Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Романов Петр Юрьевич, Худайбердина Сажила Раисовна, Токмазов Георгий Васильевич

Цифровизация является важным фактором обеспечения эффективности профессионального образования. С учетом современных социально-экономических условий цифровизация в образовании рассматривается как дидактический метод, форма, средство и условие эффективности образования, как универсальное техническое средство вытеснения аналоговых технологий из образования, а также как аналог принципа информатизации образования. Оптимальное использование цифровизации в решении проблем профессионального образования возможно практически во всех сферах деятельности образовательных организаций, в том числе и в осуществлении управления образованием. В статье обосновывается необходимость подготовки участников образовательного процесса к использованию цифровых технологий. На основе проведенного анализа подходов к проблеме цифровизации управления профессиональным образованием выделены аспекты решения данной проблемы, введено понятие цифрового образовательного кластера управления профессиональным образованием. В статье показано, что эффективное управление профессиональным образованием возможно в условиях цифрового образовательного кластера. В соответствии с функциями представлены сферы управления, в которых использование цифровых информационных технологий носит обязательный, вспомогательный или недопустимый характер. При этом авторами определяется ряд аспектов управления профессиональным образованием, которые не должны допускать замену личности преподавателя цифровыми образовательными онлайн-технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Романов Петр Юрьевич, Худайбердина Сажила Раисовна, Токмазов Георгий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION MANAGEMENT IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Digitalization is an important factor in ensuring the effectiveness of vocational education. Taking into account modern socio-economic conditions, digitalization in education is considered as a didactic method, form, means and condition for the effectiveness of education, as a universal technical means of replacing analog technologies from education, and also as an analogue of the principle of informatization of education. The optimal use of digitalization in solving the problems of vocational education is possible in almost all areas of activity of educational organizations, including in the implementation of education management. The article substantiates the need to prepare participants in the educational process for the use of digital technologies. Based on the analysis of approaches to the problem of digitalization of vocational education management, aspects of solving this problem are highligh-ted, the concept of a digital educational cluster of vocational education management is introduced. The article shows that effective management of vocational education is possible in a digital educational cluster. In accordance with the functions, management areas are presented in which the use of digital information technologies is mandatory, auxiliary or unacceptable. At the same time, the authors define a number of aspects of vocational education management that should not allow the replacement of the teacher’s personality with digital educational online technologies.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Для цитирования: Беликов, В. А. Цифровизация управления профессиональным образованием в современных социально-экономических условиях / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, С. Р. Худайбердина, Г. В. Токмазов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 56-65.

УДК 371:004 ББК 74.04

цифровизация управления профессиональным образованием в современных социально-экономических условиях

В. А. Беликов, П. Ю. Романов, С. Р. Худайбердина, Г. В. Токмазов

Цифровизация является важным фактором обеспечения эффективности профессионального образования. С учетом современных социально-экономических условий цифровизация в образовании рассматривается как дидактический метод, форма, средство и условие эффективности образования, как универсальное техническое средство вытеснения аналоговых технологий из образования, а также как аналог принципа информатизации образования. Оптимальное использование цифровизации в решении проблем профессионального образования возможно практически во всех сферах деятельности образовательных организаций, в том числе и в осуществлении управления образованием. В статье обосновывается необходимость подготовки участников образовательного процесса к использованию цифровых технологий. На основе проведенного анализа подходов к проблеме цифровизации управления профессиональным образованием выделены аспекты решения данной проблемы, введено понятие цифрового образовательного кластера управления профессиональным образованием. В статье показано, что эффективное управление профессиональным образованием возможно в условиях цифрового образовательного кластера. В соответствии с функциями представлены сферы управления, в которых использование цифровых информационных технологий носит обязательный, вспомогательный или недопустимый характер. При этом авторами определяется ряд аспектов управления профессиональным образованием, которые не должны допускать замену личности преподавателя цифровыми образовательными онлайн-технологиями.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая информационно-образовательная среда, управление профессиональным образованием, цифровизация управления профессиональным образованием, цифровой образовательный кластер управления профессиональным образованием.

Необходимость цифровизации образования, применения цифровых технологий в сфере управления образованием поддерживается на государственном уровне и актив-

но обсуждается педагогическим сообществом [1-4 и др.].

Мы провели опрос среди руководителей и педагогов профессиональных образовательных

организаций (всего 172 человека) на предмет оценки роли и возможности использования циф-ровизации, места и роли педагога в новых условиях профессиональной деятельности. Ответы позволили нам подтвердить существенную роль и значительные возможности цифровизации в образовании (95,7 % респондентов оценивают цифровизацию образования как объективно необходимое явление), при этом 96,2 % респондентов считают, что без человека, без педагога никакая экономика, никакое образование, в том числе и цифровое, обойтись не сможет.

Цифровизация образования — требование общества и задача государства [5]. Необходимость решения этой задачи определяется комплексом социальных (готовность общества к принятию цифровизации как метода, средства, формы реализации различных видов деятельности) и экономических (готовность производства выпустить и поставить потребителям необходимую цифровую технику, сформировать базу цифровизации) условий. Примерами реализации этой задачи может служить оцифровка научной литературы, диссертаций, переход на цифровой документооборот, цифровое телевещание и т. п.

Фактором актуальности цифровизации и социально-экономическими условиями ее осуществления в различных сферах жизни общества также являются рост числа потребителей цифровой информации и цифровых источников; развитие цифровой техники и оборудования, которое ускорило передачу информации и улучшило качество ее представления. В настоящее время все профессиональные образовательные организации (колледжи и вузы) разрабатывают и используют онлайн-курсы практически по всем учебным дисциплинам. Появилась новая профессия — онлайн-преподаватели, которые активно используют цифровые формы, методы и средства преподавания; преподаватели, в деятельности которых ноутбуки, планшеты, интерактивные экраны и другие высокотехнологичные устройства приобрели характер обычных средств обучения [6].

Но при этом, по нашим наблюдениям, имеют место следующие факты:

1) обучающиеся и выпускники образовательных организаций не готовы к использованию презентаций своих докладов и сообщений (например, из 53 выпускников педагогических колледжей г. Сибая и г. Магнитогорска оригинальные презентации своих докладов смогли выполнить и представить только 7 человек; половина докладчиков затруднялись с включением демонстрации слайдов);

2) педагоги организаций среднего профессионального образования в большинстве случаев не могут отформатировать статью при представлении ее в сборник научных работ, не способны оформить список литературы по требованиям, не умеют составлять таблицы данных в Excel и т. п.; во многих случаях компьютер применяется как печатная машинка, самым примитивным образом; зачастую не используется автоматическая проверка правописания;

3) интернет многим обучающимся и педагогам до сих пор представляется как источник информации, которую можно скопировать и использовать без указания авторства (плагиат), без критического осмысления и анализа (ошибки в определениях, формулировках и т. п.);

4) информация в социальных сетях воспринимается как бесспорная истина.

Помимо этого, преподаватели, руководители образовательных организаций не умеют пользоваться электронными библиотеками, программами поиска литературы; руководители образовательных организаций во многих случаях по-прежнему полагаются на информацию, представленную на бумажных носителях. Так, из пяти директоров колледжей Челябинской области, с которыми нами была проведена беседа на предмет актуальности и потенциала цифро-визации управления, все пятеро сказали, что не собираются и не смогут отказаться от обычной текстовой информации, представляемой на бумажном носителе и считают ее наиболее доступной для анализа и использования в управлении образовательной организацией. Таким образом, остаются нерешенными вопросы профессиональной адаптации работников образовательных организаций к вызовам цифровой экономики, вопросам непрерывного повышения уровня цифровой квалификации, развития компетенций в использовании цифровых образовательных технологий [7].

Мы приходим к выводу, что цифровизация в профессиональном образовании актуальна. Следует признать, что цифровые образовательные технологии меняют образование, делают его доступным и универсальным, повышают эффективность управления им. Но эффективной она будет лишь тогда, когда потребители цифровых образовательных услуг будут подготовлены к использованию соответствующих технологий.

Нам представляется, что необходимо способствовать разработке такой стратегии управления профессиональным образованием, при которой использование цифровых технологий и информационных средств каждым человеком

осуществляется на протяжении всей его жизни. В таком случае можно будет вести речь о цифровой стратегии управления образованием.

Можно выделить несколько подходов к решению проблемы цифровизации управления профессиональным образованием.

1. В первом случае цифровизация управления основывается на определении этого понятия как перехода образования на цифровые стандарты обмена информацией, предполагающего полный или частичный отказ от использования аналоговых технологий и переход на «цифру», заключающийся в оцифровке информации, ее источников, способов передачи информации [8-10 и др.]. В этом случае цифровизация управления образованием есть целенаправленное, системное и массовое использование данных в цифровом виде [11]. В общем же случае цифровизация в управлении профессиональным образованием является обычным инструментом эффективной доставки информации и знаний обучающимся; инструментом создания учебных материалов; инструментом эффективного способа преподавания; средством построения новой образовательной среды [12] и представляет собой формы организации образования обучающихся, например, онлайн-курсы [10]. Этот подход к определению сути цифровизации образования означает перевод большей части образовательных программ в онлайн-формат. Таким образом, первый подход рассматривает цифро-визацию как проблему передачи и усвоения информации и связывает цифровизацию с онлайн-образованием.

2. Цифровизация рассматривается как универсальное средство вытеснения всего аналогового из технологии, экономики, культуры, образования [8; 13-15]. Это чисто технический аспект цифровизации, и он, на наш взгляд, является безусловным и обязательным при любом другом варианте цифровизации образования.

3. Представление цифровизации как универсального инструмента обучения, как главного эффективного способа образования и управления профессиональным образованием, что вызывает возражение у исследователей [15; 16]. Мы являемся активными и убежденными сторонниками принципа комплексного подхода в образовании, согласно которому решение задач управления образованием может быть обеспечено только комплексом методов, средств, форм и технологий. Следование этому принципу комплексности отвергает понимание универсальности цифровизации управления образованием и требует определения цифровизации

управления образованием и как метода, и как средства, и как формы организации образования личности и управления образованием, реализация которых осуществляется соответствующими цифровыми технологиями в соответствии с социально-экономическими условиями и требованиями потребителей.

Реализация данного подхода к комплексному пониманию цифровизации в управлении профессиональным образованием с учетом всех названных аспектов предполагает:

- выполнение принципа цифровизации;

- предложение и разработку соответствующих цифровых информационных средств, методов, технологий управления образованием;

- рассмотрение цифровизации как одного из многочисленных компонентов системы образования.

4. Цифровизация предполагает полный отказ от роли и преподавательской деятельности человека в реализации образования как крайне неэффективных; замену преподавателя новыми цифровыми технологиями передачи и усвоения знаний, формирования компетенций, осуществления управления образованием. Речь идет уже об искусственном интеллекте и замене им и его командами интеллекта человека.

С этим подходом нельзя согласиться. Для того чтобы не допустить преобладания данного подхода, мы считаем необходимым учесть несколько методологических аспектов решения проблемы цифровизации управления профессиональным образованием [2].

Гуманистический аспект проблемы цифровизации в управлении образованием — обеспечение в системах «техника и личность», «цифра и слово», «компьютер и преподаватель», «компьютер и обучающийся» преобладающей или равноправной роли человека. Цифровизация управления профессиональным образованием не должна приводить к снижению роли и авторитета руководителя и преподавателя образовательной организации, превращению их в информаторов об источниках знаний для обучающегося и оснований для принятия решений. Это требование можно объяснить только тем, что в образовании и управлении нельзя ограничиваться жестким следованием логике, программе и алгоритму деятельности. Неизбежно актуальными становятся эмоциональность и коммуникативные компетенции субъектов взаимодействия. Общепринятым является положение, что человек — существо социальное и становится личностью только благодаря общению [17]. Это проявляется в том, что руководитель, преподаватель и обучающийся

«очеловечивают» компьютер и придают информации человеческое, т. е. гуманистическое значение.

Поэтому, на наш взгляд, в управлении современным профессиональным образованием цифровизация должна осуществляться с учетом возможностей, потребностей и готовности каждого человека — субъекта этого процесса. Гуманизация определяет особенности цифро-визации управления образованием. Мы считаем важным уточнить соответствие заявляемых целей любых программ цифровизации в России ожиданиям реальных ее субъектов как участников и потребителей. Формулируемая цель национальной программы развития цифровой экономики предполагает создание в России благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества и обеспечения быстрого роста национальной экономки за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «российского экономического чуда» в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы [18]. Исходя из гуманистического аспекта в формулировке цели должно быть уточнение: «с учетом потребностей, способностей и интересов каждой личности как активного субъекта всех сфер социальной жизни».

Дидактический аспект решения проблемы использования потенциала цифровизации в управлении профессиональным образованием: цифровизация должна рассматриваться как один из компонентов системы образования; цифровизация является вспомогательным средством для руководителя, учителя (преподавателя) и обучающегося, а не их заменой. Управление образованием с использованием средств, методов, форм цифровизации и цифровых технологий должно гарантировать обучение, воспитание и развитие личности каждого обучающегося. Кроме того, цифровизация является дидактическим условием успешности (эффективности, оптимальности, качества и т. п.) образования личности обучающегося и управления этим процессом [2].

Управленческий аспект решения проблемы цифровизации управления профессиональным образованием заключается в том, что цифровизация не должна восприниматься как универсальное средство обеспечения эффективности управления, поэтому необходимо опре-

делить, при выполнении каких управленческих функций и в каком объеме целесообразно применение цифровизации как средства, метода, формы и технологии управления.

В представляемом аспекте важными, на наш взгляд, являются понятия цифровой образовательной среды, цифрового образовательного пространства, цифровой информационной образовательной среды управления профессиональным образованием. Мы не ставим задачи определения этих понятий в рамках данной статьи, тем более, что в многочисленных работах других авторов это уже сделано [19; 20].

Эти понятия мы предлагаем объединить в общее понятие цифрового образовательного кластера управления профессиональным образованием, которое, на наш взгляд, включает:

- образовательные организации и предприятия, обеспечивающие в рамках договора о сетевом взаимодействии обучение, воспитание обучающихся, реализующие во взаимодействии виды образовательной деятельности и функции управления;

- источники информации, актуальной для управления образованием, нормативные и правоустанавливающие документы;

- образовательный заказ, потребности и виды деятельности всех субъектов цифровизации управления образованием, направленные на получение качественного образования.

Создание цифрового образовательного кластера управления профессиональным образованием на уровне каждой образовательной организации, на наш взгляд, может обеспечить эффективность выполнения всего комплекса функций, в числе которых: целеполагание, планирование, организация, диагностика, контроль и корректировка.

В ходе программно-целевого и SWOT-ана-лиза ряда образовательных организаций нами были получены результаты, позволяющие оценить эффективность цифровизации управления образованием в ситуациях инновационной образовательной деятельности [2; 21] (ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», ГБПОУ «Сибайский педагогический колледж им. Б. М. Мамбеткуло-ва», ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» и ряд других организаций). В целом была дана оценка эффективности цифровизации управления профессиональным образованием как среднего, так и ниже среднего уровня. При этом

мы выделили сферы управления образованием, стима, является вспомогательной и равнознач-в которых цифровизация обязательна, недопу- ной другим технологиями (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты управления образованием как объекты цифровизации [21]

Функции управления образованием Аспекты цифровизации компонентов управления образованием

Цифровизация обязательна Цифровизация недопустима Цифровизация как вспомогательное средство

1. Целеполагание. 2. Планирование. 3. Организация. 4. Диагностика. 5. Контроль и корректировка Формирование информационной образовательной среды образовательной организации (сетевые библиотеки, цифровые компетенции работников библиотек; наличие в организации внутренней информационной сети) Чтение методологически значимых лекций, проведение семинаров, консультаций, экзаменов (построение материала на доступном для обучающегося уровне) Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Электронный документооборот в образовательной организации, основанный на принципе свободного доступа, обеспечивающий 100%-ю информированность и гарантирующий отказ от заполнения бумаг Разработка, корректировка рабочих программ дисциплин и практик Экстернат и ускоренная профессиональная подготовка

Электронный пакет контрольно-диагностических методик, материалов, средств хода и результатов управления образованием Инновационная деятельность во всех сферах образования Переподготовка, повышение квалификации преподавателей и выпускников организаций

Нормативная документация образовательной организации Творчество обучающихся, осуществляемое с участием и под руководством преподавателя Заочное обучение

Основные (примерные) образовательные программы организаций Практико-ориентированная подготовка обучающихся на основе учебно-познавательной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, все виды практик обучающихся на рабочих местах Обучение лиц предпенсионного и «третьего возраста» на базе профессиональной образовательной организации

Электронные личные кабинеты, рабочие места педагогов, портфолио обучающихся с регулируемым доступом Целенаправленное воспитание обучающихся на основе различных форм и методов воспитательной работы, обеспечение прямого межличностного взаимодействия; обеспечение взаимодействия руководителей, педагогов с подростками — членами неформальных объединений

Онлайн-лекции и другие формы организации образования по общим, обязательным и доступным вопросам учебных дисциплин Конкурсы, соревнования

Во всех представленных случаях эффективность управления профессиональным образованием обеспечивается выполнением руководителем и преподавателем практических действий, направленных на создание нормативной, правовой и содержательно-методической основы осуществления функций управления в рамках цифрового образовательного кластера управления образованием, создание материально-технической базы цифрового управления, разработку и обеспечение функционирования информационной сети образовательной организации, разработку внутренней системы дистанционного обучения, документооборота и контроля [1; 17; 21].

Как следует из данных таблицы 1, компонентов в управлении образованием, в которых личность преподавателя незаменима, достаточно много.

Нами в статье предпринята попытка обосновать концептуальную идею, определяющую характер цифровизации управления профессиональным образованием. Суть ее в том, что цифровизация управления образованием не сводится к изменению и внедрению цифровых информационно-образовательных технологий вместо аналоговых или традиционных бумажных. Этот процесс только тогда обеспечит эффективность управления профессиональным образованием, когда будут внедрены средства и формы образования, основанные на новых физических и технологических закономерностях, принципах и явлениях, реализуемые при прямом участии человека (руководитель, педагог и обучающийся) и для удовлетворения его образовательных потребностей. Для этого необ-

ходимы не директивы и жесткие рекомендации, а серьезная перестройка всего образовательного процесса и управления образованием, изменение роли преподавателя в образовании. Все это требует изменить подходы к управлению образованием и образовательной организацией, создать особенную информационно-образовательную среду или цифровой образовательный кластер управления профессиональным образованием.

Структура цифрового образовательного кластера управления профессиональным образованием, таким образом, включает следующие компоненты: образовательная организация и ее отделения, кафедры, лаборатории и подразделения; обучающиеся, преподаватели и руководители; субъекты сетевого взаимодействия на основе договоров о сотрудничестве (сетевые партнеры); отдельные потребители образовательных услуг; нормативное, содержательное, программно-методическое и иное обеспечение.

Цифровизация управления образованием в современной профессиональной образовательной организации должна осуществляться с учетом социально-экономических условий, функциональной структуры управления, способствовать выполнению всех видов образовательной деятельности, заменять или дополнять содержательно-методические аспекты образования (а некоторые вообще не трогать!). При этом в любом случае цифровизация управления образованием не отменяет роли и деятельности человека — руководителя, педагога и обучающегося. Цифровизация должна не заменить (отменить) гуманизацию образования, а дополнить ее и подчиниться ей.

Библиографический список

1. Асташева, Ю. В. Теория поколений в маркетинге / Ю. В. Асташева // Вестник ЮУрГУ. Серия Экономика и менеджмент. — 2014. — Т. 8. — № 1. — С. 108-113.

2. Беликов, В. А. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования / В. А. Беликов, И. С. Николаева, В. М. Тучин // Вестник Академии энциклопедических наук. — 2020. — № 1 (38). — С. 48-57.

3. Некрасов, В. Н. Инновация, информатизация, цифровизация: соотношение и особенности закономерности / В. Н. Некрасов // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Т. 8. — № 11А. — С. 137-143.

4. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Старичен-ко // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 3. — С. 49-58.

5. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года // Президент России : [офиц. сайт]. — 2018. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 12.07.2022).

6. Гордон, Л. Г. Информационные технологии в образовании для общества: существует ли универсальный ключ? / Л. Г. Гордон. — URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/gordon_ IKT-obraz.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

7. Стариченко, Б. Е. Обеспечение готовности учителей к формированию в школе будущих кадров цифровой экономики на основе концепции открытых образовательных ресурсов / Б. Е. Стариченко // Информатика и образование. — 2019. — № 10 (309). — С. 55-61.

8. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 8. — С. 107-112.

9. Сафуанов, Р. М. Цифровизация системы образования / Р. М. Сафуанов, М. Ю. Лехмус, Е. А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия Экономика. — 2019. — № 2 (28). — С. 116-121.

10. Третьяков, В. С. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе / В. С. Третьяков, В. А. Ларионова // Высшее образование в России. —

2016. — № 7 (203). — С. 55-66.

11. Депутаты и эксперты рассмотрели нормативно-правовое обеспечение развития цифровой экономики в прикладной науке // Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации : [офиц. сайт]. — 2018. — URL: http://duma.gov.ru/news/26390// (дата обращения: 12.07.2022).

12. Цифровизация образования в России и мире // Аккредитация в образовании. —

2017. — № 98. — URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 10.06.2022).

13. Брускин, С. Н. Методы и инструменты продвинутой бизнес-аналитики для корпоративных информационно-аналитических систем в эпоху цифровой трансформации / С. Н. Брускин // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2016. — Т. 12. — № 3-1. — С. 234-239.

14. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Президент России : [офиц. сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.07.2022).

15. 527 с. — ISBN 5-85270-230-7.

16. Мавлютова, Г. А. Цифровизация в высшем учебном заведении / Г. А. Мавлютова // Экономическая безопасность и качество. — 2018. — № 3 (32). — С. 5-7.

17. Захараш, Т. Б. Психология общения : учеб. пособие / Т. Б. Захараш. — Москва : Моск. ун-т им. С. Ю. Витте, 2013. — 116 с.

18. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» : приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3. — URL: http://www.edu.sbor.net/sites/default/files/fed_proekt_COS.pdf (дата обращения: 20.06.2022).

19. Словарь терминов по общей и социальной педагогике // Академик : [сайт]. — URL: https://social_pedagogy.academic.ru/236 (дата обращения: 10.07.2022).

20. Роберт, И. В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования / И. В. Роберт // Педагогическая информатика. — 2019. — № 1. — С.108-121.

21. Беликов, В. А. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды / В. А. Беликов, О. Ю. Леушканова, В. М. Тучин, О. А. Пундикова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 12-18.

22. Беликов, В. А. Актуальность исследования педагогических условий решения проблем образования личности / В. А. Беликов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 6. — С. 23-38.

23. Беликов, В. А. Исследовательская деятельность студентов профессиональных образовательных организаций: организация и сопровождение : учеб.-метод. пособие / В. А. Беликов, И. С. Николаева, П. Ю. Романов, И. В. Шадчин. — Челябинск : ЧИРПО, 2020. — 156 с.

24. Плешаков, В. А. Теория киберсоциализации человека / В. А. Плешаков. — Москва : Прометей, 2012. — 270 с.

For citation: Belikov, V. A. Digitalization of vocational education management in modern socio-economic conditions / V. A. Belikov, P. Yu. Romanov, S. R. Khudaiberdina, G. V Tokmazov // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 56-65.

DIGITALIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION MANAGEMENT IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

V. A. Belikov, P. Yu. Romanov, S. R. Khudaiberdina, G. V. Tokmazov

Digitalization is an important factor in ensuring the effectiveness of vocational education. Taking into account modern socio-economic conditions, digitalization in education is considered as a didactic method, form, means and condition for the effectiveness of education, as a universal technical means of replacing analog technologies from education, and also as an analogue of the principle of informatization of education. The optimal use of digitalization in solving the problems of vocational education is possible in almost all areas of activity of educational organizations, including in the implementation of education management. The article substantiates the need to prepare participants in the educational process for the use of digital technologies. Based on the analysis of approaches to the problem of digitalization of vocational education management, aspects of solving this problem are highlighted, the concept of a digital educational cluster of vocational education management is introduced. The article shows that effective management of vocational education is possible in a digital educational cluster. In accordance with the functions, management areas are presented in which the use of digital information technologies is mandatory, auxiliary or unacceptable. At the same time, the authors define a number of aspects of vocational education management that should not allow the replacement of the teacher's personality with digital educational online technologies.

Key words: digitalization of education, digital information and educational environment, management of vocational education, digitalization of management of vocational education, digital educational cluster of management of vocational education.

References

1. Astasheva Yu. V. Teoriya pokoleniy v marketing [The theory of generations in marketing], Vestnik YuUrGU. Seriya Ekonomika i menedzhment [Bulletin of SUSU. Series Economics and Management], 2014, vol. 8, no. 1, pp. 108-113. (In Russian)

2. Belikov V. A., Nikolaeva I. S., Tuchin V. M. Pedagogicheskie aspekty tsifrovizatsii sredne-go professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical aspects of digitalization of secondary vocational education], Vestnik Akademii entsiklopedicheskikh nauk [Bulletin of the Academy of Encyclopedic Sciences], 2020, no. 1 (38), pp. 48-57. (In Russian)

3. Nekrasov V. N. Innovatsiya, informatizatsiya, tsifrovizatsiya: sootnoshenie i osobennosti za-konomernosti [Innovation, informatization, digitalization: correlation and features of regularity], Vo-prosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava [Issues of Russian and international law], 2018, vol. 8, no. 11A, pp. 137-143. (In Russian)

4. Starichenko B. E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya [Digitalization of education: illusions and expectations], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2020, no. 3, pp. 49-58. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 1 marta 2018 goda// Prezident Rossii, 2018, available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (accessed: 12.07.2022). (In Russian)

6. Gordon L. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii dlya obshchestva: sushchestvuet li universal'nyy klyuch? [Information technology in education for society: is there a universal key?], available at: http://www.ifapcom.ru/flles/Monitoring/gordon_IKT-obraz.pdf (accessed: 12.07.2022). (In Russian)

7. Starichenko B. E. Obespechenie gotovnosti uchiteley k formirovaniyu v shkole budushchikh kadrov tsifrovoy ekonomiki na osnove kontseptsii otkrytykh obrazovatel'nykh resursov [Ensuring the readiness of teachers for the formation of future personnel in the digital economy at school based on the concept of open educational resources], Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 2019, no. 10 (309), pp. 55-61. (In Russian)

8. Nikulina T. V., Starichenko B. E. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2018, no. 8, pp. 107-112. (In Russian)

9. Safuanov R. M., Lekhmus M. Yu., Kolganov E. A. Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya [Digitalization of the education system], Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya Ekonomika [Vestnik UGNTU. Science, education, economics. Series Economics], 2019, no. 2 (28), pp. 116-121. (In Russian)

10. Tret'yakov B. C., Larionova V. A. Otkrytye onlayn-kursy kak instrument modernizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v vuze [Open online courses as a tool for the modernization of educational activities at the university], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2016, no. 7 (203), pp. 55-66. (In Russian)

11. Deputaty i eksperty rassmotreli normativno-pravovoe obespechenie razvitiya tsifrovoy eko-nomiki v prikladnoy nauke // Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo sobraniya Rossiyskoy Federa-tsii, 2018, available at: http://duma.gov.ru/news/26390// (accessed: 12.07.2022). (In Russian)

12. Tsifrovizatsiya obrazovaniya v Rossii i mire [Digitalization of education in Russia and the world], Akkreditatsiya vobrazova-nii[Accreditation in education], 2017, no. 98, available at: https:// akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (accessed: 10.06.2022). (In Russian)

13. Bruskin S. N. Metody i instrumenty prodvinutoy biznes-analitiki dlya korporativnykh informa-tsionno-analiticheskikh sistem v epokhu tsifrovoy transformatsii [Methods and tools of advanced business analytics for corporate information and analytical systems in the era of digital transformation], Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education], 2016, vol. 12, no. 3-1, pp. 234-239. (In Russian)

14. O strategii razvitii informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 20172030 gody : Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203// Prezident Rossii, available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed: 10.07.2022). (In Russian)

15. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002, 527 p., ISBN 5-85270-230-7. (In Russian)

16. Mavlyutova G. A. Tsifrovizatsiya v vysshem uchebnom zavedenii [Digitalization in a higher educational institution], Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo [Economic security and quality], 2018, no. 3 (32), pp. 5-7. (In Russian)

17. Zakharash T. B. Psikhologiya obshcheniya: ucheb. posobie [Psychology of communication: textbook. allowance]. Moscow, Mosk. un-t im. S. Yu. Vitte, 2013, 116 p. (In Russian)

18. Pasport federal'nogo proekta «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» : prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po natsional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 № 3, available at: http://www.edu.sbor.net/sites/default/files/fed_proekt_COS.pdf (accessed: 20.06.2022). (In Russian)

19. Slovar' terminov po obshchey i sotsial'noy pedagogike [Glossary of terms in general and social pedagogy], Akademik [Academician], available at: https://social_pedagogy.academic.ru/236 (accessed: 10.07.2022). (In Russian)

20. Robert I. V. Razvitie ponyatiynogo apparata pedagogiki: tsifrovye informatsionnye tekhnologii obrazovaniya [Development of the conceptual apparatus of pedagogy: digital information technologies of education], Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical informatics], 2019, no. 1, pp. 108-121. (In Russian)

21. Belikov V. A., Leushkanova O. Yu., Tuchin V. M., Pundikova O. A. Otsenka sostoyaniya i formirovanie programmy razvitiya organizatsii SPO s uchetom faktorov i tendentsiy izmeneniya vneshney sotsial'no-ekonomicheskoy sredy [Assessment of the state and formation of a program for the development of the SPO organization, taking into account factors and trends in the external socioeconomic environment], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 4 (20), pp. 12-18. (In Russian)

22. Belikov V. A. Aktual'nost' issledovaniya pedagogicheskikh usloviy resheniya problem obrazovaniya lichnosti [The relevance of the study of pedagogical conditions for solving the problems of personality education], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 6, pp. 23-38. (In Russian)

23. Belikov V. A., Nikolaeva I. S., Romanov P. Yu., Shadchin I. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy: organizatsiya i soprovozhdenie: ucheb.-metod. posobie [Research activities of students of professional educational organizations: organization and support: study guide allowance]. Chelyabinsk, ChIRPO, 2020, 156 s. (In Russian)

24. Pleshakov V. A. Teoriya kibersotsializatsii cheloveka [The theory of human cybersocializa-tion]. Moscow, Prometey, 2012, 270 p. (In Russian)

Беликов Владимир Александрович, старший научный сотрудник Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: belickov. vladimir54@mail.ru

Belikov Vladimir Alexandrovich, Senior Researcher of the Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: belickov.vladimir54@mail.ru

Романов Петр Юрьевич, профессор кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: Romanov-magu@mail.ru

Худайбердина Сажила Раисовна, старший преподаватель Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: hudayberdina72@mail.ru

Токмазов Георгий Васильевич, доцент кафедры высшей математики и физики ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Новороссийск, tokmazov@mail.ru

Romanov Petr Yurievich, Professor of the Department of Applied Mathematics and Informatics, Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: Romanov-magu@mail.ru

Khudaiberdina Sazhila Raisovna, Senior Lecturer of the Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: hudayberdina72@mail.ru

Tokmazov Georgy Vasilyevich, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Physics, State Maritime University named after F. F. Ushakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Novorossiysk, tokmazov@mail.ru

Для цитирования: Конотоп, А. В. Система подготовки военных кадров как фактор обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в условиях современной образовательной среды / А. В. Конотоп, О. Ю. Климова, Н. В. Уварина, А. А. Фасоля // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 65-72.

УДК 355/359 ББК 68.44

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛьНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в условиях современной образовательной СРЕДЫ

А. В. Конотоп, О. Ю. Климова, Н. В. Уварина, А. А. Фасоля

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки военных специалистов в условиях современной образовательной среды. Авторами исследуются основные вопросы военного образования как гарантии стабильности и безопасности общества. Особое внимание уделено раскрытию аспектов национальной безопасности. В статье выявлены особенности подготовки военных специалистов с учетом современных тенденций и требований государства. Поскольку военная составляющая в структуре национальной безопасности по-прежнему остается решающей, то в статье отдельно акцентируется внимание авторов на требованиях к образовательной среде военного вуза. Учитывая влияние ряда дестабилизирующих факторов военно-политической обстановки, акцент делается на основных показателях качества и стабильности военной системы подготовки, в частности на современном уровне научных исследований в военно-научных учреждениях, укомплектованных выпускниками военных учебных заведений, современной оснащенности предприятий военно-промышленного комплекса, на которых развернуто представительство заказчика, конкурентоспособности отечественных военных технологий на мировых рынках вооружений и боевой техники и др. Авторы приходят к выводу, что военная система профессиональной подготовки может рассматриваться как фактор обеспечения единства, целостности и стабильности общества и как фактор социальной безопасности государства.

Ключевые слова: образовательный процесс в военном вузе, военные специалисты, военная инфраструктура, образовательная среда, национальная безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.