Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / религия / религиозное сознание / цифровизация религиозного сознания / цифровая религия / киберрелигия / digitalization / religion / religious consciousness / digitalization of religious consciousness / digital religion / cyber religion

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Афанасьева Мария Анатольевна

В статье исследуется ход цифровизации религиозного сознания, рассматриваются различные проблемы, возникающие в результате ее развития. Цифровизация религиозного сознания – это процесс модернизации религиозной жизни человечества, характеризующийся внедрением в нее цифровых технологий и переходом религиозной сферы в сетевую среду. Цифровизация религиозного сознания является одним факторов глобализации. Автор раскрывает проблему распространения цифровых технологий на религиозную сферу, отмечая положительные и отрицательные стороны данного феномена. Оказывая влияние на субъективный мир человека и внося в него свои коррективы, цифровизация приводит к фундаментальным изменениям в сознании человечества, что особенно заметно отражается на культуре и религии. В статье дается краткий обзор работ по исследуемой теме, принадлежащих как зарубежным, так и отечественным авторам. Кратко описываются результаты анализа данных, полученных за последние десятилетия, объясняется актуальность изучаемой проблематики. Также в статье затрагивается тема религиозной безопасности в свете развития и толкования религиозных учений в виртуальном пространстве, где ослабляются различия между профанным и сакральным. Выводятся три уровня проблемы процессов цифровизации религиозного сознания: конкурентный, замещающий и трансформационный. Первый олицетворяет столкновение традиционных и нетрадиционных религиозных учений в сетевой среде. Второй показывает, как многие практики традиционных религий меняют свою форму и иногда содержание, перемещаясь в цифровое пространство. Третий раскрывает радикальные изменения в ключевых религиозных постулатах, что формирует принципиально новый тип религиозности в киберрелигии. Показано, как с внедрением цифровых технологий, имеющих гетерархическую модель функционирования, трансформируется восприятие религии как института иерархической модели. В результате действия рассмотренных факторов ключевой проблемой исследуемой темы остается религиозная безопасность. Данный вопрос раскрывается в соответствии с выделенными уровнями проблемы цифровизации религиозного сознания. Предложены возможные меры по укреплению безопасности религиозного сознания в динамически развивающемся цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article examines the digitalization of religious consciousness and discusses various problems arising in its course. Digitalization of religious consciousness is a process of modernization of the religious life of humankind, characterized by the introduction of digital technologies into it and the transition of the religious sphere into a network environment. Digitalization of religious consciousness is one of the factors of globalization. The author dwells on the spread of digital technologies to the religious sphere, indicating both positive and negative sides of this phenomenon. By influencing the subjective human world and making adjustments to it, digitalization brings fundamental changes to the consciousness of humankind, which is especially noticeable in culture and religion. The article provides a short overview of literature on the topic under study by both Russian and foreign authors. The results of the data obtained over the past decades are briefly described and the relevance of the studied issues is explained. In addition, the article touches on the topic of religious security in the light of the development and interpretation of religious teachings in the virtual space, where the differences between the profane and the sacred are weakened. Three levels of the problem of the processes of digitalization of religious consciousness are deduced: competitive, substituting and transformational. The competitive level represents the clash between traditional and non-traditional religious teachings in a network environment. The substituting level shows how a lot of practices of traditional religions change their form and, sometimes, content, when moving into the digital space. The transformational level exposes radical changes in key religious postulates, which forms a fundamentally new type of religiosity in cyber religion. Further, it is demonstrated how, with the introduction of digital technologies based on a heterarchical model of functioning, the perception of religion as a hierarchical institution is transformed. As a result of the action of the factors considered, the key problem of the topic under study is, and in the near future will remain, religious security. This issue is described in accordance with the highlighted levels of the problem of digitalization of religious consciousness. Possible measures to strengthen the security of religious consciousness in a dynamically developing digital society are proposed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 130.30:004

DOI: 10.37482/2687-1505-V276

АФАНАСЬЕВА Мария Анатольевна, аспирантка кафедры философии Ивановского государственного университета. Автор 19 научных публикаций* ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0002-1533-8640

ЦИФРОВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье исследуется ход цифровизации религиозного сознания, рассматриваются различные проблемы, возникающие в результате ее развития. Цифровизация религиозного сознания - это процесс модернизации религиозной жизни человечества, характеризующийся внедрением в нее цифровых технологий и переходом религиозной сферы в сетевую среду. Цифровизация религиозного сознания является одним факторов глобализации. Автор раскрывает проблему распространения цифровых технологий на религиозную сферу, отмечая положительные и отрицательные стороны данного феномена. Оказывая влияние на субъективный мир человека и внося в него свои коррективы, цифровизация приводит к фундаментальным изменениям в сознании человечества, что особенно заметно отражается на культуре и религии. В статье дается краткий обзор работ по исследуемой теме, принадлежащих как зарубежным, так и отечественным авторам. Кратко описываются результаты анализа данных, полученных за последние десятилетия, объясняется актуальность изучаемой проблематики. Также в статье затрагивается тема религиозной безопасности в свете развития и толкования религиозных учений в виртуальном пространстве, где ослабляются различия между профанным и сакральным. Выводятся три уровня проблемы процессов цифровизации религиозного сознания: конкурентный, замещающий и трансформационный. Первый олицетворяет столкновение традиционных и нетрадиционных религиозных учений в сетевой среде. Второй показывает, как многие практики традиционных религий меняют свою форму и иногда содержание, перемещаясь в цифровое пространство. Третий раскрывает радикальные изменения в ключевых религиозных постулатах, что формирует принципиально новый тип религиозности в киберрелигии. Показано, как с внедрением цифровых технологий, имеющих гетерархическую модель функционирования, трансформируется восприятие религии как института иерархической модели. В результате действия рассмотренных факторов ключевой проблемой исследуемой темы остается религиозная безопасность. Данный вопрос раскрывается в соответствии с выделенными уровнями проблемы цифровизации религиозного сознания. Предложены возможные меры по укреплению безопасности религиозного сознания в динамически развивающемся цифровом обществе.

Ключевые слова: цифровизация, религия, религиозное сознание, цифровизация религиозного сознания, цифровая религия, киберрелигия.

*Адрес: 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5; e-mail: mari.afanasieva@bk.ru

Для цитирования: Афанасьева М.А. Цифровизация религиозного сознания: проблемы и перспективы // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2023. Т. 23, № 4. С. 114-122. DOI: 10.37482/2687-1505-V276

Введение

Современный мир уже не первое десятилетие находится под влиянием процессов циф-ровизации, охвативших большую часть сфер человеческой деятельности. Если многие области социальной жизни достаточно органично встроены в цифровую динамику общества, то религиозная сфера и процессы ее цифровиза-ции все еще являются предметом дискуссии. В настоящее время цивилизация вторгается в субъективные миры с помощью цифровых технологий. В связи с этим актуализируются вопросы информационной, религиозной безопасности, защиты сознания, индивидуального и коллективного. Традиционные религии, новые религиозные движения, а также радикальные фундаменталистские религиозные течения, различные околодуховные и околопсихологические концепции находят множество последователей в сетевой среде.

Объектом исследования данной статьи являются процессы цифровизации религиозного сознания, предметом - влияние цифровизации на религиозную жизнь современного человека. Цель работы состоит в изучении основных проблем цифровизации религиозного сознания и их влияния на его безопасность.

Исходя из цели выделяются следующие задачи исследования. Во-первых, раскрыть факторы, влияющие на процессы цифровиза-ции религиозного сознания, которые связаны с безопасностью самих религий в цифровой среде. Во-вторых, описать факторы, определяющие безопасность сознания индивидов, идентифицирующих себя с определенной религией. В-третьих, обозначить перспективы развития цифровизации религиозного сознания, возможные тенденции этого процесса. Новизна статьи заключается в выявлении трех уровней проблемы цифровизации религиозного сознания, их влияния на безопасность религиозного сознания. Для решения этих задач используется несколько методов. Аналитический применяется для исследования процессов цифровизации религиозного сознания и выявления основных сторон данного про-

цесса. Компаративистский - для сравнения офлайн- и онлайн-религий - с целью установления уровней проблем цифровизации религиозного сознания.

Теоретическая значимость статьи заключается в дальнейшем продвижении понимания изучаемых процессов, формировании концепции цифровизации религиозного сознания, в т. ч. в исследовании безопасности религиозного сознания. Практическая значимость состоит в выработке рекомендаций по обеспечению безопасности религиозного сознания в условиях цифровизации.

Краткий обзор процессов цифровизации религиозного сознания

Вопросы цифровизации религии актуализировались для западных исс ледователей еще в 90-х годах ХХ века. Одним из первых ученых в данной области был С. О'Лири. В 1996 году он описал свой опыт взаимодействия с «он-лайн-литургией» [1]. Далее концепцию цифровой религии разрабатывала Х. Кемпббел, выделившая четыре волны формирования цифровой религии. В качестве первого этапа она обозначает возникновение общественного дискурса о «киберрелигии» в 1990-х годах. На втором этапе, в 2000-х годах, уже появляются взвешенные оценки существования и развития религии в цифровом пространстве. Третий связан с обратным процессом - попытками введения виртуального религиозного мира в офлайн-религию. Последняя, четвертая волна изучает отношения между традиционным и цифровым религиозными пространствами [2].

Специфика коммуникации в цифровой религиозной жизни является центральным исследовательским полем социолога П.Х. Чон. Ее концепция стратегического арбитража показывает адаптацию религий к плюрализму мировоззрений в цифровой среде, это - «постепенная реструктурация идентичности духовенства, отказывающегося от позиции руководителей и мудрецов и принимающих позицию посредников и экспертов в медиации знаний» [3, с. 111]. Так, религиозная информация становится совместным продуктом духовенства и обычных людей.

Существенный вклад в исследование циф-ровизации религии внес К. Хелланд, который предпринял попытки определить и выделить категории религии в Интернете. Он разделил религию онлайн и онлайн-религию [4]. Первая представляет собой иерархически выстроенный поток информации - трансляцию религии на широкую публику. Вторая - сетевой поток информации, создающий условия для религиозной коммуникации, трансляции субъективного религиозного опыта.

Российский ученый Э.А. Нимяев выделил четыре типа религиозных онлайн-ресурсов: статичные (официальные сайты религиозных организаций), пользовательские (форумы, социальные сети), цифровые (сайты культов и учений, существующих только в сети, но не представленных в реальности) и активные (сайты религиозных благотворительных организаций, активные миссионерские онлайн-сообщества, которые действуют как в реальном, так и в цифровом мире) [5].

Процессы цифровизации религии рассматривали такие отечественные ученые, как М.М. Мчедлова [6], Е.А. Островская [7], М.Ю. Смирнов [8], Е.Н. Честнова [9], Г.А. Бу-ваева [10], К.Г. Соколовский [11], Э.Э. Ману-кян [12], А.В. Иванов [13] и др. В России проблемы цифровой религии приобрели особую значимость в период пандемии (начиная с 2019 года).

Таким образом, проблемы цифровизации религии, цифровой религии изучаются как зарубежными, так и отечественными учеными. Перечислены четыре основных волны цифро-визации в религиозной сфере, выведены типы стратегий религиозных авторитетов в их он-лайн-деятельности, частично определены категории религии в Интернете, типы религиозных онлайн-ресурсов, разделены понятия «религия онлайн» и «онлайн-религия», актуализируется дискурс отношений между традиционной и цифровой религиями. Тем не менее еще многое предстоит сделать для понимания феномена цифровизации религиозного сознания и его последствий.

Уровни проблемы цифровизации религиозного сознания

Анализ процессов цифровизации религиозного сознания позволяет выделить три уровня данной проблемы.

Первый уровень - конкурентный, заключается в создании большой конкуренции между традиционными религиозными учениями и альтернативными концепциями, среди которых - новое религиозное сознание, теософические, астрологические, магические, околопсихологические точки зрения, предлагающие свой взгляд на духовный мир. Выход религии в цифровую сферу встречается с плюрализмом альтернативных мнений, создающих мощную конкуренцию и борьбу за своих виртуальных прихожан. Поэтому, цифро-визируясь, религиозные организации вынуждены отстаивать собственное учение, прибегая к популярным формам интернет-активности, к которым относятся создание сайтов, форумов, видеоблогов, различных приложений, систематическое ведение прямых эфиров/трансляций, позиционирование своей организации практически во всех социальных сетях. Цифровая среда создает возможность формирования новых мировоззрений, как писала Х.А. Кэмпбелл, такая «религиозная практика освобождена от традиционных ограничений и шаблонов, чтобы ее можно было переосмыслить за пределами экрана» [14, с. 1]. Вышеперечисленные направления органично встроены в виртуальное пространство, их онлайн-деятельность успешно развивается, многие из них являются коммерческими организациями, владеющими навыками маркетинга и пиара. Среди положительных моментов цифровизации - знакомство широких социальных слоев с философско-религиозными системами различных конфессий. Минусом данного среза цифровизации религиозной жизни является возможность подпасть под влияние течений, сильно отличающихся от существующих мировых религий, включая такие, которые ведут экстремистскую и подрывную деятельность по отношению к государству и обществу.

Второй уровень проблемы - замещающий, проявляется в замещении традиционных религиозных практик на религиозные практики

онлайн, а также в некотором искажении содержания религиозных учений вследствие их перехода в сетевую среду. Встает дискуссионный вопрос о том, что теряет религия и что она приобретает, перемещаясь в Интернет. Религиозное пространство имеет дело не только с толкованием и восприятием религиозного учения, но и с практиками, связанными с вещественными и энергетическими компонентами. Присутствие в храме, соприкосновение с вещественной религиозной атрибутикой, личное общение с духовенством создают некое энергетическое религиозное поле, которое трудно заменить в дистанционном режиме. Примером может являться одно из важных таинств православной церкви - обряд причащения, олицетворяющий в некотором роде энергетический процесс. Виртуальной альтернативой ему служит причащение онлайн, при котором миряне используют свою пищу. Вопрос о пользе таких дистанционных религиозных практик остается открытым. Это своего рода духовный вызов, вскрывающий глубину веры и степень религиозной дисциплины людей, привыкших как к эмоциональному, так и практическому посредничеству в лице церкви. Так, религиозные практики онлайн могут являться неким зеркалом отношения к собственной вере для каждого человека с определенной конфессиональной идентичностью. Нужно сказать, что цифровая религия приносит свой компонент, так необходимый современному верующему человеку -это осознанность выполняемыхритуалов,созна-тельный подход к религиозному учению.

Третийуровень проблемы религиозной циф-ровизации - трансформационный, заключается в полной трансформации религии как таковой и ее основ ввиду создания принципиально новой киберрелигии трансгуманистического типа. Речь идет уже не о функционировании религиозных институтов онлайн, а о создании принципиально новой цифровой религии, где такие фундаментальные религиозные категории, как жизнь, смерть, тело, душа, осмысливаются иначе. Наиболее ярко подобная модель проявляется в теориях трансгуманизма, где размыш-

ления о человеческом бессмертии неизбежно пересекаются с религиозным началом [15]. В. Бейнбридж, американский социолог религии, отстаивал возможность существования цифровой технорелигии, которая со временем сможет оказаться более востребованной, чем традиционные религии [16]. С помощью переноса человеческого сознания в цифровое измерение, воссоздания аватаров умерших людей, генерации множества миров, возможности контактировать с внеземными цивилизациями религия приобретет форму космополитизма и будет включать в себя новую этику [17]. Подобная ситуация может произойти с моделью религии, т. е. ее трансформацией вне привычного физического пространства. Приобретая новые качества, отличные от качеств своей «исходной» версии, онлайн-религия может необратимо поменять свои основания. Формируется принципиально новое религиозное сознание человечества, в котором постепенно утрачивается различие профанного и сакрального [18, с. 49]. Исходя из этого, религиозная безопасность в современном цифровизирующемся мире приобретает существенное значение.

Таким образом, выделенные уровни процессов и проблем цифровизации религиозного сознания освещают специфические особенности цифровизации религиозного сознания, которое имеет большое влияние на национальную и этническую идентичность, на эмоциональную и ментальную жизнь личности. Все это усугубляет проблемы безопасности религиозного сознания, опасности межэтнических, межконфессиональных конфликтов, искажения религиозного сознания и основ личностного сознания. Рассмотрим, как выделенные нами уровни влияют на безопасность религиозного сознания.

Проблема безопасности религиозного сознания в связи с процессами цифровизации

Отметим, что методы цифровой безопасности, хоть и существуют, но являются до сих пор ненадежными и недолговременными. А.И. Овчинников и М.Д. Фоминская предлагают следующее определение религиозной

безопасности: «...религиозная безопасность -это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в религиозной сфере общественной жизни, обеспечиваемое государственной конфессиональной политикой и общественно-политической деятельностью традиционных конфессий» [19, с. 8]. Известно, что цифровое пространство, мир Интернета на сегодняшний день является одной из самых незащищенных сфер человеческой жизни [20, с. 45]. Некоторые российские ученые полагают, что национальная безопасность в настоящее время как никогда нуждается в выделении своего особого аспекта - религиозной безопасности [21]. Так, религия, сфера общественной жизни, связанная с ценностями, моралью, мировоззрением, попадая в цифровые пространства, становится достаточно уязвимым объектом.

Выявленные уровни проблем цифровиза-ции религиозного сознания мы используем для исследования проблем безопасности религиозного сознания. Так, конкурентный уровень раскрывает факторы влияния цифровиза-ции на безопасность существующих религий (внешние факторы). На данном уровне особенно актуальными являются проблемы потери традиционными религиями своих прихожан, религиозный маркетинг в лице околорелигиозных и псевдорелигиозных движений, подрывающих моральный статус религии в принципе, а также возможность религиозного экстремизма ввиду увеличения масштаба мировоззренческого плюрализма.

Замещающий уровень показывает внутренние факторы влияния цифровизации религиозного сознания на религиозную безопасность. Он заключается в возможности утраты некоторых религиозных практик, обеспечивающих более тесную связь человека с религиозными организациями, действующим священством, контакты с которыми приносят верующим психологическую стабильность и уверенность в выборе конфессиональной идентичности. Наиболее остро встает проблема религиозного фундаментализма и экстремизма вследствие

появления широкого спектра субъективных интерпретаций определенных религий, что размывает границы между Священным Писанием и его личным пониманием, транслируемым в массы.

На трансформационном уровне раскрываются и внутренние, и внешние факторы влияния цифровых технологий на религиозную безопасность. Формируется проблема, связанная не с борьбой традиционных религий за свои ценности и утратой религиозных посредников и религиозных ритуалов, а с фундаментальным преобразованием религиозности в целом, ее глобальной этики и принципов, присущих многим религиозным направлениям. Перспективы борьбы с данным процессом видятся в активизации межрелигиозного сотрудничества и повышении уровня совместного конфессионального социального служения [22]. Подобные мероприятия показывают незаменимость и значимость религии офлайн в обсуждении существующих религиозных ценностей, решении многих социальных вопросов.

Таким образом, цифровизация оказывает существенное влияние и на формы, и на содержание религиозного сознания. Цифровые системы представляют гетерархичную (сетевую) модель функционирования, а религия долгое время оставалась в иерархичной модели. С внедрением цифровых технологий исчезают грани иерархического устройства религиозной организации. При этом существенно меняются основные принципы, заложенные в отношениях религии и верующих людей. Подобные трансформации можно заметить в вышеописанных религиозных практиках онлайн, где между духовным лицом, представителем определенной конфессии, и верующим человеком образуется посредник в виде цифрового пространства. Таким образом, нарушается момент сакрального уединения, доверия и откровенности. Гете-рархичная модель также свойственна новым религиозным движениям, которые, используя цифровизацию, удачно заполняют собой трансформирующееся религиозное пространство. В данном смысле цифровизация религиозного сознания сравнима с кризисными моментами

в истории человечества, такими как войны и революции, при которых религия ослабевала и на мировоззренческую арену выходили эзотерические и магические культы, присущие в основном новым религиозным движениям.

Среди факторов повышения религиозной безопасности укажем различные межрелигиозные конференции, культурно-религиозные мероприятия, совместное социальное конфессиональное служение. В нашей стране на государственном уровне сформирован и действует Межрелигиозный Совет России1, нацеленный на обсуждение и решение межрелигиозных и социальных проблем страны. На региональном уровне существуют организации, систематически осуществляющие межрелигиозный диалог, такие как Дома народов России, Дома национальностей и культур и др. В России как поликонфессиональном государстве межрелигиозный диалог является обязательным условием мирного сосуществования религиозных групп и этносов. Достаточно высокий уровень межрелигиозного диалога постепенно образует общее религиозное поле, в котором религии находятся в отношениях сотрудничества и совместного развития.

Для того, чтобы личность могла эффективно и критически противостоять потоку псевдорелигиозной информации в цифровом пространстве, необходимо развивать религиозное образование и собственное мышление. Для повышения религиозной образованности рекомендуется введение новых образовательных курсов без акцентирования на конкретном религиозном учении, но базирующихся на политике поликонфессионального мира. Информация об основных принципах и смыслах мировых религий, их истории развития и связи с иными сферами общественного бытия -наиболее важные разделы для изучения. На уровне высшей школы цель подобных курсов заключается также в ознакомлении студентов с процессами религиозной глобализации, обе-

спечении понимания ими современных глобальных религиозных процессов применительно к сознанию человека [23]. Это предполагает умение выстраивать причинно-следственные связи между различными глобальными процессами и религиозной сферой бытия, умение сопоставлять системы религиозных учений и применять системный подход для осмысления религиозного сознания.

Заключение

Таким образом, в статье раскрываются три уровня проблемы цифровизации религиозного сознания: конкурентный, замещающий и трансформационный. Первый олицетворяет столкновение традиционных и нетрадиционных религиозных учений в сетевой среде. Второй показывает, как многие практики традиционных религий меняют свою форму и порой содержание, перемещаясь в цифровое пространство. Третий раскрывает радикальные изменения в ключевых религиозных постулатах, формирующие принципиально новый тип религиозности в киберрелигии. Оказывая влияние на субъективный мир человека и внося в него свои коррективы, цифровые технологии приводят к фундаментальным изменениям в сознании человечества, что особенно заметно отражается на сферах жизни, имеющих непосредственное влияние на мировоззрение человека, - культуре и религии.

Исходя из действия рассмотренных факторов, ключевой проблемой исследуемой темы остается религиозная безопасность. Динамически развивающиеся и необратимые процессы цифровизации приобретают все большую значимость для религиозной жизни и религиозного сознания на индивидуальном, глобальном, национальном уровнях и требуют дальнейшего исследования, формирования адекватных теоретических представлений об этих процессах, тенденциях, возможных рисках и их предупреждении в практике религиозной жизни.

'Межрелигиозный Совет России. URL: http ://interreligious. ru/ (дата обращения: 18.04.2023).

Список литературы

1. O'Leary S.D. Cyberspace as Sacred Space: Communicating Religion on Computer Networks // J. Am. Acad. Re-lig. 1994. Vol. 64, № 4. Р. 781-808. DOI: 10.1093/jaarel/LXIV.4.781

2. Campbell H.A. Surveying Theoretical Approaches Within Digital Religion Studies // New Media Soc. 2017. Vol. 19, № 1. Р. 1-10. DOI: 10.1177/08862605221138654

3. Cheong P.H. Authority // Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds / ed. by H.A. Campbell. Abingdon: Routledge, 2013. P. 72-87.

4. Helland C. Digital Religion // Handbook of Religion and Society / ed. by D. Yamane. Cham: Springer, 2016. Р. 177-196.

5. Нимяев Э.А. Исследование цифровой религии: классификация религиозных онлайн-ресурсов // Вестн. Ле-нингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2022. № 3. С. 220-229. DOI: 10.35231/18186653_2022_3_220

6. Мчедлова М.М., Кофанова Е.Н., Шевченко А.Г. Религия в условиях пандемии: отношение к цифровизации религиозных практик // Россия реформирующаяся. 2021. № 19. С. 462-483.

7. Островская E.A. Социология религии: введение. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2018. 320 c.

8. СмирновМ.Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2019. № 3. С. 137-145.

9. Чеснова Е.Н. Цифровизация религии: ислам // Гуманит. ведомости. ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2021. № 4(40). С. 70-82. DOI: 10.22405/2304-4772-2021-1-4-70-82

10. Буваева Г.А. Интернет-пространство религии и «цифровизация буддизма» // Вестн. Калмыц. ун-та. 2020. № 2(46). С. 86-91.

11. Соколовский К.Г. Киберрелигия и риски духовной безопасности // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф., Грозный, 10-11 декабря 2021 года. Махачкала: ЧГПУ; АЛЕФ, 2021. С. 256-259.

12. Манукян Э.Э. Влияние цифровой культуры на религиозную самоидентификацию молодежи // Современная культурология: проблемы и перспективы. Вып. 7: сб. ст. молодых ученых / под ред. Е.В. Листвиной, Н.П. Лысиковой. Саратов: Саратов. источник, 2021. С. 56-59.

13. Иванов А.В. Цифровая религия // Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 377-381. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-377-381

14. Campbell H.A. Introduction. The Rise of the Study of Digital Religion // Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds / ed. by H.A. Campbell. N. Y.: Routledge, 2013. Р. 1-21.

15. Хвастунова Ю.В. Цифровая религия для трансчеловека // Науч. вестн. Горно-Алтайск. гос. ун-та. № 15. Горно-Алтайск: БИУ ГАТУ 2020. С. 188-192.

16. Bainbridge W.S. Religion for a Galactic Civilization 2.0. URL: http://giulioprisco.blogspot.com/2009/08/ bill-bainbridges-religion-for-galactic.html (дата обращения: 20.04.2023).

17. Шкаев Д.Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Соц. и гуманит. науки. Отечеств. и зарубеж. литература. Сер. 3: Философия. Рефератив. журн. 2020. № 3. С. 49-54.

18. Лисов Д.С. Религия и киберпространство: цифровое перевоплощение // Осенняя школа по гуманитарной информатике: сб. тез. докл., Калининград, 09-12 ноября 2017 года. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2017. С. 46-51.

19. Овчинников А.И., Фоминская М.Д. Религиозная безопасность России и роль права в ее обеспечении // Сев.-Кавказ. юрид. вестн. 2014. № 3. С. 7-15.

20. Филимонова Т.А. Религиозная безопасность как полноправный раздел формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы формирования безопасности жизнедеятельности населения: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 14-15 мая 2008 г. М.: КУНА, 2008. С. 44-48.

21. Прокудина Н.В. Религиозный аспект национальной безопасности современной России // Magistra Vitae: электрон. журн. по ист. наукам и археологии. 2017. № 1. С. 75-82.

22. Белова Т.П. Конфессиональное социальное служение как форма гражданской активности // На пути к гражданскому обществу. 2014. № 2. С. 92-98.

23. АфанасьеваМА. Процессы глобализации религиозного сознания: описание курса // Россия в XXI веке: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической

идентичности: сб. докл. и материалов XXX Моисеевских чтений - науч.-практ. конф., Москва, 24-25 марта 2022 года / под общ. ред. М.Ч. Залиханова, С.А. Степанова; сост. Г.Р. Исакова. М.: РАН; Изд-во МНЭПУ, 2022. С. 251-259.

References

1. O'Leary S.D. Cyberspace as Sacred Space: Communicating Religion on Computer Networks. J. Am. Acad. Relig., 1994, vol. 64, no. 4, pp. 781-808. DOI: 10.1093/jaarel/LXIV.4.781

2. Campbell H.A. Surveying Theoretical Approaches Within Digital Religion Studies. New Media Soc., 2017, vol. 19, no. 1, pp. 15-24. DOI: 10.1177/1461444816649912

3. Cheong P.H. Authority. Campbell H.A. (ed.). Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. Abingdon, 2013, pp. 72-87.

4. Helland C. Digital Religion. Yamane D. (ed.). Handbook of Religion and Society. Cham, 2016, pp. 177-196.

5. Nimyaev E.A. Issledovanie tsifrovoy religii: klassifikatsiya religioznykh onlayn-resursov [Digital Religion Study: A Classification of Religious Online Resources]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2022, no. 3, pp. 220-229. DOI: 10.35231/18186653_2022_3_220

6. Mchedlova M.M., Kofanova E.N., Shevchenko A.G. Religiya v usloviyakh pandemii: otnoshenie k tsifrovizatsii religioznykh praktik [Religion in the Context of a Pandemic: Attitude to the Digitalization of Religious Practices]. Rossiya reformiruyushchayasya, 2021, no. 19, pp. 462-483.

7. Ostrovskaya E.A. Sotsiologiya religii: vvedenie [Sociology of Religion: An Introduction]. St. Petersburg, 2018. 320 p.

8. Smirnov M.Yu. Tsifrovizatsiya kak "obnulenie" religiy [Digitalization as "Zeroing" of Religions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2019, no. 3, pp. 137-145.

9. Chesnova E.N. Tsifrovizatsiya religii: islam [Digitalization of Religion: Islam]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo, 2021, no. 4, pp. 70-82. DOI: 10.22405/2304-4772-2021-1-4-70-82

10. Buvaeva G.A. Internet-prostranstvo religii i "tsifrovizatsiya buddizma" [Attempts to Revive Religion in Virtual Space and "Digitalization of Buddhism"]. VestnikKalmytskogo universiteta, 2020, no. 2, pp. 86-91.

11. Sokolovskiy K.G. Kiberreligiya i riski dukhovnoy bezopasnosti [Cyber Religion and the Risks of Spiritual Security]. Gumanitarnoe znanie i dukhovnaya bezopasnost' [Humanitarian Knowledge and Spiritual Security]. Makhachkala, 2021, pp. 256-259.

12. Manukyan E.E. Vliyanie tsifrovoy kul'tury na religioznuyu samoidentifikatsiyu molodezhi [The Influence of Digital Culture on the Religious Identity of Young People]. Listvina E.V, Lysikova N.P. (eds.). Sovremennaya kul'turologiya: problemy iperspektivy [Modern Cultural Studies: Problems and Prospects]. Iss. 7. Saratov, 2021, pp. 56-59.

13. Ivanov A.V Digital Religion. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. : Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2018, vol. 18, no. 4, pp. 377-381 (in Russ.). DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-377-381

14. Campbell H.A. Introduction. The Rise of the Study of Digital Religion. Campbell H.A. (ed.). Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. New York, 2013, pp. 1-21.

15. Khvastunova Yu.V. Tsifrovaya religiya dlya transcheloveka [Digital Religion for Transhumans]. Nauchnyy vestnik Gorno-Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 15, pp. 188-192.

16. Bainbridge W.S. Religion for a Galactic Civilization 2.0. Available at: http://giulioprisco.blogspot.com/2009/08/ bill-bainbridges-religion-for-galactic.html (accessed: 20 April 2023).

17. Shkaev D.G. Virusy razuma, tsifrovaya religiya i mifologiya deviatsiy: sotsial'no-filosofskoe sopostavlenie [Viruses of the Mind, Digital Religion and the Mythology of Deviations: A Socio-Philosophical Comparison]. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 3: Filosofiya. Referativnyy zhurnal, 2020, no. 3, pp. 49-54.

18. Lisov D.S. Religiya i kiberprostranstvo: tsifrovoe perevoploshchenie [Religion and Cyberspace: A Digital Transformation]. Osennyaya shkola po gumanitarnoy informatike [Autumn School on Humanitarian Informatics]. Kaliningrad, 2017, pp. 46-51.

19. Ovchinnikov A.I., Fominskaya M.D. Religioznaya bezopasnost' Rossii i rol' prava v ee obespechenii [Religious Safety of Russia and the Role of Law in Its Maintenance]. Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik, 2014, no. 3, pp. 7-15.

20. Filimonova T.A. Religioznaya bezopasnost' kak polnopravnyy razdel formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Religious Security as an Integral Part of the Formation of a Culture of Life Safety]. Aktual'nye problemy formirovaniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya [Current Issues of the Formation of Life Safety of the Population]. Moscow, 2008, pp. 44-48.

21. Prokudina N.V Religioznyy aspekt natsional'noy bezopasnosti sovremennoy Rossii [Religious Aspect of the National Security in Modern Russia]. Magistra Vitae: elektronnyy zhurnalpo istoricheskim naukam i arkheologii, 2017, no. 1, pp. 75-82.

22. Belova T.P. Konfessional'noe sotsial'noe sluzhenie kak forma grazhdanskoy aktivnosti [Religious Social Service as a Form of Civic Engagement]. Naputi kgrazhdanskomu obshchestvu, 2014, no. 2, pp. 92-98.

23. Afanas'eva M.A. Protsessy globalizatsii religioznogo soznaniya: opisanie kursa [Globalization of Religious Consciousness: A Course Description]. Zalikhanov M.Ch., Stepanov S.A. (eds.). Rossiya v XXI veke: obrazovanie kak vazhnyy tsivilizatsionnyy institut razvitiya i formirovaniya rossiyskoy kul turno-istoricheskoy identichnosti [Russia in the 21st Century: Education as an Important Civilizational Institute for the Development and Formation of Russian Cultural and Historical Identity]. Moscow, 2022, pp. 251-259.

DIGITALIZATION OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article examines the digitalization of religious consciousness and discusses various problems arising in its course. Digitalization of religious consciousness is a process of modernization of the religious life of humankind, characterized by the introduction of digital technologies into it and the transition of the religious sphere into a network environment. Digitalization of religious consciousness is one of the factors of globalization. The author dwells on the spread of digital technologies to the religious sphere, indicating both positive and negative sides of this phenomenon. By influencing the subjective human world and making adjustments to it, digitalization brings fundamental changes to the consciousness of humankind, which is especially noticeable in culture and religion. The article provides a short overview of literature on the topic under study by both Russian and foreign authors. The results of the data obtained over the past decades are briefly described and the relevance of the studied issues is explained. In addition, the article touches on the topic of religious security in the light of the development and interpretation of religious teachings in the virtual space, where the differences between the profane and the sacred are weakened. Three levels of the problem of the processes of digitalization of religious consciousness are deduced: competitive, substituting and transformational. The competitive level represents the clash between traditional and non-traditional religious teachings in a network environment. The substituting level shows how a lot of practices of traditional religions change their form and, sometimes, content, when moving into the digital space. The transformational level exposes radical changes in key religious postulates, which forms a fundamentally new type of religiosity in cyber religion. Further, it is demonstrated how, with the introduction of digital technologies based on a heterarchical model of functioning, the perception of religion as a hierarchical institution is transformed. As a result of the action of the factors considered, the key problem of the topic under study is, and in the near future will remain, religious security. This issue is described in accordance with the highlighted levels of the problem of digitalization of religious consciousness. Possible measures to strengthen the security of religious consciousness in a dynamically developing digital society are proposed.

Keywords: digitalization, religion, religious consciousness, digitalization of religious consciousness, digital religion, cyber religion.

Поступила 26.03.2023 Received 26 March 2023

Принята 15.08.2023 Accepted 15 August 2023

Опубликована 25.09.2023 Published 25 September 2023

For citation: Afanas'eva M.A. Digitalization of Religious Consciousness: Problems and Prospects. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2023, vol. 23, no. 4, pp. 114-122. DOI: 10.37482/2687-1505-V276

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.37482/2687-1505-V276

MariyaA. Afanas'eva

Ivanovo State University; ul. Timiryazeva 5, Ivanovo, 153025, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1533-8640 e-mail: mari.afanasieva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.