Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3599
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / DIGITALIZATION OF EDUCATION / PERM REGION / ELECTRONIC DIARY / ELECTRONIC PORTFOLIO / E-SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Мария Владимировна

В статье освещается вопрос об инновациях в современном образовании. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты использования электронных образовательных ресурсов в координации образовательного процесса. В работе анализируются основные цифровые площадки, которые успешно работают на территории Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION

The article analyzes the issue of innovations in modern education. Positive and negative aspects of the use of electronic educational resources in the coordination of the educational process are considered. This paper analyzes the main digital platforms that are successfully operating in the Perm region.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ»

12. Черкалин С.Д. Опыт представления музея в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://gmir.ru/files/documents/geek/cherkalin.pdf (дата обращения: 25.03.2020).

13. Cameron Duncan F. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education (англ.) // The Museum Journal. 1968. Vol. 11, Issue 1. P. 33-44.

14. LIFE [Электронный ресурс]: журн. URL: https://life.ru/p/921709 (дата обращения: 25.03.2020).

УДК 159.9.07

Волкова Мария Владимировна

магистрант 1-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: wolf@pspu.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

ПЕРМСКОГО КРАЯ

Maria V. Volkova

1st year Master's Student of Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: wolf@pspu.ru

DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE

OF THE PERM REGION

Аннотация. В статье освещается вопрос об инновациях в современном образовании. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты использования электронных образовательных ресурсов в координации образовательного процесса. В работе анализируются основные цифровые площадки, которые успешно работают на территории Пермского края.

Ключевые слова: цифровизация образования, Пермский край, электронный дневник, электронное портфолио, электронная школа.

Abstract. The article analyzes the issue of innovations in modern education. Positive and negative aspects of the use of electronic educational resources in the coordination of the educational process are considered. This paper analyzes the main digital platforms that are successfully operating in the Perm region.

Key words: digitalization of education, Perm region, electronic diary, electronic portfolio, e-

school.

Одним из приоритетных направлений в России считается развитие цифровых технологий, особенно в сфере образования. В 2016 г. стартовал

© Волкова М.В., 2020

федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В рамках этого проекта предполагается модернизировать систему образования в соответствии с нуждами цифровой экономики, широко внедрять цифровые инструменты учебной деятельности в информационную среду школы [7].

Первого марта 2018 г. Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию: «С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина, что само по себе крайне важно, мы с вами это понимаем... Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей - это колоссальный прорывной ресурс» [5].

В современных реалиях на смену традиционному обучению приходит цифровая педагогика, основанная на процессах цифровизации. Цифровизация системы образования - это встречная трансформация элементов образовательного процесса, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой, с целью максимально полного использования потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий и максимально полного приспособления их к решению педагогических задач [8, с. 65]. Цифровизация - это следующая ступень в развитии после информатизации и компьютеризации. Цифровизация общего образования - одно из главных направлений политики государства в сфере образования. Это связано с тем, что государство понимает значимость непрерывного образования с помощью цифровых ресурсов. Сегодня массовые онлайн-курсы составляют конкуренцию обычному образованию. Развитие науки и техники влечет за собой и трансформацию существующих форм и методов учебно-воспитательной деятельности. В обучении все больше популярности

набирают различные сервисы, мобильное обучение, социальные сети и т.д. Почти каждый учитель использует на своих уроках элементы цифрового обучения.

Авторы дидактической концепции цифровизации образования отмечают, что результатом внедрения цифровых технологий станет полная индивидуализация образования и освобождение педагога от рутинной работы [8, с. 5].

В 2017-2018 гг. центр «Сколково» представил «Цифровой индекс», по которому Пермский край оказался на 16-м месте, обойдя Свердловскую область (31-е место). В этот период в Пермском крае активно начинается переход к «Электронной школе».

В своем выступлении министр образования и науки Пермского края Р.А. Кассина выделила три аспекта в развитии цифровизации образования: цифровизация управления, цифровизация образовательного процесса, цифровая инфраструктура [3]. Она отмечает, что проведение всех мероприятий связно с созданием единого пространства цифровых ресурсов и обеспечением доступного цифрового контента для учащихся и педагогов [3].

В Пермском крае сегодня активно развиваются такие цифровые проекты, как «Электронный дневник», «Электронная школа», «Электронное портфолио учащихся» и «Траектория». Также, по заявлению Р.А. Кассиной, к 2020 г. 100 % пермских школ будут пользоваться следующими цифровыми ресурсами: «Российская электронная школа», «Яндекс-учебник», «Мобильное электронное образование» и др. [3].

Более внимательно рассмотрим те цифровые платформы, которые направлены на аккумулирование информации об учащихся и их достижениях. Одной из таких платформ является «Электронный журнал» [4]. Данный портал объединяет образовательные организации не только Пермского края, но и других регионов России. По данным отчета Министерства образования Пермского края, в проекте «Электронный журнал» задействовано 43 % школ региона.

Электронный журнал является частью информационной системы школы, где представлена различная информация об учебном процессе и его участниках, организовано хранение данных об успеваемости и посещаемости уроков.

232

Сегодня электронный журнал служит прозрачной платформой, где родители могут наблюдать за успехами своих детей, видеть, за что выставлены оценки и какое домашнее задание им задали. Тем не менее платформа не предназначена для дистанционного обучения, как показала практика в начале апреля 2020 г. Вести видеотрансляции, выполнять уроки в режиме онлайн, а также отправлять задания учителю - с такими задачами платформа не справляется. Как констатирует служба поддержки ведения электронного журнала, в период дистанционного обучения невозможно выстроить процесс получения результатов домашних заданий от учащихся без использования пересылки файлов через систему электронных дневников и журналов (СЭДиЖ). Так как функционал СЭДиЖ не предназначен для активного обмена большим количеством файлов, то это чревато дополнительной нагрузкой на систему.

Специалисты Министерства образования Пермского края отмечают, что возросла активность родителей и обучающихся, использующих электронный дневник. Около 21 % родителей регулярно следят за учебными достижениями своего ребенка в электронном журнале.

Одним из уникальных проектов Пермского края является «Электронное портфолио школьника» [9]. Это банк различных достижений учащихся, которые они заполняют сами. Преимущество такого проекта заключается в том, что по результатам своего портфолио ребята могут попасть в «Золотой резерв» или получить премию главы города Перми. Целью данной платформы является формирование у учащихся навыков рефлексивной и оценочной деятельности своих достижений в различных областях. При предъявлении портфолио можно получить дополнительные баллы при поступлении в различные учебные заведения. Достоинством данного ресурса является регулярное информирование учащихся о различных конкурсах. Портфолио выстраивает рейтинг учащихся между школами г. Перми, а также рейтинги школ, в зависимости от участия в них школьников.

Проект «Электронная школа» реализуется с 1 сентября 2014 г. Его целью

является восполнение профессиональных кадров в тех районах, где нет

233

учителей по определенным предметам с помощью дистанционного обучения, дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ [2]. По данным 2018 г., в проекте приняло участие 644 учащихся из 22 общеобразовательные организации Пермского края (в 2014 г. - 437 учащихся и 16 образовательных организаций) и 21 сетевой педагог из г. Перми и Пермского края. Как показывает практика, в данном проекте каждый год принимают участие все большее количество учащихся из различных школ Пермского края. Растут показатели по качеству образования в муниципальных районах, у детей в отдаленных местностях появилась возможность получить качественное образование. Сетевые педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации, что также положительно сказывается на повышении качества образования в регионе.

Еще одним приоритетным направлением развития цифровых технологий в системе образования стала информационная система «Траектория» [1], направленная на выявление и профилактику социального неблагополучия. «Траектория» собирает данные на учеников, которые заполняют классные руководители, медицинские работники, работники социальных служб. Вносятся персональные данные членов семей (детей и их родителей или других законных представителей), поставленных на учет семей и детей группы риска социально опасного положения, информация о занятости несовершеннолетнего (в том числе в каникулярный период), информация о фактах детского и семейного неблагополучия, категория семьи ребенка в закодированном виде, информация о привлечении несовершеннолетнего и родителей к административной либо уголовной ответственности, о фактах оставления в опасности, пренебрежения нуждами, жестокого обращения с ребенком, ФИО специалиста, ответственного за контроль реализации и исполнения индивидуальной программы коррекции, информация о реализации индивидуальной программы коррекции и результатах данной работы [6].

Данный проект заработал на территории Пермского края только в августе 2019 г., но первые результаты показывают, что после заполнения всех данных

234

и получения их из других органов, в группе риска оказываются те дети, которые раньше там не были.

Таким образом, можно говорить о том, что Пермский край активно участвуют в цифровизации образования. Вводит в апробацию новые проекты, которые потом расходится по всей России («Электронное портфолио», «Электронная школа»). Данные цифровые проекты помогают повышать качество образования и собирать информацию об учащемся в динамике его развития. Проекты направлены на формирование единого информационного пространство, что делает педагогический процесс более прозрачным.

Список литературы

1. ИС Траектория [Электронный ресурс]. URL: https://auth.permkrai.ru (дата обращения: 10.04.2020).

2. Итоговый отчет Министерства образования и науки Пермского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.permkrai.ru/official/otchet/ (дата обращения: 10.04.2020).

3. Кассина Р.А. Цифровизация образования в Пермском крае: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://math.psu.ru/wp-content/uploads/07-Kassina-R.A.-TSifrovizatsiya-obrazovaniya-v-Permskom-krae-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya.-Materialy-konferentsii-TSifrovizatsiya-ekonomiki-i-obshhestva-vyzov-dlya-sistemy-obrazovaniya-2018.pdf (дата обращения: 09.04.2020).

4. Образование web2.0 [Электронный ресурс]. URL: https://web2edu.ru (дата обращения: 10.04.2020).

5. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 12.05.2019).

6. Постановление правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. № 846-п «Об утверждении порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/444706840 (дата обращения: 11.04.2020).

7. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 11.04.2020).

8. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Перо, 2019. - С. 202.

9. Электронное портфолио школьника [Электронный ресурс]. URL: https://portfolioperm.ru (дата обращения: 10.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.