Научная статья на тему 'Немного о цифровой культуре'

Немного о цифровой культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
451
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / DIGITAL CULTURE / DIGITAL COMPETENCE / DIGITAL LITERACY / DIGITAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Семёнова Ираида Сергеевна

В статье поднимается вопрос о том, что наличие технических устройств и необходимой инфраструктуры не даст человеку возможность воспользоваться всеми благами цифровизации, если он не обладает определенными знаниями, навыками и компетенциями в цифровой среде. Автор приходит к выводу, что речь нужно вести о более широком понятии цифровая культура, которая объединяет признанные ценности цифрового общества, владение цифровой грамотностью, наличие цифровой компетентности, возможность ориентирования и общения в цифровой реальности.The article raises the question that the availability of technical devices and the necessary infrastructure will not give a person the opportunity to take advantage of all the benefits of digitalization, if he does not have certain knowledge, skills and competencies in the digital environment. The author concludes that we need to talk about a broader concept digital culture, which combines the recognized values of a digital society, the possession of digital literacy, the presence of digital competence, the possibility of orientation and communication in digital reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Немного о цифровой культуре»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕМНОГО О ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ Семенова И.С. Email: Semenova1169@scientifictext.ru

Семёнова Ираида Сергеевна - кандидат юридических наук, кафедра служебного и трудового права, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Саратов

Аннотация: в статье поднимается вопрос о том, что наличие технических устройств и необходимой инфраструктуры не даст человеку возможность воспользоваться всеми благами цифровизации, если он не обладает определенными знаниями, навыками и компетенциями в цифровой среде. Автор приходит к выводу, что речь нужно вести о более широком понятии - цифровая культура, которая объединяет признанные ценности цифрового общества, владение цифровой грамотностью, наличие цифровой компетентности, возможность ориентирования и общения в цифровой реальности. Ключевые слова: цифровая культура, цифровая компетенция, цифровая грамотность, цифровое общество.

A LITTLE ABOUT DIGITAL CULTURE Semenova I.S.

Semenova Iraida Sergeevna - Candidate of Laws, DEPARTMENT OF SER VICE AND LABOR LAW, VOLGA INSTITUTE OF MANAGEMENT NAMED AFTER P.A. STOLYPIN - BRANCH FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, SARATOV

Abstract: the article raises the question that the availability of technical devices and the necessary infrastructure will not give a person the opportunity to take advantage of all the benefits of digitalization, if he does not have certain knowledge, skills and competencies in the digital environment. The author concludes that we need to talk about a broader concept - digital culture, which combines the recognized values of a digital society, the possession of digital literacy, the presence of digital competence, the possibility of orientation and communication in digital reality. Keywords: digital culture, digital competence, digital literacy, digital society.

Приоритетный сценарий развития информационного общества в России согласно Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы [1], предполагает, что государство создает благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий, сформированы национальные технологические платформы онлайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, Национальная электронная библиотека, граждане осведомлены о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети "Интернет", а также имеют возможность получать финансовые услуги в электронной форме, онлайн-образование, услуги онлайн-медицины, электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги.

Ожидается и подразумевается, что всем вышеперечисленным и не только смогут пользоваться абсолютно все. Так ли это? Возможно ли это? Конечно, нет. Помимо наличия технических устройств и необходимой инфраструктуры, человек должен обладать,

71

определенными знаниями, навыками и компетенциями. И речь идет об относительно новых понятиях: цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровые навыки и т.д. Развитие данных ресурсов каждым является жизненно необходимым в условиях цифрового общества.

По последним данным опросов, россияне удовлетворены имеющимся уровнем цифровых компетенций. Примерно в двух из трех случаев они считают его достаточным, причем 28% — определенно достаточным, а 38% — скорее достаточным. В то же время 30% полагают, что им недостаточно тех навыков работы на компьютере, ноутбуке и телефоне, которыми они владеют. 4% респондентов ответить на вопрос затруднились. При этом стоит отдельно отметить, что удовлетворенность уровнем цифровых компетенций зависит от возраста респондента: выше всего она у россиян от 18 до 24 лет — 82%, ниже всего — в возрастной группе 60+ — 48%. Среди распространенных цифровых компетенций участники исследования, по собственной оценке, лучше всего освоили фотографирование на телефон или другой гаджет, поиск информации в Интернете, съемку видео на телефон/камеру или другой гаджет, коммуникации с использованием мессенджеров, использование электронной почты. Наименее характерные для россиян цифровые компетенции — установка и настройка ПО, редактирование фотографий и изображений, подготовка презентаций, монтаж видео на телефоне/ ноутбуке, компьютере [3].

Становится очевидным, что достижение трудоспособного возраста молодыми поколениями, для которых цифровые компетенции составляют существенную часть жизни, позволяет существенным образом расширять применение цифровых технологий во всех сферах. Так, уже давно никого не удивляет свободное пользование гаджетами малышей, а выражение «родились с кнопкой на пальце» уже стало крылатым.

Также мы видим, что респонденты разделяют свои цифровые умения, навыки, компетенции. Аналогичные процессы происходят вот уже несколько лет в научной среде. В настоящее время исследования отечественных авторов глобально делятся на две группы. Те, кто разделяют понятия цифровая грамотность и цифровая компетенция, выделяя цифровую грамотность как более крупное понятие, в состав которого входит цифровая компетенция как один из структурных компонентов. И те, кто объединяют данные понятия в одно целое, укрупняя понятие цифровая компетенция, и наделяя его всеми структурными компонентами понятия «цифровая грамотность» [2].

Представляется, более правильной и логичной, позиция второй группы авторов, когда цифровая компетенция, понимающаяся как круг вопросов, в которых осведомлен человек, включает в себя цифровую грамотность, как обладание необходимыми, может быть даже минимальными, знаниями, умениями и навыками в данной сфере.

Однако, согласно нашему искреннему убеждению и такая позиция нам кажется неполной: речь нужно вести о более широком понятии - цифровая культура. Человек, обладающий цифровой культуры, знает, как использовать возможности, предлагаемые цифровыми технологиями, вне зависимости от того, имеет ли он профильное образование в области 1Т (это и есть, по нашему мнению, цифровая компетенция); цифровая культура подразумевает, что человек соблюдает и так называемую цифровую этику, т.е, он знает, как строить взаимоотношения с другими пользователями (это и есть, по нашему мнению, цифровая коммуникация), он понимает какие данные являются публичными, а какие - нет, и как из защитить (это и есть, по нашему мнению, цифровая безопасность), он умеет обрабатывать цифровой контент и решать определенные возникающие проблемы. У культурного в цифровом смысле человека это происходит почти в автоматическом режиме и во всех без исключения сферах жизнедеятельности: на работе, в быту, на досуге.

Вопрос привития цифровой культуры в настоящее время вынесен на государственный уровень, т.к. это связано с необходимостью преодоления «цифрового неравенства», которое еще более обостряется в условиях наметившейся тенденции убыстрения темпов цифровизации [5].

Таким образом, именно цифровая культура объединяет в себе признанные ценности цифрового общества, владение цифровой грамотностью, наличие цифровой компетентности,

владение технологиями оптимального ориентирования в цифровой реальности и эффективному и безопасному общению в цифровом пространстве.

Список литературы /References

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы". [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Соболева Ж.С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков, 2019. № 13.

3. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии. Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10280/ (дата обращения: 20.05.2020).

4. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика, 2018. № 4 (46).

5. Семенова И.С. Цифровое общество: новые вызовы // Наука, образование и культура, 2020. № 5 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.