.1

По состоянию на начало 2020 г. на глобальном уровне среднестатистический онлайн -пользователь ежегодно тратил на дистанционные покупки потребительских товаров и услуг почти 500 долл. Эти показатели значительно разнятся в зависимости от региона и страны. В частности, больше всего на онлайн -покупки тратили в Республике Корея, где эта сумма составляла 1441 доллар, и меньше всего на Филиппинах - 20 долларов.

Компаниями-лидерами по объему розничных электронных продаж в 2020 г. на китайском рынке были Alibaba, JD.com, Pinduoduo, Suning и Vip.com. На американском рынке доминировали Ama zon, Walmart, eBay, Apple и The Home Depot.

Следует отметить, что всего 20 лет назад, в начале текущего столетия мобильные телефоны служили преимущественно только для общения абонентов, Google использовался для поиска нужной информации, Facebook — для связи с друзьями, eBay - для сбыта старых ненужных вещей, а Amazon был просто онлайн-магазином книг.

Но именно эти акторы полностью изменили процесс совершения покупок во всем мире. Примерно три четверти Интернет-пользователей в мире в возрасте от 16 до 64 лет ежемесячно покупают что-то онлайн.

Согласно исследованиям, в 2019 г. наблюдался значительный рост использования мобильных телефонов и смартфонов для покупок в Интернете, которые впервые обошли по популярности покупки с использованием персональных компьютеров (ПК). При этом многие покупатели используют оба устройства для онлайн-шопинга. Выбор зависит от типа товара, услуги и обстоятельств приобретения.

Электронная торговля в современной России

Первоначально российский электронный торговый бизнес в начале третьего тысячелетия ограничивался электронными витринами и виртуальными корзинами сетевых магазинов.

В начале 2000 г. в российской системе Интернет имелось, по различным оценкам, от 300 до 600 электронных магазинов. При этом объем реальной торговли, включающей оплату товара по кредитным и дебетовым карточкам, оценивался в 1-1,5 млн. долл. В 2005 г. реальный объем электронной коммерции в России вырос почти в 20 раз и оценивался уже в 20-25 млн. долл. Объем российского рынка электронной коммерции в 2010 г. увеличился до 100 млн. долл. На долю онлайн -продаж в России приходилось всего 1,6% от общего объема продаж российской розницы. В среднем по странам ЕС этот показатель в то время составлял 5,7%, а в США - 6,4%. По отдельным товарным группам картина была несколько иная. В частности, через Интернет в России продавалось около 12-14% бытовой техники, электроники и книг.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2011 г. увеличился до 310 млрд. рублей. В России насчитывалось уже порядка 30 000 Интернет -магазинов, большая часть из которых находилась в регионах страны. Объем российского рынка электронной коммерции в 2012 г. - составил 392 млрд. рублей (рост на 26%) в 2013 г. - 520 млрд. рублей (рост на 28%). Объем российского рынка электронной коммерции в 2014 г. достиг 600 млрд. рублей. При этом покупки товаров за рубежом составляли примерно 150 млрд. рублей. Число Интернет-магазинов в России в 2014 г. увеличилось до 200 тысяч, а число Интернет-покупателей превысило 30 млн. человек, из которых 70% находилось за пределами Москвы.

Более интенсивное развитие электронной коммерции в России в то время частично сдерживалось недостаточной развитостью инфраструктуры и отсутствием законодательной основы для использования электронной подписи, позволяющей идентифицировать пользователя и сделать более безопасными транзакции.

В настоящее время рынок электронной коммерции в России находится на стадии интенсивного развития. В последние годы некоторые ведущие представители розничной Интернет-торговли добились увеличения продаж на 200300%.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2015 г. - составил 767 млрд. рублей (в том числе трансграничная торговля 191 млрд. руб.), в 2016 г. - 1023 млрд. руб. (в том числе трансграничная торговля 232 млрд. руб.) в 2017 г. - 1271 млрд. руб. (в том числе трансграничная торговля 264 млрд. руб.) в 2018 г. - составил 1732 млрд. руб. (в том числе трансграничная торговля 334 млрд. руб.)2.

Динамичный рост онлайн-продаж позволил России войти в Топ-10 региональных рынков Интернет-торговли, лишь незначительно уступая ведущим промышленно развитых стран.

Бурный рост этого сегмента торговли связан с появлением более совершенных моделей телефонов и новых технологий передачи данных в сотовых сетях, с появлением мобильных банков и ростом числа предоставления услу г онлайн. Несмотря на слабую макроэкономическую динамику и многолетнюю стагнацию реальных доходов населения, онлайн-продажи быстро росли благодаря росту проникновения Интернета, приходу на рынок новых крупных игроков, улучшению логистики и растущей конкуренции.

Объем российского рынка электронной коммерции в 2019 г. - превысил 2 трлн. рублей (рост на 18%). Более высокими темпами росла внутренняя Интернет-торговля. В 2019 г. продажи российских Интернет-магазинов выросли на 23% до 1,72 трлн. руб.

1 По данным Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

2 Там же.

На трансграничную торговлю пришлось 323 млрд. руб. или 16% онлайн -покупок российских потребителей. Сокращение продаж произошло на фоне усиливающейся конкуренции, в том числе ценовой, с крупными локальными игроками, а также сокращения беспошлинного лимита ввоза товаров с 1000 евро до 500 евро.

Многие Интернет-магазины сейчас предлагают сразу несколько вариантов доставки товара, давая покупателю возможность выбора.

Одним из долгосрочных драйверов развития онлайн-торговли является увеличение количества пользователей сети Интернет. Специальные измерения Интернет-аудитории показывают, что в 2019 г. среднее количество российских Интернет-пользователей составило 93,1 млн. человек.

Важным стал ценовой фактор, в частности, за счет меньших операционных расходов, чем у традиционных ри-тейлеров Интернет-магазины смогли предложить потребителям более низкие цены и более выгодные условия для покупок, в том числе в отношении доставки, обмена и возврата товаров.

Оборот российского рынка Интернет-торговли по итогам первого полугодия 2020 г. вырос на 16% и составил 1,65 трлн. рублей, из них 1,38 трлн. приходилось на внутреннюю торговлю и 268 млрд. на трансграничную торговлю. По итогам января-июня 2020 г. доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли достигла 10,9%.

В связи с пандемией коронавируса кардинальным образом изменилась динамика и структура внутреннего рынка онлайн торговли России. В частности, доставка еды и продуктов в стоимостном выражении увеличилась на 79% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, строительных материалов на 74,3, предметов красоты на 64,5, спорта на 53, видео-сервисов на 49,0, товаров для дома на 48,2, бытовой техники на 30,0%.

Новыми направлениями стали онлайн образование, объем услуг которого за первое полугодие 2020 г. увеличился на 32,0%, и медицина - рост на 27,3%.

За указанный период значительно сократились продажи товаров категории «аксессуары» (почти в 5,5 раза), онлайн продажи одежды и обуви снизились на 4,7%1.

Некоторые крупные игроки на рынке электронной торговли, в частности, «Wildberries», «Ozon», «Петрович» увеличили в 2020 г. свой оборот более чем на 80%. Впечатляющие результаты продемонстрировали новички на этом рынке, в частности, маркетплейс «Беру» - совместное предприятие Сбербанка и Яндекс.Маркета и др.

Основным драйвером роста электронной торговли в России, несомненно, была пандемия коронавируса, что привело к кратному росту количеству заказов на товары и услуги онлайн. Кроме того, важный вклад в динамику он-лайн-торговли внесли «Почта России» и курьерские службы, развитие сетей постаматов, что позволило сократить время и повысить качество оказания услуг и доставки товаров.

По нашему мнению, будущее мировой Интернет-торговли связано с развитием цифровых инноваций, внедрением искусственного интеллекта и использованием технологий блокчейн.

Алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения дают возможность настройки опыта каждого потребителя электронной коммерции, идентифицируя и сегментируя пользователей исходя из общих характеристик и индивидуальных предпочтений.

Современные блокчейн-решения дают возможность компаниям повысить эффективность отслеживания всей цепочки поставок товаров. В частности, в 2020 г. ОЭСР планирует выпустить «Рекомендацию по применению технологии блокчейн», которая установит основные рамки применения технологии в странах членах ОЭСР в том числе для повышения транспарентности цепочек поставок электронных покупок2.

При этом сохраняются проблемы, связанные с отсутствием согласия на использование этой технологии со стороны всех участников торговых цепочек поставок товаров, а также высокой стоимостью внедрения блокчейн -технологий.

Важным методом привлечения клиентов в электронную торговлю и удерживания их в качестве лояльных покупателей является обеспечение высоких стандартов защиты сетевых идентификаторов и учетных записей. Знание типа пользователя, особенностей устройства, IP, геолокации и других пользовательских данных может быть использовано для определения и использования оптимальной стратегии кибербезопасности на основе микросегментации.

Актуальные подходы в области персонализации веб -контента, предложений, цен и рекламных акций могут быть задействованы и для нужд обеспечения контроля аккаунта и безопасности, что оказалось особенно важным в условиях распространившихся случаев онлайн-мошенничества после наступления пандемии COVID-19. В частности, такой подход позволяет ответственным сотрудникам компаний, оказывающих услуги в области электронной торговли, видеть состояние входов в систему и быстро определять количество блоков и вызовов, а также неудачные попытки входа. Знание шаблонов неудачных попыток входа в систему помогает выявлять и останавливать атаки с использованием данных учетной записи, а также может сделать использование аккаунта более безопасным и комфортным.

Пандемия коронавируса и глобальный финансово -экономический кризис показали необходимость поддержки трансграничной электронной торговли посредством расширения международного обмена информацией и сотрудничества. Международные организации могут повысить эффективность работы агентств по защите прав потребителей, бизнеса и гражданского общества, позволяя им обмениваться передовым опытом, информацией о рынке и сообщениями потребителей.

Так, международная сеть по защите прав потребителей (ICPEN) начала кампании в социальных сетях, направленные на содействие информированию потребителей о проблемах защиты потребителей о методах мошенничестве в торговых сетях. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала информацию о национальных

1 https://finance.rambler.ru/other/44980003/?utm_content=fmance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

2

http ://www.oecd.org/coronavirus/policy -responses/protecting-online-consumers-during-the-covid-19-crisis2ce7353c/

инициативах по предупреждению потребителей о мошенничестве, связанных COVID -19, а также свои рекомендации для правительств в этой сфере1. Группы защиты интересов, такие как Международная организация потребителей, также представили собственные руководства по способам защиты потребителей от угроз мошенничества, связанные с COVID-19.

Говоря о перспективах полного раскрытия потенциала электронной торговли на глобальном уровне, следует сказать о необходимости совершенствования международной нормативно-правовой базы для чего, в свою очередь, потребуется объединение усилий всех стран мира и основных стейкхолдеров.

Речь идет об унификации и гармонизации государственных практик в области законодательства о защите прав потребителей, авторских прав и правил защиты персональных данных.

Цифровизация банковской сферы

Очередной революцией в сфере мировых финансов после появления Интернета и введения электронных расчетов в банковской системе стала разработка и использование криптовалют, которые являются цифровыми деньгами.

Первая криптовалюта была разработана в 2009 г. под названием биткойн. Все последующие криптовалюты, которые выходили на рынок принято называть антикойнами.

В настоящее время мировой рынок криптовалют, развивается стремительными темпами. Существуют различные оценки количества криптовалют, обращающихся на этом рынке. В частности, по данным компании CoinMarketCap в середине 2020 г. количество криптовалют в мире достигло 6088, а их общая капитализация составляла 337,3 млрд. долл. По данным компании Coinlore в общей сложности на рынке обращалось 4621 криптовалют. Наиболее известными криптовалютами являются - биткойн (Bitcoin), биткойн кэш (Bitcoin Cash), эфириум (Ethereum), Дэш (Dash), Рипли (Ripple) и др.

По сути, криптовалюты являются денежными суррогатами, однако они становятся удобной и надежной альтернативой привычным фиатным (фидуциарные) деньгам и их электронным аналогам в сфере расчетов и платежей.

Следует отметить, что уже в ближайшие годы ситуация на мировом валютном рынке может измениться кардинальным образом. Это связано с тем, что многие центральные банки могут начать эмиссию цифровых валют.

Национальные цифровые валюты

Национальная цифровая валюта будет совмещать элементы криптовалют и фиатных денег. Как и частные криптовалюты, государственные валюты будут в цифре, а их транзакции будут фиксироваться в блокчейне.

Новая государственная криптовалюта может стать серьезным конкурентом другим существующим в настоящее время платежным средствам.

Уже сейчас на стадии разработки становится очевидным, что цифровые деньги суверенных государств имеют ряд существенных преимуществ перед фиатными валютами и частными криптовалютами. Прежде всего, эмиссия цифровых денег значительно дешевле выпуска бумажных или полимерных национальных валют. В частности, в 2019 г. американская Федеральная резервная система (ФРС) США потратила 877 млн долл. на выпуск долларов США. Для Банка России стоимость выпуска новых купюр в 2019 г. составила 15 млрд. рублей.

При правильном использовании технологии блокчейна цифровую валюту практически невозможно подделать или похитить. Кроме того, намного проще обслуживать цифровые финансы, при этом снижается стоимость банковских переводов.

Повышает конкурентоспособность цифровых денег и тот факт, что их эмитирует государство в лице центрального банка. Цифровая валюта будет под полным контролем центрального банка. Отслеживать операции с независимыми криптовалютами или с наличными деньгами намного сложнее.

Когда все валютные транзакции записаны в блокчейне, заметить подозрительные переводы или неправильный расход государственных средств намного проще. Национальные цифровые валюты повышают степень контроля правительства над денежной массой и транзакциями. У денежных властей появляется надежный механизм контроля над национальной валютой, ЦБ намного проще будет следить за состоянием финансовых рынков и влиять на их стабильность и устойчивость.

Цифровые валюты помогут избежать «ловушки ликвидности», когда центральный банк не может стимулировать экономику, исчерпав свои ресурсы. Цифровые валюты открывают перед центробанком новые возможности. Он может заменить часть кредиторов и свободно вкладывать средства в бизнес. В случае если цифровая валюта центральных банков будет использоваться в общедоступных депозитах и кредитах от ЦБ, может кардинально измениться национальный финансовый рынок, а впоследствии и глобальный финансовый рынок.

Эксперты швейцарского Банка международных расчетов считают, что работу над национальными цифровыми валютами ускоряет пандемия. Кризис вызвал волну инфляции и финансовой нестабильности, а также показал опасность наличных денег для здоровья.

В настоящее время разработку цифровых валют ведут центральные банки 40 стран мира, в том числе Китая, Швеции, Франции, Нидерландов, Республики Корея, Таиланда и России. Дальше всех в этом направлении продвину л-ся Китай и Швеция.

1 https://www.forbes.com/sites/louiscolumbus/2020/04/28/how-covid-19-is-transforming-e-commerce/ #68d7ff103544

433

Работа над цифровым юанем началась в Китае в 2015 г. С тех пор разработчики выработали стандарты, определили функции, провели интеграционное тестирование валюты. В настоящее время проходят пробные испытания в Шанхае. Запустить цифровую валюту китайский Народный банк планирует в 2022 г. перед зимней Олимпиадой в Пекине. Проект развивается быстрыми темпами благодаря государственной поддержке. Представители Народного банка Китая заявляли, что цифровой юань должен стать первой цифровой валютой в мире, ведь финансовый рынок превращается в «новое поле конкуренции и битвы» между государствами. Многие эксперты считают цифровой юань реальным конкурентом доллару США, угрозой экономическим и политическим интересам США.

В декабре 2020 г. в Швеции министр по вопросам финансовых рынков и прав потребителей Пер Болунд официально объявил о начале исследования возможного перехода на цифровой аналог национальной валюты - шведской кроны. Ожидается, что процесс исследования такой возможности должен завершиться к концу ноября 2022 г.

По данным Центрального банка Швеции наличными деньгами в Швеции в 2020 г. производилось менее 10% всех платежей. Швеция занимает первое место в мире по темпам отказа от наличных денег. Находящаяся в обращении наличность составляет всего 1% ВВП, в то время как в Еврозоне этот показатель равен 11%.

Цифровой евро может появиться через несколько лет. Пока официальная разработка не началась, но Европейский Центральный Банк, заявил, что детальная проработка идеи начнется в 2021 г. По мнению Президента ЕЦБ Кристин Легард, создание новой европейской цифровой валюты займет примерно 2-4 года.

В конце 2020 г. официальные представители ФРС США объявили о начале работ над цифровым долларом. В частности, глава ФРС Пауэлл заявил, что это решение было принято из -за опасения реализации нового масштабного проекта по запуску криптовалюты Libra, которая сделала вопрос особенно острым.

Но международный статус американской валюты и нехватка нужной инфраструктуры усложняют ее разработку и выбор формы новой цифровой валюты США. Даты возможного запуска цифрового доллара не определены.

В октябре 2019 г. официальные представители Банка Кореи заявляли, что в развитых экономиках цифровые национальные валюты не нужны и что Банк Кореи не будет участвовать в разработке таких проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в апреле 2020 г. позиция руководства Банка Кореи кардинально изменилась, и специалисты приступили к разработке национальной цифровой криптовалюты - корейкой воны.

В России с 1 января 2021 г. вступит закон «О цифровых финансовых активах». В нем дано определение крипто-валютам, и определен порядок инвестирования в этот цифровой актив. Цифровой крипторубль может стать третьей формой денег в России наряду с наличными и безналичными рублями. Эмитентом новой формы валюты будет сам Банк России. Новый тип рубля может выпускаться в виде цифрового кода и храниться в электронных кошельках в Центробанке, в отличие от безналичных денег, которые размещаются и хранятся на счетах в коммерческих банках. При этом законом запрещается использование существующих криптовалют в качестве средства платежа.

Представители Банка России считают, что перераспределение средств между ЦБ и депозитами будет оказывать влияние на балансы банков и формирование уровня ставок по банковским депозитам и кредитам. Это может стать одним из факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию денежно -кредитной политики Банка России1.

В Банке России считают, что появление цифрового рубля не приведет к серьезному перетоку денежных средств из банков в новую форму. Первоначально цифровые деньги могут использовать для кредитования государственных компаний. Тестирование новой цифровой валюты может начаться в Крыму в целях обхода западных экономических санкций.

В ближайшей перспективе цифровая версия национальной валюты в России не заменит бумажную, но может стать удобным средством накопления и платежа.

По нашему мнению, совершенно очевидно, что национальные правительства и центральные банки постепенно втягиваются в глобальную конкуренцию и борьбу в финансовом сегменте цифровой экономики.

Ведь если какая-либо страна не запустит свою цифровую валюту, то свободное место может занять конкурент, в лице другого государства или частной компании, успешного разработчика криптовалюты.

В этой связи в среднесрочной перспективе можно ожидать, что государственные и частные цифровые деньги будут мирно сосуществовать, при этом они могут существенно изменить мировую финансовую архитектуру.

Финансовые технологии и Интернет-банкинг

Традиционным коммерческим банкам придется быстро адаптироваться к мировым трендам и меняться, чтобы не потерять клиентов.

В последние годы в связи динамичным развитием цифровых технологий традиционная мировая банковская система сталкивается с серьезными вызовами и рисками, которые могут привести к ее радикальной трансформации.

Это прежде всего динамичное развитие Интернет -банкинга, финансовых технологий (финтеха).

Финансовые технологии - это инновации и технологии в сфере финансовых услуг, упрощающие взаимоотношения с денежными средствами. Компании в этой сфере конкурируют с традиционными кредитными организациями в лице банков и финансовых посредников.

Наиболее перспективными финансовыми технологиями считаются Big Data (большие данные) и анализ данных; технологии блокчейн; мобильные технологии; искусственный интеллект и машинное обучение; автоматизация и роботизация; биометрические системы; распределенные реестры; облачные сервисы; криптовалюты и др.

1 https://www.rbc.ru/finances/18/12/2020/5fdca8a09a794710499353d0

434

Основной характерной особенностью современных Интернет-банков и необанков является то, что они не имеют традиционных отделений, и работа с клиентами банка осуществляется онлайн через Интернет.1

При этом эти новые финансовые институты в очень короткие исторические сроки стали неотъемлемой и весьма динамичной частью мировой банковской системы. По оценкам экспертов, уже в 2020 г. по количеству своих клиентов Интернет-банки приблизились к традиционным коммерческим банкам.

В России лидером в этом сегменте кредитно -банковской системы стал «Тинькофф банк», который был создан в 2006 г. первоначально как «Тинькофф кредитные системы». В 2013 г. банк провел IPO и разместил свои акции на Лондонской фондовой бирже. В настоящее время акции банка котируются на крупнейших мировых биржах «Тинькофф банк» представляет собой онлайн -экосистему, основанную на финансовых и лайфстайл -услугах. Кредитный портфель «Тинькофф банка» в 2019 г. вырос на 66% и составлял 329 млрд. руб.

По состоянию на октябрь 2020 г. «Тинькофф Банк» занимал 16 место среди российских коммерческих банков по объему активов и 14 место по объему собственного капитала. Количество клиентов «Тинькофф банка» в России в 2020 г. выросло до 12 млн. человек. По этому показателю банк занимал 3 место в России.

Многие крупнейшие традиционные коммерческие банки мира стали включать цифровую трансформацию в основу своей долгосрочной стратегии и новые бизнес -модели.

Появление цифровых валют, бурное развития финтеха открывает безбрежные возможности для кардинальных изменений глобальной инфраструктуры и функционирования всего финансового и банковского сектора на страновом и глобальном уровне.

* * *

Человечество вступает в эпоху глобального информационного, цифрового сообщества, поэтому создание современной динамичной рыночной экономики с механизмами саморегуляции невозможно без надежной системы связи, телекоммуникаций и цифровизации экономики.

Цифровизация - это процесс, базирующийся на применении цифровых информационно -коммуникационных технологий, функционирование которых направлено на поддержание устойчивых темпов роста экономики, увеличение эффективности общественного производства, с целью повышения благосостояния и качества жизни населения.

Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется использованием технологических возможностей информационных баз данных, аккумулированием крупных объемов передаваемой информации для учета и анализа бизнес-процессов и их последовательного совершенствования.

Цифровизация позволяет создавать целостные технологические среды, экосистемы, информационные платформы для решения важных социально -экономических задач.

Главная задача для России на ближайшее десятилетие в плане модернизации информационных и цифровых технологий - заложить основы нового информационного, цифрового общества и обеспечить интеграцию страны в глобальную инфотелекоммуникационную инфраструктуру.

Необходимо будет обеспечить реализацию прав граждан на доступ к достижениям цивилизации, в том числе к мировым информационным и цифровым ресурсам, дистанционному образованию, телемедицине, мировому рынку труда, электронной коммерции и мировым культурным ценностям.

Создание современной российской информационно -телекоммуникационной и цифровой инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в глобальном масштабе.

Цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям:

• этот процесс охватывает материальное производство, бизнес, науку, социальную сферу и повседневную жизнь граждан;

• сопровождается эффективным использованием ее результатов, которые доступны широкому кругу пользователей, в том числе специалистам и рядовым гражданам;

• пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней.

Опережающее развитие телекоммуникационных и цифровых отраслей является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, решения вопросов занятости населения.

1 Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов / Центральный банк Российской Федерации. - М., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.