Научная статья на тему 'Цифровизация системы общего образования: ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства'

Цифровизация системы общего образования: ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация образования / ценностные ориентации / ожидания / педагог / цифровые образовательные технологии / "цифровая школа будущего". / digital transformation of education / value orientations / expectations / educator / digital educational technologies / "digital school of the future."

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус О.В., Ветров Ю.П., Хлудова Л.Н.

Цель исследования – выявить ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства в условиях цифровизации системы общего образования. Научная новизна заключается в разработке инструментария по мониторингу ценностных ориентаций и ожиданий педагога как субъекта образовательного пространства в условиях цифровизации системы общего образования. В результате сделаны выводы о содержании и характере изменения ценностных ориентаций и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства в условиях цифровизации системы общего образования, имеющихся проблемах в смысложизненных ориентациях. * Статья подготовлена в рамках государственного задания "Российская система общего образования и практических рекомендаций ее совершенствования в условиях цифровизации: динамики ценностных ориентаций, ожиданий, проблем различных групп населения" (соглашение № 073-03-2021-012), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоус О.В., Ветров Ю.П., Хлудова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of the general education system: value orientations and expectations of the teacher as a subject of the educational space

The purpose of the study is to identify the value orientations and expectations of the teacher as a subject of the educational space in the context of the digitalization of the general education system. The scientific novelty of the study lies in the development of tools for monitoring value orientations and expectations of the teacher as a subject of the educational space in the context of the digitalization of the general education system. As a result, conclusions were made about the content and nature of changing the value orientation and expectations of the teacher as a subject of the educational space in the context of the digitalization of the general education system, the problems in meaningful orientations. * The article was prepared as part of the state task " Russian system of general education and practical recommendations for its improvement in the context of digitalization: dynamics of value orientations, expectations, problems of various groups of the population" (agreement No. 073-03-2021-012), carried out at the expense of the federal budget within the framework of state task of the Ministry of Education of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Цифровизация системы общего образования: ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства»

* The article was prepared as part of the state task " Russian system of general education and practical recommendations for its improvement in the context of digitalization: dynamics of value orientations, expectations, problems of various groups of the population" (agreement No. 073-03-2021-012), carried out at the expense of the federal budget within the framework of state task of the Ministry of Education of the Russian Federation.

** Статья подготовлена в рамках государственного задания «Российская система общего образования и практических рекомендаций ее совершенствования в условиях цифровизации: динамики ценностных ориентаций, ожиданий, проблем различных групп населения» (соглашение № 073-03-2021-012), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

Digitalization of the general education system: value orientations and expectations of the teacher as a subject of the educational space *

Belous Olga Valerievna, PhD of Psychology, Associate Professor

Vetrov Yuri Pavlovich, Doctor of Pedagogical sciences, Professor

Khludova Lyudmila Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Armavir State Pedagogical University, Armavir

The purpose of the study is to identify the value orientations and expectations of the teacher as a subject of the educational space in the context of the digitalization of the general education system. The scientific novelty of the study lies in the development of tools for monitoring value orientations and expectations of the teacher as a subject of the educational space in the context of the digitalization of the general education system. As a result, conclusions were made about the content and nature of changing the value orientation and expectations of the teacher as a subject of the educational space in the context of the digitalization of the general education system, the problems in meaningful orientations.

Keywords: digital transformation of education; value orientations, expectations, educator, digital educational technologies, "digital school of the future."

Цитировать: Белоус О.В., Ветров Ю.П., Хлудова Л.Н. Цифровизация системы общего образования: ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 231-237. EDN: PBIJUI. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.41

Белоус Ольга Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент

Ветров Юрий Павлович, доктор педагогических наук, профессор

Хлудова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

Цель исследования – выявить ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства в условиях цифровизации системы общего образования. Научная новизна заключается в разработке инструментария по мониторингу ценностных ориентаций и ожиданий педагога как субъекта образовательного пространства в условиях цифровизации системы общего образования. В результате сделаны выводы о содержании и характере изменения ценностных ориентаций и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства в условиях цифровизации системы общего образования, имеющихся проблемах в смысложизненных ориентациях.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования; ценностные ориентации, ожидания, педагог, цифровые образовательные технологии, «цифровая школа будущего».

УДК 37.01

5.8.7

Белоус О.В., Ветров Ю.П., Хлудова Л.Н.

Цифровизация системы общего образования: ценностные ориентации и ожидания педагога как субъекта образовательного пространства **

Введение

В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. Первостепенное значение имеет «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [8]. Приоритетным проектом является «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [6] в рамках реализации государственной программы «Развитие образования». Ключевая задача настоящего времени – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и динамично развивающегося социума. Современная эпоха научно-технического прогресса связана со стремительным развитием цифровизации, которая обусловливает в свою очередь основательную трансформацию образовательных технологий и системы образования в целом. Одновременно мы наблюдаем радикальное ускорение процесса цифровой трансформации российской системы общего образования, обусловленной ситуацией пандемии COVID-19, спровоцировавшей экстренное внедрение цифровых технологий в образовательное пространство.

Соответственно, необходим учёт специфики аксиологии педагогической деятельности и образования как процесса именно в условиях цифрового, а уже не информационного обновления [2].

В связи с этим можем отметить, что активизация использования педагогами цифровых технологий, работа в цифровой образовательной среде, обеспечение в целом «цифровой» школы являются не только необходимостью, вызванной реалиями сегодняшнего дня, но и главными детерминантами развития образования, его соответствия вызовам будущего.

С решением данной проблемы тесно связана необходимость и возможности ситуации личностного роста и развития в изменяющихся условиях. Данный факт соотносится с феноменом пересечения в образовательной сфере двух базовых явлений – личности профессионала, его субъектных отношений и цифровизация (или digital-трансформация).

При характеристике личности особое место занимает изучение ценностных ориентаций, ожиданий и готовности личности к профессиональной деятельности. Ценностные ориентации представляют собой подсистему сознания, в которой отражаются ценности, признаваемые личностью в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Система ценностных ориентаций образует направленность личности и обеспечивает вероятность ожиданий и личностных смыслов, которые показывают субъективную значимость явлений и объектов окружающей действительности для субъекта деятельности. При этом успешное развитие личности учащегося во многом зависит от ценностных ориентиров образования в целом. А ценностные ориентиры образования проявляются как профессиональные и личностные ценности отдельного учителя.

Для практической реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи: 1) научно обосновать психолого-педагогические и социологические механизмы формирования ценностных ориентаций, ожиданий педагогов в условиях цифровизации; 2) провести комплексные социологические и психолого-педагогические исследования на территории следующих субъектов РФ Российской Федерации: Белгородская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область, Ставропольский край, Чеченская республика; с целью характеристики состояния ценностного компонента самосознания субъектов образовательных отношений, в частности, педагогов, в контексте цифровизации системы образования; 3) научно обосновать выявленные типичные трудности и ожидания субъектов образовательных отношений в контексте цифровизации системы общего образования.

В рамках исследования нами использовался комплекс методов исследования как взаимодополняющих теоретических, эмпирических, статистических методов, адекватных предмету исследования. В качестве методов нами использовались: теоретические (анализ и синтез философской, педагогической, психологической, социологической литературы; изучение степени разработанности проблемы; прогнозирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос с применением полузакрытых и закрытых вопросов, экспертная оценка эмпирических данных); математико-статистические (контент-анализ, ранжирование, рейтинговое оценивание и расчет процентных соотношений и пр.).

В качестве актуальной проблемы можем выделить ситуацию зависимости содержания и технологии педагогической деятельности от вызовов современности, в частности процессов, происходящих в экономике и обществе. Необходимость уточнения аспектов регуляции педагогического воздействия, в свою очередь, определяется личностными характеристиками педагога как субъекта деятельности, в структуре которых особое место занимает феномен ценностных ориентаций и ожиданий. Именно адекватное и качественное наполнение ценностных ориентаций педагога по отношению к изменениям современности, к включению ситуации цифровизации в образовательный процесс обеспечивает в целом готовность учителя как субъекта к данным трансформациям средств воздействия [10].

Феномен ценностей и ценностных ориентаций является междисциплинарным и изучается философами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган и др.), социологами (И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.), психологами и педагогами (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Т.В. Корнилова, М.С. Яницкий и др.). [4]

Ценности составляют объективную реальность, присутствуют на уровне общества и отдельных социальных групп, задавая критерии должного, желательного для различных сфер социальной активности через общественные или групповые установки и оценки, выраженные в форме определенных конкретизированных представлений, и субъективно представлены на личностном уровне.

Анализ ценностей как сущностной личностной характеристики позволяет представить содержательный аспект готовности человека к использованию определенных форм отреагирования, отношения, активности в рамках конкретного вида деятельности. В связи с этим проблема формирования ценностей определяет характер подготовки человека как субъекта деятельности к качественному осуществлению профессиональных действий.

В ценностных ориентациях, как многоуровневом образовании, характеризующем мотивационную сферу личности, чаще всего рассматривают когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты, определяющие знаниевый, отношенческий и деятельностный аспекты жизнедеятельности человека.

В современной действительности, определяемой фактором цифровизации, особое внимание уделяется содержательному аспекту ожиданий и ценностных ориентаций всех активных субъектов образовательного процесса, т.к. именно в зависимости от того, что закладывается в качестве базы направленности человека в его отношениях в частности, к цифровой трансформации, и возникают готовность, «принятие» изменений, максимальное включение в ситуацию применения цифровых инструментов в образовательном процессе [3, 5].

Основная часть

В нашем исследовании проблем проявления ценностных ориентаций и ожиданий педагогов как субъектов образовательного пространства приняли участие представители педагогических коллективов общеобразовательных организаций 7 субъектов Российской Федерации (Белгородской, Волгоградской, Липецкой, Ростовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Чеченской Республики) в количестве более 2200 человек. Количественная и качественная характеристика наполненности выборки позволяет получить объективную и субъективную оценки об особенностях выстраивания ожиданий и ценностных характеристик по определенным аспектам. Онлайн-опросы проводились анонимно в форме анкетирования с помощью Google Forms.

Рассмотрим результаты исследования.

Нами были рассмотрены различные социальные и психологические характеристики ожиданий и ценностей педагогов.

Относительно социальных характеристик можно отметить следующее.

Респонденты нашего опроса располагаются в городской и сельской местности (54,9% и 45,1%, соответственно).

По типу образовательной организации педагоги представляют школы, не имеющие никаких программ углубленного обучения (73,8%), школы с углубленным изучением предметов (12,8%), гимназии, лицеи (13,4%).

На вопрос о готовности использовать цифровые ресурсы в образовательном процессе мнения респондентов распределились следующим образом (диаграмма 1)

Диаграмма 1 - Количественное распределение респондентов по представлению о готовности к использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе

Данная диаграмма показывает, что по вопросу эффективности цифровых ресурсов в образовании нет единого мнения в школьной педагогической среде. В частности, только 37% респондентов используют цифровые ресурсы в образовании. 26,4% - готовы использовать цифровые ресурсы в случае крайней необходимости, а 32% - готовы использовать только готовые цифровые ресурсы. При этом 4,7% респондентов не готовы применять цифровые технологии вообще.

На вопрос о значимости владения цифровыми технологиями для самоактуализации и профессионального роста педагогами были даны следующие ответы (диаграмма 2).

Диаграмма 2 - Количественное распределение респондентов по представлению значимости навыков использования цифровых ресурсов в образовательном процессе

Отношение к значимости цифровых технологий показывает готовность учителей к модернизации образовательного процесса. О полезности образования в цифровой сфере учителя разделились примерно на четыре группы. 32,4% респондентов считают, что знания в области цифровых технологий очень важны для дальнейшего становления в профессии, у 27,3% учителей цифровые технологии не только в профессиональной деятельности играют большое значение, но и вне ее, 21,7% - уверены, что цифровые технологии необходимы в отдельных областях, не связанные с педагогической деятельностью, а 18,6% респондентов вообще не считают цифровые навыки и цифровые технологии чем-то важным.

При анализе понимания возможностей использования цифровых инструментов в профессиональной деятельности ответы респондентов распределились следующим образом (диаграмма 3).

Диаграмма 3 - Количественное распределение респондентов по представлению возможности использования цифровых инструментов в образовательном процессе

Как показывает результат на данный вопрос, все респонденты так или иначе нашли что-то полезное для самих себя в цифровых технологиях, к примеру, самыми популярными преимуществами являются:

1. Использование цифровых инструментов в проектной деятельности (26,6%).

2. Реализация рабочей программы по предмету в полном объеме (17,4%).

3. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута (15,6%).

При этом в ответах на вопрос об интересе к инновациям в педагогической деятельности, которые предполагают применение цифровых ресурсов, было представлено противоречие между желаниями и возможностями. Обобщенный анализ показал, что 89,4% респондентов интересуются цифровыми инновациями в образовании, но 49,3% из них не имеют условий для реализации этих инноваций, из чего следует, что все инновации применяют только 40,1% респондентов. 10,7% участников исследования не интересуются цифровыми инновациями и не применяют их в образовательной деятельности.

При этом психологический комфорт при использовании электронных образовательных ресурсов в школе отмечает 73,1% респондентов. Противоположные эмоции, яркий дискомфорт испытывает, судя по ответам, 18,5% педагогов, а 8,4% респондентов каждый раз, по их ответам, преодолевают психологический барьер при применении различных составляющих электронных образовательных ресурсов.

Несмотря на данную ситуацию, педагоги достаточно высоко оценивают свой уровень владения цифровыми технологиями (диаграмма 4).

Диаграмма 4 - Количественное распределение респондентов по представлению уровня владения цифровыми инструментами

По данным ответам на этот вопрос можно судить о том, что в современной школе большая часть учителей, а именно 70,4%, оценивают свои навыки владения цифровыми технологиями как удовлетворительные, в то время как не испытывают трудности с освоением новых платформ и программ 15,3% респондентов. Однако постоянные трудности испытывает 8,6% респондентов и затрудняется ответить 5,7%.

По итогам предыдущего вопроса стало понятно, что более 10% респондентов испытывают затруднения в освоении новых инновационных технологий, вследствие чего появилась необходимость определить, по каким причинам возникают эти трудности. С целью уточнения понимания характера трудностей, нами был задан уточняющий вопрос педагогам. Главной причиной является то, что необходимо прикладывать много усилий и тратить много времени, этот вариант ответа выбрали 40,3% респондентов. На втором месте стоит то, что 30,6% респондентов устраивает тот уровень владения технологиями, который у них есть сейчас. Также можно выделить и то, что 18,3% респондентов не любят цифровую среду, в целом.

Однако практически 90% респондентов за последние три года смогли повысить свою цифровую грамотность. Стимулировать ситуацию развития своих цифровых навыков у педагогов, по мнению респондентов, может:

1. Наличие интереса, это открывает новые возможности в профессии, саморазвити (57,9%).

2. Это повышает шансы на успех в карьере (27,9%).

3. Это требование администрации школы и вышестоящих органов (30,9%).

При этом 4,2% респондентов отмечают, что повышение своей цифровой грамотности объективно не нужно для педагога.

При анализе ожиданий педагогов как перспектив работы в цифровой школе ближайшего будущего и готовности осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в «Цифровой школе» были получены следующие данные (диаграмма 5).

Диаграмма 5 - Количественное распределение респондентов по представлению и готовности осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в «Цифровой школе»

Отвечая на вопрос о перспективах работы в цифровой школе ближайшего будущего, всего 20,8% - дали однозначно утвердительный ответ, 48,6% - согласились с тем, что придется повысить свой уровень владения новыми цифровыми технологиями, в то время как 30,6% - не видят для себя перспектив в школе будущего.

Далее, при анализе ожиданий о повышении качества освоения ООП в ситуации использования цифровых сервисов, мы увидели следующую картину. Учителя проявили довольно скептическое отношение. Всего 8,1% респондентов уверены, что цифровые сервисы значительно повысят освоение ООП, в то время, когда 70,9% - считают это возможным, но только при грамотном подходе, а 20,9% - вовсе уверены, что нужно отказаться от цифровизации и вернуться к традиционной системе обучения.

В результате проведенного обобщенного анализа данных, полученных от педагогов по результатам проведенного комплексного исследования, можно представить следующую картину представлений о проблемах цифровизации образовательного пространства в аспекте готовности и ожиданий.

Исходя из данных ответа на вопрос о готовности к реализации технологии адаптивного обучения, можно констатировать, что 8,5% респондентов готовы к реализации адаптивного обучения и уже применяют его. 11,4% респондентов заявили о полной готовности, 62% - готовы частично, а 18,1% респондентов еще не готовы реализовывать технологии адаптивного обучения.

При этом, 5,6% респондентов готовы к реализации геймификации обучения и уже применяют его. 9,3% респондентов заявили о полной готовности. 51,1% - готовы частично, а 34% респондентов еще не готовы реализовывать подобные технологии в образовательном процессе.

Говоря об итогах внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, можно констатировать, что подавляющее большинство педагогов, около 75%, не удовлетворены новыми тенденциями в полной мере. Так, 59% респондентов отмечают, что у цифровизации образования есть как плюсы, так и минусы, 3,6% респондентов имели неудачный опыт использования цифровых технологий, а 12,5% - их вовсе не применяли. В то же время, всего 24,9% - опрошенных педагогов свой опыт использования цифровых технологий в образовательном процессе на уроках как положительный.

На вопрос о препятствиях для применения инновационных технологий в образовательном процессе с применением цифровых инструментов педагоги дали ряд ответов, из которых можно выделить ТОП-3 наиболее популярных:

1. Отсутствие необходимой цифровой структуры - 70,4%.

2. Отсутствие ресурсов, сил и времени для использования этих технологий - 54%.

3. Отсутствие мотивации у учителей - 19,3%.

В то же время, всего 5,3% респондентов не видят препятствий для повсеместного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

В ответах учителей на вопросы предложенной анкеты нами отмечена также предметная дифференциация в оценке объема и необходимости цифровых новшеств в современной школе. Учителя социально-гуманитарного цикла в целом считают достаточным использование цифровых новшеств в отдельных ситуациях, в основном, для демонстрации и визуализации данных. Учителя естественнонаучного цикла полагают необходимым использование цифровых технологий в образовательном процессе более часто и более предметно.

По итогам проведённого опроса, мы пришли к следующим выводам.

Тема цифровизации образования является актуальной и необходимой для рассмотрения.

Большинство респондентов отмечают достаточный уровень готовности к исполнению требований цифровизации в образовательном пространстве, в то же время, около 25% - отмечают у себя неготовность и нежелание использовать цифровые средства в работе.

Большинство опрошенных показывают достаточно противоречивые ожидания в отношении возможностей и эффективности «цифровых» технологий в образовательном процессе. Общий уровень ценности «цифровых» технологий можно охарактеризовать как стремящийся к верхнему уровню. Педагоги в целом оптимистично настроены по отношению к желательности использования возможностей цифровизации в образовании. Полученные данные соотносятся с исследованием, проведенным Лабораторией изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ в марте 2020 г. [9].

Можно говорить также о серьезном расхождении в части ценностей и ожиданий внутри частных социальных групп педагогов.

Заключение

В результате проведенного исследования, нами были определены следующие моменты.

Цифровизация затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе образование, и становится базой развития самого общества и общественных отношений.

Успешность преобразований во многом определяется качеством комплексной и всесторонней оценки готовности субъектов образовательных отношений к цифровой трансформации с учетом тождественности их ценностных ориентаций, соответствующих ожиданий и испытываемых в процессе трансформации трудностей и проблем.

В ходе исследования было подтверждено действие ценностных ориентаций и ожиданий, имеющих отношение к целям цифровой трансформации образования, включая наличие цифровых компетентностей и культуры, готовности использовать электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в аспекте организации образовательного процесса.

Литература:

1. Аналитическая справка по результатам исследования готовности педагогов к цифровой трансформации образования. – СПб.: ГБУ ДПО СПАППО, 2021. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03 (дата обращения: 28.07.2022).

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. - № 3. - С. 25–36.

3. Ветров Ю.П., Белоус О.В., Шкуропий К.В. Проблемы содержания ценностных ориентаций, ожиданий, трудностей субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации // Ped.Rev. - 2022. - №3(43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-soderzhaniya-tsennostnyh-orientatsiy-ozhidaniy-trudnostey-subektov-obrazovatelnyh-otnosheniy-v-usloviyah-tsifrovizatsii.

4. Горькая Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие. - Самара: Самарский университет, 2014. - 92 с.

5. Мишенина Г.В. Специфика ценностных ориентаций современного учителя // Российский психологический журнал. - 2008. - Том 5. - № 2. - С. 70–72.

6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216432. Текст: электронный.

7. Солдатова Г.У. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс]. Режим доступа: fi ro.ru>wp-content/uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/pri-me/doc/71570570. Текст: электронный.

9. Хавенсон Т.Е., Котик Н.В., Королева Д. О. Цифровая технологическая готовность школьных учителей // Мониторинг экономики образования. - 2020. - №8. - С. 1-7.

10. Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. - Т. 26. - № 4. - С. 5-13. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.