Научная статья на тему 'Цифровизация в интерактивном медиапространстве (на примере телевидения)'

Цифровизация в интерактивном медиапространстве (на примере телевидения) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
704
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / информатизация / телевидение / цифровое телевидение / телесмотрение / потребительские предпочтения. / digitalization / informatization / television / digital television / television viewing / consumer preferences.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. В. Шкурова, Е. А. Поклад

В статье представлен анализ потребительских предпочтений телезрителей в эпоху информатизации и повсеместного перехода к цифровым типам телевещания. В контексте изучения мирового опыта цифровизации телевидения на основе данных республиканского опроса телезрителей актуализируется систематическое изучение телеаудитории и предлагается типологизация потребительских стратегий в зависимости от возрастных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN THE INTERACTIVE MEDIA SPACE (AN EXAMPLE OF TELEVISION)

The article presents an analysis of consumer preferences of televiewers in the era of informatization and the widespread transition to digital types of television broadcasting. On the basis of data from a republican survey of television viewers, a systematic study of television audience is being updated in the context of studying the world experience of digitalization of television and a typology of consumer strategies depending on age categories is proposed.

Текст научной работы на тему «Цифровизация в интерактивном медиапространстве (на примере телевидения)»

УДК 316.775.4:654.197:621.397.13.037.372

Е. В. ШКУРОВА,

кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: vogel_82@mail. ru

Е. А. ПОКЛАД,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ)

В статье представлен анализ потребительских предпочтений телезрителей в эпоху информатизации и повсеместного перехода к цифровым типам телевещания. В контексте изучения мирового опыта цифровизации телевидения на основе данных республиканского опроса телезрителей актуализируется систематическое изучение телеаудитории и предлагается типоло-гизация потребительских стратегий в зависимости от возрастных категорий.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, телевидение, цифровое телевидение, телесмотрение, потребительские предпочтения.

A. V. SHKUROVA,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: vogel_82@mail. ru

Е. А. POKLAD,

Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

DIGITALIZATION IN THE INTERACTIVE MEDIA SPACE (AN EXAMPLE OF TELEVISION)

The article presents an analysis of consumer preferences of televiewers in the era of informatization and the widespread transition to digital types of television broadcasting. On the basis of data from a republican survey of television viewers, a systematic study of television audience is being updated in the context of studying the world experience of digitalization of television and a typology of consumer strategies depending on age categories is proposed.

Keywords: digitalization, informatization, television, digital television, television viewing, consumer preferences.

Распространение информационных и телекоммуникационных технологий закономерно находит отражение в различных сферах социальной жизни. Когда информация и знание становятся основным ресурсом, использование компьютерных и телекоммуникационных технологий позволяет каждому индивиду реализовывать свои способности, удовлетворять потребности и при этом производить информацию и знания.

Активно процессы информатизации охватывают медиапространство. При этом очень часто при их оценке на первый план выдвигается технический аспект, связанный с цифровизацией СМИ, а также вопросами государственного регулирования их электронных форм. Однако медиасфера предполагает также наличие аудитории, которая воспринимает информацию, рефлексирует и дает на нее реакцию.

По версии М. Маклюэна, телевидение относится к таким типам медиа, коммуникационная модель которых требует высокой степени участия аудитории, достраивания недостающей информации [1]. Цифровизация телевидения происходит весьма быстро, что актуализирует вопрос об изучении потребительских предпочтений в данной сфере.

Несмотря на довольно активное проникновение информационных и телекоммуникационных технологий, говорить об однозначной категоризации понятий «информатизация», «цифровизация», «дигитализация» пока рано [2]. Для рассмотрения феномена цифровизации телевидения целесообразно разграничить указанные понятия.

Наиболее общей категорией в данном случае является «информатизация». С точки зрения правового подхода, под информатизацией понимается организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений [3]. В предельно широком смысле информатизация предполагает проникновение информации во все сферы общественной жизни, что влечет соответствующие социальные и культурные изменения, меняющие образ жизни как отдельного индивида, так и социальной структуры в целом и обеспечивающие переход к информационному обществу.

Вторым распространенным термином, характеризующим внедрение информационных технологий в социальную практику, является «цифровизация»), которая понимается в узком и широком смысле. В узком смысле она предполагает преобразование информации в цифровую форму. В такой интерпретации для описания данного процесса используется также термин «дигитализация»), которая обеспечивает широкое применение в современных системах связи цифровой трансмиссии информационных данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы [4].

Цифровизация в широком смысле - современный глобальный тренд развития общества, который не только основан на качественном преобразовании информации в цифровую форму, но и обеспечивает повышение качества жизни и эффективности экономики. При этом эффективная реализация процессов цифровой трансформации характеризуется следующими критериями [5]:

охватом производства, науки, бизнеса, социальной сферы и повседневной жизни;

жестким отбором и оценкой результатов цифровизации; наличием базовых навыков работы с цифровой информацией у пользователей;

доступностью результатов цифровизации не только для экспертного сообщества, но и для широкого круга лиц.

Переход к цифровому формату циркуляции информации в социальной, культурной и экономической сферах в большинстве случаев ведет к расширению возможностей сохранения и трансляции культурно-исторического опыта и, соответственно, является одним из методов улучшения отдельных сторон жизни, а в перспективе - механизмом общественного развития.

Дополнительно также применяется категория «компьютеризация», которая представляет собой процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, развернувшийся в середине ХХ в. с началом научно-технической революции и являющийся точкой отсчета наступления эпохи информатизации [6, с. 219].

Цифровизация телевидения опосредуется технологиями телевизионного вещания. В зависимости от использованного принципа передачи сигнала телевидение может быть: эфирным (наземным); кабельным; спутниковым;

интернет-телевидением, в том числе интерактивным.

При этом первые три типа передачи сигнала можно использовать как для аналогового, так и для цифрового вещания. Стремительное развитие телекоммуникаций с внедрением цифровых технологий обработки и передачи сигналов предоставило возможность перехода телевизионного вещания на новый, более качественный уровень - цифровое телевизионное вещание. Особое место здесь занимает интернет-телевидение, поскольку открывает широкие возможности для потребителей. За последнее время в мире получило распространение множество разновидностей цифрового телевизионного вещания: эфирное (наземное), кабельное, мобильное, спутниковое, IP-телевидение. Также необходимо отметить, что в современных условиях приоритетными становятся комбинированные технологии, основанные на более выгодных стратегиях доставки контента, подразумевающих применение различных способов цифрового вещания на разных этапах.

Цифровое телевидение имеет ряд преимуществ перед аналоговым. В первую очередь оно обеспечивает высокое качество изображения и звука. Цифровое телевидение дает возможность передачи изображения с высоким разрешением (телевидение высокой четкости или HDTV), с многоканальным звуковым сопровождением, а также в перспективе переход к стереоизображению (3D). Цифровой сигнал имеет большую помехозащищенность, что позволяет вести более качественные телетрансляции. Для сравнения: там, где аналоговое телевидение транслируется с шумами и помехами, цифровой сигнал будет принят в том качестве, в котором он был сформирован в телевизионной студии за счет цифровой обработки.

Опыт внедрения цифрового телевидения в мире

Основанное в 1965 г. для содействия установлению международных соединений в сетях связи специализированное учреждение Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий -Международный союз электросвязи - осуществляет мониторинг перехода на цифровое вещание (табл. 1). По его данным, аналоговое вещание прекращено в 54 странах, еще 75 государств находятся в процессе перевода на цифровое телевидение [7].

Таблица 1. Порядок перехода стран на цифровое телевещание (источник: [7; 8])

Страна Начало перехода на цифровое телевидение Окончание перехода на цифровое телевидение

США Выдача лицензий для перехода к цифровому вещанию в США началась в 1996 г. Передача аналогового сигнала была прекращена 12 июня 2009 г.

Франция Подготовка велась с 1996 г. 31 марта 2005 г. началось поэтапное отключение аналогового сигнала Полностью прекращено аналоговое вещание 30 ноября 2011 г. В стране 7 мультиплексов1, транслирующих более 30 каналов

Чехия В Чехии переход на цифровой сигнал вещания начался в 2000 г. Переход завершен 30 ноября 2011 г. В стране 14 общедоступных каналов, транслируемых через 5 мультиплексов

Великобритания Впервые цифровой сигнал стал доступен в 1998 г. в виде сервиса под названием «ONdigital» Полный переход к цифровому вещанию завершился 24 октября 2012 г. (к цифровому формату перешли более 100 каналов)

Германия Процесс перехода к цифровому вещанию начался в 2002 г. Полностью завершен в апреле 2012 г.

Италия Начало перехода на цифровое телевидение датируется 2004 г. Переход завершен в 2012 г. В стране действует 6 национальных мультиплексов с 27 телеканалами

Австралия Начало перехода к цифровому телевидению в 2001 г. Процесс завершен в 2013 г.

Польша 9 ноября 2001 г. было запущено тестовое цифровое вещание. Однако сам переход начался только в 2012 г. Он осуществлялся в 7 этапов, предусматривающих постепенное отключение аналогового телевидения в регионах Аналоговое вещание прекращено 23 июля 2013 г. В Польше транслируется 20 общедоступных каналов через 3 мультиплекса

Болгария В Болгарии переход к цифровому сигналу начался в 2008 г. Регулярные трансляции стартовали уже 1 марта 2013 г. с параллельным аналоговым вещанием 30 сентября 2013 г. поддержка аналогового сигнала была прекращена. В стране транслируется более 20 общедоступных каналов через 4 мультиплекса

Мексика Первой страной Латинской Америки, начавшей переход к цифровому телевидению, была Мексика в 2004 г. Полностью переход завершен в 2015 г.

1 Мультиплекс - набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по одному цифровому каналу.

Окончание табл. 1

Страна Начало перехода на цифровое телевидение Окончание перехода на цифровое телевидение

Россия В России переход к цифровому вещанию начался 3 декабря 2009 г. Аналоговое эфирное вещание в России было прекращено 14 октября 2019 г. На данный момент вне зоны охвата цифрового эфирного телевещания расположены 18 тыс. населенных пунктов. Из них в 12 тыс. проживает около 800 тыс. семей, в остальных никто не живет. Население вне зоны охвата планируется обеспечить спутниковым телевидением по льготным тарифам

Аргентина В Аргентине переход к цифровому сигналу запущен в 2010 г. Полный переход планируется на конец 2019 г.

Китай Переход к цифровому вещанию в Китае начался еще в 1990-х гг., его завершение планировалось в 2015 г. Однако в ходе его реализации возникло множество проблем На данный момент предварительная дата окончательного перехода к цифровому телевещанию назначена на 2020 г.

Бразилия В Бразилии перевод телевидения на цифровой формат был начат в 2007 г. Завершение перехода предварительно планируется на 2023 г.

Переход к цифровому телевещанию в Республике Беларусь

Республика Беларусь начала цифровой переход в рамках международного сотрудничества. На Региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц (РКР-06), прошедшей в Женеве в 2006 г., принято решение о полном переходе на эфирное цифровое телевизионное вещание 17 июня 2015 г.

В целях реализации международного соглашения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.12.2005 г. № 1406 была утверждена Государственная программа внедрения цифрового телевизионного и радиовещания в Республике Беларусь до 2015 года, направленная на улучшение качества предоставления услуг по трансляции телевизионных программ, повышение эффективности использования радиочастотного ресурса, а также на освоение производства новых видов приемного и передающего телевизионного оборудования [9]. 17 июня 2015 г. в стране полностью завершены необходимые мероприятия по отключению всех аналоговых телевизионных передатчиков, подпадающих под соглашение Женева-2006. Таким образом, Республика Беларусь вместе с целым рядом других стран своевременно и в полном объеме исполнила свои международные обязательства в части эфирного распространения телевизионных программ в аналоговом формате.

В Республике Беларусь идет активное развитие цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T/Т2 с применением кодирования MPEG-4 АУС/Н.264, направленное на обеспечение населения республики общедоступным пакетом телевизионных программ. По состоянию на 1 января 2018 г. цифровое телевидение было доступно для просмотра 99,45 % населения республики [10].

Потребительские предпочтения белорусских телезрителей

В условиях повсеместного перехода к цифровому телевидению и возникновения более совершенных способов доставки контента конечному потребителю возникают новые потребительские стратегии и предпочтения. В данных условиях достаточно важным представляется изучение мнений потребителей телевизионного контента в Беларуси. В данной статье они представлены по результатам республиканского социологического исследования, осуществленного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, об общих оценках населением страны особенностей белорусского телевещания.

Социологическое исследование проведено в августе 2019 г. методом телефонного опроса (САТ1). В опросе приняли участие 603 телезрителя в возрасте от 18 лет, проживающих в г. Минске, областных центрах и других крупных городах Беларуси с населением от 100 тыс. человек (15 городов). Исследовательские задачи в ходе изучения общественного мнения были связаны в том числе с определением особенностей технического обеспечения телесмотрения, предпочтений потребителей в выборе передаваемого сигнала, а также характера использования интерактивных функций телевидения.

Телесмотрение технологизируется. Белорусы используют все доступные технические средства для просмотра телепередач. Наиболее распространенным является традиционный способ просмотра контента телевизионных каналов - с помощью телевизора (95,9 %). Практически каждый четвертый использует для этих целей мобильный телефон (23,1 %), почти каждый пятый - планшет или ноутбук (18,1 %), еще 15,1 % смотрят телепередачи через стационарный компьютер (рис. 1).

Использование различных устройств для просмотра телевизионного контента имеет возрастные закономерности. В целом телевизор традиционно является наиболее популярным средством просмотра. При этом наибольшая доля респондентов, использующих его в качестве основного устройства получения телесигнала, приходится на старшую возрастную группу (51 год и старше). Для младших возрастных категорий как специфического адресата ком-

Телевизор

Мобильный телефон I

Ноутбук или планшет I

95,9

23,1

18,1

Стационарный компьютер 15,1

Рис. 1. Устройства, используемые для телесмотрения, в %

муникации, информационные потребности которого проявляются с довольно высокой интенсивностью, в большей степени характерно использование разнообразных устройств - мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и стационарных компьютеров (табл. 2).

Таблица 2. Выбор устройства телесмотрения в зависимости от возраста респондентов, в %

Устройство Возрастные группы В целом по массиву

18-30 лет 31-50 лет 51 год и старше

Телевизор 80,4 95,6 98,5 95,9

Мобильный телефон 37,5 31,0 16,0 23,1

Ноутбук или планшет 23,2 22,7 14,5 18,1

Стационарный компьютер 28,6 17,7 11,3 15,1

Выбор устройств для телесмотрения сказывается и на предпочтениях относительно особенностей получаемого сигнала: более половины белорусских потребителей используют кабельное телевидение (51,6 %), более трети (37 %) - интерактивное (телевидение через Интернет), каждый десятый (10,4 %) - эфирное телевидение (базовый набор каналов государственного вещания), заметно меньшая часть респондентов (6,5 %) подключена к спутниковому телевидению (рис. 2).

Данные предпочтения обусловлены в том числе возрастной спецификой: люди старшего возраста (51 год и старше) реже молодых респондентов используют телевидение через Интернет и чаще других являются потребителями кабельного и эфирного типа телевещания. На молодежь (18-30 лет) и среднюю возрастную группу (31-50 лет) приходится наибольшая доля тех, кто предпочитает интернет-телевидение. А вот просмотр эфирного ТВ (базовый набор каналов государственного телевещания) молодым людям не свойствен в принципе (табл. 3).

Кабельное ТВ

Интернет-ТВ

Эфирное ТВ | 10,4

Спутниковое ТВ | 6,5

Затрудняюсь ответить ■ 4

51,6

37

Рис. 2. Предпочитаемые виды телевидения, в %

Таблица 3. Распределение видов телевидения в зависимости от возраста

респондентов, в %

Вид телевидения Возрастные группы В целом по массиву

18-30 лет 31-50 лет 51 год и старше

Кабельное ТВ 39,3 44,8 57,6 51,6

Телевидение через Интернет (интерактивное ТВ) 50,0 47,8 28,5 37,0

Эфирное ТВ (базовый набор каналов государственного телевещания) 0,0 6,4 14,5 10,4

Спутниковое ТВ 10,7 7,9 4,9 6,5

Затрудняюсь ответить 5,4 2,5 4,7 4,0

Цифровизация формирует преимущества интерактивного телевидения, и его пользователи довольно активно используют соответствующие возможности. Оценки преимуществ интерактивного телевидения сформировали три группы позиций (рис. 3). Во-первых, популярность интерактивного телевидения обусловлена возможностью управления процессом просмотра -перемотки (60,1 %) и постановки на паузу (53,4 %). Во-вторых, оно позволяет управлять контентом посредством отложенного просмотра (42,2 %), выбора каналов и телепередач (41,7 %), просмотра ТВ без рекламы (40,8 %). И, в-третьих, потребитель может смотреть телевизор с учетом собственных предпочтений: записать телепередачу (38,6 %) или искать интересующую (32,3 %).

Примечательно, что, несмотря на довольно высокие оценки преимуществ интерактивного телевидения, одной из наиболее популярных функций - отложенного просмотра - пользуются меньше половины его потребителей (46,6 %), более половины (51,6 %) функцию не используют (рис. 4).

3,1

10,3

32,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60,1

53,4

I 42,2 I 41,7 I 40,8 38,6

Рис. 3. Преимущества интерактивного ТВ по мнению респондентов, в %

Затрудняюсь

Рис. 4. Использование функции отложенного просмотра среди пользователей интерактивного ТВ, в %

Здесь опять же проявляют себя возрастные характеристики респондентов: заметна взаимосвязь использования интерактивного телевидения и возраста потребителей. Использование отложенного просмотра заметно выше в возрастной группе молодежи (18-30 лет), респонденты средних возрастов (3150 лет), использующие и не использующие данную функцию, разделились примерно пополам, люди старшего возраста (51 год и старше) реже всего применяют указанную возможность (табл. 4).

Таблица 4. Использование функции отложенного просмотра среди пользователей интерактивного ТВ в зависимости от возраста, в %

Использование функции отложенного просмотра Возрастные группы В целом по массиву

18-30 лет 31-50 лет 51 год и старше

Использую 60,7 52,6 36,7 46,6

Не использую 39,3 47,4 59,2 51,6

Затрудняюсь ответить 0,0 0,0 4,1 1,8

Исходя из полученных в результате республиканского опроса данных, можно судить о возрастных закономерностях в поведении телезрителей: старшее население тяготеет к более консервативным потребительским стратегиям телесмотрения, в то время как молодое поколение предпочитает потреблять телевизионный контент с применением новых цифровых технологий, чаще используя для своих целей интернет-телевидение. В целом стратегии потребления современного телевизионного контента в зависимости от различных возрастных категорий образуют три типа: 1) традиционная модель поведения присуща населению старшего возраста, для которого характерно телесмотрение при помощи телевизора, подключенного кабельным способом, и слабо выраженная потребность в применении интерактивных функций; 2) переходная модель характерна для телезрителей среднего возраста, часть из которых придерживается традиционных способов просмотра, часть включается в использование новых технологий; 3) современная цифровая комбинированная модель телесмотрения охватывает молодежь, использующую для получения контента современные технологии, специальные телеплатформы и интернет-соединение, и пока находится в стадии становления и трансформации.

Преимущества цифрового телевидения очевидны: оно обеспечивает высокое качество изображения и звука, бесперебойное вещание и большой набор телеканалов, а соответственно, контента. Однако цифровое телевидение является более требовательным в плане технического оснащения и обслуживания. Повсеместный переход телевидения к цифровому формату сигнала открывает новые возможности перед потребителями, что актуализирует задачи систематического изучения телеаудитории и мониторинга потребительских предпочтений различных социальных категорий.

Список использованных источников

1. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М. : Кучково поле, 2007. - 464 с.

2. Коршунов, Г. П. Цифровая трансформация общества - проблемы и перспективы социологического изучения / Г. П. Коршунов // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. - 2019. -№ 1. - С. 12-22.

3. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 января 2014 г. № 102-З ; в ред. Закона Респ. Беларусь, 11 мая 2016 г. № 362-3 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=h10800455. - Дата доступа: 02.09.2019.

4. Князев, А. А. Энциклопедический словарь СМИ [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. - Бишкек : Изд-во КРСУ, 2002. - Режим доступа: https://royallib.com/book/ knyazev_aleksandr/entsiklopedicheskiy_slovar_smi.html. - Дата доступа: 02.09.2019.

5. Халин, В. Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г. В. Чернова // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 46-63.

6. Экономико-социологический словарь / сост.: Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк ; науч. ред. Г. Н. Соколова. - Минск : Беларус. навука, 2013. - 615 с.

7. Как мир переходит на цифровое телевидение [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). - Режим доступа: https://tass.ru/info/5865100. -Дата доступа: 02.09.2019.

8. Цифровое эфирное телевидение [Электронный ресурс] // Российская телевизионная и радиовещательная сеть. - Режим доступа: https://spb.rtrs.ru. - Дата доступа: 02.09.2019.

9. Об утверждении Государственной программы внедрения цифрового телевизионного и радиовещания в Республике Беларусь до 2015 г. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г. № 1406 ; в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь, 9 ноября 2010 г. № 1655 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=C20501406. - Дата доступа: 04.09.2019.

10. Цифровое телевизионное вещание [Электронный ресурс] // Министерство связи и информатизации Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://mpt.gov.by/ru/cifrovoe-televizionnoe-veshchanie. - Дата доступа: 04.09.2019.

Поступила 06.12.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.