Научная статья на тему 'Возможности развития интернет-маркетинга в республике Казахстан'

Возможности развития интернет-маркетинга в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2124
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
интернет-технологии / интернет-маркетинг / маркетинг в социальных сетях / продвижение товаров и услуг / интернет-торговля. / : Internet technology / Internet marketing / marketing in social networks / promotion of goods and services / Internet commerce.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насакаева Бакыт Ермекбайкызы

С каждым годом интернет-технологии и инструменты для продвижения бизнеса стремительно развиваются. Развитие интернет-бизнеса одна из актуальных тем, а IT-технологии прочно укрепились в нашей жизни. Интернет-технологии в Казахстане прошли определенный этап становления, государством создана законодательная и организационная структура, совершенствуется инфраструктура интернет-рынка. В статье представлен обзор тенденций развития казахстанского интернет-потребления, проведен анализ рынка, даны текущие статистические данные количества пользователей интернетом и мобильными приложениями в стране. Дана благоприятная оценка динамики и активности пользователей интернетом, мобильными приложениями и сетями. Целью исследования является анализ текущей ситуации развития интернет-технологий и интернет-маркетинга в Казахстане. Результатами исследования являются определение перспектив и возможностей рынка IT-технологий. Рабочая гипотеза: развитие IT-технологий в Казахстане способно расширить сферу применения интернет-маркетинга. Представленный анализ основан на статистическом и системном методах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Internet Marketing Development in the Republic of Kazakhstan

Every year, Internet technology and tools for business promotion is rapidly developing. The development of Internet business is one of the relevant topics, and Internet technology is firmly entrenched in our lives. Internet technologies in Kazakhstan have passed a certain stage of formation, the state has created a legislative and organizational structure, the infrastructure of the Internet market is being improved. The article gives an overview of trends in Kazakhstan Internet consumption, market analysis, provides current statistics on the number of Internet users and mobile applications in the country. The dynamics and activity of users of the Internet, mobile applications and networks are assessed favorably. The purpose of the study is to analyze the current situation of development of Internet technologies and Internet marketing in Kazakhstan. The results of the study are to determine the prospects and opportunities of the IT-market. Working hypothesis: the development of IT technologies in Kazakhstan can expand the scope of Internet marketing. The analysis presented in the article is based on statistical and systematic methods.

Текст научной работы на тему «Возможности развития интернет-маркетинга в республике Казахстан»

А щ Насакаева Бакыт Ермекбайкызы,

& IВ к. э. н., ст. преподаватель кафедры инженерного предпринимательства и маркетинга. Карагандинский технический университет; 100027, Казахстан, г. Караганда, пр. Н. Назарбаева, 56, [email protected]

т

С каждым годом интернет-технологии и инструменты для продвижения бизнеса стремительно развиваются. Развитие интернет-бизнеса одна из актуальных тем, а 1Т-технологии прочно укрепились в нашей жизни. Интернет-технологии в Казахстане прошли определенный этап становления, государством создана законодательная и организационная структура, совершенствуется инфраструктура интернет-рынка. В статье представлен обзор тенденций развития казахстанского интернет-потребления, проведен анализ рынка, даны текущие статистические данные количества пользователей интернетом и мобильными приложениями в стране. Дана благоприятная оценка динамики и активности пользователей интернетом, мобильными приложениями и сетями. Целью исследования является анализ текущей ситуации развития интернет-технологий и интернет-маркетинга в Казахстане. Результатами исследования являются определение перспектив и возможностей рынка |Т-технологий. Рабочая гипотеза: развитие 1Т-технологий в Казахстане способно расширить сферу применения интернет-маркетинга. Представленный анализ основан на статистическом и системном методах.

Ключевые слова: интернет-технологии; интернет-маркетинг; маркетинг в социальных сетях; продвижение товаров и услуг; интернет-торговля.

DOI: 10.24412/2071-3762-2021-5291-22-29

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ВВЕДЕНИЕ

В 1993 году интернет стартовал в Казахстане с создания /P-кана-ла Санкт-Петербург — Семипалатинск1. В настоящее время /7-ры-нок является глобальным, а количество пользователей интернета растет быстрыми темпами. В отчете «Digital in 2020» от We Are Social и Hootsuite, аудитория интернет-пользователей в мире 4,5 млрд человек, ежегодный прирост показателя составляет 1—4%. В 2020 году, в сравнении с 2019 годом, показатель увеличился на 7%. Активными пользователями социальных медиа являются 3,8 млрд человек, данный показатель увеличился на 9% по сравнению с 2019 годом. За 2020 год количество пользователей мобильными телефонами выросло на

124 миллиона (+2,4%) и их численность составляет свыше 5,19 млрд человек2. Цифровые и мобильные медиа, социальные сети являются частью повседневной жизни людей во всем мире. Особенностью интернета является то, что это глобальная сеть с выходом на глобальную аудиторию в формате 24/7.

Данные The WorldFactbookсвидетельствуют: по количеству интернет-пользователей Республика Казахстан занимает 44-е место в мире, 81,3% казахстанцев пользуется интернетом (2019 г. 78,9% - 14,8 млн)3. В начале 2021 года количество пользователей интернетом составило 81,9% жителей страны (15,47 млн чел.), увеличившись на 5% (741 000 человек) с начала 2020 года. В Плане

мероприятий по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» доля пользователей сети Интернет в 2021 году должна составить 82%, в 2022 году — 82,3%4. Социальными сетями пользуются 70% населения Казахстана. В начале 2021 года их численность составила 12 млн чел., прирост по сравнению с 2020 годом составил 26% (+2,5 млн чел.). Рост обусловлен ограничительными мерами во время пандемии и распространением интернета в стране.

Для осуществления бизнес процессов компаний и взаимодействия всех субъектов рынка важнейшим методом ведения бизнеса становятся информационные технологии.

1 Дергилев О. Онлайн-рынок Республики Казахстан - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cmsmagazine.ru/journal/items-online-market-of-kazakhstan/ (дата обращения: 15.05.2021).

2 Digital in 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/digital-2020 (дата обращения: 15.05.2021).

3 Количество интернет-пользователей в Казахстане выросло в 114 раз с 2000 года [Электронный ресурс]. URL: https://profit.kz/news/ 57253/Kolichestvo-internet-polzovatelej-v-Kazahstane-viroslo-v-114-raz-s-2000-goda/ (дата обращения: 15.05.2021).

4 Государственная программа «Цифровой Казахстан» [Электронный ресурс]. URL: https://digitalkz.kz/o-programme/ (дата обращения: 16.05.2021).

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Анализ информационных источников по обозначенной тематике показал, что в Казахстане данный вопрос слабо изучен, теоретический обзор и практический анализ не имеют системности.

Существуют различные определения категории интернет-маркетинг. В частности, А.А. Векшин-ский интернет-маркетинг рассматривает как «теорию и методологию организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета» [1]. И.В. Алексеев интернет-маркетинг определяет как «раздел маркетинга, направленный на изучение принципов взаимодействия экономических субъектов в сети Интернет с целью разработки универсальных систем для извлечения прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества» [2]. По сути, интернет-маркетинг основан на продвижении компаний, брендов, товаров и услуг через глобальную сеть. Достоинствами использования интернета в маркетинге является определение целевой аудитории, доступность информации глобальной аудитории без географической привязки, дешевизна и эффективность вложений, а также встроенные возможности, в т.ч. в системе аналитики.

По мнению Л.В. Большаковой, задачами интернет-маркетинга являются:

♦ увеличение продаж за счет си-нергетического эффекта;

♦ оптимизация рекламных затрат на привлечение клиентов;

♦ рост осведомленности о товарах и услугах компании;

♦ привлечение целевой аудитории на сайт компании;

♦ повышение лояльности у существующих клиентов;

♦ рекламно-информационная

поддержка выхода новых продуктов на рынок; ♦ выбор каналов распространения информации с учетом особенностей целевой аудитории [3]. Сегмент мобильных платформ также из года в год стремительно развивается. По мнению А.Г. Смирнова, «основными преимуществами продвижения товара с помощью мобильных ресурсов являются умеренная стоимость; расширенные возможности таргетинга; универсальность; высокая эффективность, т.к. привлечение пользователей к ресурсу может быть неограниченным» [4].

В современном мире традиционный маркетинг и интернет-маркетинг развиваются каждый в своем направлении, дополняя друг друга. Задачи маркетинга сведены к продвижению и позиционированию, анализу спроса/предложения, конкурентов, возможностей, определению товарной, ценовой и сбытовой политик и др. Интернет-маркетинг применяет инструменты традиционного маркетинга, но само продвижение товаров, услуг, компаний осуществляется через сеть интернет и его возможности: мобильные приложения, социальные сети, интернет-торговля, сайты, форумы и др.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА В стране драйверами развития интернет-технологий стало принятие ряда государственных программ и инициатив. Государственная программа «Цифровой Казахстан» — комплексная программа, которая нацелена на экономический рост, социальное благополучие населения и создание условий для перехода экономики на новый вектор — цифровую экономику

будущего. В ГП и Дорожной карте по развитию электронной коммерции на 2019—2025 гг. заложены меры по продвижению национальных компаний на международные электронные платформы. Реализация госпрограммы рассчитана на период с 2018 по 2022 годы по пяти основным направлениям:

1. «Цифровизация отраслей экономики» — структурные преобразования отраслей экономики с использованием прорывных технологий и возможностей.

2. «Переход на цифровое государство» — улучшение инфраструктуры предоставления услуг населению и бизнесу.

3. «Реализация цифрового Шелкового пути» — защищенная инфраструктура передачи, хранения и обработки данных.

4. «Развитие человеческого капитала» — переход к новым реалиям — экономике знаний.

5. «Создание инновационной экосистемы» — развитие технологического предпринимательства, внедрение инноваций в производство.

В рамках Дорожной карты по развитию электронной коммерции на 2019—2025 годы согласовано три направления: прирост экспорта в электронной торговле, вовлечение предпринимателей и развитие инфраструктуры, продвижение электронной торговли и защита прав потребителей. Однако существует проблемный момент: отсутствие интернет-навыков у населения, что существенно тормозит развитие интернет-технологий. В Плане мероприятий по реализации ГП «Цифровой Казахстан» планируется повышение показателя уровня цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году. В Дорожной карте

обозначено решение данной проблемы: в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» по программе «Школа интернет-экспортера» предусмотрено обучение практическим навыкам работы на электронных торговых площадках. Развитие интернет-маркетинга требует совершенствования технологических навыков и у казахстанских маркетологов, работа которых в будущем будет находиться на стыке двух специальностей — маркетолог и программист.

Концепция Государственной программы развития торговли на 2021—2025 годы предусматривает: создание единой информационно-аналитической системы мониторинга и анализа развития торговли, совершенствование статистического учета, аналитических и маркетинговых исследований рынка электронной торговли, развитие и расширение электронных платформ, расширение сети фулфилмент-центров, открытие еСоттегсе-центров по обучению предпринимателей.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

В стране лидером среди поисковых систем является Google. В 2020 году доля Google составила 75%, Яндекс - 22%, Mail.Ru -2%, доля Rambler, Yahoo и Bing вместе взятых составляет около 1% поискового трафика (рис. 1)5. По данным SimllarWeb пользователи Казнета обращаются как к локальным (yandex.kz и google.kz), так и к глобальным версиям поисковиков (yandex.ru и google.ru).

Национальная поисковая система kaz.kz не популярна у пользователей.

Благодаря большому охвату населения страны интернетом создана возможность продвижения компаний и товаров в сети Интернет. Инструменты интернет-маркетинга должны стать эффективными каналами продаж, распространения рекламы, доступа к информации и др. Компания Change PR Kazakhstan, при поддержке Национальной ассоциации по связям с общественностью РК, провела опрос среди PR-агентств страны с целью изучения состояния и определения актуальности инструментов PR-рынка. Исследование показало, что 86% PR-агентств рассматривают Digital PR в качестве самого актуального направления PR. По мнению респондентов, наиболее востребованными инструментами Digital-PR и интернет-маркетинга являются: публикации в социальных сетях, тар-гетированная реклама (80%), кон-

текстная реклама и работа с инф-люенсерами (73%), работа с бло-герами (80%). По мнению 47% участников опроса офлайновые инструменты (наружная реклама, реклама на ТВ и радио) станут менее актуальными. Респондентами было отведено значимое место мобильного сегмента и спрос на маркетинг в социальных медиа и приложениях (реклама в приложениях, мессенджерах и онлайн-играх)6. В 2019 году пользователи смартфонов во всем мире загрузили более 200 миллиардов мобильных приложений, потратив в общей сложности 120 миллиардов долларов на приложения и связанные с ними покуп-ки7, т.е потенциал сегмента очевиден.

По данным 01оЬа1^еЬ1пбех, доля мобильного времени в Интернете составляет 50,1%. В Казахстане работают три оператора сотовой связи: БееНпе, Ксе11 и Те1е2/ЛИе1 (рис. 2). Общее количество абонентов сотовой связи на

Mail.Ru 2%

Другие 1%

Яндекс 22%

3"

Google 75%

Рис. 1. Доля поисковых систем в Казахстане в 2020 г.

Tele2/Altel 27,90%

Beeline 39,40%

Kcell 32,70%

Рис. 2. Доля рынка операторов мобильной связи РК по числу абонентов

5 Маликов С. Какой поисковик самый популярный в Казахстане [Электронный ресурс]. URL: https://abc-design.kz/stati/135-samyj-

populyarnyj-poiskovik-v-kazakhstane (дата обращения: 16.05.2021).

6 Сахова Г. Digital-PR и интернет-маркетинг - наиболее востребованные инструменты рекламы в РК [Электронный ресурс]. URL: https://

www.inform.kz/ru/digital-pr-i-internet-marketing-naibolee-vostrebovannye-instrumenty-reklamy-v-rk_a3531954 (дата обращения: 16.05.2021).

7 Special reports: 3.8 billion people use social media [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-

8-billion-people-use-social-media (дата обращения: 16.05.2021).

ноябрь 2020 года составило 24,5 млн, из них 65,2% — абоненты сотовой связи, имеющие доступ к интернету8. По данным The WorldFactbook, Казахстан по данному показателю занимает 48-е место в мире. Рынок мобильных телекоммуникаций РК можно оценить как конкурентный рынок с высоким уровнем проникновения мобильной связи.

В начале 2000-х годов появилось большое количество социальных сетей. Мировым лидером среди социальных сетей является Facebook. В отчете «Digital in 2020» количество пользователей преодолело историческую отметку в 2,5 миллиарда активных пользователей. Главной новинкой в социальном пространстве 2019 года стала новая сеть TikTok, которая активно набирает обороты, в т.ч. и в Казахстане.

Развитие интернета и интернет-маркетинга получило дальнейшее распространение в социальном медиа. Для маркетологов, социальная сеть новый ресурс и инструмент интернет-маркетинга для продвижения компаний и брендов, товаров и услуг, и самопродвижения. Маркетинг в социальных медиа (Social Media Marketing, SMM) представляет «продвижение товаров и услуг в социальных сетях, которые воспринимаются маркетингом, как социальные медиа»9. В работе Г. Вайнерчука «Лайкни меня! Экономика благодарности» говорится, что «развитие социальных сетей усилит преимущества новых маркетинговых инструментов и SMM-про-движения».

С развитием социальных сетей, SMM стал одним из самых эффективных способов развития и продвижения бизнеса, что объясняется тем, что 95% времени пользователи проводят в социальных сетях. В отчете «Digital in 2020» пользователь проводит в сети каждый день в среднем 6 часов 43 минуты. Это на 3 минуты меньше, чем в 2019 году, но по-прежнему соответствует более 100 дням подключенного времени на одного пользователя Интернета в год.

Соцсетями пользуется 70% населения Казахстана (2021 г.), в 2008 году лишь 15%. Среди ка-захстанцев печатные периодические издания сместились на 3-е место, после Интернета и телевидения [5]. В 2020 году из-за пандемии наблюдалось увеличение среднего времени просмотра ТВ (+25%), это коснулось не только людей старших возрастных групп, но и молодежи. Так, согласно данным TNS, наибольший прирост замечен в категориях 18—24 и 25— 34 лет10.

По данным Бюро национальной статистики среди пользователей социальных сетей мужчин меньше (45%), женщин — 55% опрошенных. Городские жители более активны в соцсетях — 76% пользователей, среди сельских жителей — 61%. Показатели доверия населения к информации в социальных сетях: 65,28% — иногда доверяют, 19,51% — не доверяют, 12,52% — полностью доверяют, т.е. восьмая часть населения.

Опрос респондентов старше 18 лет показал, что 32% проводят меньше 3 часов в социальных сетях, молодежь и до 6 часов в день.

Особой популярностью в стране пользуются такие социальные сети, как ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram. В докладе Министерства информации и общественного развития РК (2020 г.) сеть Вконтакте по-прежнему популярна и доминирует по количеству пользователей. Далее, Instagram — 6,8 млн (в основном, среди молодежи 18—29 лет), Одноклассники — 2,4 млн (люди более старшего возраста), Facebook — 2,4 млн, Twitter, Telegram (около 2 млн), Snapchat (1,8 млн) и профессиональная сеть Linkedin (790 тысяч пользователей). По данным Statcounter за 2020 год, 11% казахстанцев не зарегистрированы ни в одной из социальных сетей.

Бизнес получил возможность выйти на своих клиентов через социальные сети. Instagram популярен среди молодежи, преобладает женская аудитория, соответственно подойдет для рекламы товаров/услуг для женщин. В Instagram важна визуализация. Для пользования таргетированной рекламой в Instagram необходима актуализация со страницей в Facebook. Аудитория Face-book — люди старше 25 лет, работающие, со стабильным доходом. В Facebook важна информативность, визуализация отходит на второй план. Значит, в стране IT-инструменты будут эффективны в следующих социальных сетях: Одноклассники (аудитория от 30 лет), ВКонтакте (разные возрастные группы), Facebook (от 25 лет), Instagram (от 18 до 29 лет). Независимый опрос проведенный в Карагандинской области среди лиц

8 Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ре-

сурс]. URL: https://stat.gov.kz/

9 Записки маркетолога. Маркетинг социальных медиа (SMM) [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/

marketing_terms_s/social_media_marketing/ (дата обращения: 17.05.2021).

10 Жусупова А. Медиапотребление в Казахстане в 2020 году: интернет и соцсети побеждают [Электронный ресурс]. URL: https:// ekonomist.kz/zhussupova/mediapotreblenie-v-kazahstane-v-2020-god/ (дата обращения: 17.05.2021).

от 18 до 29 лет свидетельствует, что 1-е место по популярности занимает Instagram, 2-е место (27%) — Facebook [5]. Люди старших возрастных категорий слабо охвачены социальными сетями. С ними необходимо работать индивидуально, применяя инструменты традиционного маркетинга.

В социальных сетях существует эффект «сарафанного радио» через межпрофильное и социальное распространение, с их помощью подписчики видят действия пользователя. Встроенные возможности социальных сетей имеет огромное значение. Например, в Instagram возле каждой публикацией есть ссылка на продвижение. Стоимость рекламы начинается от 1$ за сутки, в зависимости от охвата меняется и стоимость. Для начинающего бизнеса или небольшой компании социальные сети являются основным каналом привлечения потребителей, а низкая стоимость продвижения — это существенный аргумент их использования [5]. Выверенная стратегия SMM решает задачи повышения уровня продаж, узнаваемости бренда и ее продукции, формирует лояльность потребителей к компании, товарам/услугам без серьезных финансовых вложений. Интернет-технологии в социальных сетях характеризуются низкой стоимостью при большом охвате именно целевой аудитории. В SMM происходит распространение контента интересного для конкретного пользователя. Кроме того, количество интернет-пользователей растет, что значительно увеличивает охват рекламой.

Сейчас социальные сети широко используются для продвижения товаров, услуг, компаний. Наиболее популярными методами

продвижения являются персональный аккаунт, бизнес-страница, группа, сообщество. Социальные сети используются не только как средство коммуникации, но и доступный медиапортал через сайты, блоги, видео, новости. Следовательно, соцсети обладают рядом преимуществ, по сравнению с любым другим маркетинговым инструментом:

♦ фокусировка внимания для целевой аудитории (таргетинг), что значительно повышает ее эффективность;

♦ удобное размещение публикации;

♦ дешевизна продвижения;

♦ максимальный охват аудитории;

♦ большая информативность о потребителе;

♦ возможность самостоятельно выбрать целевую аудиторию. Эти отличительные особенности

необходимо использовать в интернет-маркетинге.

Сайт компании — это тоже реальность сегодняшнего дня. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, в 2020 году в стране зарегистрировано 461 058 юридических лиц, более 175 тысяч доменных имен первого уровня «кз» и «каз», из которых только 99 632 работающие. Часть клиентов пользуется только сайтами, чтобы увидеть полную информацию о компании, товарных и ценовых предложениях (данные от Internet trend 2019 BOND). Некоторые компании, кроме сайта, используют социальные сети, интернет-сообщества, форумы. Клиент стал ближе и понятней благодаря двустороннему общению: с одной стороны, опросы, отзывы, предложения, создание и усовершенствование товаров/услуг, с другой — компа-

нии быстрее реагируют на пожелания, замечания и вопросы пользователей. Правильное ведение профиля автоматически выводит пользователя на страничку компании.

Таким образом, маркетинг в социальных сетях — это современный и эффективный инструмент продвижения компаний, брендов, товаров и услуг. В социальных сетях происходит наглядное демонстрирование продукта/компании с использованием комплекса визуальных аспектов, акцентируя внимание на ценностном предложении. Инструменты интернет-маркетинга обладая возможностями таргетинга приблизили потребителя через сообщества, форумы, блогеров, сайты, мобильные приложения. Общение с целевой аудиторией в социальном пространстве более глубокое, что значительно увеличивает интерактивность взаимодействия. Необычный формат и встроенные возможности соцсетей облегчают продвижение и повышают эффективность проводимых мероприятий. Инструменты интернет-маркетинга способны обеспечить конкурентные преимущества компании, инструменты традиционного маркетинга растянуты во времени, обладают дороговизной, расфокусировкой и однонаправленностью. К существенным недостаткам традиционного маркетинга также можно отнести слабые коммуникации между производителями и конечными потребителями товаров/услуг, что снижает эффективность маркетинговых мероприятий.

Помимо социальных сетей популярностью пользуются мессенд-жеры WhatsApp, Viber, Telegram. Во всем мире количество пользователей составляет 1,2 млрд человек. Самым распространенным

приложением является WhatsApp, в Казахстане данный мессенджер тоже очень популярен (Digital in 2020). Обширная пользовательская база и высокая скорость взаимодействия (98% сообщений открываются и читаются, причем в течение первых трех секунд) [6] могут стать поводом для применения маркетинговых инструментов в WhatsApp. Недостатками является то, что ресурс обладает ограничениями по количеству рассылок (256 пользователей), не всегда пользователи согласны дать номер телефона и не всем клиентам рекламная рассылка в мессенджерах нравится. Конечно, в приложениях необходимо применять другую маркетинговую стратегию.

С развитием интернета возрос интерес к электронному бизнесу и коммерции. Способы заработка в интернете делятся на несколько категорий: коммерция, заработок на рекламе, продажа рекламы, создание и монетизация веб-сайта, покупка и перепродажа сайтов, фриланс, создание личного бло-га или веб-сайта с последующим размещением на нем баннерных блоков, контекстной рекламы и другое. К категории «коммерция» относится товарообмен, который осуществляется через электронную сеть. Для получения дохода с такого сайта необходимо регулярно наполнять его качественным контентом. Успешность компании в электронной коммерции зависит от многих факторов, среди которых можно выделить качества:

♦ предлагаемого товара или услуги;

♦ контента, с которым взаимодействует клиент;

♦ дизайна площадки, через которую будут осуществляться продажи [7].

В последнее время отмечается резкий рост популярности платформ электронной коммерции в Азии, китайский Tmallвышел на третье место в мировом рейтинге веб-сайтов, опередив Facebook, Baidu и главного западного конкурента Amazon. Китай занимает первое место в мире по объему онлайн-продаж. Из 20 лучших сайтов 5 китайских, 4 из которых принадлежат Alibaba. Данные отчета « Global Digital» свидетельствуют: мировой объем электронной торговли в 2020 году превысил 3,9 триллиона долларов. Прирост данного показателя за несколько лет превысил 40%. В 2021 году, по предварительным данным, рост должен составить 12,8%, в 2022 — 13,2%, в 2023 году - 13,8%11. Развитие интернет-технологий и логистики сделал процесс покупки товаров проще и доступнее.

Электронная коммерция в Казахстане проявляется через интернет-магазины, электронные платежи и деньги. Ежегодно прибыль электронной коммерции растет на 30%. Динамично развивается внутренний рынок, в стране действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. В Казахстане объем покупок в интернет-магазинах в 2020 году составил 435 млрд тенге (9,4% объема розничной торговли), на международных площадках — 280 млрд тенге12. Данные Бюро национальной статистики свидетельствуют: объем рынка онлайн-торговли за 2020 год увеличился в 1,8 раз и составил 596 млрд тенге. Однако можно отметить слабое использова-

ние казахстанских онлайн-площа-док для покупок, в основном китайские и американские.

Количество совершенных транзакций увеличилось на 20%, сумма среднего чека возросла на 52%. Доля покупок через смартфон также увеличилась и составила в 2019 году 65%, в 2020 году -88% (среднемировой показатель 55%). По состоянию на 1 мая 2020 объём безналичных операций в стране увеличился в 3 раза и составил около 7,5 трлн тенге (Бюро нацстатистики). Триггером роста стала пандемия. Таким образом, объем безналичных платежей свидетельствует о росте популярности и доверия к покупкам через интернет.

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан», по согласованию с Национальным банком РК, планируется увеличить объем безналичных платежей посредством цифровых технологий к 2021 году до 27%, к 2022 году до 35%. Предполагается, что рост безналичных платежей частично снизит недоверие граждан к электронной коммерции. Законодательство по вопросам электронной торговли постоянно дополняется. В частности, были приняты Дорожная карта по развитию электронной коммерции на 2019— 2025 годы и Концепция Государственной программы развития торговли на 2021—2025 годы.

Основным трендом на рынке eCommerce являются маркет-плейсы — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются его оператором13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Global Ecommerce 2020 от eMarketer: основные факты [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/global-ecommerce-2020-ot-emarketer-osnovnye-fakty.html (дата обращения: 18.05.2021).

12 Kapital.kz. Бахыт Султанов рассказал о развитии электронной торговли [Электронный ресурс]. URL: https://kapital.kz/economic/84817/ bakhyt-sultanov-rasskazal-o-razvitii-elektronnoy-torgovli.html (дата обращения: 18.05.2021).

13 Википедия. Маркетплейс [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 18.05.2021).

В 2018 году Министерством торговли и интеграции РК подписан Меморандум с компанией Wildberries, целью которого стало развитие инфраструктуры, позволяющей увеличить экспорт казахстанских товаров через данную платформу. На сегодня 21 отечественная компания и 594 вида товаров представлены на платформе в странах ЕАЭС. 50 компаний отобраны в качестве «Золотого поставщика» на платформу Alibaba c доступом к глобальной аудитории14.

В топ-30 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана вошли три маркетплейса. Казахстанские интернет-площадки, такие как kaspi, chocofamily, technodom, mechtaи другие, имеют порядка 20 категорий товаров и услуг. В Казахстане активно развиваются электронные платформы, занимающиеся доставкой продуктов питания, курьерской доставкой еды из различных заведений: Onay Bazar, HappyFood.kz, Agro Labs. Особенно это стало актуально в период пандемии и введения некоторых ограничений.

Благодаря развитию интернет-инфраструктуры уровень онлайн-коммерции/торговли ежегодно растет и находится сейчас на стадии роста своего жизненного цикла. Доля интернет-торговли в ми-

ровой торговле увеличивается, атрадиционный вид торговли с каждым годом теряет свои позиции. Однозначно, интернет-бизнес и коммерция набирают обороты, и становятся одним из способов заработка для некоторых людей.

Широкое распространение современных 17-технологий оказывает влияние на развитие экономики страны, расширяются масштабы международной торговли. Расширение рынков сбыта также осуществляется через интернет. На мировой рынок гораздо эффективнее выйти с помощью инструментов интернет-маркетинга. Соседство Казахстана с крупнейшими мировыми державами — Россия и Китай, должно стать стимулом для развития интернет-маркетинга в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В стране рынок 17-технологий прошел определенный этап становления, усилилась их роль в жизни общества. Скорость и эффективность внедрения интернет-технологий, в определенной степени, зависят от государственной политики. В настоящее время создана законодательная и организационная структуры, совершенствуется инфраструктура интернет-рынка. В рамках государственной программы «Цифровой

Казахстан» предложен ряд технологических инициатив. Технологические инновации постоянно наращивают свой рыночный потенциал и проникают во все сферы экономики. /7-технологии все более востребованы бизнес-сообществом, в перспективе прогнозируется рост данного рынка. Следовательно, интернет технологии постепенно становятся частью повседневной жизни.

Развитие /7-технологий в стране существенно расширило возможности интернет-маркетинга и границы приложения его инструментов. Благодаря постоянно возрастающей динамике и активности пользователей интернетом, мобильными приложениями и сетями, интернет-маркетинг стал более доступным, а реклама в интернете все более эффективным каналом продаж. Однозначно можно сказать, что интернет-маркетинг современное, перспективное средство коммуникации и мощный канал связи с потребителями. Перспективность данного сектора в Казахстане очевидна, а использование созданных ресурсов дает колоссальные возможности для применения инструментов интернет-маркетинга. Однако, обладая таким потенциалом, рынок интернет-маркетинга в Казахстане недостаточно развит.

ИСТОЧНИКИ

1. ВекшинскийА.А., ТывинЛ.Ф. Интернет-маркетинг как новое направление в современной концепции маркетинга взаимодействия // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. № 2. С. 102—108.

2. АлексеевИ.В. Теоретико-методологические аспекты исследования категории «Интернет-маркетинг» // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 14-18.

3. БольшаковаЛ.В. Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг. М., 2017. 160 с.

4. Смирнов А.Г. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете. СПб., 2015. 120 с.

5. Насакаева Б.Е., Стожарова К.С. Почему стоит применять маркетинг в социальных сетях? // Актуальные исследования. 2020. № 2. С. 49-52.

6. ХалиловД. Маркетинг в социальных сетях. М., 2017. 240 с.

7. ТитенкоА.О. Пользовательский опыт в электронной коммерции // Интернет-маркетинг. 2021. № 01 (113). С. 12-21.

14 Горбунова А. Онлайн-торговлю хотят освободить от некоторых налогов в Казахстане [Электронный ресурс]. URL: https://forbes.kz/ finаnces/finаnce/onlаyn-torgovlyu_hotyаt_osvobodit_ot_nekotoryih_nаlogov_v_kаzаhstаne/ (дата обращения: 19.05.2021).

DOI: 10.24412/2071-3762-2021-5291-22-29

Possibilities of Internet Marketing Development in the Republic of Kazakhstan Nassakayeva Bakyt Ermekbaykyzy,

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, Karaganda Technical University; N. Nazarbayev Ave. 56, Karaganda, Kazakhstan, 100027 ([email protected])

Every year, Internet technology and tools for business promotion is rapidly developing. The development of Internet business is one of the relevant topics, and Internet technology is firmly entrenched in our lives. Internet technologies in Kazakhstan have passed a certain stage of formation, the state has created a legislative and organizational structure, the infrastructure of the Internet market is being improved. The article gives an overview of trends in Kazakhstan Internet consumption, market analysis, provides current statistics on the number of Internet users and mobile applications in the country. The dynamics and activity of users of the Internet, mobile applications and networks are assessed favorably. The purpose of the study is to analyze the current situation of development of Internet technologies and Internet marketing in Kazakhstan. The results of the study are to determine the prospects and opportunities of the IT-market. Working hypothesis: the development of IT technologies in Kazakhstan can expand the scope of Internet marketing. The analysis presented in the article is based on statistical and systematic methods.

Keywords: Internet technology; Internet marketing; marketing in social networks; promotion of goods and services; Internet commerce.

REFERENCES

1. Vekshinsky, A.A.; Tyvin, L.F. (2017) Internet-marketing as a new direction in the modern concept of interaction marketing. Technical and technological problems of service, 2017, No.2, pp. 102—108.

2. Alekseev, I.V. (2014) Theoretical and methodological aspects of the study of the category of «Internet-marketing». Transport business of Russia, 2014, No.3, pp. 14-18.

3. Bolshakova, L.V. (2017) Internet-marketing of sanatorium-resort services. Moscow, 2017, 160 p.

4. Smirnov, A.G. (2015) Leaderboard. Marketing tools for business promotion on the Internet. St. Petersburg, 2015, 120 p.

5. Nassakayeva, B.E.; Stozharova, K.S. (2020) Why apply marketing in social networks? Actual research, 2020, No. 2, pp. 49-52.

6. Khalilov, D. (2017) Marketing in social networks. Moscow, 2017, 240 p.

7. Titenko, A.O. (2021) User experience in e-commerce. Internet Marketing, 2021, No. 1, pp. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.