ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Семенова И.С.
Семёнова Ираида Сергеевна - кандидат юридических наук, кафедра служебного и трудового права, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
г. Саратов
Аннотация: анализируются возникшие и являющиеся, по мнению автора, первостепенными вызовы цифровизации традиционному положению вещей в обществе и государстве: вызов к праву, для разработки моделей правового регулирования разных сфер жизни общества в цифровых условиях; вызов к обществу, для получения информационных компетенций и использования цифровых технологий, преодоление цифрового неравенства; вызов к государственному (муниципальному) управлению, для создания единой киберсистемы госконтроля защиты от киберпосягательств.
Ключевые слова: цифровое общество, цифровое право, цифровое неравенство, цифровое государственное управление.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию, оглашенное 1 декабря 2016 года, имеет поистине историческое значение: предложение В.В. Путина «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики» [1], кардинальным образом повернуло направление движения всего нашего государства, всего нашего общества и, в конечном итоге, затронет каждого из нас.
В развитие этого, 9 мая 2017 года Президент РФ утверждает своим указом Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [2], где дается, в том числе, и определение информационного общества как общества, «в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан».
При этом приоритетный сценарий развития информационного общества в России предполагает, что государство создает благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий, совершенствуются законодательство Российской Федерации, административные процедуры (в том числе в электронной форме) и бизнес-процессы коммерческих организаций, сформированы национальные технологические платформы онлайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, Национальная электронная библиотека, граждане осведомлены о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети "Интернет", а также имеют возможность получать финансовые услуги в электронной форме, онлайн-образование, услуги онлайн-медицины, электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги.
Вместе с тем, следует отметить, что в научной и периодической литературе до настоящего времени нет единообразного подхода к соотношению понятий «информационное общество» и «цифровое общество»: одни исследователи считают их тождественными понятиями [например, 3], другие - наоборот, полагают, что эти понятия имеют существенный разрыв [например, 5].
Нам же видится, что цифровое общество это этап, следующий за информационным или компьтеризированным обществом. Бесспорно, одно вытекает
из другого и без него существовать не может. Вместе с тем цифровое общество аккумулирует ресурсы не только общества людей, но и их слияние с киберпространством: в процессе жизнедеятельности вся скопленная в физическом пространстве информация в виде «больших данных» отправляется в киберпространство, где посредством искусственного интеллекта выбирается наиболее соответствующее решение и направляются обратно в физическое пространство. Следовательно, что отличие информационного и цифрового общества — в масштабе внедрения новейших цифровых технологий: Интернет становится генеральной социально-экономической платформой, в роли основных сквозных технологий выступают «большие данные» (Big Data), «искусственный интеллект» (Artificial Intelligence - AI), технологии виртуальной и дополненной реальностей (VR, AR), квантовые технологии и «системы распределенного реестра» (Blockchain) - и это всё в разнообразных сочетаниях и проявлениях в жизни каждого человека.
Очевидно, что всё новое всегда несет в себе определенные вызовы устоявшемуся традиционному положению вещей, цифровизация не стала исключением.
Вызов праву. Право, выступая основным регулятором общественных отношений, обязательно реагирует на общественные трансформации. Как отмечает Е.А. Войниканис, «Обладая высокой степенью независимости, которую нередко отождествляют с консервативностью, право максимально долго сопротивляется внешним воздействиям. Однако правоприменительная практика, правовая доктрина и теория обеспечивают относительную когнитивную открытость права для возможных преобразований. Поэтому серьезные изменения в регулировании не происходят произвольно, но являются преломлением экономических, политических, социальных и культурных преобразований, характерных для данного исторического периода» [6, с. 3].
Появляющиеся объекты правового регулирования должны быть очерчены соответствующими нормативно-правовыми актами. Помимо необходимости разработки и законодательного закрепления дефиниций, алгоритма применения и механизма регулирования всех без исключения цифровых технологий и их составляющих компонентов, первостепенными документами должны стать акты, провозглашающие позицию государства в отношении безопасности и гарантии свобод для граждан и хозяйствующих субъектов и закрепляющие права и обязанности граждан, хозяйствующих субъектов и государства в новых условиях на основании Стратегии развития информационного общества [2] и Доктрины информационной безопасности [7]. Без всякого сомнения, одним из шагов в этом направлении явилось закрепление с 01 октября 2019 года в Гражданском кодексе РФ [8] понятия «цифровые права». Однако, складывается впечатление, что российские парламентарии продолжают идти по пути спонтанного нормотворчества, касающегося как принятия совершенно новых актов, так и лавинообразного внесения изменений в уже действующее законодательство, хоты было бы разумно безотлагательно начать принятие нормативных правовых актов уровня Цифрового кодекса, идею создания которого обсуждают с 2016 года. Именно появление Цифрового кодекса, по нашему мнению, должно стать примером торжества цифрового права как самостоятельной отрасли российской права.
Вызов обществу. Процесс экспансии цифровых технологий еще не стал всеобъемлющим, но он уже сегодня коренным образом меняет жизнь каждого из нас, и это движение идет быстрее, чем кто-либо мог себе представить. Из технического изобретения Интернет превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества, общества и государства.
Так, согласно последним данным ВЦИОМа большинство россиян (81%) используют интернет, причем 69% — ежедневно. Доля интернет-пользователей стабильно растет с 2011 года. Для большинства россиян интернет сегодня является в первую очередь средством коммуникации — 88%, также пользователи часто отслеживают в интернете региональные, федеральные и мировые новости (83%),
34
потребляют развлекательный контент — 75%, совершают банковские переводы (72%) или оплачивают счета (68%). Более половины пользователей интернета используют его для обучения и самообразования (63%), а также для получения государственных услуг (57%).Доля использующих интернет для покупки повседневных товаров за два года выросла с 14% до 24%. За два года увеличилась доля тех, кто считает, что исчезновение интернета коренным образом изменит его жизнь. [4]
Феномен зависимости успешности человека от его информационной компетентности получил название «цифровой барьер» или «цифровой разрыв», с ним связана и проблема «цифрового неравенства». Складывается следующая ситуация: возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, практически безграничны, а пользоваться ими могут далеко не все. При этом, четко наметившаяся тенденция убыстрения темпов цифровизации обостряет проблему цифрового неравенства, интерес к которому наблюдается на протяжении уже трех десятилетий и стремления разработать конкретные механизмы его минимизации повсеместно обсуждаются на уровне государства и бизнес-структур, привлекают внимание научной среды.
Согласно Стратегии развития информационного общества [2], основными направлениями развития являются увеличение доли цифровой экономики, обеспечение доступа населения к ресурсам сети Интернет, а также формирование у населения понимания необходимости в пользовании цифровыми ресурсами посредством введения систем онлайн-образования и онлайн-медицины.
Справедливости ради надо отметить, что «цифровое неравенство" - проблема не только отдельных индивидов, но целых стран и регионов, но этот вопрос выходит за рамки темы нашего сегодняшнего исследования.
К числу тенденций развития цифровых технологий относится возникновение в обществе новых «членов» - диджитал-лиц, зародившихся любым возможным способом, включая роботов или иных сущностей на базе био- или нанотехнологий, но имеющих общую характерную особенность — они наделены искусственным интеллектом, что означает возможность принимать самостоятельные решения и вступать в разного рода отношения.
Вызов государственному (муниципальному) управлению. Цифровое общество однозначно предполагает и изменения форматов взаимодействия граждан с государственными и муниципальными институтами. Государство должно отказаться от устаревших и неэффективных процедур, но проблема не в том, чтобы просто автоматизировать наличествующие процессы, необходимо внедрить новые, уже цифровые процессы. Велик потенциал «прорывных» цифровых технологий, прежде всего «больших данных», Интернета вещей, искусственного интеллекта, распределенного реестра, для трансформации выработки государственной политики и законотворчества, администрирования доходов, управления государственным имуществом, контрольно-надзорной деятельности и так далее.
В нашей стране уже созданы и функционируют цифровые платформы федерального и регионального уровней. Так, с 2009 года работает Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), который в 2015 году был интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Единая информационная система госзакупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет публичную информацию о закупках государственных и муниципальных органов, государственных компаний, реализации государственных контрактов и показателях эффективности расходования бюджетных средств.
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» нацелен на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году:
35
- государственные (муниципальные) услуги предоставляются проактивно и онлайн, действуют 25 цифровых «супер-сервисов» по жизненным ситуациям;
- 90% внутри - и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений автоматизировано;
- 60% граждан имеют цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью.[9]
Опять же, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, то есть цифровая трансформация, - вот именно то, что, по нашему мнению, способно кардинально изменить расстановку сил в деле борьбы с коррупцией.[10]
Однако, критический настрой по поводу цифровых технологий и ограниченный уровень информационной компетентности государственных и муниципальных служащих также являются «преградой» трансформации к цифровому правительству. Культурные изменения, вплоть до осознанной вовлеченности в этот процесс самих чиновников, и освоение необходимых профессиональных навыков, как нам представляется, не менее значимы для раскручивания цифрового правительства, чем информационная инфраструктура.
У цифрового государственного управления появляются малоизвестные угрозы для личности, общества и государства: киберпреступления, информационное противоборство и информационные войны. Внедрение управленческих решений для обеспечения киберустойчивости и кибербезопасности цифровой экономики России также является жизненно необходимым элементом.
Таким образом, новая цифровая реальность бросает множество принципиально новых вызовов: к юридической практике и правовой науке, связанных с разработкой действенного инструментария и моделей правового регулирования разных сфер жизни общества; к человечеству, в обеспечение непрерывности процесса получения знаний в течение всей жизни и в использовании технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности, облачных вычислений и других; к государству, в части контроля цифровой среды со стороны правоохранительных служб с целью обеспечения эффективной защиты общества от киберпосягательств и создании единой киберсистемы госконтроля, в том числе под углом зрения противодействия коррупции.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы". [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Агеев А.И., Евтушенко С.Н., Аверьянов М.А., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение // Экономические стратегии, 2017, № 1 [Электронный ресурс] http://www.inesnet.ru/article/cifrovoe-obshhestvo-arxitektura-principy-videnie/ (дата обращения 05.02.2020)
4. Цифровой детокс: зачем, как и почему? Аналитический обзор [Электронный ресурс] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10149 (дата обращения 04.02.2020).
5. Ивченков С.Г. Цифровизация современного российского общества: тенденции и проблемы //Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов»: - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. 373 с.
6. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2013.
36
7. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
9. «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения 03.02.2020).
10. Семенова И.С. Отдельные вопросы совершенствования противодействия коррупции в сфере государственного управления // Отечественная юриспруденция. 2020. № 3 (42).