Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка электронных расчетов'

Тенденции развития рынка электронных расчетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2757
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГ / РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / PAYMENT SYSTEM / INTERNET-BANKING / INTERNET ACQUIRING / MARKET OF ELECTRONIC PAYMENTS / ELECTRONIC COMMERCE / ELECTRONIC MONEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логуненков С. Г.

В статье рассматривается рынок электронных расчетов, как основные аспекты его развития в настоящее время, так и перспективы на ближайшие несколько лет. Определены основные направления развития и тенденции, указаны наиболее значимые для этого сегмента проекты, способные качественно повлиять на рынок в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The market for electronic payments: tendencies of development

The article describes the market of electronic payments, both the major tendencies of its current development, and its perspectives in the nearest ten years. The author defines the key directions of this development and distinguishes the projects most significant for it.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка электронных расчетов»

определенное время будет закрыта. После этого для возобновления работы потребуется заново пройти аутентификацию;

— история подключений — с помощью этой функции пользователь Интернет-банкинга узнает, если кто-то кроме него подключался к системе, а также может отследить все несанкционированные операции [6].

Но все же решить проблему обеспечения надежности информационной безопасности исключительно с помощью технических средств и программного обеспечения невозможно. По мнению специалистов, защита корпоративных информационных систем зависит от ряда факторов: на 30% — от применяемых технических решений; на 40% — от проводимых в учреждении организационных мероприятий и на 30% — от морально-нравственного состояния общества и общекультурного уровня пользователя.

Более половины кредитных организаций не имеют специалистов по информационной безопасности. Некоторые банки администрируют задачи филиалов с удаленных и головных офисов. Но эти мероприятия носят фрагментарный характер, поэтому задачи по обеспечению безопасности практически не решаются. Особенно не защищены филиалы, где системы часто не настроены, внутренние сети, как правило, соединены с

внешними, неправильно эксплуатируются межсетевые экраны и средства АРМ-клиента Банка России. На откуп специалистам 1Т функции безопасности передают 42% банковских подразделений. Но для них это направление работы является непрофильным, носит второстепенный и фрагментарный характер [8].

Необходимо помнить, что проблемы безопасности онлайновых услуг связаны также и с отсутствием нормативно-правовой базы: закона об электронно-цифровой подписи, комплекта нормативных актов прямо регулирующих права и обязанности участников оборота онлайновых финансовых услуг, гарантий по выполнению распоряжений отданных в электронной форме, толкования подобных операций соответствующими контролирующими и надзорными ведомствами, все эти обстоятельства тормозят развитие электронных банковских услуг. Кроме того, отсутствие стандартизированных шифровальных протоколов для передачи информации через Интернет не прибавляет активности потенциальным банковским клиентам. Сегодня вопросы обеспечения безопасности онлайновых банковских операций каждый банк решает в отдельности путём использования профессиональных средств защиты. Однако банкам потребуется немало времени и усилий, прежде чем они смогут заручиться доверием таких средств защиты у значительной массы клиентов.

Литература

1. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете — СПб: Питер, 2001. — 240 с.

2. Букин М. Активная безопасность ДБО // Банковские технологии. — 2010 — №10.

3. Калемберг Д. Токен является ключевым элементом информационной безопасности в новых условиях // Банковские технологии. — 2010 — №1.

4. Горюков Е.В., Котина О.В. Электронные деньги: развитие, направления использования в современной банковской практике (окончание) http://bankir.ru/tehnologii/s/elektronnie-dengi-razvitie-napravleniya-ispolzovaniya-v-sovremennoi-bankovskoi-praktike-okonchanie-1373402/

5. Гончаров В.В. Безопасность и защита интернет-платежей // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. — 2010. — № 4.

6. Резниченко Е. Безопасность Интернет-банкинга: практические аспекты http://www.prostobank.ua/internet_banking/stati/

7. ГОСТ Р 34.10-94 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма

8. Тимошкин А.В. Эволюция финансового контроля теневой экономики. Защита информации и технологий — условие стабильности банковской системы // Банковское дело. — 2009 — № 6.

9. Кочергин Д. А. Развитие онлайновых банковских услуг в экономически развитых странах и России — Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2001. — № 2. — С. 69-81.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТОВ

С.Г. Логуненков,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, начальник Управления риск-менеджмента ООО«Мобильная карта»,

logunenkov@yandex.ru

В статье рассматривается рынок электронных расчетов, как основные аспекты его развития в настоящее время, так и перспективы на ближайшие несколько лет. Определены основные направления развития и тенденции, указаны наиболее значимые для этого сегмента проекты, способные качественно повлиять на рынок в целом.

Ключевые слова: платежная система, интернет-банкинг, интернет-эквайринг, рынок электронных расчетов, электронная коммерция, электронные денежные средства.

УДК 336. 717 ББК 65.262.4

В настоящее время в России наблюдается интенсивное развитие рынка электронных расчетов, в то же время имеет место ослабление конкуренции на этом рынке. Эти факторы являются подтверждением благоприятных условий для появления новых участников рынка. Кроме того, сложившаяся си-

туация способствует созданию основными участниками рынка совместных проектов.

Главной тенденцией на рынке электронных расчетов является стремление платежных систем, в основе которых лежит использование электронных денежных средств1 (далее — элект-

ронные платежные системы /ЭПС2) к мультифункциональности. Ранее электронные платежные системы можно было разделить на несколько видов по способу совершения платежей (карточные, цифровой наличности, платежные шлюзы). В 2010 г. ведущие ЭПС стали расширять свой бизнес, осваивая все доступные способы электронных расчетов. В результате электронные платежные системы становятся все более универсальными и позволяют оплачивать товары и услуги с использованием терминальной сети, мобильных приложений, sms-сервисов, посредством расчетов с помощью электронных денег, банковских карт и т.д.

Другой серьезной тенденцией 2010 года стало тотальное взаимодействие всех участников рынка между собой. Электронные платежные системы, банки, социальные сети, онлайн-игры, операторы мобильной связи, Интернет-магазины, ритейловые сети, государственные структуры стали активно сотрудничать друг с другом. При этом виртуальные платежи между участниками рынка совершаются также всеми возможными способами: электронными деньгами, со счета пластиковой или виртуальной банковской карты, с лицевого счета абонента мобильной связи, через терминалы моментальной оплаты и с использованием других платежных средств.

Наиболее интенсивно развивающимся направлением такого взаимодействия стало сотрудничество ЭПС с банковской системой. В 2010 г. коммерческие банки проявили немалый интерес к альтернативным способам оплаты розничного рынка платежей с помощью активно развивающихся электронных платежных систем, которые на данный момент времени имеют много возможностей, недоступных кредитным организациям. Многие участники рынка, предоставляющие возможность проведения расчетов с использованием электронных кошельков3, выступили с предложениями взаимовыгодного сотрудничества, и были поддержаны коммерческими банками. Так, с помощью банков-партнеров электронные платежные системы интегрировали электронные кошельки с Интернет-банкингом и сетями банкоматов, расширили способы пополнения и снятия средств с электронного кошелька, произвели выпуск виртуальных карт. Почти все крупнейшие розничные банки в 2010 г. начали принимать переводы на электронные кошельки (например, в рамках проекта системы «МеЬМопеу» с КБ «Альфа-банк» предоставляется возможность пополнять электронные кошельки с карты любого российского банка). С помощью пластиковой карты любого коммерческого банка существует возможность пополнить счет в Кошельке». С использованием карты КБ «Сбербанк» или через систему «Сбербанк Онлайн» стало доступно пополнение кошельков «МеЬМопеу». Впервые в России были реализованы онлайн-сервисы пополнения электронных кошельков и перевода средств на банковские счета (например, совместный сервис «Деньги от А до Я» КБ «Альфа-Банк» и «Яндекс.Денег»).

Одним из нововведений стала возможность доступа к средствам, находящимся на банковских счетах, и расчетов посредством банковских карт с использованием ЭПС. Например, КБ «Альфа-Банк» обеспечивает Интернет-эквайринг при платежах через Кошелек» по предварительно присоединенным

(«привязанным») к счету пластиковым картам в платежной системе Кошелек». Использование Интернета со стороны коммерческих банков является важным каналом продаж банковских услуг. Эксперты отмечают, что обслуживание клиентов через Интернет намного дешевле и удобнее традиционного банковского обслуживания.

Дальнейшей тенденцией синергии коммерческих банков и электронных денег является кредитование посредством электронных денег. Поскольку операции кредитования являются прерогативой банковской системы, следовательно, кредитование электронного счета становится возможным исключительно коммерческим банком, либо микрофинансовой организацией. В рамках услуг ЭПС такая операция не может быть произведена, так как ЭПС на данный момент могут оказывать лишь расчетные услуги, в связи с особенностями законодательства. Банк выступает в этой ситуации логичным партнером. Для тех пользователей ЭПС, которые живут в удаленных населенных пунктах, такой способ кредитования, на наш взгляд, может быть единственно возможным.

Набор услуг банков, представленный в терминалах самообслуживания, также заметно расширился. Кроме зачисления наличных и оплаты товаров, появилась возможность осущест-

вления платежей за различные услуги (ЖКХ, сотовая связь и т.д.), проведения денежных переводов, погашения кредитов, открытия и пополнения депозитов и т.д. Отмеченная тенденция развития терминального сегмента рынка электронных расчетов будет сохраняться в дальнейшем.

Растет популярность и виртуальных (предоплаченных) карт для расчетов в сети Интернет. Виртуальная карта «Visa» является достаточно востребованной той частью населения, которая имеет и активно использует обычные (пластиковые) банковские карты, но вполне обоснованно считает платежи в сети Интернет операциями с высокой степенью риска. Кроме того, эта карта позволяет осуществлять платежные операции в сети Интернет тем пользователям, которые не имеют банковских карт, поскольку не достигли возраста, позволяющего самостоятельно совершать банковские операции, однако, испытывающих потребность в небольших, но регулярных платежах. Бурно развивающийся рынок электронных платежных услуг дает возможность удовлетворить потребности данного контингента пользователей (например, виртуальная карта «MasterCard Prepaid Яндекс.Денег», которую принимают крупнейшие магазины и сервисы по всему миру, такие как «Amazon», «PayPal» или «eBay»).

Важной тенденцией 2010 и 2011 гг. стала активность государства в сфере сотрудничества с электронными платежными системами. Это вызвано окончанием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»4 и реализацией Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти5.

Описанное выше сотрудничество существенно расширяет возможности по оплате в адрес госорганов, в частности был запущен Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее — Единый портал)6, открытый для подключения различных способов оплаты. На сегодняшний день практически все ЭПС начали прием платежей за оказанные клиентам государственные услуги. Кроме того, государственными органами активно создается правовая основа, регулирующая деятельность ЭПС. В частности в июне 2011 г. был принят Федеральный Закон РФ №161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе», ставший первым документом регулирующим деятельность платежных систем в Российской Федерации. До этого момента действовали законодательные акты, относящиеся лишь к некоторым частным случаям электронных расчетов, такие как Федеральный Закон РФ №103-Ф3 от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный Закон РФ №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинан-совых организациях».

В 2010 г. на рынке электронных расчетов появились новые участники — социальные сети. Весной 2010 г. социальная сеть «ВКонтакте» объявила о запуске собственной платежной системы, счета в которой присоединены к персональным аккаунтам пользователей. В конце того же года аналогичное решение было реализовано и в другой крупнейшей российской социальной сети — «Одноклассники»7.

Тенденция последних двух-трех лет — монетизация социальных сервисов (социальных сетей, онлайн-игр, сайтов знакомств и др.) при помощи электронных денежных средств — усилилась. Особенно это касается социальных сетей. Эксперты полагают, что социальные сети как замкнутые системы, в которых есть весь необходимый для пользователя контент, являются оптимальным местом для развития рынка электронных платежей и использования конкурентных преимуществ ведущих российских ЭПС.

Сотрудничать с социальными сетями стремятся многие участники рынка. Так, электронная платежная система «WebMoney» разместила в социальных сетях Интернета «ВКонтакте» и «Одноклассники» Приложения, позволяющие покупать «внутреннюю» валюту и распоряжаться данными денежными средствами, совершая покупки внутри сети. Уже в 2011 году банк «Русский Стандарт» стал эквайером нового сервиса онлайн-покупок «ВКонтакте», с помощью которого пользователи сети получили возможность оплачивать такие виды покупок, как различные игры, приложения, подарки друзьям, а также совершать покупки в Интернет-магазинах партнеров сети «ВКонтакте» посредством использования карт платежных систем Visa, MasterCard и American Express. Монетизация социальных сетей — мировая тенденция. Подтверждением этого можно считать, например,

такой факт, как объединение с мая 2011 г. систем «Facebook» и «PayPal» для оптимизации торговли в социальных сетях. Дальнейшее развитие электронных расчетов посредством использования электронных денежных средств в социальных сетях, онлайн играх и других социальных сервисах является наиболее перспективным. Однако, к концу 2011 г. данное направление развития электронных расчетов значительно сократилось. Следующим направлением развития после социальных сетей является оплата услуг ЖКХ (у данного направления огромный потенциал: «средний чек» растет в связи с повышением цен на услуги естественных монополистов, а популярность традиционных оффлайновых банковских услуг, как способа оплаты, падает), переводы между клиентами, оплата деятельности на рынке ценных бумаг.

Участники рынка электронных расчетов продолжают активно осваивать такой способ оплаты, как мобильный телефон. Развитие сегмента мобильных платежей связано с усложнением техники, увеличением возможностей мобильного телефона и доступности таких устройств для населения. Портативные мобильные устройства приближаются по своим возможностям к полноценным персональным компьютерам. Основным способом осуществления мобильных платежей являются текстовые sms-сообщения. Одновременно в России активное распространение получают мобильные платежные приложения, которые позволяют использовать телефон в качестве электронного кошелька.

На сегодняшний день с помощью мобильного телефона абоненты могут приобрести следующие услуги, представленные на рынке электронных расчетов: перевод денежных средств, приобретение рингтонов, участие в викторинах, онлайн-играх, социальных сетях, оплата штрафов ГИБДД, жилищно-коммунальных услуг, покупка в Интернет-магазинах, в том числе билетов на транспорт, развлекательные мероприятия и т.д. Важную роль в доступности этих услуг посредством мобильных устройств имеет взаимодействие мобильных операторов с коммерческими банками и ЭПС. Также это сотрудничество позволит ЭПС составить конкуренцию наличным деньгам и банковским картам при осуществлении покупок в обычных торговых точках, заведениях общественного питания и т.п.

ЭПС планируют расширять сферу деятельности и в других направлениях. Так, платежные системы «QIWI Кошелек» и «WebMoney» уже обсуждают различные возможности сотрудничества с участниками рынка потребительской розницы. ЭПС «QIWI» ведет переговоры об использовании электронных денежных средств для оплаты с целым рядом сетей общепита, аптечными сетями, ритейлерами и т.д. В скором времени появится новый сервис компании «Вымпелком» («Билайн») и КБ «Альфабанк». В рамках проекта будут эмитированы предоплаченные виртуальные и пластиковые банковские карты «Visa», которые позволят абонентам сети «Билайн» использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты товаров и услуг через Интернет и в обычных торговых точках, а также может быть реализована такая возможность, как снятие наличных в банкоматах.

Если сравнивать способность использования различных видов электронных платежных систем для оплаты реальных услуг и товаров, то наиболее перспективными являются уже традиционные оплаты с помощью банковской карты и оплаты с мобильного телефона с внедренным NFS-чипом, который позволяет эмулировать данные банковской карты, либо электронного счета, и дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Внедрение сервисов на базе технологии NFC в России началось также в 2010 г. Компании «МТС» и «Мегафон» при поддержке коммерческих банков уже запускают пилотные решения бесконтактной оплаты проезда в метро, а компания «Технологии процессинга» совместно с компанией «Вымпелком» («Билайн») реализовала пилотный проект по оплате проезда в поезде «Аэроэкспресс» в Москве. Кроме того, компания «i-Free» в рамках своего проекта «Школа Онлайн» начала опытную эксплуатацию платежной системы, полностью базирующейся на NFC-технологиях8.

Новой тенденцией развития мобильных платежей стала возможность снятия денег с абонентского счета мобильного телефона. Такая возможность сегодня есть у клиентов «Мегафона», которым предлагается услуга по осуществлению перевода денежных средств со счета мобильного телефона с помощью системы денежных переводов «Юнистрим». При этом денежный

перевод клиент может оформить на себя или на другого человека, даже находящегося в другом городе. Существует также возможность переводить средства с абонентского счета сотового оператора на банковский счет или банковскую карту.

Активный интерес к мобильным электронным платежам проявляет государство. Это связано с проектом «Электронное Правительство»9. Основной идеей проекта является обеспечение возможности оплаты государственных услуг путем перечисления средств с баланса мобильного телефона. Государственным оператором в проекте выступает компания Ростелеком. В настоящее время «Ростелеком» ведет переговоры с мобильными операторами о размещении на sim-картах телефонов электронной подписи гражданина, которая, в том числе, даст возможность получения государственных услуг через Единый портал. Электронная подпись будет соответствовать требованиям законодательства10, и приравниваться к собственноручной подписи на бумажном носителе. С помощью этого средства идентификации клиенты смогут, к примеру, подать налоговую декларацию через Единый портал. Планируется, что к концу 2011 — началу 2012 г. будут подготовлены сервисы, которые можно будет бесплатно скачать с Единого портала и с помощью мобильного телефона и электронной подписи использовать для оплаты штрафов ГИБДД, задолженностей перед Государством и т.д. В том числе будут доступны мобильные приложения для операционной системы, использующейся в «iPhone», а также для мобильных устройств на базе операционной системы «Android» и собственные решения операторов, присоединившихся к проекту.

В целом можно прогнозировать, что доля мобильных платежей с использованием счета мобильного телефона в будущем будет только возрастать. Мобильный телефон, при этом, станет серьезным конкурентом терминалам самообслуживания и банкоматам. Пользователи давно привыкли перечислять деньги на счета мобильного телефона и хранить там определенные суммы денег, в отличии от электронных кошельков, на которые клиенты перечисляют денежные средства в размере необходимом для совершения конкретной покупки и незадолго до нее. Однако значительным ограничением данного сервиса является слабый уровень защищенности денежных средств на счете абонента и большим объемом мошенничества.

Международные платежные системы также высоко оценивают достоинства мобильных платежей. Так «Visa Europe» планирует ежегодно инвестировать 100 млн. евро на развитие карточных платежей в области мобильной и электронной коммерции. В 2011 г. «Visa Europe» планирует ввод собственной системы мобильных платежей. В дальнейшем должен выйти сервис электронных платежей компании, ориентированный на онлайн-торговлю11.

Можно с уверенностью констатировать, что 2010-2011 гг. ознаменовали бурное развитие рынка электронных платежных систем. На рынке произошли значительные изменения, появилось множество новых сервисов по оплате товаров, услуг, денежных переводов, к которым гражданам России предстоит привыкнуть. Кроме того новые решения на российском рынке ЭПС не перестанут появляться.

Так, российская платежная система «Webtransfer» стала первой системой, застраховавшей средства на электронных кошельках своих клиентов. Договор страхования ответственности «Webtransfer» перед клиентами выпустила компания «Ингосстрах». Практики подобного сотрудничества до сих пор не существовало. Таким образом, «Webtransfer» стала первой ЭПС в мире, гарантирующей клиентам безопасность средств на электронных счетах. Лимит ответственности по каждому страховому случаю составляет 5 тыс. долл.12 Сотрудничество со страховыми компаниями будет способствовать дальнейшему развитию рынка ЭПС.

Успех социальных сетей и онлайн-игр также рождает идеи все новых и новых сервисов. Так, в скором времени будет обновлен сервис КБ «Сбербанк» — «Сбербанк-онлайн», в котором будет реализован функционал, не имеющий аналогов в других банках. В системе Интернет-банкинга КБ «Сбербанк» планируется представить функционал полноценной социальной сети. Клиентам в рамках проекта предложат специальные онлайн-игры, позволяющие накапливать бонусы, которыми в дальнейшем можно будет обмениваться с другими пользователями. Кроме развлекательной составляющей в сервисе будет возможна визуализация данных о трансакциях и оборотах в диаграм-

мах и графиках по нескольким счетам. Также будет доступен персонифицированный интерфейс с возможностью создания уникальной странички Интернет-банкинга и др. Данный сервис будет реализован в виде приложений для персональных компьютеров с операционной системой «Windows» и для мобильных устройств «iPhone», «iPad».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок электронных расчетов продолжит интенсивное развитие на протяжении ближайших нескольких лет. В первую очередь за

счет крупных ЭПС, имеющих возможность в кратчайшие сроки реализовывать новые проекты, а также осуществлять всевозможные формы сотрудничества на данном этапе развития рынка электронных расчетов. Необходимо отметить, что важную роль в становлении и усилении ЭПС сыграло государство, регламентировав эту деятельность и установив общие правила. Однако, участники рынка должны быть готовы к следующему этапу, который наступит после насыщения рынка — этапу жесткой конкуренции.

1 В трактовке Федерального закона РФ №161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» опубликован: «Российская газета», № 139,

30.06.2011

2 Электронная платежная система/ЭПС — термин используется автором для выделения частного случая платежной системы в трактовке Федерального закона РФ № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» по функциональному признаку

3 Электронный кошелек — термин используется автором для выделения частного случая электронного средства платежа в трактовке Федерального закона РФ № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» по функциональному признаку

4 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 года)» утверждена Постановлением Правительства от 28 января 2002 г. № 65 опубликована: «Собрание законодательства РФ», 04.02.2002, № 5, ст. 531

5 Распоряжение Правительства РФ № 1555-р от 17.10.2009 «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» опубликовано: «Собрание законодательства РФ», 26.10.2009, № 43, ст. 5155

6 Единый портал государственных и муниципальных услуг — gosuslugi.ru дата обращения: 11.12.2011

7 lnfox.ru, Иван Шадрин, «Большие электронные деньги придут из социальных сетей». 17.03.2010 дата обращения: 08.12.2011

8 pcweek.ru, Максим Букин, ««Большая тройка» взялась за NFC». 25.11.2010 дата обращения: 04.12.2011

9 Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года утверждена Распоряжением Правительства от 6 мая 2008 г. № 632-р опубликована: «Собрание законодательства РФ», 19.05.2008, № 20, ст. 2372

10 Федеральный закон ФЗ-63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи» опубликован: «Российская газета», № 75, 08.04.2011

11 plusworld.ru, По материалам Visa Europe и MoneyNews, «Visa Europe запустит систему мобильных платежей». 15.04.2011 дата обращения:

11.12.2011

12 http://www.webtransfer.ru/insurance.html дата обращения: 04.12.2011

УПРАВЛЕНИЕ РАСхОДАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА на стадиях ЕГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Э.П. Дувалова,

аспирант кафедры банковского дела Института экономики и финансов

Казанского федерального университета elviraduvalova@mail.ru

В статье рассматриваются особенности кривой жизненного цикла коммерческого банка, управление затратами на этапах жизненного цикла.

Ключевые слова: этапы жизненного цикла, управление затратами банка.

УДК 336.71 ББК У262.101-93

В современной управленческой системе банка всё большее значение приобретают стратегическое планирование, проектное и финансовое прогнозирование и управление. Использование этих методов невозможно без изучения и анализа структуры затрат банка, поскольку именно они составляют основу формирования стоимости проектов, себестоимости банковских продуктов и банковских операций. Отечественные банки, рассчитывающие остаться конкурентоспособными в условиях совместной работы с иностранными банками на современном банковском рынке России, должны следовать иностранным банкам, давно и успешно работающим в жестких конкурентных условиях, вынуждающих их заботиться о стоимости привлекаемых ресурсов, снижать себестоимость банковских продуктов и услуг. Эти обстоятельства требуют построения системы эффективного управления затратами, являющейся частью общебанковской системы управления.

Рыночные преобразования в экономике России определили существенное развитие современной российской школы научного управления затратами, представители которой освоили рыночные принципы и технологии управления, сумели

адаптировать подходы к формированию капитала бизнеса, управлению затратами и стоимостью (себестоимостью) продуктов и услуг, определению рыночной стоимости самого бизнеса. Однако научные достижения довольно медленно внедряются в банковскую практику управления затратами.

Анализ затрат на коммерческую деятельность в банке имеет ряд особенностей. Во-первых, это необходимость тщательного анализа затрат, связанных с движением денежных средств, так как в банке превалирует движение привлеченных клиентских средств. Во-вторых, постоянное расширение спектра банковских продуктов и услуг, основанных как на освоенных, так и на вновь вводимых банковских операциях, делает такой анализ нетривиальным делом, требующим для проведения достаточно длительных сроков. В-третьих, изменяющиеся внешние условия определяют необходимость обязательного проведения анализа затрат на содержание и развитие банка в целом.

Исследование кривой жизненного цикла банка(КЖЦБ) позволяет подходить к анализу деятельности организации с позиций не только ее текущего состояния, но и прошлого, а также будущего развития, способствует предвидению возможных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.