УДК 351/354 DOI: 1Q.3468Q/BENEFICIUM.2Q2Q.3(36).21-27
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Маковейчук А.В.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
В статье рассмотрены принципы построения и перспективы развития системы цифрового государственного управления в современной России, цели и задачи, преследуемые органами государственной власти в реализации данной цифровой трансформации своих исполнительских функций, планируемые результаты и оценка влияния на социально-экономическое развитие государства. Актуальность проблемы развития механизмов цифрового государственного управления в России обусловлена необходимостью оптимизации и повышения эффективности и качества государственного управления посредством реализации новых форм взаимодействия между гражданами и органами власти на различных уровнях и по самому широкому кругу вопросов. Использование информационно-коммуникационных технологий, новых форм, методов и технологических решений в системе государственного управления создает новые условия и возможности для выстраивания диалоговой коммуникации и взаимодействия между органами местной государственной власти и населением той или иной территории. Это становится актуальным, прежде всего, с точки зрения организации эффективных механизмов реализации целей и задач государственного управления, формирования политики информационной открытости институтов власти и принципов человекоориентиро-ванного государственного менеджмента. В статье также описаны возможные варианты и направления реализации новых цифровых решений в системе регионального и муниципального управления, в том числе в систе-
DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA: ISSUES OF TRANSFORMATION AND CURRENT MANAGEMENT TASKS
Makoveychuk A.V.
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia
The article discusses the principles of design, implementation, and development of digital public administration in Russia, the goals and objectives pursued by public authorities in implementing this digital transformation of their performing functions, planned results and assessing the impact on the social and economic development of the state. There is a need to optimize and improve the quality of public administration through the implementation of new forms of interaction between citizens and government at various levels and on a wide range of topics. The use of information and communication technologies, new forms, methods, and technological solutions in the public administration system provides opportunities for building effective dialogue between civil society and local government. Digitalization enables one to implement goals and objectives of public administration, ensures openness of government institutions and supports human-oriented approach in state management solutions. The article also describes the possible options for implementation of new digital solutions in the system of regional and municipal government, including the system of interdepartmental communications and the formation of a talent pipeline. System of digital public services can be used the recruiting managers and executives for the system of state and municipal administration, both at the national and local levels.
ме межведомственного взаимодействия и при формировании кадровых резервов. Приведены примеры развития системы цифровых государственных сервисов, в частности, программы рекрутинга управленческих кадров для системы государственного и муниципального управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Ключевые слова: «супер-сервисы»; управление по результатам; цифровое государственное управление; электронные государственные и муниципальные сервисы.
Keywords: 'super-services'; performance management; digital public administration; electronic state and municipal services.
Вопрос цифровизации системы государственного и муниципального управления в России можно разделить на два важных, на наш взгляд, направления.
1) Цифровизация и перевод в электронный формат ряда государственных функций, а именно создание комплексной системы электронного документооборота, что и находит сегодня отражение в реализации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Здесь представляется важным дальнейшее развитие данной системы в части более глубокой интеграции федеральных и муниципальных структур, разветвления и повышения эффективности системы межведомственных взаимодействий, дальнейший отказ от бумажных носителей информации в пользу электронных с созданием защищенных баз данных.
2) Развитие рынка государственных и муниципальных услуг, расширение количества сервисов по жизненным ситуациям гражданина, предоставляемых в электронной и доступной для пользователя форме. Здесь актуальным становится проработка удобных, дружественных пользователю интерфейсов специальных сайтов, в том числе дальнейшее развитие мобильных сервисов получения государственных и муниципальных услуг. Главным и достаточно успешным проектом в данном направлении следует отметить федеральный портал «Госуслуги», предоставляющий широкий спектр государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Перспективными направлениями развития здесь представляется возможность интеграции информации ряда социальных учреждений таких как ЗАГСы (например, информации о рождении ребенка), медицинские учреждения (повсеместное создание индивидуальных цифровых медицинских карт), военные комиссариаты (в данном случае вопрос касается военнообязанных граждан, создание индивидуальных цифровых профилей) и т.д. в имеющуюся единую систему «Госуслуг» и Личные кабинеты пользователей с целью выстраивания индивидуальных траекторий обеспечения государственными и муниципальными услугами по самому широкому спектру жизненных ситуаций, а также реализация концепции полной интеграции системы цифровых сервисов по жизненным ситуациям с Личными кабинетами пользователей в рамках федеральной информационной адресной системы Налог.ру.
В последние два десятилетия наблюдается ускорение процессов децентрализа-
Образец цитирования:
Маковейчук А.В. Цифровое государственное управление в современной России: проблемы трансформации и актуальные управленческие задачи // BENEFICIUM. 2020. № 3 (36). С. 21-27. DOI: http://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.3(36).21-27. For citation:
Makoveychuk A.V. DigitaLization of Public Administration in Russia: Issues of Transformation and Current Management Tasks // BENEFICIUM. 2020. No. 3 (36). pp. 21-27. (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.3(36).21-27.
ции системы электронного управления за счет внедрения новых механизмов для комплексного и индивидуализированного взаимодействия между гражданами и разного рода государственными структурами.
Как отмечает ряд зарубежных исследователей, с учетом растущего социального и экономического неравенства предоставление государственных услуг должно быть как универсальным, т.е. независимым от социального или экономического статуса получателей, так и контекстуализированным, т.е. способным компенсировать различные местные потребности и условия. Согласование обоих свойств требует различных форм инноваций, главными из которых являются инновации в цифровых государственных услугах. Авторы также описывают новые технические, организационные и политические возможности правительства, необходимые для участия в инновациях в сфере цифровых государственных услуг [Bertot, Estevez & Janowski, 2016].
Широкое использование Интернета во всех сферах жизнедеятельности общества изменило «квазипарадигму» государственного управления в развитых индустриальных странах. Инструментарий для реформы государственного управления отошел от подхода «нового государственного управления» (New Public Management, NPM), в котором особое внимание уделяется фрагментации, конкуренции и стимулированию, к подходу «управления в цифровую эпоху», в котором основное внимание уделяется реинтеграции услуг, предоставлению целостных услуг гражданам и осуществлению основательных цифровых изменений в системе управления [Margetts & Dunleavy, 2013].
Вектором взаимодействия государства и субъектов управления становится вектор электронного взаимодействия. Развитие цифровых технологий и цифровых платформ позволяет обеспечить сокращение временных и административных затрат при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществление контрольно-надзорных функций, совершенствование внутрифункциональных связей государственных и муниципальных органов. Сферы реализации цифровой экономики растут год от года.
Возникают понятия «электронное правительство», «электронный муниципалитет», запускаются новые федеральные электронные сервисы и т.н. суперсервисы, крупнейшим из которых является портал «Госуслуги», предоставляющий возможность электронного взаимодействия гражданина и многих органов государственной власти по актуальным вопросам функционирования общества.
Важным направлением развития технологий электронного правительства сегодня призвано стать повышение эффективности функционирования системы органов государственного управления «на местах» («электронный муниципалитет»), упрощение и ускорение реализации ряда административных процедур для населения. При грамотном планировании данной деятельности обеспечивается снижение экономических расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти, создание условий для снятия ряда дублирующих функций, имеющих сегодня место в деятельности органов государственной власти [Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность, 2019].
Из года в год заметно растет число граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Более того, согласно приведенному в таблице 1 прогнозу, рынок данных услуг в России имеет высокий потенциал роста, как по количеству вовлеченных потребителей, так и по финансовому обеспечению данных процессов.
Таблица 1. Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде, и финансирование данного направления в 2018-2024 гг. (прогноз) [Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», 2019]
Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций, осуществляемых в цифровом виде, % Объем финансового обеспечения, млн. рублей
2Q18 20.0 0
2Q19 25.0 6764.00
2Q2Q 30.0 9722.00
2Q21 40.0 12087.00
2Q22 50.0 18408.00
2Q23 60.0 12513.00
2Q24 70.0 9330.00
Необходимо отметить, что функционал системы цифрового государственного управления на уровне муниципалитетов может иметь определенные расширения применения в части создания специальных платформ и условий для вовлечения активных граждан (прежде всего, городского населения, жителей крупных и средних городов) в развитие территорий, на которых они проживают.
Не всегда есть возможность провести оперативно общественные слушания одновременно сразу по многим направлениям, есть временные и организационные ограничения. Запуск же специализированных сервисов и активная их популяризация и продвижение в городском информационном пространстве (под названиями, к примеру, «Моя земля», «Мой район», «Мой город» и т.д.) позволит подключить к процессу выработки решений и стратегий по развитию тех или иных территорий большее количество жителей того или иного населенного пункта; каждый человек сможет почувствовать себя причастным к тем, прежде всего, позитивным изменениям в общественном пространстве, которые будут происходить, сможет принимать участие в определении приоритетов развития территории и т.д.
В рамках оценки механизмов внедрения системы цифрового государственного управления могут быть применимы следующие подходы к оценке эффективности. Так, в целях оценки эффективности как способности достигать цели можно провести сравнительный анализ имеющихся технологических инструментов цифровизации системы государственного управления и то, насколько они могут быть успешно внедрены в той или иной сфере с учетом специфики различных отраслей государственного и муниципального управления, будь то образование, финансы, строительство, культура, спорт и т.д., т.е. насколько успешно те или иные технологические инструменты позволят решать те или иные задачи государственного и муниципального управления. Результаты оценки могут быть использованы в целях совершенствования целей стратегического развития и выработки необходимых корректив.
Немаловажным аспектом оценки мероприятий по реализации стратегии цифрового государственного управления также выступает и необходимость оценки эффективности как соотношение полезного результата и затраченных ресурсов. В целях такой оценки может быть проанализировано соотношение затраченных ресурсов (финансовых, кадровых, временных) и полученного результата, а именно, имеет ли место по итогам удешевление реализации ряда государственных и муниципальных управленческих функций, высвобождается ли определенный объем трудовых
ресурсов, ранее задействованный в той или иной оплачиваемой работе, уменьшается ли время, затрачиваемое органами власти на выполнение тех или иных функций с сохранением должного уровня качества.
Третьим аспектом оценки эффективности данной системы становится оценка обратной связи, иными словами, степени удовлетворенности граждан и организаций деятельностью органов государственного и муниципального управления в контексте внедрения последними цифровых технологий в процесс организации своей деятельности и оказания услуг населению.
Критериями оценки бюджетной эффективности в контексте реализации программ цифрового развития государственного управления становится доля расходов на цифровизацию системы государственного управления в ВВП страны (в процентах), распределение расходов по сферам государственного управления, снижение расходов на функционирование государственного аппарата по итогам внедрения тех или иных цифровых решений.
Критериями оценки социальной эффективности внедрения цифровых технологий в сферу государственного и муниципального управления могут выступать доля граждан и организаций, получающих государственные и муниципальные услуги в электронном формате, доля вовлеченных в реализацию мероприятий, в том числе общественные слушания, иные мероприятия по различным вопросам развития территорий с участием населения с применением цифровых технологий и в онлайн-формате и т.д., степень удовлетворенности населения и организаций деятельностью органов власти того или иного уровня в контексте реализации цифрового государственного управления.
Внедрение технологий цифрового государственного управления в России является важным направлением создания качественно новой системы государственного управления в России, где профессиональные возможности человека, а также его личные характеристики (физические, умственные и т.д.) могут быть эффективно дополнены и найти свое наиболее эффективное приложение благодаря внедрению цифровых программных продуктов и технологий искусственного интеллекта в сферах обработки больших объемов информации, автоматизации межведомственных взаимодействий, оценке кадрового потенциала. Все это создает основы для перехода к новым условиям деятельности государственных органов с учетом ожиданий потребителей услуг и сервисов и в целом в интересах гражданского общества.
Цифровая трансформация государственного управления является не просто механизмом автоматизации и оптимизации отдельных процессов при оказании государственных функций, в том числе при предоставлении государственных услуг, но и механизмом внедрения и использования тех или иных современных информационно-коммуникационных технологий в интересах обеспечения деятельности государственных органов [Добролюбова, Южаков, Ефремов, Клочкова, Талапина, Старцев, 2019].
В рамках реализации целей развития цифрового государственного управления как части комплексной системы в рамках цифрового государства, электронного правительства перспективным направлением представляется внедрение программных решений, построенных на технологиях искусственного интеллекта. К примеру, данные программные решения могут найти применение в сфере учета кадрового потенциала в системе регионального и муниципального управления, призванной автоматизировать процесс подборки кадров, сократив время на проведение проверок кан-
дидатов и повышая качество соответствия кандидатов той или иной должностной позиции.
В Нижегородской области в настоящее время реализуется региональный кадровый проект, предусматривающий создание специализированной цифровой системы и сайта, направленных на рекрутинг потенциальных кадров для системы регионального и муниципального управления, а также развитие их управленческого потенциала. На федеральном уровне успешно зарекомендовал себя конкурсный проект подбора талантливых управленцев «Лидеры России», создающий пул высококвалифицированных руководящих кадров, в том числе и не только для целей государственного управления, а также формирующий современную образовательную модель повышения ключевых управленческих компетенций.
Библиография
Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 114 с. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) (2019). КонсультантПлюс [электронный ресурс]. URL:
http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_328938/ (дата обращения: 15.05.2020).
Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 / Двинских Д.Ю., Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Плак-син С.М., Плисс М.А., Синятуллина Л.Х., Стырин Е.М., Файзиев С.А.; под общ. ред. Н.Е. Дмитриева. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 43 с. Bertot J.C., Estevez E. & Janowski T. Universal and contextualized public services: Digital public service innovation framework // Government Information Quarterly. 2016. No. 33 (2). pp. 211-222. DOI: 10.1016/j.giq.2016.05.004 (на англ.). Margetts H. & Dunleavy P. The Second Wave of Digital-Era Governance: A Quasi-Paradigm for Government on the Web // Philosophical Transactions of The Royal Society A Mathematical Physical and Engineering Sciences. 2013. No. 371 (1987). Art. 20120382. DOI: 10.1098/rsta.2012.0382 (на англ.).
References
Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.N., Yefremov A.A., Klochkov E.N., Talaphina E.V., Startsev Y.Yu. Tsifrovoe buduschee gosudarstvennogo upravleniya po rezul'tatam [Digital Future of State Administration by Results]. M.: Publishing house 'Delo' RANEPA, 2019. 114 p. (In Russ.). Passport of the federal project 'Digital State Administration' (approved by the Presidency of the Government Commission on Digital Development, Use of Information Technologies for Improving Quality of Life and Business Conditions, Protocol of May 28, 2019) (2019). Consultant plus. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328938/ (accessed 15.05.2020). Tsifrovaya transformatsiya gosudarstvennogo upravleniya: mify i real'nost' [Digital transformation of state administration: myths and reality]: Report to the XX April International Scientific Conference on the Problems of Economic and Social De-
velopment, Moscow, April 9-12, 2019 / Dvinskikh D.Yu., Dmitriyeva N.E., Zhulin A.B., Plaksin S.M., Pliss M.A., Sinyatullina L.H., Styrin E.M., Faysiev S.A.; Ed. by N.E. Dmitriev. M.: SRI HSE Publ. house, 2019. 43 p. (In Russ.). Bertot J.C., Estevez E. & Janowski T. Universal and contextualized public services: Digital public service innovation framework // Government Information Quarterly. 2016. No. 33 (2). pp. 211-222. DOI: 10.1016/j.giq.2016.05.004. Margetts H. & Dunleavy P. The Second Wave of Digital-Era Governance: A Quasi-Paradigm for Government on the Web // Philosophical Transactions of The Royal Society A Mathematical Physical and Engineering Sciences. 2013. No. 371 (1987). Art. 20120382. DOI: 10.1098/rsta.2012.0382.
Об авторе / Author
Артем Васильевич Маковейчук - ведущий специалист отдела по связям с общественностью и онлайн-образованию, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия / Artem V. Makoveychuk - Leading Specialist of Department of Public Relations and Online Education, National Research Loba-chevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]. SPIN РИНЦ 2805-1585.